Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Межрегиональные государственные и общественные структуры как инструмент повышения эффективности экономического взаимодействия регионов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на всероссийских и международных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на XI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности» (г. Алушта, 4−8 сентября 2006 г.), Всероссийской конференции, организованной Министерством… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы формирования и регулирования межрегиональных экономических связей
    • 1. 1. Закономерности и принципы формирования межрегиональных экономических связей в региональной системе
    • 1. 2. Роль экономических связей в развитии регионов РФ
    • 1. 3. Межрегиональные экономические связи как объект регулирования
    • 1. 4. Методы регулирования межрегиональных экономических связей
    • 1. 5. Субъекты регулирования экономического взаимодействия регионов
  • Глава 2. Анализ состояния и развития межрегиональных государственных структур управления экономическим сотрудничеством регионов
    • 2. 1. Анализ полномочий и функций аппарата полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и их роли в развитии экономических связей регионов
    • 2. 2. Объединенные органы исполнительной власти субъектов РФ как инструмент развития экономических взаимодействий регионов
  • Глава 3. Исследование процесса становления и развития общественных структур регулирования и координации межрегионального экономического взаимодействия
    • 3. 1. Этапы развития ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ и их роль в обеспечении межрегиональных связей
    • 3. 2. Организационные формы координации законодательной деятельности субъектов РФ в сфере межрегиональных экономических связей
    • 3. 3. Анализ и оценка форм и методов межмуниципального сотрудничества
    • 3. 4. Исследование деятельности профессиональных и корпоративных объединений, их места и роли в обеспечении реализации межрегиональных проектов и программ
  • Глава 4. Концептуальные подходы и основные направления расширения полномочий межрегиональных государственных и общественных структур и повышения эффективности взаимодействия регионов
    • 4. 1. Развитие функций и полномочий межрегиональных государственных и общественных структур в формировании экономической политики и прогнозировании развития регионов
    • 4. 2. Расширение полномочий межрегиональных государственных и общественных структур в привлечении инвестиционных ресурсов в региональную экономику
    • 4. 3. Совершенствование форм и методов участия межрегиональных государственных и общественных структур в поддержке развития инфраструктуры межрегиональных связей
    • 4. 4. Влияние межрегиональных государственных и общественных структурна процессы объединения субъектов РФ
  • Глава 5. Развитие нормативно-правовой базы, совершенствование состава и функций межрегиональных государственных и общественных структур
    • 5. 1. Совершенствование нормативно-законодательного обеспечения взаимодействия межрегиональных государственных и общественных структур в сфере межрегионального сотрудничества
    • 5. 2. Расширение состава и функций межрегиональных государственных и общественных структур в условиях повышения их роли в регулировании взаимодействия регионов
  • Глава 6. Методические рекомендации по оценке эффективности регулирования экономических связей субъектов РФ межрегиональными государственными и общественными структурами
    • 6. 1. Формы и методы оценки эффективности регулирующих воздействий в сфере межрегиональных связей
    • 6. 2. Информационное обеспечение оценки эффективности регулирующих воздействий на межрегиональные связи

Межрегиональные государственные и общественные структуры как инструмент повышения эффективности экономического взаимодействия регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономика России в первом пятилетии нового столетия добилась высоких и устойчивых темпов развития. Этому способствует целый ряд факторов: наличие значительного производственного потенциала, уникальные природно-сырьевые ресурсы, высокий интеллектуальный потенциал, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Успешному продвижению вперед способствуют и институциональные преобразования, укрепление вертикали власти при повышении экономической самостоятельности регионов в использовании имеющихся ресурсов. Вместе с тем экономика России продолжает оставаться ресурсоориентированной, добивающейся положительных результатов за счет активного развития топливно-сырьевого комплекса. Медленно осуществляется технологическая перестройка экономики, переход ее на путь инновационного развития, обеспечивающие конкурентоспособность на мировых рынках. Это тем более важно, что Россия вступает в полосу резкого сокращения ресурсов труда: по прогнозу Росстата до 2025 года численность населения трудоспособного возраста уменьшится на 15,9 млн. человек, или 17%. Уменьшение трудовых ресурсов ожидается в большинстве субъектов РФ, что отрицательно скажется на региональных различиях в развитии экономики и социальной сферы. Дифференциация по регионам достигла критических масштабов и продолжает нарастать. Валовой региональный продукт на душу населения по субъектам Федерации различается в 36 раз, тогда как в странах ЕС этот разрыв не превышает 5 раз.

В этих условиях велика роль межрегиональных экономических связей1 как механизма ускорения социально-экономического развития регионов. Отработка эффективных форм и методов взаимодействия субъектов Федерации, стимулирования участия в этом процессе всех заинтересованных сторонгосударственных и общественных организаций, предпринимателей, ученых является важным фактором ускорения экономического развития, подтягивания отстающих регионов за счет включения в оборот местных ресурсов и более полного использования выгод межрегионального разделения труда.

В условиях рыночной экономики к процессу управления межрегиональным экономическим сотрудничеством все активнее подключаются.

1 В данной работе термины «межрегиональные экономические связи», «межрегиональное экономическое сотрудничество», «экономическое взаимодействие регионов» употребляются как синонимы общественные объединения и союзы предпринимателей. Формирование системы таких общественных организаций, представляющих интересы предпринимательского сообщества в регионах России, еще не завершено. Не отработаны механизмы взаимодействия этих объединений с государственными структурами на всех территориальных уровнях, включая муниципальный. Между тем усиление роли общественных организаций в проведении региональной политики, развитии и углублении связей между регионами является общемировой тенденцией. Все это обусловливает актуальность избранной темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В последние годы российскими учеными уделяется все больше внимания проблемам развития межрегионального экономического сотрудничества. Достаточно широко изучены динамика и тенденции товарообмена между регионами и макрорегионами страны, формы и методы экономического сотрудничества, предложены различные механизмы привлечения инвестиций в межрегиональные инфраструктурные проекты. Разработаны стратегии межрегионального экономического сотрудничества, основанные на применении программно-целевых методов, в частности, в Центральном и Дальневосточном федеральных округах.

Вместе с тем явно недостаточно исследованы вопросы определения места и роли общественных союзов и ассоциаций в управлении процессами взаимодействия регионов. Особое значение приобретает проблема координации деятельности государственных органов власти и общественных объединений в этой сфере. Практически не изучены вопросы, связанные с совершенствованием состава, структуры и функций межрегиональных органов государственной власти и общественных структур, их роль в повышении эффективности экономического взаимодействия регионов.

Важной задачей выстраивания стройной системы государственных и общественных организаций является укрепление муниципального звена управления экономическими связями. На муниципальном уровне еще существует разнобой в образовании органов межмуниципального взаимодействия, в ряде субъектов Федерации межмуниципальными объединениями не охвачены административные районы и поселения.

Требует научного осмысления и всестороннего экономического анализа активно развивающийся в последние годы процесс объединения субъектов РФ. Здесь особенно велика роль межрегиональных государственных и общественных структур, которые по своей сути должны находить и отрабатывать наиболее эффективные пути и методы осуществления подобных объединений. Необходимо разработать принципы и определить условия, при которых объединение субъектов Федерации сулит экономические и социальные выгоды, а где требуется проявить сдержанность, исходя из конкретной ситуации в регионах. Все это и предопределило выбор автором темы настоящей диссертационной работы.

Целью диссертационного исследования является разработка концептуальных подходов по усилению взаимодействия межрегиональных государственных и общественных структур в сфере развития межрегиональных экономических связей и организационно-методических рекомендаций по совершенствованию состава и функций межрегиональных структур в целях повышения эффективности их регулирующих воздействий на межрегиональное сотрудничество.

Для достижения указанной цели в процессе диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

— выявить сущность и формы межрегиональных экономических связей в национальной экономикеисследовать сложившуюся систему регулирования развития экономических связей между регионами;

— обосновать роль и значение межрегиональных государственных и общественных структур как инструментов обеспечения экономического взаимодействия регионов;

— осуществить оценку нормативно-правовой базы функционирования межрегиональных структур и определить пути ее совершенствования;

— обосновать концептуальные положения по основным направлениям усиления роли межрегиональных государственных и общественных структур в развитии экономических связей регионов РФразработать и обосновать методические подходы по совершенствованию состава и функций межрегиональных государственных и общественных структурпредложить и обосновать новые формы взаимодействия государственных и общественных структур, регулирующих межрегиональные экономические связиразработать методические рекомендации по оценке эффективности регулирующих воздействий межрегиональных структур на экономическое взаимодействие регионов и развитие национальной экономики.

Объектом исследования является совокупность межрегиональных государственных и общественных структур, занимающихся вопросами развития межрегиональных экономических связей, и социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе их деятельности.

Предмет исследования — основные направления, организационно-экономические механизмы, нормативно-правовое обеспечение деятельности государственных и общественных структур, методы и формы их взаимодействия в процессе развития межрегиональных экономических связей регионов РФ.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, региональной экономики, межрегиональных связей, развития государственных и общественных систем управления экономикой. Ключевые положения теории региональной экономики развивались в трудах H.H. Некрасова, С. Г. Струмилина,.

A.Г. Гранберга, H.H. Колосовского, В. П. Красовского, А. Е. Пробста, Т. С. Хачатурова и других. К исследованию проблем межрегиональных связей и обоснованию теоретических положений в этой сфере привлечены идеи и подходы, содержащиеся в работах М. Познера и Л. Хафрадера (концепция технологического разрыва), Р. Вернона и У. Киндлебергера (концепция цикла жизни продукта), Х. Грубеля, Л. Ллойда, П. МакДермота (концепции внутриотраслевой и внутрифирменной торговли), М. Портера (теория конкурентных преимуществ) и другие.

В процессе подготовки работы автор опирался на исследования известных российских ученых в области региональной экономики Л. И. Абалкина, М. Н. Бандмана, В. В. Битунова, П. И. Бурака, В. А. Вашанова, М. Я. Гохберга,.

B.И.Жукова, И. А. Ильина, Н. С. Зиядуллаева, В. В. Кистанова, В. Н. Лексина, Д. С. Львова, В. Я. Любовного, М. Б. Мазановой, П. А, Минакира, А. И. Митрофанова, В. Л. Макарова, A.C. Новоселова, О. С. Пчелинцева, В. Г. Ростанца, В. И. Суслова, Е. Г. Чистякова, А. Н. Швецова, Б. М. Штульберга, Р. И. Шнипера, В. А. Шульги и др.

При исследовании проблем взаимодействия государственных и общественных структур в развитии межрегиональных связей в условиях рыночных отношений использовались также плодотворные подходы, содержащиеся в работах Е. Г. Селиверстова о формах и механизмах межрегиональной интеграции, Е. В. Паниной — о проблемах общественного регулирования развития экономики регионов и их решении путем взаимодействия общественных объединений, союзов, организаций предпринимателей с государственными структурами, Я. В. Попаренко — о формировании и развитии межрегиональных административных образований на примере Ассоциации экономического взаимодействии Северо-Запада России и др.

В процессе диссертационного исследования автором учтены теоретические и практические наработки, содержащиеся в ряде диссертационных исследований, посвященных вопросам развития межрегиональных экономических связей регионов России в условиях становления рыночной экономики, проведенных Н. М. Горбуновым, В. Н. Кичеджи, И. М. Рукиной и др.

В исследовании применялась система научных методов, в том числе методы анализа и синтеза, сравнений, аналогий, системно-структурный, нормативный и другие методы.

Информационной основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, города Москвы, нормативные и распорядительные документы Правительства Москвы, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, союзов и объединений предпринимателей. В работе использованы статистические материалы Росстата, Москомстата, статорганов других субъектов РФ, данные ведомственной статистики, материалы научных исследований, публикации по тематике работы в отечественной и зарубежной печати, а также материалы конфедераций и совещаний, инструктивно-методические документы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором выявлена, сформулирована и исследована научная проблема формирования межрегиональных государственных и общественных структур управления и развития экономических связей регионов, обоснованы концептуальные подходы по усилению взаимодействия этих структур в процессе углубления межрегиональных связей, разработаны организационно-методические рекомендации по совершенствованию состава и функций межрегиональных структур, практике их работы, обеспечивающих повышение эффективности регулирующих воздействий на процессы экономического сотрудничества регионов.

Основные результаты, полученные лично автором:

— разработаны методологические основы, позволяющие уточнить определение сущности межрегиональных экономических связей в условиях стабилизации и ускорения экономического развития страны;

— разработана классификация форм межрегиональных экономических связей с учетом повышения роли инновационных факторов развития экономики, что позволяет обеспечить более полное отражение всего многообразия межрегиональных взаимодействий и реализовывать более эффективные управленческие решения в этой сфере;

— на примере наиболее экономически развитого региона РФ — Москвы, проведено уточнение приоритетов в области межрегиональных экономических связей (рекомендовано существенно расширить сотрудничество в сферах подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для регионов России, стран СНГ и Балтии, развития туристического бизнеса, переработки отходов производства и потребления, научно-технического и инновационного сотрудничества) — предложены и обоснованы концептуальные подходы и даны практические рекомендации по расширению форм и методов регулирующих воздействий государственных и общественных структур на межрегиональные экономические связи в условиях рыночной экономики, а также на процессы объединения субъектов РФ (включая применение социально-психологических методов управления, социологических опросов, новых методов оценки эффективности управленческих решений в сфере межрегиональных связей);

— выявлены социально-экономические факторы (наличие устойчивых экономических связей между регионами, экономического лидера в составе объединяющихся субъектов РФ, совместное участие в перспективных межрегиональных проектах и программах, исторически накопленный опыт совместного хозяйственного и культурного взаимодействия народов и этнических групп, проживающих на сопредельных территориях) и оценена их роль при разработке и управлении процессами объединения субъектов РФ;

— разработаны и обоснованы рекомендации по уточнению состава и функций различных типов межрегиональных государственных и общественных структур, предложен комплекс организационно-экономических мер по повышению эффективности их взаимодействия в процессе разработки и реализации инвестиционных проектов и программ;

— разработаны предложения по развитию нормативно-правовой базы функционирования межрегиональных структур в части уточнения их статуса, сфер ответственности, разграничения полномочий федеральных и региональных структур управления, порядка взаимодействия государственных и общественных структур различных типов, регламента внесения и рассмотрения в Федеральном Собрании законопроектов, предлагаемых ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ, парламентскими ассоциациями и другими общественными структурами;

— предложены методические подходы по оценке эффективности регулирующих воздействий межрегиональных государственных и общественных структур на развитие экономических связей на основе сочетания количественных показателей интенсивности межрегионального обмена и качественных оценок процесса регулирования по результатам социологических исследований.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения, выводы и предложения, изложенные в диссертации, могут быть использованы межрегиональными, региональными и федеральными структурами при подготовке методических документов и нормативных актов, регулирующих развитие экономики регионов, расширение межрегиональных экономических связей.

Основные положения и результаты исследования использованы в работе Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, в частности при подготовке Комплексных мероприятий по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы на 2004;2006 годы (утверждены Постановлением Правительства Москвы от 13.04.04 № 217). Кроме того, автор принимал участие в разработке Концепции социально-экономического развития Южного административного округа г. Москвы до 2005 года (одобрена Распоряжением префекта ЮАО г. Москвы 10.09.99) — Концепции социально-экономического развития Курской области на 1997;2005 гг. (одобрена областной Думой 8.07.97).

Результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов в рамках учебных курсов региональной и национальной экономики, государственного и муниципального управления, маркетинга территорий и другим вопросам.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на всероссийских и международных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на XI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности» (г. Алушта, 4−8 сентября 2006 г.), Всероссийской конференции, организованной Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством Москвы «Москва и регионы России: интеграция в сфере АПК» (15 октября 2002) — на Первой (15−16 апреля 2004 г.) и Второй (4 апреля 2005 г.) московских международных конференциях по вопросам торгово-экономического сотрудничества города Москвы и Республики Беларусь, а также на круглых столах «Межрегиональный контракт: опыт взаимодействия производящих и перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий (Москва, ВВЦ, 2 сентября 2000 г.) и «Москва-Беларусь: сотрудничество на общее благо» (Москва, 24 марта 2004 г.).

Выводы и рекомендации.

1. В условиях рыночной экономики и получения субъектами РФ значительной самостоятельности в принятии экономических решений резко возросло значение межрегиональных связей. Углубление межрегионального разделения труда и научно-технический прогресс в условиях усиления процесса глобализации способствуют совершенствованию содержания и форм межрегионального экономического сотрудничества, в частности связанных с развитием инновационной деятельности, информационных автоматизированных систем, финансово-кредитных и организационно-правовых форм межрегиональной инфраструктуры.

2. Направления и содержание межрегиональных экономических связей различных регионов обусловлены спецификой их хозяйства, темпами экономического роста, другими факторами, и поэтому постоянно претерпевают качественные и количественные изменения. Определены методические подходы к выявлению приоритетных направлений связей региона, которые базируются на анализе межрегиональных товаропотоков, балансах ввоза-вывоза, оценке динамики развития различных отраслей экономики региона, маркетинговых исследованиях отраслевых и региональных рынках. Проведенные в диссертационной работе исследования и расчеты на примере Москвы показали целесообразность ориентации межрегиональных экономических связей города на такие перспективные для города направления как использование инновационного и интеллектуального потенциала города, утилизация отходов производства и потребления, расширение внутреннего и международного туризма, подготовка кадров высшей квалификации для других регионов России и СНГ.

3. В условиях рыночной экономики межрегиональное экономическое сотрудничество является объектом регулирования. В работе определена цель регулирования — увеличение объемов обмена товарами, услугами, рабочей силой и капиталом между регионами на взаимовыгодной эквивалентной основе, что обеспечивает стабильные темпы социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и государства в целом. Применяемые при этом экономические методы и механизмы должны способствовать углублению и расширению межрегиональных связей, вовлечению наибольшего числа участников в этот процесс, обеспечивая реализацию экономических интересов всех сторон.

4. В диссертации обоснованы концептуальные подходы по усилению взаимодействия межрегиональных государственных и общественных структур. Все более значимым элементом сбалансированной системы управления экономикой страны и регионов становятся общественные структурымежрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, союзы и объединения промышленников и предпринимателей. В настоящее время в России идет процесс поиска оптимальных форм взаимодействия государственных органов управления всех уровней и общественных структур, направленный на расширение и углубление межрегионального сотрудничества.

5. К настоящему времени в РФ сложилась достаточно развитая иерархическая совокупность государственных и общественных структур, в той или иной степени занимающихся координацией межрегионального экономического сотрудничества. Это общефедеральные (Министерство экономического развития и торговли, Министерство регионального развития), региональные (различные службы региональных администраций) и межрегиональные структуры. Ограниченные возможности региональных структур поддержки межрегиональных экономических связей, организационная и функциональная отдаленность федерального министерства от регионов ведут в современной России к стабильному увеличению числа межрегиональных органов координации регулирования экономических связей. В диссертационной работе автором проведена структуризация этих органов, показавшая, что основными их типами являются следующие: структуры, созданные федеральными органами исполнительной власти (аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округахобщественные советы при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах) — структуры, образованные региональными органами исполнительной власти (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФобъединенные органы администраций субъектов Российской Федерации) — структуры, созданные региональными законодательными органами власти (парламентские ассоциации в рамках федеральных округовобъединенные комиссии законодательных органов соседних регионов) — структуры, сформированные муниципальными органами власти (общественные союзы и ассоциации, имеющие общероссийский статусмежрегиональные муниципальные ассоциации) — структуры, созданные предпринимательским сообществом (союзы торгово-промышленных палат федеральных округовкоординационные советы объединений предпринимателей федеральных округов).

6. Первые межрегиональные органы регулирования взаимодействия регионов появились в нашей стране в начале 90-х годов. Их число постепенно увеличивалось, круг решаемых задач последовательно расширялся. Анализ показал, что деятельность полномочных представителей президента в федеральных округах позволила ликвидировать проявление социально-экономической автаркии в ряде субъектов РФ, унифицировать правовую базу федерации и регионов, укрепить вертикаль исполнительной власти. Федеральные округа стали новыми центрами управления экономикой России, в рамках которых складываются новые организационные структуры (экспертные советы, фонды развития и др.), обеспечивающие консолидацию усилий регионов в разработке и реализации крупных межрегиональных проектов.

Установлено, что положительные результаты дает деятельность Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области. Коллегия эффективно решает вопросы интеграции экономик двух крупнейших по населению и экономическому потенциалу субъектов РФ, в частности, такие как использование земельных ресурсов, систем водоснабжения, энергоснабжения, транспорта, использования рабочей силы.

В ходе исследования выявлено, что ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ внесли весомый вклад в решение крупных социально-экономических проблем страны, имеющих межрегиональное значение. В годы экономического кризиса их деятельность способствовала смягчению негативных последствий рыночных реформ, сдерживанию разрывов в уровне социально-экономического развития регионов. Однако потенциал межрегиональных ассоциаций используется не полностью, они могут играть гораздо более важную роль в разработке и реализации крупных межрегиональных и национальных проектов, проведении экспертиз.

Важным звеном в системе общественных структур стали парламентские ассоциации, обеспечивающие обмен опытом между законодательными органами власти многочисленных субъектов РФ. Парламентские ассоциации разрабатывают, анализируют и систематизируют законодательные предложениясодействуют в продвижении законодательных инициатив регионов в Федеральном Собрании Российской Федерации.

7. Проведенный в работе углубленный анализ состава и функций межрегиональных государственных и общественных структур, практики их работы позволил обосновать основные направления усиления их роли в развитии межрегиональных экономических связей субъектов РФ:

— расширение участия межрегиональных государственных и общественных структур в формировании экономической политики и прогнозировании развития регионов;

— активизация работы межрегиональных государственных и общественных структур в привлечении инвестиционных ресурсов в регионы;

— усиление роли межрегиональных государственных и общественных структур в развитии инфраструктуры межрегиональных связей;

— вовлечение межрегиональных государственных и общественных структур в процесс объединения субъектов РФ.

8. В диссертации обосновано, что глубина и научная обоснованность прогнозов социально-экономического развития территорий и проектов по их реализации может существенно возрасти при расширении участия в этом процессе общественных структур — межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия и объединений предпринимательского сообщества. Вовлечение в процесс прогнозирования межрегиональных структур (в форме обязательных согласований, экспертиз, подготовки альтернативных вариантов прогнозов) позволит учесть в прогнозах предложения по улучшению экономического взаимодействия регионов, вскрыть дополнительные резервы. Тем самым создаются условия для смягчения территориальной дифференциации социально-экономического развития, укрепления федерализма и экономической безопасности.

9. Перспективной представляется работа межрегиональных структур по привлечению инвестиционных ресурсов в регионы. Они способны существенно укрепить деловой имидж территории, повысить ее инвестиционную привлекательность. В диссертации на примере работы Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа раскрыта эффективность этой организационной формы взаимодействия регионов РФ по привлечению инвестиций. Для привлечения крупных инвестиционных ресурсов в регион Фонд применяет такие рыночные механизмы как предоставление на льготных условиях бюджетных кредитов, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, предоставление гарантий инвесторам. Анализ деятельности Фонда свидетельствует о целесообразности формирования таких структур во всех федеральных округах РФ.

10. Анализ показал, что уровень развития инфраструктуры межрегиональных экономических связей остается низким и в ее развитии должны принимать участие все заинтересованные стороны — государство, общественные объединения, частные предприниматели, органы местного самоуправления. Обоснованы приоритетные направления развития инфраструктуры, где межрегиональные структуры должны играть заметную роль: расширение электронной торговли, создание сетей коммерциализации НИОКР, агроторговой и промышленной интеграции, создание системы оптовой торговли непродовольственными товарами, инфраструктуры цивилизованного привлечения трудовых мигрантов.

11. Высшей формой интеграции регионов РФ является их объединение в единый экономический комплекс, когда межрегиональные экономические связи приобретают характер внутрирегиональных. Активизировавшиеся в современной России процессы объединения регионов лишены пока четкой социально-экономической критериальной основы. В диссертационной работе обоснованы факторы, которые должны учитываться при определении целесообразности объединения субъектов РФ: наличие сложившихся устойчивых экономических связей, исторический опыт совместного хозяйственного и культурного взаимодействия народов и этнических групп, проживающих на сопредельных территориях, участие в совместных перспективных проектах, наличие экономического лидера, т. е. «локомотива» ускорения развития объединяющихся регионов.

12. В диссертационной работе теоретически обосновано усиление взаимодействия межрегиональных государственных и общественных структур в оптимизации процессов объединения субъектов РФ. Предложены рекомендации по созданию объединенных административных органов регионов-соседей по примеру Москвы и Московской области, что создаст основу для перехода к высшей форме административного регулирования межрегиональных связейукрупнению территорий путем слияния двух или трех субъектов РФ.

Предлагается сосредоточить усилия объединенных администраций взаимодействующих регионов на повышении инвестиционной привлекательности своих территорий, создании благоприятных финансовых условий для реализации крупных совместных проектов, привлечении научных коллективов и широкой общественности к процессу подготовки регионов к объединению, оценке ожидаемого экономического и социального эффекта.

Должна возрастать позитивная роль в объединении регионов аппаратов полномочных представителей Президента в федеральных округах. На них могут быть возложены координационные и наблюдательные функции при объединении двух субъектов РФ.

13. В диссертации даны предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности межгосударственных и общественных структур, включая рекомендации по разработке и принятию федеральных законов «Об административных округах», «О межрегиональном экономическом сотрудничестве», «О межрегиональных структурах координации законотворческой деятельности», внесение изменений в действующие федеральные законы, в том числе такие как «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ». Требует укрепления законодательная база активно развивающихся общественных межрегиональных объединений, представляющих интересы промышленников и предпринимателей, профсоюзов, специалистов различного профиля.

14. Анализ, проведенный в работе, показал, что каркас структуры межрегиональных образований по экономическому взаимодействию регионов России создан, но требуется укрепление его отдельных звеньев. В особо пристальном внимании нуждается муниципальный уровень управления, создание недостающих структур на уровне районов, поселений, развитие межмуниципальных ассоциаций. Предлагается создание объединенных органов исполнительной власти для таких глубоко интегрированных регионов как Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и области центральной России, области Уральского федерального округа. В рамках ассоциаций экономического взаимодействия РФ можно предложить создание более мелких субассоциаций, включающих в себя, например, северные территории, нефтеи газодобывающие регионы Западной Сибири, южно-сибирские области, национальные республики Северного Кавказа.

15. В целях совершенствования методов определения экономической эффективности регулирующих воздействий в сфере межрегионального сотрудничества автором предложено использование социологических оценок результативности деятельности межрегиональных структур со стороны населения, профсоюзов и представителей предпринимательского сообщества. Использование предложенных в работе анкет и опросных листов позволяет дать качественную оценку основными субъектами межрегиональных экономических связей — предпринимателями и наемными работниками результативности работы координационных структур. Для полноты картины социологические оценки целесообразно рассматривать в комплексе с рядом рекомендуемых в диссертационной работе количественных показателей, в той или иной мере характеризующих интенсивность экономических связей. В частности для федеральных округов и ассоциаций экономического взаимодействия это коэффициенты ввоза, вывоза, товарооборота, доля межрегионального товарообмена в ВРП.

Количественные оценки эффективности межрегиональных экономических связей достоверны лишь при характеристике отдельных компонентов системы межрегиональных связей (товаропроводящей сети, систем электронных закупок продукции, выставочно-ярмарочной деятельности и т. п.). Приоритет при оценке экономической эффективности межрегиональных связей должен отдаваться качественным критериям, отражающим удовлетворение насущных потребностей населения. Оценка социальной значимости мероприятий по расширению и углублению межрегиональных экономических связей как раз и является прерогативой межрегиональных государственных и общественных структур.

Основные публикации автора по теме диссертационного исследования.

1. Буров М. П. Регулирование процессов экономической интеграции субъектов Российской Федерации: роль и место межрегиональных органов власти и общественных структур. — М.: Экономика, 2006,14 п.л.

2. Буров М. П. Формирование межрегиональных экономических связей города. В монографии «Основы экономики столичного мегаполиса». — М.: Экономика, 2006, 36 п.л. (автор. -2,5 п.л.).

3. Буров М. П. Развитие экономической интеграции субъектов Российской Федерации и создание межрегиональных органов исполнительной власти. -М.: Альфа-Доминанта, 2005, 3,0 п.л.

4. Буров М. П. Общественные структуры регулирования и координации межрегионального экономического сотрудничества. — М.: Альфа-Доминанта, 2005,4,5 п.л.

5. Буров М. П. Годы преобразований: от директивного планирования к формированию межрегиональных экономических связей в условиях рыночных отношений. — Курск: КЦНТИ, 2006, 5 п.л.

6. Буров М. П. Подходы к оценке эффективности межрегиональных экономических связей // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, № 3, 2006, 0,8 п.л.

7. Буров М. П. Совершенствование нормативной базы функционирования межрегиональных административных и общественных образований // Вестник Российской Академии естественных наук. Региональная экономика, 2006, № 4 0,3 п.л.

8. Буров М. П. Механизмы межрегионального инновационного сотрудничества Москвы. В сб. докладов XI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности» (г. Алушта, 4−8 сентября 2006 г.). — Симферополь, 2006, 0,4 п.л.

9. Буров М. П. Роль межрегиональных административных и общественных образований в привлечении инвестиций в регионы //"Экономика мегаполисов и регионов", № 11, 2006, 0,5 п.л.

Ю.Буров М. П. Ресурсы труда и некоторые вопросы развития межрегиональных экономических отношений. В сб. «VI Международный социальный конгресс.

Глобализация: настоящее и будущее России". Том 1 — М.: Издательство РГСУ, 2006.

11. Буров М. П. Некоторые вопросы теории и практики информационного обеспечения межрегиональных экономических связей. //Информационные ресурсы России. 2006. № 3, 0,3 п.л.

12. Буров М. П. Межрегиональные экономические связи: состояние проблемы и перспективы. В сб. «Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России». Т. 16. — М.: 2006, 0,4 п.л.

13. Буров М. П. Проблемы развития инфраструктуры экономического взаимодействия регионов II Вестник Российской Академии естественных наук. Региональная экономика. 2005. № 5, 0,5 п.л.

14.Буров М. П. Состояние и перспективы сотрудничества города Москвы и Республики Беларусь II «Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика», № 4, 2005, 0,4 п.л.

15.Буров М. П. Экономические связи субъектов РФ и формирование новых административных образований межрегионального уровня // Экономическая наука современной России, № 3, 2005, 0,5 п.л.

16. Буров М. П. Вклад в стабилизацию и развитие экономики России и Белоруссии. II «Вестник Московской торгово-промышленной палаты», № 1−2, 2005.

17. Буров М. П., Садохо В. Е. Межрегиональное сотрудничество: МоскваБелоруссия. II «Экономика мегаполисов и регионов», № 5, 2005, 0,5 п.л. (автор. 0,4 п.л.).

18. Буров М. П., Бурак П. И. Информационное обеспечение межрегиональных связей Москвы: проблемы и перспективы. II Экономика мегаполисов и регионов, 2004, № 3, 0,6 п.л. (автор. — 0,4 п.л.).

19. Буров М. П. Основные направления развития программ межрегионального сотрудничества города Москвы. II Экономический вестник РАЕН, № 6, 2004, 0,6 п.л.

20. Буров М. П. Перспективы развития межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики. Вып. № 5. Под общей ред. д.э.н., проф. Бурака П. И. -М.: РАЕН, ИРЭИ, 2004, 0,5 п.л.

21.Буров М. П. Межрегиональному сотрудничеству — больший динамизм, системность, взаимовыгодность. В сб. научных трудов «Межрегиональное сотрудничество сегодня». — М.: 2004, 0,9 п.л.

22.Буров М. П. Здание единого экономического пространства. //Известия Комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы. 2004. № 1, 0,8 п.л.

23.Буров М. П. Закладываем фундамент единого экономического пространства России. //Этно-сфера. 2004. № 4, 0,3 п.л.

24.Буров М. П. Партнерство — рычаг экономического и социального прогресса. // Известия Комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы. 2004. № 2, 0,5 п.л.

25.Буров М. П. Деловая Москва приглашает к сотрудничеству. //Этно-сфера. 2001. № 7, 0,4 п.л.

26. Буров М. П. Экономика новой России. // «Вечерняя Москва», 11 октября 2001.

27. Буров М. П. Межрегиональное сотрудничество — приоритетное направление экономической политики развития Москвы и регионов. // Известия Комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы. 2001. № 2, 0,3 п.л.

28.Буров М. П. Политика в межрегиональных отношениях в рамках Ассоциации «Черноземье» и других регионов. /Концепция социально-экономического развития Курской области на 1997;2005 гг. — Курск, 1997, 4,3 п.л. (автор. — 0,5 п.л.).

29. Буров М. П. Основные тезисы Концепции нормализации финансово-экономической ситуации в Курской области и механизмы ее реализации. //Курские ведомости. 1997. № 6−7, 0,6 п.л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии и журнальные статьи
  2. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. // Вопросы экономики, 1997, № 6.
  3. С. Союзы предпринимателей и их взаимодействие с государством (опыт Швейцарии). // Экономист, 2001, № 10.
  4. А.А., Кистанов В. В., Савельев В. К. О совершенствовании административно-территориального устройства Российской Федерации. // Проблемы комплексного регионального развития России. М.: СОПС. Кн. 2. 1996.
  5. В.Н. Эффективность функционирования экономики региона. Межрегиональные товаропотоки и товарная специализация регионов. М.: 1998.
  6. М.К. Сибирь в системе экономических районов СССР-России // Регион: экономика и социология. 1998. № 2.
  7. М.К. Последствия фрагментации экономики России / М. К. Бандман, В. Ю. Малов, Б. В. Мелентьев // Регион: экономика и социология. 2002. № 2.
  8. М.К., Кулешов В. В., Селиверстов В. Е. Интеграционные процессы в Сибири. / Россия и СНГ: дезинтеграционные и интеграционные процессы. -М.: 1995 (Серия «Россия 90-х: проблемы регионального развития». Вып. 2).
  9. М.Н. История делового мира России. М., 1994.
  10. В.В. Отрасль и территория. М.: Мысль, 1987.
  11. Ю.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., «Дело», 1994.
  12. П.И., Рождественская И. А., Ростанец В. Г. Государственное регулирование социального развития регионов. М.: 1998.
  13. П.И. Экономическая составляющая межрегиональных связей города. Сб. трудов «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики». Вып. 5.-М.: РАЕН, ИРЭИ, 2004.
  14. В.А., Лис А.Г., Вишнякова B.C. Приоритеты регионального сотрудничества в союзе Беларуси и России. М.: СОПС, 2001.
  15. В.А. Россия Беларусь: пути создания Союзного государства. -М.: СОПС, 2001.
  16. А.И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  17. М. Инфраструктура региона // Экономист. 2005. № 6.
  18. Э. Крупные экономические районы: пути преодоления дезинтеграции рынка // «Плановое хозяйство». 1991. № 4.
  19. Государство и негосударственные коммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М.: 1997.
  20. М.Я. Уральский федеральный округ // «Экономист». 2004. № 2.
  21. М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития. М.: 2002.
  22. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  23. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9.
  24. А.Г. Экономический механизм межреспубликанских и межрегиональных связей // ЭКО. 1989. № 9.
  25. А.Г. Регулирование регионального развития и региональная экономическая политика в Российской Федерации. М.: СОПС, 2000.
  26. А. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления / А. Г. Гранберг, Ю. С. Зайцева // Российский экономический журнал. 2002. № 1−2.
  27. А.Г. Российские особенности в региональном разрезе // ЭКО. 1998. № 6.
  28. А.П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицын A.C. Региональная экономика. Принципы и модели управления предпринимательским климатом региона. Питер, 2003.
  29. Е.А. О формировании единого социально-экономического комплекса Москвы и Московской области. //"Экономика мегаполисов и регионов",. 2005. № 5.
  30. В.П. Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» // Байкальский экономический форум. Иркутск, 2000.
  31. М.В. Формирование муниципальных производственно-социальных комплексов. М.: ЦЭМИ РАН, 2004.
  32. Государственно-территориальное устройство России: экономические и правовые основы (под ред. А. Г. Гранберга, В.В.Кистанова). М.: ДеКА, 2003.
  33. Государственное и муниципальное управление: регионально-экономические детерминанты (под ред. Р.А.Исляева). СПб.: С.-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, 2002.
  34. E.H. Межрегиональные аспекты экономической реформы на Дальнем Востоке и Забайкалье (научное издание). Хабаровск, 1998.
  35. Делфт Адван, Веркеннис Атуе. Направления международного сотрудничества по развитию садово-огороднических хозяйств (на примере Северо-Западного региона РФ). //Международный научно-технический журнал «Недвижимость, экономика, управление». 2002. № 2.
  36. В., Катышев М. Проблемы теневой юстиции в России. // Вестник аналитики. 2001. № 4.
  37. А., Иванов В. Два подхода к межрегиональным ассоциациям // Российская Федерация. 1997. № 8.
  38. Н.М. Экономические связи в регионе. М.: 1993.
  39. Н.М. Экономические связи в регионе. М., 1993.
  40. В.И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. МГУ, Москва, Инфра-М 2006.
  41. А.П. Формирование вертикально интегрированных структур в промышленности России //Регион: экономика и социология. 2001. № 2.
  42. Т.Г. Институциональное развитие сектора малого бизнеса в российской экономике // Экономическая наука в современной России. 1999. № 3.
  43. Долгосрочное прогнозирование территориального экономического развития России. Методологические основы и прогноз на период до 2015 г. М.: СОПС, 2002.
  44. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: СПб-Киев, Изд. Дом Вильяме, 2000.48.3авельский М., Львов Д. Механизм межрегиональных хозяйственных взаимодействий // «Экономист», № 6,1991.
  45. Н.С. СНГ: выбор стратегии развития в условиях глобализации. Экономика мегаполисов и регионов. 2004, № 3
  46. В.М., Чистяков Е.Г, Шульга В. А Экономическая интеграция национальных хозяйственных систем. М.: 2001.
  47. Л., Легостаев А. Ассоциации экономического взаимодействия защищают интересы субъектов РФ // «Федерализм», № 4(8), 1997.
  48. И.А. О новых подходах к разработке схем территориального развития и градостроительства. М.: PA ACH, 2004.
  49. И.А. Российские проблемы обеспечения комплексного социально-экономического развития территорий и градостроительства. Экономика мегаполисов и регионов. 2006, № 9.
  50. А.И. Законодательное обеспечение региональной политики в РФ: проблемы и перспективы. М.: 2002
  51. С.Г. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. КНОРУС, Москва -2006.
  52. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: 1978.
  53. В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства. М.: Издательство Экономика, 2000.
  54. В. В. Система территориального регулирования. Экономист. 1999, № 2.
  55. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003.
  56. Ф. Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики //"Проблемы прогнозирования", 1996, № 2.
  57. Ф. Н., Чернова Л. С. Тенденции и целевой прогноз экономической динамики российских регионов // Проблемы прогнозирования, 2005, № 6.
  58. В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. М.: УРСС. 2004.
  59. И.В. Искусство управления. М., БЕК, 1997.
  60. В.В. О союзе предпринимателей России. «Экономика и коммерция», 1999, № 1.
  61. О.В. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов. Вопросы экономики, 2002, № 4.
  62. О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования, М.: УРСС, 2004.
  63. О., Улюкаев А. Финансовые взаимоотношения Москвы и федерального бюджета. // Вопросы экономики, 1999, № 12.
  64. О.В. Организационно-экономические проблемы управления экономической интеграцией регионов России. СПб. Издательство СПб ГУЭФ, 2002.
  65. Е.А. Исследование процессов пространственно-экономической интеграции на примере Сибири. Иркутск, Издательство БГУЭП, 2003.
  66. H.H. Теория экономического районирования. М. Мысль, 1969.
  67. В.Н. Экономико-географические аспекты управления территориальным развитием. // «Экономическая наука современной России». 2002, № 2.
  68. В.А., Любовный В. Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. М.: Дело, 2005.
  69. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Ст. 5 Экономика и федерализм. //"Российский экономический журнал", 1994, № 10.
  70. В.Н. Системные основания преобразований территориального устройства государства и оценка аргументов «от экономики» // «Российский экономический журнал», 2003, № 4.
  71. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.
  72. В.Н. Территориальное устройство государства: попытка реализации системной методологии анализа //"Российский экономический журнал", 2003, № 1.
  73. В.Н., Швецов А. Н. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития // «Российский экономический журнал», 1997, № 4.
  74. Г. Место ассоциаций экономического взаимодействия в регионах // «Экономист», 1996, № 8.
  75. Ю.М. Путь к эффективному государству. М.: МГУ. 2002.
  76. М.Н. Региональные ассоциации областей России. Опыт региональной интеграции. Кентавр 1995, № 3
  77. Мацнев Д. А, СНГ: межгосударственное регулирование экономической интеграцией. М. РАГС, 2003.
  78. А., Хутыз 3. О мерах государственной поддержки регионального развития // «Экономист», 2004, № 12.
  79. М.Б. Становление системы государственного прогнозирования развития субъектов РФ в условиях переходной экономики // Экономический вестник РАЕН. 2004. № 6.
  80. А. Экономическое развитие в странах Запада. М.: «Прогресс», 1967.
  81. Межрегиональное сотрудничество сегодня. Общегородской семинар по проблемам межрегионального сотрудничества 29 апреля 2004 г. Правительство Москвы Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Москва, 2004.
  82. Межрегиональное сотрудничество: опыт и перспективы. Информационные материалы. Научно-исследовательский институт государствоведения, М.:2003.
  83. Межрегиональные барьеры в РФ, социально-экономические последствия и пути преодоления: европейский опыт и уроки для России. Материалы семинара / отв. Ред. Е. В. Белянова, O.K. Ястребова, М.: 2000.
  84. ЭО.Минакир П. А. Дальний Восток и другие регионы в модифицирующейся экономике России.// «Экономическая наука современной России». № 1,2004.
  85. М. Межмуниципальное движение в России. Аналитический отчет / Вопросы местного самоуправления. № 1. 2004.
  86. Г., Куинн Дж. Б., Гошал. С. Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001.
  87. А. Эффективность товарного обращения и транзакционных издержек // Экономист, 2000, № 9.
  88. Наука Москвы. Стат. сборник, выпуск 2 Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы, Московский комитет по науке и технологиям. Москва, 2004.
  89. H.H. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М., Наука, 1978.
  90. Новоселов А. С, Региональные рынки. М.: 1999.
  91. A.C. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
  92. Д. Материалы Центра Карнеги, 2000, т. 5, № 1.
  93. Основы экономики столичного мегаполиса, РАЕН, РМА, ИРЭИ. М.: Экономика, 2006.
  94. Е.В. Организации предпринимателей как самостоятельный субъект регулирования экономических процессов в регионе II Экономический вестник РАЕН, 2004 № 6.
  95. Е.В. Союзы промышленников и предпринимателей в системе регулирования социально-экономического развития регионов. М., ИРЭИ, -Альфа-Доминанта, 2003.
  96. А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: УРСС, 2003.
  97. ЮЗ. Попаренко Я. В. Ассоциации экономического взаимодействия и развитие Северо-Запада России // «Проблемы прогнозирования», 2003, № 5.
  98. Я.В. Формирование межрегиональных административно-хозяйственных образований на современном этапе. М.: ИНФРА-М. 2003.
  99. А.Е. Размещение социалистической промышленности. М.: Экономиздат, 1962.
  100. О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. Приложение 9. М.: Наука, 2004.
  101. М. Конкуренция. Пер. с англ. Майкл Э. Портер. М.: Вильяме, 2000.
  102. .А. Государственное управление экономическими и социальными процессами, Учебное пособие, М.: Инфра-М, 2006.
  103. Региональная экономика. Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2001.
  104. Регионы России 2004. Статистический сборник. Росстат. 2005.
  105. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии / под ред. В. Е. Селиверстова. Новосибирск. Сибирское соглашение. 2000.
  106. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / отв. ред. А. Г. Гранберг, М.: Экономика, 2000.
  107. .Б. Территориальные ареалы и сети. Смоленск, Ойкумена, 1999.
  108. В.Г. Регулирование потребительского рынка региона в условиях переходной экономики: роль государства, предпринимателей, потребителей. М., 2000.
  109. В.Г., Топилин A.B. Межрегиональные экономические связи: приоритеты и механизмы стимулирования // «Экономист», № 6, 2005
  110. В.Г., Топилин A.B. Социальные структуры региональной интеграции // Экономист. № 2. 2006.
  111. И.М. Межрегиональные экономические связи в переходный период: проблемы, пути развития, формы и методы регулирования. М.: 2000.
  112. И.М. Регион и его роль в создании общего экономического пространства // «Экономическая наука современной России», № 3, 2003.
  113. И.М. Регионы России: развитие экономических связей и процессов интеграции в условиях перехода к рыночным отношениям. М: Альфа-Доминанта, 2003.
  114. О. Как нам обустроить оффшоры? «Экономика России XXI век», октябрь 2001.
  115. В. Электронный рынок государственных закупок России. «Вопросы экономики». 2003. № 4.
  116. В. Развитие федеральных округов (макроэкономический прогноз) //Обозреватель Observer. 2001. № 10.
  117. В.Г. Стратегия развития муниципальных образований и территориальное общественное самоуправление. Методические рекомендации. Орел: ОРАГС, 2003.
  118. Е.В., Кузьбожев Э. Н., Вертакова Ю. В. Государственное регулирование национальной экономики. КНОРУС, Москва, 2006.
  119. В.Е. Развитие межрегиональной интеграции как фактор укрепления федерализма в России. //Регион: экономика и социология. 1999. № 1.
  120. И.С. Предпринимательские ассоциации в странах Восточной Европы и в России //МЭ и МО. 1993. № 4.
  121. Е.П. Оценка эффективности межрегиональных хозяйственных связей. Межрегиональные хозяйственные связи. М.: СОПС и ЭС РАЕН, 1992.
  122. Совершенствование форм и механизмов межрегиональной интеграции в России и обзор европейского опыта. Аналитический доклад. Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП СО РАН, 1999.
  123. Стратегии макрорегионов России. Методологические подходы, приоритеты и пути реализации. Под ред. академика А. Г. Гранберга. М.: «Наука», 2004.
  124. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. / под ред. д.э.н. Г. Б. Клейнера, ЦЭМИ РАН Москва, Наука, 2002.
  125. В.И. Измерение эффективности межрегиональных взаимодействий: модели, методы, результаты. Новосибирск: 1991.
  126. В.И. Межрегиональные связи: прошлое, тенденции, перспективы // Общество и экономика. 1993. № 1.
  127. В.Д. Теория геопространственных систем. Смоленск: Ойкумена, 2000.
  128. США: государство, человек, экономика. Региональные аспекты. М.: Ин-т США и Канады РАН. Анкил, 2001.
  129. Территориальное управление экономикой. Словарь-справочник. Под ред. В. П. Колесова, В. М. Шупыро. М.: ТЕИС, 2001.
  130. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Учебник для ВУЗов. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998.
  131. Управление социально-экономическим развитием России. Концепции, цели, механизмы. Руководители авторского коллектива акад. РАН Д. С. Львов, чл.-корр. РАН А. Г. Поршнев. М.: Экономика, 2002.
  132. Формирование межрегиональных экономических связей города. /Основы экономики столичного мегаполиса. Рук. науч.-ред. Совета Ю. В. Росляк. М.: Экономика, 2006.
  133. Федеральные округа (экономические проблемы, перспективы развития). Под ред. Б. М. Штульберга. М.: СОПС, 2001.
  134. Ф.А. Дорога к рабству. М.: 1973.
  135. Хелевик Оттар. Социологический метод. Москва.: Издательство «Весь мир», 2002.
  136. Формы и механизмы межрегиональной интеграции. Под ред. В. Е. Селиверстова. Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
  137. Е.Г., Шульга В. А. Экономическая интеграция и национальный экономический рост. М.: РАЕН, 1997.
  138. А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте, ИКСИ РАН. М.: Наука 2004.
  139. И.Н., Блинов А.О, Кестер Я. М. Управление региональным хозяйством. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2005.
  140. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск: 1993
  141. Штульберг Б. М, Введенский В. Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  142. В.А., Чистяков Е. Г. Формирование общих рынков необходимое условие развития экономической интеграции. В сб. научных трудов
  143. Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики". -М.: УРСС, 1999.
  144. Business America. The Magazine of International Trade USDC, August, 1998.
  145. Chandler A. Strategy and Structure. Cambridge, Mass, MIT Press, 1962
  146. Friedman M. Money and Economic Development. N, 1973.
  147. Mallet W. Managing the Post-industrial City: business, improvement districts in the United States. / Area. 1994. № 3.
  148. Mintrberg Henry. The structuring of Organizations Prentice Habl, 1979.
  149. Richardson H. Regional Grouth Theory. London: 1973.
  150. Regional Development in Russia, Past Polices and Future Prospects. Ed. by H. Westlund, A. Granberg, F. Snickars, Edward Elgar, Cheltenham, UK Northampton, MA, USA, 2000.
  151. Tinbergen J. International Economic Integration. Brussels: 1954.
  152. Tobin G. The New Economics. N.Y., 1992.1. Диссертационные работы
  153. A.B. Формирование институциональной макросреды малого бизнеса России. Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2006.
  154. Н.М. Межрегиональная экономическая интеграция: тенденции, факторы и механизм государственного регулирования. Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2000.
  155. Елькин В. А, Управление социально-ориентированным развитием экономики на субрегиональном уровне. Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. Иркутск, 2000.
  156. О.А. Оценка межрегионального экономического взаимодействия на современном этапе развития России. Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Екатеринбург, 1998.
  157. Е.И. Экономическая интеграция в СНГ (методология, стратегия, механизм). Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. Волгоград, 2005.
  158. К.К. Экономическая интеграция государств-участников Содружества Независимых Государств на фоне глобализации мировой экономики (Международно-правовые проблемы). Дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Москва, 2003.
  159. В.Н. Межрегиональная интеграция как необходимое условие реализации стратегии экономического развития. Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук, Москва, РАГС, 2003.
  160. В.А. Межрегиональная экономическая интеграция в переходной экономике. Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Орел, 2000.
  161. В.Н. Экономическая интеграция республики Беларусь и Российской Федерации (проблемы и факторы развития). Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2000.
  162. Е.Р. Комплексное социально-экономическое развитие региона. Концептуальные подходы и современное методическое обеспечение (на материалах Ярославской области). Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2001.
  163. Д.А. СНГ: государственное регулирование экономической интеграцией. Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2003.
  164. P.M. Развитие экономической интеграции в современных условиях (на примере республики Таджикистан). Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Душанбе, 2002.
  165. И.М. Межрегиональное экономическое сотрудничество и интеграционные процессы в экономике России. Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2003.
  166. A.A. Управление экономическим ростом агломераций (на примере московской агломерации). Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2005.
  167. A.A. Влияние интеграции на экономический рост. Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2003.
  168. Г. Ф. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Воронеж, 2000.
  169. О.Ю. Интеграция хозяйствующих субъектов в российской экономике. Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Саратов, 2004.
  170. О полномочном представителе Президента Российской Федерации В. В. Путина в федеральном округе. Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2000 г.
  171. Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР. Постановление Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г.//Российская газета, 25 октября 1991 г.
  172. Правовые основы формирования и деятельности региональных ассоциаций экономического взаимодействия Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации, 1992.
  173. Об утверждении Положения об Объединенной коллегии органов управления г. Москвы и Московской области. Распоряжение Президента РФ № 282 от 05.06.1992 г.
  174. Вопросы деятельности межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение. Распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 01.07.1991 г.
  175. О создании советов при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах. Указ Президента РФ № 337.
  176. Об участии города Москвы в работе Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ). Распоряжение Мэра Москвы от 14 апреля 2004 г.
  177. Об объединениях работодателей. Закон РФ.
  178. О торгово-промышленных палатах в РФ. Закон РФ
  179. Об общественных объединениях. Закон РФ.
  180. О некоммерческих организациях. Закон РФ.
  181. О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве. Закон города Москвы № 51 09.10.2002 г.
  182. О государственных целевых программах в городе Москве. Закон г. Москвы № 34 от 11.07.2001 г.
Заполнить форму текущей работой