Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальный капитал как фактор повышения эффективности управленческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальный капитал оказывается значимым и привлекательным как для работника, так и для работодателя. Социальные связи, контакты, возможности работника, его принадлежность к определенным группам делают его более конкурентоспособным с точки зрения работодателя, который может рассчитывать в этом случае не только на отдачу от человеческого капитала работника, но и на отдачу от его социального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И
    • 1. 1. Развитие концепции социального капитала
    • 1. 2. Основные составляющие концепции социального капитала
    • 1. 3. Сходство и отличие социального капитала от других видов капитала
    • 1. 4. Критерии, показатели и источники увеличения социального капитала
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
    • 2. 1. Усиление воздействия социального капитала на формирование новых управленческих отношений в российской экономике
    • 2. 2. Социальный капитал как фактор экономии трансакцион-ных издержек
    • 2. 3. Внедрение эффективных форм реализации концепции социального капитала в бизнес-процессы
    • 2. 4. Социальный капитал организации в управлении персоналом

Социальный капитал как фактор повышения эффективности управленческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена слабой теоретической разработанностью категории «социальный капитал» и безусловной значимостью результата реализации хозяйствующими субъектами социального капитала в управленческой практике. В настоящее время развитые страны мира перешагнули в постиндустриальную эру, характеризующуюся не только прогрессом в сфере высоких технологий, повышенным вниманием к творческому и интеллектуальному труду, но и ростом числа организаций, работающих.

• в принципиально новых сферах экономической деятельности. В результате особую значимость принимает то, как индивиды взаимодействуют между собой, умеют ли они работать в команде, могут ли доверять партнерам по бизнесу или будут вынуждены проводить дорогостоящие проверки и создавать системы мониторинга. Сможет ли руководство компаний без опасений делегировать часть полномочий менеджерам высшего звена? Смогут ли менеджеры высшего звена ожидать от каждого работника того, что он будет не просто «хорошим работником», не просто будет обладать определенными навыками и уровнем образования, но и захочет применить это полученное им образование на деле, преследуя не только свои собственные интересы, но и действуя во благо компании, в которой он работает. Работник должен любить свое дело и не только формально выполнять возложенные на него обязанности, но и творчески подходить к любой работе.

В то же время все шире признается тот факт, что социальные связи и доверие играют важную роль в поддержке экономического развития, что уровень социального капитала составляет один из основных факторов, влияющих на экономическое развитие стран и регионов.

Глобализация современного мира также расширяет проблематику социального капитала как ресурса, необходимого для повышения эффективности управленческой деятельности, устойчивого развития и международной безопасности.

Особую актуальность исследование социального капитала приобретает применительно к современной России. В российском обществе существует дефицит устоявшихся, разделяемых людьми ценностей рациональной трудовой этики и ответственности, корпоративной идентичности и самоотдачи, что сдерживает формирование отношений доверия между работодателем и работником, партнерами по бизнесу. Дефицит доверия населения к рыночным институтам производства, потребления и распределения товаров и услуг выступает тормозом социальных и экономических преобразований российского общества. В силу этого затрудняется реализация на практике целого ряда положительных начинаний в сфере регулирования трудовых отношений, бизнеса, социального партнерства. В этих условиях необходимость исследований потенциала доверия, как механизма социальной интеграции в отдельных организациях и обществе в целом, приобретает особую актуальность и остроту.

Степень изученности проблемы. Основы исследования концепции социального капитала сложились в трудах Э. Дюркгейма и М. Вебера. Они полагали, что при определенных условиях доверие может перестать быть индивидуальным качеством, характеризующим личность, и распространяться в целом на социальную группу или общество.

Расширенное использование категории «социальный капитал» в науке стало возможным после выхода в свет книги Г. Беккера «Человеческий капитал» (1964 г.). В своей работе Г. Беккер осуществил расчет экономической эффективности образования, а впоследствии опубликовал много статей по самым разнообразным социальным проблемам, трактуя их с позиций экономического образа мышления.

Важный вклад в развитие понятия социального капитала внесла теория П. Бурдье, которая определила классовое разделение не через экономические отношения, а через различие условий существования, вклады «капиталов», а также диспозиций, произведенных этими условиями. Таким образом, социальный капитал был детерминирован как дифференцирующий и конструирующий фактор социального поведения, так как была установлена взаимосвязь между социальным, физическим, культурным и человеческим капиталами.

Понятие социального капитала получило целостное рассмотрение в работах Дж. Джейкобе, Д. Коулмана, Р. Патнема, Ф. Фукуямы, JL Хэнифэн. Среди работ зарубежных авторов также необходимо отметить исследования А. Портеса, в ходе которых были выявлены множественные источники формирования социального капитала.

Проблемы совершенствования управления социально-экономическими процессами, в том числе вопросы оценки эффективности управленческой деятельности, нашли свое отражение в трудах Ю. П. Алексеева, А. Н. Алисова, Р. А. Белоусова, A.JI. Гапоненко, Ю. С. Дулыцикова, Н. И. Захарова, В. П. Зинченко, В. И. Корниенко, С. Б. Мельникова, В. А. Николаева, Т. М. Орловой, А. П. Панкрухина, С. В. Раевского, В. Ф. Уколова, В. П. Чичканова и др.

Описание концепции социального капитала в контексте российского общества содержат научные труды Н. А. Бутовой, Г. В. Градосельской, И. Е. Дискина, А. К. Ляско, Н. М. Плискевич, В. В. Радаева, Т. П. Скрипкиной, JI.B. Стрельниковой, А. В. Трапковой, О. И. Шкаратана, П. Н. Шихирева и др. Функционирование отдельных аспектов социального капитала в исследованиях неформальных экономик, а также наличие данного феномена в историко-социальном пространстве советского и постсоветского общества затрагиваются в работах А. Леденевой, Д. Старка, О. Фадеевой, Т. Шанина и др.

В то же время теория социального капитала оставляет широкое поле для дальнейших исследований и теоретических построений, особенно с точки зрения анализа взаимосвязи социального капитала и повышения эффективности управленческой деятельности.

Общая цель исследования состоит в поиске и аргументации новых путей решения важной научной задачи, имеющей существенное значение для теории управления — разработки основных направлений повышения эффективности управленческой деятельности на основе реализации концепции социального капитала.

Реализация общей цели предполагает решение следующих конкретных задач:

• систематизация основных теоретических подходов для концептуализации социального капитала как научной категории;

• уточнение понятий «доверие» и «социальные сети» как основных характеристик, используемых при операционализации социального капитала;

• выявление отличий социального капитала от иных нематериальных форм капитала для определения его места среди других ресурсов в экономике;

• обобщение и структурирование современных подходов к оценке социального капитала, источникам и путям его увеличения;

• определение функций социального капитала с точки зрения его воздействия на формирование управленческих отношений в российской экономике;

• обоснование значения социального капитала как фактора повышения эффективности развития бизнеса;

• выявление роли социального капитала в управлении персоналом.

Объектом исследования выступает процесс воздействия социального капитала на повышение эффективности управленческой деятельности в современной экономической системе России.

Предметом исследования являются управленческие и социально-экономические отношения, связанные с повышением эффективности управленческой деятельности на основе реализации концепции социального капитала.

Теоретическая основа и методы исследования. Теоретической основой диссертации явились исследования отечественных и зарубежных авторов, в которых были раскрыты основные постулаты теории управления и социального капитала, а также концепции доверия и интеллектуального капитала. При решении поставленных задач использовались формально-логические методы и методы диалектики: дедукции, индукции, восхождения от абстрактного к конкретному, системного анализа и системного синтеза. Были применены методы экспертного и сравнительного анализа, а также табличные и графические приемы визуализации данных. Положения диссертации подкреплены эмпирическими данными, подвергнутыми вторичной интерпретации.

Новые научные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем: найдены и аргументированы пути решения важной научной задачи, имеющей существенное значение для теории управления экономическими системами. Осуществлено дополнение концепции социального капитала рядом положений и даны рекомендации по определению его роли в повышении эффективности управленческой деятельности.

В частности:

1. Уточнено содержание концепции социального капитала, которая имеет две составляющие — структурную и институциональную. Со структурной стороны социальный капитал раскрывается в понятии социальных сетей и выступает как совокупность сетевых контактов. С институциональной стороны он воплощает в себе накопленное доверие, являющееся продуктом тех моральных норм и ценностей, которые сложились и функционируют в культуре данного общества.

2. Обоснованы два основных свойства социального капитала, такие как: способность к обмену данного ресурса на различные блага (ликвидность) и изменчивость, т. е. постоянная смена собственных форм. Благодаря последнему свойству осуществляется перевод социального капитала в другие типы капитала — экономический, культурный, человеческий, символический. Отличие его от других нематериальных форм состоит в том, что он «располагается» в структуре связей между субъектами управленческой деятельности и представляет собой характеристику взаимоотношений. Социальный капитал непосредственно влияет на функционирование демократических институтов и является одним из основных показателей развития гражданского общества.

3. Выявлены показатели, которые могут оценить социальный капитал через использование категории «социальная сеть»: степень включенности индивида в те или иные сети взаимоотношенийхарактеристики этих сетей — их размер и плотностьсила и интенсивность сетевых связей. Социальные сети представляют собой способ преодоления неэффективности государственных организаций в нынешних российских условиях и являются важным механизмом адаптации к социально-экономическим реформам.

4. Показаны возможности социального капитала воздействовать на повышение эффективности управленческой деятельности путем снижения трансакционных издержек, возникающих в процессе поиска информацииведения переговоров и заключения контрактовосуществления мониторинга и предупреждения оппортунизмаосуществления спецификации и защиты прав собственности и т. п.

5. Обоснованы основные направления повышения эффективности развития бизнеса, связанные с реализацией концепции социального капитала: обеспечение открытого доступа к информациисоблюдение договорных обязательств и следование данному словуведение добросовестной конкуренции, основанной на взаимном уважении конкурирующих сторон и соблюдении общих правил поведения для всех участников рынкаотказ от подкупа как метода деловой практики, что способствует процессу стабилизации рынкаразрешение споров правовыми путями.

6. Выявлен ряд потенциальных опасностей при использовании концепции социального капитала в управлении персоналом, если этот способ будет применяться в качестве единственного при подборе кадров. К числу таких опасностей относятся:

— рекомендация ради вознаграждения слишком большого числа претендентов, в результате чего издержки на отбор не только не сократятся, но даже возрастутриск того, что рекомендации получат заведомо несоответствующие должностным требованиям претенденты или работники с неявными недостатками;

— откровенный сговор между рекомендующим и рекомендуемым об устройстве на работу и отрабатывании только срока, необходимого для получения вознаграждения за рекомендацию;

— сужение возможного круга желающих получить работу и риск выпустить из виду талантливых и перспективных претендентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ряд теоретических положений и выводов диссертации вносят вклад в разработку новых направлений повышения эффективности управленческой деятельности на основе использования концепции социального капитала применительно к условиям России. Ряд предложений может быть использован при разработке комплексного подхода к повышению эффективности управления, как на уровне отдельно взятого субъекта хозяйствования, так и на уровне всей экономики.

Теоретические обобщения и практические выводы могут также найти применение в преподавании таких учебных дисциплин, как «Теория управления», «Управление персоналом».

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в ходе практической деятельности автора, его выступлениях на XIX Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (февраль 2004 г.), ХШ Всероссийском студенческом семинаре «Проблемы управления» (апрель 2005 г.), XXI Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (март 2006 г.). Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на методологических семинарах кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Различные аспекты исследования изложены в шести публикациях автора общим объемом 3,6 пл.

Логика и структура работы. Логика и структура работы обусловлены содержанием диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные в диссертации исследования, направленные на разработку основных направлений повышения эффективности управленческой деятельности на основе реализации концепции социального капитала, позволяют сделать следующие выводы:

1. Возникновение категории социального капитала обязано, в первую очередь, формированию в развитых странах постиндустриального общества и вытекающему из этого обстоятельства пересмотру роли человека и социальной организации индивидов в производственном процессе. Такие факторы как умение индивидов работать в команде, доверять партнерам по бизнесу, взаимопомощь в решении сложных вопросов, способность руководителей без опасений делегировать часть полномочий менеджерам высшего звена, несомненно, являются проявлениями социального капитала. Социальный капитал удешевляет ведение дел, уменьшает расходы на проверки, контроль, тяжбы. Доверие, надежность и правдивость, которые традиционно относят к проявлениям социального капитала, -это товар, ценность.

2. Социальный капитал — это новая категория, вызванная к жизни историческими изменениями, связанными с переосмыслением роли человека в организации и управлении производством. Исследовательский интерес к категории социальный капитал начал проявляться в 70−80-е годы XX века, благодаря работам П. Бурдье, Д. Коулмана, Ф. Фукуямы, Р. Патнэма. Специфика социального капитала определяется, прежде всего, в способности общества к самоорганизации, то есть в возможности и умении людей, проживающих на определенной территории, создавать гражданские ассоциации (общественные организации, которые формируются на основе общего интереса и решения общих проблем, и не занимающиеся коммерческой деятельностью).

Социальный капитал передается и воспроизводится через исторически культурные механизмы, такие как традиции, разделение общепринятых норм и ценностей, а это позволяет говорить, что он в своем основании имеет человеческую природу. Поэтому наличие и запас социального капитала зависит от исторического развития страны, которое определяет непрерывность ее культурных традиций. Социальный капитал появляется из качества и количества социальных взаимодействий в обществепоэтому он определяется такими показателями, как внутригрупповые нормы, развитее ассоциативной деятельности и доверие.

3. Концепция социального капитала основана на понятии доверия. Доверие дает возможность политическим конкурентам и противникам, бизнесменам и ученым сотрудничать, понимать друг друга, находить взаимоприемлемые пути и способы решения существующих разногласий, генерировать устойчивые формы политического, социального, экономического, межнационального равновесия и порядка, т. е. выполняет стратегическую и рациональную, прагматическую роль. Анализ места доверия в системе понятийно-терминологического арсенала социального капитала позволяет сформулировать следующие выводы. Социальный капитал реализуется через существующие нормы неформального общения, доверие, поскольку данные явления существуют в тесной взаимосвязи друг с другом. Доверие как составная часть социального капитала является продуктом тех моральных норм и ценностей, которые сложились и функционируют в данном конкретном обществе с учётом его культурной специфики, т. е. отчасти представляется явлением культурно обусловленным.

4. В отличие от человеческого капитала, социальный капитал не является атрибутом отдельного человека. Его основу формируют сети социальных связей. Можно утверждать, что социальный капитал, также как и экономический и человеческий капитал, обладает основным свойством капитала — способностью приносить новую, добавочную стоимость. Социальный капитал, способен конвертироваться в другие формы капитала в процессе производства, в том числе и в экономический капитал и его денежную форму. Он приносит информацию об экономических ресурсах, открывает наиболее короткий путь к их источникам.

Капитал подчиняется логике самовозрастания. Во-первых, чем больше капитал данного вида, тем легче его поддерживать и накапливать. Например, человек с обширными связями, которого «все знают» и с которым ищут знакомства, легко превращает эти случайные знакомства в устойчивые связи, т. е. в социальный капитал, благодаря уже имеющемуся социальному капиталу. Во-вторых, чем больше капитал данного вида, тем легче накапливать другие виды капитала. Так, накопленный человеческий капитал помогает расширять связи, которые в свою очередь позволяют дальше наращивать человеческий капитал, и т. д.

5. Большой проблемой становится попытка измерить объем социального капитала в определенной группе или в регионе. В работе собраны и проанализированы наиболее известные методы измерения социального капитала, но показано, что все они имеют свои недостатки и проблемы в процессе калькуляции, в том числе из-за отсутствия статистической информации.

6. Рассматривая роль социального капитала в переходной экономике России, необходимо подчеркнуть, что определяющее значение имеет то, какой запас социального капитала был непосредственно перед началом трансформационного периода. Так, в дореволюционной России социальный капитал в предпринимательских кругах достиг своего высшего проявления, когда годами формируемые неформальные нормы поведения были закреплены в определенном документе. Однако в СССР эти предпринимательские сети были заменены плановым хозяйством.

Следует отметить, что последнее время в России можно наблюдать значительный рост некоммерческих организаций, таких как «Союз промышленников и предпринимателей», «За развитие предпринимательства», «Ассоциация менеджеров России» и т. п. Их концепции, представленные всеобщему вниманию, находят в ряде случаев поддержку в обществе. Эти организации объединяет общее стремление — восстановление и развитие экономики России.

Анализ роли социального капитала в функционировании нынешней российской экономики может привести к адекватным выводам только в том случае, если будет учитываться специфика условий переходного периода, а также предыстория развития социального капитала в России.

7. В работе показано, какими способами влияет социальный капитал на эффективность управленческой деятельности. Здесь подчеркивается и важность социального капитала как информационного канала, обеспечивающего доступ к достоверной и, возможно, уникальной, не доступной из других источников, информации. Также обращается внимание на роль социального капитала как фактора, открывающего доступ к различным ресурсам, и его значимость для снижения трансакционных издержек, и то, что именно благодаря социальному капиталу возникают сплоченные группы специальных интересов, способные отстаивать свои взгляды и защитить бизнес от власти государства.

На основе этого теоретического анализа социального капитала становится очевидным, что он играет определяющую роль в переходный период. В переходной экономике, где больше риска и нестабильности, социальный капитал является самым важным капиталом.

Неудивительно, что шансы игроков в новой реформируемой системе зависят от их прошлого и настоящего положения в сетях формальных и неформальных связей, открывающих доступ к многообразным ресурсам.

8. Оценивая эффективность современного бизнеса, важно привести внутреннюю работу компании в соответствие с этическими стандартами, что позволит, во-первых, создать здоровую рабочую атмосферу и предупредить возникновение внутрифирменных конфликтов, во-вторых, повысить доверие к компании со стороны клиентов и партнеров. Этичное поведение руководства компании минимизирует риск, связанный с обстоятельствами, несущими потерю репутации фирмы или экономический ущерб.

В работе сделан вывод, что социальный капитал, в конечном счете, ведет к пересмотру позиций некоторых компаний, которые работают на одном рынке и переходят от стратегии жесткой конкуренции к стратегии сосуществования и даже, возможно, стратегии партнерства. Отсюда становится очевидным, что наличие большого запаса социального капитала существенно влияет на темпы роста экономики и повышение эффективности управления. Возможно, именно этот фактор как раз и играет одну из главных ролей в развитии стран, являясь, по существу, важнейшей составляющей их богатства.

9. Значение социального капитала в управлении персоналом проявляется практически на всех этапах трудовых отношений: от найма до увольнения. Зачастую с учетом социальных связей и возможностей осуществляется выбор профессии и специальности, учебного заведения, где работники получают профессиональную подготовку. Социальный капитал является важным фактором карьерного роста, получения наиболее выгодных и перспективных заказов, выигрышных заданий, командировок и продвижения по службе. Социальный капитал можно рассматривать как ценный ресурс при поиске работы и работников. Социальный капитал не только расширяет информационное пространство для субъектов рынка труда, но, что самое главное, позволяет преодолеть или минимизировать асимметрию информации на рынке труда.

Социальный капитал оказывается значимым и привлекательным как для работника, так и для работодателя. Социальные связи, контакты, возможности работника, его принадлежность к определенным группам делают его более конкурентоспособным с точки зрения работодателя, который может рассчитывать в этом случае не только на отдачу от человеческого капитала работника, но и на отдачу от его социального капитала. Социальные связи индивида могут восприниматься организацией как некие сертификаты или социальные гарантии, обеспечивающие доступ к определенным социальным ресурсам. Социальные связи, «Стоящие за» человеком, говорят о том, что помимо индивидуального человеческого капитала (знаний и опыта) он располагает дополнительными ресурсами, на которые может рассчитывать фирма, нанимая этого работника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2004.
  3. Федеральный Закон № 17-ФЗ от 03.02.1996 г. «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.).
  4. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.
  5. Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1994. Вып. 5.
  6. Ю.П. Регион. Управление. Качество. М.: «Луч», 2000.
  7. А.Н. Управление развитием социально-ориентированной экономики региона. М.: Проспект, 2004.
  8. А.Н., Гапоненко А. Л., Мельников С. Б., Николаев В. А. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города. М.: Логос, 2002.
  9. А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей -экономистов до Маркса. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979.
  10. Ю.Бубер М. Два образа веры. М., 1999.
  11. П. Общественное мнение не существует // Социология политики: Пер. с фр. М., 1993.
  12. П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.
  13. П. Социология политики. М., 1993.
  14. П. Социальное пространство и генезис классов: Пер. с фр. -М., 1993.
  15. П. Структуры, Habitus, Практики. Современная социальная теория: Бурдье, Гидценс, Хабермас, Новосибирск, 1995.
  16. П.А. Москва купеческая. М.: Высшая школа, 1991.
  17. Бутова Н. А Культурные корни социального капитала // Социологические исследования. -1999. № 3.
  18. И.Ю. Банковская социология. СПб, 1999.
  19. М. Протестантская этика и дух капитализма. Сборник статей. Части II и Ш. М., 1973.
  20. A.JI. Управление знаниями. М.: ИПКгосслужбы, 2001.
  21. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л, 2004.
  22. Г. В. Социальные сети: обмен частными трансфертами // Социологический журнал. 1999. — № 1.
  23. И.Б. Социальный капитал в глобальной экономике // Общественные науки и современность. 2003. — № 5.
  24. И.Б. Экономическая трансформация и социальный капитал // Проблемы прогнозирования, 1997. № 1.
  25. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М: Наука, 1991.
  26. Евдокимова-Динелло Н. П. Капитал и российские банкиры // Социологические исследования. 2000. — № 2.
  27. В.М. Теневая экономика. М.: МВД РФ, 1997.
  28. В.М., Крылов А. А. Криминализация экономических отношений в кредитно-финансовой сфере. М.: МВД РФ, 1998.29.3ахаров Н. И. Мотивация и управление. М.: Изд-во РАГС, 1999.
  29. В.П. Психология доверия. Самара, 1998.
  30. Интеллектуальный капитал Стратегический потенциал организации: Учеб. пособие / Под ред. Гапоненко А. Л., Орловой Т. М. — М.: Издател. Дом «Социальные отношения», 2003.
  31. Л.М. Доверие это социальный капитал. http://ou-link.ru/654/bulletin 654 1 1/read.html.
  32. Ф. Избранные экономические произведения: Пер. с франц. / Ред.-сост. А. И. Казарин.-М., 1960.
  33. Корниенко В. И Формирование управленческих команд нового поколения. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  34. Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.
  35. Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. — № 3.
  36. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998.
  37. А.В. Блат и рынок: трансформация блата в постсоветском обществе // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999.
  38. А.В. Неформальная сфера и блат: гражданское общество или (постсоветская корпоративность? // Pro et Contra, 1997, т. 2, № 4.
  39. В.В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М., 1997.
  40. А.К. Доверие и трансакционные издержки // Вопросы экономики. 2003.-№ 1.
  41. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.43 .Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24.
  42. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25, ч. 1.
  43. Р. Демократия в движении: эволюция социального капитала в современном обществе. М., 2000.
  44. Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // МЭиМО. -1995. № 4.
  45. Р.С., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ.- М.: ДЕЛО, 2000.
  46. В.В. Понятие капитала, формы капитала и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. — № 2.
  47. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Наука, 1995.
  48. С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. Владивосток: Дальнаука, 2000.
  49. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, Ю. С. Дулыцикова. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  50. Р. Достижение целей в квазисовременном обществе: социальные сети в России // Общественные науки и современность. 2002. — № 3.
  51. В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998.
  52. .А. Понятие доверия в марксистской этике. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Киев, 1967.
  53. B.C. Особенности доверительного общения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1977.
  54. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», ЭКМОС, 1999.
  55. Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореф. дисс. докт. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998.
  56. Т.П. Методологический анализ проблемы доверия // Прикладная психология. -1998. № 1.
  57. Т.П. Психология доверия. Ростов-на-Дону, 1997.
  58. Словарь по этике // Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. -М., 1989.
  59. Словарь практического психолога. Сост. С. Ю. Головин. Минск, 2001.
  60. Смешанное общество: российский вариант. М.: «Наука», 1999.
  61. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. // Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М.: Эконов, 1993.
  62. Социология экономической жизни // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  63. Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия в постсоциалистических странах // Экономическая социология. Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М., 2002.
  64. Стрельникова JIB. Социальный капитал: типология зарубежных подходов // Общественные науки и современность. 2003. — № 3.
  65. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М., 1999.
  66. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии. М., 1896.
  67. С.В. Экономическая теория благосостояния. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  68. Ф. Общность и общество // Социологический журнал. -1998.- № 4.
  69. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. A.JI. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  70. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.
  71. А.В. Доверие в российском малом и среднем бизнесе // Общественные науки и современность. 2004. — № 4.
  72. В.Ф. Теория управления: Учебник для вузов. — 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
  73. О. Межсемейная сеть: механизмы взаимоподдержки в российском селе // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос. 1999.
  74. А.Ф. Политическая социология. Фундаментальные проблемы и основные понятия // http:// rc.msses.ru/rc/FpoIs.htm.
  75. Ф. Доверие: Социальные добродетели или путь к процветанию. М., 2004.
  76. Ф. Великий разрыв: Пер. с англ. М., 2003.
  77. Ф. Конец истории // Вопросы философии. -1990. № 3.
  78. Дж. Стоимость и капитал: Пер. с англ. М., 1993.
  79. В.П. Особенности социально-экономическойтрансформации современной России на путях к рыночной экономике // Вестник ПАГС. 2004. — № 1.
  80. Т. Предисловие // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос. 1999.
  81. Т. Умом Россию понимать надо // Куда идет Россия?. Формальные институты и реальные практики / Под ред. Т. Н. Заславской. М: МВШСЭН, 2002.
  82. Р. Теоретическая концепция Джеймса Коулмена: аналитический обзор // Социологический журнал. -1996. № 1−2.
  83. П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М.: Финансы и статистика, 1999.
  84. И. Русское чудо: Локальные и семейные сети взаимоподдержки и их трансформация // Неформальная экономика. Россия и мир. М., 1999.
  85. П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. / Под ред. В. А. Дцова. М., 1996.
  86. Й. Теория экономического развития: Пер с англ. М.: Прогресс, 1982.95 .Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность еготрактовки//МЭиМО. 2001.-№ 12. 96. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты: Пер с англ. — М.: Дело, 2001.
  87. Экономика, основанная на знаниях: Учеб. пособие / Под общ. ред.
  88. А.Л. Гапоненко. -М.: Изд-во РАГС, 2006. 98. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В.
  89. М., 1995. 99. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. — М., 1996.
  90. А. Добро пожаловать в постпереходную экономику! // Вопросы экономики. 2000. — № 2.
  91. Becker G.S. Human capital. A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. N.Y., 1964.
  92. Biblartz, Т., Rafleiy, A. and Bucur, A. Family Structure and Social Mobility, Social Forces, 1997.
  93. Carlton D., Perloff, J. Modern Industrial Organization. N-Y., 1994.
  94. Coleman J.S. Foundations of Social Theory. Cambridge, 1990.
  95. Erickson, Bonnie H. Good Networks and Good Jobs: The Value of Social Capital to Employers and Employees // Social Capital: Theory and Research. Nan Lin, karen Cook, and Ronald S. Burt (eds.). ALDINE DE GRUYTER, New York, 2001.
  96. Fernandez Roberto and Castilia Emilio Social Capital in Employee Referral Networks.// Social Capital: Theory and Research. Nan Lin, karen Cook, and Ronald S. Burt (eds.). ALDINE DE GRUYTER, New York, 2001.
  97. Fukuyama F. Social Capital and Civil Society // The Institute of Public Policy, George Mason University, October1,1999.
  98. Fukuyama F. Trust. The Social Virtues and the Creation of Prosperity. N.Y., 1995.
  99. Jacobs J. The Death and Life of Great American Cities. N.Y., 1961.
  100. Galland, O. Les Relations de Confiance, La Revue Tocqueville, The Tocqueville Review, 1999.
  101. Granovetter, Mark S. The Strength of Weak Ties, American Journal of Sociology № 78,1973.
  102. Hanifan L.J. The rural school community center // Annals of the American Academy of Political and Social Science. -1916 № 67.
  103. Hanifan L.J. The Community Center. Boston, 1920.
  104. Knack, S. The Downside to Social Capital // Social Capital, Growth and Poverty: A Survey of Cross-Country Evidence, Social Capital Initiative, Working Paper No. 7, World Bank, 1999.
  105. Loury G. A Dynamic Theory of Racial income Differences // Wallace P.A. Lexington book, 1997.
  106. Loury G. Intergenerational transfers and the distribution of earning // Econometrica. -1981. no 49.
  107. Loury G. Women, minorities and employment discrimination. -Lexington, Toronto, 1977.
  108. Luhmann N. Trust and Power. Wiley, 1979.
  109. Mclanahan, S. and Sandefur, G.D., Growing Up with a Single Parent: What Hurts, What Helps, Harvard University Press. -Cambridge, 1994.
  110. Newton, Kenneth Social Capital and Democracy, American Behavioral Scientist, 1997 Vol. 40, No. 5 (March/April).
  111. Olson, M. The Rise and Decline of Nations // Social Capital, Growth and Poverty: A Survey of Cross-Country Evidence, Social Capital Initiative, Working Paper No. 7, World Bank. 1999.
  112. Portes A. Social capital: Its origins and application in Modem sociology // Annual Review of Sociology. -1998. № 24.
  113. Putnam, R Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community, Simon Schuster, New York 2000.
  114. Simmel G. The sociology of Georg Simmel. New York, 1950.
  115. Social capital: civic community, organization and education: http://www.infed.org/biblio/social capital.htm.
  116. Toquevillc A. Democracy in America.-N.Y., 1969.
  117. Yamagishi Toshio, Cook K., Watable M. Uncertainly, trust and committment formation in the US and Japan // American Journal of Sociology. 1998. V104.
Заполнить форму текущей работой