Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Музыкальное исполнительство

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории музыки, а также кафедры специального фортепиано Астраханской государственной консерватории. Материалы диссертации были изложены в докладах на Всероссийских научно-практических конференциях: «Музыкальное содержание: наука и педагогика» (Астрахань, декабрь 2002), «Астраханская консерватория: научная мысль… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Процессуальная динамика музыкального исполнительства как предмет научного анализа: постановка проблемы
    • 1. К истории вопроса
    • 2. Начальный период разработки процессуально-динамического аспекта музыкального исполнительства
  • Глава 2. Структура интерпретационного процесса
    • 1. Компонентный состав процесса
    • 2. Функции и иерархия составляющих процесса
  • Глава 3. Преднамеренное и непреднамеренное начала как источник вариантного развёртывания интерпретационного процесса
    • 1. Преднамеренное начало как фактор преобразований в интерпретационном процессе
    • 2. Непреднамеренное начало как фактор преобразований в интерпретационном процессе: семантический аспект
    • 3. Непреднамеренное начало как фактор преобразований в интерпретационном процессе: асемантический аспект
  • Глава 4. Установочная регуляция соотношения преднамеренных и импровизационных элементов в интерпретационном процессе
    • 1. Конструктивная установка
    • 2. Импровизационная установка
    • 3. Установка на повтор

Музыкальное исполнительство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ Одна из задач современной теории музыкального исполнительства состоит в разработке ключевых проблем, связанных с выявлением закономерностей исполнительского творчества. Музыкальное исполнительство существует в условиях процессуального бытия, поэтому анализ процессуальных особенностей исполнительства должен не только с необходимостью входить в систему научных знаний об исполнительском искусстве, но и составлять один из разделов общей теории музыкального исполнительства. Между тем, именно процессуальная динамика музыкального исполнительства — наименее разработанная часть общей проблематики исполнительского творчества, хотя на необходимость познания музыкального исполнительства с этой стороны указывали многие специалисты (JT. Бочкарев, А. Вицинский, Е."Гуренко, А, Малинковская, Б.Мейлах, и др.). Концертно-исполнительский акт в процессуальной трактовке еще не описан. Отсутствие специальных исследований, базирующихся на представлении об этом акте как! процессе взаимодействия преднамеренного и непреднамеренного начал, обусловило выбор темы диссертационной работы.

К настоящему времени в рамках теоретического рассмотрения находится главным образом результативный аспект интерпретационного процесса (анализ исполнительской интерпретации музыкального произведения). Недостаточность изучения только результатов исполнительского творчества следует хотя бы из того, что результат производен от процесса, то есть характер протекания процесса определяет качественную специфику результата, и в этом смысле именно процесс становится центральным звеном в реализации интерпретационного замысла музыканта. Следовательно, процесс воплощения задуманного — наиважнейшая, принципиально-существенная часть исполнительского творчества. В силу этого крайне важно сделать упор на раскрытие особенностей функционирования процесса, развить представление о нем как о совокупности составляющих, совместное действие которых даёт импульс динамичному развертыванию каждого конкретного акта исполнения музыки. Иными словами, необходимо дать общее представление о том, как объективируется замысел, рассмотрев музыкальную интерпретацию не в статике (на уровне результата), а в живой динамике исполнительской деятельности (на уровне процесса), не в зафиксированном состоянии, а как феномен, возникающий в процессе динамического становления. Исследование вопросов процессуальности, ещё не получивших освещения в литературе об исполнительстве, является актуальной научной задачей.

Представляя несомненный научный интерес, указанная тема в то же время отвечает потребностям музыкально-исполнительской практики. В исследовании на первый план выступает исполнительская проблема, связанная с закономерностями концертной объективации как процессуально разворачивающейся предметной деятельности. Концертно-исполнительский акт не относится к классу стабильных систем. Как и любой процесс, он характеризуется единством устойчивого и изменчивого. Непредсказуемый характер реального «существования» устойчивого и изменчивого в каждом исполнительском акте порождает вероятностный порядок получения результата, который хоть и обусловлен, но не может быть предопределён во всей полноте.

Объективная трудность, заключённая в неопределённости будущего результата, изначально создает проблемную ситуацию для музыканта-исполнителя любого уровня дарования, профессионализма и опыта. Она каждый раз возникает в повседневной практике и с особой остротой и закономерной неизбежностью встает в условиях публичного выступления. Суть этой проблемной ситуации не меняется, она никогда не снимается с «повестки дня», поэтому организация исполнения, связанная с достижением оптимальной сопряженности устойчивого и изменчивого в интерпретационном процессе, относится к сфере «вечных проблем», является для исполнителя постоянной (непреходящей) и в этом смысле всегда для него актуальной практической задачей.

Таким образом, актуальность темы обусловлена, с одной стороны, недостаточной научной разработкой вопроса, с другой стороны, запросами исполнительской практики. Поэтому исследование музыкального исполнительства в его процессуальной динамике представляется назревшим и необходимым.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ стал интерпретационный процесс, понимаемый как деятельностный акт музыканта-исполнителя, направленный на «опредмечивание», объективацию интерпретационного замысла в звуковом материале. Он входит в систему «интерпретационный замысел — интерпретационный процесс — исполнительская интерпретация». Сущностью этого процесса выступает движение от образа-цели (интерпретационный замысел) к образу-результату (исполнительская интерпретация), то есть переход замысла из потенциального плана в актуальный.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является функционирование в интерпретационном процессе двух начал — преднамеренного, воплощающего в себе обусловленные замыслом относительно устойчивые элементы реализуемого звукового образа, и непреднамеренного, вносящего в эти элементы при каждом исполнении нечто новое. Предметная область охватывает все виды профессионально-академического исполнительства, осуществляемого в условиях публичного выступления.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Интерпретационный процесс протекает на противоречивой основе, динамически объединяя компоненты различной природы, поэтому возникает необходимость их корреляции. Основная проблема исследования заключается в том, чтобы выяснить, каким путем осуществляется регуляция соотношения преднамеренных и импровизационных элементов в воплощаемом звуковом образе и как мера их соотносимости (пропорции сочетаний) влияет на творческий результат.

В качестве гипотезы выдвинута идея о динамической структуре интерпретационного процесса, выраженной противоречивым единством преднамеренного и непреднамеренного начал.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — обосновать закономерность вариантного развертывания исполнительской интерпретации одного и того же музыкального произведения одним и тем же музыкантом-исполнителем, являющуюся отражением взаимодействия преднамеренного и непреднамеренного начал в интерпретационном процессе.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

— раскрыть узловые моменты развития теоретических взглядов на процессуальную сущность музыкального исполнительства и выяснить общий уровень разработанности данной проблематики в настоящее время;

— определить и обосновать внутреннюю структуру интерпретационного процесса как системного объекта;

— выявить механизм образования вариантов (то есть «как» это происходит) в процессах объективации интерпретационного замыславыяснить влияние психологической установки на регуляцию соотношения преднамеренных и импровизационных элементов в интерпретационном процессе.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изучение обозначенного процесса потребовало обращения к различным областям знания. Общим методологическим основанием при разработке выдвинутой темы явились фундаментальные общефилософские положения и диалектические закономерности (работы А. Лосева [76], В. Маркова [84], Н. Пугачевой [112], JL Сабуровой [124] и др). Автор опирается на теоретические труды в области научной методологии: А. Арлычева [3], С. Лазарева [69], Н. Серова [128], В. Сиденко и И. Грушко [131]- принципы системного.

А. Аверьянов [1], Э. Юдин [157], В. Яковлев [158]) и синергетического (В. Налимов [99], В. Самохвалова [126], Ю. Сачков [127]) подходовтеорию организации (А. Богданов [19], Н. Сетров [129]). Используются результаты исследований психологов: Б. Мейлаха [87, 88], Я. Пономарева [108], А. Прохорова [110] и др.- в том числе работы по психологической теории деятельности (А. Леонтьева [73], Г. Суходольского [137]), теории установки (Д.Узнадзе [141], Ф. Бассина [10], И. Богачевой [18], Д. Ковда [56], Ш. Надирашвили [96] и др.), музыкальной психологии (J1. Бочкарева [21], Г. Ержемского [48], В. Ражникова [117]). Важными для разработки темы явились обобщающие труды по эстетике и теории искусства (Е. Гуренко [42, 43], М. Маркова [85], Я. Мукаржовского [94]) — музыкознанию (Б. Асафьева [4], А. Вицинского [28], Н. Гарбузова [30], JI. Гинзбурга [33], В. Григорьева [39, 40], Л. Казанцевой [52, 53], Г. Когана [57, 60], Н. Корыхаловой [63], И. Котляревского [65], Е. Либермана [74], А. Малинковской [81], С. Мальцева [82, 83], Е. Назайкинского [97], Г. Панкевич [104], А. Соколова [133], Г. Цыпина [145, 146, 148], О. Шульпякова [155] и др.). <

Диссертант применял эмпирический и теоретический методы познания. Основной исследовательский метод, на котором построен анализ интерпретационного процесса, — системно-структурный.

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование выполнено на примере творчества крупнейших мастеров музыкально-исполнительского искусства (фигурируют дирижеры, пианисты, клавесинисты, певцы, скрипачи, виолончелисты, альтист, флейтист, фаготист и др.). Оно осуществлялось преимущественно на материале наблюдений за игрой концертирующих артистов и студентов. Для конкретизации теоретических положений использовался эмпирический материал: суждения, представления известных артистов по интересующей нас проблематике, их самоанализы концертных выступлений. Ценный материал дали теоретические и педагогические труды деятелей исполнительского искусства, в которых раскрывается их позиция по затронутым в диссертации вопросам. Для иллюстрации отдельных положений привлекаются свидетельства исполнителей, изложенные в статьях, интервью, беседах, письмах, дневниках, где обрисовываются ситуации, в которых им приходилось действовать на эстраде, фигурируют факты из концертной жизни. Используются также результаты самоанализа концертно-исполнительской практики самого диссертанта.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационной работы состоит в следующем:

— принципиально новой является тема исследования, где объектом анализа стала процессуальная сторона музыкального исполнительства;

— впервые в отечественном исполнительском музыкознании построена теоретическая модель интерпретационного процесса, внутренняя динамика которого рассмотрена через призму взаимодействия преднамеренного и непреднамеренного начал;

— раскрыт внутренний механизм образования варианта исполнительской интерпретации в её процессуальном развертывании — взаимодействие преднамеренного и v непреднамеренного начал, которое незримо определяет различные формы протекания интерпретационного процесса и обусловливает его вариантные результаты;

— введено понятие коррелятивных установок, посредством которых осуществляется регуляция соотношения преднамеренных и импровизационных элементов в воплощаемом звуковом образе. Выделены и проанализированы три типа таких установок: «конструктивная1 установка», «импровизационная установка», «установка на повтор»;

— выявлены основные этапы формирования теоретических представлений о процессуальной * динамике музыкального исполнительства в исторической перспективе.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: f.

— о внутренней «конструкции» (структуре) интерпретационного процесса как динамическом единстве двух крупных, противоречивых по тенденциям и контрастных по природе возникновения компонентовпреднамеренное и непреднамеренное начала;

— о внутреннем механизме преобразований в интерпретационном процессе: взаимодействии преднамеренного и непреднамеренного начал, которое порождает обновление процесса и обеспечивает различающиеся между собой (вариантные) результаты объективаций;

— о психологической установке как способе актуализации соотношения преднамеренных и импровизационных элементов в воплощаемом звукообразе;

— об исполнительском штампе как нарушении динамического единства преднамеренного и импровизационного в интерпретационном процессе и потере их гармоничных, сотворческих отношений.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

— результаты исследования могут найти применение при дальнейшем теоретическом изучении процессуальных закономерностей музыкального исполнительства;

— уяснение процессуальных особенностей исполнительства призвано содействовать повышению теоретического и практического уровня подготовки музыкантов всех исполнительских специальностей, создавая более чёткие представления об этой стороне исполнительского искусства. В частности, отдельная познавательная информация может быть включена в структуру содержания лекционных курсов: «История музыкально-исполнительского искусства», «Теоретические основы музыкального исполнительства», «Исполнительская интерпретация». Материалы могут оказаться полезными и в более широкой сфере музыкального образования.

— курсах «Музыкальная эстетика» и «Музыкальная психология»;

— материалы исследования имеют прямой «выход» в область практической деятельности, ибо на первый план выдвигаются вопросы концертной реализации творческого замысла исполнителя. Понимание и сознательный учёт закономерностей, которым подчиняется интерпретационный процесс, способны уберечь музыканта от ошибочных «ходов» в творческой практике, дать необходимые ориентиры для выработки правильной стратегии выступления в виде позитивной предконцертной установки, помочь формированию личных плодотворных методов творческой работы, более целесообразному направлению его активности в интерпретационном процессе, а в широком смысле — содействовать повышению творческого уровня исполнительской деятельности.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории музыки, а также кафедры специального фортепиано Астраханской государственной консерватории. Материалы диссертации были изложены в докладах на Всероссийских научно-практических конференциях: «Музыкальное содержание: наука и педагогика» (Астрахань, декабрь 2002), «Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность» (Астрахань, декабрь 2004), Проблемы музыкального содержания": научные чтения (семинар) (Волгоград, август 2008), «Художественное образование в России: Современное состояние, проблемы, направления развития» (Волгоград, июнь 2009). На конференциях с международным участием: «Композитор и фольклор: Взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования» (Воронеж, октябрь 2005), «Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия» (Москва, апрель 2009). Основные положения исследования отражены также в публикациях общим объемом 3,2 п.л.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения и библиографического списка из 158 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подведём основные итоги данного исследования и изложим обобщающие выводы. Процессуальный подход к анализу музыкально-исполнительной деятельности способствовал рассмотрению акта объективации с динамической стороны и дал возможность описать его новым способом — на основе системно-структурного метода, продуктивного для познания процессуальной сущности музыкального исполнительства. В частности, такой подход позволил отразить насыщенную движением внутреннюю «жизнь» интерпретационного процесса, динамику перехода от замысла к звучащему результату, открыл путь выявления преобразований в «опредмеченном» музыкальном образе.

Условием научного познания процессуальных закономерностей является прежде всего уяснение внутреннего строя изучаемого объекта. Поэтому на первый план выдвинулась задача постижения структурной стороны интерпретационного процесса, понимаемого как открытая целеустремленная сложнодинамическая система. Исходя из того, что для любых реальных процессов фундаментальным всегда выступает противоречие устойчивости и неустойчивости (изменчивости), оказалось логичным рассмотреть процессуальную динамику музыкального исполнительства сквозь призму названного единства.

Постановка вопроса о структурировании интерпретационного процесса позволила выдвинуть и обосновать динамический тип его внутренней структуры, где компонентный состав представляют два сложных взаимодействующих пласта, образующих неделимый динамический комплекс: преднамеренное и непреднамеренное начала. Показано, что непреднамеренное начало включает в себя два вида элементов: семантический (импровизационный) и асемантический хаотический). Составляющие процесса охарактеризованы с точки зрения своих важнейших свойств. В исследовании выделены и раскрыты основные функции указанных компонентов. Выстроена иерархия составляющих процесса по степени их функциональной значимости: превалирующее преднамеренное начало дополняется импровизационными и корректируется деструктивными «хаотическими» элементами, мешающими его продуктивному воплощению.

Структура стала теоретической основой для описания и объяснения расхождений между субъективными намерениями музыканта-исполнителя и объективными результатами процесса. Она также помогла дать общее представление о том, как функционирует процесс, почему он протекает так, а не иначе, отразить динамический характер становления результата в актуально текущей деятельности. В итоге с помощью структуры построена теоретическая модель интерпретационного процесса.

В диссертации прослежено действие одной из процессуальных закономерностей музыкального исполнительства — вариантность результатов объективаций. Благодаря системно-структурному анализу удалось раскрыть глубинные основания вариантности, распознать механизм её порождения — динамическое взаимодействие преднамеренного и непреднамеренного начал, которое приводит в движение интерпретацию, не давая ей закостенеть и заштамповаться, а также обеспечивает v новые формы протекания интерпретационного процесса. В результате сделан вывод — неповторимость каждого исполнительского акта есть отражение реальной множественности связей преднамеренного и непреднамеренного начал, образующих каждый раз новую «разовую» качественную определённость исполнительской интерпретации.

Функционирование в процессе противоречивых начал порождает проблему их корреляции. В диссертации нашёл отражение существенно важный для полноценной творческой деятельности вопрос о действии психологических установок в концертно-исполнительском акте. Введено понятие коррелятивных установок, ориентированных на регуляцию меры соотношения преднамеренных и импровизационных элементов в реализуемом звуковой! образе. Выделены и проанализированы три типа коррелятивных установок: «импровизационная установка», «конструктивная установка» и «установка на повтор», посредством которых осуществляется такая регуляция. На примере творчества выдающихся мастеров музыкально-исполнительского искусства показывается характер влияния этих установок на художественный результат.

Предпринятый анализ отношений между компонентами процесса привел к заключению о том, что двуединство преднамеренного и импровизационного — это «пульсирующее сердце» интерпретационного процесса, признак живой художественной структуры. Оно необходимо для достижения общей гармонии исполнения. Игнорирование преднамеренных основ, недооценка предварительной разработки замысла ^ приводят к дилетантизму. Вне импровизационности теряется изначальная сила художественного высказывания, поэтому, названные составляющие / являются необходимым условием творческого процесса.

В диссертации прослежена истории развития теоретических взглядов на музыкальное исполнительство, взятое в процессуальном фокусе. Изучение литературы показало, что эта тематическая область еще не подвергалась целенаправленному рассмотрению. Были выделены два этапа в эволюции таких воззрений. Выяснено, что их поступательное движение простирается от полного отрицания научного познания творческого акта и его закономерностей до признания возможности постижения художественно-творческих процессов объективными методами и постановки вопроса о целесообразности научного осмысления музыкально-исполнительской деятельности на процессуальном уровне.

Проведенный анализ литературы позволил сделать вывод: несмотря на очевидный сдвиг в постижении музыкально-исполнительской процессуальности и выработку отдельных процессуально-динамических представлений об исполнительстве, в целом современное состояние вопроса характеризует начальную ступень научной разработки процессуально-динамического аспекта музыкального исполнительства.

Теория музыкально-исполнительского процесса нуждается в дальнейшей разработке. Исследование динамико-процессуального ракурса музыкального исполнительства мыслится необходимым звеном в постижении его закономерностей, открывающим перспективы расширения и углубления представлений о музыкально-исполнительском творчестве. Здесь возможны новые подходы, направления, взгляды. Открытыми для изучения остаются вопросы методологического обеспечения такого рода исследований и методики сравнительного анализа музыкально-исполнительских процессов. Работа может быть продолжена в плане рассмотрения более широкого круга психологических установок, по которым осуществляется объективация, а также влияния артистической экстраверсии и интраверсии на их выбор. Последующие исследования процессуальной проблематики могут быть связаны с ном о логическим подходом. В частности, целесообразно рассмотреть вопрос об изоморфности внутренних структур художественно-творческих процессов в исполнительских видах искусства, где, несмотря на разницу в материале творчества и вытекающую отсюда специфику, прослеживается единоструктурная сущность процессов. В перспективе может сформироваться самостоятельное направление по изучению процессуальных закономерностей музыкального исполнительства с собственной методологией и понятийным аппаратом. Со временем в систему музыкально-профессионального образования может быть введён лекционный курс «Процессуальные основы музыкального исполнительства».

Сегодня целостная теория музыкального исполнительства как наука, раскрывающая объективные закономерности творческого процесса музыканта-исполнителя, находится в стадии формирования. В этих условиях каждый шаг в сторону научного постижения музыкально-исполнительских закономерностей имеет важное значение. Познание музыкального исполнительства в процессуальном ключе представляется весьма эффективным, позволяющим шире раздвинуть горизонты науки об исполнительском искусстве, дополнить её новыми знаниям о сущности исполнительской деятельности, а концертантам — действовать на эстраде в соответствии с закономерностями музыкально-исполнительского творчества, а не вопреки им.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. З.А. Три интервью. Говорит Сергей Рахманинов. Интерпретация зависит от таланта и индивидуальности. Музыка должна идти от сердца / Пер. с англ. В. Чемберджи // Сов. музыка, 1973, № 4.-С. 94−103.
  3. А.Н. Проблема познания процесса в философии и науке // Вопросы философии, 1999, № 3. С. 85−96.
  4. .В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2. / Ред., вст. ст. и коммент. Е. Орловой. JL: Музыка, 1971. Кн. 1 и 2. — 376 с.
  5. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. -150 с.
  6. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта / Пер. с нем. Ю. А. Гальперина. М.: Музыка, 1972. — 373 с.
  7. JI.A. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности. М.: Музыка, 1982. — 278 с.
  8. JI.A. Эмиль Гилельс: Творческий портрет артиста. М.: Сов. композитор, 1990. — 264 с.
  9. Ф.В., Прангишвили А. С., Шерозия А. Е. О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве // Вопросы философии, 1978, № 2. С. 57−69.
  10. Г. Избранные статьи / Сост., пер., вступит, ст. и прим. В. Н. Александровой и Е. Ф. Бронфин. М.: Музгиз, 1956. — 406 с.
  11. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.-494 с.
  12. Беседы о педагогике и исполнительстве: к обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории: Сб. статей. / Ред.-сост. Е. Л. Сафонова. М.: Изд. МГК, 1999. Вып. 4. — 78 с.
  13. С.Н. Импровизационность в музыке и её стилевые типы: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1981. -24 с.
  14. Д.Д. Талант к мастерству // Сов. музыка, 1972, № 2. С. 85−87.
  15. И.А. Роль установки в художественно-творческой деятельности: Автореф. дис. канд. философ, наук. Л., 1983.-16 с.
  16. А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2-х кн. М.: Экономика, 1989. Кн. 2. — 304 с.
  17. Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Киев, 1975. -29 с.
  18. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. — 352 с.
  19. О. Об интерпретации Четвертой сонаты Скрябина В.В.
  20. Софроницким // Мастерство музыканта-исполнителя. М.: Сов. композитор, 1972. Вып. 1. — С. 226−291.
  21. И.А. Артикуляция (О произношении мелодии). Л.: Музыка, 1973.- 198 с.
  22. А.Е. Пианистическая деятельность Листа. Л.: Музыка, 1986.-87 с.
  23. Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. СПб.: Изд-во А. Дидерихс, 1912.-55 с.
  24. В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. — 404 с.
  25. Н.А. Структура творческого процесса (диалектико-материалистическая концепция) // Структура и закономерности творческого процесса: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н. А. Венгеренко. М.: Изд-во МГПИ им. Ленина, 1983. — С. 33−83.
  26. А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. М.: Классика — XXI, 2003 .-97 с.
  27. Э. О музыкально-прекрасном // Музыкальная эстетика Германии XIX века сб. переводов.: В 2-х т. / Сост. А. В. Михайлова, В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1982. Т. 2. — 432 с.
  28. Н.А. Избранные труды // Н. А. Гарбузов музыкант, исследователь, педагог: Сб. статей / Сост. О. Сахалтуева, О. Соколова- Ред. Ю. Pare. — М.: Музыка, 1980. — С. 49−270.
  29. Герберт Караян о себе. Эликсир жизни — музыка // Музыкальная жизнь, 1983, № 15. С. 18−19.
  30. И.Е. К проблеме психологии творчества певца. Тбилиси: Мецниереба, 1985. — 162 с.
  31. Л.М. Избранное. Дирижеры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования. М.: Сов. композитор, 1981. — 302 с.
  32. Л.М. Пабло Казальс. М.: Музыка, 1966. — 245 с.
  33. А.Б. О редактировании // Пианисты рассказывают
  34. Сост., общая ред. и вступ. статья М. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1988. Вып. 3.-С. 62−68.
  35. А.Б. Статьи, материалы, воспоминания / Сост. и общ. ред. Д. Благого. М.: Сов. композитор, 1969. — 448 с.
  36. Г. Избранное: В 2-х кн. М.: Классика — XXI, 2006. Кн. 2. -216 с.
  37. А.И., Хачатурова Н. А. Тамара Синявская: творческий портрет.- М.: Музыка, 1986. 32 с.
  38. В.Ю. Вопросы исполнительской формы и пути её реализации // Музыкальное исполнительство и современность: Сб.статей. М.: Музыка, 1988. Вып. 1. — С. 69−86.
  39. В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Классика — XXI, 2006.- 156 с.
  40. Л.Г., Платек Я. М. Современные пианисты. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Сов. композитор, 1990.-416 с.
  41. Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы: Уч. пособие. Новосибирск: НТК им. М. И. Глинки, 1985.-86 с.
  42. Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск: Наука, 1982. — 256 с.
  43. P.P. Психологические аспекты квартетного музицирования // Музыкальное исполнительство и современность: М.: Музыка, 1988. Вып. 1.-С. 128−155.
  44. Э.В. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие // Денисов Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. — М.: Сов. композитор, 1986.-С. 112−136.
  45. П.С., Яценко JI.B. Регуляция творческой деятельности (философско-методологические проблемы). — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986.-209 с.
  46. Д.А. Концерт как феномен творчества (на примере фортепианного исполнительства): Автореф. дис.. канд. искусствоведения4. Нижний Новгород, 2007. — 22 с.
  47. Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. Спб.: Деан, 1993. — 216 с.
  48. B.JI. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
  49. В.П. Художественная деятельность и художественная реальность // Художественная деятельность (проблемы субъекта и объективной детерминации). Киев.: Наукова думка, 1980. — С. 80−112.
  50. В. Продолжатель великих династий. Как Зальцбург и Париж открывали Женю Кисина// Сов. культура, 1991, 26 октября. С. 14.
  51. Л.П. Автор в музыкальном содержании: Монография / РАМ им. Гнесиных. М., 1998. — 248 с.
  52. Л.П. Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни: Лекции по курсу «Теория музыкального содержания». Астрахань: Изд-во Астраханской гос. консерватории, 2004. — 127 с.
  53. С.С. Работа с А.В. Свешниковым в госхоре // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / Сост. С. С. Калинин. М.: Музыка, 1998. — С. 147−163.
  54. Кандинский-Рыбников А. А. Эпоха романтического пианизма и современное исполнительское искусство // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность: Сб. статей / Сост. Т. Гайдамович. М.: Музыка, 1991. — С. 189−212.
  55. Д.И. Личностная установка художника как механизмтворчества // Проблемы этики и эстетики — Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. Вып.
  56. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. С. 138.143.
  57. Г. М. Вопросы пианизма. М.: Сов. композитор, 1968. -461 с.
  58. Г. М. На концерте Скрябина. Из воспоминаний // Пианисты рассказывают / Сост., общая ред. и вступ. статья М. Соколова. — М.: Сов. композитор, 1988. Вып. 3. С. 163−167.
  59. Г. М. О «режиссерском» и «актерском» началах в исполнительстве // Сов. музыка, 1973, № 5. С. 94−96.
  60. Г. М. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963. — 200 с.
  61. Композитор и фольклор: Взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. О. А. Скрынникова. Воронеж: ВГАИ, 2005. — 209 с.
  62. К.П. Мир дирижера (Технология вдохновения). JL: Музыка, 1976.- 192 с.
  63. Н.П. Звукозапись и проблемы музыкального исполнительства // Музыкальное исполнительство. / Сост. Г. Я. Эдельман. -М.: Музыка, 1973. Вып. 8. С. 102−137.
  64. Р.Г. Из бесед с Т.Н. Рождественским о музыкальном искусстве и творчестве дирижера // Мастерство музыканта-исполнителя. -М.: Сов. композитор, 1976. Вып 2. С. 307−334.
  65. И.А. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания (методы изучения и классификация). — Киев: Музична У краТна, 1983.- 158с.
  66. .Л. О педагогике Г.Г. Нейгауза // Вопросы фортепианной педагогики. М.: Музыка, 1971. Вып. 3. — С. 264−296.
  67. Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза. М.: Музыка, 1984. -89 с.
  68. Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха / Пер. с нем. 3. Эвальд- Под. ред Б. В. Асафьева. М.: Музгиз, 1931.-304 с.
  69. С.С. Онтология точности и прогностичности // Вопросы философии, 2004,1.-С. 113−127.
  70. В. О музыке / Сост. Д. Ресто- Пер. с англ.- Послесл., коммент. А. Е. Майкапара. М.: Радуга, 1991. — 437 с.
  71. С. Я. Путь к искусству. М.: Искусство, 1974. — 383 с.
  72. Р.Л. Системный анализ исполнительского процесса // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Сб. трудов. — Астрахань: АГК, 1992. С. 60−89.
  73. А.Н. Избранные психологические произведении: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 318 с.
  74. Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. — М.: Музыка, 1988. 236 с.
  75. Ф. Избранные статьи / Предисл. и общая ред. Я. Милынтейна- Ред. текста, вступ. статья и примеч. С. Барского. М.: Музгиз, 1959. — 464 с. :
  76. А.Ф. Диалектика творческого акта // Контекст 1981- М.: Наука, 1982.-С. 48−78. с
  77. X. Бессознательное // GEO, 2005, № 5. С. 180−186.
  78. Л. А. Концепция Э. Курта // Мазель Л. А., Рыжкин И .Я. Очерки по истории теоретического музыкознания. Л.: Музгиз, 1939. Вып. 2.-С. 21−104.
  79. Л.А. Общий обзор теоретического музыкознания после Римана // Мазель Л. А., Рыжкин И. Я. Очерки по истории теоретического музыкознания. Л.: Музгиз, 1939. Вып. 2. — С. 5−20.
  80. А.В. Вопросы исполнительского интонирования в работах Б.В. Асафьева // Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1983. Вып. 11. — С. 3−33.
  81. С.М. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. М.: Сов. композитор, 1976. Вып. 2. — С. 68 — 104.
  82. С.М. О психологии музыкальной импровизации. М.:I1. Музыка, 1991.-88 с.
  83. В.А. Феномен случайности. Методологический анализ. -Рига: Зинатне, 1988. 231 с.
  84. М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970. — 239 с.
  85. К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / Пер. с нем. B.JI. Михелис. — М.: Музыка, 1966.- 220 с.
  86. .С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985.-318 с.
  87. .С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества. / Отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. JL: Наука, 1980. -С. 5−23.
  88. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000.-271 с.
  89. Я.Н. Ференц Лист. М.: Музыка, 1999. — 654 с.
  90. М.К. Этюды о стиле в музыке / Вступ. ст. М. Арановского.- Л.: Музыка, 1990. 283 с.
  91. . Глен Гульд. Нет я не эксцентрик! М.: Классика -XXI, 2003.-272 с.
  92. . Рихтер. Диалоги. Дневники. М.: Классика — XXI, 2002.-480 с.
  93. Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве
  94. Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Пер. с чешс. В. А. Каменской. М.: Искусство, 1994. — С. 198−244.
  95. А.И. Процесс композиторского творчества (Проблемы и пути исследования). Киев: Музична УкраТна, 1979. — 271 с.
  96. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 361 с.
  97. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
  98. Е.В. Понятия и термины в теории музыки // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. — С. 151−177.
  99. Налимов В.В.4 Самоорганизация как творческий процесс: философский аспект // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве-М.: Прогресс-Традиция, 2002.-С. 143−154.
  100. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музгиз,. 1961. -319 с.
  101. Г. Г. Творчество пианиста // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. -М. Л.: Музыка, 1966. — С. 55−100.
  102. В.А. Шопен педагог. — М.: Музыка, 1980. — 94 с.
  103. Г. А. Структурная функция времени в музыке (исполнение и импровизация) // Вопросы теории и эстетики музыки. JL: Музыка, 1974. Вып. 13.-С. 32−57.
  104. Г. И. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: Изд-во СГУ, 1985. — 130 с.
  105. Л.Б. Искусство и кибернетика. М.: Искусство, 1966. -150 с.
  106. Н.К. Исполнительская интонация. М.: Музыка, 1989. -208 с.
  107. Ю.В. Рахманинов пианист, интерпретаторсобственных произведений. М.: Музыка. 1965. — 95 с.
  108. Я.А. Психология в системе комплексных исследований творчества // Психология процессов художественного творчества./ Отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. Л.: Наука, 1980. — С. 24−32.
  109. Г. А. Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности: Дис.. канд. филос. наук. Л., 1974.— 199 с.
  110. А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 152 с.
  111. Психология процессов художественного творчества. / Отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. Л.: Наука, 1980. — 285 с.
  112. Н.В., Место и роль случайного в художественно-эстетическом воспроизведении действительности: Дис.. канд. филос. наук. Киев, 1978. — 135 с.
  113. Т. Лекции Г. Бюлова. СПб.: Изд. Юргенсона, 1896. — 96 с.. *
  114. Д.А. Исполнитель и стиль: Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1979. Вып. 1. Проблемы пианистической стилистики. — 320 с.
  115. Радость взаимопонимания (говорят «бородинцы») // Сов. музыка, 1984, № 2.-С. 52−60.
  116. В.Г. Вариативность исполнения музыкального произведения // Музыкальное развитие в процессе обучения. -Саратов: Изд-во СГПИ, 1976. Вып. 1. С. 72−77.
  117. В.Г. Психология творческого процесса дирижера: Автореф. дис.. канд. психологич. наук. — М., 1973. 17 с.
  118. . Эстетическое бессознательное / Сост., пер. с франц. и послесл. В. Е. Лапицкого. СПб.- М.: Machina, 2004. — 128 с.
  119. Рассказывает Глен Гульд / Пер. Н. Краковец // Сов. музыка, 1974, № 6.-С. 135−138:
  120. .М. О психологии импровизации // Психология процессов художественного творчества. / Отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. -Л.: Наука, 1980.-С. 45−57.
  121. П.Б. Вопросы музыкального творчества // Сов. музыка, 1967, № 8.-С. 31−40.
  122. Л.А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1988.- 157 с.
  123. С.Н. Работа пианиста над музыкальным произведением. М., Л.: Музыка, 1964. — 187 с.
  124. В.И. Творчество и энергия самоутверждения // Вопросы философии, 2006, № 5.-С. 34−46.
  125. Ю.В. Вероятность как загадка бытия и познания // Вопросы философии, 2006, № 1. С. 80−94.
  126. Н.К. Процессы и мера времени. Проблемы методологии структурно-диахронического исследования в современной науке. — Л.: Наука, 1974.- 191 с.
  127. М.И. Основы функциональной теории организации, (философский очерк). Л.: Наука, 1972. — 164 с.
  128. Л.С. Симфоническое исполнительство: теория и эстетика. Исторический очерк. М.: Сов. композитор, 1991. — 284 с.
  129. В.М., Грушко И. М. Основы научных исследований. -Харьков: Вища школа, 1979. 199 с.
  130. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественныевозможности. Структура. Функции. -М.: Музыка, 1985. -285 с.
  131. А.С. О роли звукового материала в системе выразительных средств: Автореф* дис.. канд. искусствоведения. М., 1980. — 16 с.
  132. Г. Л. Для инструмента человек должен родиться. Фрагмент эксклюзивного интервью Н. Тамбовской // Музыкальное обозрение, 2000, № 5.
  133. К.С. Из записных книжек: В 2-х т. / Сост. и авт. предисл. В. Н. Прокофьев. М.: ВТО, 1986. Т. 1. — 608 с.
  134. М.С. Психология и мифология художественного творчества // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. / Отв. ред. и сост. Е. В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. Вып. 2. № 140. — С. 5−20.
  135. Суходольский Г: В. Основы психологической теории деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 166 с.
  136. М.Е. Замысел композитора и пути его воплощения // Психология процессов художественного творчества. / Отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. Л.: Наука, 1980. — С. 127−138.
  137. Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов: Изд-во СГУ, 1972. — 31 с.
  138. Е.Б. Предустановленное и импровизационное // Музыкальная академия, 2008, № 1. С. 142−151.
  139. Д.Н. Общая психология / Пер. с груз. Е.Ш. Чомахидзе- Под. ред. Н. В. Имедадзе. М.: Смысл- СПб.: Питер, 2004. — 413 с.
  140. С.Е. Пианизм как искусство. -М.: Музыка, 1965. 516 с.
  141. А.В. Компьютерная расшифровка фонограмм фольклорного пения // Творчество в искусстве искусство творчества. — М.: Смысл, 2000.-С. 325−336.
  142. В.Н. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. М.: Преет, 2002. — 24 с.
  143. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория ичпрактика. СПб.: Алетейя, 2001. — 320 с.
  144. Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии и творчества. М.: Сов. композитор, 1988. Кн. 1. — 384 с.
  145. Г. М. Портреты советских пианистов: Музыкально-критические статьи. — М.: Сов. композитор, 1983 -256 с.
  146. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интер-пракс, 1994. — 384 с.
  147. Г. М. Что значит быть современным. Беседа Г. Цыпина с М. Плетневым // Сов. культура, 1983, 22 сентября.
  148. Т.В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. М.: Сов. композитор, 1987. — 320 с.
  149. В.П. «Открытое» сочинение и исполнитель (Пути осмысления и звукового воплощения алеаторных композиций) // Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность. — М.: Музыка, 1991. С. 213−239.
  150. И.П. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги. М.: Искусство, 1987. — 351 с.
  151. Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. — 496 с.
  152. В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. — 351 с.
  153. О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. — 128 с.
  154. А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. М.: Музыка, 1968.-248 с.
  155. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 246 с.
  156. В.А. Системно-деятельный анализ процессов творчества в науке // Системный подход в современной науке. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — С. 353−360.
Заполнить форму текущей работой