Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственная молодежная политика и проблемы ее реализации: На примере Республики Северная Осетия-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Багиров Б. Б., Генин JI.B., Попов В. Г., Руденкин В. Н. Молодежь в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических, духовных ориеитаций. — Екатеринбург, 1993; Вишневский Ю. Р. Ценностные и социокультурные ориентации молодежи // Социологическое обозрение. Вып.№ 1. Екатеринбург, 1997; Гареев Э. С., Дорожкин Ю. Н., Зайцев Т. А Молодежь Республики Башкорстан: ориентации в условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы формирования государственной молодежной политики
    • 1. 1. Генезис «молодежной политики» как научной категории. ^
    • 1. 2. Анализ проблем молодежной политики в современной России
  • Глава II. Социокультурные аспекты формирования и реализации государственной молодежной политики
    • 2. 1. Положение молодежи в обществе как важнейшая детерминанта 77 государственной молодежной политики
    • 2. 2. Координация деятельности государственных и общественных 1 ^ органов по формированию и реализации молодежной политики
    • 2. 3. Молодежная политика в Республике Северная Осетия-Алания: 142 состояние и перспективы развития

Государственная молодежная политика и проблемы ее реализации: На примере Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоев современного российского общества. Молодежь — самая динамичная, энергичная и критически мыслящая его часть. Она обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которых осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого радикального изменения общества во многом зависят от желания или нежелания молодежи поддержать модернизационные процессы и от степени ее интегрированное&tradeв социальную структуру общества.

Однако трудности экономических реформ в России особенно больно ударили именно по молодежи. Лишь небольшая ее часть сумела найти свое место в рыночных отношениях, основной же массе пока не удается адаптироваться к нынешней ситуации. Происходит обвальное понижение социального статуса молодежи, сужаются возможности ее доступа к образованию и культурным ценностям, растет безработица. В стране стремительно «молодеет» преступность. У истоков всего этого негатива лежит тяжелое экономическое положение молодежи. Оставаясь один на один с такими проблемами, как снижение уровня жизни, отсутствие рабочих мест, возможности получения жилья, молодежь идет либо в теневой бизнес, либо в криминальное подполье или маргинальную среду.

В не меньшей мере молодежь нуждается в духовной, морально-психологической поддержке, в новой социальной философии, которая объяснила бы ей смысл и цели происходящего в стране и место в ней молодежи. Пока же, с трудом понимая, куда дуют политические ветры, она занялась главным образом добыванием легких денег. В результате в молодежной среде нарастает экстремизм, страх, жестокость, готовность переступить закон.

В этих условиях актуальность и стратегическое значение вопросов молодежной политики приобретает как в России, так и в республике Северная Осетия-Алания особую остроту, так как от исхода решения проблем молодежи зависит, ни много ни мало — судьба России, ее целостность и жизнеспособность.

Между тем до настоящего времени не создано условий для осуществления долговременной эффективной государственной молодежной политики, влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера. Государственное управление в рассматриваемой сфере ослабло из-за недостаточного обеспечения межведомственного взаимодействия органов и учреждений, работающих с молодежью, многократного их реформирования и последующей ликвидации.

Малоэффективными оказались пока и попытки отстроить сверху осмысленную и целенаправленную молодежную политику, предпринятые некоторыми политическими и социальными группами, выразившиеся в разработке Доктрины реализации Государственной Молодежной Политики1 в России, которая пока не находит логического завершения.

Нет и массовой организации молодежи, которая бы отражала ее позиции, была бы достойно представлена в государственной и общественно-политической системе. Таким образом, потребность исследования вызвана перспективами развития российского общества, сложностью переходных процессов, происходящих в настоящее время, необходимостью уяснения вопроса о возможностях и уровне влияния участия молодежи на становление новой политической, социально-экономической системы российского общества.

Степень разработанности проблемы.

Вопросы воспитания личности рассматривались в трудах таких отечественных мыслители прошлого, как М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Бердяев, B.C. Соловьев, JI.H. Толстой, А. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, а.

1 Доктрина государственной молодежной политики РФ // Общероссийская ассоциация общественных объединений «Союз молодежных организаций Российской Федерации («Союз молодежи»). М., 2002. также выдающиеся педагоги советского периода: А. С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ский, П. П. Блонский.2.

С началом радикального общественного переустройства сфера интересов многих исследователей сконцентрировалась в основном на проблеме эволюции ориентаций молодого поколения в условиях рыночных отношений, способности к адаптации, усвоению новых ценностей: на проблемах преобладания демократических либо авторитарных ожиданий, межгенерационных различий в ценностях и разрывов преемственности в ориентации, а также этнополитического сознания молодежи. Эти проблемы нашли свое отражение в трудах таких авторов, как Ю. П. Аверин, В. А. Бобахо, С. И. Горшков, В. Н. Иванов, Т. В. Ковалев, В. К. Криворученко, Ю. А. Зубок, О. А. Раковская, В. И. Староверов, В.И. Чупров3 и др.

В наши дни исследованию проблем социокультурной детерминации процесса воспитания и духовно-нравственных ценностных ориентаций молодежи уделяют внимание такие ученые, как С. В. Алещонок, С. Ф. Анисимов, B.C. Боровик, А.Э. Вос-кобойников, А. А. Гусейнов, Ю. Д. Железнов, В. Н. Жуков, В. В. Журавлев, А.Г. Здра-вомыслов, Н. С. Кожеурова, JI.A. Микешина, Ф. И. Минюшев, Г. К. Овчинников, С.Г.

2 Ломоносов М. В. О воспитании и образовании — М., 1991; Белинский В. Г. О воспитании умственном и нравственном. Посвящается родителям и наставникам — СПб., 1882- Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочиненияМ., 1950; Бердяев Н. А. СамопознаниеМ., 1991; Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность — СПб., 1907; Соловьев В. С. Сочинения: В 2-х т.- М., 1989; Толстой JI. Н. Педагогические сочинения — М., 1989; Лесгафт А. Ф. Педагогические сочинения — М., 1988; Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения — М., 1985; Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии, — М., 2004; Макаренко А. С. Воспитание гражданина — М., 1988; Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие.- М., 1989; Блонский П. П. Педагогия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений.- М., 1999.

3 Аверин Ю. П. Правый авторитаризм современной русской молодежи: многомерность и изменчивость// Вестник МГУ. Сер.18: Социология и политология. 1995. № 1- Бобахо В. А. Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений // ОНС, 1996, № 3- Горшков М., Тихонова Н., Шере-ги Ф. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН. Т. 68, 1998, № 6- Иванов В. Н., Соколова Е. К. Социальное самочувствие и политические ориентации студенчества. -М., 1995; Ковалева Т. В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социс, 1995, № 1- Криворученко В. К. Молодежное движение в России и его связь с реформированием общества // Социальные реформы в России: теория и практика., Вып№ 1. М., 1996; Зубок Ю. А. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. — М., 1994; Зубок Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 1998; Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. — М., 1992; Староверов В. И. XXI в. в России: социокультурная трансформация молодежи // Диалог, 1998, № 9- Староверов В. И. Уничтожение социального потенциала молодежи России //.Изм, 2000, № 2- Чупров В. И. Молодое поколение 90-хугроза или i гадевда // Российский обозреватель, 1996, — № 4 ф Спасибенко, B.A. Титов4 и ряд других исследователей. В их трудах имеются методологические и методические подходы к анализу становления молодого поколения, выделяется специфика детерминации социально-временного воспроизводства общества.

Накоплен достаточно обширный материал специфики региональной молодежной проблематики, получившей свое отражение в исследованиях таких ученых, как Б. Б. Багиров Ю.Р. Вишневский, Э. С. Гареев, Ю. Н. Дорожкин, М. В. Иванова, К.Г. Колта-ков, С. В. Мошкин, В.Г. Немировский5 и др.

Современная государственная молодежная политика и ее различные направления рассматриваются в трудах таких отечественных авторов, как Г. В. Куприянова, Л. И. Селиванов, Э. В. Чекмарев, Т. Г. Зиновьева, С.Н. Рябухин6 и др.

Проблема социального становления молодежи в условиях западного индустриального и демократического общества разрабатывалась такими социологами как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер, Ю. Хабермас, 7 рассматри.

4 Алещонок С. В. К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи, — М., 1998; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение —М., 1985; Боровик В. С. Политическая активность современной молодежиМ., 1990; Воскобойников А. Э. Гусейнов А. А. Великие моралисты — М., 1995; Желез-нов Ю. Д. Человек в природе и обществе.- М., 1995; Журавлев В. В. Проблемы духовной жизни общества. — Ростов-на-Дону, 1972; Здравомыслов А. Г. Социология российского кризиса: статьи и доклады 90-х гг. — М., 1999; Микешина JI. А. Философия познания: Политические главы. — М., 2002; Овчинников Г. К. Противоречия между базисом и надстройкой и способы их разрешения. — М., 1990.

5 Багиров Б. Б., Генин JI.B., Попов В. Г., Руденкин В. Н. Молодежь в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических, духовных ориеитаций. — Екатеринбург, 1993; Вишневский Ю. Р. Ценностные и социокультурные ориентации молодежи // Социологическое обозрение. Вып.№ 1. Екатеринбург, 1997; Гареев Э. С., Дорожкин Ю. Н., Зайцев Т. А Молодежь Республики Башкорстан: ориентации в условиях политических и социально — экономических реформ. — Уфа, 1995; Иванова М. В., Сосковец Л. И., Федорова Т. Н. Ценностные ориентации студентов технических вузов в условиях реформирования российского общества. — Томск, 1998; Колтаков К. Г., — Москвичев И. И., Рыков В. В. Актуальные проблемы исследования политической культуры студенческой молодежи. — Бийск, 1997; Мошкин С. В., Руденко В. Н. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения // Со-цис, 1994, № 1, Немировский В. Г., Гладченко А. А. Социально — политические ориентации сибирской молодежи // Социс, 1996, № 9.

6 Куприянова Г. В., Селиванов JI. И. Цели, принципы и основные направления государственной молодежной политики // Положение и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации.- М., 2003; Куприянова Г. В. Молодежная политика Российской Федерации в современных условиях // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества / Аналитический вестник Совета Федерации ФСРФ, № 5 (103). -1999; Чекмарев Э. В. Молодежь и молодежная политика в Российской Федерации.- Саратов: СГУ, 2003; Зиновьева Т. Т. Проблемы гражданского воспитания в российской государственной молодежной политике//Ломоносовские чтения, 2002. Студенты. Т. 2- Рябухин С. Н. Приоритеты государственной молодежной политики// Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты / Аналитический вестник Совета Федерации ФСРФ, 2000. — № 4.

7 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии — М., 1990; Вебер М. Избранные произведенияМ., 1990; Парсонс Т. Система современных обществ, — М., 1998; Смелзер Н. Социология. Пер. с англ.- М., 1994; Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории — СПб., 2001. вавших в рамках теории функционирования общества социализацию как способ адаптации и интеграции человека в социальную систему.

Таким образом, анализ различных направлений научных исследований по проблемам молодежной политики позволяет составить достаточно полное представление о положении молодежи в современном российском обществе, об изменениях, происходящих в моложенной среде, о состоянии государственной молодежной политики и проблем ее реализации. Накопленные в данном направлении опыт и знания способствуют комплексному исследованию состояния государственной молодежной политики.

Однако на переломном историческом этапе российского общество подвержено быстрым и подчас непредвиденным изменениям, особенно в сфере массовых умонастроений. Поэтому сохраняется настоятельная необходимость в получении свежей объективной эмпирической информации и ее теоретическом осмыслении с учетом новых данных, идей и положений о молодых поколениях и государственной молодежной политике, о ходе развития общественных процессов в России.

Кроме того, освещение специфических обстоятельств и условий формирования молодежной политики и ее координация на регионально-этническом уровне не отличается достаточной целостностью и завершенностью, что в определенной мере восполняется результатами данного диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в теоретико-методологическом анализе механизма формирования государственной молодежной политики и разработке координационной технологии наиболее полной реализации ее социотворческого потенциала.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

— уточнение теоретико-методологических основ формирования молодежной политики в современном российском обществе;

— определение основных проблем государственной молодежной политики в современном российском обществе;

— обоснование новой концепции молодежной политики, адекватной реальностям современного российского общества;

X — уточнение и дополнение основных методологических подходов к социологическому анализу положения молодежи в социальном пространстве современного российского общества;

— выявление основных характеристик молодежной политики в республике Северная Осетия-Алания;

— обоснование методологических принципов координации деятельности государственных и общественных органов по формированию молодежной политики и ее реализации;

— обоснование приоритетных направлений развития государственной молодежной политики и формулировка рациональных и социально ориентированных предложений их реализации.

Объект исследования: Государственная молодежная политика в республике Северная Осетия — Алания.

Предмет исследования — организационные возможности координационной деятельности государственной власти и общественных организаций в реализации молодежной политики.

Теоретико-методологическая база исследования представлена совокупностью методологических подходов и теоретических парадигм, выработанных в отечественной и зарубежной политологии.

Теоретическую основу исследования составили работы зарубежных и отечественных социологов, философов, внесших существенный вклад в разработку проблем формирования и реализации государственной молодежной политики.

Кроме того, материалом для теоретических обобщений и выводов послужил анализ нормативно-правовых документов по вопросам государственной молодежной политики и их отдельных направлений федерального законодательства, документы Правительства РФ и Правительства РСО-Алания, Указы Президента РФ и Президента РСО-Алания.

При сборе, анализе и обобщении социологической информации использовались как общенаучные подходы — историзм, объективность, системность, так и собственно-социологические методы: опрос, наблюдение, контент-анализ.

Эмпирическую базу исследования составили: анализ результатов социологических исследований, проведенных автором в 2004;2005 гт. на темы «Проблемы государственной молодежной политики: состояние и тенденции развития» (150 экспертов), «Социальные ориентации современной молодежи» (опрос 300 респондентов в возрасте 20−30 лет) — анализ основополагающих документов по государственной молодежной политике в Российской Федерации и законодательных актов, составляющих концептуальную основу государственной молодежной политики в Республике Северная Осетия-Алания.

Кроме того, использовался анализ материалов федеральной и республиканской статистики и материалов средств массовой информации.

Подобный комплексный подход в формировании эмпирической базы исследования позволил рассмотреть проблему в связях и взаимодействиях с широким кругом социальных процессов и явлений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определена конкретно-историческая, этно-конфессиональная и традиционно-культурная специфика формирования и реализации государственной молодежной политики в малоисследованном российском регионе со сложнейшим и многообразным социально-экономическим укладом жизни;

— уточнены концептуальные основы государственной молодежной политики в таких ее элементах, как методология, методы и процедуры, основные направления, принципы и задачи в контексте региональной и этнокультурной специфики.

— осуществлен анализ социокультурных и социально-стратификационных позиций молодежи в социальном пространстве Республики Северная ОсетияАлания;

— предложена технологическая модель, которая представляет собой алгоритм логически выстроенного ряда приемов, методов и форм взаимодействий, обеспечивающих максимально полную координацию деятельности органов государственной власти и общественных организаций в пространстве государственной молодежной политики;

— выявлена природа и характер трансформации ценностных ориентаций современной молодежи на фоне «двойного перехода» — с одной стороны, от традиционного к модернизированному обществу, с другой — наложившаяся на этот процесс трансформация всего нашего общества от плановой системы ведения хозяйства к рыночной экономике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Молодежная политика — это постоянно развивающееся динамичное явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества, государства и происходящих в них процессов.

2. Государственная молодежная, политика — это внутренняя политика государства по урегулированию отношений молодежи и государства. Она является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

3. Жизненные ценности и ориентации, казавшиеся незыблемыми для людей старшего возраста, для современной молодежи несколько утратили свой смысл. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие общества на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено на пути своего становления участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки представлениям старшего поколения.

4. Государственная молодежная политика во всех своих концептуальных основах и содержательных границах, прогностических измерениях и практических решениях всецело зависит от стратификационных характеристик и социокультурных позиций молодежи в обществе. Совершенно очевидно, что без уяснения этих вопросов государственная молодежная политика не может быть эффективной.

5. Процесс координации деятельности органов государственной власти и общест-4 венных организаций при решении проблем молодежной политики представляет собой сложный алгоритм функционирования взаимо-действующих общественно.

W политических структур, объединенных общностью целей, задач и под руководством единых координирующих органов (Координационного Совета, Главного координационного центра и Координационного штаба).

6. Социальное партнерство можно рассматривать только как систему обеспечения координации деятельности государственных и общественных органов по формированию и реализации молодежной политики, как базовый этап начала осуществления координации, а также как форму координации действий непосредственно различных молодежных объединений, поскольку они являются партнерами в разработке и реализации государственных и общественных программ в сфере молодежной полити-* ки.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, существенно дополняют и развивают наши представления о положении молодежи в современном российском обществе, об этно-политических и культурно-традиционных особенностях реализации молодежной политики в постсоветском пространстве России.

Материалы исследования значительно расширяют предметное пространство общетеоретической социологии, социологии молодежи, способствуют разработке инструментария мониторинга общественного мнения по вопросам молодежной политики и социальной защиты молодежи.

Концептуальные основы, теоретические выводы и разработанные на их основе рекомендации практического характера могут быть использованы государственными и общественными структурами, сопричастными по роду деятельности с решением проблем молодежной политики.

Апробация диссертации.

Результаты диссертационного исследования в виде практических рекомендаций представлены в соответствующие комитеты Правительства и Парламента Республики Северная Осетия-Алания и используются в разработке социальной политики, молодежной политики и их законодательной базы.

Основные положения и выводы исследования докладывались на республиканских и региональных научно-практических конференциях по проблемам молодежной политики.

Результаты диссертации нашли свое отражение в 4 публикациях общим объемом 2,9 печатных листа.

Струюура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Радикальный переход России к рыночной системе с неизбежностью повлекло за собой глубокие изменения в экономической, политической структуре и во всем социальном пространстве общества. Эти изменения затронули все стороны жизни молодежи. Противоречивость и сложность общественных процессов, происходящих на рубеже двух эпох в России, сопровождаются негативными тенденциями в молодежной среде, превышающими безопасный или терпимый в обществе уровень: преступность, наркомания, безработица, кризис семьи и ценностных ориентации, социальная поляризация, аномия и фрустрация в настроениях и взглядах, ограничения доступа в образовательные и культурно-просветительские учреждения и т. д. Все это негативным образом отражается на взаимоотношениях общества, государства и молодежи. Указанные неблагоприятные факторы на фоне долговременного системного кризиса наряду с субъективными причинами существенно подорвали экономический, социально-политический и духовный потенциал России, отбросили страну на многие десятилетия назад.

Духовная «потерянность», с одной стороны, активный поиск новой системы ценностей — с другой характеризуют политическую и социально-культурную ситуацию в современной России, что актуализирует проблему достижения консенсуса ценностного сознания общества, выработку интегрирующей духовной основы и разработки всесторонне выверенной государственной молодежной политики.

Анализ различных аспектов молодежной политики в условиях трансформирующегося общества позволил выявить ряд закономерностей и тенденций в положении молодых поколений в новом социально-политическом пространстве России и сформулировать следующие выводы.

На различных этапах развития политической мысли особенностью рассмотрения молодежи было стремление найти универсальные характеристики и определения ее индивидуальных и социальных доминант функционирования и развития.

На каждом историческом этапе теоретическое осмысление молодежи как особой общественной группы всегда зависело от конкретно-исторической ситуации.

Для анализа современной российской ситуации представляются значительными идеи поколенческих разрывов, наличие которых объясняется одновременными процессами смены поколений и смены общественно-экономической системы.

Устойчивость молодого поколения в социально-политическом пространстве общества обусловлена тем, что историческое и социальное развитие общества воспринимается молодежью опосредованно, через отражение опыта предыдущих поколений. Однако на сегодняшний день социокультурная преемственность поколений значительно деформирована и нарушена.

Процесс воспитания помимо того осложняется тем, что в ситуации быстрых перемен очень сложно спрогнозировать, какие ценности и стандарты поведения могут обеспечить адекватность социального поведения на ближайшее будущее.

Формы и степень участия молодежи в жизни общества определяют особенности ее как субъекта социально-политического пространства.

Первая особенность связана с незавершенностью становления собственной субъектности. Это предполагает известные возрастные ограничения прав молодежи. Соблюдение прав молодых граждан является важным фактором участия молодежи в политической жизни общества.

Вторая особенность молодежи как субъекта общественных отношений определяется спецификой ее социального положения, которое характеризуется неустойчивостью, подвижностью позиций молодых людей в социальной структуре, относительно невысоким их социальным статусом, ограниченностью социальных связей. Это ставит молодежь в неравное положение с другими, более продвинутыми группами. Тем самым создается благоприятная среда для возникновения разного рода конфликтов.

Третья особенность связана со спецификой молодежного сознания. Лабильность сознания, недостаточная твердость жизненных позиций, неустойчивость ценностных ориентаций присущи молодому возрасту. Сознание молодежи легко поддается влиянию различных факторов.

Россия в настоящий момент еще раз встала перед выбором: следовать ли ей традиционным, вытекающим из ее культурно-цивилизованной специфики, путем или отказаться от своей специфики сканировать западный опыт, двигаться в направлении, определенной западно-европейской культурной традицией. Однако уже сегодня очевидно, что прозападная ориентация, которую многие сознательно или несознательно отождествляют с модернизацией, не соответствует потребностям российского общества, поскольку отрицает его традиции, ценности, историю, образ жизни.

Специфика духовной жизни России — в ее глубоко гуманистической ориентации, связи с духовными корнями народа, приобщение к которым всегда было непременным условием воспитания. Все это в наши дни подвергается мощной атаке со стороны западной техногенной цивилизации с ее редуцированными гуманистическими ценностями. Несовместимость этой культурной экспансии с духовными традициями России породила временную паузу в генезисе духовности, когда выбор дальнейшего пути уже возможен, но еще не сделан. Очевидно, что механического выбора здесь быть не может. Необходим принципиально новый путь развития, при котором осуществлялось бы диалектическое снятие навязанных западных стандартов и собственных традиционных ценностей.

На сегодняшний день глубокий системный кризис, в котором оказалось российское общество, возник как итог наложения разнообразных и разнородных типов экономических, политических, социокультурных систем, несовместимость которых в определенный момент оказалась критической. Модернизация общества требует принятия определенных западных стандартов, тогда как самосохранение нации требует непрерывности в воспроизводстве традиций, сбережения уникального социально-исторического опыта. Противоречие между традиционными и модернизированными институтами, постоянные взаимные имитации и наложения, совмещение несовместимого создают главные дисфункции внутри российского общества.

Положение усугубляется отсутствием сколько-нибудь совершенного федерального законодательства о молодежи, организационной и юридической самостоятельности государственных органов по делам молодежи (Госкомитет по делам молодежи передан в подчинение Министерству образования и науки РФ как Департамент). Отношение самих государственных органов к проблемам молодежи носит явно не соответствующий общественной значимости молодежи характер. Большинство статей Закона «О государственной молодежной политике» в РСО-Алания до сих пор еще не работают, а многие статьи законов, регламентирующие молодежную политику, носят декларативный характер. Долгое отсутствие целенаправленных программ поддержки и социального развития молодежи привело к возникновению вакуума в предназначенном для молодежи месте, породившего пессимизм и отсутствие веры в молодежной среде в достойное будущее.

Вместе с тем есть немало положительного опыта в реализации молодежной политики на федеральном уровне по ряду российских регионов, в том числе и в Северной Осетии. Этот опыт следует изучать, обобщать и выявлять новые тенденции в развитии молодежной среды. Приобретенный опыт бесценен, ибо достижения молодежи Северной Осетии связаны не только с республикой, но и Россией: наука, искусство, культура, музыка, литература, спорт и многие другие сферы человеческой деятельности, ставшие повседневностью в жизни молодежи республики. Заостренность внимания только на негативных явлениях в сфере молодежи, а также недостаточное внимание к положительным тенденциям молодежной политики не дает нужного эффекта в улучшении дел. Необходим конструктивный поиск новых, привлекательных для молодежи, социальных технологий с активным участием самой молодежи, но при действенной поддержке государства и общества. Ситуация в Республике Северная Осетия-Алания дает повод для известной доли оптимизма и, соответственно, более уверенно смотреть на перспективы развития молодежной политики в республике.

Затянувшийся кризис России, ожидания общества сегодня видятся уже как вызовы современности, ответы на которые предстоит дать молодежи. Этот факт подчеркивает масштабный уровень ответственности государства, сложность задач, которые предстоит решать молодежи уже в ближайшее время. В чьи руки, и главное — в какие руки будут отданы судьбы страны и ее будущее — это стратегический выбор, который предстоит делать в ближайшие годы всему обществу.

В сложившихся обстоятельствах государственная молодежная политика должна сосредоточить на нескольких стратегических направлениях, которые позволили бы занять молодым поколениям достойное место в современном российском обществе.

Все вышеизложенное позволило нам сформулировать практические рекомендации, реализация которых существенно укрепила бы позиции молодого поколения в жизненном пространстве современного российского общества.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Вся деятельность Комитета РСО-Алания по делам молодежи, министерств и ведомств Правительства, а также других государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами молодежи, должны строиться при активном участии молодежи в решении дел государственной важности. Только на этой основе возможна продуктивная и полезная реализация молодежью своего социотворческого потенциала.

2. Достижение этой цели может быть осуществлено по следующим направлениям:

— разработка механизма активного привлечения молодежи к решению государственно важных дел;

— всемерное участие в развитии качественного образования с учетом потребностей времени;

— развитие рынка труда и занятости молодежи во всех формах, особенно в новейших видах деятельности, с привлечением всех ресурсов государства и коммерческих организаций;

— активизация работы по устранению отклоняющихся форм поведения молодежи с использованием новейших социальных технологий;

— активизация научных исследований в сфере молодежной политики и молодежной сферы с целью выработки адекватных мер участия и управления молодежными процессами;

— развитие всех форм координации и сотрудничества молодежных организаций и движений на основе идеологии равноправного социального партнерства.

3. В целях укрепления и неукоснительного признания правового поля молодежи сосредоточить усилия в реализации молодежной политики в следующих направлениях:

— придание закону РСО-Алания «О государственной молодежной политике в Республике Северная Осетия-Алания» статуса закона прямого действия при обязательном его обновлении и уточнении по ряду позиций;

— инициирование процесса принятия федерального закона о молодежи, отсутствие которого сдерживает дальнейшее развитие молодежной политики;

— дальнейшее развитие правовой базы молодежной политики путем конкретного наполнения стратегических направлений этой политики по молодежи нормативными актами и положениями, обеспечивающими реализацию прав молодежи в области экономики, политики, социального обустройства и духовного развития. Это касается прежде всего прав молодежи на трудоустройство и достойное вознаграждение за выполненную работу, прав на участие в делах государства, прав на получение необходимой квалификации и образования, прав на получение жилья, медицинского обслуживания и т. д.

4. Одной из приоритетных направлений молодежной политики должно стать усиление позиций в сфере экономики, что предусматривает:

— наращивание материально-технической базы государственной молодежной политики, и что особенно важно — базы информационных ресурсов в центре и на местах (в районах);

— совершенствование финансового механизма государственной молодежной политики и защита его на законодательном уровне;

— увеличение объема финансирования программ занятости молодежи и квот на молодежные рабочие места при участии молодежной бизнес-палаты;

— привлечение инвестиций в создание отраслей экономики, привлекательных для молодежи. Создание рынка инвестиций и предложений на основе маркетинговых и социологических исследований при участии Молодежной Бизнес-палаты, направленных на рост занятости молодежи и эффективности ее участия в развитии и управлении экономикой РСО-Алания;

— развитие рынка труда и занятости молодежи во всех формах, особенно в новейших видах деятельности, с привлечением ресурсов государства и частного бизнеса;

— обеспечение приоритета на поставку товаров и услуг для внутриреспуб-ликанского рынка местным молодым предпринимателям;

— реализация мер, направленных на рост занятости молодежи в традиционных отраслях хозяйства;

— создание рынка жилья для молодежи;

— создание фондов персональных и коллективных грантов для молодежи.

5. В социальной сфере молодежная политика должна предусмотреть такие направления деятельности, как:

— привлечение вкладов и инвестиций в образование молодежи, которое должно строиться на новой модели грамотности с учетом приоритетного значения экологической составляющейобеспечение широкого доступа молодежи к научной информации и последним достижением науки и культурывсемерное участие в развитии качественного образования с учетом потребностей времени;

— усиление внимания проблеме кадрового обеспечения органов по делам молодежи. Практически по всем отделам не хватает специалистов молодежного возраста, знающих различные стороны молодежи по необходимым специальностям. Необходимы целевые договоры с вузами или контракты с будущими выпускниками с последующим привлечением этих специалистов для работы в молодежных организациях;

— создание единой демографической комиссии с целью разработки концепции региональной политики по народонаселению, а также обеспечения взаимодействия всех заинтересованных служб республики;

— принятие региональной программы по экономическому стимулированию репродуктивного поведения и здоровья молодежи;

— разработка концепции семейных ценностей, ее широкая пропаганда и возведение в ранг национальной идеи с участием всех секторов общества;

— создание специальной молодежной статистической службы;

— освоение передовых социальных технологий для борьбы с наркоманией и ее профилактика. Необходима разработка межведомственного координационного плана работы по борьбе с наркоманией;

— активизация работы в сфере отклоняющихся форм поведения молодежи с использованием новейших социальных технологий;

— дополнительная организация в каждом микрорайоне открытых спортивных площадок, тренажерных залов, спортивных клубов, групп здоровья и т. д. с целью приобщения к физической культуре и спорту незанятой в этой сфере молодежи.

6. Реализация молодежной политики в духовной сфере может осуществляться по следующим направлениям:

— интеграция с современными культурными и научными центрами России, Кавказа и зарубежья;

— всемерное содействие традиционной национальной культуре и использование ее в сфере обменов с другими культурно-научными центрами;

— развитие навыков в межкультурной коммуникации в различных сферах жизни: производстве, культуре, спорте, искусстве и литературе;

— активизация фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере молодежной политики и молодежной среде с целью выработки адекватных мер участия и управления молодежными процессами;

— разработка специальной программы по развитию молодежных средств массовой информации с использованием современных технологий обработки и подачи информации;

— всемерная поддержка и развитие созидательных форм досуговой деятельности молодежи;

— всемерное развитие национальной и интернациональной языковой культуры в молодежной среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Правый авторитаризм современной русской молодежи: многомерность и изменчивость // Вестник МГУ. сер. 18: Социология и политология. 1995. № 1.
  2. С. В. К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи-М., 1998.
  3. С. В. Материалистические, постматериалистические ценности в России // Соц.ис. 1994. № 11.
  4. С. Ф. Мораль и поведение-М., 1985.
  5. Аристотель. Сочинения: В 4-х Т. — М., 1976.
  6. Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности.-М., 1978.
  7. Я. У. Социальные факторы трудового самоопределения молодежи.-М., 1992.
  8. А. С. Нравственность в России и противостояние катастрофам // ОНС. 1997.-№ 6.
  9. П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе / Под ред. Кухтевича Т. Н. М.: Социоцентр МГУ, 2000.
  10. А. Б. Основа преемственности российских поколений // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы Международной конференции. СПб., 1996. — Вып. 3.
  11. В. Г. О воспитании умственном и нравственном. Посвящается родителям и наставникам. СПб., 1882.
  12. А. Самопознание.-М., 1991.
  13. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб.,
  14. П. П. Педагогия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 1999.
  15. В. А. Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений // ОНС, 1996, № 3.
  16. М. И., Дорофеев Е. Д. Изменение ценностных систем личности в период преобразования общества // Ценностное сознание личности в период преобразования общества. -М., 1997.
  17. П., Колесников Ю., Юрков А. Метаморфозы воспитательного процесса в эпоху кризиса и реформ // Вестник высшей школы / «ALMA MATER"/-1997.-№ 9.
  18. В. С. Политическая активность современной молодежи. -М., 1990.
  19. В. С. Потери и приобретения молодежи России в период проведения реформ // Диалог. 1998. № 9.
  20. П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии. М.: Адапт. 1992. — Т. 1.
  21. М. Избранные произведения. М., 1990.
  22. В. Г. Социальная организация пространства. М.: Наука. 1988.
  23. Ю. Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по социологии молодежи. М., 2000.
  24. О. В. Проблема ценностей в современном мире // Молодежь в условиях радикальных перемен. М., 1990.
  25. С. и др. Концепция проекта Федерального закона «О государственной молодежной политике» // Общероссийское молодежное общественное движение «Энергия жизни».- М., 2004.
  26. В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации/ поколенный подход/ //Соц. ис. 2002-№ 1.
  27. К. А. Сочинения: В 2-х Т. М., 1873.
  28. Т. Сочинения: В 2-х Т. М., 1989.
  29. Голенкова 3. Т., Игитхананян Е. Д., Казаринова И. В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентичности // Соц. ис. 1996. — № 8.
  30. Л. А. Социальная адаптация в современных условиях // Соц. ис. 1994. -№ 8.
  31. М., Тихонова Н., Шереги Ф. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН. т.68, 1998, № 6.
  32. Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации. Сб. документов в 3-х частях / Под ред. Лукова В. А. М.: «Социум», 2000. — Ч. 1.
  33. Государственная молодежная политика в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. Часть I / Под ред. В. А. Лукова. М.: Институт молодежи. 1995.
  34. Государственная молодежная политика в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. Часть 1−2 / Под общ. Ред. В. А. Лукова. М.: Институт молодежи. 1998.
  35. Государственная молодежная политика 98: Региональный опыт реализации / Ред. Кол. Т. В. Новикова, А. В. Горепекин, Б. А. Ручкин и др. — М.: Социум, 1998.
  36. А. Б. Э. Дюркгейм о ценностях и идеалах//Соц. ис. 1991. — № 2.
  37. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Офиц. Изд. М.: Юрид. Лит. 1994.
  38. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Офиц. Изд. М.: ИНФРА-М. 1994.
  39. Л. Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990.
  40. А. Н. Молодежь кризисных лет: иллюзии и новые надежды. -Минск: Харвей. 1999.
  41. . 3. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал. 1994. № 3.
  42. Доктрина государственной молодежной политики РФ // Общероссийская ассоцоация общественных объединений «Союз молодежных организаций Российской Федерации». М., 2002.
  43. Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма: РФ 90-х гг. -М., 1996.
  44. И. Н., Давыденко В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра // Соц. ис. 1997. № 7.
  45. ДюркгеймЭ. Ценностные и «реальные» суждения//Соц. ис. 1991. -№ 2.
  46. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.-М., 1990.
  47. В. С. Миропроявление, информация, самоорганизация // В кн.: Информация и самоорганизация. М., Изд-во РАГС, 1996.
  48. . С. Этническое национальное — цивилизационное в пространстве Евразии // Цивилизации культуры. — М., 1995. — Вып. 2.
  49. Ю. Д. Человек в природе и обществе. М., 1995.
  50. ЖириковА.А. Этнические факторы политической стабилизации. -М., 1995.
  51. В. В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов-на-Дону, 1972.
  52. Закон Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.04.96. № 36- Ф 3) // Собрание законодательства РФ. 1995.-№ 5.-С. 346, 1996. -№ 17.-С. 1915.
  53. Закон Республики Северная Осетия-Алания «О государственной молодежной политике в РСО-А» //Северная Осетия. 1997. 10 апреля.
  54. Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об образовании» // Северная Осетия. 2000. 19−22 сентября.
  55. Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об охране здоровья граждан в РСО-А» // Северная Осетия. 1997. 30 июля.
  56. Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об охране труда в РСО-А» // Северная Осетия. 2000. 5 апреля.
  57. Закон Республики Северная Осетия-Алания «О социальном обслуживании населения в РСО-А» // Северная Осетия. 1996. 27, 28 ноября.
  58. А. С. Молодежь в современном мире. СПб., 1996.
  59. Т. И. Трансформационный процесс в России // Социальная траектория реформируемой России. / Отв. Ред. Т. И. Заславская. Новосибирск, 1999.
  60. Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, 1974.
  61. А. Г. Социология российского кризиса: статьи и доклады 90-х гг.-М., 1909.
  62. Г. Социальная дифференциация. Социологическое и психологическое исследование / Под ред. Б. А. Кистяковского. М.: Изд. М. и С. Сабашниковы. 1999.
  63. Т. Г. Проблемы гражданского воспитания в российской государственной молодежной политике // Ломоносовские чтения, 2002. Студенты. Том № 2.
  64. Золотова К, Зуев А. Молодежь на рынке труда // Соц. ис. 1994. № 7.
  65. Е. А. Молодежь как особая часть общества // Ломоносовские чтения, 2002. Студенты. Том № 2.
  66. В. М. Проблема ценностных изменений в социокультурном контексте // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М., 2001.
  67. Ю. А. Социальная интеграция молодежи в обществе в условиях нестабильного общества. М., 1989.
  68. Ю.А. Ценностной мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М., 1994.
  69. С. П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург, 1999.
  70. В.Н., Соколова Е.К Социальное самочувствие и поли ти ческие ориентации студенчества. -М., 1995.
  71. И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. -М.: Голос. 2001.
  72. Р1 76. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиесяобщества // Полис. 1997. № 4.
  73. Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз., 1995.
  74. И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума // Сочинения в 6 т. М. 1995. Т. 4.
  75. Кара-Мурза А. А. и др. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // ПОЛИС. 1995. № 4.
  76. О. И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса ф культуры в российском обществе // Соц. ис. 1995. — № 4.
  77. Ю. Л. Опыты о поле политики. М.: Ин-т экспериментальной социологии. 1994.
  78. В. О. Сочинения. М. 1990, Т. 9.
  79. Е. И., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 2.
  80. А. И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. -М., 1999.
  81. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного переиода // Социс. 1995, № 1.
  82. М. М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886.
  83. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  84. Д. JI. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. — М., 2000.
  85. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации // Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 10 (141) 2001.
  86. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации России. Изд. Верховного Совета Российской Федерации. -М.: Известия. 1993.
  87. Конституция Республики Северная Осетия-Алания // Северная Осетия. 1994. 7 декабря.
  88. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации // Решение Правительственной комиссии по делам молодежи от 5.12.2001 г.
  89. Конфуций. Беседы и суждения. СПб., 1999.
  90. В.К. Молодежное движение в России и его связь с реформированием общества // Социальные реформы в России: теория и практика, Вып. № 1.,-М., 1996.
  91. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М. 1994.
  92. В. И. Механизмы социальной деформации // Вопросы философии. 1989. -№ 11.
  93. В. А. Алано-осетинские этюды. — Владикавказ, 1993.
  94. П. А. Учащаяся молодежь и религия // Соц. ис. 1995. -№ 11.
  95. Ю. А. Христианство у алан // Византийский вестник, 1892, Т. 5. Вып. 1−2.
  96. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. — М.: Изд-во МГУ. 2000.
  97. Г. В. Молодежная политика Российской Федерации в современных условиях // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 15 (103)-1999.
  98. Н. И. Пути России: социокультурные трансформации.- М., 2000.
  99. В. Ф. Молодежный Вавилон: размышления о неформальном движении. М., 1989.
  100. ЛесгафтА. Ф. Педагогические сочинения.-М., 1988.
  101. В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие. СПб., 2000.
  102. М. В. О воспитании и образовании. М., 1991.
  103. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х Т. М., 1970.
  104. Массовая информация и общественное мнение молодежи / В. А. Оссовский и др. Киев. 1990.
  105. Материалы Второй российской научно-практической конференции «Дети и молодежь будущее России». — М., 2004.
  106. Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности / Современные буржуазные теории / М.: Прогресс, 1996.
  107. Методологические проблемы исследования молодежи (материалы и дискуссии). М.: Социум, 1998.
  108. Л. А. Философия познания: Политические главы. М., 2002.
  109. Л. Э. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. — София, 1983.
  110. Л. Н. Религиозная ситуация в современной России // Соц.ис. 1995. -№ 11.
  111. Молодежь: будущее России / Ред. И. М. Ильинский. М., 1995.
  112. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений / Доклад Комитета РФ по делам молодежи. М.: Ин-т молодежи, 1996.
  113. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993.
  114. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Государственный комитет РФ по молодежной политике. М.: Социум. 2000.
  115. Молодежь и общество на рубеже веков / Под ред. И. М. Ильинского. -М.: Голос. 1999.
  116. Молодежь Осетии. Информационный бюллетень. Вып. 3. — Владикавказ. 1999.
  117. Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2003.128. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». Указ Президиума РФ от 16 сентября 1992 года № 1075 (в ред. Указа Президента РФ от 12.04.1999 № 456).
  118. О работе государственных органов по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями (сборник материалов и документов). Вып. 1. -М.: Комитет Российской Федерации по делам молодежи. 1995.
  119. А. Я., Тотрова 3. X. Этнический фактор формирования качеств личности // Этнические проблемы развития национальных отношений. -Владикавказ, 1992.
  120. Основные выводы и предложения государственного доклада: Российская молодежь и Государственная молодежная политика на рубеже веков // Государственный доклад о положении молодежи и социально-экономических проблемах в молодежной среде 2000 год.
  121. Основы законодательства Российской Федерации от 2 июля 1993 года «Об охране здоровья граждан» / Право социального обеспечения / Под ред. Проф. Э. Г. Тучковой. -М.: Новый юрист, 1997.
  122. В. В. Ювентолология: проект интегративной науки о молодежи. М., 2001.
  123. Т. Система современных обществ. М., 1998.
  124. И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х Т. -М., 1981.
  125. С. И. Твой молодой современник. М., 1982.
  126. Платон. Собрание сочинений: В 4-х Т. М., 1990.
  127. Положение выпускников учебных заведений на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания. Владикавказ, 1999.
  128. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: государственный доклад / Гос. комитет Российской Федерации по делам молодежи / Отв. Ред. В. А. Луков, Б. А. Ручкин. М.: Социум, 1996.
  129. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000−2001 годы. М.: Изд-во МГСА «Социум», 2002.
  130. А. П. Формирование ценностных ориентаций в области межнациональных отношений // Этнические проблемы развития национальных отношений. — Владикавказ, 1992.
  131. В. Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общаственным преобразованиям в современной России. — Автореф. дисс. докт. социол. наук. Екатеринбург, 1997.
  132. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1992.
  133. И. X. Формирование государственной молодежной политики в Республике Таджикистан. Автореф. дисс.. канд. полит, наук. Душанбе, 2002.
  134. Режи Дебре. Власть идеи или идея власти // Независимая газета. 25.04.95.
  135. И. Большая перемена // Молодежная политика в России и Европе / Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие молодежной политики в Российской Федерации: проблемы и перспективы». -М., 2003.
  136. . Ж. Педагогические сочинения: В 2-х Т. М., 1981.
  137. М. Н. Проблемы социальной деградации в российском обществе // Соц. ис. 1998. — № 6.
  138. . А. Молодежь в становлении новой России // Соц. ис.1998.- № 5.
  139. С. Н. Приоритеты государственной молодежной политики // Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2000. — № 4.
  140. И. П. Молодежная политика как социальное управление: Автореф. дисс.. докт. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
  141. Северная Осетия-Алания в цифрах. Краткий статистический справочник- Владикавказ. Госкомстат РФ. 2000.
  142. Т. Ю. Трансформация ценностей современной культуры в контексте социокультурного кризиса // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М., 2001.
  143. Система управления государственной молодежной политики // Молодежная политика: информационный бюллетень. М.: Социум. 1997. — № 185−187.
  144. В. Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества // Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2000.-№ 4.
  145. Е. Г. Качество жизни молодежи и молодежная политика-СПб.: ИСЭП РАН. 1997.
  146. Смелзер. Социология. Пер. с англ. М., 1994.
  147. Современное положение молодежи и реализация государственной политики в Российской Федерации. Информационные материалы Комитета РФ по молодежной политике. М. 1999.
  148. В. С. Сочинения: В 2-х Т. М., 1989.
  149. П. Социальная и культурная мобильность. В кн.: Питирим Сорокин. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992.
  150. Социальные службы для молодежи. Материалы и документы. М.: Социум. 1995.
  151. С. Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Соц. полит, журнал. 1995. № 4.
  152. Староверов В.И. XXI в. в России: социокультурная трансформация молодежи // Диалог, 1998, № 9.
  153. В.И. Уничтожение социального потенциала молодежи РоссииII. Изм., 2000,№ 2.
  154. Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2012 года // Инициатива молодых будущее России-М., 2001.
  155. А. М. Проблемы социальной работы с молодежью // Российский журнал социальной работы. 1998. № 2.
  156. В. А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие.-М., 1989.
  157. В. П. Российское обновление: проблематика перепрограммирования сознания // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М., 2001.
  158. Л. Н. Педагогические сочинения. -М., 1989.
  159. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. 3. Т. Голенкова. М.: ИС РАН. 1996.
  160. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1992. -№ 12.
  161. Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной программе «Молодежь России» // Собрание законодательства Российской Федерации. -М. 1994.-№ 22.-С. 2459.
  162. Указ Президента Республики Северная Осетия-Алания от 14.02.1995 г. № 33 «О Комитете по делам молодежи Республики Северная Осетия-Алания» // Северная Осетия. 1995. — 22 февраля.
  163. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 2004.
  164. А. Я. Формирование духовной культуры молодежи: проблемы, поиски, решения // Социально-политические науки. 1990. -№ 6.
  165. Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. — СПб., 2001.
  166. Е. А. Ориентация молодежи в сфере образования // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Инф. бюлл. М. 1955. — Вып. 5.
  167. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / Отв. ред. JI. М. Дробижева. М., 1994.
  168. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции.-М., 1994.
  169. Э. В. Молодежь и молодежная политика в Российской Федерации. — Саратов: СГУ, 2001.
  170. Н. Г. Избранные философские сочинения. М., 1950.
  171. Чупров В. И, Молодое поколение 90-х: угроза или надежда // Российский обозреватель., 1996, № 4.
  172. В. И., Черныш М. Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи.-М., 1999.
  173. Л. А. Преемственность поколений в поступательном развитии общества. Красноярск, 1983.
  174. Т. К. Общность религиозного и этнического начал в культурном наследии // Этнические проблемы развития национальных отношений. -Владикавказ, 1992.
  175. Этническая мобилизация и межэтническая интеграция / Отв. ред. М. Н. Губогло.-М. 1999.
  176. Этнические проблемы развития национальных отношений. Владикавказ, 1992. Этническое и языковое самосознание.-М., 1995.
  177. В. А. Россия как трансформирующееся общество / Резюме многолетней дискуссии социологов / Общество и экономика. 1999. -№ 10−11.
Заполнить форму текущей работой