Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проектирование содержания и технологии формирования информационной компетентности студентов инженерного профиля: На примере специальности 150201 «Машины и технология обработки металлов давлением»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для более правильного формирования информационной функциональной грамотности и информационной профессиональной компетентности в зависимости от знаний и умений были выделены следующие уровни: для информационной функциональной грамотности — базовый и для информационной профессиональной компетентности — ориентированный и компетентный. Анализ литературы по компетентностному подходу в образовании… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формирования информационной компетентности
    • 1. 1. Информатизация производства, как условие развития общества на современном этапе
    • 1. 2. Информатизация подготовки инженера в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования
    • 1. 3. Психолого-педагогические и организационные условия fa информатизации инженерного образования
    • 1. 4. Модель формирования информационной компетентности инженеров
  • Выводы к первой главе
  • 2. Технология формирования информационной компетентности в условиях университетского образования
    • 2. 1. Информационная компетентность как целезадачник подготовки специалиста
    • 2. 2. Содержание формирования информационной компетентности студентов инженерного профиля
    • 2. 3. Технология формирования информационной компетентности студентов инженерного профиля
    • 2. 4. Опытно—экспериментальная апробация технологии формирования информационной компетентности
  • Выводы ко второй главе

Проектирование содержания и технологии формирования информационной компетентности студентов инженерного профиля: На примере специальности 150201 «Машины и технология обработки металлов давлением» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Анализ литературы по вопросам информатизации общества показал, что для современного производства требуются высококвалифицированные специалисты инженерного профиля, умеющие грамотно использовать специализированные информационные технологии в своей профессиональной деятельности, своевременно реагировать на изменения рынка программного обеспечения путем освоения и внедрения в производство современных программных продуктов. При формулировке понятия «грамотно использовать информационные технологии» определяющим является понимание сути этих технологий, а не умение «нажимать определенные комбинации клавиш». Процесс изучения, освоения информационных технологий зависит не только от несовершенства обучающих технологий и методик, но и от психолого-педагогических проблем, таких как готовность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. При оценке роли компьютера в образовании инженеров следует учитывать, какие обучающие функции следует ему передать. В связи с этим меняются и требования к подготовке специалистов инженерных специальностей, где высокого качества подготовки невозможно достичь без внедрения в учебный процесс хорошо отлаженного механизма информационного обучения.

Обзор литературы (работы В. Ф. Горнева [51, 52], М. Гуриева [60], С. В. Краснова [102, 103], П. И. Образцова [135−137], И. В. Роберт [160, 161], В. Н. Юрина [221−223]), посвященной вопросам информатизации образования и производства, показал, что к недостаткам рассматриваемого вопроса следует отнести:

— отсутствие комплексного подхода к обучению информационным технологиям студентов инженерного профиля;

— уровень подготовки студентов инженерного профиля, владеющих информационными технологиями, неудовлетворяющий потребностям производства;

— несоответствие между информационной учебной средой студента и производственной базой инженера;

— высокие темпы развития информационных технологий и медленное их внедрение в образовательный процесс.

Эти недостатки подтверждают актуальность исследования возможностей использования информационных технологий при подготовке студентов инженерных специальностей. Однако при использовании системы' информационной подготовки инженеров необходимо учитывать противоречие между расширением объема использования информационных технологий в практической деятельности современного инженера и традиционным подходом изучения компьютерно-ориентированных дисциплин в технических вузах. Данное противоречие выражается в виде системного характера применения пакетов прикладных программ в производстве и фрагментарным их изучением в учебном процессе, несоответствием между знанием принципов работы со специализированными информационными технологиями и неумением идентифицировать полученные знания с профессиональными задачами.

Указанные противоречия на методологическом уровне выражаются в виде проблемы исследования: как, и при каких условиях, можно спроектировать систему информационной подготовки студентов инженерного профиля в современных условиях, удовлетворяющую всем психолого-педагогическим нормам и способную формировать компетентность у будущих специалистов к использованию информационных технологий в профессиональной и повседневной деятельности?

Учитывая профессиональную значимость и недостаточную практическую разработанность данной проблемы, была избранна тема исследования: «Проектирование содержания и технологии формирования информационной компетентности студентов инженерного профиля (на примере специальности 150 201 «Машины и технология обработки металлов давлением)».

Цель исследования: повышение уровня информационной подготовки у студентов инженерного профиля путем формирования у них информационной компетентности.

Объектом исследования является система информационной подготовки студентов инженерного профиля, предмет исследования — процесс проектирования содержания и технологии формирования информационной компетентности у студентов специальности 150 201 «Машины и технология обработки металлов давлением».

Гипотеза исследования состоит в том, что информационная подготовка студентов инженерного профиля может быть значительно усилена, если:

— определить структуру признаков информационной компетентности (ИК) инженера, позволяющую реализовать компетентностно-ориентированный подход и задействовать механизм самооценки формируемых компонентов ИК;

— в основу проектирования информационной подготовки будут положены общие принципы системного подхода (цель — содержание — V методика — преподаватель — студент), специфика изучаемого материала и непрерывность формирования ИК в течение всего срока обучения в вузе;

— результаты информационной подготовки студентов инженерного профиля ориентировать на достижение запланированных уровней признаков ИК, определенных в структурной модели;

— разработать системную диагностику формируемых признаков ИК на основе таксономии познавательных целей Б. Блума.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования в работе поставлены задачи исследования:

1. Провести анализ научной, педагогической литературы, государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 150 201 «Машины и технология обработки металлов давлением» и на основе SWOT-анализа выявить предпосылки усиления информатизации инженерного образования.

2. Определить этапы, разработать структурную и функциональную модель формирования ИК студентов инженерного профиля.

3. Спроектировать содержание и технологию формирования ИК студентов специальности 150 201 «Машины и технология обработки металлов давлением».

4. Разработать системную диагностику реализуемости разрабатываемой технологии и оценить ее эффективность.

Методологические основы исследования составили: теории компетентностно-ориентированного, системного и личностно-деятельностного подходов, принцип непрерывности и преемственности, учебные программы, государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, методология квалиметрии.

Теоретическую основу исследования составили работы в области:

— философии образования, общей педагогики и психологии, теории профессионального образования (В.И. Андреев [9, 10], Ю. К. Бабанский [13], Н. П. Бахарев [17−19], Н. В. Бордовская [29], JI.C. Выготский [40], Б. С. Гершунский [44, 45], О. С. Гребенюк [55], Г. П. Корнев [97], В. В. Краевский [101], Ю. А. Кустов [109], А. Н. Леонтьев [114, 115], В. П. Симонов [169, 170], В. А. Сластенин [177], С. Д. Смирнов [179], В. И. Столбов [182], А. А. Реан [29], В. Д. Шадриков [214, 215], и др.);

— современного подхода к компетентностно-ориентированному образованию (В.И. Байденко [14, 15], В. А. Болотов [28], А. А. Вербицкий [33], И. А. Зимняя [78, 79], В. В. Сериков [28, 168], Ю. Г. Татур [189−191], А. В. Хуторской [208]);

— теории проектирования и конструирования учебного процесса (С.И. Архангельский [11], Ю. К. Бабанский [13], В. П. Беспалько [22−26], П. Я. Гальперин [41, 42], Д. В. Занков [74], Н. Ф. Талызина [186, 187], и др.) и теории совершенствования качества образования, его проектирования на квалиметрической основе (А.И. Субетто [184], Ю. К. Чернова [210−213], В. В. Щипанов [219, 220], А. Н. Ярыгин [225]);

— формирования информационной культуры в образовании и информатизации инженерного образования (В.Ф. Горнев [51, 52], М. Гуриев [60], С. В. Краснов [102, 103], П. И. Образцов [135−137], И. В. Роберт [160, 161], В. Н. Юрин [221−223]).

Методы исследования основаны на изучении и анализе научной, философской и психолого-педагогической литературы, нормативно-программной документации, методических и учебных пособийиспользовании системного, квалиметрического и компетентностно-ориентированного подходов, моделирования, проектирования, наблюденияна педагогическом эксперименте, тестировании, анкетированииобработке полученных результатов.

Основные положения и результаты исследования докладывались на региональной научно-технической конференции «Синергетизм в управлении социальными и экономическими системами» (Тольятти, 2003 г.), региональной научно-практической конференции по профессиографическому проектированию образования и образовательных услуг «Управление качеством подготовки специалистов на основе профессиограмм» (Москва-Тольятти, 2003 г.), Всероссийской с международным участием научно-технической конференции «Теплофизические и технологические аспекты управления качеством в машиностроении» (Тольятти, 2005 г.) — межвузовской научно-практической конференции «Развитие вуза через развитие науки» (Тольятти, 2005 г.), международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Казань, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар, 2005 г.), VIII Всероссийской конференции-семинаре «Проектирование, контроль и управление качеством продукции и образовательных услуг» (Москва-Тольятти-Сызрань, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономическое и инновационное развитие региона» (Сызрань, 2006 г.).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы на кафедре «Компьютерные технологии и обработка металлов давлением» Тольяттинского государственного университета, кафедре «Информатика и системы управления» Волжского университета имени В. Н. Татищева, кафедре «Электромеханика и нетрадиционная энергетика» Самарского государственного технического университета, факультете информационных технологий Самарского государственного профессионально-педагогического колледжа.

Этапы исследования. Работа проводилась в три этапа с 1999 по 2005 гг.

На первом этапе (1999;2000 гг.) — проблемно-поисковом — проводился анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, изучалось состояние проблемы информатизации инженерного образования. Происходило теоретическое осмысление педагогической теории, позволившее построить гипотезу, определить цели, задачи исследования.

На втором этапе (2000;2001 гг.) — теоретико-проектировочномпроектировалась программа исследования, разрабатывались модели, методики, технологии обучения и системная диагностика формирования ИК.

На третьем этапе (2002;2005 гг.) — опытно-экспериментальномосуществлялась апробация и внедрение дивергентной технологии формирования ИК, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— на основе анализа литературы по компетентностному подходу и применения инструментов метода анализа (SWOT-анализа внешней и внутренней среды, возможностей и тревог внешней среды рассматриваемого объекта, а также диаграммы Парето для выделения основных направлений улучшения) были определены педагогические, методологические и организационные условия необходимые для организации работы специалистов инженерного профиля с высокотехнологичным оборудованием;

— разработаны структурная и функциональная модель формирования ИК, которые наиболее полно отражают цель и результат информационной подготовки студентов инженерного профиля в вузе;

— выделены компетенции, формируемые в результате информационной подготовки, и на их основе, с учетом междисциплинарных связей, разработана сквозная программа непрерывного формирования ИК студентов специальности 150 201;

— разработаны содержание и дивергентная технология реализации сквозной программы, системная диагностика формируемой ИК студентов специальности 150 201 как информационно-емкой с точки зрения места, роли и значимости в ней применения информационных технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании признаков ИК и методов их формирования в техническом вузе, что способствует повышению теоретического уровня преподавания информационных дисциплин в высшем профессиональном образовании. Исследование вносит вклад в развитие содержательных и технологических составляющих информационной подготовки специалистов инженерного профиля и к открывающимся перспективам дальнейшего совершенствования информационной подготовки в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором структурная и функциональная модели, сквозная программа, дивергентная технология и системная диагностика формирования ИК могут быть использованы не только при подготовке студентов специальности 150 201 «Машины и технология обработки металлов давлением», но и для других инженерных специальностей. Разработанные конкретные рекомендации по реализации педагогических и организационных составляющих взаимодействия студентов с информационными технологиями могут быть использованы в системах среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью теоретических положений, анализом современных достижений педагогики, психологии, ориентацией на компетентностный, личностно-деятельностный и системный подход, применением статистических методов анализа и обработки экспериментальных данных.

На защиту выносятся:

1. Этапы и структурная модель формирования признаков информационной компетентности. На первом этапе при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в КШП» происходит формирование у студента четких устойчивых понятий о роли и месте информационных технологий в учебном процессе, т. е. закладывается основа информационной грамотности. На втором этапе студенты обучаются принципам работы в системах автоматизированного проектирования. На третьем этапе происходит становление ИК в процессе проектной деятельности по разработке штампов, оснастки, технологий в системах автоматизированного проектирования. В течение заключительного этапа студенты разрабатывают дипломный проект с использованием систем автоматизированного проектирования, и осуществляется экспертная оценка сформированности ИК.

Структурная модель ИК состоит из двух блоков: информационной функциональной грамотности и информационной профессиональной компетентности. Информационная функциональная грамотность включает в себя базовые знания в области информационных технологий, необходимых для дальнейшего обучения в вузе. Информационная профессиональная компетентность — это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и готовность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) в области информационных технологий для успешной творческой профессиональной деятельности, иметь устойчивую мотивацию к самообразованию в области информационных технологий, а также готовность к осознанию социальной значимости и личной ответственности за результаты своей информационной деятельности. Для каждого из блоков определены признаки, позволяющие формировать и диагностировать ИК.

2. Функциональная модель формирования информационной компетентности. Функциональная модель разработана на основе этапов формирования ИК и включает: диагностику начального уровня компетентности и мотивации у первокурсниковформирование информационной функциональной грамотности на основе познавательных целей В. П. Беспалько и выравнивание грамотности до заданного критического значенияформирование информационных компетенций на основе познавательных целей Б. Блумаотслеживание уровня компетенций у студентов в области специализированных информационных технологийприменение сформированных информационных компетенций при работе над дипломным проектом.

3. Содержание и технология информационной подготовки.

Содержание информационной подготовки через отражение связей между компетенциями в виде сквозной программы непрерывного формирования ИК, охватывающей подготовку студентов специальности 150 201 в области информационных технологий в течение всего срока обучения в вузе. Элементы содержания проходят сквозной линией через все учебные дисциплины сквозной программы и определяют системообразующую основу информационной подготовки.

Дивергентная технология формирования ИК студентов специальности 150 201 на основе самооценочной деятельности обучающихся, предполагающей отслеживание уровня сформированности компетентности путем заполнения матрицы компетенций. Содержание сквозной программы непрерывного формирования ИК реализуется через дивергентную технологию, особенностью которой является:

— рост плотности информации понятийного аппарата при подготовке специалистов за счет интеграции учебных дисциплин;

— определением проблемного поля задач и решения их на протяжении всего курса обучения все новыми способами;

— направленным формированием мотивации учения и создания, адекватных сформированным мотивам условий учебной деятельности.

4. Системная диагностика сформированности информационной компетентности студентов специальности 150 201. На первом этапе это тестирование через тесты на сформированность информационной функциональной грамотности на основе познавательных целей В. П. Беспалько, на втором — мониторинг формируемых признаков информационной профессиональной компетентности через матрицу компетенций в соответствии с познавательными целями Б. Блума, на третьем этапе — анализ, оценка студенческих проектов экспертами.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 225 наименований, 17 приложений, рисунков, таблиц. Общий объем работы составляет 202 страницы. Содержание диссертации отражено в 16 публикациях автора.

Выводы ко второй главе.

1. Для более правильного формирования информационной функциональной грамотности и информационной профессиональной компетентности в зависимости от знаний и умений были выделены следующие уровни: для информационной функциональной грамотности — базовый и для информационной профессиональной компетентности — ориентированный и компетентный. Анализ литературы по компетентностному подходу в образовании позволил сделать вывод, что понятие «компетентность» — состоит из набора элементов и характеризуется от 5 до 15 выражений, называемых компетенциями, при описании компетенции используются термины (ключевые * слова). Были выделены ключевые слова для описания информационнопрофессиональных компетенций инженера, которые характеризуют когнитивную, мотивационную, деятельностную, ценностно-смысловую и эмоционально-волевую регуляцию характера компетенции. Через ключевые слова с помощью экспертов было выделено по пять компетенций для каждой из 12 дисциплин информационной подготовки студентов специальности 150 201, на основе которых была построена матрица компетенций.

2. Для установления качественных и количественных связей между компетенциями была использована диаграмма Исикавы и построен граф установления связей. Анализ диаграммы Исикавы и графа позволил сделать вывод, что: элементы содержания информационной подготовки проходят сквозной линией через все учебные дисциплины, получая каждый раз конкретное преломлениес помощью междисциплинарных связей по формированию информационной компетентности элементы содержания объединяют учебные дисциплины в единое целостное содержаниеэлементы содержания определяют системообразующую основу информационной подготовки студентов специальности 150 201, как по вертикали отдельных этапов формирования, так и на уровне горизонтальных междисциплинарных связей. Для обобщения этих выводов была построена сквозная программа непрерывного формирования информационной компетентности.

3. На основе сквозной программы непрерывного формирования ИК студентов специальности 150 201 согласно цели обучения было разработано содержание и технология формирования ИК. В качестве технологий формирования ИФГ были предложены технология методом «погружения» и традиционная. Для повышения эффективности и продуктивности формирования ИПК был использован прием дивергенции (увеличение плотности информации понятийного аппарата за счет интеграции учебных дисциплинрасширение проблемного поля задач и решения их на протяжении всего курса обучения все новыми способаминаправленное формирование мотивации учения и создания, адекватных сформированным мотивам условий учебной деятельности). Для специальности 150 201 было определено проблемное поле задач, решение которых осуществлялось разными способами в процессе изучения дисциплин сквозной программы.

4. В результате опытно-экспериментальной апробации был сделан вывод, что формирование ИФГ и ИПК студентов экспериментальных групп специальности 150 201 «Машины и технология обработки металлов давлением» характеризуется постоянным приращением значений ИК, что указывает на повышение уровня готовности к использованию информационных технологий. Результаты данного педагогического эксперимента подтверждают гипотезу об усилении информационной подготовки студентов инженерного профиля через авторские подходы и технологии.

Заключение

.

Данные, полученные в результате теоретико-экспериментального исследования формирования информационной компетентности у студентов инженерного профиля, подтверждают сформулированную в исследовании гипотезу, правильность ее концептуальных постулатов и позволяют представить общие выводы по обоснованию положений, выносимых на защиту, при этом экспериментально подтверждается эффективность авторских технологий.

Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлены общие научные результаты, выводы и определены некоторые направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

1. Одним из направлений по определению условий улучшения информационной подготовки является использование инструментов метода анализа: SWOT-анализ, который позволяет наиболее оперативно выявить и структурировать слабые и сильные стороны внутренней среды рассматриваемого объекта, возможности и тревоги внешней среды, влияющие на внутреннюю средудиаграмма Парето, позволяющая выделить из всего списка те направления, на которые необходимо направить усилия прежде всего.

2. Структурные компоненты информационной компетентности студентов инженерного профиля отражают и социальный заказ, обусловленный государственной политикой информатизации образования, меняющимися требованиями к функциональной грамотности личности в области информационных технологий и производственный заказ, в котором требования к инженеру находятся в постоянной динамике и обусловлены внедрением новых технологий.

3. Одним из вариантов комплексного подхода к изучению студентами инженерного профиля информационных технологий является ориентация на сквозную подготовку, в формате которой для достижения поставленной цели интегрируется содержание учебных дисциплин через междисциплинарные связи, элементы содержания проходят непрерывной линией через все учебные дисциплины сквозной программы, получая каждый раз конкретное преломление и определяют системообразующую основу информационной подготовки, как по вертикали отдельных этапов формирования, так и на уровне горизонтальных междисциплинарных связей.

4. Применяя системный подход и пытаясь связать элементы содержания информационной подготовки студентов специальности 150 201 в единое целое был найден приемлемый подход формирования информационной компетентности через реализацию сквозной программы.

5. Использование матрицы компетенций для ориентации на требования потребителей к специалисту инженерного профиля в области информационных технологий.

6. Использование дивергентной технологии обучения при формировании информационной компетентности позволяет формировать компетенции начиная с основных понятий с постепенным наращиванием информации, что приводит к качественному и количественному изменение информационной емкости основных понятий.

7. Результатом спроектированной дивергентной технологии является формирование информационной компетентности инженера, становление и развитие такого качества, как готовность к непрерывному совершенствованию в области профессиональной деятельности.

8. Опытно-экспериментальная апробация разработанной автором технологии по формированию информационной компетентности дает возможность прогнозировать результаты обучения, что в конечном итоге ведет к улучшению качества подготовки специалистов инженерного профиля.

К перспективам исследования в диссертации отнесены проблемы, связанные с совершенствованием диагностического инструментария и процедур оценки информационной компетентности, определение количества компетенций, и в каком процентном соотношении по характеру деятельности они должны быть представлены, что позволит достаточно полно отразить суть компетентности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности- М.: Наука, 1980.-436 с.
  2. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. Учебное пособие. — М.: Исследовательский Центр, 1994. -135 с.
  3. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Учебное пособие для слушателей Учебного центра. М.: МИСиС, 1987.-107 с.
  4. B.C. Основы педагогического контроля в высшей школе. Основы педагогики и психологии высшей школы. Учебное пособие /Под. ред. А. В. Петровского. М.:МГУ, 1986. — 303 с.
  5. .Л., Чучалин А. И., Соловьев М. А. Инновационное инженерное образование //Инженерное образование. 2004. № 1. — С. 11−14.
  6. В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 23 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. —" М.: Наука, 1977.-380 с.
  8. А. Психологическое тестирование. Кн. 2 /Пер. с англ. под. ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Издательство Казанского университета, 1996. 566 с.
  10. В.И. Семь приоритетных педагогических стратегий в управлении качеством образования //Развитие через образование: Сборник статей первой Всероссийской конференции. Тольятти. 1998. — С. 19 — 21.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  12. .К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  13. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса //Профессиональное образование и формирование личности специалистов /Научно-методический сборник. М., 2002. — 176 с.
  14. И.Л., Жуковская З. Д. Особенности и подходы к фундаментализации подготовки современных специалистов в техническом университете //Проблемы интеллектуализации образования /Материалы международной конференции. Воронеж, 2002. — С. 44−46.
  15. Н.П. Интегрирование профессионального образования и сферы профессиональной деятельности специалистов //Наука, Техника, образование г. Тольятти и Волжского региона /Межвузовский сборник научных трудов. -Тольятти: ТолПИ, 2000. С. 52−56.
  16. Н.П. Технология управления качеством подготовки специалиста в техническом вузе //Наука, техника, образование г. Тольятти и Волжского региона /Межвузовский сборник научных трудов. Тольятти: ТолПИ, 2000. -С. 78−80.
  17. А.Е., Гайдукевич И. М., Шуба П. П. Толковый словарь русскогоязыка. Минск: Народная асвета, 1995. — 250 с.
  18. М.С. К методике составления и проверки тестов //Вопросыпсихологии.- 1968. № 1.-С. 51−66.
  19. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. — 303 с.
  20. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО МО России, 1995. — 336 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  22. В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  23. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-^ воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.- 142 с.
  24. Г., Подрейко А. Персональный компьютер в подготовке инженеров //Высшее образование в России. 2003. № 1. — С. 151−153.
  25. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. № 10. 2003.
  26. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. — 304 с.
  27. А.И., Гордеева З. Ю. Информатика: от ремесла — к технологиям и ^ творчеству //Информатика и образование. 2004. № 1. — С. 94−96.
  28. П.П. Основы инженерно-технического творчества. Новосибирск, НГАВТ, 1997. 91 с.
  29. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 66 с.
  30. А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения //Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
  31. М. От традиционной к информационной дидактике //Вестник
  32. Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2003. № 2.
  33. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. — 113 с.
  34. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Академия, 2005. — 512 с.
  35. Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах). М.: Либерия, 2001. — 536 с.
  36. Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования //Высшее образование в России. 2001. № 6. — С. 3−12.
  37. С.И. Уроки профессионального творчества. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 160 с.
  38. Л.С. Мышление и речь. Т.2. М.: Педагогика, 1982. — 502 с.
  39. П.Я. Введение в психологию. М: Феникс, 1999. — 330 с.
  40. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа //Вопросы философии. 1957. № 6. — С. 58 — 69.
  41. И.В. Проектирование и реализация компетентностно-ориентированной технологии подготовки воспитателя всоциально-педагогическом колледже: Автореферат дис. .канд пед. наук. Тольятти, 2002. 25 с.
  42. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1987.
  43. .С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
  44. Л.В. Технология компьютерной подготовки специалистов экономического профиля в колледже: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Тольятти, 1998.-22 с.
  45. И.Н. Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование //Образовательные технологии и общество. 2000. № 3. — С. 538−547.
  46. И.Н. Итоги дискуссии «Эффективности внедрения новых информационных технологий в образование» //Образовательные технологии и общество. 2005. № 8. — С. 247−252.
  47. И.Н. Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий //Образовательные технологии и общество. 2003. № 2. — С. 77−83.
  48. В., Ефремов JI. Гуманитаризация инженерного образования: методологические аспекты самостоятельной учебной деятельности //Alma Mater. 1999. № 9. — С. 34−38.
  49. В.Ф. Проблемы и технология комплексной автоматизации //Автоматизация проектирования. 1998. № 4.
  50. В.Ф. Компьютерно-ориентированные обучающие технологии в инженерной подготовке //Новые информационные технологии в образовании /Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 12. М.: НИИВО, 1998. — 52 с.
  51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 651 400 «Машиностроительные технологии и оборудование». Утвержден МО РФ 16.03.2001.
  52. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1985.- 140 с.
  53. М.Т. Мастерство это технология плюс творчество //Высшее образование в России. — 2001. № 6. — С. 74−80.
  54. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  55. К.М. Методы тестирования в дидактических исследованиях //Методы педагогических исследований. М. 1979. — С. 139−158.
  56. М.А. Стратегия информационно-технического развития России //Компьютерные инструменты в образовании. -2003. № 4.
  57. В.В. Проблемы развивающего обучения. Уч. пособие. М.: Академия, 2004. — 288 с.
  58. А.А. Проектирование информационной инфраструктуры вуза //Педагогическая информатика. 2001. № 2. С.
  59. С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования //Сибирь. Философия. Образование. /Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001.
  60. Европейские компьютерные права (ECDL). Учебный план 3.0 Copyright 2002, ECDL-Russia, AS ® Официальная версия Учебного плана 3.0. ECDL опубликована в разделе «Учебный план» на сайте ECDL-Russia. http://www.ecdl.ru http://www.ecdl-ru.com.
  61. В.А., Перченок P.JL, Черноглазкин С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования. — М.: Институт теории образования и педагогики, 1999. —228 с.
  62. А.П. Избранные труды. Новосибирск: Наука, 1994.
  63. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества //Коммунист. 1988. № 2. — С. 82−92.
  64. А.П. О человеческом и эстетическом факторе в программировании //Информатика и образование. 1993. № 6. — С. 5−7.
  65. Жарков В.А. Visual C#.NET в науке и технике. М.: Жарков Пресс, 2002. -638 с.
  66. В.Е. Интеграция парадигм программирования в курсе информатики //Информатика и образование. 2004. № 10. — С. 32−35.
  67. В.И. Теория обучения. — М.: Современная интерпретация, 2001.
  68. .Н., Солдатин В. И. Информатизация образования: состояние проблемы и перспективы. М.: ИЦПКПС, 1998. — 38с.
  69. И.А. Информатизация важнейший инструмент совершенствования системы образования //Информатика и образование. — 1999. № 4.
  70. JT.B. Избранные педагогические труды. Самара: ИД Федоров, 1999.-608 с.
  71. П.Ф. Технологические и организационные принципы дополнительного образования //Новые тенденции развития профессионального и дополнительного образования /Тезисы докладов. 1998. С. 108−109.
  72. О.В. Кому адресовано обучение, основанное на информационных технологиях? //Педагогическая информатика. — 2004. № 1. — С. 35—40.
  73. О.В., Кириллов А. И. Инженерное образование в компьютеризированном обществе: преподавание без компьютеров //Проблемы теории и методики обучения. 2003. № 8. — С.69−73.
  74. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -40 с.
  75. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. — 2003. № 5. — С.34—42.
  76. Г. В. Информатизация приоритетное направление развития образования //Информатика и образование. — 1999. № 4.
  77. Т.И. Педагогика. М.: Просвещение, 1987.
  78. Информатика: Учебник /Под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1999. -768 с.
  79. Информатика: Базовый курс /Под ред. С. В. Симоновича. СПб.: Питер, 2001.-640 с.
  80. В.В., Сазонова З. С. Функционально-сетевые модели компетентностного подхода описания интеграции образования, науки, производства. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 52 с.
  81. В.А. Основы компьютерной технологии. М.: Финансы и статистика, 1992.
  82. А.С. Формирование готовности учителя к созданию личностно-развивающих учебных ситуаций в дидактических компьютерных средах: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 23 с.
  83. Н.Г. Технология реализации компетентностного подхода всистеме бизнес образования: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Тамбов, 2004.- 19 с.
  84. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  85. А.Т. Психофизиологические и гигиенические аспекты компьютеризации системы образования //Валеология. — 2002. № 1. С.63−65.
  86. К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция //Вестник высшей школы Alma Mater. 2002. № 8. — С. 3−9.
  87. К.К. Информационная революция и фундаментальная экономика //Проблемы информатизации. 2001. № 2. — С.
  88. Концепция компетентностно-ориентированного образования Самарской области //Юридический журнал директора школы. — 2004. № 4.
  89. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Официальные документы в образовании. 2002. № 4. — С. 3−31.
  90. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001−2005 годы //Аспирантский вестник Самарской губернии. -2001. № 2. С. 5.
  91. С.М. Информационная культура педагога в свете концепциииндивидуальности человека //Информатика и образование. 2004. № 7. — С. 102−105.
  92. А., Попков В., Рязанова Е. Как формировать критическое мышление? //Высшее образование в России. 2001. № 5. — С. 55−58.
  93. Г. П. Взаимосвязь профессионального образования и производства. Учебное пособие. Тольятти: ТолПИ, 1996. — 154 с.
  94. И. Аудиторная самостоятельная работа студентов с учебным текстом //Высшее образование в России. 1995. № 1. — С. 101−105.
  95. А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический проект, 2001.
  96. В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2005. — 256 с.
  97. С.В., Артемкина Е. В. Проблемы внедрения современных информационных технологий в учебный процесс вуза //Вестник ВУиТ. Серия: Информатика. 2000. Вып. 1. — С. 190−191.
  98. С.В., Дорофеева Е. В. Анализ концепций современной информатики и новых информационных технологий //Вестник ВУиТ. Серия: Информатика. 2000. Вып. 1. — С. 180−183.
  99. Крупник С. А. Всемирная энциклопедия. Философия. Москва-Минск: Харвест, 2001.
  100. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1989. — 167 с.
  101. В.П., Механов В. Б. Освоение информационных технологий: предложение и спрос //Информационные технологии. 2004. № 10. — С. 53.
  102. Культурология. Учебник для студентов технических вузов /Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 1999. — 512 с.
  103. Л.П. Россия неотъемлемая часть западной цивилизации //Известия Российской академии образования. — 2002. № 1.
  104. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий ввысшей школе. — Самара: Издательство самарского государственного университета, 1993. 112 с.
  105. В.В. Си Шарп: Создание приложений для Wi№dows. Мн.: Харвест, 2003.-384 с.
  106. Ш. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. 2004. № 5. — С. 3−12.
  107. М.Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать //Информатика и образование. — 2004. № 3. — С. 95−100.
  108. ПЗ.Леднев B.C., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. — М., 2002.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. — 352 с.
  110. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 575 с. Пб. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? — М.: Знания, 1978.- 112 с.
  111. В.В. Моделирование мыследеятельности и типология задачных систем //Школьные технологии. 2002. № 1. — С. 51−62.
  112. В.В. Технологии творчества: теоретические основы, моделирование, практика релизации в профессиональном образовании: Монография. Челябинск: Изд-во ЮрГУ, 2001. — 288 с.
  113. В.Н. Модернизация российского образования и пути информатизации учебного процесса //Информационные технологии в образовании / Сборник трудов XIII международной конференции. Часть V. -М.: Просвещение, 2003. С. 312−314.http://ito.edu.ru/2003.
  114. В., Федоров И., Благовещенская М. Современные технологии в инженерном образовании //Высшее образование в России. 2003. № 3. — С. 117 123.
  115. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика. 1990. № 8.
  116. В. Управление компетентностью //Поволжский Вестник Качества. -2005. № 2.-С. 54−62.
  117. Е.А. Основы информационной культуры //Социс. 1994. № 11. -С. 59.
  118. М.И. Формулы теории невероятности. Технология творческого мышления. Одесса: Полис, 1993. — 230 с.
  119. Д.М. Универсальная теория самоуправления и управления. -Красноярск: Универс, ПСК «Союз», 2001.-413 с.
  120. JI.M. Психология профессионального развития. — М., 1998.
  121. В.Н., Полушкина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара, 1998. — 172 с.
  122. В.М. Введение в теорию педагогических технологий: Доклад на заседании отделения Философии образования и теоретической педагогики Российской Академии образования //Школьные технологии. 2005. № 3. — С. 4−9.
  123. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 26 с.
  124. O.K. Моделирование и формализация в курсе информатике //Информатика и образование. 2003. № 9. — С. 5−11.
  125. М. Современные технологии в образовании //Новые знания. 1999. № 4.
  126. Образование в 21 веке //Высшее образование в России. 2004. № 1. — С.167.169.
  127. Образовательный стандарт высшей школы сегодня и завтра. Монография /Под общей редакцией В. И. Байденко, Н. А. Селезневой. Изд. 2-е. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. -206 с.
  128. П.И. Информационная культура студента в контексте информатизации высшего образования //Мир образования — образование в мире. 2004. № 2. — С. 202−209.
  129. П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы // Педагогика. 2003. № 5. С. 27−33.
  130. П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел: Орловский государственный технический университет, 2000. — 145 с.
  131. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Народы и культуры. Т. 7. -М.: ИНФРА-М, 2000. 408 с.
  132. Открытое образование объективная парадигма XXI века /Под общ. ред. В. П. Тихомирова. — М.: 2000.
  133. С.Ш. Проектирование технологии компетентностно-ориентированного обучения дисциплинам естественнонаучного цикла студентов технических вузов (на примере математике): Автореферат дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 2003. — 22 с.
  134. Е.В., Панюков Д. И. Работа с документами в текстовом редакторе Microsoft Word //Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Информатика». — Тольятти: ТГУ, 2003. -35 с.
  135. Е.В., Ушмаева Н. В. Архиваторы WINRAR и WINZIP //Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Информатика» для студентов всех специальностей. — Тольятти: ТГУ, 2002. -14 с.
  136. Педагогика высшей школы /Под ред. Ю. К. Бабанского. Ростов н/Д.:
  137. Издательство Ростовского университета, 1972. 124 с.
  138. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие /Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 544 с.
  139. Т.П., Дорохов А. Р. Методы инженерного творчества. -Кемерово, 1997.
  140. Петровская J1.A. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989.
  141. Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования //Высшее образование в России. 1998. № 3. — С. 40−46.
  142. В.В., Моргунова Е. А. Комментарий к закону «Об информации, информатизации и защите информации». М.: Юстицинформ, 2004. — 160 с.
  143. А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988.-361 с.
  144. Положение о требованиях к уровню функциональной грамотности студента 1 го курса ТГУ //Протокол ученого совета от 17 июня 2004 г. № 32. Решение № 319 /Сборник «Ученый совет. Решения и постановления март -июнь 2004. Том 8. Тольятти: ТГУ, 2004. — 191 с. .:
  145. Е.Н. Технология холодной штамповки //Методические указания к лабораторным работам 1 и 2. Тольятти: ТолПИ, 1986. — 23 с.
  146. Е.Н. Технология холодной штамповки //Методические указания к лабораторным работам 3, 4, 5. Тольятти: ТолПИ, 1986. — 30 с.
  147. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям //Информатика и образование. 2004. № 4.
  148. Н.А. Производительное потребление образования в гражданском обществе //Инновации и образование /Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 171−175.
  149. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К. М. Гуревича. -М.: Педагогика, 1981. 232 с.
  150. Психология. Словарь /Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  151. А.Э. Компетентностно-ориентированная технология подготовки конкурентоспособных специалистов для технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Тольятти: ТГУ, 2004.-23 с.
  152. Е.М. Информационные технологии как средство становления профессионального потенциала будущего специалиста //Информатика и образование. 2003. № 6. — С. 117−118.
  153. Р. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М.: ACT — ПРЕСС КНИГА, 2004. — 400 с.
  154. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования //Информатика и образование. -2002. № 12.
  155. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа — Пресс, 1994.-55 с.
  156. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  157. Т. Психологический потенциал интерактивных методов //Высшее образование в России. 2004. № 12. — С. 41−44.
  158. А. Инновационное высшее образование //Высшее образование в России. 2001. № 6. — С. 42−45.
  159. Н.Ю. Самоучитель С#. СПб.: БХВ — Петербург, 2001. — 576 с.
  160. Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики //НТИ. Сер.1. 1994. № 7. — С. 3.
  161. В., Рязапова Л., Ярошевская X., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера //Высшее образование в России. 2003. № 2. — С. 60−64.
  162. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  163. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.:
  164. Международная педагогическая академия, 1995. 189 с.
  165. Г. Б., Лебедева Е. А. Методика оценки качества учебного процесса и деятельности преподавателя (по показателю «удовлетворенность потребителя). Москва — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2003. — 20 с.
  166. А.В., Севастьянов Е. В., Ключко С. Л. Основные принципы обучения при подготовке специалистов //Прогрессивные технологии в образовании /Материалы VII международной конференции. Пенза, 2000.
  167. А.В., Ключко С. Л., Баженов В. А. Совершенствование системы подготовки специалистов в соответствии с требованиями научно-технического прогресса //Прогрессивные технологии в образовании /Материалы VII международной конференции. Пенза, 2000.
  168. А.В., Пудовкина Н. Г. Технология листовой штамповки //Методические указания для самостоятельной работы. Тольятти: ТолПИ, 1992.-56 с.
  169. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  170. С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С. А. Котова. М.: Академия, 2004. -512 с.
  171. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: отдеятельности к личности. М.: Академия, 2001. — 304 с.
  172. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
  173. А.В. Виртуальные учебные лаборатории в инженерном образовании //Сборник статей «Индустрия образования». Вып. 2. М.: МГИУ, 2002. — С. 386−392.
  174. В.И., Кустов Ю. А., Короткова Г. М. За непрерывную профессиональную подготовку //Вестник высшей школы. 1983. № 11. — С. 20.
  175. А.И. Интеллектуализация образования как проблема XXI века //Проблемы интеллектуализации образования /Материалы международной конференции. Воронеж, 2002. — С. 25−28.
  176. А.И. Квалиметрия человека и высшего образования //Сборник «Квалиметрия человека и образования» 4.1. М.: ПАНИ, 1992. — С. 7−16.
  177. С.Д. Проектирование модульных междисциплинарных комплексов для профессиональной подготовки инженера (на примере специальности 340 100 «Управление качеством»): Автореферат дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 2005. — 34 с.
  178. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.-232 с.
  179. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. — 345 с.
  180. С.А. Грамотность в компьютерный век //Педагогика. 1995. № 1. -С. 13−20.
  181. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовкиспециалиста //Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
  182. Ю.Г. Образовательные программы: традиции и новаторство //Высшее образование в России. 2000. № 4. — С. 12−16.
  183. М.С. Технология изучения программирования //Информатика и образование. 2003. № 3. — С. 6−8.
  184. А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1995, вып. 4.
  185. В.А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-280 с.
  186. И.В. Конструктивная педагогика. М.: Сфера, 2004. — 320 с.
  187. И.Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональной образование. Мировые тенденции (Социальный философский аспекты). М.: издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 367 с.
  188. Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М.: Академия, 2002. — 224 с.
  189. Ю.Г., Корзун М. М. Основы интенсификации обучения в ввузе. Курс лекций. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1987. — 160 с.
  190. Формирование системного мышления в обучении /Под ред. З. А. Решетовой. М.: Единство, 2002. — 344 с.
  191. А .Я. Основные ресурсы информатики: пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ACT, 2005. — 283 с.
  192. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение. 1991.
  193. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 517 с.
  194. X. Мотивация и деятельность. /Пер.с нем. СПб.:Питер, М.:Смысл, 2003 .-860с
  195. X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.
  196. С.А. Методические основы проектирования электронногоучебника. Проектирование образовательных информационных ресурсов, систем и технологий /Сборник докладов и сообщений. М.: ИЦПКПС, 1998. — 75с.
  197. С.А. Цели и индикаторы информатизации образования //Информационные технологии в образовании / Сборник трудов IX Международной конференции. Часть II. -М.: МИФИ, 1999. С. 73−74.
  198. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. — 416 с.
  199. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернет-журнал «Эйдос». 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  200. К.Н., Соловьев В. П., Тарасюк JI.H., Ворожейкина O.JI. Сравнение требований к подготовке выпускников вузов России, США, Германии, Великобритании: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 203 с.
  201. Ю.К. Квалитативные технологии обучения. Монография. -Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1998. 149 с.
  202. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Учебное пособие. Тольятти: ТолПИ, 1992. — 121 с.
  203. Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения. Москва — Тольятти: ТолПи, 2000. — 230 с.
  204. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2003.- 136 с.
  205. В.Д., Пузанков Д. В., Федоров И. Б. Двухступенчатая система подготовки специалистов в области техники и технологии. Методические материалы. Санкт-Петербург: СПбГЭТУ, 2004. — 49 с.
  206. О.В. Проектирование содержания и технологии подготовкитехников-экологов в химико-технологическом колледже: Автореферат дис.. канд пед. наук. Тольятти, 2002. — 24 с.
  207. Г. С#: учебный курс. СПб.: Питер- К.: Издательская группа BHV, 2002.-512 с.
  208. В.И., Пашков Ф. Е. Культура. Техника. Образование. Учебное пособие для технических университетов. Днепропетровск, 1999.
  209. В.В. Интегративно-дивергентное проектирование мультидисциплинарных образовательных систем. Монография. М.: Издательство исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 173 с.
  210. В.В. Управление качеством подготовки инженера на основе интегративно-дивергентного подхода к проектированию мультидисциплинарных комплексов: Автореф. дис. .д-ра техн. наук. -Москва, 2000. 46 с.
  211. Н.И., Тарасова Т. Д., Суханова М. В., Швеппе X. Репрезентативные системы и психологический тип личности: влияние на мотивацию к обучению //IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Казань. 2002. — С. 181−184.
  212. А.Н. Теория и практика интегративного подхода к обеспечению качества подготовки абитуриентов технических вузов: Автореф. дис.. д.п.н. -Тольятти: ТолПИ, 1999. 44 с.
  213. Лицензированный программный продукт фирмы Delcam pic.4. наличие электронной библиотеки-5. повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области информационных технологй-
  214. Граф учебных элементов раздела «Классы"1. Определение Структура1. Действия1. Применение
  215. Задание к лабораторной работе № 8 Тема «Разработка программы для определения величины усилия и работы в штампе с параллельными и наклонными режущими кромками»
Заполнить форму текущей работой