Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система управления образовательным процессом в сообществе филиалов ВУЗов территориально-промышленного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для объективной оценки качества любой высокотехнологичной продукции, к которой, несомненно, относятся образовательные услуги высшей школы, кроме оценки степени соответствия требованиям, необходимо иметь также и заключение о том, каково качество самого процесса предоставления этих услуг, т. е. насколько он совершенен, упорядочен, организован, устойчив, обеспечен, нацелен на предотвращение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование процессов информационного обеспечения системы управления образованием
  • Особенности менеджмента качества образования в филиале ВУЗа
  • Анализ системы управления процессом образования филиала ВУЗа
  • Анализ влияния внешних связей на процесс образования
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Моделирование деятельности филиала ВУЗа
  • Функциональная модель филиала ВУЗа
  • Диаграмма «Филиал ВУЗа»
  • Диаграмма «Кафедра»
  • Анализ результатов исследования
  • Информационное моделирование деятельности филиала ВУЗа
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Реализация и внедрение ИС
  • Выбор средств реализации и построение архитектуры ИС
  • Методика реализации
  • Реализация информационной системы
  • Подготовка информации
  • Интерфейсы для заполнения таблиц справочников
  • Модуль хранения и использования учебных планов
  • Модуль картотеки студентов
  • Модуль картотеки преподавателей
  • Модуль формирования нагрузки
  • Модуль учета успеваемости
  • Модуль библиотеки
  • Модуль учета научно-исследовательской деятельности
  • Модуль дистанционного образования
  • Выводы по главе 3

Система управления образовательным процессом в сообществе филиалов ВУЗов территориально-промышленного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Верхнекамье представляет собой замкнутый территориально-промышленный комплекс (ТГЖ) с общей численностью населения около 460 тыс. человек, в котором находятся крупные города Березники (180 тыс. человек) и Соликамск (149 тыс. человек).

Градообразующими являются предприятия химической промышленности, и регион нуждается в специалистах этого профиля.

Перед Верхнекамьем стоит проблема утечки кадров, т.к. в пределах ТПК нет ВУЗов, ориентированных на промышленность, хотя существует ряд филиалов. Люди, которые покинули родные города для учебы, как правило, не возвращаются, а остаются в областных центрах. Специалисты с высшим образованием поставляются на рынок труда силами образовательных учреждений Верхнекамского региона, т. е. силами филиалов.

В настоящее время в Верхнекамье создалась своеобразная ситуация с обеспеченностью населения возможностью получения высшего образования без выезда в другие города. В городе Березники (5,2 тыс. студентов), самом крупном промышленном центре Верхнекамья, существуют три филиала ВУЗов (Пермского государственного технического университета, Пермского государственного университета и Уральского государственного экономического университета), но нет ни одного самостоятельного ВУЗа. В Соликамске (2,5 тыс. студентов) имеется педагогический институт, но он не готовит специалистов для промышленности.

Все филиалы в Березниках управляются головными ВУЗами Перми и Екатеринбурга. Социальный заказ на подготовку специалистов формируется предприятиями ТПК и местным самоуправлением, но они не имеют возможности влиять ни на перечень подготовки специальностей, ни на процесс образования.

Местное самоуправление могло бы решить эту проблему, создав университетский комплекс в г. Березники из существующих филиалов. Это было бы рационально, т.к. хотя филиалы и управляются из областных центров, мао j термально они поддерживаются предприятиями и жителями ТПК. Для создания комплекса имеется необходимая учебно-методическая и кадровая база.

По определению, университетским комплексом называется такая образовательная структура, которая играет в образовательной системе региона доминирующую роль (не только по масштабу своей учебной и исследоваt тельской деятельности, но и по вкладу в формирование образовательной политики, по влиянию на общественную жизнь в целом). Университетские комплексы отражают основные мировые тенденции, как в науке, так и в образовании, являются формой самозащиты университетов в рыночной экономике. Реализация идеи создания университетского комплекса позволит обеспечить единство учебных, научных и инновационных процессов различных видов образовательных учреждений во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой города и региона (рис 1.).

Разумно, чтобы выполнение социального заказа населения, предприятий и администрации в ТПК обеспечивал единый орган — Ученый совет. Таким образом, создание университетского комплекса позволит управлять процессом образования на месте, а также в полной мере обеспечить поддержку национальной образовательной программы.

Учитывая современные тенденции в сфере образования (Болонское соглашение), для управления образованием необходимо взаимодействие всех ступеней образовательного процесса, начиная со школ и заканчивая ВУЗами [38, 45, 51, 52, 113, 134, 137, 138, 145]. Следовательно, университетский комплекс должен включать (рис. 2):

• Ученый Совет.

• Экономический, Политехнический и Гуманитарный институты, реорганизованные из существующих филиалов.

• Образовательные учреждения среднего профессионального уровня.

• Образовательные учреждения базового профессионального уровня. информация.

Ресурсы Оказание vc.ivt.

1. Процесс обучения.

2. Научный процесс.

3. Воспитательный процесс.

Процессы жизнеобеспечения.

2−1- Хозяйственная деятельность и охр. 2.2. Планово-Финансовая деятельность.

3.1. Имидж, престиж.

3.2. Защита окружающей среды.

Стратегическое планирование и управление.

Анализ со стороны руководства.

Процессы измерения и анализа.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ шффмация^ Планирование ^Проектирован.

1 .Образовательный процесс.

2. Внутренние процессы.

2.3. Социальная работа.

3. Внешние la процессы.

3.3. Экономическая деятельность.

Сопровождающие процессы.

Рис. I. Карта процессов системы университетского комплекса.

Университетский комплекс как единое целое должен взаимодействовать с общеобразовательными учреждениями в плане профориентации и довузовской подготовки.

1аЦионное образовательное.

4-й уровень Послевузовское про-—(л] фессио-• 1 (хнальное об.

ВПО/ азшание чебные и начные подразделения.

3-й уровень.

2-й уровень.

Выпускники ВУЗа.

Структурные юдразделения НПО и СПО.

1-й уровень.

Выпускники средних школ, НПО, СПО и ВУЗа.

Довузовская^ подготовка: лицей, профильные классы и т. д.

Выпускники основных, средних школ НПО и СПО.

Выпускники оснав-ных школ.

Рис, 2 Концепция единого интеграционного образовательного пространства университетского комплекса.

Но данное решение не подвластно исполнительной власти г. Березники. В современных условиях открытие ВУЗов сопряжено со значительными трудностями. Федеральное агентство по образованию, скорее, поощряет закрытие малых филиалов, чем создание ВУЗов на их основе. Таким образом, необходимо искать другие пути решения проблемы.

Второй вариант обеспечения процесса образования — пересмотреть способы организации образовательных учреждений и взаимодействия между ними.

В условиях рыночной экономики происходят глобальные изменения условий функционирования филиалов ВУЗов, вызывающие необходимость заново пересмотреть многие традиционные аксиомы их организации. Постоянная структура управления перестала обеспечивать конкурентоспособность ВУЗов, так как не позволяет адаптироваться к изменению конъюнктуры рыliка и росту значения требований заказчиков. Общие тенденции эволюции рынка образовательных услуг представлены в таблице 1 [48, 71, 81, 112, 133].

Таблица 1.

Вчера Сегодня.

Стратегическая ориентация ВУЗа направленная на массовое производство кадров широкого профиля. Стратегическая ориентация ВУЗа направленная на индивидуальное производство кадров.

Полярное положение ВУЗов и предприятий-клиентов, подготовка специалиста для предприятияпрерогатива ВУЗа, который полностью определяет ее качество. Сближение интересов ВУЗов и предприятий-клиентов, подготовка специалиста ориентирована на потребителя, который принимает непосредственное участие в формулировке требований к качеству образования.

Стабильный рынок образовательных услуг. Быстро меняющийся, динамический рынок образовательных услуг.

Постоянный, устойчивый спрос па специалистов широкого профиля. Неустойчивый, избирательный спрос на специалистов. Спрос на разнообразные образовательные услуги, стремление получать наилучших специалистов с исключительными характеристиками (полузаказные и рыночные отношения).

Периодическое взаимодействие образовательного учреждения с реальными и потенциальными клиентами (предприяте-клиент берет всех специалистов, приходящих в него по распределению). Постоянное взаимодействие образовательного учреждения с реальными и потенциальными клиентами (предприяте-клиент проводит индивидуальный отбор специалистов и активно формирует требования к содержанию их подготовки).

Достаточное количество педагогических кадров, способных обеспечить необходимый уровень качества образования, отсутствие совместительства преподавателей. Недостаточное количество педагогических кадров, способных обеспечить необходимый уровень качества образования, наличие активного совместительства преподавателей.

Вышеуказанные изменения экономического климата требуют пересмотра системы управления образовательными учреждениями. Кроме того, между филиалами происходит активная горизонтальная интеграция, в частности за счет совместительства преподавателей, а также совместного использования аудиторной и лабораторной базы. Таким образом, задача управления процессом образования в консорциуме филиалов ВУЗов в пределах замкнутого ТГЖ является актуальной, и ее решение имеет большое практическое значение [30].

Для объективной оценки качества любой высокотехнологичной продукции, к которой, несомненно, относятся образовательные услуги высшей школы, кроме оценки степени соответствия требованиям, необходимо иметь также и заключение о том, каково качество самого процесса предоставления этих услуг, т. е. насколько он совершенен, упорядочен, организован, устойчив, обеспечен, нацелен на предотвращение появления отклонений, несоответствий и т. д. [1,2, 79, 102]. Качество результатов деятельности высших образовательных учреждений должно обеспечиваться через управление качеством основных рабочих процессов вуза и качеством взаимодействия с внешними объектами.

Система<�менеджмента качества ВУЗа может строиться в соответствии с рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000, принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management — TQM) или базироваться на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) [41,42]!

Принципы TQM, например, заключаются в следующем.

•S вся деятельность образовательного учреждения должна быть ориентирована на клиента (студентов, руководителей муниципальных органов и предприятий ТГПС);

•S обеспечение управляемости и наблюдаемости всех процессов в образовательном учреждении;

S вовлечение в управление образовательным учреждением персонала и его мотивация;

•S подходы к управлению^ основанные на процессном представлении всех видов учебной, методической, научной и внеучебной деятельности;

S системный подход к управлению образовательным учреждением;

S непрерывное совершенствование системы качества образования;

S все управленческие решения должны быть основаны на достоверных, актуальных и непротиворечивых фактических данных.

Для того чтобы построить систему качества образования, прежде всего, рационально создать единую информационную систему (ИС) вуза. Во-первых, это обусловлено тем, что ИС способствует повышению эффективности всех уровней управления вузом, на основе всестороннего системного анализа наличной информации. Во-вторых, это эффективный способ хранения и обработки информации о качестве деятельности университета. В-третьих, это предоставит преподавателям, сотрудникам и студентам быстрый и оперативный доступ к общевузовскому разделяемому информационному ресурсу для решения образовательных и производственных задач.

Задачи построения информационных систем для управления образовательным учреждением и мониторинга качества подготовки специалистов и использования этих результатов для управления образовательными учреждениями привлекали большое число исследователей: Аванесов B.C., Беспалько В. П., Гузаиров М. Б., Жуковская З. Д., Казанович В. Г., Костров А. В., Куклин В. Ж., Кушель А. А., Литвак Б. Г., Львович Я. Е., Макарова Л. В., Мануйлов, В.Ф., Масленников А. С., Музыченко Е. А., Наводнов В. Г., Низамутдинов О. Б., Рындин А. А., Савельев Б. А., Селезнева Н. А., Соловьев В. П., Субетто А. И., Файзрахманов Р. А., Фролов В. Н., Челышкова М. Б., Бершадский A.M. и др.

В работах данных авторов [4, 9, 10, 11, 12, 15, 44, 50, 53, 70, 80, 84, 90, 91, 94, 95, 99, 115, 119, 140, 146] проработаны отдельные стороны вопросов управления и оценки качества образования, рассмотрены вопросы единства принципов построения систем управления образовательным учреждением, мониторинга качества, согласованности и сопряженности контуров управления качеством образования разных иерархических уровней в системе непрерывного образования. Однако работы, посвященные управлению филиалами ВУЗов, находящимися в тесном взаимодействии, не являются комплексными. Они, как правило, рассматривают вопросы автоматизации деятельности отдельных подразделений. Используя их, трудно (а иногда и невозможно) организовать единую информационно-управляющую систему обеспечения процесса образования. Информация циркулирующая в таких системах носит преимущественно разрозненный и зачастую противоречивый характер, так как поступает из различных источников.

В настоящий момент на российском рынке представлено более 20 систем автоматизации деятельности ВУЗов [43, 50, 88, 89, 93, 101, 104, 106, 110, 111, 118, 126]. Но филиалы имеют особенности, и внедрение в них тиражированных систем требует кардинальной переработки, начиная с функциональных моделей, с учетом особенностей управления филиалами ВУЗов, взаимодействующих в составе территориального консорциума. Этим объясняется решение о целесообразности разработки собственной системы, которая наиболее полно удовлетворяла бы особенностям филиалов ВУЗов.

Цели и задачи исследования.

Объектом исследования является сообщество филиалов ВУЗов, находящихся в пределах замкнутого ТПК, в котором возникают и распадаются информационные связи.

Цель работы — разработка системы поддержки принятия решений в сообществе филиалов для решения кадровых проблем в ТПК за счет рационализации деятельности и обеспечения оперативной и достоверной информацией с использованием современных информационных технологий.

Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

1. Обоснована актуальность проблемы управления процессом образования в сообществе филиалов ВУЗов в пределах замкнутого ТПК, и ее связь с информационным обеспечением стратегического и оперативного управления как отдельно взятым филиалом, так и их совокупностью.

2. Проведен системный анализ внешнего окружения филиала и анализ перспектив его развития, выделены внешние информационные связи. Показана необходимость разработки ИС с учетом ее последующей интеграции в территориальное информационное пространство образовательных учреждений.

3. Построена математическая модель взаимодействия филиалов, позволяющая оценивать несоответствие между достигнутым качеством образования и заданной моделью выпускника (целевой параметр с точки зрения предприятий и населения ТПК) в зависимости от изменения внешних по отношению к каждому филиалу условий и управленческих решений в каждом отдельном филиале.

4. Проведен системный анализ деятельности отдельного филиала (и кафедры как основной структурной единицы учреждения) для построения их структурных, функциональных и информационных моделей, необходимых для разработки ИС. Разработана методика рационального информационного обеспечения лица, принимающего решения (ЛПР).

5. Построена математическая модель системы управления отдельным филиалом, позволяющая качественно или количественно оценивать последствия принятых ЛПР решений для качества образования в филиале.

6. Разработана инженерная методика создания ИС (которую также можно применять в учебном процессе) и, на ее основе, создана и внедрена в образовательных учреждениях ИС поддержки принятия решений.

7. Оценено влияние внедрения ИС на качество образования в отдельном филиале и сообществе филиалов в ТПК.

Методика исследования.

Исследования, выполненные в работе, базируются на теории сложных систем, теории реинжениринга, теории автоматизированного управления, теории принятия решений, методологии системного анализа и проектирования (SADT/IDEF), методах классификации и применении стандартов ISO 9000.

Достоверность полученных результатов, выводов и рекомендаций диссертационной работы обеспечивается корректностью постановки задач и методов их решениякорректным использованием теории моделирования ИС, теории баз данных, теории алгоритмовиспользованием инженерного опыта проектирования и разработки информационных систем.

Практическая значимость.

Практическая значимость работы заключается в реализации и внедрении программно-аппаратного комплекса (информационной системы), позволяющего вести оперативное управление деятельностью филиала ВУЗа, а именно: автоматизировать кадровый учетхранить учебные планы и методические материалыконтролировать текущую, промежуточную и итоговую успеваемость студентоввести многогранный учет научной деятельности, обеспеченности учебного процесса, мероприятий, методической деятельностираспределять и контролировать выполнение нагрузки (с учетом, в перспективе, возможности совместительства преподавателя в нескольких образовательных учреждениях) — формировать отчетные документы и информационные выборки, необходимые для принятия решений об оперативном управлении.

Применение разработанной ИС обеспечивает актуальность, доступность и непротиворечивость данных для всех уровней управления филиалами ВУЗов и другими образовательными учреждениями.

Апробация работы.

Научные и практические результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на:

•S IV-й региональной научной конференции «Наука в решении проблем Верхнекамского региона» (Березники, 2006);

S Ш-й региональной научной конференции «Молодежная наука Верхнекамья» (Березники, 2006);

•S на ХХ-й Международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях (ММТТ-20)» (Ярославль, 2007).

•S V-й региональной научной конференции «Наука в решении проблем Верхнекамского региона» (Березники, 2007);

•S IV-й региональной научной конференции «Молодежная наука Верхнекамья» (Березники, 2007);

•S на XXI-й Международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях (ММТТ-21)» (Саратов, 2008).

•S V-й региональной научной конференции «Молодежная наука Верхнекамья» (Березники, 2008);

•S Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы информатизации образования» (Тула, 2008);

•S Материалы XLVI международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2008).

Теоретические положения и практические результаты вошли в содержание дисциплин «Базы данных» и «CASE-технологии», читаемые на кафедре автоматизации технологических процессов Березниковского филиала Пермского государственного технического университета. Публикации.

Основные результаты работы опубликованы в 19 печатных научных работах, в числе которых одна в издании из перечня ВАК, а также вошли в 3 отчета по НИР, зарегистрированным во ВНТИЦ.

Выводы по главе 3.

Разработана новая инженерная методика создания ИС (которую также можно применять в учебном процессе) и, на ее основе, создана и внедрена в образовательных учреждениях многоинтерфейсная ИС поддержки принятия решений, включающая модули кадровой работы, формирования нагрузки, учета успеваемости, научной деятельности и другие. Кроме того, внедрение ИС приводит к сокращению времени, затрачиваемого административно-педагогическим персоналом филиала ВУЗа на подготовку и анализ информации для принятия решения и, соответственно, увеличению времени, затрачиваемого на подготовку и введение собственно учебного процесса.

Оценено влияние внедрения ИС на качество образования в отдельном филиале и сообществе филиалов в ТПК. Количественные оценки, приведенные в главе 1 и использованные для оценки эффективности внедрения созданной ИС, показывают некоторое улучшение качества образования в консорциуме филиалов и отдельно взятом филиале.

Заключение

.

В работе решена актуальная и практически важная задача управления образованием для решения социальных и производственных проблем замкнутого ТПК силами сообщества филиалов разных ВУЗов. Показано, что, несмотря на независимость филиалов, улучшение информационного обеспечения стратегического и оперативного управления способствует решению проблемы.

На основе результатов системного анализа отдельного филиала и его внешнего окружения (включающего другие филиалы) построен объемный комплекс структурных моделей, в которых учтены отличия филиалов от обычных ВУЗов. Предложены способы рационализации процессов управления как отдельным филиалом, так и их совокупностью для решения проблем ТПК с использованием ИС, образующих территориальное информационное пространство образовательных учреждений.

Для оценки влияния внешнего окружения филиалов и управленческих решений в каждом отдельном филиале на качество образования в ТПК, построена математическая модель взаимодействия филиалов.

Построен комплекс функциональных моделей деятельности кафедры как основной структурной единицы филиала. Проведен теоретико-множественный анализ потоков данных, позволивший рационализировать информационное обеспечение ЛПР с использованием малого количества динамических накопителей данных. С использованием экспертных оценок сравнительной важности параметров и учетом внешних связей и специфики деятельности в условиях замкнутого ТПК, предложена математическая модель системы управления, позволяющая качественно или количественно оценивать последствия принятых ЛПР решений.

Разработана новая инженерная методика создания ИС (которую также можно применять в учебном процессе) и, на ее основе, создана и внедрена в образовательных учреждениях ИС поддержки принятия решений, на которую получено два свидетельства о государственной регистрации программ.

Оценено влияние внедрения ИС на качество образования в отдельном филиале и сообществе филиалов в ТПК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Вопросы объективизации оценки результатов обучения /
  2. B.C. Аванесов. М.: НИИВШ, Отдел научной информации, 1976. — 66 с.
  3. B.C. Вопросы разработки общей теории профессиональной ориентации школьников / B.C. Аванесов // Актуальные проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях профессионального всеобуча. Тез.докл.науч.конф. — Глухов, 1985. 110с
  4. B.C. Методические вопросы оценки знаний студентов высшей школы / B.C. Аванесов, Б. В. Володин. М.: НИИВШ, Отдел научной информации, 1978.-48с.
  5. B.C. Научные основы тестового контроля знаний / B.C. Аванесов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 135 с
  6. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / B.C. Аванесов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1989. — 167 с.
  7. , В. С. Математические модели педагогического измерения / В.
  8. C. Аванесов. М. 1994. — 25 с.
  9. Ю. Аттестация и аккредитация вузов / Ю. Акимов, А. Кушель // Вестник высшей школы. -№ 4, 1991.-С. 11−14.
  10. , О.Г. Проблемы внедрения рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей / О. Г. Басалаева, Ю. М. Басалаев, А. Н. Садовой // Унив. упр.: практика и анализ. № 2, 2006. — С.65−68.
  11. С.А. О системных аспектах организации управления образованием / С. А. Беляков, В. Ж. Куклин // Университетское управление. — № 1 (41), 2006.-С. 32−41.
  12. A.M. Выбор оптимальных способов доставки образовательной информации в дистанционном образовании / A.M. Бершадский, И. Г. Кревский. // «Телематика'99»: Тез. докл. Всеросс. науч.-методич. конф. -Санкт-Петербург, 1999. С. 161−162.
  13. A.M. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий: Учеб. пособие / A.M. Бершадский, И. Г. Кревский. -Пенза: Изд-во Пенз.гос.техн.ун-та, 1997. 56 с.
  14. A.M., Кревский И. Г. Дистанционное обучение форма или метод? / A.M. Бершадский, И. Г. Кревский. //Дистанционное образование. -№ 5, 1998. — С.34−37.
  15. В.П. Опыт разработки и использование критериев качества усвоения знаний / В. П. Беспалько // Сов. Педагогика № 4, 1968. — С. 52 -55.
  16. В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В. П. Беспалько. Воронеж: ВГУ, 1977. — 304с.
  17. В.П. Элементы теории управления процессом обучения / В. П. Беспалько. М. 1970.
  18. , Н.В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза: метод, рек. / Н. В. Бордовская. СПб- Архангельск: ПГУ, 2003. -72 с.
  19. С.А. Анализ информационной модели филиала ВУЗа // Студент и научно-технический прогресс: материалы XLVI междунар. Научной студенческой конференции: Новосибирск: НГУ, 2008.
  20. С.А. Анализ системы управления филиалом ВУЗа // Проблемы информатизации образования: материалы Всероссийской научно-технической конференции: Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. С. 24−27.
  21. С.А. Информационная система для обеспечения учебного процесса / С. А. Варламова, С. В. Суслина // Молодежная наука Верхнека-мья: материалы докл. Третьей регион, конф., 22 мар. 2006., Березники, БФ ПГТУ, 2006.- С. 92−94.
  22. С.А. Информационно-управляющая система филиала вуза как неотъемлемый элемент системы качества образования / С. А. Варламова, А. В. Затонский // Фундаментальные исследования, № 12 (часть 3), 2007 Москва: Росс. Академия естествознания, 2007.
  23. С.А. Оценка влияния внешних связей филиала вуза на качество потока абитуриентов / С. А. Варламова, А. В. Затонский // Горный информационно-аналитический бюллетень, 2008 № 6. — С. 28−31.
  24. С.А. Построение системы управления филиалом образовательного учреждения / С. А. Варламова, А. В. Затонский // Наука в решении проблем Верхнекамского промышленного региона: сб. науч. тр. Вып. 6 Березники: ПГТУ, 2007. С. 163 — 169.
  25. С.А. Принятие решений при распределении учебной нагрузки / С. А. Варламова, Е. В. Белобородова, А. В. Затонский // Фундаментальные исследования № 9, 2008 — С.21−31.
  26. С.А. Разработка системы безопасности информационной системы ВУЗа / С. А. Варламова, А. В. Затонский // Наука в решении проблем Верхнекамского промышленного региона: сб. науч. тр. Вып. 6 Березники: Перм. гос. тех. ун-т, 2007. С. 209 — 220.
  27. С.А. Реинжиниринг системы управления учебным заведением в условиях интеграции // Наука в решении проблем Верхнекамского промышленного региона: сб. науч. тр. Вып. 5. Березники, БФ ПГТУ, 2006. -С. 311−316.
  28. С.А. Статические и динамические составляющие модели информационной системы филиала ВУЗа // Наука в решении проблем Верхнекамского промышленного региона: сб. науч. тр. Вып. 6 Березники: ПГТУ, 2007. С. 170 — 195.
  29. С.А. Теория управления в системе управления ВУЗом и анализе качества образования / С. А. Варламова, А. В. Затонский, В. Ф. Беккер // Наука в решении проблем Верхнекамского промышленного региона. Вып. 6 Березники: ПГТУ, 2007. С. 196 — 208.
  30. С.А. Филиал ВУЗа как объект управления / С. А. Варламова // Молодежная наука Прикамья: выпуск 9 Пермь: Изд-во ПГТУ, 2008 — С. 41−45
  31. С.А. Формализация влияния внешних связей на качество образования в филиале вуза / С. А. Варламова, А. В. Затонский // Успехи современного естествознания — № 4, 2008.- С. 22−32.
  32. , Е.Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза / Е. Ю. Васильева // Унив. упр.: практика и анализ. № 2, 2006. -С.74−78.
  33. , А. С. Система менеджмента качества в техническом вузе : опыт Новосибирского государственного технического университета / А. С. Востриков, Н. В. Пустовой, Ю. А. Афанасьев // Унив.упр.: практика и анализ. № 2, 2003. — С. 78−85.
  34. , Е. Развитие системы аккредитации высшего образования в Российской Федерации / Е. Геворкян, Г. Мотова, В. Наводнов // Alma mater. -№−1,2004.-С. 25−28.
  35. ГОСТ Р 50 691 94. Модель обеспечения качества услуг.
  36. М.Б. Информационно-управляющая система учебного заведения / М. Б. Гузаиров, А. Г. Карташов // Материалы XI Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования Уфа — Москва: УГАТУ. -2001.
  37. М.Б. Разработка региональных компонент образовательных стандартов / М. Б. Гузаиров М.Б. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. — 162с.
  38. , JI. О показателях качества образования / JI. Давыдова // Высш. образование в России. -№ 11, 2004. С. 92−96.
  39. , JI. Слагаемые качества образования / JL Давыдова // Alma mater .-№ 11, 2004. № 11. — С. 49−50.
  40. , М. И. Изменение в структуре вуза как следствие интернационализации образования / М. И. Диброва, Н. М. Кабанова // Унив. уп.: практика и анализ. № 2, 2004. — С. 58−60.
  41. З.Д. Методические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. СПб., 1994. — 32с.
  42. З.Д. О концепции непрерывного образования / З. Д. Жуковская, Л. В. Квасова, В. Н. Фролов // Высшее образование сегодня. М., № 8, 2007.-С. 12−17.
  43. З.Д. Формирование общепрофессиональных проектировочных компетенций будущих специалистов в техническом вузе / З. Д. Жуковская, O.K. Битюцких // Вестник ВГТУ. Серия «Проблемы качества подготовки специалистов». Т.2, № 10, 2006. — С. 30−33
  44. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. №−123-Ф3.
  45. Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  46. Закон Российской Федерации «Об образовании"/ Высшее образование в России. 1992. —№ 3.
  47. Закон Российской Федерации «Об утверждении федеральной программы развития образования».
  48. , В. И. Менеджмент качества подготовки специалистов : опыт Государственного университета управления / В. И. Звонников // Высш. образование сегодня. № 10, 2006. — С. 26−29.
  49. , Н. В. Использование рейтинговой системы для оценки знаний студентов / Н. В. Зеленко // Стандарты и мониторинг в образовании. — № 6, 2004. С. 22−24.
  50. У.Г. Оценка затрат на подготовку специалистов в зависимости от квалификационных требований к выпускнику / У. Г. Зиннуров, М. Б. Гузаиров. М.: ИЦ, 1991.
  51. , Ю. И. Оценка качества проведения лабораторных работ и практических занятий / Ю. И. Иванов, Е. В. Мушкарова // Стандарты и мониторинг в образовании. № 3, 2006. — С. 20−26.
  52. Информационная система автоматизации филиала ВУЗа / А. В. Затонский, С. А. Варламова, А. В. Суслина и др. // Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в «Отраслевом фонде алгоритмов и программ» от 30 января 2008 г.- № 9926.
  53. ИСО 9000. Международные стандарты Управление качеством продукции (т.1). — М.: Госстандарт России, 1995.
  54. ИСО 9000. Международные стандарты Управление качеством продукции (т.2). — М.: Госстандарт России, 1995. — 607с.
  55. ИСО 9000. Международные стандарты Управление качеством продукции (т.З). — М.: Госстандарт России, 1995. — 99с.
  56. В. Г. Согласованность (сопряженность) и преемственность государственных стандартов профессионального образования /В.Г. Казанович, Г. П. Савельева. М.: Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 30 с.
  57. В.Г. Образовательная система как объект оценивания (квали-метрический подход). Автореф. дисс.. канд. пед. наук-М.: 1995. 17с.
  58. , Н. Р. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала / Н. Р. Кельчевская, JI. А. Романова // Уни. упр.: практика и анализ. № 3, 2004. — № 3. — С. 59−62.
  59. , Н.Р. Определение востребованного качества подготовки специалистов основа эффективной деятельности вуза / Н. Р. Кельчевская // Экономика образования. — № 4, 2006. — С. 101- 107.
  60. , О. В. Контроллинг процесса учебно-методической деятельности в системе менеджмента качества вуза / О. В. Кононова // Менеджмент в России и за рубежом. № 6, 2006. — С.69−82.
  61. , К. И. Моделирование информационной системы оценки качества образования / К. И. Костенко, С. Д. Некрасов // Унив. упр: практика и анализ. № 3, 2003. — С. 77−83.
  62. А. В. Основы информационного менеджмента / А. В. Костров. -М.: Финансы и статистика, 2003 — 336 с.
  63. А.В. Методы и модели информационного менеджмента / А. В. Костров, Д. А. Александров, Р. И. Макаров, Е. Р. Хорошева. М.: Финансы и статистика, 2007. — 336 с.
  64. А.В. Уроки информационного менеджмента. Практикум / А. В. Костров, Д. А. Александров. — М.: Финансы и статистика, 2005. 304 с.
  65. , А. В. Основы информационного менеджмента: учеб. пособие для вузов/ А. В. Костров. М.: Финансы и статистика, 2001. — 335 с
  66. , М.Д. Оценка работодателями качества профессиональной подготовки работников / М. Д. Красильников, Н. В. Бондаренко // Вопр. образования. № 1, 2005. — С. 264−275.
  67. В.Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / В. Ж. Куклин, С. А. Беляков // Университетское управление. -№ 3 (26), 2003. С. 10−23.
  68. , Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики / Г. Ф. Куцев // Педагогика. — № 3, 2004 — С. 12−23.
  69. , Е.А. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг / Е. А. Лебедева, Г. Б. Скок // Унив. упр.: практика и анализ.-№- 1,2005.-С. 104−108.
  70. , А. Внешняя и внутренняя среда вуза : влияние на качество образования / А. Ливандовская // Высш. образование в России. № 7, 2006.-С. 152−155.
  71. .Г. Управленческие решения / Б. Г. Литвак. — М.: Экмос, 1998. -248 с.
  72. .Г. Экспертная информация: методы получения и анализа /Б.Г. Литвак. М.: Радио и связь, 1982. — 184 с.
  73. .Г. Экспертные оценки и принятие решений /Б.Г. Литвак. — М.: Патент, 1996.-271 с
  74. Я. Е. Повышение эффективности процедур параметрического синтеза сложных систем на основе трансформации оптимизационных задач /Я.Е. Львович, С. Ю. Белецкая // Информационные технологии — № 10, 2002
  75. Я.Е. Автоматизация проектирования компонентов дистанционного обучения и диагностика качества знаний специалистов для сети ИНТЕРНЕТ / Я. Е. Львович, А. А. Рындин, Д. В. Долгих // Дистанционное образование. № 3, 1998. — С.26−29.
  76. Я.Е. Лингвистическая модель информационно-поисковой системы / Я. Е. Львович, Т. М. Леденева, Т. Н. Винокурова // Информ. технологии. -№ 11, 2000. С. 22−31
  77. Л. В. Диагностика индивидуальных различий студентов и концепция эффективности учебно-воспитательного процесса на факультете /Л.В. Макарова. Куйбышев: КАИ, 1988. — 48 с.
  78. В.Ф. Информационные технологии в деятельности инженерного вуза / В. Ф. Мануйлов, В. И. Галкин, А. В. Соколов, И. В. Федоров. М.: МАДИ (ГТУ), МАТИ — РГТУ, 2004. — 332 с.
  79. В.Ф. Образовательные услуги и управление качеством / В. Ф. Мануйлов, В. П. Дмитренко, А. В. Федотова, Г. М. Шишков, Н. Л. Галетова: Под редакцией Петрова А. П. М.: «ЛАТМЕС», 2001. — 196 с.
  80. А.С. О педагогических измерениях при аттестации вуза /
  81. A.С. Масленников, Б. А. Савельев // Проблемы качества образования. Материалы 9-й Всероссийской научно-методической конференции. Уфа -Москва, 1999 г. С. 150 — 152.
  82. B.C. Инженерное образование на пороге XXI века / B.C. Митин,
  83. B.Ф. Мануйлов. М.: Изд. дом Русанова, 1996 г.
  84. С.А. Анализ стационарного режима оборота общественно-необходимого времени, определяющего меру инфляции/ С. А. Мясникова, B.JI. Чечулин // Журнал экономической теории, 2008 № 3. — С. 240−245.
  85. В. Г. Оптимизация государственной аккредитации образовательных организаций на основе интегрированной системы концептуального моделирования и принятия решений./ Автореф. дисс.. доктора техн. наук Воронеж: ВГТУ, 1997. — 40с.
  86. О. Проект обучающей системы с использованием технологий искусственного интеллекта / О. Б. Низамутдинов, Д. Курушин, Н. Нестерова // Сборник научных трудов. Пермь: Гос НИИУМС, 1998.
  87. , И. Е. Студент, преподаватель и работодатель в системе управления качеством образовательных услуг / И. Е. Никулина, О. Н. Римская // Унив. упр.: практика и анализ. № 6, 2006. — С. 46−52.
  88. , И. Оценка качества знаний через качество преподавательской деятельности / И. Никулина, О. Римская // Проблемы теории и практики управления. № 2 12, 2006. — С. 114−120.
  89. В.Н. Создание единого информационного пространства системы образования. «Информатизация и система тотального управления качеством высшего образования». Лекция-доклад. 1998 г. 25 стр.
  90. Образовательная политика России (Проект по состоянию на 19 июня 2001 г.)// Государственный совет Российской Федерации. М.: 2001. -27с. (компьют. набор).
  91. Проблема оценки качества подготовки специалистов на базе компьютерных технологий. Сб. науч. статей./ Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто, Б. А. Прудковского, 1993 204с.
  92. Проблемы качества образования, его нормирования и управления / Сб. науч. статей. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 192с.
  93. Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. Сб. науч. статей./ Под общ. ред. Н. А. Селезневой и В. Г. Казановича. М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1998. — 156с.
  94. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы/ Проект М.: Минобразования РФ, РАО, 1999, — 43с.
  95. Программный модуль. Комплексная оценка деятельности вуза. Руководство эксперта. М.: Министерство образования. Управление лицензирования, аккредитации и аттестации, 2000. — 49с.
  96. Программный модуль. Комплексная оценка деятельности вуза. Руководство пользователя. — М.: Министерство образования. Управление лицензирования, аккредитации и аттестации, 2000. 40с.
  97. , JT. О. Стратегия развития высшего образования и обеспечение качества / JT. О. Пропорчук // Высш. образование сегодня. — № 4, 2003.-С. 14−16.
  98. Н.В. Переход к многоуровневой структуре образования: Ближайшие задачи / Н. В. Пустовой, Ю. А. Афанасьев, Е. А. Музыченко // НЭТИ-информ. 1992.
  99. , С. А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса необходимое условие качества образования / С. А. Рогожин // Унив. упр.: практика и анализ. — № 4, 2004 — С. 19−26.
  100. .А. Оценка соответствия уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования. Учебное пособие / Б. А. Савельев, А. С. Масленников.- М.:Логос, 2003.- 136 с.
  101. , Jl. Аккредитация вуза в контексте управления качеством образования / J1. Санкин // Высш. образование в России. № 3, 2006.- С. 9−16.
  102. Н.А. Автоматизация проектирования систем управления качеством. /Дисс.. доктора техн. наук. Воронеж: ВПИ, 1992. — 37с.
  103. Н.А. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием / Н. А. Селезнева, Ю. Г. Татур. М.: ИЦ, 1991.
  104. , Н. А. Размышления о качестве образования : международный аспект / Н. А. Селезнева // Высш. образование сегодня. № 4, 2004. -С. 35−44.
  105. . Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 4-е, стереотипное / Н. А. Селезнева. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 95 с.
  106. , А. Юридический факультет : «болонский» формат и качество образования: Гуманитарный университет, г. Екатеринбург. / А. Семитко // Высш. образование в России. 2006. — № 3. — С. 127−130.
  107. , В. П. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность / В. П. Симонов, Е. Г. Черненко // Педагогика, 1994. № 4. — С. 30−34.
  108. Г. Б. Организация научно-педагогической работы преподавателей / Г. Б. Скок, Е. А. Музыченко // Среднее спец. образование. 1988, № 1. С. 36−38.
  109. В.А. Система управления качеством образования в университете на основе информационных технологий / В. А. Сойфер // Унив. упр.: практика и анализ. № 5, 2006. — С. 92−97.
  110. В. П. Методические рекомендации по проведению самооценки высших учебных заведений / В. П. Соловьев, А. И. Кочетов, О. В. Богданов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 13 с.
  111. , С. И. Качество образования : проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза / С. И. Солонин, С. В. Кортов // Унив. упр.: практика и анализ. 2003. — № 2. — С. 64−69. — (Конф. ЮНЕСКО).
  112. Г. Ю. Математические модели оценки освоения цикла дисциплин при аттестации образовательных программ: Научное издание / Г. Ю. Софронов, А. С. Масленников. Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2005. — 92 с.
  113. А. И. Введение в нормологию и стандартологию образования / А. И. Субетто. СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 182с.
  114. А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации / А. И. Субетто. СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 498с.
  115. А. И. Комплексный мониторинг «Российское гражданское общество и образование» / А. И. Субетто, Н. А. Селезнева. М.: Исследовательский центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1997. — 61с
  116. А. И. Методология стандартизации непрерывного образования: проблемы и пути их разрешения / А. И. Субетто. М. — СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. -70с.
  117. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Части I-IV / А. И. Субетто. -М.:ИЦ, 1991.
  118. А.И. Качество в контексте современной информационно-интеллектуальной экономики / А. И. Субетто // TQM 2000. Материалы Десятой международной конференции по менеджменту качества. — М.: 2000.-С. 277−281.
  119. А.И. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга / А. И. Субетто //Завуч. № 5, 2004. — С. 3.
  120. Р. А. Моделирование и управление материальными потоками производственной системы с учетом факторов неопределенности и риска / Р. А. Файзрахманов. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. 180 с. -Библиогр.: с. 167−180.
  121. , С. Оценка качества в модели непрерывного образования / С. Филатов, Н. Сухорукова // Высш. образование в России. № 8, 2005. — С. 27−36.
  122. В.Н. Формирование информационного пространства системы мониторинга деятельности вузов / В. Н. Фролов, М. С. Крупнова, В.Н. Ко-строва //Дистанционное образование. — № 1, 2000. С. 29−31.
  123. М.Б. Адаптивное тестирование в образовании (теория, методология, технология) / М. Б. Челышкова. М.: ИЦПКПС, 2001. — 165 с.
  124. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М. Б. Челышкова. М.: ИЦПКС, 2000. — 409 с.
  125. Е.Ю. Управление качеством целевой контрактной подготовки инженерных кадров / Е. Ю. Шестернина, Е. А. Рамкулова, В. Ф. Мануйлов. М.: ИЦ МАТИ, 2004. — 160 с.
  126. , JI. М. Работа преподавателя вуза : объективизация оценки ее качества / JL М. Яновский, И. В. Малов // Качество. Инновации. Образование. № 2, 2005. — С. 35−38.
Заполнить форму текущей работой