Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование гностических умений у студентов педагогического вуза в условиях моделирования учебного текста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация опытно-экспериментальной работы позволила доказать достижение интенсификации процесса работы с текстом студентами-педагогами экспериментальной группы, что позволило нам, в свою очередь, утверждать об адекватности выдвинутых условий моделирования учебного текста цели исследования. Нами доказано, что включение умения моделировать учебный текст в структуру гностических умений у студентов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования педагогических умений в профессиональной подготовке студентовпедагогов
    • 1. 1. Педагогические аспекты педагогических умений и их формирование в профессиональной подготовке студентов-педагогов
    • 1. 2. Сущность и специфика моделирования как разновидности гностических умений
    • 1. 3. Учебный текст как средство формирования гностических умений
  • Выводы
  • Глава 2. Процесс формирования гностических умений у студентов в условиях моделирования учебного педагогического текста
    • 2. 1. Принципы организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Состояние проблемы сформированности гностических умений у студентов-педагогов
    • 2. 3. Экспериментальное исследование процесса формирования гностических умений у студентов-педагогов
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы

Формирование гностических умений у студентов педагогического вуза в условиях моделирования учебного текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Профессиональная деятельность педагога берет свое начало в вузе. В процессе образования личности формируются предметно-профессиональные компетенции, закладывается основа становления студента педагогического вуза. Во многом компетентность будущего педагога определяется сформиро-ванностью у него педагогических умений. Педагогические умения представляют собой совокупность действий педагога, направленных на осуществление педагогического процесса и имеют сложную многосоставную структуру.

Анализ педагогической литературы показал, что в структуре педагогических умений в качестве важнейшего компонента исследователи (O.A. Аб-дуллина, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. И. Щербаков и др.) выделяют гностические умения. Важнейшей особенностью гностических умений выступает их полифункциональная направленность, что позволяет говорить о зависимости педагогической деятельности от качества сформированности умений гностического характера. Функциональной особенностью гностических умений является обуславливающий характер теоретической деятельности будущего педагога.

В современной педагогической науке место и значение гностических умений достаточно четко определено. Однако остается открытым вопрос разработки компонентного состава этой группы педагогических умений, а так же условий, обеспечивающих их успешное формирование. В этой связи актуализируется необходимость обозначения умений, составляющих группу гностических и позволяющих формировать последние на высоком качественном уровне.

Студент любой специальности призван уметь осуществлять свое профессиональное становление посредством изучения педагогической литературы. Роль умений работать с учебной книгой в подготовке студентов признается многими исследователями (O.A. Абдуллина, Д. Н. Богоявленский, A.A.

Брудный, T.B. Габай, В. А. Ганден, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, A.M. Хон и др.), хотя в отдельную группу эти умения не выделяются. Среди способов, предназначенных для активной работы с печатным учебным текстом, исследователи называют: конспектирование, реферирование, перекодирование, транспонирование его содержания (Д.Н. Богоявленский, Н. И. Жинкин, H.A. Менчинская, Н. Ф. Талызина и др.).

Содержание педагогической дисциплины является сквозным, определяющим для студентов — будущих педагогов любой специальности. Получая свое отражение в тексте, содержание дисциплины педагогики должно выступать, по мнению исследователей (Г.В. Акопов, М. Г. Гарунов, JI.M. Фридман и др.), как инструментарий интенсивного познания педагогической действительности. Современное содержание педагогического образования, и в этом единогласны многие педагоги (Б.С. Гершунский, В. И. Гинецинский и др.), отличается большим объемом и сложностью. Педагогическое знание представлено на сегодня многообразием учебной литературы, что обусловливает проблему качественного и эффективного усвоения учебного педагогического знания.

Анализируя способы познания, наиболее адекватные психофизиологическим особенностям студентов высшей педагогической школы, исследователи выделяют в качестве действенного инструмента, способствующего развитию теоретического мышления, теоретические способы познания (Б.Б. Айсмонтас, Г. В. Акопов, Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, М. М. Левин и др.). Как показывают многочисленные исследования М. В. Гамезо, В.И. Гинецин-ского, В. В. Давыдова, З. А. Решетовой, Ю. В. Сенько, A.A. Сохора и др., очень важно организовать процесс учебного познания студентами педагогической действительности с включением в его структуру обобщенных знаний и умений работы с учебным педагогическим текстом метакогнитивного характера. К числу таковых многие ученые относят метод моделирования (У. Боумен, О. Ope, Н. Г. Салмина, A.M. Сохор, В. А. Штофф и др.).

Нами выяснено, что широко используемые способы работы с учебным текстом не обеспечивают качественного процесса познания педагогической действительности (К.А. Абульханова-Славская). В то же время, на материале естественнонаучных дисциплин доказан богатый потенциал моделирования с целью инструмента организации процесса познания (У. Боумен, Н. Ф. Овчинникова, Н. Г. Салмина и др.). Использование моделирования в гуманитарных по своему содержанию дисциплинах остается в современной действительности вопросом открытым и мало изученным, несмотря на имеющиеся результативные попытки (A.C. Агафонова, Б. Б. Айсмонтас, И. П. Подласый и др.) включения в структуру организации содержания современных учебников элементов кодирования, перекодирования текста.

Актуальность формирования гностических умений у студентов вуза в процессе моделирования учебного текста обусловлена противоречием между необходимостью в качественной профессиональной подготовке будущих педагогов и недостаточной разработанностью компонентного состава и условий формирования гностических умений как важнейшего показателя профессиональной компетентности.

Выделенное противоречие позволило нам сформулировать следующую проблему исследования: при каких условиях моделирование учебного педагогического текста обеспечит интенсивное формирование гностических умений студентов-педагогов в процессе их профессиональной подготовки?

Цель диссертационного исследования заключается в определении условий моделирования учебного педагогического текста, обеспечивающих интенсивное формирование гностических умений, а именно — умения работать с текстом.

Объектом исследования выступают гностические умения в профессиональной подготовке студентов-педагогов.

Предмет исследования — особенности формирования гностических умений у студентов-педагогов в условиях моделирования учебного текста.

Гипотеза: Выделив в структуре гностических умений будущего педагога такой важнейший компонент, как умение работать с учебным педагогическим текстом, мы полагаем, что моделирование учебного текста обеспечит интенсивное формирование гностических умений у студентов-педагогов, если:

1) обеспечена мотивация на овладение приемами моделирования учебного текста;

2) сформированы представления о принципах построения логико-семантической структуры учебного текста;

3) сформировано умение моделировать учебный текст, в структуру которого включены: анализ, схематизация, проектирование логики и семантики текста;

4) в качестве объекта моделирования выступит логико-семантическая структура учебного педагогического текста, в качестве средств моделирования — специализированные логико-семантические средства, составляющими которых являются «средства-понятия» и «средства-отношения».

Для достижения поставленной цели в соответствии с выдвинутой гипотезой исследования нами были обозначены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования педагогических умений в профессиональной подготовке педагога в современной высшей школе, определить компонентный состав гностических умений.

2. Выявить особенности сформированности у студентов-педагогов умений работать с учебным педагогическим текстом, как составляющих гностических умений.

3. Выявить комплекс педагогических условий, способствующих интенсивному формированию умения моделировать у студентов-педагогов.

4. Разработать и экспериментально апробировать программу формирования гностических умений в условиях моделирования учебного текста у студентов на материале педагогической дисциплины.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— положения теории профессиональной подготовки, формирования педагогических умений (O.A. Абдуллина, И. С. Архангельский, М. М. Бахтин, Е. В. Бондаревская, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, А. Д. Гетманова, В. И. Гинецинский, В. И. Загвязинский, И. А Зимняя, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, B.C. Леднев, В. Я. Ляудис, Л. И. Мищенко, И. Т. Огородников, Ю. В. Сенько, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, П. Ходж, А.И. Щербаков);

— положения теории построения текста (В.В. Давыдов, Л. П. Доблаев, Н. И. Жинкин, И. Я. Лернер, А. Р. Лурия, А. К. Маркова, Я. А. Микк, A.A. Со-хор);

— положения теории моделирования (Б.Б. Айсмонтас, У. Боумен, A.A. Братко, Л. С. Выготский, М. В. Гамезо, Л. Б. Ительсон, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ляудис, Н. Г. Салмина, A.M. Сохор, А. И. Уемов, В.А. Штофф);

В работе были использованы следующие методы исследования:

— теоретические методы: изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы, посвященной исследуемой проблемеобобщение, анализ нормативно-правовой учебно-программной документации и методических пособий;

— эмпирические методы: включенное наблюдение за деятельностью студентованкетирование и беседы со студентами, преподавателямитестированиеметод экспертных оценок, организация и проведение поискового и обучающего педагогического эксперимента;

— статистические методы: первичной обработки данных (выборочные средние, выборочные дисперсии), коэффициент прочностиметоды вторичной обработки данных: критерии «хи-квадрата», Крамера-Уэлча.

Организация и база исследования.

Исследование проводилось в три этапа. На первом, теоретико-аналитическом этапе (2001;2003 гг.), осуществлялось изучение проблемы формирования педагогических умений у студентов в процессе профессиональной подготовки, проблемы использования моделей, средств моделирования в учебном процессе вузапроводился анализ нормативно-правовой документации, а также анализ педагогических источников в целях выделения существующих подходов к решению обозначенной проблемы, определялся методологический аппарат, задачи и методика педагогического исследования.

Второй, опытно-экспериментальный этап (2002;2004 гг.), был посвящен проведению констатирующего этапа исследованияуточнению условий использования моделирования, интенсифицирующего процесс работы с учебным текстомразработке и апробации обучающей программы формирующего этапа исследования, внедрению ее в практику работы с учебным гуманитарным текстом.

На третьем, заключительно-обобщающем этапе (2004;2006 гг.), была завершена опытно-экспериментальная работа, проведен количественный и качественный анализ результатов исследования, сделаны обобщающие выводыисследование оформлено в виде диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет специальной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет» (дневное отделение). На разных этапах эксперимента в общей сложности было задействовано 234 студента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в обосновании соподчинения умения моделировать структуре общепедагогических умений, которое выражено следующей цепочкой: умение моделировать — умения работать с текстом — гностические умения — общепедагогические умения. Обосновано влияние уровня сформированности умения моделировать учебный педагогический текст на интенсификацию процесса работы с учебным текстом. Определен состав умения моделировать: анализ, схематизация, трансформация. Уточнено понятие «моделирование учебного текста». Выявлены структурные и содержательные особенности учебного педагогического текста как объекта формирования гностических умений. Разработан комплекс логико-семантических средств моделирования текста. Теоретически разработан комплекс педагогических условий моделирования учебного текста, обеспечивающих интенсификацию формирования гностических умений, а именно, умений работать с учебным текстом.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы формирования гностических умений у студентов-педагогов посредством моделирования логико-семантического поля учебного педагогического текстаразработке диагностики выявления уровня сформированности умения моделировать учебный педагогический текстобосновании и апробации комплекса условий моделирования учебного текста. Результаты диссертационного исследования могут быть положены в основу методических рекомендаций, пособий и других учебных материалов, направленных на формирование гностических умений студентов-педагогов различных специальностей.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены методологической обоснованностью экспериментальной работы, применением методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, экспериментальной проверкой гипотезыобоснованным применением методов статистической обработки результатов, количественным и качественным анализом фактического материала.

Положения, выносимые на защиту:

1. Успешность формирования гностических умений в профессиональной подготовке будущих педагогов обеспечивается выделением в качестве наиболее приоритетного компонента — умения работать с учебным текстом и формирования его в условиях моделирования логико-семантического поля текста.

2. Интенсификация формирования умения работать с учебным педагогическим текстом достигается посредством реализации таких условий моделирования, как:

— формирование у студентов представлений о принципах построения логико-семантической структуры учебного текста;

— обеспечение мотивации на овладение приемами моделирования учебного текста;

— учет многокомпонентного состава умения моделировать учебный педагогический текст;

— рассмотрение в качестве объекта моделирования логико-семантической структур учебного педагогического текста;

— использование в качестве средств моделирования специализированных логико-семантических средств, составляющими которых выступают «средства-понятия» и «средства-отношения».

3. Умение моделировать учебный педагогический текст представлено через совокупность умений: анализировать, схематизировать, трансформировать. Каждое из обозначенных умений имеет в своей структуре определенный набор приемов.

Умение анализировать текст предполагает владение следующими приемами: построение субъект-предикативной схемы текставыделение базовых понятий текстапостроение дискурсивной модели текста.

Умение схематизировать текст базируется на приемах: построение структурных моделей базовых понятий текстапостроение структурной модели логики и семантики текста.

Умение переноса логико-семантической составляющей текста подразумевает перспективное достраивание логики и семантики текста и базируется на такой логической форме вывода, как умозаключение по аналогии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через их публикацию, выступления на научных конференциях по проблемам высшей и средней школы (Международная научно-практическая конференция «Оптимизация учебно-воспитательного процесса на этапах довузовского и вузовского обучения», Иркутск, 2003; Международная научно-практическая конференция «Модернизация образования: проблемы, пути решения», Иркутск, 2005; Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании», Москва, 2004, 2005), Региональная научно-практическая конференция «Эксперимент и опыт в дошкольном образовании: поиск и взаимодействие», Иркутск, 2004; на заседаниях кафедры «Дошкольной педагогики и психологии» Иркутского государственного педагогического университетана аспирантских семинарах (2004;2005) — в организации учебного процесса Иркутского государственного педагогического университета в рамках учебного курса «Общая педагогика».

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список (225 источников), приложения. Общий объем диссертации -179 страниц. В работе содержится 7 таблиц, 15 рисунков.

Выводы

В результате проведения опытно-экспериментальной работы нами были получены данные, характеризующие выполненную работу. Исследование характера проявления гностических умений (умений моделировать учебный педагогический печатный текст) в структуре педагогических умений студентов-педагогов позволило нам обнаружить следующие закономерности. Так, нами было выявлено, что:

1. Умение моделировать представлено у респондентов в недостаточной степени. Умения схематизировать, осуществлять расширение логико-семантического поля, являясь важнейшими в структуре моделирования, представлены в деятельности студента-педагога в наименьшей степени. Это выразилось в слабо выраженной способности студентами: анализировать текствыделять базовые понятия, признаки понятийстроить схемы текста, выделять логические взаимосвязи внутри текстаосуществлять логически верное перспективное достраивание логики и семантики текста.

2. Навыки учебного познания (в процессе работы с учебным педагогическим текстом) сформированы недостаточно. В большей степени это проявилось при анализе конструктивного и творческого уровней усвоения содержания учебного текста.

В то же время, нами было установлено:

3. Наличие у студентов-педагогов представлений о принципах построения логико-семантической структуры учебного текста. Это выражалось в: знании ими простейших приемов работы с печатным текстом («многократное чтение текста" — «разбиение текста на смысловые части" — «выделение главной мысли по каждому параграфу" — «выделение понятий, смысл которых раскрыт в тексте" — «построение схемы по тексту" — «составление конспекта" — «написание мини-сочинения по содержанию текста») — сформированности приемов анализа текста на репродуктивном, конструктивном уровнях у большинства респондентов.

4. Наличие в структуре учебной деятельности студентов мотивации на внедрение в процесс их профессиональной подготовки новых приемов работы с текстом. Это выражалось в: наличии у респондентов предпочтений в выборе такого типа организационной структуры текста, как структурированныйпонимании необходимости и важности изучения приемов, интенсифицирующих работу с учебным текстом;

5. Выявленные в ходе констатирующего эксперимента факты обусловили необходимость выделения следующих педагогических условий, которые обеспечивают, на наш взгляд, интенсификацию работы с учебным педагогически текстом:

1) обеспечена мотивация на овладение приемами моделирования текста;

2) сформированы представления о принципах построения логико-семантической структуры учебного текста;

3) сформировано умение моделировать учебный текст, в структуру которого включены: анализ, схематизация, проектирование логики и семантики текста;

4) в качестве объекта моделирования выступит логико-семантическая структура учебного педагогического текста, в качестве средств моделирования — специализированные логико-семантические средства, составляющими которых являются «средства-понятия» и «средства-отношения».

6. Реализация опытно-экспериментальной работы позволила доказать достижение интенсификации процесса работы с текстом студентами-педагогами экспериментальной группы, что позволило нам, в свою очередь, утверждать об адекватности выдвинутых условий моделирования учебного текста цели исследования. Нами доказано, что включение умения моделировать учебный текст в структуру гностических умений у студентов экспериментальной группы позволило интенсифицировать работу с учебным текстом любого гуманитарного содержания. Интенсификация оценивалась по таким критериям: время, глубина, прочность. При этом наибольшего эффекта можно добиться, и мы это доказали, на конструктивном и творческом уровнях овладения учебным материалом гуманитарных дисциплин.

7. В ходе эксперимента были отмечены количественные и качественные изменения в структуре навыков работы с учебным текстом студентов экспериментальной группы. Показателями интенсификации выступили: выполнение абсолютным большинством студентов экспериментальной группы заданий контрольного теста за более короткий промежуток времени, по сравнению с контрольнойвыполнение заданий теста конструктивного и творческого уровней студентами экспериментальной группы в гораздо большем процентном отношении, по сравнению с контрольнойспособность студентов экспериментальной группы качественно выполнять задания контрольного теста на незнакомом учебном материале. Анализ результатов экспериментальной работы показал положительное влияние разработанной нами обучающей экспериментальной программы на содержание гностического умения в структуре педагогических умений студентов экспериментальной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненная научная работа позволила обобщить результаты исследования, сформулировать основные выводы, а так же наметить перспективы дальнейших разработок.

Анализ педагогической литературы позволил нам увидеть значение педагогических умений в профессиональной подготовке будущих педагогов. В педагогических исследованиях сложилось понимание педагогических умений как одного из важных признаков профессиональной компетентности специалиста. В структуре педагогических умений определяющее место занимают гностические умения. Степень сформированности именно этих умений в структуре педагогической деятельности педагога определяет качество всей его профессиональной деятельности.

Как показал анализ исследований, посвященных изучению функциональных возможностей гностических умений, структурный состав этих умений до сих пор неясен и требует уточнений.

Так, к числу гностических умений в явном или неявном виде исследователи относят умение работать с текстом. Действительно, умение интенсивно и качественно работать с текстом учебного и научного содержания оказывает важнейшее значение на профессиональное становление будущего педагога.

Педагогическое знание представлено большим количеством информационных источников, большинство из которых запечатлено в текстовом формате. Именно с письменным текстом приходится активно работать студенту в процессе профессионального и личностного становления.

Несмотря на многообразие описанных в педагогической литературе приемов работы с учебным текстом, актуальным остается вопрос эффективной работы с учебным текстом студентов-педагогов.

Анализ специальной литературы позволил выделить средство, предназначенное для обеспечения процесса познания в учебном и научном процессах.

Традиционно это средство применяется в естественнонаучных дисциплинах. К числу таковых исследователи относят моделирование. Сущность умения моделировать учебный текст как самостоятельной группы педагогических умений представляет собой совокупность мыслительных и практических умений и операций в работе с учебным педагогическим текстом, соответствующих логике его познания, обеспечивающих успешное овладение педагогическим знанием и относящихся к группе гностических умений.

Формирование гностических умений в условиях моделирования учебного педагогического текста должно обеспечиваться соблюдением организационно-педагогических условий.

Представленным исследованием был выявлен комплекс педагогических условий, позволяющих формировать гностические умения у студентов-педагогов и способствующих интенсификации работы с текстом. Таким образом, обозначенные условия заключаются в:

— обеспечении мотивации на овладение приемами моделирования учебного текста;

— организации овладения представлениями о принципах построения логико-семантической структуры учебного педагогического текста, приемами моделирования текста;

— рассмотрении логико-семантической структуры текста в качестве объекта моделирования;

— использовании логико-семантических средств в качестве средств моделирования учебного педагогического текста.

Общность представленных условий обусловлена рядом положений.

Во-первых, наличием мотивации в любой значимой для личности деятельности.

Во-вторых, — объектом познания. В данном исследовании таковым выступает учебный педагогический текст. В-третьих, средство познания, — моделирование учебного текста.

В ходе реализации экспериментальной программы формирования гностических умений у студентов-педагогов были установлены следующие требования обеспечения этого процесса:

— программа осуществляется в четыре последовательных этапа: мотива-ционный, пропедевтический, формирующий и контрольный;

— структура обучающей программы формирования гностических умений включает следующие компоненты: составляющие компоненты умения моделировать (анализировать, схематизировать, переносить) — учебные задачилогико-семантические средства моделирования.

Действительно, нами был показан многокомпонентный состав умения моделировать учебный текст. Структура умения была конкретизирована приемами, раскрывающими суть каждого умения.

Умение анализировать текст предполагает владение следующими приемами:

— построение субъект-предикативной схемы текста;

— выделение базовых понятий текстапостроение дискурсивной модели текста.

Умение схематизировать текст базируется на приемах:

— построение структурных моделей базовых понятий текста;

— построение структурной модели логики и семантики текста.

Умение переноса логико-семантической составляющей текста подразумевает перспективное достраивание логики и семантики текста и базируется на такой логической форме вывода, как умозаключение по аналогии.

Для обеспечения экспериментальной работы были разработаны логико-семантические средства моделирования, включающие в себя «средства-понятия» и «средства-отношения». Каждое средство моделирования представлено в форме графического знака — номинатора, которому дана сигнатурная расшифровка.

Опытно-экспериментальная работа позволила установить, что была достигнута интенсификация процесса работы с текстом студентами-педагогами экспериментальной группы, что проявилось в:

— выполнении большинством студентов экспериментальной группы заданий контрольного теста за более короткий промежуток времени, по сравнению с контрольной;

— выполнении заданий теста конструктивного и творческого уровней студентами экспериментальной группы в гораздо большем процентном отношении, по сравнению с контрольной;

— в способности студентов экспериментальной группы выполнять задания контрольного теста на незнакомом учебном гуманитарном материале.

Это, в свою очередь, позволило нам утверждать об адекватности выдвинутых условий моделирования учебного текста цели исследования.

Так же, нами установлено позитивное влияние моделирования учебного гуманитарного текста на развитие познавательной деятельности студентов-педагогов обеспечено за счет:

— усиления мотивации познания;

— успешного овладения новыми приемами работы с учебным текстом;

— повышения качества усвоения дисциплины.

Исследованием доказана высокая эффективность программы формирования гностических умений у студентов-педагогов на материале педагогической дисциплины.

Все сказанное позволяет нам утверждать, что выдвинутая гипотеза адекватна цели исследования.

Следовательно, результаты исследования дают основания сделать вывод, о том, что гипотеза исследования подтверждена, поставленные задачи решены, цель достигнута.

Вместе с тем, стоит отметить, что представленная диссертационная работа не претендует на исчерпывающую характеристику проблемы формирования гностических умений.

Нам видится, что научно-теоретический и практический интерес представляет разработка новых стратегий формирования педагогических, в том числе и гностических, умений у студентов высшей школы.

Анкета

Структуризация учебного гуманитарного текста"

Уважаемый студент! Данная анкета преследует цель анализа Вашего отношения к изменению приемов работы с учебным гуманитарным текстом. При ответе на каждый вопрос отметьте кружком только один вариант ответа.

1. С какими формами записи письменного гуманитарного текста Вы предпочитаете работать? a) монологическая (при записи текста используются только символы русского языка) — b) структурная (при записи текста используются графические обозначения: схемы, таблицы, чертежи, рисунки) — c) смешанная;

2. Как часто в учебной практике Вы строите схемы, отображающие содержание гуманитарного текста? a) очень частоb) регулярноc) редкоё) никогда;

3. Как Вы оцениваете свои возможности по построению схемы содержания письменного гуманитарного текста? a) всегда справляюсь с таким заданием, понимаю назначение всех графических средств, которые использую при построении схемыb) всегда справляюсь с таким заданием, средства для построения схемы выбираю случайноc) иногда мне удается построить схему гуманитарного текста, о выборе средств я не задумываюсь;

1) никогда не справляюсь с таким заданием.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой