Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ценностных ориентаций курсантов юридического вуза при изучении социальной информатики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли свое отражение в 8 публикациях автора. Они обсуждались и получили одобрение на кафедре информатики и вычислительной техники Самарского государственного педагогического университета, на кафедре информатики и математики Самарского юридического института Минюста РФ, на межведомственной научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Факторы формирования ценностных ориентаций курсанта в образовательной среде юридического вуза
    • 1. 1. Ценностные ориентации курсанта юридического вуза: сущность, факторы формирования
    • 1. 2. Содержание юридического образования как детерминант формирования ценностных ориентаций курсанта юридического вуза
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Изучение социальной информатики как фактор формирования аксиосферы курсантов юридического вуза: теория в контексте опыта образовательной практики
    • 2. 1. Отбор содержания курса «Социальная информатика» как дидактическая задача
    • 2. 2. Изучение социальной информатики в юридическом вузе: опыт образовательной практики
  • Выводы к главе 2

Формирование ценностных ориентаций курсантов юридического вуза при изучении социальной информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конец XX века и начало третьего тысячелетия характеризуются значительными позитивными изменениями в социальной жизни: тоталитарные режимы сменяются демократическими, автоматизируется и «роботизируется» производство, стремительно развивается наука, расцветает культура, происходит все большее сплочение людей в единое общество. Однако, они происходят на фоне кровавых военных столкновений в разных частях мира, подавления национальных культур и традиций, национального порабощения и превращения отсталых стран в сырьевой придаток развитых стран Запада, роста международного терроризма и компьютерных преступлений, экологического кризиса.

Существенным фактором, обуславливающим отмеченные диалектически противоречивые реалии современности, выступает бурное развитие информационных и коммуникационных технологий. И потому неудивительно, что социальные аспекты информатизации общества стали объектом внимания многих философов, социологов, экономистов (Д.Белл, Ж. Бодияр, Э. Гиденс, Ж.-Ф.Лиотар, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, В. С. Степин, А. Д. Урсул, Ф. Уэбстер, Ю. Хамбермас, Г. Шиллер и др.).

Эти же аспекты широко представлены в социальной прогностике и футурологических концепциях, посвященных новому, формирующемуся этапу техногенной цивилизации. Это общество будущего именуется по разному: «постиндустриальное» (Д.Белл и др.), «информационное» (Е.Ма-суда и др.), «программируемое» (А.Турен), «посткапиталистическое» (Р.Да-рендорф), «телематическое» (Дж.Мартин), «постцивилизационное» (К.Боул-динг), «постэкономическое» (Г.Кан), «супериндустриальное» (А.Тоффлер), «постпротестантское» (С.Алтром), «постбуржуазное» (Дж.Лихтхайм), «постмодернистское» (А.Этционе), «технотронное» (З.Бжезинский), «постэкономическое» (В.Иноземцев), «постнефтяное» (Р.Барнет) и «всемирная деревня» (Мак Люэн).

Закономерной реакцией науки на объективно существующую потребность в систематизированном осмыслении социальных аспектов информатизации общества явилось и развитие нового направления исследований в области информатики, зародившегося в СССР в середине 80-х гг. и получившего название «социальная информатика». В работах российских ученых (К.К.Колин, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, И. В. Соколова А.Д.Урсул и др.) научное знание, информация, информационные и коммуникационные технологии предстают как важнейший стратегический ресурс дальнейшего развития цивилизации.

Анализ перечисленных и других исследований, в которых предпринимаются попытки заглянуть в недалекое будущее и ответить на вопросы о том, с какими проблемами столкнется человек в высокоавтоматизированной информационной среде, однозначно свидетельствует о высоком аксиологическом потенциале междисциплинарного контекста социологии и информатики.

Это обстоятельство представляется особенно важным в связи с тем, что в России компьютерная революция практически совпала по времени с переходом страны к рыночной экономике и коренными изменениями в общественной, идеологической, духовной и политической жизни страны. В переходный период произошла ломка сложившихся стереотипов, переоценка ценностей. Особенно ярко это проявилось в сфере высшего профессионального образования, в которой после «исчезновения марксизма-ленинизма» возник не только «идеологический», но и «аксиологический» вакуум. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты работ В. П. Бездухова и его учеников, посвященные проблеме формирования ценностных ориентаций студентов, курсантов.

В то же время, становление в России правового государства и реализация общегуманистических начал в деятельности правоохранительных и силовых структур неизбежно предполагает решение проблемы формирования ценностных ориентаций курсантов юридических вузов, поскольку именно им в недалеком будущем предстоит воплощать гуманистические идеалы в правоохранительной практике.

Между тем, проведенный нами анализ содержания юридического образования показывает явную недооценку аксиологического потенциала междисциплинарного контекста философии, социологии, социальной прогностики и информатики. В частности, государственными образовательными стандартами подготовки будущих юристов изучение социальной информатики как учебной дисциплины не предусматривается. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что многие дидактические проблемы, связанные с изучением вопросов социальной информатики, настоятельно требуют своей дальнейшей систематизации и развития.

Констатируя, таким образом, наличие в настоящее время существенного разрыва, противоречия между запросами практики и состоянием теоретического знания по рассматриваемой проблеме, отметим следующее.

В теоретическом плане — это проблема определения аксиологического потенциала образовательной области «Социальная информатика» в процессе подготовки курсантов юридического вуза.

В практическом плане — это проблема разработки концепции прак-тико-ориентированного курса «Социальная информатика», в рамках изучения которого возможна реализация названного потенциала в процессе формирования системно информационной картины мира у курсантов юридических вузов.

Объект исследования — образовательный процесс в юридическом вузе.

Предмет исследования — влияние содержания образования на формирование аксиосферы курсантов юридического вуза при изучении социальной информатики.

Цель исследования — разработка практико-ориентированной концепции формирования ценностных ориентаций курсантов юридического вуза в процессе изучения социальной информатики.

Гипотеза исследования. В условиях непрерывного усложнения юридической и правоохранительной деятельности, вызванного как переходом России к социально-ориентированной рыночной экономике, так и повышением социальных ожиданий к уровню юридической культуры будущего юриста, можно предположить следующее.

Юридические вузы способны выступать в качестве важнейшего фактора формирования аксиологического сознания будущих юристов, если содержание юридического образования будет трансформировано путем введения в учебный план подготовки юриста курса «Социальная информатика».

Отбор содержания этой учебной дисциплины должен осуществляться на основе системно-деятельностного и аксиологического подходов, сочетания фундаментализации и практико-ориентированности гуманитарного знания и с учетом принципа профессиональной направленности. Такой курс, призванный играть роль существенного фактора в процессе формирования ценностных ориентаций будущего юриста, может одновременно рассматриваться как одно из немаловажных условий реализации принципов гуманизации и гуманитаризации высшей юридической школы.

Задачи исследования.

1. На основе теоретико-методологического анализа основных аксиологических теорий и социальных требований к личности юриста разработать нормативную модель аксиосферы курсанта юридического вуза. Выявить факторы формирования индивидуального аксиологического сознания курсантов.

2. Осуществить системный анализ содержания юридического образования с целью выявления возможных путей повышения его аксиологического потенциала за счет использования междисциплинарного контекста социологии и информатики.

3. Произвести отбор содержания, осуществить выбор организационных форм и методов проведения курса «Социальная информатика», способного выступить в качестве существенного фактора формирования ценностных ориентаций будущего юриста.

4. Разработать методы диагностики уровня знаний предметной области «Социальная информатика», состояния аксиосферы курсантов юридического вуза. На их основе произвести оценку дидактического и аксиологического потенциала курса «Социальная информатика» как составного компонента естественно-научной подготовки будущих юристов.

Положения, выносимые на защиту.

1. На современном этапе социальные ожидания и требования российского социума к личности юриста могут быть представлены нормативной моделью аксиосферы курсанта юридического вуза, описываемой (согласно М.С.Кагану) в терминах позитивных ценностных субъект-объектных отношений курсанта к таким объектам, феноменам социальной действительности, как: Родина, Присяга, гражданское общество, правовое государство, идея права, право как мера свободы и справедливости, гуманизм, права и свободы граждан, труд, профессия, профессиональная мораль, профессиональная этика, знание.

Факторами формирования индивидуальной аксиосферы курсанта юридического вуза выступают:

— социальные ожидания социума относительно субъекта юридической деятельности, обуславливающие исходное состояние аксиосферы курсанта и ее дальнейшую трансформацию в процессе обучения в юридическом вузе;

— образовательная среда юридического вуза;

— профессиональная мораль и этика юриста;

— состояние юридической деятельности и правоохранительной практики и ее отражение в средствах массовой информации;

— содержание юридического образования.

2. Ценностные ориентации большинства курсантов юридического вуза неадекватны социальным ожиданиям социума относительно личности юриста, поэтому необходима трансформация содержания юридического образования, выступающего в качестве детерминанта формирования индивидуальной аксиосферы курсанта юридического вуза.

3. Воплощение аксиологического подхода к проблеме формирования общей и естественнонаучной культуры будущего юриста лежит в русле оптимальной реализации аксиологического потенциала междисциплинарного контекста философии, социологии, информатики, социальной прогностики.

В рамках реализации названного подхода представляется оправданным, исходя из реалий организации образовательного процесса в юридических вузах силовых структур, введение в учебный план подготовки курсантов юридических вузов (в рамках естественно-научного компонента) курса по выбору «Социальная информатики», содержание которого — социальные аспекты информатизации общества. Комплекс учебно-воспитательных задач, которые призван решать названный курс, должен и может выходить далеко за рамки повышения уровня информационной компетентности курсантов (будущих юристов) посредством установления межпредметных связей социологии, информатики и др.

4. Содержание разработанного нами курса «Социальная информатика» предопределяет специфику вклада названной учебной дисциплины в формирование основ научного мировоззрения будущих юристов на базе раскрытия роли и значении социальных и футурологических аспектов информатизации общества. При этом речь должна идти не о навязывании изначально фиксированной системы ценностей, но о приобщении не только к нормам и ценностям, доминирующим в социуме на современном этапе, но и к нормам и ценностям перспективного характера. Одной из главных задач курса должно стать формирование у студентов осознанного, рефлексивного характера восприятия ценностных установок.

5. Предлагаемая трансформация содержания образования курсантов юридических вузов за счет включения в учебный план разработанного нами курса «Социальная информатика» возможна — названный курс доступен для изучения подавляющему числу курсантов. Этот курс, призванный играть существенную роль в формировании системы ценностных ориентаций будущего юриста, может одновременно рассматриваться и как одно из немаловажных условий реализации принципов научности, фундаментализа-ции и интеграции образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: построена нормативная модель аксиосферы курсанта юридического вуза (она описывается в терминах позитивных ценностных субъект-объектных отношений курсанта к таким объектам, феноменам социальной действительности, как: Родина, Присяга, гражданское общество, правовое государство, идея права, право как мера свободы и справедливости, гуманизм, права и свободы граждан, труд, профессия, профессиональная мораль, профессиональная этика, знание);

— выявлены факторы формирования системы ценностных ориента-ций курсанта юридического вуза (социальные ожидания социума относительно субъекта юридической деятельности, обуславливающие исходное состояние аксиосферы курсанта и ее дальнейшую трансформацию в процессе обучения в юридическом вузе, образовательная среда юридического вуза, содержание образования, профессиональная мораль и этика юриста, состояние юридической деятельности и правоохранительной практики и ее отражение в средствах массовой информации);

— установлено, что содержание юридического образования выступает в качестве детерминанта формирования системы ценностных ориентаций курсантов юридического вуза;

— обоснован и произведен отбор содержания курса «Социальная информатика», определены его роль и значение в системе подготовки будущего юриста (курс должен изучаться либо в рамках вузовского компонента, либо в системе курсов по выбору в блоке общих математических и естественно-научных дисциплин, формы и методы его преподавания, должны эффективно влиять на формирование системы ценностных ориентаций курсанта юридического вуза).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволят осуществить более широкий подход к решению проблемы формирования системы ценностных ориентаций будущих юристов, их информационной и общей культурырасширят научные представления о механизмах педагогической деятельности, обеспечивающей интеграцию и гуманитаризацию содержания высшего юридического образования.

Практическая значимость исследования. Его результаты способствуют определению методов формирования информационной культуры будущих юристоввыявлению и экспериментальной проверке дидактических условий, позволяющих в процессе учебно-воспитательной работы формировать у курсантов юридических вузов на основе целостного видения современной информационной картины мира соответствующие ценностные ориентации. Определение содержания курса «Социальная информатика», разработка критериально-ориентированных тестов учебных достижений по названному курсу входят в ряд реальных предпосылок реализации принципов фундаментализации и гуманитаризации юридического образования.

Методологической основой исследования явились теории информационного общества, психолого-педагогические теории, исследования по проблеме формирования информационной культуры личности. В частности, существенное значение в концептуальном плане для настоящей работы имели:

— исследования в области философии (Ж.Бодияр, Ж.-Ф.Лиотар, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, В. С. Степин, А. Д. Урсул и др.);

— аксиологические теории (В.П.Бездухов, М. Вебер, М. С. Каган, Э. Дюркгейм и др.);

— психолого-педагогические теории содержания образования (В.С.Леднев, В. А. Сластенин, Б. С. Гершунский, В. А. Ясвин и др.);

— теории информационного общества (Д.Белл, Э. Гиденс, Н. Н. Моисеев, Ю. Хамбермас, Г. Шиллер и др.);

— исследования по социальной информатике (О.М.Батурин, К. К. Колин, А. И. Ракитов, И. В. Соколова, А. Д. Урсул, В. И. Цвылев и др.).

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на кафедре информатики и вычислительной техники Самарского государственного педагогического университета и на кафедре информатики и математики Самарского юридического института Минюста РФ.

Исследование проводилось в несколько этапов.

1 этап (2001;2002). Изучение педагогической действительности и опыта работы юридического вуза в аспекте формирования системы ценностных ориентаций курсантов. Проведенный анализ исследований, тематически близких к нашему, послужил основой для обоснования темы исследования, его предмета и цели, для определения гипотезы, задач, методологии и методов исследования.

2 этап (2002 — 2004). В ходе непосредственной преподавательской деятельности, сочетавшейся с анализом философской, социологической, психолого-педагогической литературы проверялась и уточнялась гипотеза исследования, разрабатывались контрольно-измерительные материалы уровня знаний предметной области «Социальная информатика» и методы диагностики состояния аксиосферы курсантов юридического вуза. Проводился педагогический эксперимент.

3 этап (2004—2005). Разработана концепция исследования. Теоретически осмыслены эмпирические данные, на основе анализа которых сформулирована практико-ориентированная концепция формирования ценностных ориентаций курсантов юридического вуза в процессе изучения социальной информатики. Проведен анализ результативности опытно-экспериментальной работы. Оформлена диссертация.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературысоциологические методы (анкетирование, беседы) — педагогическое наблюдениеизучение и обобщение опыта преподавательской работы.

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблемеполнотой рассмотрения на теоретическом и экспериментальном уровне объекта исследования, охватывающего его содержательные и процессуальные характеристикиприменением комплекса методов, адекватных предмету исследованиядлительностью практической работы и возможностью ее воспроизведения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли свое отражение в 8 публикациях автора. Они обсуждались и получили одобрение на кафедре информатики и вычислительной техники Самарского государственного педагогического университета, на кафедре информатики и математики Самарского юридического института Минюста РФ, на межведомственной научно-практической конференции «Проблемы уголовно-исполнительной политики российского государства на современном этапе» (Самара, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции «Пути дальнейшего повышения эффективности и образовательного процесса в высшей школе» (Самара, 2003), на межведомственной научно-практической конференции «Проблемы уголовно-исполнительной политики в реализации международных правовых стандартов обращения с осужденными» (Самара, 2003), на региональной научно-практической конференции САМГАСА (Самара, 2004), на Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике» (Пенза 2004).

Результаты исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя кафедры информатики и математики Самарского юридического института Минюста РФ, преподавателя кафедры информатики Самарской государственной экономической академии.

Выводы к главе 2.

Проведенный педагогический эксперимент, позволяет утверждать следующее.

1. Результаты эксперимента свидетельствуют о неадекватности акиологического сознания курсантов юридического вуза социальным ожиданиям социума относительно личности юриста. Это позволяет сделать вывод о насущной необходимости трансформации содержания юридического образования в сторону усиления его аксиологического потенциала.

2. Исходя из реалий организации образовательного процесса в юридических вузах силовых структур одним из возможных путей формирования информационной и общей культуры будущего юриста может служить изменение содержания юридического образования за счет введения в учебный план в качестве естественно-научного компонентаг курса по выбору «Социальная информатики». Комплекс учебно-воспитательных задач, которые призван решать названный курс, должен и может выходить далеко за рамки повышения уровня информационной компетентности курсантовбудущих юристов посредством установления межпредметных связей социологии, информатики и др. Основная цель курса — способствовать в процессе формирования у курсантов юридического вуза системно информационной картины мира развитию системы ценностных ориентаций, близкой к идеальной модели аксиосферы юриста.

Содержание разработанного нами курса «Социальная информатика» предопределяет специфику вклада названной учебной дисциплины в формирование основ научного мировоззрения будущих юристов на базе раскрытия роли и значении социальных и футурологических аспектов информатизации общества. При этом речь должна идти не о навязывании изначально фиксированной системы ценностей, но о приобщении не только к нормам и ценностям, доминирующим в социуме на современном этапе, но и к нормам и ценностям перспективного характера. Одной из главных задач курса должно стать формирование у студентов осознанного, рефлексивного характера восприятия ценностных установок.

3. Курс «Социальная информатика», призванный играть существенную роль в формировании системы ценностных ориентаций будущего юриста, может одновременно рассматриваться и как одно из немаловажных условий реализации принципов научности, фундаментализации и интеграции образования. Вышеназванный курс доступен для изучения подавляющему числу курсантов.

Заключение

.

Наша гипотеза о том, что в условиях непрерывного усложнения юридической деятельности и повышения социальных требований к личности юриста юридический вуз способен выступать в качестве важнейшего фактора формирования аксиологического сознания курсантов, нашла не только теоретическое, но и практическое подтверждение.

Проведенный социологический анализ указанных выше требований позволяет утверждать, что они в явном виде могут быть представлены разработанной нами нормативной моделью аксиосферы курсанта юридического вуза, описываемой в терминах позитивных ценностных субъект-объектных отношений курсанта к таким объектам, феноменам социальной действительности, как:

Родина, Присяга, гражданское общество, правовое государство, идея права, право как мера свободы и справедливости, гуманизм, права и свободы граждан, труд, профессия, профессиональная мораль, профессиональная этика, знание. ды граждан, труд, профессия, профессиональная мораль, профессиональная этика, знание.

Дидактический анализ современного состояния подготовки будущих юристов выявил несоответствие между сущим и должным в процессе формирования аксиосферы будущих юристов. Оно, помимо всего прочего, заключается в слабом использовании аксиологического потенциала междисциплинарного контекста социологии и информатики.

Это позволило сделать вывод о том, что воплощение аксиологического подхода к проблеме формирования общей культуры будущего юриста лежит в русле оптимальной реализации аксиологического потенциала названного контекста. В рамках реализации названного подхода представляется оправданным введение в учебный план подготовки курсантов юридических вузов курса «Социальная информатика», содержание которогосоциальные аспекты информатизации общества. Этот курс, призванный играть роль существенного фактора в процессе формирования ценностных ориентаций будущего юриста, может одновременно рассматриваться как одно из немаловажных условий реализации принципов гуманизации и гуманитаризации высшей юридической школы. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу о высоком аксиологическом потенциале указанного курса.

Выполненное нами исследование проблемы формирования ценностных ориентаций курсантов юридического вуза в процессе изучения социальной информатики вносит определенный вклад в развитие юридического образования. Вместе с тем мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной степени глубоко и основательно, а само исследование выявляет пласт проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. Среди этих проблем одна из самых актуальных — организация изучения в системе высшего образования социальной прогностики в рамках ее критического осмысления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Вла-дос, 1994.
  2. Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития. Вестник РОИВТ. М., 1994, № 4. — С. 22−26.
  3. Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития. Вестник РОИВТ. М., 1994, № 5. — С.20−28.
  4. С.С. Введение в юридическую специальность. М., 1976. -419 с.
  5. С. Марксистская этика как наука /Пер. с болгар.- М., 1 979 264 с.
  6. И.Д. Педагогические условия формирования гуманистического отношения курсантов юридического вуза МВД к человеку. Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. — Самара, 2001. — 24 с.
  7. А.Б. Информационные ресурсы России и политика их эффективного использования. Проблемы информатизации, 1997, № 4.
  8. Д.М., Джафарли Т. Этические категории// Предмет и система этики. Москва — София, 1973.-С. 152−178.
  9. Б. де Жувенель. Искусство предположения // Бестужев Д., Впереди 21 век: Перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952−1999. Лада. М.: Academia, 2000. -480 с.
  10. О.М. Природа морального осуждения. Тбилиси, 1982. -84 с.
  11. В. П. Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущее учителя. — Самара: СамГПУ, 2001. — 163 с.
  12. В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара -Санкт-Петербург: СамПГУ, 1997. — 172 с.
  13. В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: СамГПИ, 1992.- 104 с.
  14. В.П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. — Самара: Сам-ГПУ, 2001.- 163 с.
  15. В. М., Вопросы общественного воспитания // Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 в. — М., 1990. 504 с.
  16. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  17. Братченко C. J1. Введение в гуманитарную экспертизу образования. -М., 1999.
  18. Введение в информационный бизнес /Под редакцией Тихомирова В. П. -М.: Финансы и статистика, 1996.
  19. Е.Е. Формирование ценностного сознания курсантов в процессе обучения в юридическом институте министерства юстиции. — Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2002. — 24 с.
  20. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. М., 1991. — С.215−224.
  21. В.П. Аксиология культуры. Спб.: ЛГУ, 1996. — 152 с.
  22. У. С. Дорога в будущее. М.: Русская Редакция, 1996.
  23. И. В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. М., 1997.
  24. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 23 100 Правоохранительная деятельность. — М.: МО РФ, 2001.
  25. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994.
  26. Г. Б. Знание как событие и процесс // Что значит знать? Сб. науч. статей. М., 1999. — С. 46−59.
  27. Достижения биологической функциологии и их место в практике образования: Материалы всероссийской конференции с международным участием. Самара- ГП «Перспектива" — СамГПУ, 2003. — 314 с.
  28. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974, — 388 с.
  29. А.В., Ефимкин С.В.и др. Абитуриент 97: социологический портрет.//Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1997, № 4. — С. 63−69.
  30. .Б., Лойт Х. Х., Рыбников В. Ю., Профилактика наркомании в образовательных учреждениях МВД России: Пособие. СПб.: Университет, 2002.
  31. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М.: МГУ, 1994.-144 с.
  32. А.Г. Социология конфликтов, М., 1996.
  33. В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998.
  34. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Логос, 2000.-304 с.
  35. В.Л. Эксплуатация: объективная данность и феномен сознания. Размышления о перспективах социального прогресса // Коммунист. 1991. № 10.-С. 8−17.
  36. Информатизация общества и бизнес: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОНРАН, 1992.
  37. Информатика: Учебник / Макарова Н. В., Култышев Е. И., Степанов А. Г., Широков B. JL- под ред. Макаровой Н. В. 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 545 с.
  38. Информационные и образовательные технологии: Сборник научных статей. Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2004. — 72с.
  39. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  40. М.С. Философская теория ценности. СПб.: СПбГУ, 1997.
  41. В.А. Психологические аспекты формирования стрессо-устойчивости у курсантов юридического института Министерства Юстиции Российской Федерации. Автореф. дис. канд. псих. наук. — Самара, 2002. — 24 с.0
  42. Каныгин Ю. М, Яковенко Ю. И. Введение в социальную когнитоло-гию. Киев: Наукова Думка, 1992.
  43. Е.А. Мотивы профессионального выбора.//Вестник методического центра и профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996, № 1. — С. 54−58.
  44. В.П. Этическое сознание. Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. Л.:ЛГУ, 1979.-222 с.
  45. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Приложение к приказу МВД России от 19.11.1993 г. № 501.
  46. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2004. — 368 с.
  47. К. К. Актуальные проблемы социальной информатики. Сборник научных трудов «Социальная информатика-93», М., Институт молодёжи, 1993.
  48. К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика // ИНФО. 2000. № 10.
  49. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 350 с.
  50. Коменский Я. А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. М., 1989.-С. 11−105.
  51. Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. // Педагогическое наследие. М., 1989. С. 106−136.
  52. Я.А. Сочинения/Перевод с латинского и чешского/Отв. Ред. И сост. Субботин A.JI. М.: Наука, 1997. 476 с.
  53. А.Ф. Собр. Соч. в 8-ми т. М.- 1967.
  54. А.Ф. Собр. соч.- Т.З.
  55. Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Межотраслевая информационная служба. М., 1995, № 3.
  56. Концепция перестройки юридического образования в Сибири и на дальнем Востоке: Сборник / Под ред. Воловича В. Ф. Томск: Изд-во Том. университета. 1990. — 67 с.
  57. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1990.-492 с.
  58. Я. Право ребенка на самоуважение / Педагогическое наследие. М., 1990.-С. 175−194.
  59. А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика), -М.: Образование и Информатика, 2003. 232 с.
  60. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. -400 с.
  61. Г. И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения // Моральный выбор. М., 1980. С. 155−171.
  62. Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М., 1974. С. 106−143.
  63. Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория. М., 1974.-С. 50−106.
  64. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание. 1974. — 64 с.
  65. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. -М., 1995.
  66. Л.Ш. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. М.: Издательский дом «Инфра — М», 2001.- 128 с.
  67. Д. Сочинения: В 3-х томах. М.: Мысль, 1988.
  68. Дж. Мысли о воспитании //Педагогическое наследие. М., 1989.
  69. И. А. Состояние и перспективы развития телекоммуникационных технологий. Информационные технологии и вычислительные системы.-М., 1996, № 3.
  70. С.Е. Ориентация учителя на ценность научного знания как фактор развития педагогической компетентности. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Самара, 2001. — 24 с.
  71. А.В., Пак Н.И., Хеннер Е. К. Информатика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов. 3 изд. — М.: ИЦ «Академия», 204. — 848 с.
  72. Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998.
  73. Э.И. Проблемы теории и методики воспитания школьников. М., 1978.-200 с.
  74. В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. -356 с.
  75. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М., 2000.
  76. Г. Н., Сергеев В. В., Стрельник С. Н. Наркотики и наркоманы, или что нужно знать сотруднику правоохранительных органов о наркотиках и наркоманах и как поступать при встрече с ними: Методическое информационное пособие. Самара: СОМИАЦ, 2002.
  77. B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л., 1978.
  78. С.И. Словарь русского языка. / Под ред. чл.-кор. АН СССР Шведовой Н. Ю. — М., 1986. — 917 с.
  79. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990
  80. А.П. Введение в юридическую деонтологию. Ростов на Дону. 1997.- 143с.
  81. Д.Г., Лисовцева В. М. Предварительный тип личности и профессия юриста // Всероссийская конференция» Актуальные проблемы сферы психологии и права. Калуга. 1998. — С. 147−150 .
  82. Д.А., Пугач О. И. Социальная информатика: критериально-ориентированные тесты учебных достижений/Методическая разработка для студентов педагогических вузов. Самара: СамГПУ, 2003. — 16 с.
  83. Проблемы уголовно-исполнительной политики Российского государства на современном этапе: Материалы межведомственной научно-практической конференции (май 2002 г.) Самара: Издательство Самарского юридического института 2002. — 227 с.
  84. Проблемы уголовно-исполнительной политики Российского государства на современном этапе: Материалы межведомственной научнопрактической конференции (июнь 2003 г.). Самара: Издательство Самарского юридического института 2003. — 344 с.
  85. Г. В. Формирование морального облика курсантов в процессе обучения в юридическом вузе МВД: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Самара, 2001.-24 с.
  86. Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе: Материалы всероссийской научно-практической конференции (6−7 февраля 2003 г.) Самара: Издательство Самарского юридического института 2003. — 292 с.
  87. З.И. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., 1994. -С.3−10
  88. Развитие правового образования в учебных заведениях России. Смоленск. 1999.- 158 с.
  89. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Мысль, 1991.
  90. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989.
  91. В. Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: В 3 ч. Ч. 3: Философские основы мировоззрения. Антропология. Спб.: СГУ, 1997. — 288 с.
  92. В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: В 3 ч. Ч. 1: Введение: философия и жизнь. -Спб.: СГУ, 1997.-224 с.
  93. С.Д. Становление гражданской позиции и формирование адаптивных установок личности: Учебное пособие Самара: Изд-во Сам-ГПУ, 2002. — 62 с.
  94. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Под ред. Ядова В. А. -:Наука JL, 1979. 264 с.
  95. П. Искусство речи в суде. М., 1988. -122с.
  96. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  97. В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференций по экологической психологии (Москва, 3−5 декабря 1996 г.).
  98. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995. 337 с.
  99. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1981. — 430 с.
  100. Г., Толстых Б., Черешкин Д. Информатизация и рынок //Коммунист. 1991. -№ 11.-С.95−102
  101. Г. Л. Чернышкин Д. С. Вершинская О. Н. Костюк В. П. Путь России к информационному обществу. М.- Препринт ИСА РАН. 1996.
  102. Н.В. Развитие творческого мышления в процессе обучения курсантов юридического вуза МВД: Автореф. дис. канд. псих. наук. Самара, 2002. — 22 с.
  103. A.M. Юридическая педагогика. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», «ЭКМОС», 2000 Г. — 496 с.
  104. В.А. Избранные педагогические произведения. В 3-х томах. М. Педагогика, 1979. Т.1. 558 с.
  105. А.И. Специфика и структура морали //Мораль и этическая теория. М., 1980. — С. 96−133.
  106. А.Б. Дидактическая система принципов обучения на основе информационных технологий в вузах МВД России/ ИНФО. 2002. № 9.
  107. К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения. Том 1. М., 1988.
  108. Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
  109. Федеральный закон «Об информации, информатизации, и защите информации». Вестик РОИВТ. М., 1995, № 1−3.
  110. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 года№ 12-ФЗ.
  111. Философский словарь / Под ред. Фролова И. Т. — М., 1986.
  112. Т.А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков: Автореф. дис. канд. псих. наук. Самара, 2002. -24 с.
  113. Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
  114. И.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс: Для студентов университетов и педагогических институтов. Минск: Университетское, 2001.-272 с.
  115. .Л., Щеглов В. Н. Принципы формирования учебного плана юридического факультета университета //Сб. под ред. Воловича В. Ф. Томск: Издательство Томского университета, 1990. — 67 с.
  116. JI.A. Формирования инновационного мышления в процессе развивающего обучения в военном высшем учебном заведении: Автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2001 г. — 19 с.
  117. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
  118. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. Пособие для вузов. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  119. Ш. Ш. Развитие единых информационных пространств и проблема единого понимания семантики и информатизации. Сб. н. тр. М.: Социальная информатика-99. Социально-технологический институт, 1999.
  120. Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань: Центр инновационных технологий, 2001. — 180 с.
  121. Юнг К. Г. Значение бессознательного для индивидуального воспитания. 1995.
  122. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: АН СССР, 1979. — 266 с.
  123. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. 365 с.
Заполнить форму текущей работой