Культурные ценности и досуг студентов середины 90-х годов
Смотр телевизионных программ, неформальное общение, посещение театров и других культурных и досуговых учреждений, занятия спортом и молодежные развлечения. Хотя, по общим наблюдениям, у студентов центральных вузов России наблюдаются более развитые интересы в потреблении культурных благ. Связано это, в первую очередь, с таким феноменом, как сосредоточение очагов культуры именно в центральных… Читать ещё >
Содержание
- 1. Досуг как ценность в представлениях современного студента
- 2. Особенности отражения общекультурных ценностей в досуге студентов Бурятии
- 3. Этнокультурные доминанты досуга студентов
Культурные ценности и досуг студентов середины 90-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Результаты исследования констатируют, что сфера культурного отдыха в структуре занятий студентов 70-х и 90-х годов не претерпела значительных изменений, 1 так как перечень досутовых занятий включает такие виды, как про.
1 Для сравнительного анализа использовались материалы опросов студентов 70= х годов, приведенные в: Рубина Л. Я. Советское студенчество, — М., 1981, и соб.
93 смотр телевизионных программ, неформальное общение, посещение театров и других культурных и досуговых учреждений, занятия спортом и молодежные развлечения. Хотя, по общим наблюдениям, у студентов центральных вузов России наблюдаются более развитые интересы в потреблении культурных благ. Связано это, в первую очередь, с таким феноменом, как сосредоточение очагов культуры именно в центральных городах, так как во все времена обе столицы России отличала развитая сеть учреждений искусства и культуры, в которых представлены шедевры не только отечественного, но и мирового уровня. Периферийные регионы славятся, в основном, исконно-национальными видами ис= кусства и культурными достопримечательностями титульных этносов.
С учетом этих обстоятельств, анализируемый материал подвергнут системе ранжирования, которая позволила выявить, что в 70-е годы значительще часть студентов предпочитала в качестве отдыха в свободное время театры, концертные залы, выставки (а именно, 87,80% в опросе 1973 года и 90,10% в опросе 1977 года признали эти формы проведения досуга важными и интересными)1 Периферийный студент 90-х годов располагает этот вид деятельности на V позиции в перечне своих предпочтений. У студентов нашего региона более всего популярны спортивно-зрелищные виды досуговой деятельности. Как отмечается в исследовании 70-х годов, в общей системе видов деятельности физкультура занимает одно из последних мест.2 ственно-авторского исследования студентов вузов Бурятии середины 90-х п> дов.
1 Рубина Л. Я. Советское студенчество.- M., 1981. С. 155.
2 Там же.- С. 160.
1. Абанкина И. В., Абанкина Т. В. К портрету студенческой молодежи // Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга: Экспресс-информация." Вып. 3, — М., 1990, — С. 3−6.
2. Абузарова H.A. Студенчество в системе национальных отношений: Автореф. дисс. канд. социол. наук, — Уфа, 1996. 22 с.
3. Агалов BJC, Атанов Н. И. Экономика Бурятии на современном этапе // Республика Бурятия государство в составе Российской Федерации, — Улан-Удэ, 1998. С. 41−62.
4. Акопян К. З. Культурная элита и российская интеллигенция // Культура на пороге третьего тысячелетия.- СПб, 1998. С. 137−139.
5. Алексахина H.A. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // Социологические исследования, — 1998, — № 2, — С. 49−54.
6. Андреев Н. И. Молодежь и время: социальный выбор // Ценности социальных групп и кризис общества.- М.5- 1991.= С. 103−111.
7. Антонов В. И. Символизация в контексте социокультурных процессов // Вестник Московского университета, — Сер. 18. Социология и психология.- № 4. 1997.-С. 96 412.
8. Афанасьев А. И., Кузьмин В. А. Духовность общества и ценности молодежи // Социальный механизм государственного управления: Вторая научная сессия, — М., 1995.-С. 153−158.
9. Бабахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность, — 1996, — № 3, — С. 56−65.
10. Бабахо В. А., Левикова С. И. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры // Вестник Московского университета.- Сер. 12. Политические науки, — 1996, — № 2, — С. 35−45.129.
11. Бадмаева Л. В. Общее и особенное в проведении свободного времени городского и сельского населения Бурятии // Социальная структура и образ жизни населения Бурятии." Улан-Удэ, 1990, — С. 118−124.
12. Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблемы обретения социального статуса // Социологические исследования, — 1993. № 10. С. 13−23.
