Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты организации досуговой деятельности как фактора профилактики агрессивности у младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональная напряженность и могут стать источником их психического нездоровья. Так или иначе, крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому, потому что агрессивность имеет свои… Читать ещё >

Теоретические аспекты организации досуговой деятельности как фактора профилактики агрессивности у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Агрессивность младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Для того, чтобы рассмотреть проблему агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, необходимо рассмотреть понятие «агрессия» и близкие ее понятия — «агрессивность» и «агрессивное действие».

Слово «агрессия» происходит от лат. «aggressio», что означает «нападение». «Словарь по социальной педагогики» Л. В. Мардахаева, предлагает следующее определение: «агрессия» — поведение, связанное с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или с угрозой таковой; разрушительное воздействие на группу.

По мнению, Коджаспировой Г. М, Коджаспирова А. Ю. «Агрессия» — это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющая физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности [23,с.6]. Крысько В. Г. считает, что «агрессия» — индивидуальное или коллективное поведение и действия, направленные на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другим людям, либо на их уничтожение.

Таким образом, во всех современных справочниках и энциклопедиях даются сходные определения «агрессия». Коджаспирова Г. М. дает более полное и точное определение, на которое в дальнейшем мы ссылаемся, рассматривая агрессивность в младшем школьном возрасте.

Близким к понятию агрессия, по мнению Н. П. Сазонова является «Агрессивное действие» — это средство достижения какой — либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессивное поведение — это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.

В последние годы, ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться нанесением ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, кусается. Нередко агрессию дети направляют на самого себя: они рвут свою одежду, наносят раны.

Формы детской агрессивности проявляются в следующих реакциях:

  • · негативизм — чувство противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;
  • · раздражительность — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
  • · подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
  • · обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
  • · чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести;
  • · вспыльчивость — ребенок бросает игрушки, грубо отвечает, плюется.

Младший школьный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений.

Младший школьный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности — учебную, трудовую, продуктивную, бытовую, общение, формируется как техническая сторона, как и мотивационно — целевая [25,с.78].

Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В младенческом возрасте детская агрессивность проявляется в импульсивных приступах упрямства, не поддающего управлению со стороны взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающегося криком, брыканием, касанием, щипанием, драчливостью. Причиной такого поведения, с одной стороны является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате либо ненадлежащего ухода родителями за ребенком, либо применением ими воспитательного воздействия (когда ограничивали или сдерживали получение удовольствия).

В раннем дошкольном и старшем дошкольном возрасте достаточно обоснованно принято считать, что проявление агрессивности во многом связаны с процессами полоролевой идентификации ребенка или особенностями «Эдиповой ситуации» в семье. Влияние ближайшего окружения и процессов осознания собственной половой принадлежности и формирование агрессивных форм поведения очень хорошо можно проследить, если сравнить поведение мальчиков и девочек. В частности, отмечается, что если в двух летнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг, и взаимные шлепки, то к 4 годам фрустрация, неудачи вызывают у них неодинаковые реакцию мальчики больше частью дерутся, а девочки визжат.

По мнению А. А Реана, факторы, влияющие на появление агрессивности, это:

  • · стиль воспитания в семье;
  • · повсеместная демонстрация сцен насилия;
  • · нестабильна социально-экономическая обстановка;
  • · индивидуальная особенность человека (сниженная производительность, низкий уровень активного торможения).

Всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы детской агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностях регуляции поведения в целом, а также влияние специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка. Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте показывает, что все зависит от направленности и особенностей поведения ребенка, его воспитательной среды. Агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками при нарушении поведения младших школьников.

Одной из причин проявлений агрессивности может быть внутренняя неудовлетворенность ребенком, его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже отвергают его, то агрессия простимулируется обидой ущемление самолюбия, и будет направлена на обидчика, на того или тех кого ребенок считает причиной своего бедственного положения.

Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональная напряженность и могут стать источником их психического нездоровья. Так или иначе, крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому, потому что агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно посредством организации профилактической работы.

Таким образом, агрессивность младших школьников как психолого-педагогическую проблему можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем педагогики. В агрессивности заключена общечеловеческая сила влечений, столь необходимая человеку во всем, чтобы он ни делал, хотя чаще всего агрессивность рассматривается как нарушение социальной жизни, наших представлений о том, что дети всегда должны быть мирными. Итак, под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой