Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические модели цивилизационной концепции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цивилизационная концепция использует для описания цивилизационных систем и прогнозирования их развития две модели цивилизационной динамики и функционирования — открытую и закрытую. Открытая модель (Тойнби) учитывает роль внешних факторов в детерминации этапов развития цивилизационной системы и не признаёт жесткой последовательности фаз. Закрытая цивилизационная модель (Шпенглер) не признаёт… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ
    • 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
    • 2. БАЗИСНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО АНАЛИЗА
    • 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
    • 2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
    • 3. ОБЩЕСОЦИО ЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКИ
    • 1. ЗАКРЫТАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛ
    • 2. ОТКРЫТАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛ
  • ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
    • 1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ САМОРЕФЛЕКСИИ ОБЩЕСТВА И ИХ
  • РОЛЬ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
    • 2. СЛЕДСТВИЯ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • 3. РОЛЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
    • 4. ЗНАЧЕНИЕ НОВАЦИЙ И ТРАДИЦИЙ В ЦИВИЛИЗАНИОННОМ ПРОЦЕССЕ
    • 5. МЕХАНИЗМ ТРАНСФОРМАЦИИ И СМЕНЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Теоретические модели цивилизационной концепции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Актуальность избранной темы обусловлена сложившейся в отечественном и зарубежном обществоведении ситуацией, характеризуемой возникновением серьёзных методологических проблем при изучении процессов общественного развития. Новая ситуация, возникшая в результате коренных изменений на мировой политической арене после развала социалистической системы, во многом способствовала кризису ранее доминировавших теорий — формационной и технократической, что способствовало обращению к иным теориям, в частности цивилизационной.

Степень разработанности проблемы Особый интерес и всплеск научных исследований по данной теме в нашей стране относится к последнему десятилетию, что и связано, прежде всего, со сменой парадигмы1 общественного развития, произошедшей вслед за социально-политическими событиями начала девяностых годов. Было бы неверно утверждать, что до этого времени данная тема полностью игнорировалась. Основоположником цивилизационной концепции общественного развития является русский мыслитель Н. Я. Данилевский. В разработку цивилизационной концепции в отечественной науке наибольший вклад внесли: К. Н. Леонтьев, представители русской зарубежной философии, получившие название евразийцев — Л. П. Карсавин, П. Бицилли, П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев, Н. С. Трубецкой. Критический разбор цивилизационной концепции П. А. Сорокиным способствовал ознакомлению западной научной мысли с идеями.

Термин «парадигма» употребляется в значении теории наиболее высокой степени универсальности, которая в течение некоторого времени признаётся значительной частью научного сообщества как основа научного исследования в конкретной области. В рамках парадигмы может существовать и развиваться целый ряд теорий, базирующихся на общем концептуальном основании.

Данилевского, содействовал дальнейшему развитию базовых теоретических положений.

Большой вклад в развитие цивилизационной концепции внесли работы, проводимые в рамках специальных научных дисциплин в области ориенталистики, этнографии, культурологии, которые не претендовали на роль общесоциологической теории (по крайней мере, об этом открыто не утверждалось). Именно как узко специальная работа впервые увидела свет основная книга JI.H. Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли», развившая базовые положения теории О. Шпенглера о функционировании и динамике социокультурных систем.

В 90-тых годах большое внимание стало уделяться сравнению различных взглядов на проблему общественного развития, разрабатываются темы, посвященные цивилизационным универсалиям (B.C. Стёпин), сравнению базовых принципов культур различных цивилизаций в системе «человек-общество-природа (мир)» (А.Н.Кочергин), концептуальным моделям истории (П.К. Гречко), анализу субъекта исторического процесса в разных теориях (Ю.И Семенов), исследованию общества как интегративного субъекта и самодостаточной социальной группы (К.Х. Момджян), вопросам социальной антропологии (В. С. Барулин) и т. д. Эти работы способствовали утверждению полипарадигмального подхода к изучению общества в отечественном обществознании. Осуществлённый Б. С. Ерасовым анализ понятия «цивилизация», раскрывший и обобщивший многозначность его смыслов позволил чётко обозначить объект исследования цивилизационной концепции. Всероссийская конференция «Философия и цивилизация», состоявшаяся в октябре 1997 г. в Санкт-Петербурге, свидетельствовала о повышении интереса к различным вариантам трактовки цивилизационного процесса. На конференции «Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век».

2001 г. доминировал цивилизационный подход в анализе цивилизационных систем над стадиальным. За последние десять лет появились издания, для которых характерна трактовка общества и протекающих в нем процессов с позиций цивилизационной концепции, — таков альманах «Культура и цивилизация». Редактор альманаха Б. С. Ерасов внёс существенный вклад в развитие цивилизационной концепции и ознакомление отечественного читателя с ведущими представителями цивилизационной концепции за рубежом. Увеличивается количество публикаций, развивающих идеи цивилизационной концепции. Вышли работы, посвященные проблемам: маятниковой цивилизации (А.С. Ахиезер), евразийской цивилизации (И.Б. Орлова), специфики модернизации незападных цивилизаций (В.Г. Федотова), влиянию цивилизационных процессов на экономическую динамику (Ю.В. Яковец) и т. д. Специфике современного цивилизационного процесса и роли в нём России посвящены многие работы А. С. Панарина. Традиционный интерес к использованию цивилизационного подхода проявляют геополитики и культурологи. Исследование цивилизационного процесса в философии политической истории получило развитие в работах В. В. Ильина, B.JI. Цымбурского и др. авторов. Всё более свойственным становится цивилизационный подход и экономическим исследованиям, о чём свидетельствуют материалы международных «Кондратьевских конференций» и междисциплинарных дискуссий, проходящих под эгидой Международного института Питирима Сорокина и Николая Кондратьева. Проводятся исследования по отдельным школам в рамках цивилизационной парадигмы. Школе «Аналов» посвящена кандидатская диссертация М. Мчедловой. Исследованию философии Н. Я. Данилевского — монографии А. Н. Аринина и В. М. Михеева, С. И. Бажова. Менее разработанным остаётся наследие О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Элиаса и современных зарубежных авторов цивилизационной концепции — Ш. Эйзенштадта, С.Хантингтона.

Цивилизационная концепция в западной философии наиболее интенсивно стала разрабатываться во второй половине двадцатого века. Это связано, в первую очередь, с кризисом технократического подхода, который был наиболее популярен в послевоенные годы и вполне отвечал потребностям массового общественного сознания европейцев и американцев, так как провозглашал пионеров индустриализации вечными лидерами по отношению к остальному миру. Неспособность технократических теорий ответить на ряд актуальных вопросов современности, таких как объяснение с концептуальных позиций наметившихся тенденций в замедлении темпов экономического роста ведущих индустриальных держав и появление в числе мировых лидеров вчерашних аутсайдеров в лице Японии, Китая и других стран, отсутствие в доминирующих теориях механизмов выявления оснований непреодолимости двойных стандартов в межгосударственных отношениях, причин сохранения, а порой и усиления, межэтнических противоречий, возрастания сопротивления социокультурному и ценностно-нормативному западноевропейскому прессингу заставила обратить взоры исследователей к концепции, традиционно занимавшейся решением подобных вопросов.

Представители цивилизационной концепции не всегда охватывают все её аспекты. Среди основных следует выделить: базовые принципы устроения цивилизации, детерминацию цивилизационных процессов, динамику цивилизаций, взаимосвязь центра и периферии, цивилизационной и государственно-политической систем, роль идеальных факторов в структурировании цивилизационной системы. В последнее время особое внимание уделяется проблеме классификации и межцивилизационному взаимодействию, особенностям цивилизационного развития в период модернизации, сравнительному анализу цивилизационного и миросистемного подходов, что получило обоснование в работах И. Валлерстайна.

Среди западноевропейских и американских мыслителей наибольший вклад в развитие цивилизационной концепции внесли О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, Ф. Бродель, М. Вебер, К. Гилб, В. Ковалис, М. Мелко, С. Хантингтон, Э. Шилз, Ш. Эйзенштадт, Н. Элиас. Среди незападных представителей цивилизационной концепции следует назвать арабского ученого Э. Сайда, мексиканцев JI. Сеа, X. Васконселоса, О. Паса, индийца М. Сингера.

Исследование самой цивилизационной концепции как теории макроуровня находится на самом начальном этапе. Проблема осложняется многозначностью употребления самого термина «цивилизация»: 1 цивилизация как противопоставление варварству- 2 цивилизация как этап развития общества, характеризующийся определённым набором параметров- 3 цивилизация как система многоуровневых связей и отношений, которая обладает временными и пространственными параметрами существования, является формой бытия людей и характеризуется максимальным уровнем идентификации по отношению к себе подобным. Первые два варианта относятся к разновидностям стадиального подхода, но только последний имеет отношение к цивилизационной концепции как новому парадигмальному подходу (так называемому циклическому подходу), придерживающемуся иных, чем в стадиальных концепциях, принципов анализа, иных способов решения и признающему принципиально другую картину мира. Цивилизационный подход исследования исторического процесса выделяет иные основания для членения социума, центр тяжести переносится в нём на субъекта исторического процесса, а не этапы развития, прогрессивное развитие не сводится к технике и технологии или характеру производственных отношений, здесь настороженно относятся к вычленению сущностных характеристик и пытаются максимально учесть эмпирический материал. Цивилизационная концепция ставит и решает проблему самоорганизации и эволюции социокультурных систем макроуровня, исследует их структуру, функционирование в статике и динамике. Исследования по проблеме развития цивилизационной концепции осложняются и тем, что взгляды авторов данной концепции зачастую анализируются в отрыве друг от друга в рамках национальных философских школ или определённых направлений (Данилевский — как представитель позднего славянофильства, Шпенглер — философии культуры, Карсавинрелигиозной философии и т. д.), в результате чего остаётся не раскрытым генезис концепции как таковой, её кумулятивный характер. Поэтому выявление оснований, генезиса концепции является задачей первоочередной. Не менее важна проблема определения направлений в рамках цивилизационного подхода, выделения моделей функционирования и динамики цивилизационных систем, используемых основоположниками цивилизационной концепции и их последователями, а также уяснения специфики современного цивилизационного процесса.

Цель и задачи работы.

Цель: Выявить содержание цивилизационной концепции и её основные теоретические модели.

Для решения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1. Вскрыть методологические принципы исследования цивилизаций.

2. Выявить базисные положения цивилизационной концепции.

3. Выделить основные направления цивилизационного анализа.

4. Охарактеризовать основные теоретические модели цивилизационной концепции.

5. Раскрыть и развить положения цивилизационной концепции применительно к анализу специфики современного цивилизационного процесса. Методология и источники исследования.

Методологические основания исследования включают общие принципы и нормы научного и философского мышления, генетический, морфологический сравнительно-исторический методы. Для выяснения оснований, структуры, генезиса цивилизационной концепции методологическое значение имели принципы непротиворечивости базовых положений теории эмпирическим данным, системности, историзма. Особое внимание в работе уделяется всестороннему анализу первоисточников, вычленению, отбору и систематизации материала по цивилизационной концепции, разрабатываемого часто в контексте решения иных проблем.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляет широкий круг оригинальных источников основных представителей цивилизационной концепции: русских мыслителей: Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева Н.Н. Страхова, Г. В. Вернадского, В. И. Вернадского, П. Бицилли, Л. П. Карсавина, П. Н. Савицкого, Г. Ф. Флоровского, Н. С. Трубецкого, П. А. Сорокина, К.Н. Бестужева-Рюмина, Л. Н. Гумилёва и др.- зарубежных авторов: О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, X. Ортеги-и-Гасета, С. Хантингтона, Э. Шилза, Ш. Эйзенштадта, Н. Элиаса, их предшественников И. Гердера, Д. Вико, а так же мыслителей, оказавших значительное влияние на развитие обществознания: К. Ясперса, Ф. Броделя, М. Вебера, У. Ростоу, Д. Белла, Э. Тоффлера, К. Гемпеля и др.

Работа построена с опорой на труды современных исследователей: Г. А. Аванесовой, А. Н. Аринина, А. С. Ахиезера, В. А. Вазюлина, B.C. Барулина, С. И. Бажова, П. К. Гречко, Б. С. Ерасова, В. В. Ильина, Н. Б. Качковой, Н.В.

Клягина, И. В. Кондакова, М. Я. Ковальзона, В. Ж. Келле, С. В Лурье, К. Х. Момджяна, И. Б. Орловой, А. С. Панарина, И. К. Пантина, B.JI. Цымбурского, В. Г. Федотовой и др.

Существенное методологическое значение для данной работы имели труды зарубежных и отечественных учёных: Дж. Агасси, Т. Куна, К. Р. Поппера. JI. Лаудана, А. Ф. Лосева, B.C. Стёпина, С. В. Дубровского, А. Л. Никифорова, И. А. Гобозова, М. П. Мчедлова, Л. Г. Ионина, И. П. Ильина, Ю. В. Яковца и др.

Цивилизационная концепция воспроизводится в широком историко-философском контексте, с использованием материалов философии, истории, культурологии, этики, эстетики, социальной антропологии, этнографии, политологии, геополитики и других социальных дисциплин. Диссертант в своём исследовании придерживается принципа преемственности философского знания во взаимодействии с другими принципами.

Научная новизна исследования: В диссертации выявлено, что при всём различии между исследованиями цивилизаций уже на этапе от Данилевского до Тойнби сформировался особый подход в изучении, описании и прогнозировании исторического процесса, т. е. присутствует единая цивилизационная концепция, которая характеризуется общими методологическими принципами и базисными положениями.

• Вскрыты методологические принципы цивилизационной концепции, сводящиеся к применению сравнительно исторического метода и метода сравнительной морфологии, установлено соответствие используемых приёмов исследования требованиям постклассической на^^ки.

• Выявлены базисные положения цивилизационной концепции, общие для её различных вариантов и относящиеся к следующим основополагающим теоретическим позициям: а) цивилизация — субъект исторического процесса, б) при формировании любой цивилизации системообразующие факторы всегда одни и те же, в) исторический процесс поливариативен г) характер общественного сознания и состояние цивилизационной системы взаимозависимы, д) общечеловеческая цивилизация невозможна, е) фундаментальное значение в цивилизационном процессе принадлежит не только прогрессу, но и регрессу, ж) классификация должна создаваться на основе типов обществ.

Выделены основные направления в исследовании цивилизаций: культурологическое, естественнонаучное, общесоциологическое. Определено, что цивилизационная концепция представлена в виде либо закрытой, либо открытой теоретической модели.

Раскрыты и развиты положения цивилизационной концепции, разработка которых обусловлена особенностями современного межцивилизационного взаимодействия, сводящиеся к пересмотру роли этнокультурной марганальности, нигилизма, традиций в цивилизационном функционировании и развитии, выявлению корреляций между этнодемографическими процессами и цивилизационной динамикой, между давлением доминирующей цивилизации и распространением коммунистических и религиозно-фундаменталистских движений. Основные положения, выносимые на защиту.

В исследовании цивилизационных систем в качестве теоретических принципов исследования применяются сравнительно-морфологический и сравнительно-исторический методы. Это обусловлено особенностью цивилизационной концепции, которая рассматривает общества как нестационарные динамические системы.

Метод исследования таких систем не может базироваться на материальном каузальном принципе в виде систем причинных рядов, хорошо себя зарекомендовавшем в естествознании. Цивилизационная концепция соответствует постклассической науке, так как допускает неочевидность оснований, законность гипотез, теорий, относящихся к теоретическим ненаблюдаемым сущностям, при условии, что из этих гипотез выводится широкий набор наблюдаемых утверждений, здесь учитывается влияние субъекта исследования на процесс и результаты познания, трактовку фактов и вариативность интерпретаций.

2. Базисными положениями цивилизационной концепции являются, а) Признание субъектом исторического процесса общества (цивилизации) как социокультурного феномена, являющегося по содержанию более широким образованием по сравнению с этническими или национальными общностями, но не охватывающем всего человечества, б) Системообразующими факторами цивилизации являются: культура, менталитет, базовые положения ценностно-нормативной системы, принимаемые в качестве определяющих по отношению к формам бытияв) Признание полицентричности и поливариативности исторического процесса, отрицание закономерных этапов общеисторического развития, при одновременном признании этапов развития в рамках каждой конкретной цивилизационной системыг) Признание за сознанием структурирующих функций в становлении и развитии цивилизационных систем, существенное внимание к аксиологической проблематике, учёт важнейшей роли идеалов, системы ценностей в развитии обществд) Отрицание за человечеством единого статуса онтологического субъекта в историческом процессе и критика на этой основе возможности единой общечеловеческой цивилизациие) Включение регресса в качестве неотъемлемого фактора исторического процесса и отрицание прогрессистской модели исторического развитияж) Введение классификации на основе типов обществ, а не этапов развития.

3. Основанием для определения направлений в исследовании цивилизаций являются выделяемый предмет исследования и применяемые средства анализа. В культурологическом направлении в качестве и предмета исследования и средства анализа цивилизационной динамики и функционирования избрана культура в целом, либо искусство как квинтэссенция культуры. Естественнонаучное направление предельно широко определяет предмет исследованиявключает в него природу, а также резко расширяет объём используемых средств анализа, привлекая различные дисциплиныфизику, географию, кибернетику, лингвистику и т. д. Общесоциологическое направление при определении объекта исследования не сужает анализ цивилизаций лишь сферой культуры, одновременно отказывается от широкого включения природы в сферу исследования. В выборе средств анализа придерживается общесоциологических способов, приёмов исследования, избегает крена в сторону иных дисциплин.

4. Цивилизационная концепция использует для описания цивилизационных систем и прогнозирования их развития две модели цивилизационной динамики и функционирования — открытую и закрытую. Открытая модель (Тойнби) учитывает роль внешних факторов в детерминации этапов развития цивилизационной системы и не признаёт жесткой последовательности фаз. Закрытая цивилизационная модель (Шпенглер) не признаёт влияния внешних факторов на последовательность этапов изменения системы, за исключением её гибели. Все этапы цивилизационной динамики имеют жёсткую последовательность. Источник возникновения системы выносится во внешний план, 5. Цивилизационная концепция на сегодня является сформировавшейся и выступает реальным и эффективным инструментом анализа цивилизационных систем, однако она не имеет завершённого канонизированного вида и развивается в соответствии с тенденциями времени. Ответы (постановка и решение новых проблем или старых, но в новой интерпретации) цивилизационной концепции являются следствием новых цивилизационных вызовов. Среди них: 1) Отказ от взгляда на традицию как тормоз прогрессивного развития обществ- 2) Устойчивая тенденция роста нигилистических оценок собственного бытия цивилизации квалифицируется как следствие разрушения системообразующих и идентификационных связей цивилизационной системы- 3) Ответной реакцией на разрушение ценностно-смыслового ядра цивилизаций в условиях нарастающей глобализации, являются протестные движения — социалистические и религиозно-фундаменталистские- 4) Адаптация цивилизационной системы к количественным изменениям как численности населения в целом, так и изменению соотношения различных этнических групп приводит к трансформации её структурных подразделений, внешних границ и форм бытия- 5) Этнокультурная маргинальность становится начальным периодом структурирования цивилизационной системы, если возникшая маргинальная субкультура вырабатывает механизм социокультурной трансляции. Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическое значение диссертации заключается в разработке принципиально новых аспектов цивилизационной проблематикитеоретических моделей цивилизационной концепции. Проделанная работа позволяет сделать ряд теоретико-методологических обобщений относительно характера, специфики и направленности развития цивилизационных теорий, а также различных цивилизационных процессов, выявить тенденции развития социокультурных систем макроуровня на ближайшую и отдалённую перспективу.

Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки этого научного направления, исследований в области социальной философии, истории философии, культурологии, политологии, в преподавании курса философии при изучении раздела «социальная философия» темы «концепции общественного развития», а так же просветительских лекциях, посвященных актуальным проблемам современного цивилизационного процесса. Проделанная в диссертации работа и выводы, к которым пришёл автор, могут быть полезны при принятии практических решений в сфере разработки приоритетов демографической стратегии, стратегических решений в области образования, средств массовой информации, регулирования информационного рынка, т. е. во всех институтах, обеспечивающих социокультурную трансляцию в обществе и формирующих ценностно-нормативные установки личности. Полученные результаты по проблеме межцивилизационного функционирования, развития и взаимодействия могут применяться для анализа текущих событий, оценки межгосударственных отношений, прогнозирования перспективных международных проектов и выработки стратегии с учётом общности или различия базовых социокультурных и ценностно-нормативных систем субъектов международных отношений.

Апробация работы Диссертационное исследование обсуждалось на семинаре докторантов при ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова в апреле 1997 года и мае 2001 г. и было одобрено. Монография «Становление цивилизационной концепции» обсуждалась на заседании сектора философии политической истории в Институте философии РАН в марте 2001 года. Отдельные положения исследования обсуждались на Ломоносовских чтениях МГУ (1997 г.), Гагаринских чтениях (1996, 1997, 2001 г.), конференции «Культурологические чтения» (1997 г.), Российско-американском симпозиуме «Инженерная этика в России и США: история и социально-политический контекст» (1997г.), первом Российском философском конгрессе «Человек — философия — гуманизм» (1998 г.), теоретической конференции «Философия и цивилизация» (1998 г.), конференции «Социальная антропология на пороге XXI века» (1998), IV международной Кондратьевской конференции «Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век» (2001 г.).

Структура и объём диссертационного исследования. Структура работы определена целью исследования и основными задачами. Диссертация состоит из введения, четырёх глав и двенадцати параграфов, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Концепции общественного развития призваны упорядочить и организовать тот грандиозный массив информации, которым обладает наука на современном этапе, вывести их общие закономерности. Они (концепции) играют в жизни общества важную роль — формируют картину мира, которая обладает исторической инерцией и, утвердившись в сознании людей, направляет процессы познания, поведения и деятельности. Только явная неадекватность картины мира реальному бытию, текущим социальным процессам, способна изменить методологию социального познания, сформировать новую теорию общественного развития, утвердить в массовом сознании новую картину мира. Новая картина всегда адекватна требованиям той ситуации, в которой она создаётся. Концепции общественного развития имеют реальную социорегулятивную функцию. Все социальные процессы реализуются через поведение людей. Поведение же определяется установками сознания, являющегося в свою очередь рефлексией на события, ситуации, т. е. на бытийные процессы, причём рефлексией, пропущенной через мировоззренческую призму.

На современном уровне развития социальных систем, учитывая сциентистскую направленность общественного сознания, существует потребность в теории, объясняющей общие принципы устроения и функционирования общества, вскрывающей исторические закономерности его развития и обладающей прогностической функцией. Кризис формационной и технократической концепций, а также их критика, привели, в определённой степени, к дискредитации макросоциологических моделей. Перенос центра тяжести на конкретные социологические исследования и теории среднего уровня не может удовлетворить требованиям современного обществознания во всестороннем исследовании общества и социальных процессов. В связи с этим цивилизационная теория в конце двадцатого века переходит на доминирующие позиции. Цивилизационная теория изначально занимала то теоретическое пространство, которое было недоступно стадиальным теориям, но в эпоху классической науки её инструментарий анализа и её антипрогрессистская направленность входили в противоречие с тенденциями времени, отодвигали её на периферию общественного знания. На сегодняшний день, в эпоху постклассической науки, даже без учета ослабления позиций стадиальных теорий линейного развития, её позиции окрепли, так как соответствуют тенденциям развития научного знания.

Концепция цивилизационного развития не есть нечто завершенное, ставшее догмой, она находится в становлении и лишена жесткого давления авторитета или школы. Внутриконцептуальная вариативность направлений во многом определяется сложностью объекта. Трудность изучения цивилизационных систем связана с их подвижностью, изменчивостью. Это касается территориальных параметров, численности населения, изменения роли цивилизаций в межцивилизационном взаимодействии, государственно-политических и экономических форм и т. д.

В диссертации рассмотрены методологические особенности цивилизационной концепции. Особое внимание уделено специфике методологических подходов классиков цивилизационной концепции: Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Н. Гумилёва, критике ими устоявшихся подходов к изучению общества и реабилитации эмпирического метода познания. В ходе проведённого анализа, выявлены три направления цивилизационного анализа: культурологическое, естественнонаучное, общесоциологическое, а также выделены основные модели цивилизационной динамики — закрытая и открытая, отличающиеся между собой характером функционирования. Цивилизационная концепция смогла соединить многовариативность подходов и моделей развития социокультурных систем с их взаимообогащением в процессе конкурирующего развития при сохранении и подтверждении базовых положений. Ей удалось объединить внутреннюю конкуренцию теорий с кумулятивным развитием базовых положений и принципов. Здесь противоречия, столкновения позиций всегда на поверхности, культивирование же традиции завуалировано.

Разделение на открытую и закрытую модели не препятствует заимствованию отдельных положений сторонниками противоположной схемы функционирования и развития цивилизации. Так, введение Тойнби примитивных обществ в анализ исследования, наряду с общепринятыми цивилизациями, в определённой степени предопределило позицию Л. Н. Гумилёва по снятию дихотомии «цивилизация — примитивное общество» на том основании, что разные типы обществ, имеющие ряд принципиальных отличий, во многом однотипны в функционировании и развитии. Эта идея стала базовой в теории Гумилёва.

Особенностью изложения цивилизационных теорий можно считать стиль — сочетание эрудиции с эмоциональностью публициста. Для этих теорий характерна слабая зависимость от авторитета и, как следствие, терминологическая неразбериха, постоянные обвинения в плагиате, вечная дискуссия о том, кому принадлежит приоритет в выдвижении и обосновании того или иного положения. Однако слабая зависимость от авторитета, отсутствие общепризнанного лидера имеет и свои сильные стороны — даёт простор творческому развитию концепции. Не академический стиль изложения, растворение концептуальных положений в популярном тексте ориентируют его на широкую аудиторию, существенно облегчают восприятие материала людьми, далёкими от науки, оказывают большое влияние на формирование их мировоззренческих установок.

Цивилизационная теория долго находилась в нашей стране в положении отстаивания права на существование, никогда не была в роли официальной идеологии. Под влиянием критики и конкуренции со стадиальными теориями она смогла избежать догматизации, сохранила отзывчивость, реакцию на возникающие проблемы, в результате чего обладает эффективными объясняющими и прогностическими функциями. Когда общество испытывает насущную потребность в объяснении характера и причин текущих событий, в обоснованных рекомендациях, его внимание к концепциям общественного развития резко возрастает. В конечном счёте, смысл и значение существования наук об обществе состоит в том, чтобы они давали надежный социальный прогноз. Этим объясняется переменный интерес к существующим теориям.

Современная ситуация характеризуется определёнными особенностями. В истории человечества впервые сложилось положение, когда одно общество (западноевропейское) распространило своё влияние на всю обитаемую территорию Земли. В то же время наблюдается очевидное изменение темпов развития по отдельным регионам. Актуальной становится проблема не только взаимопонимания, но и выработки нового модуса жизни, с учётом стремительно меняющейся реальности и вне рамок концепций общественного развития это сделать невозможно.

Цивилизационная концепция соответствует требованиям постклассической науки, неплохо вписывается в реалии полипарадигмальности эпохи постмодерна, отвечает требованиям современной эпохи по своим аксиологическим характеристикам — отсутствию ценностной ранжированности обществ. Концепция позволяет эффективно использовать присущие ей объясняющие и прогностические функции, в чём удовлетворяет прагматические запросы времени.

В работе выявлены базисные положения концепции, среди них: критика единой цивилизации, одноаспектного подхода к проблеме общественного прогрессанедопустимость подверстывания всего исторического процесса к этапам развития Греко-Римской и Западноевропейской цивилизациям, а также рассмотрения этих цивилизаций в качестве критерия для оценки других. Цивилизационная концепция не относится к прогрессистским, так как прогрессивное развитие предполагает развитие от более простого к более сложному в самых различных сферах человеческого бытия. На практике наивысшая форма развития материально-технической сферы бытия цивилизации приводит к упрощению ценностно-нормативной системы, застою или деградации культуры, следствием чего становится системный цивилизационный кризис, трансформация или гибель цивилизации. Наивысший расцвет культуры, религиозных систем, как правило, не сочетается с аналогичными развитием материальной сферы. Такая противофазность развития культуры и материально-технического производства является серьёзным препятствием для построения шкалы прогрессивного развития, построение же подобной шкалы на базе одного или нескольких критериев, не затрагивающих все сферы бытия, делает её относительной. Цивилизационная концепция допускает на время создание единой планетарной государственно-политической системы, но не допускает единой мировой цивилизации, так как подобная цивилизация должна существовать на базе единой культуры, ценностно-нормативной системы, базовых идейных принципах, общности менталитета и т. д. Это невозможно потому, что и культура и менталитет и ценностно-нормативные системы формируются конкретным социумом стихийно под влиянием многочисленных детерминаций (природных, социокультурных и т. д.), в том числе и идущих из прошлого (историческая память), а эти характеристики сильно отличаются в различных регионах Земли.

Специфика современного цивилизационного подхода, состоит в том, что в настоящее время уже не обсуждаются базовые (общеконцептуальные) положения, а акцент сместился в сторону применения цивилизационной концепции к анализу актуальных проблем современности. В диссертации рассмотрены особенности современного цивилизационного процесса. Среди них — следствия цивилизационного взаимодействия, их специфика в эпоху модернизации, анализ социалистических и коммунистических движений не как априорной стадии исторического развития, а как общественно-политической тенденции возникшей вследствие давления доминирующей западноевропейской цивилизации на другие субъекты исторического процесса. В русле межцивилизационного взаимодействия в эпоху глобализации рассмотрены религиозный фундаментализм, социализм, а так же антицивилизация. имеет.

С позиций цивилизационной концепции экономика общества не носит й </- «оси?. самодостаточного. характера, а является неотъемлемым структурным элементом цивилизационной системы и трансформируется вместе с ней. Экономический кризис часто является не причиной, а следствием кризиса или распада цивилизационных систем, разрушением ценностно-нормативной базы и культуры общества. Варваризация общества, рост асоциального поведения, утрата ценностных ориентиров неминуемо сказываются на трудовой мотивации и результатах деятельности значительной части общества. В тоже время хозяйственно-экономическое устройство общества может выполнять как интегрирующую роль, если оно соответствует базовым представлениям о должном, и разрушительную, если усиливает противоречия внутри общества.

Главная отличительная черта цивилизации заключается в наличии сложной социокультурной системной целостности, которая фиксируется и воспринимается на уровне обыденного сознания как общекультурная доминанта (особый культурный тип). Цивилизация — это социокультурная система, не сводящаяся к этнической или национальной, но не охватывающая всего человечества, она характеризуется общностью культуры, менталитета, ценностно-нормативных систем, которые комплиментарны в полиэтничных системах. Этим цивилизация отличается от того, что цивилизацией ещё или уже не является, в том числе и от предцивилизаций, антицивилизаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.
  2. Л. И. Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения //Избранные труды в 4 томах. М., 2000, Т. IV.
  3. Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме //Избранные труды в 4 томах. М., 2000, Т. IV.
  4. Ю. Провинциальность или маргинальность? //Даугава Рига, 1996.-N6.
  5. Г. А. Художественно-творческая деятельность как компонент социокультурной динамики. Автореф. Дис.. д-ра филос. наук. М., 1992.
  6. Г. А. Особенности евразийского анализа культуры //Науки о культуре: итоги и перспективы. М., 1998.
  7. Г. А., Бабаков В. Г., Быкова Э. В. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
  8. Н.Н. Евразийство и марксизм //Евразийский сборник. Прага, 1929.
  9. Н.Н. Евразийцы и государство //Мир России Евразия. Антология. М., 1995.
  10. Н.Н. Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства //Русская философия собственности. СПб., 1993.
  11. Н.Н. Советский федерализм //Мир России Евразия. Антология. М., 1995.
  12. В.М. Языковые проблемы в советском и постсоветском пространстве //Цивилизации и культуры. Выпуск 3, М., 1996.
  13. Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.
  14. Аржемиро Прокопио Фильо Наркоторговля и феномен глобализации. Латинская Америка 2001. № 8.
  15. О.А. Россия на обочине мира. М., 1999.
  16. А.Н., Михеев В. М. Самобытные идеи Н.Я. Данилевского. М., 1996.
  17. А.С. О методологии социокультурных и социоестественных исследований //Социоестественная история. М., 1995.
  18. А.С. Россия: критика исторического опыта. Теория и методология. М. 1998.
  19. С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997.
  20. В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.
  21. В.В. Образование империи Чингисхана //Записки Вост. отд. Русского археологического общества, т. X, СПб., 1896.
  22. B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М., 1987.
  23. B.C. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994.
  24. Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения М., 1979.
  25. Д. Грядущее индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  26. Н.А. Русская идея. Судьба России. М. 2000.
  27. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  28. Н.А. Судьба России (1915) М., 1990.
  29. Бестужев Лада И. В. Альтернативная цивилизация. М. 1998.
  30. Бестужев-Рюмин К.Н. О составе русских летописей до конца XIУ в. СПб., 1868.
  31. Бестужев-Рюмин К. Н. Теория культурно-исторических типов // Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1889.
  32. П. Нация и народ //Современные записки. Вып. ХХХУ11. Париж.
  33. П. Очерки теории исторической науки. Прага, 1925.
  34. П. Падение Римской империи. Одесса, 1919.
  35. П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
  36. В.В. Этническая и эволюционная история Руси. М., 2001.
  37. .М., Шейнис B.JT. Экономика развивающихся стран в цифрах. 1950−1985 годы. М., 1998.
  38. .Е., Минин В. В. Взаимосвязь второго начала термодинамики, принципов устойчивой неравновесности Бауэра-Вернадского и информации //Сб. Эрвин Бауэр и теоретическая биология. Пущино, 1993.
  39. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
  40. Д.М. Теория цивилизаций и динамика исторического процесса в доколониальной тропической Африке. М., 1997.
  41. В.П. Теоретические основания социальной синергетики //Вопросы философии. 2000. № 4.
  42. Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь, Т. 25. СПб., 1894.
  43. В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. М., 1988.
  44. М. Избранные произведения. М., 1990.
  45. М. Протестантская этика. Сборник статей. Ч. 2−3. М., 1973.
  46. В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  47. В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М., 1965.
  48. Г. В. Влияние монголов на Русь //Монголы и Русь. Тверь-Москва, 1997.
  49. Г. В. Монголы и Русь. Тверь Москва, 1997.
  50. Г. В. Начертание русской истории. Прага, 1927.
  51. Г. В. Против солнца. Распространение русского государства к востоку. М., 1914.
  52. Ю.И. Гражданское общество и государство в Латинской Америке: от конфликта к согласию //Латинская Америка. 2002. № 2.
  53. С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. 2-е изд. СПб., 1912.
  54. С.Ю. По поводу непреложности законов государственной жизни. СПб., 1914.
  55. В.В. Состав и структура гражданского общества как особая структура социума //Гражданское общество. Теория, история, современность. М., 1999.
  56. В.Г. Православие и быт русского народа //Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. М., 1998.
  57. А.Б. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема //Моск. обществ. Науч. Фонд, Ин-т востоковедения РАН. М., 1999.
  58. Всемирный банк. Отчёт о мировом развитии. Знания на службе развития. М., 1999.
  59. К.С. Национально-территориальные перспективы Российской государственности. Цивилизации и культуры. Вып. 2.М., 1995.
  60. Э. От родства к этничности //Цивилизации. Выпуск 4. М., 1997.
  61. К. Мотивы и «охватывающие» законы в историческом объяснении //Философия и методология истории. М., 1977.
  62. И.Г. Избранные сочинения. M.-JL, 1959.
  63. И.В. Избранные философские сочинения. М., 1964.
  64. Л.А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.
  65. С. Проблема долга СССР и перспективы её решения // Внешняя торговля. 2000. № 1.
  66. В.А. Философское сознание. Выпуск 1. От мифа к логосу. М, 1996.
  67. М.М. Взлёт и падение глобальной экономики. Учёные записки института Африки. Вып. 6.М., 1998.
  68. З.Т., Игитханян Е. Д., Казаринова И. В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации //СоцИс: Соц. исслед. М., 1996.-№ 8.
  69. А.А. Религиозные и классово-экономические причины экологического кризиса //Социальная экология. М., 1998.
  70. А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.
  71. А. Тюремные тетради. М., 1991.
  72. П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
  73. И.А., Мацкевич А. Ю., Семёнов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.
  74. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
  75. Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992.
  76. Л.Н., Иванов К. П. Этносфера и космос //Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.
  77. Л.Н. От Руси к России. М, 1992.
  78. Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.
  79. Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993.
  80. Л.Н. Чёрная легенда. М., 1994.
  81. Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.
  82. И.А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа. ОНС. 2001. № 5.
  83. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
  84. П.С. Философская антропология. М., 1997.
  85. Н.Я. Дарвинизм. Критические исследования. Т.1. СПб., 1885.
  86. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  87. Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1871.
  88. Р. Избранные произведения. М., 1950.
  89. В.А. Великие маргиналы //Вестн. Междунар. слав, ун-та. М., 1998. Вып. 1.
  90. В.А. География маргинальной комплиментарности. Изв. русского географического общества. 1995. Вып. 3.
  91. М. Франция Россия: факт религиозной маргинальное&trade- // Будет ли Европа существовать без России? М., 1995.
  92. Ю.Д. Русский язык и его объединительная роль в России //Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. М., 1998.
  93. .В. Феномен исламского фундаментализма (на примере Алжира) Восток 2001. № 2.
  94. У. Ещё раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке //Философия и методология истории. М., 1977.
  95. Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и прикладных наук. Вопросы философии 2000. № 1.
  96. С.В. Объект моделирования цикл Кондратьева // Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. М., 1995.
  97. А. Основы геополитики. М., 1997.
  98. И.М. Пути истории. М., 1994.
  99. Евразийство. Опыт систематического изложения //Мир России -Евразия: Антология. М., 1995.
  100. Евразийство. Опыт систематического изложения //Пути Евразии. М., 1992.
  101. Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.
  102. .С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: (Очерк общей теории). М., 1990.
  103. .С. О геополитическом и цивилизационном устроении Евразии //Цивилизации и культуры. Вып. № 3, М., 1996.
  104. .С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока //Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
  105. .С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982.
  106. .С. Структура глобализации: взаимодействие, столкновение или крушение цивилизаций //Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век. М., 2001.
  107. .С. Цивилизационная теория и евразийские исследования //Цивилизации и культуры. Вып. 3. М., 1996.
  108. .С. Цивилизация: слово термин — смысл //Цивилизации и культуры. Вып. 2. М., 1995.
  109. В. Маргинальная культура в России и рождение интеллигенции //Новое лит. обозрение. М., 1998. № 37.
  110. В.З. Русские славянофилы и их значение в деле уяснения идей народности и самобытности. Киев, 1915.
  111. Занятость маргинальных слоев в индустриальных странах: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. Отд. глобал. и страновых соц.-экон. пробл. М., ИНИОН, 1996. Сер.: Соц.- экон. пробл. развитых стран.
  112. Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб. 1998.
  113. В.Б. Проблема культурного синтеза в пограничных цивилизациях /ЮНС. 2000. № 5.
  114. .И. Идеология и ментальность дореволюционной российской интеллигенции //Общественные науки и современность. 1997, № 3.
  115. А.А. На пути к сверхобществу. М., 2000.
  116. С.А. Византийское юродство: Автореф. дис.. д-ра ист. наук /РАН. Ин-т славяноведения и балканистики. М., 1996.
  117. З.В. Процесс глобализации в Латинской Америке. Латинская Америка. 2001. № 8.
  118. Из глубины. Сборник статей о русской революции //Пути Евразии. М., 1992.
  119. Д.И. История России. Начало Руси. М., 1996.
  120. Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.
  121. И.А. Наши задачи. М., 1992.
  122. В.В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000.
  123. В.Н. К взаимоотношению права и нравственности // Евразийский временник. Берлин, 1925.
  124. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
  125. В.JT. Расколотая цивилизация. М., 1999.
  126. В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи. Вопросы философии. 1999. № 5.
  127. В.М., Ильясов Г. У., Федорова Н. Н. Луч лазера и урожай. Алма-Ата, 1981.
  128. Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995.
  129. И.А. Утописты или провидцы? //Пути Евразии. М., 1992.
  130. Ислам и мусульмане России. М., 1999.
  131. Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. М., 1992.
  132. Каков будет внешний долг России? //Вестник банковского дела. 2000. № 9
  133. Э. Культурное наследие как основа цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
  134. К.М. История против прогресса. М., 1992.
  135. С.П. О циклах, кризисах и катастрофизме //Формирование новой парадигмы обществоведения. Материалы IV Кондратьевских чтений. М., 1996.
  136. Н.М. Записки о древней и новой России в её политическом и гражданском отношении. М., 1991.
  137. Кара-Мурза А. А. Между «империей и «смутой». М., 1996.
  138. Т.А. Еврейская религиозная ортодоксия и израильское общество //Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке. М., 1999.
  139. Н.И. Теория культурно-исторических типов //Собр. Соч. Т. 2. СПб., 1912.
  140. Л.П. Феноменология революции //Евразийский временник. Париж, 1927.
  141. Л. П. Философия истории. Берлин, 1923.
  142. JI.П. Основы политики //Мир России Евразия. Антология. М., 1995.
  143. Л.П. Социализм и Россия //Мир России Евразия. Антология. М., 1995.
  144. Н.Б. Рождение африканской цивилизации //Автореф. диссерт. .д-ра истор. наук. М., 1990.
  145. В.Ж., Ковальзон М. Я. История и теория. М., 1981.
  146. К. Пролегомены //Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М., 1997.
  147. В. Евразийство: перспективы и тупики //Евразийская перспектива. М., 1994.
  148. К. О войне. М., 1936.
  149. Н.В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект). М., 1996.
  150. Н.В. Человек в истории. М., 1999.
  151. Е.Н. Одиссея научного разума. М., 1995.
  152. М.М. Соч. в 2-х. т. СПб., 1997.
  153. М.М. в истории российской социологии и общественной мысли: Сб. СПб., 1996.
  154. Э. Долги СССР и России иностранным государствам //Консультант директора. 2001. № 5.
  155. В.И. Пути околоэтнической пассионарности: о концепции этноса и этногенеза, предложенной Л. Н. Гумилёвым //Советская этнография. 1990. № 4.
  156. Кон М. Л. Социальная структура и личность: подлинно социологический подход к социальной психологии //Социальная психология: саморефлексия маргинальности. М., 1995.
  157. И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
  158. И.В. К феноменологии «грядущего хамства» //Д.С. Мережковский: мысль и слово. М., 1999.
  159. И.В. Политическая борьба механизм социокультурного раскола в России //Введение в историю русской культуры. М., 1997.
  160. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.
  161. Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. Предварительный эскиз. М., 1991.
  162. Н.И. Источники русской истории. СПБ, Ч. 1, 1861.
  163. М., Скрибнер С. Культура и мышление: психологический очерк. М., 1977.
  164. А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., 1997.
  165. А.Н. Философия и глобальные проблемы. М., 1996.
  166. Г. Миссионерство и катехизация //Православная община. 1997. № 40.
  167. М.В. Ещё раз об исторических типах этнических общностей //Сов. этнография. 1986. № 3.
  168. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  169. Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки. М., 1996.
  170. В.Г. Иностранные инвестиции и внешний долг Российской Федерации //ЭКЭ. 2000. № 8.
  171. Н.И. Проблема социокультурной трансформации //Вопросы философии. 2000. № 6.
  172. Д.И. Экологические проблемы. М., 1982.
  173. Н.В., Латов Ю. В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне. ОНС. 2001. № 4.
  174. Л. Наука и ценности //Современная философия науки. М., 1996.
  175. Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
  176. Левин А. П. Основные задачи «теоретической биологии»
  177. Э. Бауэра: поиск путей к теории обобщенного движения и источников неравновесности живой материи //Эрвин Бауэр и теоретическая биология. Пущино, 1993.
  178. К.Н. Восток, Россия, славянство. Т.2. М., 1886.
  179. В.В. Смысл жизни аномального человека как философская проблема//Филос. исслед. М., 1998. № 4.
  180. А.Ф. Категории философии и категории культуры. Киев, 1983.
  181. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  182. Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра М., 1991.
  183. А.К. Интеллектуальный истеблишмент и этикет элитарной психологии //Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии. Иваново, 1995.
  184. В. Долгосрочная стратегия начала XXI века: контуры и особенности //Экономист. 2000. № 1.
  185. А.В. В поисках альтернативы: Арабские концепции путей развития. М., 1991.
  186. А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.
  187. А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.
  188. А.В. Феномен ислама в политической жизни СССР. Автореф. Дис,. д-ра ист. наук
  189. А.А. Общие вопросы строения систем и их значение для биологии //Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.
  190. С.В. Влияние культурно-конфессиональных традиций на характер российской цивилизации. М., 1998.
  191. В.М. Между прошлым и будущим. М., 1996.
  192. Е., Мельников Г. Устойчивость систем и феномен человека //Культура и экология. М., 1997.
  193. Н.Б. Язык и религия. М., 1998.
  194. Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. Статьи. М., 1995.
  195. П.Н. Разложение славянофильства //Милюков П. Н. Из истории русской интеллигенции. СПб., 1902.
  196. . Люмпенизация населения как предпосылка социальной напряженности, конфликтности в обществе и как угроза безопасности России: (Общий взгляд на проблему) //Политика = Politika. М., 1996. № 4.
  197. Н.А. Локи и Прометей. К типологии протоперсонажа //Знаки Балкан. М., 1994.
  198. Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000.
  199. Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
  200. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  201. К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.
  202. М. Фундаментализм в богословии, политике и обществе //Религия и право. М., 1999. № 6.
  203. М.П. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное. М., 1996.
  204. М.М. Вопросы цивилизации во французском обществознании. М., 1996.
  205. К.Г. Русский вопрос и евразийская перспектива. Евразийская перспектива М., 1994.
  206. Национализм в Латинской Америке: политические и идеологические течения. М., 1976.
  207. А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
  208. И.Б. Евразийская цивилизация. М., 1998.
  209. Ортега-и-Гасет X. Избранные труды. М., 1997.
  210. Оскар Маурисио Эспиноса Энао Проблема благосостояния и качества жизни: латиноамериканский подход. Латинская Америка. 2001. № 7.
  211. Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
  212. Памятники римского права: Законы XII таблиц, Институция Гая, Дигесты Юстиниана. М., 1997.
  213. А.С. Культура и люмпенство //Культура и судьбы мира. М., 1997.
  214. А.С. Пределы фаустовской культуры и пути российской цивилизации //Науки о культуре: итоги и перспективы. М., 1998.
  215. А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы //Цивилизации и культуры. Выпуск 2, 1995.
  216. А.С. Россия в цивилизационном процессе: (Между атлантизмом и евразийством) М., 1995
  217. А.С. Россия в циклах мировой истории. М., 1999.
  218. А.С. Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма. Автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1991.
  219. В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. М., 1997.
  220. И.К., Плимак Е. Г. Драма российских реформ и революций. М., 2000.
  221. Н.Я. Салман Рушди и его «сатанинские стихи» // Народы Азии и Африки. М., 1990. № 5.
  222. М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
  223. П.А. Вопросы происхождения и динамики фольклора в трудах Карлоса Веги //Латинская Америка. 1974. № 1.
  224. П.А. Фольклор, народная культура в странах Латинской Америки. Латинская Америка. 1975. № 3.
  225. Платон Сочинения. М., 1972. Т.З. 4.1.
  226. Ю.М. Личность на перекрёстке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия. Новосибирск, 1995.
  227. К.И. Идеология исламских фундаменталистов в Судане //Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке. М., 1999.
  228. И.П. Маргинальность: Социол. анализ / Моск. гос. социал. ун-т. М., 1996.
  229. И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе: (Теоретические аспекты исследования) //СоцИс: Соц. исслед. М., 1999. № 7.
  230. К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.
  231. Занятость маргинальных слоев в индустриальных странах: Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1996. Сер.: Соц.-экон. пробл. развитых стран.
  232. В. Маргинальность социального слоя предпринимателей //Рос. экон. журн. М., 1995. № 11.
  233. Е. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
  234. П.А., Платонов Г. В. Порядок и хаос: (О некоторых тенденциях в обществе и философии) //Вестн. Моск. Ун-та. Сер.7. М., 2000. № 6.
  235. Развитие азиатских обществ XVII начала XX в.: современные западные теории. Вып. 3. Миросистемный подход- Научно-аналитический обзор. М., 1991.
  236. М. Доводы в пользу войны//Философия войны. СПБ., 1896.
  237. Н.М. Обеднение населения и «социальное дно» России //Народонаселение. М., 1999. № 2.
  238. Ю. Новая Россия всё дальше скатывается на обочину мирового хозяйства //Российская федерация сегодня. 2000. № 22.
  239. Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макросоциологических парадигм. Вопросы философии. 1999. № 2.
  240. И. Биосферный характер культуры народов Севера //Культура и экология. М., 1997.
  241. Россия 2015: оптимистический сценарий. М., 1999.
  242. Россия и страны мира. Статистический сборник. М., 1998.
  243. Ю.И. Европейская цивилизация между двумя тысячелетиями. М., 1999.
  244. Г. И. Самоорганизация и диалог в становлении морали и культуры //М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Саранск, 1995. 4.1.
  245. .А. Киевская Русь и русские княжата XI1 X 111 вв. Изд. 2. М., 1993.
  246. .А. Остромирова летопись //Вопросы истории. 1956. № 10.
  247. М.Т. О маргинальном характере гротеска // Маргинальное искусство. М., 1999.
  248. П.Н. Географический обзор России-Евразии // Континент Евразия. М., 1997.
  249. П.Н. Два мира//Континент Евразия. М., 1997.
  250. П.Н. Евразийство//Континент Евразия. М., 1997.
  251. П.Н. Континент-океан. (Россия и мировой рынок) //Континент Евразия. М., 1997.
  252. П.Н. Миграция культуры //Савицкий П. Н. Континент Евразия, М., 1997.
  253. П.Н. Подданство идеи //Мир России Евразия. М., 1995.
  254. .Г. Н.И.Кареев о структуре исторического знания. М., 1995.
  255. А.Г. Система международных долгов. М., 1999.
  256. А.Г. Долговая система экономики //Дайджаст финансы. 2000. № 4.
  257. А.Г. Исторические причины обострения проблемы обслуживания внешнего долга России на современном этапе //Дайджаст финансы. 2000. № 3
  258. Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995.
  259. Ю.И. Философия истории: От истоков до наших днейюсновные проблемы и концепции. М., 1999.
  260. Ю. Н. Социальная философия А. Тойнби: Критический очерк. М., 1980.
  261. О.А. Гумилёв и научные тенденции двадцатого века. Вестник МГУ, серия 7. 1998. №.6.
  262. О.А. Соотношение новаций и традиций в цивилизационном процессе //Философия и общество. 1999. № 2.
  263. О.А. Становление цивилизационной концепции. М., 2000.
  264. О.А. Цивилизационная концепция «евразийцев» и критика ими советской модели устроения общества. Восток. 2001. №.6.
  265. Н.М. Философские предпосылки неклассического обществознания /Ют социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». М., 1997.
  266. А. Уроки евразийства //Евразийская перспектива. М., 1994.
  267. Современные теории цивилизаций. М., 1995.
  268. B.C. Сочинения в 2-х томах. Т. 1 М., 1988.
  269. П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.
  270. П.А. Система социологии. Т. 2. Социальная аналитика. Петроград, 1920.
  271. П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
  272. П.А. Социологические теории современности. М., 1992.
  273. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  274. Е. Маргиналы //В человеческом измерении. М., 1989.
  275. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1996.
  276. B.C. Мировоззренческие универсалии как основания культуры //Философская антропология и философия науки. М., 1992.
  277. B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
  278. B.C. Философская мысль в динамике культуры //Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.
  279. B.C., Толстых В. И. Демократия и судьбы цивилизации // Вопросы философии. 1996. № 10.
  280. Н.Н. О книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» // Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
  281. . Н.Н. Последний ответ г. Вл. Соловьёву //Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
  282. В.Б. Манифестация маргинального самосознания // Зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX—XXI вв.еков.-СПб., 1996.
  283. П. К преодолению революции //Евразийский временник. Берлин, 1923.
  284. П.П. Идеи и методы. //Евразийский временник. Берлин, 1925.
  285. П.П. Инобытие русской религиозности // Евразийский временник. Берлин, 1923.
  286. А. Парадоксы науки. М., 1980.
  287. . В.Н. История российская с самых древних времён. Кн. 1. М., 1768.
  288. В.А. Бразилия устремляется в небо //Латинская Америка. 2001. № 7.
  289. Р.Х. Личность в обществе: вклад социальной психологии в социологию //Социальная психология: саморефлексия маргинальное&trade-. М., 1995.
  290. Тимофеев Ник. Лук. О советской промышленности //Евразийский сборник. Прага, 1929.
  291. А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
  292. А. Дж. Роль религии в цивилизационном устроении общества //Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
  293. А. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1996.
  294. А. Дж. Об исламе как восточной реакции на эллинизм // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.
  295. А. Демократия в Америке. М., 1994.
  296. А. Старый порядок и революция. М., 1997.
  297. Л.Н. Собр. Соч. Т.21. М., 1985.
  298. В.Н. К мифо-ритуальным мотивам у Аполлония Родосского (Маргиналии к статье о золотом руне) //Знаки Балкан. М., 1994.
  299. Е.Л. Дух американизма и маргинальная этничность // США: Экономика. Политика. Идеология. М., 1998. № 11.
  300. Е.Л. Феномен «маргинальной» этничности в антропологии Великобритании и США //Этногр. обозрение. М., 1999. № 2.
  301. Традиционализм //Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
  302. Н.С. О государственном строе и форме правления // История. Культура. Язык. М., 1995.
  303. Н. Об истинном и ложном национализме //К проблеме русского самопознания. Берлин, 1927.
  304. Н.С. Русская проблема //На путях. Москва-Берлин, 1922.
  305. Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а Востока //История. Культура. Язык. М., 1995.
  306. Н.С. О туранском элементе в русской культуре //История. Культура. Язык. М., 1995.
  307. Н.С. Общеевразийский национализм // История, культура, язык. М., 1995.
  308. Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре // История. Культура. Язык. М., 1995.
  309. А.Ю. Ислам на границах СНГ //Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке. М., 1999.
  310. Г. И. Маргинальность и проблемы перехода к новой системе ценностей //Социальный прогресс: проблемы гуманизации. Сыктывкар, 1992.
  311. Г. П. Трагедия интеллигенции //О России и русской философской культуре. М., 1990.
  312. В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.
  313. В.Г. Социальная обусловленность обществознания как методологическая проблема. Автореф. дис.. д-ра филос. наук. 1985.
  314. В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения //Вопросы философии. 2000. № 4.
  315. Философия и цивилизация. Материалы Всероссийской конференции 30−31 октября 1997 г. //Сб. СПб., 1997.
  316. А.Я. Об исторической типологии Российской цивилизации // Цивилизации и культуры. Вып. 1 М., 1994.
  317. Г. В. О патриотизме праведном и греховном //На путях. Москва-Берлин, 1922.
  318. Фундаментализм как скрытая тенденция развития цивилизации //Россия и мусульманский мир. М., 1999. № 11.
  319. А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. Казань, 1992.
  320. С. Столкновение цивилизаций? //Полис. 1994. № 1.
  321. В.М. Теория локальной цивилизации в русской цивилиографии второй трети XIX в. Славянофилы и П. Чаадаев //Цивилизации. Вып. 4. М., 1997.
  322. С. Судьба славянофильской идеи в двадцатом веке // Евразийская перспектива. М., 1994.
  323. Цивилизационные исследования. М., 1996.
  324. P.P. Языковое поведение в маргинальных регионах //Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994.
  325. Человек и цивилизация: аксиологический аспект. Курган, 1997.
  326. , В.И. Кто живет в маргинале? //СоцИс: Соц. исслед. М., 1997. № 9.
  327. .Н. Маргиналы и социализм //Рабочий класс и современный мир. М., 1990. № 6.
  328. Шахматов Мст. Государство правды //Евразийский временник Берлин, 1925.
  329. Я.Г. Отличительные особенности пограничных цивилизаций /ЮНС. 2000. № 3.
  330. А.П. Диалектический метод познания. М., 1983.
  331. Э. О содержании термина «традиция» //Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
  332. Э. Общество и общества: макросоциологический подход //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  333. . Э. Власть и ценности //Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
  334. А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990.
  335. О. Закат Европы. М., 1993. Т.1.
  336. О. Закат Европы. М., 1998. Т. 2.
  337. А.Э. Утопии и социализм. М., 1993.
  338. Е.Н. Генезис идеи коэволюции//Биофилософия. М., 1997.
  339. Н. Послесловие к книге В. Бараева //Древо: декабристы и семейство Кандинских. М., 1991.
  340. Ш. Революция и преобразование обществ. М., 1999.
  341. Ш. Религия и политическая система: сотрудничество и соперничество //Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
  342. Е.С. Интеллигенция и российская цивилизация //Российская цивилизация. М., 1998.
  343. М. Мефистофель и андрогин. СПб., 1998.
  344. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М., 1991.
  345. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
  346. Ю.В. Взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: Осевая проблема XXI века. М., 2001.
  347. Ю.В. История цивилизаций. 2-е изд. М., 1997.
  348. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности: Автореф. дис.. д-ра социол. наук. Саратов, 1997.
  349. К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
  350. Agassi J. Science and Society. Boston Studies in the Philosophy of Science. Vol. 65. Boston, Dordreht: Reidel, 1981.
  351. Civilizations and World Systems Studying World Historical Change // Ed. by S.K. Sandercon. Walnut Creek (CF), 1995.
  352. Comparative perspectives on social, change. Ed. by Eisenstadt S.N. Boston, 1968.
  353. Dore P.P. British Factory Japanese Factory. L., 1970.
  354. Dray W. Laws and Explanation in History. London. Oxford University Press, 1957.
  355. Dutt N. Girdner E. J. Challenging the rise of nationalist religious parties in India & Turkey //Contemporary South Asia — Abingdon, 2000. — Vol. 9, № l.P. 7−24-
  356. Eisenstadt S. N. Revolution and the transformation of societies: a comparative study of civilizations. N.Y.I 978.
  357. Eisenstadt S.N. Political Systems of Empires. NY, 1963.
  358. Eisenstadt S.N. Center formation, protest movements, and class structure in Europe and the United States. N.Y. New York univ. press 1987.
  359. Eisenstadt S.N. European civilization in a comparative perspective: A study in the relations between culture a social structure Oslo: Norw. univ. press, 1987.
  360. Eisenstadt S.N. Patterns of modernity. New York univ. press. 1987.
  361. Eisenstadt S.N., Shachar A. Society, culture and urbanization. 1987.
  362. Eisenstadt S.N. Tradition patrimonialism and modern neopatrimonialism. L., 1973.
  363. M.R. 'A far from aristocratic affairs' : Poor and non-combatant crusaders from the Midlands // Midland history. Birmingham, 1996. -Vol.21.
  364. Germany G. Modernization and Urbanization //The New Encyclopedia Britannica. 1988. V.24.
  365. Grant G.K.- Breese, J.R. Marginality theory and the African American student // Sociology of education. Wash., 1997. — Vol. 70, N3.
  366. Haken H. Can Synergetics Be of Use to Management Theory? // Self-Organization and Management of Social Systems. Insights, Promises, Doubts, and Questions. Berlin, 1984.
  367. Hanff G. M. The Balkanization of Yugoslavia’s Islam // J. of Muslim minority affairs Abingdon, 1999. Vol. 19, № 1. P. 125 — 130.
  368. Huntington S.P. The third wave: Democratization in the late 20th century/ Univ. of Oklahoma press, 1991.
  369. Huntington S.P. The strategic imperative: new policies for Amer. Security. Cambridge, 1982.
  370. Huntington S.P. American politics: The promise of disgarmony. Cambridge, London: Belknap press, 1981
  371. Huntington S.P. American military strategy. Univ. of California, 1986.
  372. Lumsden Ch.J. Wilson Ed. O. Genes, Mind and Culture. The Coevolutionary Process. Cambridge, 1981.
  373. Mahler S.J. American dreaming: Immigrant life on the margins.: Princeton univ. press, 1995.
  374. Marty M.E. The future of world fundamentalism // Pros, of the Amer. philos. soc. Philadelphia, 1998. — Vol. 142. № 3. P 367−377.
  375. Macro sociological theory: Perspectives on sociol. theory / Ed: Eisenstadt S.N., Helle H.J. — L. 1985.
  376. Morishima M. Why has Japan «Succeeded»? L., 1983.
  377. Park R. Race and Culture. L., 1964.
  378. Popper K.R. Realism and the Aim of Science. London, N.Y.: Routledge, 1983.
  379. Popper K.R. The Logic of Scientific Discovery. N.Y. 1959. chaps. 1−1V.
  380. Readings in social evolution and development /Ed. by S.N. Eisenstadt -Oxford, 1970.
  381. Rugumamu S.M. Globalization, liberalization and Africa’s marginalization. Harare: AAPS, 1999. (Occasional paper ser./ Afr. Assoc. of Polit. Science- Vol. 3.
  382. Shils E. Tradition. Chicago, 1981.
  383. Sorokin P. Sociological Theories of Today. N.Y., L., 1966.
  384. Socialism and tradition / Ed. by S.N. Eisenstadt Y. Azmon. Jerusalem, 1976.
  385. Statistical Abstract of the United States The National Data Book. 119-th edition 1999. U.S. Department of Commerce Economics and Statistics Administration U.S.361
  386. Stolz F. Fundamentalism movements as a postmodern type of Christianity //Temonos-Helsinki, 1998. Vol. 34. P. 251−168.
  387. Stounguist A. The Marginal Man // A Study in Personality and Culture Conflict. Cambridge, 1983.
  388. Wallerstein I. The Modern World System. V. 2: Mercantilism and the Consolidation of the European World Economy. N.Y., 1980.
  389. Wright Q. Study of War. Chicago. 1942. V 1.
Заполнить форму текущей работой