13. Беляничева С. В. Социологические аспекты социокультурных установок студенчества: Автореф. дисс. канд. социол. наук.- Саратов, 1996. 21 с.
14. Бережная М. Л. Социально-культурная деятельность студенчества России в начале XX века: Автореф. дисс. канд. пед. наук, — СПб, 1997. 19 с.
15. Бобнева М. И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда.- 1996.= № LС. 138−147.
16. Боенко Н. И. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях вхождения в рынок // Молодежь в условиях социально-экономических реформ.-СПб, 1995. С. 21−23.
17. Буркина H.A. Изменение социальной структуры бурятской национальной интеллигенции в современных условиях: Автореф. дисс. канд. социол. наук.- Улан-Удэ, 1996, — 24 с.
18. Вавилин В. Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонент этнической культуры // Социологические исследования, — 1993, — № 1, — С. 92−97.
19. Вебер М. Избранные произведения.- М., 1990. 804 с.
20. Ветошкин А. П. Место и роль студенчества в развитии социалистического общества, — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1986, — 204 с.
21. Вишневский Ю. Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования, — 1997.= № 10. С. 56−69.
22. Волощенко Г. Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства досугом молодежи в клубе: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- 1977.24 с. 130.
23. Высшие и средние специальные учебные заведения Республики Бурятия: Статистический сб.- Улан-Удэ, 1998, — № 14−37.
24. Высшее образование за деньги? // Молодежь Бурятии.- 1992, — 26 июня, — С. 2.
25. Гареев Э. С., Дорожкин Ю. Н. Молодежь в индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования.- 1993. № 1- С. 123−125.
26. Горяинов В. П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социологические исследования.- 1997, — № 3. С. 60−68.
27. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г. Представления о социальной справедливости в обыденном сознании молодежи // Ценностные аспекты общественного сознания, — Барнаул, 1990, — С. 58−66.
28. Громов И., Мацкевич А. Западная социология, — СПб.: Ольга, 1997.372 с.
29. Демьяненко С. Р. Формирование кулыуры досуга молодежи: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук.- Л., 1989. 16 с.
30. Добрускин М. Е. Студент кто он? // Социологические исследования,-1994, — № 8−9. С. 79−88.
31. Добрынина В. И., Кухтевич Т. И. Студенчество 90-х, — М., 1993.
32. Дюрюгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М.: Канон, 1995, — 308 с.
33. Жерносенко Д. Н., Кожин C.B. Молодежная субкультура // Совре.
34. Запесоцкий A.C. Гуманитарная культура и гуманитарное образование.- СПб., 1996, — 322 с. 131.
35. Затеев В. И. Русские в Бурятии (к постановке проблемы) // Проблемы истории и культурно-национального строительства в республике Бурятия." Улан-Удэ, 1998. С. 63−67.
36. Захаров Е. М. Динамика ценностных ориентации молодежи в условиях социально-экономических реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ, — СПб., 1995, — С. 140−143.
37. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности, — М.: Политическая литература, 1986.
38. Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика самосознания россиян // Социологические исследования, — 1996, — № 12, — С. 23−33.
39. Иванов А. Е. Высшая школа Российской империи начала XX века // Вестник Российской Академии наук.- 1997, — Т. 67.= № 3, — С. 265−274.
40. Иванов В. Союзов много на земле // Бурятия, — 1993, — 10 ноября, — С. 1.
41. Иванов В. Союз студентов живет и здравствует // Бурятия, — 1993.= 10 апреля.- С. 1.
42. Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Молодежь вступает в жизнь, — Л.: Знание, 1969. 40 с.
43. Каган М. С. Философская теория ценности, — СПб.: Петрополис, 1997.=205 с.
44. Каримов A.B. Досуг студенческой молодежи // Социология молодежной культуры. Духовность провинции, — Тамбов, 1995, — С. 75−80. «132.
45. Коган А. И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи // Социологические исследования." 1997. № 9, — С. 67−69.
46. Коган Л. Н. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня // Социологические исследования, — 1997, — № 4, — С. 122−130.
47. Козлов В. И. Проблематика этничности // Этнографическое обозрение.- 1995,-№ 4, — С. 39−54.
48. Колоколова Л. С., Яковлева Е. Е. Молодежный образ жизни: диалектика рационального и' эмоционального // Социальные проблемы образа жизни студенческой молодежи.- Алма-Ата, 1988, — С. 72−77.тореф. дисс. канд. пед. наук, — Л., 1989. 16 с.
49. Культура досуга / В. М. Пича, И.В. Бестужев-Лада и др.- Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1990, — 240 с.
50. Лапин Н. И., Беляева Л. А. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях.- М.: Изд-во ИФ РАН, 1994. 245 с.
51. Лапин Н. И. Динамика ценностей реформируемой России // Вестник Российской Академии наук.- 1997. Т. 67. № 2, — С. 140−145.
52. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования, — 1996.= № 5. С. 3−19.
53. Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования, — 1997. № 3.= С. 14−25.
54. Лебедев Л. Молодежь и культура // Молодежь: цифры, факты, мнения, — 1994.-№ 1.-С. 97−101.
55. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования, — 1998, — № 5, — С. 98−105.
56. Лисовский В. Т. Жизненные ценности современного студенчества // Школа гуманитарных наук.- 1997. № 1, — С. 52−56.133.
57. Лисовский В. Т. Молодежь в условиях кризиса // Народное образование, — 1994. № 5.-С. 11−17.
58. Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки,-М.: Высш. школа, 1990, — С. 304.
59. Лисовский В. Т. Социальный и нравственный портрет современного студента // Социально-демографический портрет студента, — М., 1986.= С. 7−18.
60. Лисовский В. Т., Дмитриев A.B. Личность студента.- Ленинград: Изд-воЛГУ, 1974, — 183 с.
61. Лукичев П. Н., Скорик АЛ. Поведенческая типология студенческой группы // Социологические исследования.- 1995, — № 7, — С. 109−116.
62. Максютин Н. Ф. Возрождение или развитие национальных культур? // Культура по пороге третьего тысячелетия, — СПб., 1997, — С. 285−287.
63. Малыгина И. В. Проблемы взаимодействия культуры и национального самосознания: Автореф. дисс. канд. филос. наук, — М., 1993, — 16 с.
64. Манзанов Г. Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи.- Улан-Удэ: Изд-во ББСД СО РАН, 1997, — 115 с.
65. Матвеева Е. В. Духовная культура студентов: проблемы и пути формирования // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия, — Улан-Удэ, 1998.= С. 172−176.
66. Матвеева Е. В. Проблемы возрождения этнической культуры в молодежной среде // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI научно-практического семинара,-Новосибирск, 1997,-С. 183−186.
67. Матвеева Е. В. Проблемы этнической идентификации молодежи // Актуальные вопросы социально-кулыурной деятельности.- Улан-Удэ, 1997, — С. 45−49.134.
68. Матвеева E.B. Черты социального портрета современного студента и проблемы организации его досуга // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии." Улан-Удэ, 1996.-С. 10−21.
69. Матвеева Е. В. Этнокультурные доминанты досуговой деятельности студентов региона // Традиционный фольклор в полиэтнических странах.- Улан-Удэ, 1998, — С. 44−47.
70. Меренков A.B. Политические стереотипы студенчества // Социологические исследования.- 1992. № 8. С. 84−90.
71. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия// Социологические исследования.- 1992, — № 3. С. 104−115.
72. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура// Социологические исследования.- 1992. № 2, — С. 118=125.
73. Мещеркин А., Мещеркина Е. Автопортрет российской провинциальной молодежи на досуге // Молодежь России на рубеже 90-х годов.- Кн. 1, — М., 1992.= С. 131=136.
74. Михайлов Т. М. Бурятский этнос в свете современных социальных изменений // Республика Бурятия государство в составе Российской Федерации.- Улан-Удэ, 1998. С. 130−145.
75. Михайлов Т. М. Бурятское возрождение и «россиянизация» // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия.-Улан-Удэ, 1998,-С. 112−117.
76. Михайлова Л. И. Проблемы формирования мотивационной сферы студентов культурно-просветительных факультетов вузов культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1980. 24 с.
77. Молодежь: будущее России / Антонов А. Й., Бабочкин П. И. и др.- М.: Изд-во ин-та молодежи, 1995, — 237 с.
78. Молодежь Бурятии: Статистический сб. / Госкомстат Республики Бурятия, — № 17−36, — Улан-Удэ, 1998, — 34 с. 135.
79. Мурзин А. Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социологические исследования.- 1993. № П.- С. 95−99.
80. Мчедлов МЛ. О религиозности российской молодежи// Социологические исследования.- 1998. № 6. С. 107−111.
81. Намсараев С. Д. Развитие системы образования Бурятии на пороге третьего тысячелетия // Республика Бурятия государство в составе Российской Федерации, — Улан-Удэ, 1998, — С. 77−98.
82. Немировский В. Т. Эстетическое воспитание студентов в условиях сибирского города // Социально-демографический портрет студента.- М., 1986.-С. 74−81.
83. Немировский В. Т., Гладченко А. А. Социально-политические ориентации сибирской молодежи // Социологические исследования.- 1996, — № 9. С. 95−101.
84. Немировский Д. Э. Мотивы противоправных действий молодежи //12.17. Улан-Удэ, 1997, — 47 с.
85. Ольховский Е. С. Годы студенческие.- Л.: Лениздат, 1977. 165 с.
86. О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики: Указ Президента Российской Федерации // Российская газета.- 1992. 25 сентября, — С. 4.
87. Орлов A.C. Концепция социологии рекреации // Социологические исследования.- 1990. № 9. С. 102−106.
88. Орлов A.C. Социология рекреации.- М.:Наука, 1995. 147 с.
89. Орлов Г. П. Свободное время и личность.- Свердловск: Уральское кн. изд-во, 1983. 175 с. 136.
90. Орлов Г. П. Свободное время как социологическая категория.-Свердловск: Изд=во Свердлов, горидич. ин=та, 1973.= 158 с.
91. Орлов Г. П. Свободное время: условие развития человека и мера общественного богатства, — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. 176 с.
92. Осинский И. И. Социальные последствия реформ в Бурятии // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия.- Улан-Удэ, 1998. С. 49−53.
93. Пантач Д. Конфликты ценностей в странах транзиции// Социологические исследования.- 1997. № 6, — С. 24.
94. Парсонс Г. Человек в современном мире, — М.: Прогресс, 1985, — 429с.
95. Поддержать молодежные инициативы о координационном совете по делам молодежи при Президенте Республики Бурятия. // Бурятия.- 1996, — 23 апреля, — С. 2.
96. Поспелова Т. Г. Установки студенческой молодежи в сфере семьи и брака // Социально-демографический портрет студента.- М., 1986.= С. 46−56.
97. Потапов Л. В. Республика на путях реформирования: проблемы и перспективы развития // Республика Бурятия государство в составе Российской Федерации, — Улан-Удэ, 1998. С. 3=23.
98. Развитие познавательной активности студентов: Сб. науч. трудов / Восточно-Сибирский технологический институтОтв. ред. Бильтриков В.Н.-Улан-Удэ, 1983. 113 с.
99. Раковская O.A. Благосостояние молодежи достаток и достоинство // Социологические исследования, — 1989, — № 1, — С. 43−46.
100. Раковская O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, про< блемы, перспективы.- М.: Наука, 1993, — 190 с. 137.
101. ПО. Рерих С.H. Стремиться к прекрасному, — М.: Междунар. центр Рерихов, 1993. 111 с.
102. Ромах О. В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи: Автореф. дисс. доктора филос. наук, — М., 1994, — 34 с.
103. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога, — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1968. 277 с.
104. Рубина Л. Я. Динамика жизненных ориентации студенческой молодежи России // Молодежь России на рубеже 90-х годов.- Кн. 1. М., 1992, — С. 8488.
105. Рубина Л. Я. Советское студенчество: Социологический очерк.- М.: Мысль, 1981.-207 с.
106. Руткевич М. Н., Потапов В. П. После школы: Опыт социологического исследования социально-профессиональной ориентации молодежи.- М.: Знание, 1995. 223 с.
107. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования, — 1998, — № 5, — С. 90−98.
108. Санхядова Л. К. Эффективность печати в нравственном воспитании молодежи.- Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1984, — 208 с.
109. Семенов В. Е. Религия и суеверия среди современной молодежи // Молодежь: цифры, факты, мнения.- 1994, — № 1. С. 108−111.
110. Сибирев В. А., Головин H.A. Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социологические исследования, — 1998, — № 3. С. 106−117.
111. Соколовский C.B. Понятие «коренной народ» в российской науке, политике и законодательстве // Этнографическое обозрение, — 1998, — № 3. С. 74= 89.
112. Смаршвич И. Л. Культурологические аспекты изучения молодежной аудитории как объекта деятельности культурно-досуговых учреждений Белоруссии // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии: Информ. выпуск.-1998,-№ 3,-С. 13−20.138.
113. Справочник образовательных учреждений республики Бурятия / Гос. комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спортуОтв. ред. Башкеев Л.В.= Улан-Удэ, 1996, — 61 с.
114. Столярова И. Е. Профессиональная направленность студентов вузов: опыт всесоюзного опроса // Социологические исследования.- 1992. № 3, — С. 77=.
115. Студенческое вече=89: Материалы опроса.= М.: Ноосфера, 1989.= 47с.
116. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России, — М., 1996.= № 3.= С. 51=54.
117. Сукало A.A. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково=молодежнош досуга.= СПб., 1996.= 219 с.
118. Тавокин ЕЛ. Вторичная занятость учащейся молодежи: мнение экспертов // Социологические исследования, — 1996.= № 6.= С. 92=97.
119. Тадевосян Э. В. Этнонация: миф или социальная реальность? // Со= циологические исследования, — 1998. № 6, — С. 61−69.
120. Титов Б. А. Социализация детей и юношества в сфере досуга, — СПб., 1997.-275 с.
121. Трегубов Б. А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление, — Калининград: Изд-во СПб. гос. ун=та, 1991.= 151с.139.
122. Тухватуллин P.M. Язык как национальная ценность // Социологические исследования.- 1997. № 8, — С. 47−49.
123. Устав Республиканского внебюджетного фонда поддержки молодежных программ // Бурятия.- 1996. 12 июля, — С. 2.
124. Файзуллин Ф. С., Зарипов А. Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования, — 1997, — № 8, — С. 40−47.
125. Фаустова Э. Н. Доминирующие ценностные ориентации студентов // Вестник Московского университета.- Сер. 18. Социология и политология. -1995.-№ 4.-С. 96−101.
126. Фаустова Э. Н. Культура студенческой молодежи: социально-философский аспект.- М.: Изд-во МГУ, 1991, — 136 с.
127. Федорова Е. А. Проблема духовных ценностей и современное положение бурятского языка в молодежной среде // Традиционный фольклор в полиэтнических странах, — Улан-Удэ, 1998, — С. 46−48.
128. Формирование духовной культуры студенческой молодежи / Аза JI.A., Бегека H.A. и др.- Под ред. Мазепа В.И.- Киев: Выща школа, 1991. 108 с.
129. Форсова В. П. Православные семейные ценности // Социологические исследования, — 1997, — № 1. С. 64−72.
130. Хилханов Д. Л. Проблемы бюджета времени студентов ВСГАКИ // Актуальные вопросы социально-культурной деятельности. = Улан-Удэ, 1997, — С. 36−37.
131. Шахартуев О. В. Проблемы занятости молодежи в Республике Бурятия: анализ ситуации // Социальная работа: проблемы и перспективы развития: Материалы Байкальской межрегиональной научно-практической конференции.-Улан-Удэ, 1997, — С. 106−109.
132. Шевченко Д. М. Студенческие суеверия // Социологические исследования, — 1989. № 1, — С. 77−81.
133. Шереш Ф. Э. Кризис высшего образования // Вестник Российской Академии науж, — 1997, — Т. 67, — № 2, — С. 99−105.140.
134. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г. Социология образования: прикладной аспект, — М.: ГОристъ, 1997, — 300 с.
135. Штарке К. Студенты. Становление личности, — М.: Прогресс, 1982.=135 с.
136. Щеглов М. М. Социальная активность интеллигенции как фактор развития духовной культуры России." СПб., 1996.= 278 с.
137. Чавчавадзе ИЗ. Культура и ценности, — Тбилиси: Мецниереба, 1984.=171 с.
138. Чешко C.B. Человек и этничность // Этнографическое обозрение,-1994, — № 6, — С. 20=25.
139. Чойропов Ц. Как дальше развиваться вузу? // Правда Бурятии." 1996, — 20 сентября." С. 5.
140. Чукреев П. А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона." Улан-Удэ: Изд=во БНЦ СО РАН, 1998.= 222 с.
141. Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Соцщ> логические исследования.- 1998. № 3.= С. 93=106.
142. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Проблемы вторичной занятости у учащейся молодежи // Социологические исследования.- 1996.= № 9.= С. 88=95.
143. Эфендиев А. Г. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования, — 1997.= № 9.= С. 41−56.
144. Юпитов A.B., Зотов H.A. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования, — 1997, — № 3.=.
145. David M. Demographie vistas: Television in American Culture." Philadel= рЫа: Pensylvanna Press.- 1984.= 214 p.