Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Патриотическое и гражданское воспитание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенностью патриотического воспитания в России является его милитаристская (военная) направленность, о чем свидетельствуют работы А. Сорокиной и В. Касамары, А. Ильясовой и О. Зингер Касамара В. А. «С чего начинается Родина»: патриотизм в представлениях студенческой молодежи / В. А. Касамара, А. А. Сорокина // Обществ. науки и современность. 2016. № 6. С. 99−110; Ильясова А. В., Зингер О. А… Читать ещё >

Патриотическое и гражданское воспитание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ввиду специфики предмета исследования анализ элементов гражданско-патриотического воспитания представляется необходимым для ответа на исследовательский вопрос.

В зарубежных исследованиях патриотизм и патриотическое воспитание в первую очередь изучается сквозь призму гражданственности, уровня политического участия и развития демократии.

Ряд исследователей задается вопросом, в чем польза гражданского и патриотического воспитания. Согласно исследованию австралийского ученого М. Принта Print M. Citizenship education and youth participation in democracy // British journal of educational studies. — 2007. — Т. 55. — №. 3. — С. 325−345. гражданское образование играет первостепенную роль в формировании определенных норм политического поведения (участие в выборах, членство в политических партиях, коммуникация с политиками и т. д.), а значит, напрямую влияет на уровень политического участия молодежи в современных демократиях.

С несколько другого угла зрения на этот вопрос отвечает Д. Кемпбэлл. Его монография Campbell D.E. Why we vote: How schools and communities shape our civic life. — Princeton University Press, 2006. посвящена теоретическому изучению вопроса явки на выборы. Его исследование становится особенно актуальным в виду отмеченного низкого уровня явки на выборы среди американцев, особенно среди молодежи. Ученый считает, что в политической науке недостаточно внимания уделено школе как фактору (буквально «рычагу»), способствующему увеличению осознания чувства гражданской ответственности среди молодежи. Кроме того, исследование доказывает на практике, что преподавание гражданских норм и обязанностей в старшей школе увеличивает вероятность голосования на выборах после окончания школы.

В современных реалиях становится очевидно, что эффективность и уровень политического участия зависят от того, какой тип патриотизма воспитывает школа в своих гражданах. Р. Шатц в соавторстве с коллегами предложил концепцию «слепого» и «конструктивного» патриотизма Schatz R.T., Staub E., Lavine H. On the varieties of national attachment: Blind versus constructive patriotism // Political Psychology. — 1999. — Т. 20. — №. 1. — С. 151−174. «Слепой» патриотизм определяется как привязанность и любовь к стране, характеризующейся беспрекословной положительной оценкой страны, убежденной верностью и нетерпимостью к критике. Соответственно, те, кто подвержен данному типу патриотизма, поддерживают власть априори, а любую критику в адрес государства воспринимают как проявление непатриотического поведения. «Конструктивный» патриотизм также описывается в терминах привязанности к стране, однако с опорой на общечеловеческие моральные нормы и ценности, поэтому приверженцы такого вида патриотизма способны критически относится к действиям власти. Кроме того, данная критика основывается не только на понятиях морали, но и на оценке вероятности положительных изменений для страны. Другими словами, если политические действия власти не способствуют реализации долгосрочных интересов страны, то такую власть нужно критиковать и менять в лучшую сторону ради интересов страны. Следуя логике данных авторов, свои исследования проводили Д. Равич, М. Паркер и Л. Фостер (Ravitch, 2006; Parker and Foster, 2009).

В российском поле научных исследований доминирует подход, объединяющий гражданское и патриотическое образование. Т. Морозова полагает, что противопоставление патриотизма и гражданственности (можно ли быть гражданином, не являясь патриотом) заведомо ложно, т.к. представляет собой своеобразную «форму духовной эмиграции» Морозова Т. И. Проблема формирования гражданственности и патриотизма у современной молодежи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2010. — Т. 20. — №. 14. С данной позицией согласна А. Селезнева Селезнева А. В. Политические представления российских старшеклассников в контексте гражданского воспитания и формирования политической культуры // Ценности и смыслы. — 2012. — №. 3 (19)., по мнению которой, содержание гражданского воспитания, прежде всего, составляет практическая работа по патриотическому воспитанию. Проведя исследование политических представлений старшеклассников в контексте гражданского воспитания, автор особенно акцентирует внимание на влияние школы на процесс формирования гражданственности и политической культуры.

В последнее время все больше ученых отводят важную роль комплексному подходу к процессу воспитания. Так, в трудах Л. Голиковой, В. Коробанова и В. Гонеевой Голикова Л. В. Что значит быть патриотом // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: сб. статей регион. науч.-практ. конф. — 2005. — С. 40−43; Коробанов В. А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях политической трансформации российского общества // Дисс. канд. полит, наук. Саратов. — 2005. — Т. 184; Гонеева В. В. Патриотизм и нравственность // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — №. 3. — С. 178−187. делается акцент на факторах, влияющих на патриотическую деятельность молодежи. Среди различных факторов ученые склоны выделять компетентность и подготовленность педагогов к процессу формирования патриотических установок у учеников.

Также представлен большой спектр современных исследований, посвященных изучению гражданско-патриотическому воспитанию в целом (Гаджимагомедова, 2008; Медведева, 2009; Хаустов, 2007; Егорова, 2015; Омельченко, 2015; Насимова, 2014).

Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных теоретическому исследованию явления патриотизма с позиции философской психологической, социальной или педагогической отрасли научного знания, значительно меньше внимания уделено практическому изучению данного феномена с учетом общественного сознания его носителей, складывающегося в соответствии с представлениями индивидов как представителей определенной социальной группы. В этой связи особую ценность представляет работа представителя РАН Е. Прониной Пронина Е. И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. — 2011. — №. 5. — С. 97−103., которая исследовала политические представления отдельной социальной группы — учащихся старших классов. Автор приходит к выводу, что в России существует противоречие между традиционными и современными установками в формировании гражданской позиции молодежи. Современная школа до сих пор использует традиционные инструменты для воспитания патриотов и граждан, именно поэтому для школьников характерно восприятие «человек для государства» .

Большой массив академических работ посвящено анализу факторов, влияющих на формирование патриотизма и специфику его проявления. В ходе эмпирического исследования О. Зайцева Зайцева О. А. Патриотизм в среде молодежи //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2011. — №. 4 (104). приходит к выводу о том, что молодежная политика государства является одним из ключевых факторов формирования патриотических установок у молодежи, однако у молодых людей присутствуют скорее неудовлетворенность данной государственной сферой, что сказывается существенным образом на их политических и гражданских настроениях. Для Ю. Шуберта и М. Феоктистовой таким значимым фактором в их работе выступает приверженность патриотизму у самих воспитателей и преподавателей: следуя логике автора, если учитель не может на своем примере и своими делами доказать любовь к Родине, то воспитание патриотизма никакого должного эффекта не произведет Шуберт Ю. Ф., Феоктистова М. М. Что такое патриотизм и патриотическое воспитание //Среднее профессиональное образование. — 2011. — №. 8.

Особенностью патриотического воспитания в России является его милитаристская (военная) направленность, о чем свидетельствуют работы А. Сорокиной и В. Касамары, А. Ильясовой и О. Зингер Касамара В. А. «С чего начинается Родина»: патриотизм в представлениях студенческой молодежи / В. А. Касамара, А. А. Сорокина // Обществ. науки и современность. 2016. № 6. С. 99−110; Ильясова А. В., Зингер О. А. Патриотизм — как элемент культуры студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №. 1−1. Несмотря на установку и затраты государства по построению патриотизма на идее гордости за военные победы, должного эффекта эти усилия не приносят: молодежь обладает невысоким уровнем знаниями о ВОВ, а патриотизм сводит к деятельности политической элиты.

Несмотря на множественность подходов к изучению феномена патриотизма, роль, которую он играет в подростковом возрасте, а также особенность и степень его влияния на дальнейшую деятельность, в том числе политическую, остаются недостаточно изученными, в связи, с чем большую актуальность приобретает это дипломное исследование.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой