Интегрированный курс «История и культура марийского народа» как средство реализации профильного обучения информатике
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального, общего основного общего и среднего образования (образовательная область информатика) существенная роль отводится развитию мировоззренческого аспекта обучения информатике. Однако необходимо заметить, что вопросы мировоззрения не могут быть рассматриваемы сами по себе в отрыве от реальной действительности и окружающего… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Развитие содержания обучения информатике в общеобразовательной школе
- 1. 1. Становление методической системы обучения информатике в общеобразовательной школе
- 1. 2. Развитие гуманитарной направленности общеобразовательного курса информатики
- Выводы
- ГЛАВА 2. Разработка и внедрение интегрированного курса информатики и «История и культура марийского ^ народа» в средних школах республики Марий Эл
- 2. 1. Содержание интегрированного курса информатики и «История и культура марийского народа»
- 2. 2. Методические вопросы использования средств и методов информатики в гуманитарном курсе «История и культура марийского народа»
- 2. 3. Программные системы и разработки используемые в процессе интеграции курсов информатики и «История и культура марийского народа»
- 2. 4. Экспериментальная проверка интегрированного курса информатики и «История и культура марийского народа»
- Выводы
Интегрированный курс «История и культура марийского народа» как средство реализации профильного обучения информатике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время основы информатики являются одним из самых молодых, но в то же время одним из самых важных предметов школьного курса.
Первые шаги, связанные с внедрением в школу основ программирования и ЭВМ были сделаны еще в 60−70 гг. И. Н. Антиповым, A.A. Кузнецовым, B.C. Ледневым, В. М. Монаховым, Я. А. Ваграменко, С. Пейпертом, Б. Сендовым, С. И. Шварцбурдом и рядом других. В 1985 году был введен в учебный план отечественной общеобразовательной школы новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Потребовалось создать соответствующее методическое и программное обеспечение. В разработке методической системы обучения информатике значительную роль сыграли работы отечественных ученых: А. П. Ершова, В. М. Монахова, С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, С. Г. Григорьева, A.A. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, М. П. Лапчика, В. ГРазумовского, И. В. Роберт, А. Ю. Уварова и многих других. Эти работы можно рассматривать как первый этап информатизации школьного образования. Дальнейшая работа по решению этих проблем была направлена на реализацию всего комплекса вопросов, связанных с внедрением компьютеров в школу.
В последние годы происходят значительные изменения в содержании обучения информатики в общеобразовательной школе. Если вначале курс информатики строился преимущественно как курс программирования, алгоритмизации и информационных технологий, то сегодня акцент все больше склоняется в сторону мировоззренческого аспекта информатики, ее интегративного начала по отношению к другим дисциплинам. Основной смысл этой интеграции сводится к всемерному раскрытию системно — информационной картины мира.
Это в свою очередь приводит к переориентации курса информатики из технологического в гуманитарный.
С другой Стороны, Российский общеобразовательный стандарт по информатике наряду с базовым компонентом предусматривает возможность профильного обучения. Это открывает широкие перспективы для интеграции курса информатики с разнообразными гуманитарными дисциплинами.
Общая теоретическая концепция взаимосвязи информатики и гуманитарных наук, основанная на системно — информационном подходе была высказана В. К. Белошапкой, A.C. Лесневским, С. А. Бешенковым и другими исследователями. На основании этого подхода было создано учебное пособие «Информатика и информационные технологии» (авторы С. А. Бешенков, С. Г. Григорьев, А.Г. Гейн), ориентированное на гуманитариев. Вместе с тем ясно, что путь модернизации содержания базового курса информатики не является единственно возможным способом реализации гуманитарной направленности общеобразовательного курса информатики.
Развитие современной общеобразовательной школы в Российской Федерации во многом определено национальными и региональными особенностями конкретной территории, что подчеркивается, в частности, Российским общеобразовательным стандартом. Особое значение приобретают гуманитарные курсы, учитывающие национально-региональный компонент. Однако, традиционные формы их преподавания в настоящее время требуют соответствующих изменений. Возможным направлением совершенствования учебного процесса, является интеграция данных предметов с другими учебными дисциплинами, отражающими современные тенденции науки и образования. Перспективным направлением в этих разработках является интеграция гуманитарных курсов национальнорегионального содержания с информатикой. Это позволяет построить профильный курс информатики гуманитарной ориентации, который позволит по-новому раскрыть содержание современного курса информатики и одновременно развить навыки системного мышления, необходимые для более глубокого освоения соответствующей гуманитарной дисциплины.
Данная интеграция объясняется тем, что информатика, с одной стороны, является «латынью современной науки», на которой в настоящее время излагается все возрастающее число научных и учебных дисциплин, с другой дает возможность использовать учебное программное обеспечение для повышения эффективности преподавания.
Настоящая работа посвящена изучению возможностей построения профильного интегрированного курса информатики гуманитарной ориентации с использованием национально-регионального содержания на примере одной из национальных территорий Поволжья -" Республики Марий Эл". Следует сказать, Марий Эл является достаточно характерным примером национального региона России. В качестве гуманитарной дисциплины выбран новый предмет — «История и культура марийского народа» (сокращенно — ИКМН).
В нашем случае, цель такого курса: раскрытие содержания основных системных категорий на примере знакомства с литературно-художественными богатствами народа республики Марий Эл, воспитание любви и уважения к его культуре, развитие национальных чувств и интересов и, вместе с тем, осознание необходимости единства народов, их духовной общности. С другой стороны использование учебных компьютерных программ, разработанных на основе содержания данного курса, позволяет повысить эффективность его преподавания.
Проблема исследования заключается в противоречии между современным содержанием школьного курса информатики и тенденцией развития методической системы обучения информатике в школе, а также тенденцией развития базовой науки информатики.
Объектом исследования является процесс обучения информатике в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является содержание профильных курсов информатики гуманитарной ориентации.
Цель исследования состоит в разработке структуры и содержания профильного интегрированного курса информатики гуманитарной ориентации, включающего национально — региональный компонент, который позволяет по-новому раскрыть содержание современного курса информатики.
Цель исследования конкретизируется в следующих основных задачах:
1. Проанализировать тенденции развития учебных курсов информатики гуманитарной ориентации.
2. Обосновать принципы построения профильного интегрированного I курса информатики гуманитарной ориентации, который позволит на примере национально-регионального содержания раскрыть смысл гуманитарной направленности современного курса информатики.
3. Разработать структуру и содержание профильного интегрированного курса гуманитарной ориентации, включающего национально — региональный компонент (на примере республики Марий Эл).
4. Разработать машинноориентированный комплекс заданий для данного курса.
5. Практически апробировать разработанный курс.
В процессе работы для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— анализ педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;
— изучение и анализ опыта работы преподавателей;
— наблюдение и эксперимент.
Работа над диссертацией направлялась гипотезой о том, что создание и внедрение интегрированного курса информатики и гуманитарных предметов, позволяет на основе национально — регионального содержания раскрыть системный характер информатики, что позволяет в данном случае рассматривать культуру марийского народа в контексте российской и мировой культуры.
Научная новизна исследования заключается в определении принципов развития гуманитарной направленности информатики на основе интегрированного подхода с гуманитарными курсами.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработан и внедрен интегрированный учебный курс информатика — «История и культура марийского народа». Разработана методика его преподавания с использованием программных средств.
На защиту выносится следующее:
1. Принципы построения профильного интегрированного курса информатики гуманитарной ориентации с национально региональным компонентом, позволяющие раскрыть мировоззренческий, гуманитарный аспект современного курса информатики.
2. Структура и содержание профильного интегрированного курса информатики гуманитарной ориентации, обусловленные национально — региональным компонентом, включающие основные системные понятия: «язык», «отношение», «структура» и др.
3. Машинноориентированный комплекс заданий для данного курса.
Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов обеспечиваются:
— выбором необходимых показателей для подтверждения целесообразности предложенной методики построения курса;
— согласованностью выдвигаемой гипотезы исследования с результатами педагогического эксперимента.
Внедрение результатов работы. Документы, подтверждающие внедрение результатов исследования приведены в диссертации.
Апробация результатов работы. Материалы исследования докладывались и получили одобрение на расширенном заседании кафедры естественно-математических наук Марийского института образования г. Йошкар-Ола — 1996 г., на расширенном совместном заседании учителей информатики и учителей ИКМН при Марийском институте образования г. Йошкар-Ола — 1996 г., на Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности.» г. Йошкар-Ола — 1996 г., на Всероссийской конференции по проблеме «Диагностико-техническое обеспечение преемственности в образовании» г. Зеленоград — 1997 г., на научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации» — г. Йошкар-Ола, 1996 г.
Основные результаты диссертации опубликованы в 3 работах автора. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Краткое содержание работы.
ВЫВОДЫ.
1. Анализ методической литературы свидетельствует о появлении нового направления в теории и методике обучения информатики, которое состоит в симбиозе философии, лингвистики, формализмов и программирования, как фундаментальной основе современного курса информатики. Особое значение приобретает мировоззренческая функция учебного предмета информатика. Это нашло отражение в Российском образовательном стандарте.
2. Развитие мировоззренческого аспекта информатики, связанного с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира является основополагающим в интеграции информатика — гуманитарные дисциплины, в частности, содержащие национально — региональный компонент.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ КУРСОВ НАЦИОНАЛЬНО — РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
2.1. Содержание интегрированного курса информатики и «История и культура марийского народа» .
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального, общего основного общего и среднего образования (образовательная область информатика) существенная роль отводится развитию мировоззренческого аспекта обучения информатике. Однако необходимо заметить, что вопросы мировоззрения не могут быть рассматриваемы сами по себе в отрыве от реальной действительности и окружающего мира. Одним из эффективных аспектов развития мировоззрения может служить изучение гуманитарных предметов, имеющих национально — региональное содержание. Традиционный подход к данным курсам предполагает развитие у учащихся интереса к истории, искусству и культуре родного края, проблемам экологии, особенностям природных условий.
Особую роль подобный курс играет в национально территориальных образованиях Российской Федерации. В ряде территорий народ коренной национальности составляет меньшую часть населения. В данных случаях преподавание гуманитарных курсов, имеющих национально — региональное содержание, имеет двоякую цель. и одной стороны, для народа коренной национальности, рассказать о национальной культуре и истории предков для остальных наций о культуре и истории народа, земля которого стала родной и для них. Для всех наций и народов, и это, наверное, главное воспитать взаимное уважение и понимание между людьми разных народов, живущими рядом, на одной земле.
В средних школах республики Марий Эл гуманитарным курсом национально — регионального содержания является курс, называемый «История и культура марийского народа» или сокращенно ИКМН. Традиционно, с точки зрения содержания этот курс основан на разработках ряда авторов, изложенных прежде всего учебной хрестоматии [34]. Специалистами педагогами Марийской республики разработана и издана программа данной дисциплины [74].
Цель такого курса:
— знакомство с литературно-художественными богатствами народа нашей республики;
— воспитание любви и уважения к их культуре.
Курс учитывает диалектику сторон нашего мировоззрения: с одной стороны, национальные чувства и интересы, с другой — осознание необходимости единства народов, их духовной общности.
Качественное и количественное преобразование взаимодействующих элементов в интегративном процессе типа «информатика — ИКМН» проявляются в определении оптимальных вариантов и форм организации учебного процесса, направленных на решение традиционных дидактических задач.
В данном разделе настоящей работы будет сделана попытка интегрирования содержания курсов информатики и ИКМН с целью развития мировоззренческого аспекта курса информатики на основе системно информационного подхода к изучению национальнорегионального гуманитарного курса ИКМН.
Следует сказать, что жизнь народа неотделима от территории и среды обитания, эволюции истории, культуры и языка. Все эти вопросы должны быть затронуты в содержании данного интегрированного курса. Этот подход, непосредственно связанный с системной методологией, предопределяет следующие разделы курса: география и экология родного краяистория народаэлементы марийского языкаэлементы материальной культуры:
— декоративно — прикладное искусство: — элементы духовной культуры:
— национальный театр,.
Список литературы
- Марийские писатели и Великая Отечественная война, как часть истории страны. Художественные образы в произведения Й.Кырли.
- Повесть О. Шабдара «Корши», ее структурный анализ (отношения между ее героями и событиями). Исследование параллели с его другими произведениями.
- День марийской письменности
- Марийский язык, как средство отражения и познания окружающего мира.
- Возникновение письменности. Первые сведения о марийском языке, как носителе информации.
- Особенности марийского языка и его сравнение с другими языками угрофинской группы.
- Первые грамматики. Диалекты марийского языка и его структура. Появление переводов христианских книг на марийский язык.4. Изобразительное искусство
- Марийское изобразительное искусство средство передачи натурной модели.
- Мифология в творчестве марийских художников. Структура мифа. Сравнение марийский мифы с мифами других народов мира. Отражение природы и исторический жанр средствами языка марийских художников. Элементы фольклора, как отражение национальной культуры.
- Вклад марийских живописцев в российскую художественную школу.
- Художественные выставки, школы-мастерские.
- Воплощение А. В. Григорьевым своих мыслительных образов (моделей) в натурные модели (картины).
- Художники-мари выпускники Строгановского художественного училища.
- Декоративно-прикладное искусство.
- Одежда как вид декоративно-прикладного искусства. Символика (язык) марийского костюма. Костюмы различных марийских групп, как элементы народной культуры, выражающие эстетические идеалы эпохи.
- Влияние условий географической и климатической среды на характер одежды. Локальные особенности марийской одежды источник информации о человеке, его социальной среде. Построение моделей национальной одежды различных групп.
- Традиции народной вышивки, как отражение этнических и общенациональных особенностей.
- Принципы размещения вышивки. Геометризированные, растительные и зооморфные модели вышивки. Геральдические и обратные орнаментальные сюжетные модели.
- Основные тона марийской вышивки.6. Марийская музыка.
- Народный танец как история народа, рассказанная языком движений.
- Марийский народный танец, как форма передачи быта, трудовой деятельности наших предшествующих поколений.
- Становление марийской музыкальной школы в Марийском крае. Первый марийский хор. Большой хор под управлением марийскихкомпозиторов.
- Ансамбли народной музыки и танцев в республике Марий Эл. Произведения марийских композиторов, образы и отражения в марийских операх и балетах.7. Из истории театра.
- Зарождение театрального искусства. Ритуальные и неритуальные театрализованные представления, как отображение реальной жизни народа.
- Марийский национальный театр им. Шкетана и его вклад в историю мировой драматургии на пути к реализму. Национальные оперы, балет «Лесная сказка». Пьесы марийских авторов на сцене национального театра моделирование средствами языка искусства.
- Интерпретации пьес марийских авторов на сцене национального театра по одноименным повестям «Айвика», «Салика». Исполнители главных ролей. Композиторы авторы марийских опер. Заслуженные артисты РСФСР — мари.8. Музеи и выставочные залы.
- Музеи и выставочные залы хранилища информации об окружающем мире, его преобразовании и развитии. Достоверность, полнота и ценность информации, собираемой и хранящейся в музеях.
- Национальный музей Т. Е. Евсеева. Дом-музей И.С. Ключникова-Палантая. Мемориальный музей-комплекс С. Г. Чавайна.
- Первый художественный музей. Историко художественный музей им. A.B. Григорьева и история его создания.9. Марийская топонимика
- Дореволюционные названия населенных пунктов республики. Отношения между местоположением, характером географического объекта и его названием.
- Интерпретация некоторых названий озер и населенных пунктов.10. Экология края.
- Изменения модели природы как следствие изменения ее существенных свойств. Системный подход в исследовании экологических проблем.
- Сравнительная общая характеристика экологического состояния республики с другими регионами страны в целом.
- Памятники природы и заказники в республике. Наиболее чистые и загрязненные реки. Река Волга на территории республики.
- Состояние загрязненности г. Йошкар-Олы и объектов производства. Состояние земель и сельхозугодий. Последствия строительства Чебоксарской ГЭС. Экологическое состояние марийских озер, их растительность, нарушение их структуры.
- Объекты йроизводства, вырабатывающие наибольшее количество загрязненности веществ. Основные загрязняющие вещества. Связь региональных экологических проблем с мировыми проблемами экологии и окружающей среды.
- Данная программа реализуется на интеграции знаний и особо важное значение приобретает здесь системный подход, ориентирующий исполнителя на отыскание единства и целостности дисциплин, покрайней мере в рамках решаемых дидактических задач.
- Новый подход к технологии обучения меняет семантический смысл понятий «запоминать», «обучать», «знать» и многие другие, трансформируя их в «творческий процесс обработки информации адекватными средствами и способами».
- Характер предмета ИКМН и учебного материала в первую очередь предопределяют выбор методов и средств обучения. Курс ИКМН -гуманитарная дисциплина, а такие дисциплины изучаются в основном индуктивным путем.
- При изучении курса по данной программе использовалось сочетание традиционных методов обучения с методикой модельного представления знаний.
- В рамках подготовки к урокам учащимся предлагалось подготовить материал в виде информационной модели по одному из вопросов следующего урока. В этом случае доминирующее значение приобретает дидактическая функция овладения приемами самообразования.
- Использование информационных моделей в сочетании с практическими заданиями на компьютере является частью экспериментальной работы. Обычно данный вцд деятельности имеет своей целью отработку умений.
- Методический комплекс для поддержки разработанного курса информатика ИКМН включает в себя набор контрольных заданий по каждой теме и адаптированные программные средства, которые позволяют существенно повысить эффективность преподавания.
- Применение средств и методов информатики при изучении учебного материала курса ИКМН в соответствии с деятельностным подходом дает возможность формирования у учащихся знаний, умений и навыков в их собственной практической деятельности.
- Обучение, являющееся результатом активной деятельности, обычно является более приятным и успешным, чем пассивное наблюдение, чтение или прослушивание.
- Таким образом, предложенный интегрированный курс имеет комплексный характер и каждая его часть имеет определенный удельный вес в получении конечной цели нашей работы.
- Методические вопросы использования средств и методов информатики в гуманитарном курсе «История и культура марийского народа».
- Выбор метода обучения в наибольшей степени зависит от следующих факторов: — дидактической цели-- особенности содержания учебного материала-- учебных возможностей учащихся-- методической подготовленности учителя.
- В основном, уроки курса ИКМН построены по следующей схеме:
- Организационный момент. 1 мин.
- Актуализация опорных знаний. 2 мин.
- Изложение нового материала. 10 мин.
- Самостоятельная работа учащихся 20 мин.
- Закрепление нового материала. 8 мин.
- Подведение итогов. «2 мин.
- На начальном этапе урока проверяется готовность учащихся к работе.
- Напоминается техника безопасности.
- Далее для актуализации опорных знаний проводится фронтальная 1 устная проверка знаний. Такая проверка позволяет оценить уровеньзнаний всего класса в целом и степень подготовленности учащихся к восприятию нового материала.1.
- Этап изложения нового материала включает в себя выделение наиболее важных моментов в изучении данной темы и может быть реализован в виде лекции.
- Ознакомление с новым материалом, отраженным в модульной форме. Работа с использованием компьютера-2. Изучение текста учебника-
- Работа с понятийным аппаратом темы (письменная, на бумаге, устная в виде беседы) —
- Вторичное обращение к учебной модульной базе знаний компьютера.
- Практика показала, что осуществление самостоятельной работы по такой методике требует многократного обращения к изучаемому тексту, вдумчивости, способствует формированию индивидуального стиля познавательной деятельности.
- Опишем другой пример работы учащихся с базами данных по конкретной теме:
- Промышленность в марийском крае.1. Задание.
- Дана база данных: № Промышленные предприятия Количество работающих
- Николаевская стекольнохрустальнаяфабрика
- Судостроительно-судоремонтный завод
- Кожевенно-рукавичный завод4. Лесопильный завод1. Задание:
- Какие заводы были наиболее крупными с числом работающих более 200 человек.
- Такие задачи относятся к частному случаю использования готовой базы данных: поиску в базе данных без преобразования данных. Решение задач такого типа требует -выполнешм от учащихся выполнения следующих действий.450 210 150 95
- Анализируют условие поиска: выделяют объекты, свойства, связи, исследуемые в данном конкретном запросе.1. Дано: Количество 2001. Найти: Название.
- Составляют ориентировочную основу действий.
- Стратегия поиска: найти предприятия, обладающие свойством: Количество 200, найти номер предприятия с таким количеством работающих, найти название предприятия с найденным номером.
- Описание поиска (текст запроса на языке используемой СУБД «Форма»).
- Ввод описания в компьютер.34. Выполнение запроса.35. Получение результата.36. Интерпретация результата.
- Кроме вышеописанной, учащимся предлагаются задачи другого типа, например:1. Задание.
- Первым действием учащихся является выделение главных элементов: запроса, данных, операций, технологии, результата.
- Анализируя условие задачи, учащиеся определяют, что запрос в неявной форме сформулирован в постановке задачи и выражают информационную потребность школьника.
- Создание базы данных с помощью СУБД «Форма» предполагает проведение учащимися предметной области предлагаемой темы, выделение объектов и их информационных свойств.
- Далее под руководством учителя разрабатывается форма входного документа и описывается их структура по следующему типу:
- Ф.И.О. учителя Школа Годы работы
- После чего описание структуры вводится в компьютер и производится машинное проектирование структуры базы данных. Затем данные вводятся в базу.
- Применение созданной базы данных, осуществляется по запросу типа а).
- Модификация базы данных учащимися проводится по мере продвижения по учебному материалу темы и включает добавление илиудаление данных по типу запроса, а также изменение структуры исходных данных.
- В зависимости от темы урока, на этапе самостоятельной работы используется также графический редактор СРЕЫ. В основном это программное средство очень эффективно при изучении тем «Декоративно-прикладное искусство».
- В библиотеке графического редактора записаны, подготовленные учителем, элементы марийских национальных орнаментов.
- Учащимся в качестве самостоятельной работы предлагается выполнить различные практические задания по соответствующему алгоритму действий: — создать рисунок в соответствии с заданием-- присвоить имя файла-- сохранить файл.1. Например:
- Создать эскиз драпированной рубахи, как основной части одежды всех групп марийцев.
- Создать эскиз рубахи восточных марийцев итыкан тувер.
- Сконструировать рубаху горномарийской группы с учетом ихIсвоеобразия по способу их покроя.
- Выполнить эскиз подвенечной рубахи кавынь тувыр.
- Выполнить окраску элементов орнаментов луговых марийцев-
- Выполнить окраску элементов орнаментов северо-западных марийцев.
- Выполнить окраску орнаментов растительного характера-
- Выполнить окраску орнаментов зооморфного характера.
- Далее предлагаются итоговые задания на основе уже выполненных: этапе по следующему алгоритму действий: — выбрать и загрузить соответствующие файлы-- выполнить задание-- сохранить файл.1. Например:
- Украсить полотенце розетковидной композицией-
- Разместить орнамент на эскизе женской рубахи моркинскойIгруппы, используя повтор геральдических сюжетных групп.
- Используя тип орнамента чызе орол (розетки), разместить его на подвенечной рубахе.
- Расположить вышивку на женской рубахе сернурской группы, используя при этом орнаментальные полоски.
- Учащимся также предлагается самостоятельная импровизация по созданию орнаментов без использования готовых элементов из библиотеки и так далее.
- В процессе выполнения таких практических работ кроме освоенияучебного материала темы, происходит понимание того, что такое визуальная информация, представление о способах представления и обработки графической информации на компьютере.
- Отрабатываются навыки работы с системой графических меню, палитра, выбор цвета. Учащиеся получают представление об основных возможностях по созданию и редактированию изображения.
- Графический редактор используется также для демонстрациифотографий с портретами марийских художников и композиторов, которые сканированы в компьютер. Это демонстрирует учащимся и такие возможности компьютерной техники.
- На последующих этапах учитель решает ряд частных задач:
- Составить комплекс машинноориентированных заданий, требующих выполнения формируемой деятельности с учетом особенностей этапа усвоения-
- Предъявить задания учащимся и контролировать ход деятельности каждого-
- Анализировать сведения, полученные с помощью контроля и, если необходимо, вырабатывать корректирующие действия.
- Интересно использование заданий в качестве средств контроля и обучения по каждой теме курса ИКМН.
- Приведем примеры каждой из перечисленных в предыдущей части работы видов заданий, выполняемых учащимися.
- Выбор правильного или неправильного утверждения.
- Тема: История марийского края.
- Укажите орудия труда, которыми пользовались крестьяне в конце XIX века.
- Соха-косуля с одним резцом, лемехом и деревянным отвалом.
- Борона с железными зубьями.3. Соха с двумя сошниками.4. Механическая косилка.
- Тема: Декоративно-прикладное искусство.
- Укажите правильное определение.
- Головной убор Моркинской группы марийцев состоял из:1. Итакан тувыр.2. Кавынь тувыр.3. Шарпана и нашмака.
- Тема: Изобразительное искусство. Укажите правильное утверждение.
- Первой картиной с мифологическим сюжетом о легендарных героях было произведение:1. «Чогкар-патыр», И. Михайлин.2. «Онар», С. Подмарев.3. «Мелодии Тойдемара» А. Бутов. Тема: Марийская топонимика. Укажите неправильное утверждение.
- Наиболее загрязненными реками нашей республики являются:1. Туречка.2. Илеть.3. Большая Кокшага.4. Немда5. Ронга.
- Тема: Музеи и выставочные залы республики Марий Эл. Укажите неправильное выражение.
- Национальный музей имени Т. Е. Евсеева был открыт 3 апреля 1920 г.
- Дом-музей И.С. Ключникова-Палантая находится в г. Козьмодемьянске.
- Мемориальный музей комплекс С. Г. Чавайна действует с 1979 г.
- В другом случае на экран выдается часть утверждения и возможные варианты его продолжения. Требуется указать верное или неверное продолжение.
- Тема: Декоративно-прикладное искусство. Розетка (чызе орол) это:
- Кайма из нескольких разноцветных полос.
- Орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка.
- Вышивка с угловым завершением. Тема: Марийская топонимика.
- Национальный природный парк «Марий Чодра» создан в:1. 1985 г. 2. 1990 г. 3. 1995 г.
- Укажите неверное утверждение:
- Персонажами повести И. Одара «Леший» являются1. Ондрий.2. Дед Онисим.3. Мичу.
- В третьем случае на экран выдается признак классификации и случайную совокупность классифицируемых объектов. Необходимо указать удовлетворяет ли тот иной объект из совокупности указанному признаку.
- Тема: День марийской письменности.
- Указать какие из ниже перечисленных событий произошли в XVIII веке.
- Путешественник И. Фальк, посетивший Вятский и Казанский округи, в результате чего в его «Записках» имеются сведения о марийцах.
- Вышло в свет сочинение Г. Ф. Миллера «Описание в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш .».
- Письменные сведения по марийскому языку, принадлежащие Н. Варнеру, написавшему книгу «Северная и Восточная Татария». Тема: Марийская топонимика.
- Указать какие названия отражают местоположение географического объекта, его характер.1. Элнеттур.2. Мари-Турек3. Ошламучаш.4. Тат-Китая.1. Составление правильного утверждения.
- Тема: Марийская топонимика.
- Мари-Китая 1. название, основанное на цвете.
- Йошкар-Памаш 2. название, указывающее нанациональный состав.
- Кугенер 3. название, отражающееместоположение объекта.
- Во втором случае необходимо дополнить предлагаемые утверждения до полностью верного. При этом неполные утверждения высвечиваются на экране последовательно.
- Учащийся познает предмет, овладевает им, выполняя упражнения, отвечая на вопросы и разбираясь в существе совершаемых при этом ошибок.
- В настоящей методике реализуются дидактические возможности компьютера способные поддерживать и организовывать процессы преподавания и учения, при этом учитывается основные положения:
- Использование компьютеров в учебном процессе изменяет существующие подходы к обучению, процесс создания новой системы, имеющей свои цели, теоретическую базу, свою методику организации, функционирования и оценки.
- Наличие взаимосвязи образовательных и профессиональных знаний. Причем общеобразовательные знания выступают в качестве основы для развития творческого мышления, овладения общенаучными методами.
- Программные системы и разработки используемые в процессе интеграции курсов информатики и «История и культура марийского народа».
- Обучение в условиях применения средств и методов информатики предполагает включение в учебный процесс совокупности технических и программных средств.
- При изучении каждой темы используются контролирующая программа. Все разработанные и использованные задания по каждой теме курса ИКМН приведены в Приложении 1.
- Из истории нашего края текстовый редактор, база данных
- День марийской письменности текстовый редактор с марийским шрифтом
- Изобразительное искусство графический редактор, база данных
- Декоративно-прикладное искусство графический редактор
- Марийская музыка текстовый редактор, база данных
- Из истории театра текстовый редактор
- Музеи и выставочные залы база данных
- Марийская топонимика текстовый редактор, база данных
- Экология края текстовый редактор, база данных