Элементы и понятия в игровой технологии «Дебаты»
Аргументы должны быть как можно более очевидны, но, с другой стороны, нетривиальны. Аргументов в защиту спорного тезиса не так много. Поэтому необходимо выбрать несколько наиболее значительных аргументов и тщательно их разработать (привести доказательство и поддержки). Аргумент, таким образом, в сжатом виде представляет главную идею команды, которая может быть освещена с различных позиций… Читать ещё >
Элементы и понятия в игровой технологии «Дебаты» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тема. В дебатах тема формулируется всегда в виде утверждения. Например, «Телевидение формирует новый тип культуры», «Родители несут ответственность за преступления детей до 18 лет», «Быть учителем — престижно», «Распад СССР был неизбежен», «Рекламу на телевидении следует ограничить».
Не ведутся споры по трюизмам — общеизвестным фактам, например, «Курение вредно для здоровья».
Темы дебатов на различных уровнях должны затрагивать значимые проблемы: в политике, в образовании, в социуме, в культуре и т. д.
На региональном уровне темы должны быть актуальными и ориентированными на социально-политические и культурные проблемы территории. Темы должны отражать интересы и возможности различных возрастных групп участников программы.
На уровне образовательного учреждения темы должны учитывать проблемы школы, вуза. Общие социально-политические темы должны рассматриваться под углом зрения локальных проблем. При этом учитываются интересы и увлечения обучающихся и студентов общего и высшего образования, участников общественных организаций, творческих объединений.
На личностном уровне используются темы, актуальные для решения реальных жизненных проблем учащихся и студентов, связанных с определением их ценностных ориентаций. В темах должна быть представлена психологическая проблематика, соответствующая различным возрастным группам и помогающая находить выход из конфликтных ситуаций.
Тема дискуссии должна представлять интерес, быть актуальной, быть пригодной для спора. Вот несколько возможных тем дебатов по различным направлениям.
Политические:
- • «Ядерное оружие следует уничтожить»;
- • «Служба в армии должна быть обязательной»;
- • «Смертную казнь нужно отменить»;
- • «Переговоры с террористами недопустимы».
Социально-экономические:
- • «Демографическую проблему России необходимо решать незамедлительно»;
- • «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации»;
- • «Благотворительность порождает иждивенчество»;
- • «Охрана окружающей среды важнее экономического процветания государства».
Культурные:
- • «Телевидение формирует новый тип культуры»;
- • «Фэнтэзи уводят подростка от реальности»;
- • «Молодежные субкультуры должны быть легитимны».
Образовательные:
- • «Любовь Мастера и Маргариты — достойный пример»;
- • «Школьная форма должна быть обязательной»;
- • «Понять Чехова способен понять только носитель русской культуры»;
- • «Наказания в школе способствуют повышению качества обучения».
Регламент — правила, регулирующие порядок игры, продолжительность речей спикера. Лимиты времени в разных форматах различны. За лимитом времени следит таймкипер.
Формат дебатов — вид дебатов, характеризующийся определенными правилами, ролями спикеров, регламентом. В данной книге приводятся правила наиболее распространенных форматов: классические дебаты К. Поппера, Парламентские дебаты, политические дебаты, парламентские дебаты «Британский формат», дебаты о ценностях Линкольна-Дугласа. Рассматриваются модели технологии «Дебаты»: модифицированные дебаты, защита проектов, модель деятельности ООН, Государственной Думы, законодательного собрания, деловые игры, разработанные автором.
Кейс — это система доказательств, которую команда использует, чтобы обосновать свою позицию. В состав кейса входят: актуальность темы, аспект, определение основных понятий, тезис, аргументы, доказательства, высказывания, объяснения, факты, цитаты.
Актуальность — насколько рассматриваемая тема злободневна и интересна для подростков и молодежи.
Аспект — точка зрения, угол зрения, под которым рассматривается тема. Например, в историческом, экономическом, социальном, психологическом, биологическом, образовательном аспектах и т. д. В игре, чаще всего, более двух аспектов приводить нецелесообразно. В аспекте приводится несколько аргументов.
Аргументы — это истинные мысли, которыми пользуются при доказательстве тезиса. Различаются несколько видов аргументов:
- • достоверные факты, т. е. научные данные;
- • статистические данные: о населении, территории государств и т. д.;
- • свидетельские показания и т. д.;
- • определения понятий, ранее доказанные законы и теоремы;
- • аксиомы и постулаты, т. е. истинные суждения, которые признаются в качестве аргументов без доказательств.
Аргументы должны быть как можно более очевидны, но, с другой стороны, нетривиальны. Аргументов в защиту спорного тезиса не так много. Поэтому необходимо выбрать несколько наиболее значительных аргументов и тщательно их разработать (привести доказательство и поддержки). Аргумент, таким образом, в сжатом виде представляет главную идею команды, которая может быть освещена с различных позиций. Например:
- • «Москва должна перестать быть столицей России» (аргумент: статус Москвы как столицы препятствует развитию регионов)".
- • «Необходимо разработать технологию выращивания квадратных фруктов» (аргумент: удобнее транспортировать).
- • «Атомные электростанции необходимо закрыть» (аргумент: слишком часто случаются аварии на АЭС).
- • «Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне» (аргумент: в городе больше, чем в деревне, ресурсов для полноценного развития и реализации личности).
С помощью аргументации можно убедить судью, что позиция той или иной стороны по поводу темы — наилучшая. Аргументы могут быть либо слабыми, либо сильными.
Доказательство — это способ познания, направленный на установление истинности какого-либо утверждения посредством приведения других утверждений, истинность которых уже доказана. Опровержение — это способ познания, направленный на установление ложности или недосказанности выдвинутого утверждения. Любое доказательство обязательно должно состоять из следующих составных частей: тезиса, аргументов и формы доказательства.
Истина — это достоверное отражение существенных признаков изучаемых объектов. Истина — это то, что понятно, открыто, не утаено от познающего человека. Установить истину — это значит определить существенное, а существенные признаки познаются посредством анализа и синтеза, сравнения, обобщения и формулируются в процессе определения понятий. Высказывание может подтверждаться посредством приведения хорошо известных фактов, четко определенных понятий, а также более общих положений, законов, теорий, полученных в результате обобщения.
Критерий — это связь между обсуждаемой темой и аргументацией команды, он задает общее направление дебатов. Критерий может рассматриваться как способ оценки, определенный стандарт, признак, цель. Например, в теме «Современной школе нужен новый учитель» критерием могут служить новые качества учителя, которые будут способствовать развитию ребенка, так как цель современного учителя заключается не только в передаче знаний. Критерий ставит цели, на достижение которых направлены дебаты, что именно должна доказать утверждающая сторона, чтобы победить. Отрицающая сторона, как правило, соглашается с критерием.
Тезис — это мысль, истинность которой надо доказать. Вокруг него должно вращаться доказательство. Тезис — конечная цель наших усилий.
Тайм-аут — время, которое команда может использовать в течение игры по своему усмотрению (для подготовки перед речами или раундами перекрестных вопросов).
Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны предоставить судье свидетельства (цитаты, факты, статические данные), поддерживающие их позицию.
Перекрестные вопросы. Большинство форматов дебатов, но не все, предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой команды называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиций, так и для выяснения потенциальных ошибок у противника: уточняющие вопросы (верно ли?), восполняющие (что? где? когда?), благожелательные (правильно ли я вас понял?), нейтральные (ваше отношение), провокационные или улавливающие, которые будут направлены на то, чтобы снизить значение аргументов оппонентов. В дебатах К. Поппера перекрестные вопросы можно задавать только после выступления спикера. Студенты в Парламентских дебатах вопросы могут задавать во время выступления.
Судейские протоколы заполняются после выслушивания аргументов обеих сторон, в них фиксируется решение о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными). В различных форматах различные протоколы.