Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности смысловой обработки текста школьниками с общим недоразвитием речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. Инструкция: Прочитай текст «Болтливая птичка» еще раз. Кто главный герой этого рассказа? Что ты можешь сказать об этой птичке? Какая она? Балла — вторичный текст частично соответствует первичному, есть незначительные отступления от сюжета, передана основная информация. Правильный ответ: Не нужно доверять всем подряд, даже если тебе предлагают что-то очень выгодное, желанное. Тебя могут… Читать ещё >

Особенности смысловой обработки текста школьниками с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель, задачи, организация и методика исследования

Цель констатирующего эксперимента: выявление типичных трудностей смысловой обработки информации младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

Задачи:

Подобрать материалы к методике исследования смысловой обработки текстовой информации;

Организовать и провести констатирующий эксперимент;

Обработать результаты исследования и выявить типичные трудности смысловой обработки текстовой информации у младших школьников с общим недоразвитием речи (в сравнении с учениками с нормальным речевым развитием).

Для создания методики были изучены следующие материалы:

Методы исследования репродуктивной связной речи В. К. Воробьевой [8];

Обследование состояния связной речи детей с общим недоразвитием речи В. П. Глухова [11];

Методика исследования понимания и воспроизведения текстовых сообщений младшими школьниками с церебральным параличом, имеющими общее недоразвитие речи Н. Г. Токаревой и Г. В. Бабиной [46];

Методика исследования структурно-семантического анализа текста Н. С. Озеровой и Г. В. Бабиной [37];

Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р. И. Лалаевой [22];

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников Т. В. Ахутиной и О. Б. Иншаковой [33, 34];

Стандартизированная методика оценки сформированности анализа текста у учащихся пятых классов М. М. Любимовой [31]; и другие.

Тексты для проведения эксперимента отбирались в соответствии с некоторыми критериями: небольшой объем, возрастные особенности детей, познания об окружающем мире, доступность языкового материала.

Исследование проходило на базе ГБОУ школы № 625 им. Н. И. Сац, подразделение СП «Нагорное-1» (бывшая школа-интернат № 60) и на базе ГБОУ Гимназия № 4 Г. Пушкино.

Участие в констатирующем эксперименте принимали 20 учащихся 3-х классов. В экспериментальную группу входили 10 учеников с диагнозом общее недоразвитие речи. В контрольную — 10 учеников с нормальным речевым развитием.

Методика исследования смысловой обработки текста состояла из двух серий. При выполнении первой серии заданий использовался групповой метод работы. При выполнении второй серии исследование проводилось индивидуально.

Серия 1. Исследование смысловой обработки текста Задание 1. Деление текста на части. Озаглавливание частей.

А. Инструкция: Прочитай текст. Раздели его карандашом на части. Текстовый материал см. в приложении А.

Критерии оценки: соответствие / несоответствие выделяемых единиц необходимым параметрам; характер ошибок.

Балльная оценка:

  • 3 балла — выделено правильно 3 части;
  • 2 балла — выделено 2 или 4 части, среди которых хотя бы 2 определены правильно.
  • 1 балл — выделена правильно только 1 часть.
  • 0 баллов — части выделены хаотично, неправильно; ни одна часть не соответствует данным микротемам.

Б. Инструкция: Придумай название каждой части. Примерные названия:

1. Тайна елового леса. 2. Встреча с сойкой. 3. Тайна раскрыта.

Критерии оценки: адекватное / неадекватное выделение главной мысли каждой части; характер ошибок.

Балльная оценка:

  • 3 балла — все части названы верно;
  • 2 балла — количество частей изменено, но среди них две или три названы верно.
  • 1 балл — только одна часть названа верно. 0 баллов — все части названы неверно.

Задание 2. Определение места фрагмента удаленного из текста. Инструкция: Прочитай текст. Из текста вынули одну часть. Она находится снизу страницы. Куда нужно вставить вынутую часть? Покажи стрелочкой.

Текстовый материал см. в приложении Б. Правильный ответ: вставить после 2 абзаца.

Критерии оценки: адекватная / неадекватная интеграция удаленного фрагмента в текст; характер ошибок.

Балльная оценка:

  • 1 балл — фрагмент верно вставлен в текст;
  • 0 баллов — фрагмент неверно вставлен в текст.

Задание 3. Подбор фр агмента, подходящего к данному тексту, из ряда.

предложенных. Выделение выводной информации.

А. Инструкция: Прочитай текст. В нем пропущена одна часть. Выбери пропущенную часть из приведенных ниже.

Текстовый материал см. в приложении В. Обведи правильный вариант ответа:

  • А) Лиса подошла к дереву и говорит:
    • — Эй, петух! Почему ты, как увидел меня, взлетел на дерево?
  • Б) Так поселился в конуре возле нашего дома здоровенный волкодав.

Звали его Дозор. Ни у кого из моих друзей такой большой собаки не было.

В) Напился лис воды, а вылезти не может. Заглянула в колодец гиена и увидела отраженную в воде луну и лиса, который сидел на дне.

Критерии оценки: адекватная / неадекватная интеграция вырезанного фрагмента в текст; характер ошибок.

Балльная оценка:

  • 1 балл — вырезанный фрагмент выбран правильно;
  • 0 баллов — вырезанный фрагмент выбран неправильно. Б. Инструкция: Какая в этом тексте мораль? Запиши.

Правильный ответ: Не нужно доверять всем подряд, даже если тебе предлагают что-то очень выгодное, желанное. Тебя могут обмануть.

Сначала думай, потом делай.

Критерии оценки: адекватное / неадекватное восприятие выводной информации текста; характер ошибок.

Балльная оценка:

  • 2 балла — выводная информация выделена верно, понят скрытый смысл.
  • 1 балл — выписана информация, содержащаяся непосредственно в тексте.
  • 0 баллов — отсутствие понимания выводной информации. Высказывание не соответствует теме текста.

Задание 4. Составление текста из отдельных частей. Озаглавливание.

текста.

А. Инструкция: Абзацы в тексте перепутались. Прочитай их. Поставь части так, чтобы получился текст.

Текстовый материал см. в приложении Г.

Запиши, в каком порядке должны стоять цифры, чтобы получился текст: 2, 1, 4, 3.

Критерии оценки: адекватное / неадекватное восстановление последовательности частей текста; характер ошибок.

Балльная оценка:

  • 3 балла — все части текста выстроены в правильной последовательности;
  • 2 балла — только две части выстроены в правильной последовательности;

балл — правильно опознана только первая часть. 0 баллов — все части выстроены неправильно.

Б) Инструкция: Придумай тексту название. Запиши его. Возможный вариант: «Первая рыбка», «Юрина уха».

Критерии оценки: адекватное / неадекватное озаглавливание текста; характер ошибок.

Балльная оценка:

балла — в заглавии отражается главная мысль текста;

балл — заглавие дано верно, но не отражает главной мысли текста. 0 баллов — заглавие дано неадекватно содержанию.

Задание 5. Определение лишней части в одном тексте и нахождение ее.

места в другом. Характеристика главного героя.

А. Инструкция: Прочитай текст. Найди в нем часть, которая не подходит к этому рассказу.

Текстовый материал см. в приложении Д.

Запиши номер неподходящей части: 3.

Б. Инструкция: Вставь лишнюю часть в новый текст. Текстовый материал см. в приложении Е.

Куда нужно вставить часть? Обведи правильный вариант ответа: А) Перед 1 частью.

Б) После 1 части. В) После 2 части. Г) После 3 части.

Критерии оценки: соответствие / несоответствие выделяемой единицы необходимым параметрам; характер ошибок.

Балльная оценка:

балла — правильно выделена лишняя информация из первого текста и вставлена во второй;

  • 1 балл — правильно выделена лишняя информация из первого текста, но вставлена во второй неправильно.
  • 0 баллов — обе части задания выполнены неправильно.

В. Инструкция: Прочитай текст «Болтливая птичка» еще раз. Кто главный герой этого рассказа? Что ты можешь сказать об этой птичке? Какая она?

Критерии оценки: адекватная / неадекватная характеристика главного героя; характер ошибок.

Балльная оценка:

  • 2 балла — названы основные качества главного героя (жадная, глупая). 1 балл — названо одно основное качество главного героя.
  • 0 баллов — главный герой охарактеризован неверно.

Серия 2. Создание вторичного текста с использованием ключевых Задание 1. Выделение ключевых слов из текста.

А. Инструкция: Прочитай рассказ. Выпиши слова-помощники, которые помогут тебе при пересказе.

Текстовый материал см. в приложении Ж.

Критерии оценки выделения ключевых слов и балльная оценка критериев.

Количественная оценка выделенных слов.

  • 4 балла — выделено от 5 до 12 слов.
  • 3 балла — выделено от 4 до 5 или от 12 до 17 слов.
  • 2 балла — выделено 1−3 слова или от 17 до 25 слов. 1 балл — выделено более 25 слов.

Качественная оценка выделенных слов.

  • 4 балла — большая часть выделенных слов является ключевыми, из них можно восстановить исходный текст с помощью ассоциаций.
  • 3 балла — ключевых слов больше, чем слов, не определяющих содержание текста; исходный текст можно восстановить частично.
  • 2 балла — ключевых слов меньше, чем слов, не определяющих содержание текста; исходный текст восстанавливается с трудом.
  • 1 балл — задание не понял; выписал целые предложения из текста; выписал слишком мало слов (1−3) — текст восстановить невозможно.

Задание 2. Создание вторичного текста с опорой на выделенные.

ключевые слова.

Б. Инструкция: Перескажи текст, используя выписанные слова.

Критерии оценки пересказа и балльная оценка критериев.

Целостность и информативность текста.

  • 4 балла — вторичный текст соответствует первичному, нет искажений, переданы все основные моменты, передана основная и дополнительная информация.
  • 3 балла — вторичный текст частично соответствует первичному, есть незначительные отступления от сюжета, передана основная информация.
  • 2 балла — вторичный текст частично соответствует первичному, есть значительные отступления от сюжета, основная информация передана частично.
  • 1 балл — вторичный текст абсолютно не соответствует первичному тексту.

Связность текста.

  • 4 балла — все части текста адекватно связаны между собой по смыслу и грамматически.
  • 3 балла — встречается небольшое количество не связанных грамматически предложений.
  • 2 балла — встречается большое количество не связанных грамматически предложений, но смысл передается.
  • 1 балл — части текста не связаны между собой ни по смыслу, ни грамматически, даются обрывки информации.

Способ выполнения задания.

  • 4 балла — самостоятельный пересказ.
  • 3 балла — пересказ после 1 — 2 наводящих вопросов. 2 балла — пересказ по вопросам.
  • 1 балл — пересказ недоступен даже по вопросам, либо читает с листа.

Использование ключевых слов при пересказе.

  • 4 балла — использование всех выписанных ключевых слов при пересказе.
  • 3 балла — использование только части выписанных ключевых слов при пересказе.
  • 2 балла — ключевые слова при пересказе не употребляются. Использование слов, не определяющих содержание текста.
  • 1 балл — прочтение или распространение предложений, выписанных из текста (что не является пересказом).
  • 0 баллов ставилось во второй серии при невозможности выполнения задания (например, «я не могу»).

В итоге все баллы суммируются и подсчитываются. Максимально: 1 серия — 19 баллов; 2 серия — 24 балла. Обе серии — 43 балла.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой