Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические основы формирования у студентов культуры межэтнического общения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения философии, культурологии, педагогики, психологии, направленные на исследование человекоцентристских теорий. В частности — психологической теории личности (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.В.Петровский), теории диалога культур (М.М.Бахтин… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические предпосылки формирования у студентов культуры межэтнического общения
    • 1. 1. Общение как основа жизнедеятельности человека
    • 1. 2. Сущность и генезис понятий этнос, народ, нация, межэтническое общение
    • 1. 3. Культура межэтнического общения в контексте общечеловеческой культуры и степень разработанности проблемы её формирования
  • Глава II. Дидактическая система формирования у студентов культуры межэтнического общения
    • II. 1 Образовательная программа формирования у студентов культуры межэтнического общения
  • И.2 Принципы, методы и формы воспитания у студентов культуры межэтнического общения
  • Глава III. Методика проведения педагогического эксперимента по формированию у студентов культуры межэтнического общения
    • III. 1 Организация и результаты предварительного констатирующего эксперимента
  • Ш. 2 Особенности организации и проведения формирующего эксперимента
    • III. 3 Характеристика результатов эксперимента

Психолого-педагогические основы формирования у студентов культуры межэтнического общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Межнациональные отношения веками оставались сложнейшей проблемой, не имевшей однозначных решений, способных обеспечить всеобщее удовлетворение этнических групп, национальностей и наций. Об этом свидетельствует история стран и Старого, и Нового Света. В наше время в ситуации резких социальных трансформаций и усиливающейся глобализации проблема межнациональных отношений выступила на одно из первых мест среди мировых проблем.

Разрушение сложившихся межнациональных отношений в Советском Союзе имеет известные современному обществу последствия — как позитивного, так и негативного характера. Нет сомнений в полученных при новой ситуации демократических возможностях, благотворно сказывающихся на жизни национальностей России: рост национального достоинства, формирование стойкого деятельностного интереса к «корням», столь же активная забота о развитии национальной культуры как одного из средств формирования национального сознания.

Однако эти процессы, как известно, продвигаясь к максимализму в их реализации, сопровождаются ростом националистических, порой сепаратистских настроений.

Их не избежала и такая организация общероссийской целенаправленной деятельности как образовательная.

Свидетельства её кризисного состояния, её анализ в значительном объёме затрагивают и кризис межэтнических отношений, чреватый разрушительными последствиями и для нынешних, и для будущих поколений российского общества.

Естественно, что на образовательных учреждениях РФ сейчас лежит сложнейшая задача — преодолевая кризис в образовательно-воспитательной сфере, взять на себя основную сложность по воспитанию культуры межэтнических отношений, межнациональной толерантности и ментальной совместимости. Эта задача усложняется в полиэтническом обществе, которое представлено народами, населяющими регион, в данном случае — Адыгею.

В целях успешного решения названной задачи необходимы 1) учет противоречивых тенденций в социально-психологическом и духовном состоянии общества,. 2) взаимно объединенные целенаправленные усилия всех систем, звеньев — как школьной, так и вузовской системы образования.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется двумя тенденциями, равно опасными для будущего российских народов: разочарование молодёжи в собственной культуре и традициях под влиянием элементов западной культуры и поведенческих стандартов и, как реакция на культурную экспансию Запада, полное замыкание в рамках собственной традиции и агрессивное неприятие любых форм межкультурного взаимодействия.

Это противоречие — одно из составных в глобальном противоречии между идущими в мире двумя социальными тенденциями: нарастанием стереотипов, пронизывающих все стороны жизни, и острой потребностью сохранить самобытность (индивидуальность) личности, профессии, группы, народа, нации.

Избежать развития названных тенденций возможно, по единодушному мнению многих ученых, при соблюдении одного условия: сохранения и возрождения культур народов Российской Федерации, составляющих неотъемлемую часть мировой культурной палитры. Ныне не требует доказательств постулат о национальной идентификации, находящейся в прямой зависимости от целей общего образования. Структурно-функциональная модель российского образования вплоть до последнего десятилетия рассматривала школу (и высшую в том числе) как некий механизм подготовки людей для выполнения их будущих социальных функций и противостояла процессу самоутверждения личности. В характеристиках содержания образования советского периода и в формулировках его задач нет таких понятий, как «многонациональное государство», «этнос», «мировая культура», «национальная культура».

Лишь в публикациях после 1990 г. появляется понятие национально-культурных потребностей, прослеживаются личностный, культурологический и аксиологический подходы в определении задач общего образования. Современной педагогической наукой утверждается, что принцип гуманизации образования влечет за собой усиление направленности образовательного процесса на удовлетворение этнокультурных потребностей общества. Принцип гуманизации состоит в том, что необходимо выделять и транслировать гуманистические традиции, присутствующие в каждой национальной культуре и имеющие при этом свою специфику. Причём гуманистические традиции обращены не только на членов данного общества, но и включают нормы взаимодействия с представителями иных культур.

Таким образом, гуманизация образования, характеризующаяся этнокультурной направленностью, одновременно призвана способствовать решению задач формирования «культуры мира» в межкультурных и межнациональных взаимодействиях.

Реализация этих задач связана с содержанием образования в многонациональном Российском государстве. По тому, как в настоящее время определяются его содержательные компоненты, можно выделить и охарактеризовать три главных компонента:

— обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса;

— создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся по ли культурным окружением и вхождения через российскую культуру в культуру мировую;

— обеспечивающий приобщение личности к общечеловеческим ценностям.

Содержание современной Национальной доктрины образования в Российской Федерации теоретически обеспечивает реализацию задач названных компонентов. Но необходимы и дальнейшая перестройка общественного и индивидуального сознания, и комплекс образовательно-воспитательных мер по формированию полиэтнического и поликультурного сознания. Здесь нельзя переоценить роль поликультурного образования при условии творческого освоения опыта и традиций интернационального воспитания, давшего в нашей стране ряд известных позитивных результатов.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной сфере, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования:

— глубокое и всестороннее овладение студентами культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

— формирование у студентов представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

— создание условий для интеграции студентов в культуры других народов;

— развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

— воспитание обучаемых в духе толерантности, гуманного межнационального общения.

Проблемы социокультурной сферы, межэтнических отношений, поликультурного образования в современном учебно-воспитательном процессе исследуются в общетеоретическом плане в трудах В. И. Андреева, Ю. В. Бромлея, А. А. Кирсанова, Л. Н. Когана, В. А. Сластенина, Л. Л. Супруновой, Н. Е. Щурковой, находят определенное решение в специальных работах по педагогической культуре и культуротворческой функции образовательного учреждения (Е.П.Белозерцева, В. А. Караковский, К. М. Левитан, Н. Ю. Посталюк и др.). Адекватное представление о педагогической культуре и межэтническом общении нельзя получить без ознакомления со спецификой семейной и народной педагогики. Она представлена в работах Ю. П. Азарова, В. Ф. Афанасьева, К. И. Бузарова, В. П. Васильцовой, Е. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, М. Г. Тайчинова, И. А. Шорова.

Разные аспекты проблемы этнокультурного образования особенно интенсивно рассматриваются в науке последних двух десятилетий в работах Р. Г. Абдулатипова, А. К. Аликберова, Б. Х. Бгажнокова, Л. Г. Вызова, Л. Н. Гумилева, М. С. Джунусова, В. Илюшенко, М. Н. Кузьмина, Д. С. Лихачева, А. А. Сусоколова, Р. А. Ханаху, А. Ю. Шадже, В. К. Шаповалова и др.

Определенный интерес для решения задач формирования культуры межэтнических отношений представляют работы зарубежных исследователей Р. Гарбоне, М. Дуглас, Р. Народи, Э. Кисс, Кл. Крамш, М. Холстед, Г. Э. Фон Грюненбаум, О. Гоффлер и др., а также работы отечественных ученых Н. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревской, В.А.Кан-Калика, З. К. Меретуковой, Н. Д. Никандрова, В. И. Шиянова и др., в которых рассматриваются вопросы, связанные с педагогической культурой.

Немногочисленные работы посвящены проблемам формирования культуры межэтнического общения (Г.Т.Гасанов, Е.Е.Боровикова), теоретическим основам воспитания культуры межнационального общения учащихся среднепрофессиональной школы (В.П.Комаров) — проблеме формирования межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга (А.П.Оконешникова) — ориентации студентов на общечеловеческие ценности в сфере межкультурной коммуникации (И.П.Селезнева) — месту когнитивной структуры этнического самосознания в межэтническом общении (Г.У.Солдатова (Кцоева) — исследованию философско-экономических и этносоциальных аспектов политической культуры студенчества (С.А.Абдонов), формированию национальных ценностей (Г.Г.Котожеков, В.С.Цукерман) — социальным и этно-этическим аспектам культуры общения адыгов (Р.А.Ханаху, А. Ю. Шадже, Т.А.Овсянникова).

Вместе с тем, остается не исследованным ряд актуальных вопросов, связанных с построением процесса формирования культуры межэтнического общения у студенческой молодежи: не определены методология, состав и структура системы формирования культуры межэтнического общения, не разработана ее модель, нет системы рекомендаций формирования умений и навыков культуры межэтнического общения в образовательной среде высшей школы.

Изучение опыта работы в вузе позволяет говорить о недостаточно высоком уровне реальной готовности студентов к культурологическому анализу социокультурных явлений и фактов, связанных с полиэтническим пространством и межэтническими отношениями, о противоречиях в оценке национальных ценностей, недостатках в поведенческой сфере.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью формирования культуры межэтнического общения и невыявленностью потенциальных возможностей образовательного процесса и неразработанностью условий ее формирования. Данное противоречие определило выбор темы исследования и позволило сформулировать проблему: каковы педагогические условия, обеспечивающие результативность формирования у студентов культуры межэтнического общения. Решение данной проблемы определило цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить систему психолого-педагогических условий и средств формирования культуры межэтнического общения у студентов.

Объект исследования — общение субъектов учебно-воспитательного процесса в вузе.

Предмет исследования — совокупность и взаимосвязь психолого-педагогических факторов, обеспечивающих эффективность процесса формирования у студентов культуры межэтнического общения.

Гипотеза исследования — процесс формирования у студентов культуры межэтнического общения будет эффективен, если:

— он будет интегрирован в процесс общекультурного и гуманитарного образования в вузе;

— будут определены теоретико-методологические основы формирования культуры межэтнического общениябудет разработана и структурирована система формирования культуры межэтнического общения с учетом единства содержательно-целевого, процессуального, методического и практически-результативного аспектов содержания моделируемого процесса и если она будет приведена в соответствие с критериями сформированности культуры межэтнического общениябудет обеспечено соответствие системы дидактических средств заданной цели.

Исходя из указанной цели и гипотез исследования, определяем основные его задачи:

— выявить сущность и особенности культуры межэтнического общения и определить теоретико-методологические основы её формирования;

— определить и обосновать концепцию и структуру процесса формирования у студентов культуры межэтнического общения;

— разработать дидактическую модель процесса формирования культуры межэтнического общения, предполагающую содержательно-целевой, процессуальный, методический и результативно-практический аспекты;

— экспериментально проверить спроектированную модель;

— разработать рекомендации, направленные на формирование у студентов культуры межэтнического общения.

Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения философии, культурологии, педагогики, психологии, направленные на исследование человекоцентристских теорий. В частности — психологической теории личности (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.В.Петровский), теории диалога культур (М.М.Бахтин, В. С. Библер и др.), психологии педагогического и межличностного общения (А.С.Золотняков, М. С. Коган, В.А.Кан-Калик, Я. П. Коломинский, В. А. Петровский, В.А.Ситаров), теории и технологии обучения (С.И.Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. Н. Журавлев, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), теории индивидуализации и личностно ориентированного подхода к профессиональному образованию (Е.В.Бондаревская, В. И. Горовая, В. Е. Гурин, В. В. Давьщов, С. Б. Елканов, З.К.Меретукова), теория ценностных ориентаций (Н.А.Данилов, Н. В. Кузьмина, М. Рокич, В.А.Сластенин) и критериев оценки деятельности учителя (С.Н.Кулиев, В. П. Симонов, А. И. Сосновский, Н.А.Эверт), теории культуры и эт-нокультуры (К.И.Бузаров, Г. Н. Волков, В. Е. Давыдович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, А. В. Маргулис, А. Ю. Шадже, И.А.Шоров), концепции педагогической культуры.

Н. В. Барабанщиков, Е. В. Бондаревская, В.А.Кан-Калик, Н. Д. Никандров, З. К. Меретукова, В. И. Шиянов и др.).

Исследование опирается на идеи педагогической интеграции, комплексного подхода к обучению и воспитанию, гуманизации и оптимизации образовательного процесса (Ю.К.Бабанский, В. В. Зинченко, И. Б. Котова, Ю. С. Тюнников, Е.Н.Шиянов), теорию интеграции образования (А.А.Данилюк, В. Т. Фоменко, К. Ю. Колесина и др.), теоретические положения педагогического проектирования (В.П.Беспалько, И. И. Ильясов, Ю. С. Тюнников и др.), концепцию о четырехэлементном составе культуры как источнике содержания образования (В.В.Краевский, И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин) — теорию проблемно-развивающего обучения (Т.К.Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутов и др.).

Методологическими ориентирами исследования явились структурно-системный, культурологический, личностно-деятельностный, аксиологический подходы к процессу обучения и воспитания в целом и к отдельным его элементам.

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих общенаучных и научно-педагогических методов исследования:

1) теоретических: сравнительный анализ, восхождение от абстрактного к конкретномуидеализация, моделирование целостного педагогического процессатеоретическое обобщение результатов исследования.

2) эмпирических: наблюдение, эксперимент, мониторинг;

3) общенаучных методов, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, исторический и логический методы.

4) спег{иалъных: анкетирование, беседа, контент-анализ, социометрический метод, создание специальных педагогических ситуаций, тестирование, использование диагностических карт.

При обработке результатов исследования использованы статистически-математические методы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Адыгейский государственный университет. Майкопский Адыгейский педагогический колледж и общеобразовательные школы № 5, № 19 г. Майкопа. Исследованием было охвачено около 700 студентов, преподавателей, учителей школ. В формирующем эксперименте приняли участие 100 студентов разных лет обучения.

— На первом этапе изучалось состояние проблемы в научно-практическом плане, проводился анализ философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, определялись проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, изучалось состояние проблемы в научно-практическом плане, в самом начале продумывалась стратегия экспериментального исследования, определялись критерии и методика выявления уровня самосознания и компетентность студентов в сфере межэтнических отношений. Проводился предварительный констатирующий эксперимент.

— На втором этапе определялась дидактическая модель исследования, составлялась программа формирующего эксперимента, продолжался предварительный констатирующий экспериментразрабатывался дидактический материал по проблеме формирования культуры межэтнического общения и проводилась их апробация.

— На третьем этапе осуществлялось завершение эксперимента по проверке эффективности разработанной модели, уточнялись и корректировались отдельные элементы системы, анализировались полученные результаты, оформлялись теоретические и практические выводы исследования, оформлялась диссертация.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование вопроса о сущности культуры межэтнического общения как основы для проектирования дидактической модели ее формирования;

2. Методологическое обоснование цели, задач, содержания, системы методов, форм и средств обучения, направленных на формирование культуры межэтнического общения;

3. Дидактическая модель процесса формирования у студентов культуры межэтнического общения;

4. Результаты практической реализации предложенной дидактической системы (уровни и критерии сформированности у студентов культуры межэтнического общения).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены теоретико-методологические основы формирования у студентов культуры межэтнического общения;

— определено место этнокультурных умений в учебно-воспитательном процессе вуза;

— разработаны организационно-педагогические и методические основы процесса формирования культуры межэтнического общения студентов;

— разработана дидактическая концептуальная модель процесса формирования у студентов культуры межэтнического общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении дидактического представления о возможностях формирования культуры межэтнического общения студентов как процесса, основанного на философских, культурологических, психолого-педагогических и методологических подходах в решении проблем воспитания личности.

Практическая значимость исследования состоит в определении содержания, критериев и уровней процесса формирования культуры межэтнического общения, в разработке методики организации и реализации данного процессав возможности использования созданной модели в образовательной системе вузов. Кроме этого, разработаны дидактические материалы, апробированные в процессе организации исследования, составляющие систему средств формирования культуры межэтнического общения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии АГУ, докладывались на II Всесоюзной конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга» (Москва, 1979 г.), конференции ассоциации психологов-практиков Краснодарского края «Теоретические и прикладные проблемы психологической службы школы и вуза» (Краснодар, 1991 г.), межреспубликанской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы практической психологии» (Краснодар, 1992 г.), научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения в педагогическом вузе» (Измаил, 1993 г.), на Всесоюзной конференции «Антропологическая психология и гипнология в профессиональной подготовке и оздоровлении человека» (Майкоп, 1992 г.), на Всесоюзной конференции «Психолого-педагогические, медико-антропологические и гипнологические аспекты профессиональной подготовки специалистов (Майкоп, 1993 г.), на Всесоюзной научно-методической конференции «Самостоятельная работа студентов педвуза: опыт и проблемы» (Армавир, 1993 г.), конференции южного отделения РАО «Развитие личности в процессе педагогической деятельности» (Майкоп, 1994 г.), Международной конференции «Гипнология и инте-гративная антропология на службе педагогической, спортивной, медицинской и психотерапевтической практике» (Майкоп, 1995 г.), научно-практической конференции «Проблемы теории и практики интегратив-ной антрополгии» (Майкоп, 1996 г.), научно-практической конференции «Интегративная антропология в решении задач здорового образа жизни (Майкоп, 1996 г.), конференции Адыгейского регионального отделения российского психологического общества (Майкоп, 1996 г.).

Результаты исследования нашли отражение в статьях: «О взаимопонимании в процессе педагогического общения в системе «преподаватель-студент» (в сборнике «Теоретические и прикладные проблемы психологической службы», Краснодар, 1991 г.), «Влияние свойств темперамента на взаимопонимание в общении» (в сборнике «Новости антропологии и антропоэкологии», Винница, 1992 г.), «Взаимопонимание в межкультурном общении» (в сборнике «Становление государственности Адыгеи», М., 1997 г.). Разработаны и выпущены материалы к спецкурсу «Особенности межэтнических отношений» (Майкоп, 2002 г.).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается выбором адекватной методологии исследованияопорой на фундаментальные философские, психологические и педагогические теориииспользованием комплекса методов, соответствующих предмету и задачам исследованияпозитивными психолого-педагогическими изменениями, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссертации составляет 189 страниц. Работа содержит 5 приложений, 4 таблицы, 2 схемы.

Список литературы

включает 311 наименований.

Выводы.

Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть:

1. Приобщение к национально-этнической культуре с акцентом на духовно-нравственные общечеловеческие ценности, заложенные в этнических культурных традициях и обычаях любого народа, создает условия для установки на билингвильное и бикультурное саморазвитие личности.

2. Формирование культуры межэтнического общения у студентов является важным фактором профессионального и гражданского становления студентов, что следует учитывать в системе их профессиональной подготовки.

3. Структурирование целостного процесса формирования культуры межэтнического общения должно быть основано на культурологическом, аксиологическом и системном подходах.

4. Целостная модель формирования у студентов этнокультуроло-гических умений позволила с новых позиций рассмотреть и спроектировать их подготовку в контексте интегративной организации образовательного процесса в вузе и формировать их личностно-деятельный подход к проблемам культуры межэтнического общения.

Заключение

.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

В сложившейся системе высшего образования формирование у студентов культуры межэтнического общения не удовлетворяет запросам общества и личностно-ориентированного воспитательного процесса.

Существующая образовательная система в вузе не нацеливает студентов на культуру межэтнического общения как профессионально значимого качества личности и на работу по самообразованию и самосовершенствованию в этом направлении.

Поскольку культура межэтнического общения, интегративная социокультурная категория, является составной частью общей культуры и средством ее развития одновременно, то мы считаем, что сформировать ее можно лишь в многодисциплинарной деятельности и в комплексном решении ее содержательно-целевого, мотивационного, процессуального, методического и результативно-практического аспектов.

Только путем переориентации дисциплин психолого-педагогического цикла на гуманистические и культурные ценности современной науки, на раскрытие этих аспектов с позиций, свойственных данным предметам форм и методов изложения материала, возможно сформировать культуру межнационального общения наиболее оптимальным путем. Сегодня назрела настоятельная необходимость в научно обоснованной системе дисциплин, позволяющей осуществлять эту работу последовательно и поступательно в течение всего периода обучения студента в вузе.

Комплексное использование дисциплин психолого-педагогического цикла, сориентированных на современные гуманистические и культурологические тенденции, в значительной степени способствует освещению основных проблем культуры межэтнического общения как элемента общечеловеческой культуры и как профессионально значимой категории и ее формированию.

Для систематизации и актуализации знаний, умений и навыков студентов по культуре межэтнического общения необходима специальная образовательная программа, которая должна логически опираться на изученное ранее и включать проблемы, связанные с культурой межэтнического общения.

Современные субъект-субъектные отношения в учебном процессе вуза предполагают активизацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, в связи с чем работа по формированию культуры межэтнического общения должна опираться на творческую активность и самостоятельность студентов, формировать у них навыки самоконтроля.

Процесс формирования культуры межэтнического общения студентов во многом зависит от личностно-индивидуальных качеств и культуры общения преподавателя, его профессионально-педагогической подготовки.

Эффективное решение проблемы формирования межэтнического общения станет возможным благодаря специально разработанной дидактической системе, основанной на общеизвестных в дидактике инвариантных закономерных связях между целями, содержанием, методами, формами и средствами обучения, между обучением, воспитанием и развитием, между характером целенаправленно организованной познавательной деятельностью обучаемых и мотивами. Учет этих закономерностей определил и характер структурно-системного методологического подхода, предполагавшего в нашем исследования единство содержательно-целевого, мотивационного, методического, процессуального и результативно-практического аспектов.

Для каждого студента, будущего специалиста любой профессии, который включится в практическую деятельность, будет продолжаться процесс социализации его личности, предполагающий продолжение усвоения культуры, социального опыта, в том числе и опыта межэтнического общения. В этом смысле очень важно, в какой степени этот опыт целенаправленно формировался уже на студенческой скамье в учебно-воспитательном процессе, другими словами, формирование у студентов культуры межэтнического общения является важным фактором их гражданского становления.

Таким образом, проведенное исследование и выводы позволили сформулировать педагогические условия (они же совокупность и взаимосвязь психолого-педагогических факторов), обеспечивающие эффективность формирования у студентов культуры межэтнического общения:

— интеграция процесса формирования у студентов культуры межэтнического общения в процессе общекультурного и гуманитарного образования;

— определение и разработка концептуальной модели формирования культуры межэтнического общения;

— разработка и структурирование системы формирования у студентов культуры межэтнического общения с учетом единства содержательно-целевого, процессуального, методического и практически-результативного аспектов моделируемого процесса и если она будет приведена в соответствие с критериями сформированности культуры межэтнического общения;

— обеспечение соответствия системы дидактических средств заданной цели.

В перспективном плане обозначим круг вопросов, которые могут стать предметом дальнейшего исследования: теоретические основы подготовки будущего учителя к формированию у школьников культуры межэтнического общения в процессе преподавания гуманитарных дисциплиниспользование возможностей Интернет-технологий, позволяющих ускоренным темпом преодолевать межкультурные барьеры в межэтническом общениисоздание в Интернете специальных программ открытого доступа для задач обеспечения межкультурных контактов для формирования культуры межэтнического общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1992. — 169 с.
  2. Р.Г. Человек, нация, общество. М.: Политиздат, 1991.222 с.
  3. Абульханова-Славская И. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336 с.
  4. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.-261 с.
  5. B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком //Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С.135−140.
  6. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  7. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов //Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С.95−102.
  8. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.-144 с.
  9. B.C., Сыродеева А. А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. — № 2. -С.11−19.
  10. Ю.Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1995. — 145 с. 11. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. — М., 1989. — 335 с. 12. Актуальные проблемы этнической психологии /отв. ред. Шикун А. Ф., Платонов Ю. П. — Тверь: Тверский гос. ун-т, 1982. — 140 с.
  11. З.Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа. М.: Наука, 1974.315 с.
  12. Л.А. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы: Дис.. канд. пед. наук. -Минск, 1993.-185 с.
  13. В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М., 1997. — 318 с.
  14. Аналитическая справка этносоциологического исследования по проблеме: «Образовательная система в изучении традиционных культур полиэтнического города». Майкоп, 2000. — С. 6.
  15. .Г. Человек как предмет познания //Избранные психологические труды. В 2-х тт.- М.: Педагога, 1980. Т.1. С.16−178.
  16. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996.280 с.
  17. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.-239 с.
  18. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253 с. 21 .Арзаканьян У. Г. Культура и цивилизация: Проблемы теории и истории //Вестник истории мировой культуры. 1966. — № 3. — С. 82−84.
  19. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. — 243 с.
  20. С.А. Об условности понятия этнопсихология //Сов. этнография. 1983. — № 2. — С.82−84.
  21. С. А. Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества //Расы и народы. Вып. 2. — М., 1972. — С 75−78.
  22. С.А. Этногенез, его формы и закономерности //Этнополис. 1993.-№ 1.-С.87−99.
  23. С.М. Нация и ее психический склад //Научные труды КГПИ. Краснодар, 1966. Вып. 53. — 271 с.
  24. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 367 с.
  25. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996. — 768 с.
  26. Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментально-сти: (соц. филос. анализ): Дис.. канд. филос. наук, 1996. 137 с.
  27. И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 186 с.
  28. А. Культурные основы этнических конфликтов //ОНС. 1994. -№ 4. -С.115−125.
  29. Л.П. Биосферная концепция этногенеза Л.Н.Гумилева: фи-лософско-методологический аспект: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1994.-С. 13.
  30. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М., 1978.320 с.
  31. Ю.К., Поташкин М. М. Оптимизация педагогического процесса: 2-е изд. Киев, 1983. -287 с.
  32. А.И. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. СПб: Наука, 1993. 237 с.
  33. А.К., Топорков А. Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л: Наука, 1990. — 165 с.
  34. A.A. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986.
  35. A.B. Проблемы педагогической культуры преподавателя вузов //СП, 1981. № 1. С. 28−31.
  36. A.B., Музыков С. С. Проблемы педагогической культуры. М, 1980.-208 с.
  37. М.А. Категория и методы исторической науки. М.: Наука, 1984. — 342 с.
  38. В.К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1995. — 130 с.
  39. Белов Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, -1982.-293 с.
  40. Е.П. Соборность как путь к новой школе //Русская школа.- М.: Роман-газета, 1993. Вып. 1. С.10−28.
  41. Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. — 316 с.
  42. Л.С. Саамская этнопедагогика. Учебное пособие к спецкурсу.- Мурманск, -1991. 69 с.
  43. H.A. Русская идея //О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. — С. 43−271.
  44. .Ю., Гущина А. Э. Самосознание национальной (этнической) группы. Екатеринбург, 1993. — 103 с.
  45. В.П. Психологические парадоксы образования //Педагогика.- 2000 г. № 5. — С.18−20.
  46. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1991.-190 с.
  47. В.М. Предмет и задачи общей психологии. СПб., 1911.150 с.
  48. B.C. Культура: диалог культур //Вопр. философии. 1989. — № 6.-С.34.
  49. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  50. П.П. О национальном воспитании. М., 1915. — 40 с.
  51. A.A. Личность и общение. М., 1983. — 271 с.
  52. A.A. Проецирование и взаимодействие в общении //Педагогика. 1994. — № 1. — С. 11−14.
  53. A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С.65−71.
  54. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.-320 с.
  55. JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  56. Е.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов-на-Дону, 1995.-320 с.
  57. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. Ростов н/Д., 1999. — 560 с.
  58. А.Г., Сушков И. М. Философская культура учителя: понятие, содержание, роль //Философская культура учителя. Саратов, 1985. — С.5−13.
  59. C.B. Целеполагание воспитательной деятельности: Методологический аспект: Дис.. канд. филос. наук. М., 1993. — 172 с.
  60. Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущих учителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск. -1996.-21 с.
  61. Ю.М. Этнос, нация, государство //Полис. 1992. -№ 5−6(11−12). — С. 19−21.
  62. А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991. -60 с.
  63. Ю.В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики //Советская этнография. 1989. — № 6. — С. 3−17.
  64. Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. — 207 с.
  65. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
  66. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. -280 с.
  67. Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987. — 333 с.
  68. Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 280 с.
  69. Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия: Материалы «Круглого стола» «Культура, культурология и образование» //Вопросы философии. 1997. — № 2. — С.12−18.
  70. К.И. Воспитание, развитие и формирование личности. В контексте традиционных и инновационных подходов. Майкоп: Адыгейский госуниверситет, 2000.
  71. К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Майкоп: Краснодарское кн. изд-во, 1987.
  72. Т.Ю., Дмитриев С. А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. М., 1986. — 320 с.
  73. В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: Авт. дис.. докт. псих. наук. СПб., 1996.-35 с.
  74. Н.К. Генезис научного знания. Факт, идея, теория. М.: Наука, 1973. — 286 с.
  75. Введение в этническую психологию /Платонов Ю.П., Бороноев А. О., Почебут Л. Г. и др. // Под ред. Ю. П. Платонова. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 1995.-200 с. 79 .Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
  76. В., Оболонский А. Национальные проблемы глазами психоаналитика//ОНС. 1992. — № 6. — С. 31−48.
  77. Г. Н. Нравственное воспитание учащихся 4−8 классов сельской национальной школы: Пособие для учителей / НИИ национальных школ МП РСФСР.-М" 1986.- 105 с.
  78. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1989.-335 с.
  79. М. Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя //Образование № 7, 1998. С. 37−40.
  80. Вопросы национальных и федеративных отношений. Вып. 2 /Т1од общ. ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 299 с.
  81. Л.С. Собрание сочинений. Т. З. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  82. В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII в. //СЭ. 1960. — № 5. — С. 1225.
  83. М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: (на матер, истории культуры Бурятии): Дис. канд. филос. наук. М., 1994. -157 с.
  84. З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: Методология. Теория. Практика. М., 2000. — 300 с.
  85. З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости //Педагогика. 2001. — № 4. — С.24−30.
  86. П.М. К проблеме этнопсихологической адаптации //Социс. -1995.-№ 11.-С. 63−66.
  87. Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура, 1995. -480 с.
  88. Гегель Г. В. Ф. Философия права//Соч. М.-Л.: Госполитиздат, 1934. -Т.7.-318 с.
  89. Э. Нация и национализм. М.: Прогресс, 1991. — 320 с.
  90. И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. — 703 с.
  91. А. Традиции, обычаи, обряды и их роль в воспитании чувств человека //Некоторые проблемы формирования личности. Красноярск, 1968. -237 с.
  92. В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. Ставрополь: СГУ, 1995. — 160 с.
  93. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения /Под ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: Луч, 1995. -265 с.
  94. Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. по-соб. Пер. с англ. М.: МГУ, 1982. — 464 с.
  95. Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. Тбилиси, 1979. — 280 с.
  96. B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 184 с.
  97. Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.- 280 с.
  98. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994. — 250 с.
  99. Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1993. — 543 с.
  100. Л.А. Этнические особенности социокультурного облика личности и межнациональное общение: Дис.. канд. филос. наук. СПб., 1991.- 134 с.
  101. П.С. Человек и его ценности. М.: Наука, 1988. — 128 с.
  102. С.Д. Вариабельность социально-психологических ситуаций в регионе с полиэтническим составом населения //Проблемы межнациональных отношений и пути их стабилизации /Сост. С. И. Попов. Ставрополь: Кавказская библиотека, 1994. — С. 38−41, 112.
  103. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н-Д.: Изд-во РГУ, 1979.-264 с.
  104. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.- 544 с.
  105. Ю.И. Память и культура //Социс. 1987. — № 6. — С. 11−22.
  106. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
  107. H.A. Место и роль ценностных ориентации в системе мировоззрения: дис. .канд. философ, наук. М., 1990. — 320 с.
  108. А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д, 2000. -440 с.-13 с.
  109. А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем //Советская этнография. 1983. — № 2. — С. 62−74.
  110. JI.H. Интеркультурная коммуникация как условие развития единого образовательного пространства //Интеркультурная коммуникация. -Оренбург, 1996.-94 с.
  111. X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы //Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979. — С. 27−40.
  112. М. Проблемы теории личности (Социально-философский аспект). М.: МГУ, 1977. — 240 с.
  113. Н.С. Национальный вопрос и проблемы народов: Поиски и суждения. Махачкала, 1995. — 126 с.
  114. Н.Д. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. Алма-Ата, 1989. — 290 с.
  115. Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования больших социальных групп //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 196−205.
  116. Г. Д. Многокулътурность как дидактический принцип. -М.: Педагогика, 2000. № 10. -С.1−13.
  117. А.Б. Воспитателю о психологии и психологии общения. -М&bdquo- 1987.-205 с.
  118. JI.M. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения //Социальная психология и общественная практика. М., 1985. -С. 153−162.
  119. Дробижева J1.M., Кузнецов И. М., Кцоева Г. У. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований //Психологический журнал. 1988. — № 3. -Т.9.-С. 26−34.
  120. Духовная культура и этническое самосознание наций: сб. ст. /АН СССР. Институт этнографии. М., 1990. — Вып. 1. — 241 с.
  121. Духовные ценности как предмет философского анализа. М.: МГУ, 1985.- 144 с.
  122. Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. — 287 с.
  123. А.Я. Этническое сознание: (Сущность и особенности формирования, методологический аспект). Уфа, 1994. — 183 с.
  124. A.A. Определение культуры и место материальной культуры в общей культуре. М.: Наука, 1964. — 80 с.
  125. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -223 с.
  126. С.Д. Культура как общесоциологическая категория: Дис.. канд. филос. наук. М., 1985. — 145 с.
  127. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1997. -480 с.
  128. В.Н. Конфликтные факторы и проблемы межнациональных отношений //Этничность. Национальные отношения. Социальная практика. -Санкт-Петербург. 1995. — С.71−90.
  129. В.П. Межнациональная напряженность в региональном аспекте //Социс. 1993. — № 7. — С.58−66.
  130. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.464 с.
  131. И.А. Культура общения: опыт философско-методологического анализа. Воронеж, 1989. — 142 с.
  132. М.С. Мир общения. М., 1998. — 319 с.
  133. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  134. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении, М., 1987.170 с.
  135. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 170 с.
  136. И. Сочинения. М&bdquo- 1965. — Т. 3. — Ч. 2.
  137. А. Этническое самосознание и традиции. Тбилиси, 1984.-180 с.
  138. Т.С. Воспитание как философская проблема. Дис.. канд. филос. наук. Тюмень, 1985. — 181 с.
  139. К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367 с.
  140. В.И. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии //Советская этнография. 1983. — № 2. — С. 74−80.
  141. В.И. Проблематика «этничности» //ЭО. 1995. — № 4. — С.39.
  142. В.В. Отражение русского менталитета в слове /'/Человек в зеркале наук. Межвузовский сб. /Под ред. А. О. Боронова. М., 1991. — С. 106 124.
  143. JI. Причины современных межэтнических и межконфессиональных конфликтов //ОНС. 1992. — № 4. — С. 117.-120.
  144. Д. Детские игры, их психолого-педагогическое значение. -М&bdquo- 1909.-260 с.
  145. В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся среднепрофессиональной школы: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1997. — 20 с.
  146. Я.А. Материнская школа //Избранные пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — С. 201−241.
  147. Кон И.С. К проблеме национального характера //История и психология. М.: Наука, 1971. — 384 с.
  148. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1982. — 179 с.
  149. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования. М.: Институт национальных проблем образования МО РФ, 1995.
  150. В.M. Воспитывающее обучение. М., 1980. — 18 с.
  151. В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. Рязань, 1977. — 180 с.
  152. А.И. Культура педагогического исследования. Мн., 1996.- 120 с.
  153. В.В. Воспитание или образование? //Педагогика. 2001.- № 3. С. 14−18.
  154. В.В. Педагогика между философией и психологией //Педагогика. 1994. — № 6. — С. 17−21.
  155. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 36 с.
  156. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  157. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 140 с.
  158. В.Г., Деркач A.A. Этнопсихология. 4.1: Теория и методология. — М., 1992. — 142 с.
  159. Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Практич. пособие для докторантов, аспирантов и магистратов. М., 2000.
  160. В.П. Гносеологические проблемы системного знания. -М.: Знание, 1983.-64.
  161. М.Н., Сусоколов A.A., Бацин В. К., Енич М. Б. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования. М.: ИН-ПО, 1994.-145 с.
  162. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.-201 с.
  163. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 320 с.
  164. В.И. Понятие и структура национальной психологии: дис.. канд. псих. наук. Ростов н/Д., 1993. — 180 с.
  165. В.Н. Психологическая культура этноса //Введение в этническую психологию. Санкт-Петербург. — 1995. — С. 158−170.
  166. Культура древней Руси. М: Наука, 1966. — 327 с.
  167. Культура и развитие человека: (Очерк философско-методологических проблем) /Отв. ред. В. П. Иванов. Киев: Наукова думка, 1989.-320 с.
  168. М.М. Национальное самосознание: (вопросы теории и истории): Дис.. докт. филос. наук. Ростов н/Д., 1993. -430 с.
  169. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических взаимоотношений: Дис. .канд. психол. наук. М., 1985. — 180 с.
  170. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1985. -24 с.
  171. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.-195 с.
  172. Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. — 311 с.
  173. В.П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен обыденного сознания в ситуации социоэтнических изменений //Этническая психология и общество. М., 1997. — С. 164−173.
  174. A.A. Педагогическое общение. М., 1979. — 210 с.
  175. A.A. Психология общения. М., 1997. — 236 с.
  176. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  177. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.158 с.
  178. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
  179. В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990. — 304 с.
  180. А. Л. Подготовка и проведение деловых игр: Методические указания. М., 1977. — 150 с.
  181. Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М.-Л.: АН СССР, 1946. — 120 с.
  182. В.В. Душа неизъяснимая: Размышления о русском народе. М.: Современник, 1989. — 493.
  183. Ю.А. Научные основы творческого развития педагога в системе послевузовского образования. М., 2000. — 271с.
  184. Н.О. Характер русского народа. В 2-х кн. М.: Ключ, 1990.
  185. Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы этносоциологического исследования. М.: Ин-т социологии АН СССР, 1990.-119 с.
  186. Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 285 с.
  187. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.- 180 с.
  188. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.-295 с.
  189. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  190. З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал. Учебное пособие для студентов и аспирантов. Майкоп, 1999. — 160 с.
  191. З.К. Теоретические и практические основы подготовки учителя к развивающему обучению: дис.. докт. пед. наук. М., 1998. — 308 с.
  192. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп: Изд-во Адыгейского госуниверситета, 1994. — 228 с.
  193. З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению. Майкоп: Изд-во Адыгейского госуниверситета, 1997. -244 с.
  194. Методические рекомендации по использованию прогрессивных идей и опыта народной педагогики в нравственном воспитании школьников (НИИ нац. шк.) М., 1985. — 59 с.
  195. Ш. А. Народная педагогика: (Словесные средства воспитания). Махачкала: Дачучпедгиз, 1984. — 112 с.
  196. В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта //Социс. 1993. — № 5. — С.57−63.
  197. A.B. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 76 с.
  198. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.
  199. H.A. Роль этноса как природно-социального явления в современных национальных отношениях: Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М., 1993.- 15 с.
  200. Народная педагогика и воспитание: (Учебно-методическое пособие к спецкурсу для студентов, учителей, воспитателей). Барнаул, 1994. — 78 с.
  201. Национальная политика России: история и современность. М.: «Русский мир», 1997. -680 с.
  202. Национальная школа в условиях модернизации: Задачи и возможности. М.: Ин-т развития регионального образования, 1996. — 180 с.
  203. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. /Под ред. Л. М. Дробижевой. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1994. -273 с.
  204. Национальные отношения: Словарь /Под общ. ред. В. Л. Калашникова. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1997. — 208 с.
  205. Н.Д. Понятие и система методологических проблем дидактики //Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 1988. — С.3−12.
  206. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. -М., 1997.
  207. О культурологических основаниях Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации //Методическое письмо МО РФ от 08.04.95 № 351/11. Общее среднее образование России: Сборник Нормативных документов 1995—1996 гг. М., 1995.
  208. Общение и деятельность /Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. -М.: МГУ, 1987.-300 с.
  209. Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.-300 с.
  210. Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология национальности. Пг.: Время, 1922. — 38 с.
  211. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: дис.. докт. психол. наук. Якутск, 1989.
  212. В.Б. Личность и социальные ценности //Социология ССР: В 2-х т.-М., 1966. Т. 1.
  213. А.П. Студентам о народной педагогике // СП, 1987. № 8. -С.91−93.
  214. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.
  215. P.M. Народные средства трудового воспитания у горцев. СП, 1973.-№ 1,-С. 104−110.
  216. П.И., Горячев Б. В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. М., 1991. — 185 с.
  217. К. Народная педагогика и современность: Методич. указания /Под ред. Г. С. Ершовой. Ашхабад, 1983. — 70 с.
  218. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.254 с.
  219. O.A. Русская цивилизация. М.: Рада, 1992. — 182 с.
  220. Попов С И. Межнациональные конфликты и пути их разрешения на Северном Кавказе //Проблемы межнациональных отношений и пути их стабилизации. -Ставрополь: Кавказская библиотека, 1994. 5−9.
  221. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -232 с.
  222. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. М.: Мысль, 1984. — 325 с.
  223. Психологические механизмы регуляции социального поведения /Под ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. — 330 с.
  224. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера: Сост. С. К. Иванов. М.: Прогресс. Культура, 1994.-461 с.
  225. В.Н. О некоторых элементах национальной психологии //Вестник МГУ. Философия. — № 2. — С. 8−10.
  226. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах (по результатам социологических исследований). М., 1996. -296 с.
  227. С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. — 328 с.
  228. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-416 с.
  229. М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар: Изд-во КубГУ, 1997. — 172 с.
  230. Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М.: Ин-т практич. псих., 1996. — 344 с.
  231. И.П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие ценности в сфере межкультурной коммуникации: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 1998. — 20 с.
  232. H.H. Культура межнационального общения. Минск, 1986. — 180 с.
  233. З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учеб. пособ. М.: Механик. 1996. — 208 с.
  234. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. — 300 с.
  235. Л.В. Культура и самосознание. М.: Политиздат, 1989.319 с.
  236. Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений //Соц-полит. журнал. 1996. — № 1. — С. 29−43.
  237. Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. Пособ. для учащихся. М.: Интерпакс, 1994. -272 с.
  238. Солдатова (Кцоева) Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания /Познание и общение. М.: Наука, 1988. -С. 11−125.
  239. Г. У. Этнопсихологические особенности коренного населения Северного Кавказа в условиях межэтнической напряженности. С. 109−112 //Актуальные проблемы современной психологии. Харьков, 1993.
  240. В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации //Психологический журнал. 1997. — № 1. — С. 50−60.
  241. Социальная психология и общественная практика /Отв. ред. Шоро-хова Е.В., Левкович В. П. М.: Наука, 1985. — 233 с.
  242. Социально-психологические исследования межнациональных отношений /Под ред. П. Н. Шихирева. М.: РАН, 1993. — 280 с.
  243. Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения //Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.-С. 242−250.
  244. A.A. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты //Советская этнография. 1973. — № 5. — С. 73−78.
  245. A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса //Расы и народы. Вып. 20. — М., 1990. — С. 5−40.
  246. A.A. Устойчивости этноса и концепция национальных школ России. М., 1994.
  247. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.: Политиздат, 1976. 216 с.
  248. A.B. Введение в философско-методологиеские основы и понятийный аппарат этнофункционального подхода в психологии и психотерапии //Этническая психология и общество. М., 1997. — С. 417−427.
  249. Т.В. Этическая проблематика в современной американской науке (Критический обзор основных этаосоциологических концепций). М., 1985. -180 с.
  250. Н.М. Концепция интерсоциального воспитания учащихся //Педагогика. 1995. — № 1. — С. 18−20.
  251. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989. — 320 с.
  252. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1983.
  253. В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе //Вопросы философии. 1990. — № 12. — С.3−15.
  254. В.П. Нация: история и современность. М., 1996. — 312 с.
  255. .Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция (Эгносоциологические очерки). М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997. — 214 с.
  256. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. М., 1990. — 246 с.
  257. Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. — 259 с.
  258. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1978. -128 с.
  259. А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985.-286 с.
  260. К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. — Т.1. — С.51−123.
  261. К.Д. О нравственности в русском воспитании //Пед. соч. в 6 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1988. — 414 с.
  262. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. — Т.1. — С. 229−547.
  263. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  264. Фольклор и историческая этнография. М.: Наука, 1983. -261 с.
  265. Л.П. Понятие и типы ценностных ориентаций: Дис.. канд. филос. наук, 1976. 167 с.
  266. Г. Культура //Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1964. — Т.З. — 584 с.
  267. P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997.
  268. В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления жизнедеятельности: Автореф. дис.. канд. филос. наук, 1983. -21 с.
  269. Е.Е. Народная педагогика северного Кавказа. М., 1993.132 с.
  270. А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики (к вопросу создания единой истории педагогической мысли) //Из истории народного образования Адыгеи. Ростов н/Д., -1975.-С. 3−15.
  271. Н.З. Культура и ценности //Культура в свете философии. Тбилиси, 1979. — С. 31−72.
  272. Л.П. Национальное самосознание личности: (Сущность, противоречия, проблемы формирования): Дис. канд. филос. наук. М., 1992. — 208 с.
  273. C.B. Архетипы сознания и реальности бытия //ОНС. 1992. № 6.-С. 123−135.
  274. К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры //Советская этнография. 1972. — № 3. — С. 73−85.
  275. А.Ю. (в соавторстве). Гуманизм и полиэтническая Россия. -Майкоп: Изд-во АТУ, 2001. 171 с.
  276. А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп, 1996. — 168 с.
  277. А.Ю. Роль этнического фактора в миротворческом процессе //Взаимодействие культур, возрождение традиций народной дипломатии залог мира и согласия. — Майкоп: Изд-во РИПО «Адыгея», 2000. — С.131−134.
  278. В.Д. Философия образования и образовательные политики.-М., 1993.
  279. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. — С. 115.
  280. E.H. Гуманизация профессионального становления педагога //Советская педагогика. 1991. — № 9. — С.80−84.
  281. E.H. О ценностном подходе и формировании социально активной личности учителя. М., 1986. — 180 с.
  282. И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. 2-е исправленное и дополненное издание. Учебное пособие. Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 1999. -468 с.
  283. Г. И. От общей теории развития человека к формированию личности школьника в процессе обучения //Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. J1., 1985. — С. 140−165.
  284. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 301 с.
  285. Этническая психология и общество: (Материалы 1-ой конференции секции этнической психологии при Российском Психологическом обществе). -М.: Старый сад, 1997. 468 с.
  286. Этнические и региональные конфликты в Евразии: в 3-х кн.: Кн. 1. Центральная Азия и Кавказ /Общ. ред. АМалашенко, Б. Коппитерс, Д.Тренин. -М.: Весь Мир, 1997. 208 с.
  287. Этичность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г. -М.: Наука, 1994. 315 с.
  288. Этнознаковые функции культуры /Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1991.-233 с.
  289. Этнологический словарь /Под ред. Козлова В. И. и др. М.: ВИТТАН, 1996. — 202 с.
  290. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 1: Сб. статей. -М, 1995.
  291. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 2: Сб. статей. -М&bdquo- 1995.-172 с.
  292. Этнопсихологический словарь. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 343 с.
  293. А.В. Русская традиционная народная духовность. Пособ. для учащихся X-XI кл. М.: Интерпакс, 1994. — 400 с.
  294. Юм Д.Эссе. О национальных характерах //Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1966.-Т. 2.-927 с.
  295. В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности //Социс. 1989. — № 6. — С. 60−63.
  296. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности //Мир России. 1995. — № 3−4. -С. 158−181.
  297. Bartli F. Introduction //Ethnic groups and boundaries. Boston, 1969. P. 13.
  298. Cohen R. Ethnicity: Problem and Focus in Anthropology //Annual Review of Anthropology. V 7. 1978. P. 386−387.
  299. Epstein A.L. Ethos and Identity. London, 1978.
  300. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Bercley, 1985.
  301. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. N.Y. P. 35.
  302. Walker L., Stern P. Balancing and Sharing Political Power in Multiethnic Societies. Summary of a Workshop. Waschington, 1993.
  303. Jl.JI. Разработка и реализация федерально-региональной политики в области науки и образования. М., 2001. — С.ЗО.
  304. Календарно-тематический план к спецкурсу «Основы межэтнического общения»
  305. Лекции Лабораторно-практические занятия
  306. Межэтническое общение как социально-психологическая проблема. Понятийный аппарат темы спецкурса. 1. Анализ документов РФ, составляющих правовую основу этнокультурного образования школы.
  307. Психологическая структура межэтнического общения. Личность. Межличностные отношения. 3. Психолого-педагогические основы межэтнического общения.
  308. Философия культуры, 5. Возможности использованияэтнокультуры, многокультурности. национального фольклора и
  309. Образовательный процесс как 6. Проведение социологическихдидактическая система. исследований по этнокультуре и
  310. Принципы: многокультурность, родным языкам. системность как принципы подходак конструированию программыформирования культурымежэтнического общения.
  311. Управление профессиональнойдеятельностью.1. Виды организационнойдеятельности, их функции длявзаимодействия типа «Человек-человек». 1. Моделирование процессаформирования культурымежэтнического общения.
  312. Использование развивающеготипа технологии управленияпроцессом формирования культурымежэтнического общения.
  313. Методы проблемного обучения.1. Творческие упражненияслушателей-дискуссии, «круглый стол», групповая работа и др.
Заполнить форму текущей работой