Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философские аспекты феномена страха

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Востребованность исследования страха в современных условиях по мере развертывания вселенской космической эволюции, будет возрастать, поскольку человечество, открывая перед собой все новые сферы и горизонты в окружающем мире, сталкивается с новыми тайнами, представлениями, интерпретациями. Человечество начнет все дальше и дальше проникать в глубины космоса, глубины океана, будет создавать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические принципы исследования явления страха
    • 1. 1. Рассмотрение психических состояний на основе принципа целостности
    • 1. 2. Определение страха на основе принципа взаимосвязи
    • 1. 3. Классификация страха, основанная на принципах целостности, всхождения от абстрактного к конкретному и синергетики
      • 1. 3. 1. Страхи объективного происхождения (биологические, техногенные, планетарные, космические)
      • 1. 3. 2. Страхи субъективного происхождения (детские, социальные)
      • 1. 3. 3. Онтологические страхи (страх смерти, экзистенциальный, религиозный)
  • Глава II. Диалектика развития страха как социально-историческое явление
    • 2. 1. Причины возникновения страха
    • 2. 2. Общая структура и функциональный анализ страха
    • 2. 3. Модель возникновения страха
    • 2. 4. Страх в современном российском обществе
  • Глава III. Страх как компонент структуры личности
    • 3. 1. Взаимосвязь страха с основными структурными элементами личности (когнитивными процессами и другими эмоциями)
    • 3. 2. Влияние страха на возникновение новообразований в структуре личности (влияние на мотивацию и на формирование характера человека)

Философские аспекты феномена страха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблема эмоций в настоящий момент времени является одной из наиболее актуальных проблем в философии и психологии. В каждый момент времени человек находится в определенном психическом состоянии, имеющем ту или иную эмоциональную окраску. Любая человеческая деятельность, наряду с прочими, имеет эмоциональные детерминанты. И очень часто такой эмоциональной детерминантой является именно страх. Можно сказать, что страх сопровождает любого человека на протяжении всей жизни и является одной из компонент, обеспечивающих его существование.

Страх долгое время рассматривался исключительно как психологическое явление, однако философский аспект страха более обширен и имеет важное практическое значение.

Мы в своей работе стремились преодолеть границы психологии и рассмотреть страх как явление философское: универсальное, взаимосвязанное с различными сторонами общечеловеческой культуры и отдельной личности. Страх сопутствует историческим эпохам и формам социального обустройства людей. Еще одним доказательством того, что страх пронизывает буквально все сферы жизнедеятельности людей является то, что на проблему страха часто наталкиваются тогда, когда размышляют о чем-то другом: о рождении, смерти, судьбе, свободе, вере. Философскими аспектами страха являются роль и функции, которые он выполняет в процессе формирования личности, а также его тесная взаимосвязь с философскими категориями и понятиями, например, такими как «бытие», «хаос» .

Востребованность исследования страха в современных условиях по мере развертывания вселенской космической эволюции, будет возрастать, поскольку человечество, открывая перед собой все новые сферы и горизонты в окружающем мире, сталкивается с новыми тайнами, представлениями, интерпретациями. Человечество начнет все дальше и дальше проникать в глубины космоса, глубины океана, будет создавать техногенную (вторую) природу и будет подолгу взаимодействовать с устойчивой искусственной окружающей средой. И везде его будут поджидать новые страхи: техногенные (опасность разного рода катастроф), общепланетарные, космические, основанные на противопоставлении себя среде, заброшенности в пространстве и во времени. Таким образом можно сказать, что страх имеет онтологические основания. Кроме того, начавшийся в настоящее время переход к информационному обществу поставил перед человеком проблему компьютерной среды, новых способов моделирования окружающей среды и взаимодействия с ней. Человеку все труднее перерабатывать поступающую информацию (изменяется ее качество, уменьшаются отрезки времени) и это приводит к появлению гносеологических страхов.

Степень научной разработанности темы.

Упоминание о страхе в философии можно встретить в работах мыслителей Древнего мира, Античности, Нового времени и современности. Многие из них исследовали природу человека в целом (Аристотель «О душе», Р. Декарт «Страсти души», Б. Спиноза «Этика», Д. Юм «Трактат о человеческой природе» и др.) Теории, которые были созданы в рамках философии до возникновения психологии как науки (до 1879 года) можно отнести к классическим теориям эмоций: Платон, Аристотель, Эпикур, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Д. Юм, К. Гельвеций, П. Гольбах, И.Кант. Следует отметить, что практически все школы и направления так или иначе рассматривали страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем. Но наиболее важными и интересными нам кажутся следующие: холистические устремления Аристотеля, взгляды Р. Декарта (страх — это крайняя степень трусости, изумления и боязни), учение Б. Спинозы о происхождении и природе аффектов, его системный подход к пониманию страха, Д. Юм диалектически соединил «поверхностные» (ситуационные) и базисные (индивидуальные) причины возникновения страха, которые до него рассматривались по отдельности.

Исследование онтологии и гносеологии страха в отечественной философии не проводилось. Описание сущности страха и роли, которую он играет в человеческой жизни на духовном уровне можно встретить в художественной литературе и в работах философов-экзистенциалистов.

Значение страха в человеческой жизни исследовалось в рамках философии экзистенциализма. Экзистенциализм считает эмоцию способом существования сознания, одним из способов, с помощью которых оно понимает свое «бытие-в-мире». Страх как одно из основных понятий экзистенциальной философии, вводится С. Кьеркегором, а в дальнейшем разрабатывается К. Ясперсом, П. Тиллихом, М. Хайдеггером, Ж.-П.Сартром и А.Камю.

С.Кьеркегор различал обычный «эмпирический» страх-боязнь, вызываемый конкретным предметом или обстоятельством и неопределенный, безотчетный страх-тоску. (Аналогично у М. Хайдеггераэкзистенциальный и житейский страх). Согласно С. Кьеркегору, Angstметафизический страхпредметом его является, и он сам есть форма, переживания человеком Ничто. «Какое воздействие оказывает Ничто? Оно рождает страх». Именно потому, что человек конечен и знает о своей конечности, ему ведом метафизический страх-тоска, неизвестный животным. У М. Хайдеггера страх выступает как один из экзистенциалов, поскольку через него раскрывается бытийная структура экзистенции, а именно конечность. Страх открывает перед экзистенцией ее последнюю возможность — смерть.

В фундаментальном настроении ужаса (страха) человеку приоткрывается Ничто. Можно сказать, что страх вызывает хаос космоса, природы и бытия.

По А. Камю экзистенция выступает как страх, экзистенциальная тревога, ожидание, как пограничная экзистенциальная ситуация, в которой основным философским вопросом является вопрос о самоубийстве. Быть или не быть в условиях, когда и страшно, и скучно и абсурдно?

На примере теории Ж. Сартра можно сделать обобщающий вывод об особенностях понимания страха в экзистенциализме. Ж. Сартр выступает против обособляющего рассечения эмоции и ее предмета, таким образом утверждая, что мир, воспринимаемый эмоционально, — это экзистенциально новый мир, мир магии и волшебства, о котором «нужно говорить, как говорят о мире сновидений или мире безумства» [169, с. 135] и в который погружается сознание, когда существование в рациональном мире становится невозможным. Экзистенциализм абсолютизировал неразделимость эмоционального явления, и поэтому вынужден проецировать субъективное в мир, т. е. признавать существующими два мира, один — из которых открывается так, как если бы он был уже страшным. В этом случае эмоциональное состояние отсекается от реального жизненного процесса.

Религиозный страх так же как и экзистенциальный переживается на духовном уровне бытия. Кроме Священного писания рассуждения об этом типе страха можно найти у Б. Паскаля, К. Маркса и Ф. Энгельса, Б. Рассела, К. Юнга, А. И. Демьянова, А. Ветелева, Н. Н. Моисеева.

В философской литературе советского периода нам не удалось найти ни одной работы, посвященной страху, ни даже отдельных вопросов о страхе. В философии проблема страха даже не ставилась.

В психологии страх полнее и подробнее всего изучен в рамках психологии эмоций и детской психологии. Но, несмотря на это, в психологии эмоций существует большая путаница, которую вносят терминологические расхождения. В какой-то мере они заложены уже в повседневном языке, позволяющем нам назвать, например, страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением. На запутанность того, что в различных концепциях обсуждается под одними и теми же названиями эмоций, страстей или чувств, оказало влияние то обстоятельство, что эти концепции создавались на разных языках и в разные эпохи, имеющие свои традиции в употреблении таких понятий. Поэтому из-за существующей терминологической неоднозначности в психологии эмоций важно учитывать условность названий и решать вопрос об их соотношении не по внешнему звучанию, а на основе проверки того, что именно они обозначают. Семантически близкими понятию «страх» являются понятия «тревога», «тревожность», «ужас», «трепет». Мы в своей работе в основном используем только два понятия «страх» и «тревога» (экзистенциальный страх).

В психологии эмоций условно можно выделить два направления, в которых разрабатывались теории: это, во-первых, так называемые «периферические» теории, в возникновении которых большую роль сыграла теория Джеймса-Ланге, появившаяся в конце XIX века. В этих теориях в понимании эмоций преобладает физиологическое содержание. Это можно выразить в следующей схеме: восприятие — органические реакции — эмоция. Можно отметить явную односторонность этих теорий, которые пытаются объяснить природу эмоций единичным суждением, отсылающим к тому или иному физиологическому процессу. Это теории Э. Клапареда, С. Шахтера,.

У.Кеннона, Д. Б. Линдслея, Э. Гельгорна и Дж. Луфборроу, Е^щ^, З.Фрейда. Например, эмоция — это сложная активность структур, составляющих висцеральный, или лимбический мозг [57, с.382]- восприятие химического состава крови, нарушение гомеостаза [230].

Сюда же можно отнести раннюю, чисто физиологическую (хотя и основанную на прямом психологическом наблюдении) интерпретацию страха З.Фрейдом. Страх возникает в результате вытеснения влечений. Эта точка зрения относилась исключительно к сексуальному влечению и основывалась на вере в то, что если разрядка сексуальной энергии встречает препятствие, то эта энергия будет порождать в теле физическое напряжение, которое трансформируется в тревожность или страх. Можно сказать, что теории, относящиеся к этому направлению, раскрывают физиологические аспекты страха. Из отечественных психологов, поддерживающих взгляд на эмоцию как на результат физиологического процесса, молено назвать С. Л. Рубинштейна, П. К. Анохина [8, с.339−357].

Во-вторых — так называемые классические теории эмоций. Их можно охарактеризовать следующей схемой: восприятие — эмоции — органические реакции. Эта точка зрения в настоящее время в отечественной психологии эмоций является общепринятой. В данных теориях раскрываются психологические и социально-психологические аспекты страха. Это теории У. Макдауголла, Ф. Крюгера, Р. Липера, Н. Я. Грота, В. Вундта, К. Е. Изарда, А. Н. Леонтьева, П. В. Симонова, В. К. Вилюнаса, реформатора психоаналитического направления К. Хорни, открывшую культурную этимологию неврозов и считавшую, что страх является тем мотором, который запускает невротический процесс и поддерживает его течение и многих других.

Выделение различных типов страха можно найти в работах З. Фрейда [101, с.508−510], В. Б. Сапунова [167], Ф. Римана [164].

Из современных психологических исследований наиболее всего заслуживает внимания работа А. О. Прохорова «Психология неравновесных состояний», где подробно исследуются вопросы феноменологии, динамики, структурно-функциональной организации, места в психическом целом неравновесных психических состояний. Но конкретно страх, как неравновесное психическое (эмоциональное) состояние высокой психической активности в этой работе не исследуется.

Во всех перечисленных выше работах страх понимался и рассматривался лишь как негативная эмоциональная реакция или эмоциональное состояние, возникающая в момент опасности. Как нам кажется это очень примитивное и недостаточно полное представление о страхе.

Проблема заключается в разработке философского подхода для исследования эмоций (удивления, радости, отвращения, негодования, симпатии, печали и т. д.) и в выявлении конструктивных тенденций в различных типах страха и сопоставлении их с деструктивными (разрушительными) тенденциями.

Объектом исследования являются философские аспекты страха.

Предметом — процессы и состояния страха, соответствующие различным типам страха и уровням их иерархии.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования: сформировать целостное представление о страхе на основе выявленных философских аспектов, осуществить комплексное исследование страха, раскрыть его вклад в формирование личности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

Во-первых, выявить основные типы страха и параметры их классификации. Классифицировать страхи в соответствии с этими параметрами.

Во-вторых, систематизировать причины возникновения страха в соответствии с его выявленными типами.

В-третьих, исследовать структуру страха на основе представления о нем как о неравновесном эмоциональном состоянии.

В-четвертых, проследить эволюцию основных типов страха.

В-пятых, установить взаимосвязь между состоянием страха и когнитивными процессами.

В-шестых, обосновать влияние страха на формирование личности.

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

Методологической основой диссертации являются во-первых, основные положения материалистической диалектики: принцип восхождения от абстрактного к конкретному и принцип детерминизма. Последний понимается как закономерная и необходимая зависимость эмоциональных состояний от порождающих их факторов.

Во-вторых, методология основывается на основных принципах системности и синергетики. Основные признаки системности целостность, динамическая взаимосвязь между элементами) лежат в основе структурно-функциональной организации эмоционального состояния. Использование синергетического подхода сводится к выявлению самоподобия между различными типами страха и иерархическому подчинению этих типов.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

Во-первых, произведена классификация страха на основе соответствующих параметров, основными из которых являются: источники возникновения, полнота и целостность, интенсивность, модальность, сознательность/бессознательность. Выделяются четыре классификационные группы, объединяющие десять типов страха.

Во-вторых, систематизированы причины возникновения страха во взаимосвязи с классификацией страха.

В-третих, целостный взгляд на проблему страха разработан исходя из понятия «психического состояния», его функций, взаимодействий. На основе структуры психических состояний произведено системное описание страха.

В-четвертых, показана связь страха с общевселенской эволюцией и эволюцией личности, установлены особенности эволюции отдельных типов страха.

В-пятых, выявлены взаимодействия страха с когнитивными процессами. С одной стороны, страх оказывает влияние на протекание когнитивных процессов, что сказывается на эффективности интеллектуальной деятельности, а с другой — с помощью мышления, сознания, памяти, воображения можно управлять страхом, контролировать его.

В-шестых, установлено, что страх участвует в процессе формирования личности, развитии характера, в появлении новообразований в личности, в становлении мировоззрения.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Используемый в данной работе философский подход к исследованию страха может быть применен и к изучению других эмоций (удивления, радости, отвращения, негодования, симпатии, печали и т. д.), что позволит наиболее полно и глубоко познать природу человека, открыть новые особенности человека как личности, продвинуться вперед в познании взаимоотношений человека и предметного мира, человека и природы. Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов: в психодиагностике, в психокоррекционной работе с детьми, при работе в экстремальных.

Заключение

.

В ходе проведенного исследования осуществлено комплексное изучение страха (от физиологического до духовного уровня его существования), сформировано целостное представление о понятии «страх», раскрыты функции, которые выполняют в жизни человека различные типы страха, исследованы онтологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические аспекты страха.

1. Осуществлена наиболее полная, на сегодняшний день, классификация страхов. Выделены четыре классификационные группы, которые объединяют десять типов страха. Классификационными параметрами выделения типа страха являются: источники его возникновения, отсутствие полноты и целостности в восприятии окружающей действительности, философские аспекты. Каждый тип страха выполняет определенные функции в жизни человека, что определяется зависимостью от ряда параметров, тесно связанных с параметрами классификационными. В зависимости от интенсивности страха и его организованности конкретный тип страха может играть организующую или разрушительную роль (положительную или отрицательную). Организующий страх является элементом более обширных структур и циклических процессов.

2. Систематизированы причины возникновения страха. Выявлено, что они иерархически соподчинены и имеют несколько уровней. Во-первых, «поверхностные» причины, которые являются «внешними» по отношению к субъекту. Во-вторых, причины более глубокие, связанные с самооценкой и оценкой «Я» другими. В-третьих, причины, лежащие в основе личностных образований (ценностей, убеждений). В-четвертых, причиной страха является нарушение гармонии в человеческих отношениях, целостности определенного социального качества, каковыми могут быть дружба, семья, образ жизни. В-пятых, диалектическое соединение «внешних» и личностных причин.

3. Целостный взгляд на проблему страха разработан исходя из понятия «психического состояния», его функций, взаимодействий. Произведено системное описание страха. Общая структура страха состоит из трех подструктур, каждая из которых формируется на основе одной характеристики психического состояния.

4. Исходя из идей синергетики и теории катастроф разработана модель возникновения страха. Собственная динамика страха, рассмотренная во взаимосвязи с типологией страха и его философскими аспектами, дает представления об эволюции страха, увязывая последнюю с глобальным эволюционизмом и с особенностями формирования личности. Эволюция страха продемонстрирована диаграммами, характеризующими динамику различных типов страха на примерах их развития в художественных произведениях.

5.Страх как неравновесное эмоциональное состояние оказывает влияние на протекание когнитивных процессов и, соответственно, сказывается на эффективности интеллектуальной деятельности. Он либо ее замедляет и тормозит, либо улучшает, что зависит от интенсивности и длительности состояния страха (если эти характеристики страха являются оптимальными для конкретного человека, т. е. если состояние страха не превышает духовных сил человека, то это положительно сказывается на его деятельности) и индивидуальных особенностей человека, в частности, свойств нервной системы (как правило у людей с сильной нервной системой в состоянии страха деятельность более эффективна, чем у людей со слабым типом нервной системы).

6. Страх, как неравновесное состояние, способствует образованию в мозгу человека новых состояний, открытию доступа к новой информации,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. -288с.
  2. Ю.И., Дружинин В. Н. Теория функциональных систем в психологии // Психологич. Журнал. 1998. — № 6. — С.4−19.
  3. . Молекулярная биология клетки. М.: Мир, 1994. — Т. 3, С. 287.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339с.
  5. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. — С. 168.
  6. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. -С.72.
  7. П.К. Эмоции // Большая мед. энциклопедия, т.35. М.: Советская энциклопедия, 1964. С.339−357.
  8. В.Ю. Метафизика страха и этика бессмертия. Саратов: ТОО «Печатный двор», 1994. -64с.
  9. Аристотель Метафизика // Соч.: В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1975. С. 171.
  10. Аристотель Категории // Соч.: В 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1975. С.73−75.
  11. Аристотель О душе. М.: Соцэкгиз, 1937. — 180с.
  12. Аристотель. Физика. М.: Соцэкгиз, 1936. — С.27.
  13. П.Арнольд В. И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990. 126с. 18. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти,-М.: Прогресс, 1992.- 528с.
  14. В.Г. О целостных системах // Вопросы философии, 1980. -№ 6. — С.62−78.
  15. Г. Л. Иудаизм и современность. М.: Знание, 1978. 64с.
  16. Г. Л. Кризис и модернизация иудаизма. М.: Знание, 1980. -64с.
  17. А.Г., Фурман Д. Е. Сикхи и индусы. М.: Наука, 1992. 128с.
  18. Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1979. — С.75.
  19. М.С. Иудаизм. -М.: Политиздат, 1974.-239с.
  20. Э. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. -М.: Прогресс, 1988. С. 88.
  21. В.М. Избранные работы по социальной психологии,— М.: Наука, 1994, — С. 193.
  22. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. — М.: Терра, 1990. -С.678.
  23. Библия. Книга первая Моисеева. Бытие. Гл. 1: 26−27. Гл. 2:7. Издание New Life, 1993.-С. 1−2.
  24. Библия. Псалтырь, 33:12 Издание New Life, 1993. — С.583.
  25. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. М.: Педагогика, 1979. — 304с.
  26. A.A. Вопросы социализма. М.: Политиздат, 1990. — С.56.
  27. A.A. Тектология. Кн. 1. М.: Экономика, 1989. — С.221−226.
  28. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: ИИД «Филинъ», 1996. — 472с.
  29. О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 224с.
  30. Большой энциклопедический словарь. М.: НИ БРЭ, 1998. — С.1406.
  31. И. Стихотворения. Таллин: Eesti Raamat, 1991, — СЛ11.
  32. Jl.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. -268с.
  33. Ф.М., Галкин A.A. Введение в марксистское обществоведение.- М.: Политиздат, 1990, — С. 193.1. Г, А A A f. ~
  34. Aooeaoeee O.I., IooeinSee A.I. Iaoia e aeanou. -1.: Iieeoefaao, 1986. N16.
  35. Н.И. Экономика переходного периода // Проблемы теории и практики социализма. М.: Политиздат, 1989. — 161с.
  36. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — С.83.
  37. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: МГУ, 1980. 192с.
  38. А. Нравственные основы духовного совершенствования // Журнал Московской патриархии. 1988. — № 3. — С.73.
  39. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. -М.: МГУ, 1984. С. 12.
  40. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. -288с.
  41. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. -143с.
  42. В.К. Эксперимент и теория психологии // Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. — 392с.
  43. У.А. Роль школьного образования в современной жизни народностей севера// Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С.39- 44.
  44. В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. Тексты.- 1984. -С.47−63.
  45. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1956. — С.54.51 .Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. — 176с.
  46. В.А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып 1. 1991,-С.47−55.
  47. В.И. Нервные дети. Л.: Медицина, 1990. — С.162.
  48. К. Записные книжки // Соч. В 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1973. -С.131.
  49. К. Об уме // Соч. В 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1973. — С.235.
  50. К.А. О человеке // Соч. В 2-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1974. -398с.
  51. Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. -М.: Мир, 1966. -С.382.
  52. Т. Соч. В 2-х томах. М.: Мысль, 1989. 735 с.
  53. Д.Б. Особенности реакции младенцев на «физические» и «социальные» раздражители // Вопр. Психологии. 1969. — № 6. — С.65.
  54. П.А. Избран.произв. В 2-х томах. М.: Соцэкгиз, 1963. 563с.
  55. P.M. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1988. -560с.
  56. Н.Я. Психология чувствований // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984.-С.64−82.
  57. С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993.- 504с.
  58. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. Т. 4. -М.: Рус.яз., 1998. С. 279.
  59. В. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 367с.
  60. У. Что такое эмоция? // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984.-С.83−92.
  61. Р. Страсти души // Соч. в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, — 1989. — С.550.
  62. А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ). Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984, — 184с.
  63. Г., Лекторский В. Проблемы целостного мира // Вопросы философии. 1990. -№ 12. -С.32−43.
  64. О.Г. Проблемы нравственности. М. Наука, 1977. — 333с.
  65. М.И. Общая и юридическая психология. М.: Юрид. лит., 1996. -512с.
  66. А.Н. История психологии: от античности к современности. М.: Изд-во «РПА», 1997. — С.48.
  67. А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. — С.38. 74.3имбардо Ф. Застенчивость. — М.: Педагогика, 1991. — 208с. 75.3лобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. — 1991. -№ 4. — С.96−99.
  68. Из истории коллективизации 1928 года. Поездка Сталина в Сибирь. Документы и материалы//Известия ЦК КПСС. 1991. — № 7. — С.200.
  69. К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. — 440с.
  70. Иудаизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М.: Республика, 1996. — 574с.
  71. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989,-С.223−267.
  72. А. Посторонний // Избранное, — М.: Правда, 1990, — С.37−110.
  73. И. Антропология с прагматической точки зрения Ч. 1. // Кант И. Собр. соч. В 6. т. Т. 6. М.: Мысль, 1966. — С.500.
  74. И. Антропология с прагматической точки зрения Ч. 2. // Кант И. Собр. соч. В 6 т. Т. 6. М.: Мысль. — 1966. — С.540−544.
  75. Ф. Замок // Сочинения В 3 т. Т. 2. М.: Худож.лит.- Харьков: Фолио, 1995. -С.295−552.
  76. Ф. Тоска // Сборник. Новосибирск: Новосиб.книж.изд-во, 1991. -С.439- 442.
  77. А. Психопатология неврозов. Варшава: Польское мед. изд-во, — 1975. -С.123.
  78. Ф.Х. Гераклит. М.: Мысль, 1982. — 199с.
  79. Р.Б. Структурная теория черт личности // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. — С.305−314.
  80. Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций.Тексты. М.:МГУ,-С.93−102.
  81. Книга мертвых. Пересказ по совокупности версий Бардо Тодол на английском Е. П. Цветкова. М.: Издательская фирма «Макет рынка», 1993.- С.103−142.
  82. H.H. Концепцияя относительных равновесий в природе.-Якутск: АН PC (Я). 87с.
  83. Кон И. С. Личность и ее' самосознание. М.: Политиздат, 1984, — 335с.
  84. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  85. В.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1990. -224с.
  86. .И. Психофизиология личности // Итоги науки и техники. -М.: ВИНИТИ.- 1990.-Т. 40. 164с.
  87. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  88. Краткая философская энциклопедия. М.: «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576с.
  89. Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций.Тексты. М.: МГУ, 1984, — С. 108−119.
  90. А.Е. Научные труды. Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. -484с.
  91. С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 383с. ЮО. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. — 271с. ЮГЛапланш Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу. — М.: Высш. Шк., 1996.-623с.
  92. Н. Д. Трунова М.М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии. М.: Медицина, 1994. — 192с.
  93. К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. -М.: МГУ, 1980. С.122−131.
  94. Н.Д. О психических состояниях. М.: Просвещение, 1964,-344с.
  95. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. — С.113.
  96. В.И. Государство и революция // Полн.собр.соч. Т.33. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1981. С. 24.
  97. В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1980. С. 276.
  98. В.И. Речь на IV сессии ВЦИК IX созыва 31 окт. 1922 г. // Полн.собр.соч. Т. 45. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1975. С. 250. Ю9. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: МГУ, 1971, — С.1−40.
  99. Ю.Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991. — 223с.
  100. Ш. Липер Р. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты.М.: МГУ 1984. С.138−151.
  101. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444с.
  102. ПЗ.Ломов Б. Ф. Об исследовании законов психики // Психологич. журн. -1982. -№ 1. С.24−36.
  103. .Ф. Системность в психологии. М.: Изд-во «ИПП» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384с.
  104. К. О прирде вещей. М.: 1983. — С.894−898.
  105. А.Р. Мозг человека и психические процессы, в 2-х т. Т.1. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963. — 479с.
  106. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. — 496с.
  107. Ю.А. Системная организация эмоционального поведения. -М.: Медицина, 1980. 208с.
  108. У. Различение эмоций и чувств // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ. 1984, — С103−107.
  109. О.Э. Лирика разных лет. М.: Школа-Пресс, 1994. — С.69−70.
  110. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
  111. К. Капитал Т.1. Кн. 1 // Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения Т. 23. -М.: Изд-во полит, лит-ры, 1960. 761с.
  112. К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 27. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1962. — С.370.
  113. Г. А. Эскимосы. Магадан: книжное изд-во, 1959. -145с.
  114. Н. Приобретенные побуждения и подкрепления // Стивене С. С. Экспериментальная психология. Т. 1. М.: ИЛ, 1960. — 479с.
  115. H.H. В зоне неопределенности // Наука и религия. 1989. — № 2. — С.2−4.
  116. H.H. Проблема возникновения системных свойств// Вопросы философии, 1992. № 11.
  117. Г. Страх// Собр.соч. в 7 т. Т.1.- М.: Россия, 1992. С.354- 360.
  118. В.К. Словарь английского языка. -М.: Рус. яз, 1992. 843с.
  119. Набоков B.B. Bend Sinister // Романы. Спб.: Северо-Запад, 1993.-С.302−484.
  120. H.A. Рыцарь на час // Стихотворения. Поэмы. М.: Худ. литра, 1971.-С.204−209.
  121. А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996. — 147с.
  122. Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности // Психол. Журн. 1998. — № 1. — С.16−25.
  123. О.Г. А.А.Богданов и психологическая наука // Вестник МГУ, 1999.-№ 1.-С.37−49.
  124. С.И. Словарь русского языка. М.: Сов.энц., 1975. — С.204. 136.0лпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. — С.209−210.
  125. Основные страхи, связанные с текущим развитием социально-политической ситуацией в России (социально-политический опрос). Сеть Интернет, http: / www.societi.ru/ rasn/ rusproj/ rusproj 5.htm.
  126. И.П. Общие типы ВНД животных и человека // Павлов И. П. Мозг и психика, — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С.198−222.
  127. . Мысли. М.: PEEL-BOOK, 1994. — С.252.
  128. Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. Журн. 1996. -№ 1. -С.169−174.
  129. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. — С.366- 408.
  130. Г. Меррея // Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. -М.: «КСП+», 1997. -С.191−232.
  131. Платон. Государство // Платон. Собр. соч. В 4-х т. Т.З. М.: Мысль, 1994. -С.217.
  132. Платон. Законы // Там же. Т.4. — С.95.
  133. Платон. Пир//Там же. Т. 2. — С.111.
  134. Платон. Федон //Платон. Собр. Соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. -С.25.
  135. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк, 1984. — 174с.
  136. Полный православный богословский энциклопедический словарь В 2-х т. Т.2. Репринтное издание. М.: Возрождение, 1992. С. 2122.
  137. .Ф. О начале человеческой истории,-М.: Мысль, 1974, — 487с.
  138. Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения . М.: Мир, 1980. — 607с.
  139. И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. — С.46−52 .
  140. И., Николис Г. Самоорганизация в неравновесных системах. -М.: Мир, 1979.-512с.
  141. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. — 431с.
  142. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Изд-во Казанского ун-та, 1991. — С. 14.
  143. А.О. Психология неравновесных состояний. М.: ИП РАН, 1998. — 152с.
  144. А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психол. Журн. 1996. — № 3. — С.9−19.
  145. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 447с.
  146. A.C. Руслан и Людмила // Собр. соч. В 8 т. Т. 4. Поэмы. М.: Худ. лит-ра, 1969. — С.33−127.
  147. A.C. Полтава // Собр. соч. В 8 т. Т. 4. Поэмы. М.: Худ. литра, 1969.-С.252−314.
  148. . Почему я не христианин?. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1987. — С.28.
  149. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. -392с.
  150. Н. И. Личность как предмет психологического анализа. -Харьков: «Вшца школа», 1974. 164с.
  151. Н.И. Психология личности. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. — 196с.
  152. Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии. М.: Алетейа, 1998. 336с.
  153. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 485с.
  154. Г. И. Синергетика и системный подход//Философские науки. -1985. -№ 5. -С.48−55.
  155. В.Б. Переживание ужаса при восприятии человеком приматов // Вопросы психологии. 1991. -№ 1. — С.153−155.
  156. Сартр Ж.-П. Мухи // Стена. М.: Политиздат, 1992. — С.195−254.
  157. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций.Тексты. М.: МГУ, 1984. — С.120−137.
  158. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. — С.319−344.
  159. Г. Когда стресс не приносит горя. М.: Благотворительное издание МНПП «РЭНАР» и ЦК общества Красного Креста России, 1992. — 160с.
  160. В.Ф. Теория личности,— Л.: ЛГУ, 1982, — 185с.
  161. А.Л. Понятие «состояние» как философская категория. -Новосибирск: Сиб. Отд. Изд-ва «Наука», 1982. 127с.
  162. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970. — С.85.
  163. П.В. Что такое эмоция ? М.: Наука, 1966. 93с.
  164. Сологуб Ф.Стихотворения. М.: Советская Россия, 1975, — С. 15.
  165. . Этика. Ч. III О происхождении и природе аффектов. М.: Дореволюционное издание. С. 143.
  166. Страх: Антология. Философские маргиналии профессора П. С. Гуревича. -М.: Алетейа, 1998, — 408с.
  167. И. Тайны катастрофы. М.: Мир, 1987. 76с.
  168. Т.С. Шаманы сибирских эскимосов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. JL: Наука, 1981. С.218−232.
  169. П. Мужество быть // Избранное: Теология культуры, — М.: Юрист, 1995. 479с.
  170. П. Систематическое богословие Т.1. Ч. 2. СПб.: «Апетйя», 1998. — 510с.
  171. А.Н. Философия религии К.Ясперса (критический анализ). Л.: ЛГУ, 1982. — 152с.
  172. В.П. Личность и общество. М.: Мысл, 1965. — 191с.
  173. Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психол. Журн. 1998. — № 1, — С.37−46.
  174. Дж., Фрейгер Р. Джеймс У. (Джемс В.) и психология сознания // Личность и личностный рост. Вып 3. М.: Изд-во РОУ, 1994. -С.3−46.
  175. Феофраст. Характеры // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. -С.228−230.
  176. Философский словарь /Под ред. Фролова. М.: Политиздат, 1986. — 588с.
  177. Фрейд 3. Мы и смерть, — Спб.: В-Е ИП, 1994, — С.5−25.
  178. Фрейд 3. Страх. Минск: Поппури, 1998. — С.241−321.
  179. П., Пиаже Ж. Эмоции // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. — 285с.
  180. И.Г. О жизни, смерти и бессмертии (Статья первая) // Вопросы философии. 1983. -№ 3, — С.83−98.
  181. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ-ЛТД, 1998.-С.ЗЗЗ.
  182. Э. Искусство любить. М.: Педагогика, 1994. — С.36.
  183. М., Риз М. Исследования разума и мозга //Вестник современной практической психологии. М.: Совершенство, 1999. — С.74−81.
  184. М. Бытие и время М.: Республика, 1993. 443с.
  185. Г. Информация и самоорганизация. М: Мир, 1991. 240с.
  186. Хен Ю. В. Биофилия и проблема смерти // Биофилософия. М.: ИФРАН, 1997, — С.241−250.
  187. Хрестоматия по истории КПСС Т.2. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. -С.241.
  188. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ. М.: Прогресс. 1993. -480с.
  189. И.М. Проблема самосознания в психологии. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1977. — 144с.
  190. А.П. Страх (Рассказ моего приятеля) II Избран.произ. Т. 2. М.: Художеств. лит-ра, 1964. С.287−310.
  191. В.И. Введение в современную философию. Минск: «Тетра Системе», 1997. 128с.
  192. В.Д. Психологический анализ деятельности: системогенетический подход. Ярославль: ЯрГУ, 1979. — 91с.
  193. А.С. Эпикур. М.: Соэкгиз, 1963. 223с.
  194. В.Б. Введение в объективную психологию. М.: ИП РАН, 1995. — 143с.
  195. Г. Н.И.Бухарин: политико-экономические воззрения // Политическое образование. 1988. — № 10. — С.39−47.
  196. Шолом-Алейхем «Меламед Бойаз» // Собр. соч. В 6 т. Т. 4. М.: Гослитиздат, 1960. — С.270.
  197. Ю.В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж: Истоки, 1998. — 282с.
  198. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский и др. М.: МГУ, 1990. — 197с.211 .Энгельс Ф. Об авторитете // Маркс К. Энгельс Ф. Избран соч. в 9 т. Т. 4. -М.: Политиздат, 1986. С. 459.
  199. Эрик Эриксон: эго теория личности // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер пресс, 1997 С.215−246.
  200. Эскимосы //Народы россии: энциклопедия. М.: БРЭ. 1994. С.421−423. 214. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993. -264с.
  201. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн.2. Об аффектах // Соч. в 2-х т. Т. 1. -М.: Мысль, 1966.-С.583.
  202. Юнг К.Г. Aion: исследование феноменологии самости. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997. 336с.
  203. Юнг К. Г. Подход к бессознательному // Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — С.23−94.
  204. Юнг К. Г. Психология и религия // Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. -СЛ29−202.
  205. И. Психологическое учение К.Г.Юнга // Юнг К. Г.: Дух и жизнь. Сборник. М.: Практика, 1996. — С. З85−560.
  206. М.Г. Уолтер Кеннон.М.: Наука, 1976. 376с.
  207. Brown J.S. Problems presented by consept of acquired drives // Current theory and research in motivations. A symposium, Lincoln, Univ. of Nebraska Press, 1953.-P.1−2.
  208. Dobson M., Markham R. Individual differences in anxiety level and lyewithess memory // J. Gen. Psychol. 1992. № 4. — P.343−350.
  209. Lacey J.I. Somatic response and stress: some revisions of activation theory // «Psychoiodical stress». Ed. By H. Appley and R.Trumbull. N.Y., 1967. P.25−40.
  210. Leeper R.W. Some needed developmens in the motivational theory of emotions // «Nebraska Symposium on Motivation», 1965. P.55.
  211. Mowrer O.H. Learning theary and behavior. N.Y., J. Wiley & Sons, 1960. -555p.
  212. Mowrer O.H. Motivation // Stone C.P., Tay D.W. (Eds). Annu. Rev.Psychol., 1952. № 3. — P.419−439.
  213. Tallis F., Mathews A. Elevated evidence requirement and worry // Pers. and indiv. diff., 1991.-№ 1. -P.21−27
  214. Zigg E. Emotion: Their parameters and meaurement. Ed by L.Levi. N.Y., Raven Press, 1975. 207p.
Заполнить форму текущей работой