Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту в условиях обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных вопросам коммуникативной компетенции, профессиональной речевой деятельности и речевой культуры, проблема формирования профессионально-речевой культуры студентов — будущих специалистов по физической культуре и спорту по-прежнему остается методически нерешенной. Преподаватели вузов, занимающихся подготовкой специалистов в области… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

1.1. Сущностные характеристики и структура профессионально-речевой культуры специалиста по 12 физической культуре и спорту в условиях обучения в вузе 1.2 Современное состояние проблемы формирования профессионально-речевой культуры специалиста по 55 физической культуре и спорту в условиях обучения в вузе

1.3. Педагогические условия формирования профессионально-речевой культуры специалиста по физической культуре и 75 споргу в условиях обучения в вузе

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию профессионально-речевой культуры специалистов по физической 127 культуре и споргу в условиях обучения в вузе

2.1. Организация и ход экспериментальной работы

2.2. Результаты экспериментальной работы 164

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 184

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186 БИБЛИОГРАФИЯ 190

ПРИЛОЖЕНИЯ

Формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту в условиях обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в России, характеризующаяся ухудшением экологии, снижением уровня физической активности и здоровья населения, в том числе детей и подростков, актуализирует вопросы валеологического образования граждан, привлечения их к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни. Названные проблемы обусловили повышение внимания государства к развитию сферы физической культуры и спорта и, соответственно, к подготовке кадров физкультурно-спортивного профиля в системе высшего профессионального образования. Так, в Государственном стандарте высшего профессионального образования отмечается, что специалист в области физической культуры и спорта должен быть подготовлен к педагогической, тренерской, управленческой и научно-исследовательской деятельности, к работе с учебной и финансовой документацией, к воспитательной деятельности, направленной на формирование личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, приобщение их к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни.

Профессиональная деятельность специалистов в области физической культуры и спорта относится к сфере профессий «повышенной речевой ответственности» (лингвоинтенсивных), где слово является профессиональным инструментом, от владения которым зависит успех деятельности. Эффективное осуществление профессиональных функций требует от специалиста высокого уровня сформированности речевой культуры, которая имеет особое значение в ряду модельных характеристик представителей данной сферы.

Исследованию профессионально-речевой культуры посвящены работы В. А. Артемова, А. Н. Ксенофонтовой, Т. А. Ладыженской, В. В. Соколовой, А. П. Храмченко, В. П. Чихачева и др. Проблема формирования профессионально-речевой культуры в системе высшего профессионального образования рассматривалась в исследованиях Е. Б. Зориной, Н. М. Костихиной, Л. П. Луневой, Г. И. Хозяинова, А. И. Чучалиной и др. Вопросы обучения речеведческим курсам, поиска методов и приемов организации учебного процесса подготовки специалистов, обучения профессиональной речи нашли свое отражение в теоретических и практических трудах таких видных ученых, как Н. Н. Ивакина, Н. А. Ипполитова, Н. В. Кузьмина, Н. И. Махновская, Л. В. Салькова, Л. Е. Тулина и др.

Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных вопросам коммуникативной компетенции, профессиональной речевой деятельности и речевой культуры, проблема формирования профессионально-речевой культуры студентов — будущих специалистов по физической культуре и спорту по-прежнему остается методически нерешенной. Преподаватели вузов, занимающихся подготовкой специалистов в области физической культуры и спорта, испытывают трудности в формировании у студентов профессионально-речевой культуры, связанные с отсутствием научно обоснованных методических рекомендаций решения данной задачи. Как следствие, уровень профессионально-речевой культуры выпускников высших учебных заведений не соответствует тем высоким требованиям, которые предъявляет к ней общество.

Современная образовательная ситуация в физкультурных вузах характеризуется рядом противоречий:

— между объективной потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессионально-речевой культуры, и субъективной недооценкой студентами института физической культуры её значимости в жизни и будущей профессиональной деятельности;

— между социальным заказом системе высшего профессионального образования на подготовку специалистов по физической культуре и спорту с высоким уровнем профессионально-речевой культуры и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ его выполнения в условиях вузовского обучения.

Вышеуказанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, необходимые и достаточные для эффективного формирования профессионально-речевой культуры будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в условиях обучения в вузе?

Целью исследования является теоретическое выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту в условиях обучения в вузе.

Объект исследования: процесс формирования профессионально-речевой культуры студентов института физической культуры.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту в условиях вузовского обучения.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно 'Которой формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре в условиях вузовского обучения будет осуществляться эффективно, если:

— будет разработана и внедрена модель исследуемого процесса, проектирующая его поэтапное построение в логике «базовая культура личности — общая речевая культура — профессионально-речевая культура»;

— системообразующим компонентом процесса, обеспечивающим его профессиональную направленность, выступит спецкурс «Профессионально-речевая культура»;

— будет обеспечена реализация коммуникативно-деятельностного подхода к организации непрерывной педагогической практики студентов;

— в вузе будет создана культурно-развивающая среда, способствующая формированию у студентов профессионально-речевой ответственности.

С учетом выявленной проблемы и поставленной цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:

— уточнить сущностные характеристики и структуру профессионально-речевой культуры специалистов по физической культуре и спортуопределить критерии и показатели сформированности профессионально-речевой культуры студентов физкультурного вуза;

— на основе анализа современного состояния проблемы и обобщения положительного опыта физкультурных вузов по формированию профессионально-речевой культуры студентов выявить и теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов в области физической культуры и спортаосуществить экспериментальную проверку выявленных педагогических условий.

Методологическую основу исследования составили философские положения о социальной сущности человека, его деятельностной природе, о единстве теории и практики, о единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании. Методологическими ориентирами исследования служили системный (В.Г. Афанасьев, B.C. Ильин, В. В. Краевский и др.), личностно ориентированный (И.А. Зимняя, В. А. Сластенин, Г. А. Китайгородская и др.) и коммуникативно-деятельностный (А.Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, Е. И. Пассов и др.) подходы к профессиональной подготовке специалистов в условиях обучения в вузе.

Теоретическую основу исследования составили положения психологической теории деятельности (JI.C. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), концепция языковой личности Ю. Н. Караулова, труды педагогов и психологов в области развития коммуникативных умений (Ф.И. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, М. В. Прохорова,), исследования по проблеме формирования коммуникативной культуры студентов высшей школы (Г.А. Анисимов, Р. К. Бикмухаметов, Г. Г. Габдулхаков, B.C. Грехнев, В.А. Кан-Калик и др.), исследования в области культуры речи (JI.A. Введенская, А. А. Данцев, Н. Д. Десяева, И. А. Зязюн, В. И. Максимов, В. Н. Малиновская и др.), педагогические исследования по проблемам содержания профессионального образования (В.И. Жолдак, В. А. Кабачков, В. Д. Чепик, С. Е. Шишов и др.), концепция гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, Р. А. Валеева, JI.A. Волович, О. С. Газман, З. Г. Нигматов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы, нормативной документации, опыта российских вузов по формированию профессионально-речевой культуры студентов, моделирование учебного процессапедагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, статистическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента.

Базой опытно-экспериментальной работы явилось Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». В эксперименте участвовало 124 студента и 68 преподавателей вуза, 178 слушателей курсов повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту.

В диссертации обобщены результаты исследования, проведенного соискателем в период с 2001 по 2008 год включительно. Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе (2001 — 2002гг.) осуществлялся теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по изучаемой проблеме, программно-нормативных документов, определялось общее направление' исследования, уточнялись собственные позиции автора, проводился констатирующий эксперимент, характеризующий уровень развития речевой культуры студентов. На данном этапе обобщался накопленный материал по проблеме исследования, проектировалась модель формирования профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту в условиях вуза, формулировались задачи по этапам обучения, разрабатывались критерии и критериальные показатели уровня сформированности профессионально-речевой культуры студентов физкультурного вуза.

На втором этапе (2002 — 2008 гг.) проводился формирующий эксперимент, осуществлялась проверка эффективности выявленных педагогических условий формирования профессионально-речевой культуры студентов в образовательном процессе физкультурного вуза.

На третьем этапе (2008 гг.) осуществлялись систематизация, анализ и обобщение полученных данных, оформление диссертационной работы. Научная новизна исследования состоит в следующем: уточнены сущностно-содержательные характеристики профессионально-речевой культуры специалиста по физической культуре и спорту;

— выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту в условиях обучения в вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В нем разработаны критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностно-речевой, технологический), определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке данной проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование полученных автором результатов позволяет совершенствовать процесс формирования у студентов физкультурных вузов общей, речевой и профессиональной культуры. Реализация в педагогическом процессе вуза разработанных автором педагогических условий обеспечивает повышение уровня речевой подготовленности будущих специалистов по физической культуре и спорту, способствует эффективности процесса формирования у них профессионально важных речевых умений и навыков. Результаты исследования могут служить методической основой при изучении курсов «Русский язык и культура речи», «Повышение педагогического мастерства», «Культура делового общения», «Специализация», а также могут быть использованы в программе курсов переподготовки педагогических кадров и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту.

Достоверность результатов исследования обеспечивается применением комплекса эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачамцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и практического опытакомплексным характером опытно-экспериментальной работы и применением в процессе обработки ее результатов методов математической статистикиличным опытом соискателя в качестве преподавателя культуры речи и речевой коммуникации в высшем учебном заведении.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионально-речевая культура специалиста по физической культуре и спорту представляет собой комплексное образование, включающее профессионально-речевую ответственность, свободное владение монологической и диалогической речью, умение отбирать и использовать языковые средства, наиболее уместные в профессионально значимых речевых ситуациях.

2. Критериями, позволяющими оценить уровень сформированное&tradeпрофессионально-речевой культуры специалиста по физической культуре и спорту, являются мотивационный, когнитивный, деятельностно-речевой и технологический.

3. Эффективность формирования профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту в условиях обучения в вузе обеспечивается реализацией совокупности педагогических условий:

— разработкой и внедрением модели исследуемого процесса, проектирующей его поэтапное построение в логике «базовая культура личности — общая речевая культура — профессионально-речевая культура»;

— внедрением в учебный процесс спецкурса «Профессионально-речевая культура», выступающего системообразующим компонентом процесса формирования речевой культуры студентов, обеспечивающим его профессиональную направленностьреализацией коммуникативно-деятельностного подхода к организации непрерывной педагогической практики студентов;

— созданием в вузе культурно-развивающей языковой среды, способствующей формированию у студентов профессионально-речевой ответственности.

Апробация результатов. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, психологии и лингвистических дисциплин ФГОУ ВПО «Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». Результаты работы по теме исследования докладывались на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы физической культуры и спорта» (Набережные Челны, 2004), «Теоретические и практические аспекты физического воспитания» (Набережные Челны, 2006), на всероссийских научных конференциях «Потребности и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни»

Казань, 2004), «Разработка и внедрение инновационных педагогических технологий в спорте и системе физкультурного образования» (Набережные Челны, 2007), «Современное состояние и перспективы внедрения инновационных технологий в спорте и системе физкультурного образования» (Набережные Челны, 2008), «Социальный потенциал физического воспитания студентов» (Казань, 2008).

В период с 2001 по 2008 год было опубликовано 12 научных работ по теме исследования в центральных и местных издательствах.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 202 источника, 13 таблиц, 5 рисунков и 5 приложений. Общий объем диссертации составляет 216 страниц.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Использование активных форм проведения учебных занятий на профессионально значимом материале способствует формированию у студентов положительной мотивации, самостоятельности мышления, умения ориентироваться в приближенных к практике педагогических ситуациях.

В процессе формирования профессионально-речевой культуры речь будущих специалистов претерпевает изменения: они активнее используют в своей речи эмоционально-экспрессивную, книжную и терминологическую лексику, умело проводят отбор языковых средств, уместных в определенных условиях и ситуациях общения, работают над совершенствованием коммуникативных качеств речи, что оказывает существенное влияние на развитие не только профессионально-речевой, но и общей культуры специалиста.

Формирование профессионально-речевой культуры в условиях обучения в вузе происходит поэтапно: формирование ценностного отношения к языку и речи как основному инструменту будущей профессиональной деятельностиовладение теоретическими речеведческими знаниямиформирование практических речевых уменийразвитие навыков создания устных и письменных текстов на профессиональные темы и общения в профессионально значимых ситуациях.

Разработанная и апробированная в условиях вуза модель формирования профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту включает в себя речеведческую подготовку, направленную на приобретение студентами опыта использования языковых средств в профессионально значимых ситуациях, свободного оперирования смысловой информацией, актуальной для будущей профессиональной деятельности, грамотного использования терминологической лексики, а также воспитание языкового вкуса и совершенствование техники речи, что в целом составляет профессионально-речевую культуру специалиста.

Итоги опытно-экспериментальной работы подтвердили преимущество предложенного комплекса педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования у студентов профессионально-речевой культуры в процессе реализации предложенной модели в условиях обучения в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании нами рассмотрены сущность и структура профессионально-речевой культуры специалиста по физической культуре и спорту, а также проблема её формирования в условиях вуза как одна из наиболее важных в подготовке специалиста.

Профессионально-речевая культура специалиста по физической культуре и спорту — комплексное образование, включающее свободное владение монологической и диалогической речью, умение мотивированно использовать языковые средства в профессионально значимых речевых ситуациях, профессионально-речевую ответственность, обеспечивающие достижение высоких результатов в профессиональной деятельности.

В системе профессиональной культуры специалиста по физической культуре и спорту профессионально-речевая культура является компонентом, обеспечивающим продуктивность других ее составляющих (коммуникативной, методологической, нравственной, интеллектуальной культуры), так как она позволяет специалисту не только осуществлять мотивированный отбор языковых средств для грамотного построения речи, но и решать профессиональные задачи, выступая таким образом и показателем профессионального мастерства.

Профессионально-речевая культура специалиста по физической культуре и спорту включает мотивационный, языковой, коммуникативный и технологический компоненты, формирование которых в системе вузовской подготовки направлено на развитие профессионального мышления будущего специалиста.

Формирование профессионально-речевой культуры будущего специалиста в физкультурном вузе является целостным, закономерно развивающимся и управляемым процессом, обеспечивающим подготовку студента к профессиональной деятельности.

Основными путями формирования профессионально-речевой культуры будущего специалиста в условиях вуза являются:

— развитие творческих способностей в создании профессионально значимых текстов на основе речеведческих знаний;

— комплексное использование потенциала изучаемых в вузе дисциплин;

— осознание студентами профессионально-речевой культуры как необходимого средства продуктивного осуществления профессиональной деятельности;

— воспитание речевой ответственности преподавателей и студентов.

Понимание сущности, содержания и структуры профессиональноречевой культуры специалиста по физической культуре и спорту позволило определить критерии и показатели её оценки. К основным критериям относятся: мотивационный, когнитивный, деятельностно-речевой и технологический.

Выделение данных критериев и показателей позволило охарактеризовать уровни сформированности профессионально-речевой культуры специалистов по физической культуре и спорту:

— низкий (элементарный) — характеризуется тем, что специалист не осознает роли профессионально-речевой культуры в системе профессиональной деятельности, не применяет на практике имеющиеся профессиональные речевые знания, допускает в речи нарушение литературных норм, имеет бедный словарный запас. средний (базовый) — отличается достаточным объемом профессионально-речевых знаний, использованием их в практической деятельности, наличием у специалиста осознанного отношения к речи как к профессиональному инструменту, критичностью в отношении собственной речи, стремлением к совершенствованию речевых навыков за счет развития коммуникативных качеств речи, освоения речевых технологий, пополнения лексикона;

— высокий (творческий) — отражает глубокое понимание сущности и целей профессионально-речевой культуры, её роли в обеспечении продуктивности профессиональной деятельности, творческое применение профессионально-речевых знаний, вариативность речи, сформированность педагогического голоса, способность к импровизации, ответственность за речевое поведение, активность в совершенствовании речевых навыков.

Эффективность формирования профессионально-речевой культуры будущего специалиста по физической культуре и спорту обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:

1. Разработкой и внедрением модели исследуемого процесса, проектирующей его поэтапное построение.

2. Внедрением в учебный процесс вуза спецкурса «Профессионально-речевая культура», интегрирующего знания всех гуманитарных дисциплин учебного плана вуза и выступающего систематизирующим компонентом процесса формирования профессионально-речевой культуры студентов, обеспечивающим его профессиональную направленность.

3. Реализацией коммуникативно-деятельностного подхода к организации непрерывной педагогической практики студентов.

4. Созданием в вузе культурно-развивающей языковой среды, способствующей формированию у студентов и преподавателей профессионально-речевой ответственности.

Эффективность формирования профессионально-речевой культуры студентов физкультурного вуза повышается за счет использования в учебном процессе профессионально-ориентированного дидактического материала, приближающего студента к реальным речевым ситуациям будущей профессиональной деятельности.

Результаты экспериментальной работы показали следующее:

— наиболее актуальными для исследуемого процесса являются следующие методы: лингвистический анализ текста, деловая игра, использование конкретных педагогических ситуаций («кейс-стади»), различные виды тренинга (артикуляционный, мимический и др.) — повысилась мотивация студентов к изучению языка, совершенствованию коммуникативных качеств речи;

— существенно расширился лексикон студентов, в том числе и за счет успешного овладения профессиональной лексикой и терминологией;

— отмечено повышение общей и профессионально-речевой культуры студентов;

Таким образом, комплекс педагогических условий, направленных на формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту, позволил достичь поставленной цели.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Личность студента в профессиональной подготовке / О. А. Абдулина // Высшее образование в России. — 2003. — № 3. — С. 165—170.
  2. , Л. В. Речевая коммуникация / Л. В. Азарова. — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002. 34 с.
  3. , Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский. -Педагогика. 2000. — № 2. — С. 11—16.
  4. , С. В. Духовные ценности: производство и потребление / С. В. Анисимов. М.: Наука, 1988. — 253 с.
  5. , В. А. Методика и психология обучения иностранному языку / В. А. Артемов // Сб. ст. под ред. В. А. Артемова. М.: Просвещение, 1970.-293 с.
  6. , Г. Н. Технология речевой подготовки студентов педагогического вуза : Дис.. канд. пед. наук. / Г. Н. Артемьева. — Курган, 1998.- 153 с.
  7. , Р. К. Физическое воспитание в педагогическом колледже : Учебно-методическое пособие / Р. К. Бикмухаметов. — Казань: РИЦ «Школа», 2002. 68 с.
  8. , К. Н Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания / К. Н. Боголюбов // Психолого-педагогические проблемы подготовки будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры: сборник. Челябинск, 1997. — С. 45—47.
  9. , А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. М.: Воронеж, 1996.-254 с.
  10. , Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа / Е. В.
  11. Бондаревская // Образование в поисках человеческих смыслов. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. С. 11−27.11 .Бордовская, П. В. Диалектика педагогического исследования / П. В. Бордовская. СПб.: Изд-во РХТИ, 2001. — 511 с.
  12. , JI. А. Риторика и культура речи / JI. А. Введенская, JI. Г. Павлова. Изд. 5-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 544 с.
  13. , Р. А. Школа Саммерхилл система свободного воспитания: / Р. А. Валеева // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. -М., 1998. — С. 40−6.1
  14. , А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. — М.: Рус. Слов., 1996.-321 с.
  15. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 206 с.
  16. , А. А. Методические рекомендации по проведению деловых игр / А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова. М.: ВИНИТИ, 1990. — 46 с.
  17. , М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / М. Вертгеймер. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1985. -196 с.
  18. , М. Я. Формирование профессиональной культуры учителя : учеб. пособие / М. Я. Виленский, В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1993.- 177 с.
  19. , С. И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи / С. И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения. — М.: Наука, 1996. -441 с.
  20. , JI. А. Образовательная логика государственной научно-технической политики: Монография / JI. А. Волович. Казань: ЗАО Новое знание, 2001. — 82 с.
  21. Выготский, JL С. Мышление и речь: психол. исслед. / JT. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. — 415 с.
  22. , П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Моск. гос. ун-т, 1977. — 150 с.
  23. , Н. К. Письменная и устная коммуникация. Синтаксис и просодия / Н. К. Гарбовский. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1991. — 270 с.
  24. , О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования. М., 1995. — Вып. 2. — С. 16−45
  25. , О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман. М.: ИНФРА-М, 2003.-269 с.
  26. , Б. Н. Основы культуры речи : учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Б. Н. Головин. М.: Высш. шк., 1988. — 320 с.
  27. , Ф. Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. — М., 1967. — 245 с.
  28. , Н. Ф. Проектирование и технология реализациикомплексной системы формирования речевой культуры студентовтехнического вуза : Дис.. к.п.н. / Н. Ф. Горбунова. Воронеж, 2002. 150 с.
  29. , В. С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя /
  30. B.C. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  31. , Л. К. Проблемы нормирования русского языка: реальность и прогнозы / Л. К. Граудина // Культура русской речи и эффективность общения. -М.: Наука, 1996. С. 177—199.
  32. , Е. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов по специальности «Связи с общественностью» на основе системы учебно-речевых ситуаций : Дис.. к.п.н. / Е. А. Гуляева. -Тамбов, 2004. 188 с.
  33. , В. В Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  34. , О. И. Культура общения и её воспитание : учеб. пособие / О. И. Даниленко. Л.: Ленингр. гос. ин-т культуры, 1989. — 98 с.
  35. , А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов, В. Ф. Русецкий. Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 320 с.
  36. , А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Деркач, М. А. Исаев. — М.: Физкультура и спорт, 1981. 357 с.
  37. , Н. Д. Культура речи педагога / Н. Д. Десяева. 2-е изд., стер. -М.: Академия, 2006. — 192 с.
  38. , Н. Д. Культура речи педагога : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова.- 2-е изд., стер. М.: Академия, 2006. — 192 с.
  39. , А. М. Педагогическое мастерство : учеб. пособие для специалистов ИФК / А. М. Дикунов, Н. М. Костихина. Омск: Ом. гос. ин-т физ. культуры, 1994. — 124 с.
  40. , Л. И. Речевое общение: теории и практика / Л. И. Дмитриева. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003 — 57 с.
  41. , И. А. Профессиональная подготовка специалистов рекреации, спортивно-оздоровительного и детского туризма / И. А. Дрогов // Детский тренер. — 2006. № 2. — с. 94−96.
  42. , Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциологии / Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984.-268 с.
  43. , С. С. Формирование учебной мотивации / С. С. Епифанов // Высшее образование в России, 2000. № 3. — С. 106—107.
  44. М.: Моск. психол. соц. ин-т, 2005. 217 с.
  45. В. П. Образование. Мышление. Культура / В. П. Зинченко // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Искусство, 1989. — С. 90−102.
  46. , И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Т. М. — отв. ред. Т. М. Дридзе .— М.: Наука, 1976 .— 263с.
  47. , Е. Б. Технология формирования профессионально-речевой культуры : учеб. пособие для студентов негуманит. спец. / Е. Б. Зорина.- Ставрополь: АГРУС, 2005. 42 с.
  48. Зорина, J1. Я. Слово учителя в учебном процессе / J1. Я. Зорина. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  49. В. И. Введение в социологию менеджмента физической культуры и спорта / В. И. Жолдак, С. Г. Сейранов. М.: Петровский парк, 2002. — 364 с.
  50. , Н. А. Текст в системе изучения русского языка в средней школе / Н. А. Ипполитова II Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / сост. А. В. Текучев. М.: Просвещение, 1982. — С. 239.
  51. , В. А. Норма и её кодификация / В. А. Ицкович // Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. — С. 13—14.
  52. , В. С. Проблемы и организация исследования целостного процесса формирования личности / В. С. Ильин // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. вып. 5. -Волгоград: Перемена, 2001. — С. 3−16.
  53. , В. А.- Полиевский, С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка / В. А. Кабачков, С. А. Полиевский. М.: Высшая школа, 1982. — 176 с.
  54. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Канн-Калик, Н. Д. Никандров. М., 1990. — 112 с.
  55. , В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991.- 191 с.
  56. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность / В. И. Караулов. — М.: Наука, 1987.-263 с.
  57. , В. Г. Педагогика высшей школы : учеб. пособие / В. Г. Каташев и др. — под общ. ред. В. Г. Каташева. Изд. 2-е, без изм. -Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2005. — 395 с.
  58. , М. В., Розанова, Н. Н. Устный текст как источник социокультурной информации / М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. М.: Наука, 1996. — С. 222−232.
  59. , Е. В. Формирование профессионально-речевой культуры социального педагога в процессе обучения в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук/ Е. В. Климкина. М.: МГСУ, 2001. — 24 с.
  60. , Е. В. Речевая коммуникация : учеб. пособие для ун-тов и вузов / Е. В. Клюев. М.: РИПОЛ Классик, 2002. — 316 с.
  61. , А. А. Методика формирования профессионального голоса в педагогическом вузе : (в курсе: «Культура речи учителя»): автореф. дис. канд. пед. наук. -М ., 1991. 16 с.
  62. , М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. М.: Просвещение, 1983.-223 с.
  63. , Н. Д. Система формирования профессиональной коммуникативности студентов педвузов / Н. Д. Колетвинова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2004. — 181 с.
  64. , М. Н. Акмеология физической культуры и спорта : учеб. пособие / М. II. Костихина. М.: Физ. культура, 2005. — 200 с.
  65. , В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений за речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. СПб.: Златоуст, 1999. — 320 с.
  66. , И. Б. Педагог: профессия и личность / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1997. — 144 с.
  67. , Н. Н. Риторика : учеб. пособие для учащихся 8—11 кл. / Н. Н. Кохтев М.: Просвещение, 1994. — 207 с.
  68. , А. И. Правила пользования гимнастической терминологии и способы образования терминов / А. И. Кравчук. Омск, 1981. — 25 с.
  69. , В. В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский. М.: Пед. о-во России, 2001. — 36 с.
  70. , А. И., Бондаревская, Е. В. Основные идеи и технологии устроения образовательного процесса как история становления и развития личностного образа человека / А. И. Кузнецов, Е. В.
  71. Бондаревская // Образование в поисках человеческих смыслов. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. С. 57−76.
  72. , А. М. Профессиональное воспитание будущих специалистов физической культуры: теория и технология / А. М. Кузьмин. — Челябинск, 1999.-211 с.
  73. , Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. — М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. спец., 2001. 144 с.
  74. , Т. В. Формирование культуры речи у студентов физкультурного профиля : Автореф. дис.. к.п.н. / Т. В. Кубышкина. — СП., 2003.-21 с.
  75. Культура русской речи: учебник для вузов / С. И. Виноградов и др. — под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М.: НОРМА, 2006. — 560 с.
  76. Культура русской речи и эффективность общения / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. -М.: Наука, 1996. 441 с.
  77. , И. П. Развитие профессиональной речевой коммуникации у студентов туристического колледжа в процессе профессиональной подготовки : Дис.. к.п.н. / И. П. Куревлева. М., 2004ю — 152 с.
  78. , Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Т. А. Ладыженская. -М.: Просвещение, 1986. 127 с.
  79. , Е. М. Культура речи среди других лингвистических дисциплин / Е. М. Лазуткина // Культура русской речи и эффективность общения. — М.: Наука, 1996. -441 с.
  80. , А. А. Деятельностный ум (Деятельность. Знак. Личность) / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2001. — 392 с.
  81. , А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. — М.: Едиториал УРСС, 2003. -306 с.
  82. , А. А. Слово в речевой деятельности / А. А. Леонтьев. — М.: УРСС, 2003.-243 с.
  83. , А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. М.: Моск. психол-соц. ун-т, 2001. — 444 с.
  84. , А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: УРСС, 2003.-211 с.
  85. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  86. , Л. П. Совершенствование профессионально-речевой культуры преподавателя в системе повышения квалификации : Дис.. д.п.н. / Л. П. Лунева. Самара, 2004. — 543 с.
  87. , М. Р. Основы теории речи : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов. М.: Академия, 2002. — 248 с.
  88. , Э. Основные проблемы педагогики спорта : вводный курс / Э. Майнберг — пер. с нем. под ред. М. Я. Виленского, О. С. Метлушко. М.: Аспект Пресс, 1995. — 313 с. — (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
  89. , В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. — М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  90. , В. Н. Введение в специальность и основы педагогического мастерства : метод, пособие / В. Н. Малиновская, А. Л. Смятских. М., 1992. — 158 с.
  91. , Э. С. Теория культуры и современная наука : (логико-методологический анализ) / Э. С. Маркарян. М.: Наука, 1983. — 284 с.
  92. , А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55—63.
  93. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев. -М.: Гардарики, 2005. 267 с. — ISBN 5−8297−0160-Х.
  94. , А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
  95. , И. О. Риторика как норма гуманитарной культуры. Учебное пособие для вузов/ И. О. Марченко. М.: Наука, 1994. — 191 с.
  96. , В. М. Культура и история. Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма. — М.: Политиздат, 1977. -199с.
  97. , А. К. Практическая риторика и ее теоретическое обоснование / А. К. Михальская. М.: Прометей, 1992. — 137 с.
  98. , А. В. Общение как фактор воспитания / А. В. Мудрик. М.: Наука, 1984.-397 с.
  99. ЮО.Мухамадиева, Jl. М. Педагогическая технология формирования устно-речевой деятельности студентов технического вуза в условиях двуязычия: Дис.. к.п.н. / JT. М. Мухамадиева. Казань, 2004. — 260 с.
  100. , А. А. Речевое мастерство учителя. (Педагогическая риторика) / А. А. Мурашов. М.: Пед. о-во России, 1999. — 393 с.
  101. Юб.Найн, А. А. Рефлексивное управление учебной деятельностью и развитие коммуникативной готовности студентов к вузовскому обучению: учеб.-метод. пособие / А. А. Найн. Челябинск: УралГАФК, 1998.-79 с.
  102. Нигматов, 3. Г. Гуманистические традиции педагогики: Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений / 3. Г. Нигматов. — Казань: Татарское республиканское изд. «Хэтер» (ТатИХ), 2003.-271 с.
  103. , Е. Д. Общекультурная основа профессионального труда специалиста по спорту и пути ее формирования в вузе / Е. Д. Никитина // Теория и практика физической культуры. — 1996. № 8. — С. 22−24.
  104. , Б. Ю. Грамматика говорящего / Б. Ю. Норманн. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994.-228 с.
  105. , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 3-е изд., стер. — М.: АЗЪ, 1996. — 928 с.
  106. , В. И. Анализ некоторых показателей, влияющих на качество подготовки специалистов : методы совершенствования учеб.-воспит. процесса в ВУЗе / Онегин В. И., Филькевич И. В. Волгоград, 1987. -с. 6.
  107. , О. М. Профессиональная компетентность будущего специалиста / О. М. Орлов // Вестник ОГУ. 2002. — № 1. — С. 128— 132.107.0рлова, Т. Т. Обучение жанрам поликодовых текстов в школе и в вузе / Т. Т. Орлова. -М., 1995. 16 с.
  108. Ю.Панов, М. Профессионально-ориентированная риторика в вузе / М. Панов, JI. Тулина // Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С. 142—146.
  109. Ш. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие / А. П. Панфилова. СПб.: О-во «Знание» С.- Петерб. и Ленингр. обл. и др., 2001. — 496 с.
  110. , Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению / Е. И. Пассов Е. И., В. П. Кузовлев. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1991 — 222 с.
  111. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / В. И. Журавлев и др. — под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд., (дораб. и испр.). — М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 602 с.
  112. Н.Педагогическое речеведение: словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / сост. А. А. Князьков — под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской. — М.: МГЛУ, 1998. — 312 с.
  113. , В. А. Личностно развивающее взаимодействие / В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Ростов н/Д: Цвет, печать, 1995.-88 с.
  114. , В. А. Педагогическое взаимодействие: психологический аспект / В. А. Петровский. М., 1990. — 174 с.
  115. , А. И. Культура как целостность : (методол. аспекты) / А. И. Пигалев. Волгоград: Изд-во Волгоград, ун-та, 2001. — 464 с.
  116. , А. И. Культурология / А. И. Пигалев. — Волгоград: Изд-во Волгоград, ун-та, 1999. 420 с.
  117. И9.Пищулин, В. Н. Профессиональная компетентность специалиста в контексте модернизации образования / В. Н. Пищулин // Профессиональное наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования. М.: МПГУ, 2004. — С. 415—419.
  118. , Т. П. Основы стилистики и культуры речи : учеб. пособие для студентов вузов / Т. П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет — под ред. П. П. Шубы. Минск: ТетраСистемс, 1999. — 240 с.
  119. , Ю. П. Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей / Ю. П. Поваренков // Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 1991. С. 105— 117.
  120. , М. М. Педагогические ситуации / М. М. Поташник, П. 3. Вульфов. -М.: Педагогика, 1983. 145 с.
  121. , Г. Н. Теория и практика урока русского языка : пособие для студентов пед. вузов и ун-тов: в 3 ч. Ч. 1: Принципы и методы обучения. Рязань: Рязан. гос. пед. ин-т, 1993. — 80 с.
  122. Профессионализм в педагогическом общении / С. В. Кондратьева и др. — под ред. С. В. Кондратьевой. Гродно: ГрГУ, 2003. — 272 с.
  123. Профессиональная деятельность молодых учителей: соц.-пед. аспект / С. Г. Вершловский, Л. Н. Лесохина, Т. В. Шадрина — под ред. С. Г. Вершловского. М.: Педагогика, 1982. — 145 с.
  124. Профессиональная направленность внеаудиторной работы в педагогическом вузе: сб. ст. / Сарат. гос. пед. ин-т им. К. А. Федина — редкол.: В. М. Вершинина (отв. ред.) и др. Саратов: СГПИ, 1985. -138 с.
  125. Профессиональная педагогика: учеб. пособие / под ред. С. Л. Батышева. -М.: Изд. центр «Академия», 1997. 524 с.
  126. , М. В. Педагогика физической культуры : учебник / М. В. Прохорова и др. М.: Путь: Альянс, 2006. — 288 с.
  127. Развитие образования России: федер. прогр. Раздел «Высшее образование». — 2000. 88 с.
  128. , В. В. Развивающее обучение / В. В. Репкин. М.: Наука, 2003. -216с.
  129. , И. Н. Деловая игра в подготовке специалистов по физической культуре и спорту : метод, разработка / И. Н. Решетень. -М.: ГЦОЛИФК, 1983. 38 с.
  130. , Ю. В. Риторика публичной лекции / Ю. В. Рождественский. -М.: Знание, 1989. 63 с.
  131. , Д. Э. Современный русский язык : учеб. пособие для вузов / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. М.: АЙРИС-пресс: Рольф, 2001. — 444 с.
  132. , А. А. Управленческая риторика и культура речи / А. А. Романов. Тверь: ТГСХА, 2002. — 473 с.
  133. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А—М / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. Энцикл., 1993. — 608 с.
  134. В. Ф. Культура речи учителя : практикум: учеб. пособие. -Минск: Ушверсггэцкае, 1999. 239 с.
  135. , С. JI. Основы общей психологии : В 2-х т. / С. JL Рубинштейн. М.: Наука. — Т. 1. — 485 с.- Т.2. — 322 с.
  136. , JI. В. Методика обучения учащихся и студентов созданию устных развернутых высказываний на лингвистические темы / JI. В. Салькова. -М.: Просвещение, 1991. — 259 с.
  137. Семенов,, И. Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. Запорожье: Запорож. гос. ун-т, 1992, — 192 с.
  138. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии В. В. Сериков. — Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  139. , О. Б. Проблемы речевой коммуникации / О. Б. Сиротинина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 182 с.
  140. , О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи / О. Б. Сиротинина. — М.: Просвещение, 1996. — 175 с.
  141. Скворцов, J1. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: кн. для учащихся / JI. И. Скворцов. М.: Просвещение, 1996. -158 с.
  142. Скворцов, J1. И. Современные отечественные и зарубежные исследования в области культуры речи / JT. И. Скворцов // Культура русской речи и эффективность общения. -М.: Наука. — 1996. С. 40—55.
  143. , JI. И. Язык, общение, культура (экология и язык) / Л. И. Скворцов // Русский язык в школе. — 1994. № 1. — 29 с.
  144. , В. А. Общая педагогика : учеб. пособие по дисциплине «Педагогика» цикла «Общепроф. дисциплины» вузов по пед. спец.: в 2 ч. Ч. 1 / В. А. Сластенин и др. — под ред. В. А. Сластенина. — М.: ВЛАДОС, 2003. 288 с.
  145. , В. А. Общая педагогика : учеб. пособие по дисциплине «Педагогика» цикла «Общепроф. дисциплины» вузов по пед. спец.: в 2 ч. Ч. 1 / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 2003. — 287 с.
  146. , В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин // Советская педагогика. -1991. -№ 10.-С. 79—85.
  147. , Т. А. Развитие речевой деятельности студентов в учебном процессе : дис. канд. пед. наук / Т. А. Слухай. Оренбург, 1998. -185 с.
  148. Смелкова, 3. С. Деловой человек: культура речевого общения / Пособие и словарь-справочник. -М.: КубК-а, 1997, 192 с.
  149. , В. В. Культура речи и культура общения В. В. Соколова. — М.: Просвещение, 1995. 192 с.
  150. , А. Н. Внутренняя речь и мышление / А. П. Соколов. М.: Просвещение, 1968. — 248 с.
  151. , Г. Я. Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся ст. кл. шк. гуманит. профиля / Г. Я. Солганик. — М.: Флинта: Наука, 1997. — 253 с.
  152. , М. В. Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза : дис. канд. пед. наук / М. В. Соловьева. Ростов н/Д, 2000. — 195 с.
  153. , П. Л. Основы искусства речи / П. Л. Сопер — пер. с англ. С. Д. Чижовой — под ред. К. Д. Чижова, Л. М. Яхнича. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-446 с.
  154. Стилистика русского языка / под ред. Н. М. Шанского. Л.: Просвещение, 1982. — 231 с.
  155. , Е. Ф. Текст как свернутая ситуация общения / Е. Ф. Тарасов // Материалы к Всесоюзному симпозиуму по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1975. — С. 79.
  156. , Н. Н. Совершенствование культурно-речевых навыков студентов юридического факультета : Дис.. к.п.н. / Н. Н. Тесликова. — Рязань, 2004. 275 с.
  157. Уит, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. У ит. М.: Педагогика, 1990.- 134с.
  158. , О. Г. Культура профессионального речевого общения / О. Г. Усанова. Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусства, 2004. -90 с.
  159. , Л. П. Закономерности усвоения родной речи : учеб. пособие / Л. П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1984. 159 с.
  160. , М. Ю. Русский язык для студентов-нефилологов : учеб. пособие / М. Ю. Федосюк и др. М.: Флинта, 1997. — 256 с.
  161. , Ф. П. Несколько слов о языковой норме и культуре речи / Ф. П. Филин // Вопросы культуры речи. Вып. 7. — М.: Наука, 1966. — С. 15—23.
  162. , Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н. И. Формановская. М.: Русский язык, 2002.-213 с.
  163. Формирование и развитие профессионального сознания студентов: межвуз. сб. науч. тр. / Самар. гос. пед. ин-т — редкол.: Г. В. Акопов (отв. ред.) и др. Самара: СГПИ, 1991. — 168 с.
  164. Формирование личности учителя физической культуры в процессе профессиональной подготовки: межвуз. сб. науч. тр. / Рязан. гос. пед. ин-т — редкол.: Р. С. Сафин (отв. ред.) и др. Рязань: РГПИ, 1988. — 135 с.
  165. , Н. К. Лингвистический аспект речевой культуры / Н. К. Фролов. Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 2000. — 189 с.
  166. , Л. Р. Формирование профессионально-речевой культуры будущего учителя начальных классов : дис. .канд. пед. наук / Л. Р. Хасанова. Уфа, 2000. — 185 с.
  167. , Е. В. Модели речевого поведения в профессиональном общении / Е. В. Харченко. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. — 334 с.
  168. , Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г. И. Хозяинов. М.: Физ. культура, 2006. — 224 с.
  169. , Г. Г. Развитие коммуникативных способностей будущих юристов / Г. Г. Чанышева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2004. — 349 с.
  170. , В. Д. Высшее физкультурное образование: Лекции для слушателей факультетов повышения квалификации / В. Д. Чепик. — Малаховка, МОГИФК, 1981. 27 с.
  171. Человек и общество. Культурология: словарь справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 544 с.
  172. , Н. А. Культура речевой коммуникации / Н. А. Шабанова. -Саратов: Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 2004. 61 с.
  173. , В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностиый подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование себгодня. 2004. — № 8. — С. 26—31.
  174. , Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Значение и происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2-е изд. — М.: Дрофа: Рус. яз., 1997. — 400 с.
  175. , С. Ф. Актуальные проблемы обучения русскому языку иностранных учащихся / С. Ф. Шатилов. J1.: ЛГУ, 1985. — 56 с.
  176. , Б. С. Официально-деловой язык / Б. С. Шварцкопф // Культура русской речи и эффективность общения. — М.: Наука, 1996. -441 с.
  177. , А. Культура и этика / А. Швейцер — пер. с нем. Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанского. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  178. , И. В. Система развития речевой культуры у студентов медицинского вуза : Дис.. к.п.н. / И. В. Шешнева. Саратов, 2003. -209 с.
  179. , Е. Н. Культура речи как особая теоретическая дисциплина / Е. Н. Ширяев // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996.-441 с.
  180. , Т. Г. Проблемы изучения языка, речи и культуры / Т. Г. Шишкина. М.: Макс-Пресс, 2004. — 222 с.
  181. , Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. — М. — Ставрополь: СГПИ, 1991. — 206 с.
  182. , Л. И. Формирование коммуникативно-речевой активности будущих учителей в процессе в вузе / А. И. Шпунтов // Начальная школа. 1997. — № 3. — С. 66.
  183. , JI. В. Языковая и речевая деятельность / Д. В. Щерба. — М.: УРСС, 2004. 427 с.
  184. , Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1974. — 428 с.
  185. , Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Психология» / Б. Д. Эльконин. М.: Academia, 2001.- 143 с.
  186. , Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский. М.: Наука, 1986. — 208 с.
  187. , В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В. А. Якунин. СПб., 1998. — 639 с.
  188. , R. Культура речевого общения / R. Hajzuk. Biatystok: Trans humana, 2002. — 179 с.
  189. Программа спецкурса «Профессионально-речевая культура» (для студентов очной формы обучения)1. Тема занятий Кол-во Формап/п часов ауд./сам. контроля1 2 3 4
  190. Лекция: Роль речевой подготовки в будущей профессиональной деятельности специалиста по ФК и С. 2 Конспект
  191. Функции языка и система функциональных стилей. 4/6 Таблица
  192. Система коммуникативных качеств речи 8/4 Контрольная работа
  193. Формы существования речи. 2/4 Таблица
  194. Особенности публичной речи. Этапы подготовки выступления. Приемы взаимодействия с аудиторией. 4/6 План выступления.
  195. Языковая норма. Развитие и смена норм. Виды норм. 6 Схема, словарный диктант9. Речевой этикет 2/4
  196. Терминологическая культура специалиста по ФК и С. 4/6 Алгоритм11. Речевое дыхание. 4/412. Техника речи. 6/6
  197. Условия эффективного профессионального общения. 6 Конспект
  198. Экспрессивные средства русского языка. -/6 Таблица
  199. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики1. блок
  200. Цель: развитие умений дышать тремя группами мышц (брюшного пресса, диафрагмой, нижних ребер)
  201. Упражнение № 2 «Цветочный магазин». Упражнение выполняется в игровой форме: вы приходите в цветочный магазин, наклоняетесь к цветам и вдыхаете воздух тремя группами мышц через нос.1. блок
  202. То же самое проделайте со звуком: наклоняясь, как будто выбрасываете изо рта очередную порцию воды «фффффуу! Упражнение № 2 «Пильщики» Упражнение № 3 «Вежливый поклон"1.I блок
  203. Цель: тренировка организованного выдоха Упражнение № 1 «Свеча» Упражнение № 2 «Трубач» Упражнение № 3 «Проколотый мяч» Упражнение № 4 «Звукоподражание"1. блок
  204. Цель: тренировка распределения и добора воздуха (мофт-пауза) Упражнение № 1 «Старт» Упражнение № 2 «Егорка» Упражнение № 3 «Словарный диктант»
  205. Дыхательные упражнения с применением движения и голосовойтренинг
  206. Насос. Подражая звуку, который производит воздух, проходящий через ниппель, последовательно произносите:
  207. СУ СО СА СЭ СЫ СИ Каждый слог соответствует одному выдоху. Выполнить упражнение 5раз.
  208. Лыжник. Встаньте в позу бегущего лыжника, напружиньтесь. Делайте руками движения лыжника, отталкивающего палками от снега. Это упражнение выполняется более интенсивно, чем «насос». Каждый слог соответствует одному выдоху.
  209. СУ СО СА СЭ СИ СЫ Выполнить упражнение 3 раза.
  210. Колокол. Вы «раскачиваете язык», голосом изображая звук колокола:
  211. БУМ БЭМ БОМ БАМ БИМ БЫМ Каждый «удар» приходится на один вдох-выдох. Упражнение выполняется 3 раза.
  212. МУ МО МА МЭ МИ МЫ Звуки произносите так, чтобы гласный был коротким, а согласный — длинным.
  213. Китайский болванчик. Вдохните, запрокидывая голову назад, произнесите четко:1. БА БО БЭ
  214. Медленно наклоните голову до соприкосновения подбородка с грудью и произнесите:
  215. НА, НО НЭ Наклоните голову влево и произнесите:
  216. МА МО МЭ Наклоните голову вправо и произнесите:1. КА КО КЭ
  217. Трубач. Без звука, одним воздухом, нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе:
  218. Закаляйся! Если хочешь быть здоров, Постарайся обойтись без докторов,
  219. Водой холодной обливайся, Если хочешь быть здоров!
  220. Телеграмма. Выстукивайте карандашом текст телеграммы так, чтобы гласный был коротким, звук четким.
  221. ЛУ-ЛУ-ЛУЛ ЛО-ЛО-ЛОЛ ЛА-ЛА-ЛАЛ ЛЭ-ЛЭ-ЛЭЛ ЛИ-ЛИ-ЛИЛ ЛЫ-ЛЫ-ЛЫЛ ГЖТУ-ПКТУ-ПКТУГ ПКТО-ПКТО-ПКТОГ ПКТА-ПКТА-ПКТАГ ПКТЭ-ПКТЭ-ПКТЭГ ПКТИ-ПКТИ-ПКТИГ ГЖТЫ-ПКТЫ-ПКТЫГ1. Скороговорки
  222. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что вы можете медленно прочитать скороговорку без запинки.
  223. Затем прочитайте скороговорку в темпе обычного разговора. Убедитесь, что текст звучит четко и уверенно. Повторяя скороговорку, наращивайте темп.
  224. По той же методике упражняйтесь с другими скороговорками: Курьер курьера обгоняет в карьер. Осип орхип, Архип осип.
  225. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  226. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  227. В следующий раз потренируйтесь со скороговоркой с другой группой звуков.
  228. Тщательно выговаривая каждый звук, медленно читайте: Н-е к-о-л-и д-р-о-в-а н-а т-р-а-в-е д-в-о-р-а.
  229. Вновь, тщательно артикулируя каждую букву, медленно, по складам прочитайте скороговорку. Старайтесь не торопиться, не поддавайтесь инерции быстрого проговаривания, преодолейте это желание.
  230. По этой же методике поупражняйтесь с другими скороговорками:
  231. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Про-копьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
  232. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
  233. Дробью по перепелам да по тетеревам. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  234. Н-а д-в-о-р-е в-д-о-в-ы В-а-р-в-а-р-ы д-в-а в-о-р-а д-р-о-в-а в-о-р-о-в-а-л-и, р-а-с-с-е-р-д-и-л-а-с-я в-д-о-в-а, у-б-р-а-л-а в с-а-р-а-й д-р-о-в-а.
  235. На дво-ре вдо-вы Вар-ва-ры два во-ра дро-ва во-ро-ва-ли, рас-сер-ди-ла-ся вдо-ва, уб-ра-ла в са-рай дро-ва.
  236. Прочитайте медленно и повторяйте, наращивая темп, пока не убедитесь, что вы можете произнести текст, не запинаясь. А потом снизьте темп до минимума.
  237. По этой же методике поупражняйтесь с другими скороговорками: На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
  238. Артикуляционная гимнастика Упражнение для губ и языка
  239. Цель: развитие и совершенствование артикуляционного аппарата и произношения (выполняется перед зеркалом)
  240. V. Упритесь кончиком языка в верхнюю губу, затем — в нижнюю, снова — в верхнюю, в нижнюю, и так 10 раз.
  241. VI. Сожмите губы и в напряженном состоянии просуньте между ними язык, свернутый в трубочку. Проделайте упражнение 5 раз.1. Мимическая гимнастика
  242. Отреагируйте на фразу: «Если так будет продолжаться дальше, то знаете к чему мы придем?» покажите мимикой испуг перед безысходностью, создав удлиненную паузу.
  243. Упражнения на интонирование
  244. Мысленно представьте себе различные жизненные ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»: 1. спокойно и благожелательно-2. спокойно и жестко-3. резко-4. удивленно-5. с дрожью в голосе-6. с раздражением и т. д.
  245. Прочитайте фразу: «Вы для чего сюда пришли?» произнесите ее многократно с различными интонациями.
  246. Придумайте сами фразу и выполните предыдущее задание.1. Диалог
  247. Вступите сами с собой в диалог, в котором нужно одну фразу построить в вопросительной интонации, другую — в утвердительной.
  248. ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ? ЖДУ-Ж ДО-Ж ДА-Ж ДЭ-ЖДИ-ЖДЫ!
  249. ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ штыжды?
  250. ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ шты -ЖДЫ!
  251. Терминологический тест Фамилия, имяДата
  252. Гиподинамия 1) специфическая часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, всестороннее развитие физических способностей и использование их в общественной практике, в повседневной жизни
  253. Спор г 3) процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни
  254. Физическая культура 4) специальные движения, а также сложные виды деятельности человека, применяемые в качестве средств физического воспитания
  255. Физическая культура человека 5) ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом, пребыванием человека в невесомости
  256. Физическая подготовка 6) вид физического воспитания, имеющий непосредственно прикладную направленность, а также ступень физического воспитания, обеспечивающая предпосылки для специализации в какой-либо деятельности
  257. Физические упражнения у 9) органическая часть физической культуры, которая направлена на использование физических упражнений и естественных сил природы в целях восстановления работоспособности, активного отдыха, развлечения
  258. Физическое воспитание 10) система мероприятий, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма и возможно раннее возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду
  259. Физическое образование 11) процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных физкультурных знаний
  260. Физическое развитие 12) результат физической подготовки, выражающийся в определенном уровне развития физических качеств, приобретении двигательных навыков и умении, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности
  261. Физическое совершенство 13) игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества
Заполнить форму текущей работой