Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ деятельностного, контекстного и системного подходов к организации учебно-воспитательного процесса направленного на подготовку будущих педагогов, позволил выделить в качестве наиболее эффективного системный подход. Таким образом, моделирование процесса формирования готовности проходило путем построения системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации
    • 1. 1. Сущность и особенности культуры потребления медиаинформации
    • 1. 2. Структура и содержание культуры потребления медиаинформации
    • 1. 3. Готовность будущего педагога к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Разработка системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации
    • 2. 1. Условия подготовки будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации
    • 2. 2. Теоретическое обоснование модели системы формирования готовности будущего педагога к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации
    • 2. 3. Модель системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации
    • 3. 1. Обоснование необходимости реализации модели системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации
    • 3. 2. Реализация модели системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации
    • 3. 3. Результаты реализации модели системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации
  • Выводы по третьей главе

Формирование готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе эффективная подготовка будущего педагога является одной из важнейших задач. Это обусловлено постоянно ускоряющимся процессом внедрения достижений науки и техники в жизнь общества. Готовность будущего педагога к профессиональной деятельности в настоящее время предполагает его способность обеспечить учащихся знаниями, умениями и навыками, актуальными для современного общества, выполнить ^ социальный заказ.

Сегодня информация является одним из самых важных ресурсов для эффективной жизнедеятельности каждого человека. Постоянное развитие средств информационных технологий требует от человека особых способностей, работы, в частности, с медиаинформацией, и сформированности культуры ее потребления. Современная школа обладает широкими возможностями для формирования у учащихся необходимых навыков работы с медиаинформацией, имеет достаточный потенциал для развития у учащихся культуры потребления медиаинформации. По этой причине необходима соответствующая подготовка будущих педагогов в вузах. Такой подход будет способствовать повышению эффективности профессионально-личностного становления педагогов, достижению более высоких результатов профессиональной деятельности в более короткие сроки.

Требования современного общества к учителю школы определяют необходимость достаточной компетентности в сфере использования средств информационных технологий и эффективной работы с медиаинформацией. По этой причине подготовка будущих педагогов, включающая формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для развития у учащихся культуры потребления медиаинформации, представляется на данный момент актуальной и значимой.

Подготовка будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации требует выявления соответствия целей подготовки с основными элементами профессиональной деятельности. Такое соответствие выражено в умении перерабатывать содержание учебно-воспитательного материала, интерпретировать его в соответствии с целями развития культуры потребления медиаинформации у учащихся, рационально интегрировать его в процесс обучения и воспитания школьников. Осознание студентами основных элементов культуры потребления медиаинформации, аспектов ее интерпретации, условий развития культуры человека и особенностей использования средств информационных технологий позволит им эффективно реализовывать элементы своей профессиональной деятельности в будущем.

В настоящее время существуют различные теоретические наработки, касающиеся развития культуры потребления медиаинформации. Это исследования по теории подготовки педагогов к работе с медиаинформацией (A.C. Коповой, Е. А. Столбникова, A.B. Федоров, Н. Ф. Хилько,

A.B. Шариков) — по выявлению различных аспектов культуры (Р.Ф. Абдеев,

B.C. Барулин, П. С. Гуревич, Л. Г. Ионин, К. Леви-Стросс, Г. Н. Малюченко, М. И. Найдорф, A.A. Радугин, B.C. Степин) — по теоретико-методологическим основам применения средств информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности (В.П. Беспалько, И. Г. Захарова, Г. М. Коджаспирова, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В.А. Трайнев) — по социокультурным особенностям потребления медиаинформации (A.C. Коповой, Г. Н. Малюченко).

Понятие «готовность» к выполнению какой-либо деятельности используется очень широко, по этой причине его однозначное определение отсутствует. Таким образом, можно выделить исследования, в которых рассматриваются теоретические основы готовности к деятельности (A.A. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейн), исследования, в которых отражены особенности готовности к конкретному виду деятельности (O.A. Абдуллина, JI.C. Подымова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, A.B. Федоров, Н.Ф. Хилько), а также работы, посвященные исследованию отдельных составляющих готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности (Е.П. Белозерцев, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, B.C. Леднев, А. К. Маркова, JI.C. Подымова, В. А. Сластенин, Е.А. Столбникова).

Вместе с тем, изучение литературы в области психологии, педагогики, философии, культурологии, средств информационных технологий и медиа-информации свидетельствует о том, что в массовой практике остаются недостаточно разработанными методологические и технологические аспекты развития у учащихся информационной культуры. По этой причине необходимо совершенствовать теоретические основы и практическое содержание системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации.

Из вышеизложенного следует наличие противоречия между существующими потребностями современного российского общества в педагогах, готовых развивать у учащихся культуру потребления медиаинформации, и недостаточной разработанностью теоретических основ и практического содержания системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью совершенствования теоретических основ и практического содержания системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации.

Выявленные противоречие и актуальность исследования определили проблему исследования: повышение эффективности системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации.

В рамках указанной проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования: «Формирование готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации».

Цель исследования: научное обоснование и разработка системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих педагогов в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — система формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации будет успешным, если: рассматривать деятельность будущих педагогов по развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации как результат соответствующей подготовки, которая представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс, учитывающий особенности рассматриваемого вида профессионально-педагогической деятельности, поэтапно формирующий у будущих педагогов мотивы, знания, умения и навыки, а также активную рефлексивную позицию, необходимые для эффективного развития у учащихся культуры потребления медиаинформацииучитывать комплекс условий формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформациив процесс профессиональной подготовки будущих педагогов будет включена специально разработанная система формирования их готовности к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации, позволяющая повышать уровень готовности будущих педагогов к рассматриваемому виду профессиональной деятельности.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ исследований по проблеме развития у учащихся информационной культуры.

2. Определить условия формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации.

3. Выявить показатели готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации.

4. Разработать и проверить систему формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации.

Теоретико-методологической основой исследования являются: общая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — теории использования информационных технологий в образовательном процессе (В.П. Беспалько, Г. М. Коджаспирова, Е. И. Машбиц, И.В. Роберт) — концептуальные идеи формирования готовности студентов к профессиональной деятельности (Б. Г. Ананьев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.) — теоретические положения системного (С.И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, Н.В. Кузьмина), деятельност-ного (O.A. Абдуллина, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Ю.Г. Фокин) и контекстного (A.A. Вербицкий, В. А. Трайнев, В.В. Сериков) подходов к исследованию педагогических процессовтеоретические подходы к рассмотрению проблемы профессионального становления будущих педагогов (O.A. Абдулина, С. И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, A.A. Бодалев, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.) — теоретические аспекты изучения культуры (Р.Ф. Абдеев, B.C. Барулин, П. С. Гуревич, Л. Г. Ионин, К. Леви-Стросс, Г. Н. Малюченко, М. И. Найдорф, A.A. Радугин, B.C. Степин) — теоретические подходы к изучению медиаинформации и аспекты подготовки будущих педагогов к работе с медиаинформацией (A.B. Елисеев, Н. Б. Кириллова, A.C. Коповой, Г. Н. Малюченко, В. М. Смирнов, Е. А. Столбникова, A.B. Федоров, Н. Ф. Хилько, A.B. Шариков).

Для решения задач исследования и проверки исходных положений был использован следующий комплекс методов исследования: теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованиянаблюдение и анализ педагогической практики подготовки к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформациипедагогический эксперимент, в ходе которого использовались анкетирование, анализ результатов профессиональной деятельности будущих педагогов, опросы, методы математической статистики при обработке итоговых данных.

Достоверность и обоснованность полученных данных обусловлены методологической основой исследования, опорой на основные положения философии, психологии, педагогики, социологии и, в том числе, педагогической психологии и социальной педагогикииспользованием методики теоретического и экспериментального исследования как единого комплексаадекватностью исследовательских процедур и методов целям и задачам исследованияколичественным и качественным анализом полученных данных, опорой на повседневную педагогическую практику.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что: уточнено содержание понятия «культура потребления медиаинформации» путем выделения в его структуре когнитивного компонента (осознание смысла потребляемой медиаинформации и результатов ее критического анализа и творческой переработки), аксиологического компонента (система нравственных норм и ценностей, правил поведения и нравственных идеалов), технологического (владение средствами информационных технологий для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия и обмена медиаинформации) и операционного компонента (совокупность умений и приемов потребления медиаинформации) — доказана необходимость формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформациивыявлены и обоснованы условия эффективной подготовки будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации (ориентирование будущего педагога на социально значимые нормы и ценности общей культуры и формирование у будущего педагога способностей критически осмысливать и творчески перерабатывать потребляемую медиаин-формациюформирование у будущих педагогов способностей выявлять особенности социального окружения учащихся, применять средства информационных технологий, развивать критическое и творческое мышление у учащихся) — предложены показатели готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации (наличие у будущего педагога профессионального мотива, мотива личностной самореализации в деятельности, направленной на развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации, а также вариативности медиаобразовательных мотивов (эмоциональный, гносеологический, гедонистический, нравственный и эстетический) — наличие у будущего педагога системы теоретических знаний и практических умений, необходимых для реализации деятельности, направленной на развитие у учащихся культуры потребления медиаинформацииактивная рефлексивная позиция) — разработана и экспериментально проверена система формирования готовности будущих педагогов, позволяющая поэтапно повышать уровень готовности студентов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации, реализующая усложняющиеся цели по формированию и структурированию студентами знаний, умений и навыков в области развития у учащихся культуры потребления медиаинформации посредством специально организованного освоения содержания специализированного курса и прохождения модифицированной педагогической практики и включающая в себя разработанный диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать динамику изменений уровня готовности студентов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что результаты исследования расширяют научное представление о процессе подготовки будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформациирешение проблемы повышения эффективности системы подготовки будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации обогащает теорию профессиональной подготовки педагоговтеоретические выводы носят обобщенный характер и могут быть использованы для дальнейшего расширения проблемного поля исследований профессиональной подготовки будущих педагогов в образовательном процессе средних и высших учебных заведений.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что: его результаты направлены на совершенствование профессиональной подготовки будущих педагоговразработаны авторская система формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации и механизм ее реализации в соответствии с современными требованиями к организации профессиональной подготовки педагоговописаны диагностические процедуры, позволяющие выявлять уровень готовности студентов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформациипредложен авторский комплекс учебно-методических материалов: авторский специализированный учебный курс «Культура потребления ме-диаинформации» и модифицированная программа педагогической практики.

Выводы и материалы диссертационного исследования могут найти широкое применение при проектировании и организации образовательного процесса не только в вузах, но и в учреждениях среднего профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в журналах «Высшее образование сегодня», «Российский научный журнал» и «Известия Волгоградского государственного педагогического университета" — в ходе выступлений на Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (г. Новосибирск, 2010 г.) — III всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество XXI века» с международным участием (г. Красноярск, 2010 г.) — Международной научно-практической конференции «Глобализация социума и современное образование: инновационные тенденции» (г. Саратов, 2010 г.) — II Международной научно-практической дистанционной конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования» (г. Москва, 2010 г.) — III Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной педагогической науки» (г. Чебоксары, 2010 г.).

Основные положения содержания диссертации и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Ба-лашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Результаты исследования используются в практике работы средних общеобразовательных учреждений: муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Репное Балашовского района Саратовской области», муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балашова Саратовской области» и муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Балашова Саратовской области" — высших учебных заведений: Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» г. Коломна и Егорьевского филиала ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура потребления медиаинформации — это интегративная целостность характеристик деятельности человека, состоящая из когнитивного (механизмы получения нового знания путем осознания смысла потребляемой медиаинформации, критического ее анализа и творческой переработки), аксиологического (система нравственных норм и ценностей, правил поведения и нравственных идеалов, которые являются для человека личностно значимыми и в соответствии с которыми реализуются различные виды деятельности, связанные с потреблением медиаинформации), технологического (владение средствами информационных технологий для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия и обмена медиаинформации) и операционного (совокупность умений и приемов, которые использует человек в своей деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей путем потребления медиаинформации) компонентов.

2. Формирование готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации представляет собой процесс развития у студентов мотивов, побуждающих к реализации данного вида профессионально-педагогической деятельности, системы теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для реализации развития у учащихся культуры потребления медиаинформации, а также активной рефлексивной позиции.

3. Для эффективного формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации необходим комплекс психолого-педагогических условий: ориентирование будущего педагога на социально значимые нормы и ценности общей культуры и формирование у будущего педагога способностей критически осмысливать и творчески перерабатывать потребляемую медиаинформациюформирование у будущих педагогов способностей выявлять особенности социального окружения учащихся, применять средства информационных технологий, развивать критическое и творческое мышление у учащихся.

4. Показателями готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации являются: наличие у будущего педагога профессионального мотива, мотива личностной самореализации в деятельности, направленной на развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации, а также вариативности медиаобразовательных мотивов (эмоциональный, гносеологический, гедонистический, нравственный и эстетический) — наличие у будущего педагога системы теоретических знаний и практических умений, необходимых для реализации деятельности, направленной на развитие у учащихся культуры потребления медиаинформацииактивная рефлексивная позиция.

5. Авторская система формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации реализуется поэтапно и включает в себя такие компоненты, как: целевой, определяющий направленность разработанной системысодержательный, включающий в себя авторский специализированный курс «Культура потребления медиаинформации» и модифицированную педагогическую практикуорганизацион-но-деятельностный, направленный на организацию освоения содержания предложенного спецкурса и выполнения студентами дополнительных заданий модифицированной педагогической практикианалитико-результативный, включающий в себя специально разработанный инструментарий выявления результатов процесса формирования готовности студентов.

В соответствии с поставленными задачами исследования и его методологической основой был определен ход опытно-экспериментального исследования.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование по теме диссертации проводилось поэтапно с 2006 по 2010 год на базе физико-математического факультета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». Исследование включало в себя три этапа.

На первом этапе, аналитико-поисковом (2006;2007 гг.), был проведен анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы по проблеме исследованияизучалась сущность понятий «культура потребления медиаинформации» и «готовность» будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации, что позволило сформулировать исходные позиции исследования, определить основные проблемы в профессиональной подготовке будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи исследования, наметить пути их решения.

На втором этапе, опытно-экспериментальном (2007;2008 гг.), разрабатывалась система формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации. Проводился констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. В ходе данной работы анализировались полученные результаты, уточнялись критерии эффективности профессиональной подготовки студентов.

На третьем этапе, завершающем (2009;2010 гг.), проводился формирующий этап опытно-экспериментальной работы, в ходе которого проводилась проверка результатов исследования в практике работы высших учебных заведений, уточнение теоретико-экспериментальных выводов, осуществлялось обобщение и систематизация полученных результатовпроводился контрольный этап опытно-экспериментальной работы, в ходе которого выявлялась эффективность разработанной системы формирования готовностипроходило внедрение некоторых результатов исследования в практику работы средних общеобразовательных учрежденийбыло завершено литературное оформление работы.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 177 наименований, 10 приложений. Общий объем работы составляет 238 страниц машинописного текста, содержащего 9 таблиц, 8 рисунков.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

1. Необходимость внедрения разработанной системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации основывается на следующих выводах, полученных в ходе проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы:

• В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отсутствуют дисциплины, которые в полной мере отражают специфику развития у учащихся культуры потребления медиаинформации.

• В условиях традиционного образовательного процесса в вузе возможно формирование среднего уровня готовности будущего педагога к профессионально-педагогической деятельности, направленной на развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации. Количество студентов, у которых был выявлен средний уровень готовности, составляет 20%, что свидетельствует о недостаточной эффективности традиционного образовательного процесса в вузе.

2. Внедрение разработанной системы в реальную практику осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы, организованной на базе Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» в рамках формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Для экспериментальной группы (62 студента) в два этапа была организована подготовка к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации в соответствии с разработанной системой формирования готовности. Для первой фазы ставились следующие задачи: сформировать систему теоретических знанийсформировать устойчивый профессиональный интерес к рассматриваемому виду профессионально-педагогической деятельностисформировать конструктивные и гностические умениясформировать элементы активной рефлексивной позиции (понимание и оценка деятельности другого).

Намеченные задачи решались в процессе изучения студентами специализированного курса «Культура потребления медиаинформации», который проводился в 8 семестре и содержал лекционные (8 часов) и практические (8 часов) занятия, также была организована самостоятельная работа студентов. Для второй фазы формирующего этапа опытно-экспериментальной работы ставились следующие задачи: сформировать знания о педагогических фактах развития у учащихся культуры потребления медиаинформациисформировать организаторские и коммуникативные умениясформировать элементы активной рефлексивной позиции (самопонимание и самооценка, анализ собственной деятельности).

Для решения намеченных задач потребовалось введение дополнительных заданий в традиционную педагогическую практику. Модифицированная педагогическая практика проводилась со студентами контрольной и экспериментальной групп в течение 9 семестра их обучения.

3. Эффективность разработанной системы подготовки проверялась в рамках контрольного этапа опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы также проводился в две фазы. В первой фазе основными методами определения уровня готовности были: наблюдение за деятельностью студентов, анализ результатов практической деятельности (тематическое планирование, конспекты уроков, рефераты), теоретическая контрольная работа по основным вопросам курса. Во второй фазе основными методиками определения уровня готовности являлись: наблюдение за профессионально-педагогической деятельностью студентов, анализ отчетов по итогам прохождения экспериментальной педагогической практики (тематическое планирование, конспекты уроков, анализ социального окружения учащихся, рекомендации педагогам, самоанализ собственной профессионально-педагогической деятельности). Положительные результаты экспериментальной работы подтверждаются данными применения методов математической статистики (/-критерий Стъюдента).

4. Данные, получаемые на каждом этапе опытно-экспериментальной работы, показывали определенную тенденцию к преимущественному преобладанию более высокого уровня готовности к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации у студентов экспериментальной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В эпоху становления информационного общества развитие у подрастающего поколения культуры потребления медиаинформации является актуальной проблемой. Одним из способов ее решения является целенаправленная и специально организованная подготовка будущих педагогов к такому виду профессиональной деятельности.

Результатом профессиональной подготовки будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации выступает готовность студентов к осуществлению этой деятельности. Готовность представляет собой единую интегративную целостность, в структуре которой можно выделить мотивационный, содержательный, операционный и рефлексивный компоненты.

Роль и место каждого выделенного компонента в структуре готовности определяется в процессе выявления его функции. Функция мотивационного компонента готовности будущего педагога к работе по развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации заключается в стимулировании педагога активно реализовывать данный вид профессиональной деятельности. Функция содержательного компонента в структуре готовности заключается в теоретическом обосновании данного вида профессионально-педагогической деятельности. Функция операционного компонента готовности заключается в практической реализации элементов данного вида профессионально-педагогической деятельности. Функция рефлексивного компонента заключается в познании педагогом себя и своей деятельности.

Для выявления уровня сформированное&tradeготовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации были определены показатели сформированности каждого компонента готовности. Показателями сформированности мотивационного компонента готовности будущего педагога к развитию у учащихся культуры потребления медиаин-формации являются: наличие у будущего педагога профессионального мотива реализации деятельности (достижение целей такой работы является для педагога одной из целей его профессиональной деятельности) — наличие у будущего педагога мотива личностной самореализации (достижение целей такой работы является для педагога одним из показателей его профессионального мастерства) — наличие у будущего педагога вариативности медиаобразовательных мотивов (эмоциональный, гносеологический, гедонистический, нравственный и эстетический).

Показателем сформированности содержательного компонента готовности является уровень сорфмированности системы теоретических знаний, в которую входят: знания о сущности, закономерностях и основных особенностях культуры потребления медиаинформациизнания о механизмах развития у учащихся культуры потребления медиаинформациизнания о педагогических фактах, отражающих процесс развития у учащихся культуры потребления медиаинформации средствами информационных технологий.

Показателем сформированности операционного компонента является уровень сформированности системы умений, необходимых для реализации рассматриваемого вида профессионально-педагогической деятельности (конструктивных, организаторских, коммуникативных, гностических и методических умений в области медиаобразования). Показателем сформированности рефлексивного компонента является сформированность активной ре’флек-сивной позиции.

На основе выделенных показателей сформированности каждого компонента готовности были определены начальный, низкий, средний и высокий уровни готовности будущего педагога к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации.

Выделение в структуре культуры потребления медиаинформации четырех компонентов: когнитивного, аксиологического, технологического и операционного, а также выявление специфики готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации позволило сформулировать две группы условий подготовки, учет которых обеспечит повышение эффективности подготовки.

В первую группу входят условия формирования у будущего педагога навыков потребления медиаинформации: ориентирование будущего педагога на социально значимые нормы и ценности общей культурыформирование у будущего педагога способностей критически осмысливать и творчески перерабатывать потребляемую медиаинформацию. Во вторую группу входят условия формирования у будущего педагога способностей развивать у уча' щихся культуру потребления медиаинформации: формирование у будущего педагога способностей выявлять особенности социального окружения уча-, щихсяформирование у будущего педагога способностей применять средства информационных технологийформирование у будущего педагога способностей развивать критическое и творческое мышление у учащихся.

С учетом выделенных условий стало возможным смоделировать процесс формирования готовности будущего педагога к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации.

Анализ деятельностного, контекстного и системного подходов к организации учебно-воспитательного процесса направленного на подготовку будущих педагогов, позволил выделить в качестве наиболее эффективного системный подход. Таким образом, моделирование процесса формирования готовности проходило путем построения системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации. Построенная модель системы формирования готовности была представлена в виде словесного описания, а также в виде выражения структурного содержания модели и ее частей в форме таблиц. В модели было выделено две части: статическая и динамическая. Статическая часть модели системы формирования готовности представляет собой описание готовности педагога к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации и основана на выделенных показателях сформированности компонентов готовности. Динамическая часть модели представлена в виде последовательности этапов опытно-экспериментальной работы, в ходе каждого из которых будет происходить повышение уровня готовности будущего педагога к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации. Система формирования готовности содержит различные формы контроля уровня готовности будущего педагога к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации для каждого этапа.

В результате была построена модель системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации, в которую входят целевой, содержательный, организацион-но-деятельностный и аналитико-результативный компоненты. В модели представлено описание этапов опытно-экспериментальной работы, отражающих динамику формирования готовности будущего педагога к реализации рассматриваемого вида профессионально-педагогической деятельности.

Необходимость внедрения разработанной системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации обусловлена результатами анализа ГОС ВПО и результатами выявления уровня готовности к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации у студентов Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». Анализ результатов анализа ГОС ВПО педагогических специальностей, определяющих содержание профессиональной подготовки учителей педагогических вузов (на примере Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского») позволил сделать вывод о том, что в ГОС ВПО отсутствуют необходимые дисциплины, которые в полной мере отражают специфику развития у учащихся культуры потребления медиаинформации. Выявление уровня готовности к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации у студентов педагогического вуза показало, что количество студентов, у которых был выявлен средний уровень готовности, составляет 20%, что свидетельствует о недостаточной эффективности традиционного образовательного процесса в вузе.

Опытно-экспериментальная работа, направленная на внедрение системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации осуществлялась в две фазы на базе Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» на основе разработанной модели.

В первой фазе опытно-экспериментальной работы у студентов экспериментальной группы была сформирована система теоретических знаний, устойчивый профессиональный интерес к рассматриваемому виду профессионально-педагогической деятельности, конструктивные и гностические умения, элементы активной рефлексивной позиции (понимание и оценка деятельности другого). Результаты первой фазы опытно-экспериментальной работы были достигнуты в ходе изучения студентами специализированного курса «Культура потребления медиаинформации», который проводился в 8 семестре и содержал лекционные (12 часов) и практические (12 часов) занятия, также была организована самостоятельная работа студентов (12 часов). Во второй фазе опытно-экспериментальной работы у студентов экспериментальной группы были сформированы знания о педагогических фактах развития у учащихся культуры потребления медиаинформации, организаторские и коммуникативные умения, элементы активной рефлексивной позиции (самопонимание и самооценка, анализ собственной деятельности). Результаты второй фазы опытно-экспериментальной работы были достигнуты в ходе выполнения студентами дополнительных заданий в рамках модифицированной педагогической практики, которая проводилась со студентами (контрольной и экспериментальной группы) V курса в течение 9 семестра их обучения.

Проверка эффективности опытно-экспериментальная работы по внедрению разработанной системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации в реальную практику проходила также в две фазы. В первой фазе проверка эффективности осуществлялась после завершения первой фазы опытно-экспериментальной работы. Основными методами определения уровня готовности являлись: наблюдение за деятельностью студентов, анализ результатов практической деятельности, теоретическая контрольная работа. Во второй фазе проверка эффективности осуществлялась соответственно после завершения второй фазы опытно-экспериментальная работы. Основными методиками определения уровня готовности были: наблюдение за профессионально-педагогической деятельностью студентов и анализ отчетов по итогам прохождения модифицированной педагогической практики.

Результаты внедрения разработанной системы формирования готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации в образовательный процесс Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», полученные в ходе проверки эффективности опытно-экспериментальной работы и подтвержденные данными применения методов математической статистики, отражают тенденцию к повышению готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации, что подтверждает эффективность разработанной технологии и позволяет считать проведенное исследование успешным.

Данная диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Дальнейшие исследования могут касаться углубленной разработки отдельных составляющих представленной системы. 1

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. Ф. Философия информационной цивилизации Текст. / Р. Ф. Абдеев. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений Текст. / О. А. Абдуллина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  3. , О. А. Педагогическая практика студентов: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов Текст. / О. А. Абдуллина, Н. Н. Загрязкина. — 2-е изд., перераб. и доп. —М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  4. , П. В. Философия: Учебник Текст. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2003. — 608 с.
  5. , И. Ю. Знание как объект компьютерного моделирования Текст. / И. Ю. Алексеева // Вопросы философии. — № 5. — 1987. — С. 4249.
  6. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  7. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  8. , Н. В. Информационные технологии в школьном образовании Текст. / Н. В. Апатова. — М.: Изд-во РАО, 1994. — 228 с.
  9. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангелъский. — М.: Высш. шк.3 1980. —368 с.
  10. , С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1996. —245 с.
  11. , А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: «Смысл», 2002. — 480 с.
  12. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 550 с.
  13. , В. С. Социальная философия: Учебник Текст. / В. С. Барулин. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.
  14. , Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки Текст. / Е. П. Белозерцев. —М.: Педагогика, 1990. — 208 с.
  15. , В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) Текст. / В. П. Беспалько. — М.: Изд-во Московского психолого-социалыюго института, 2002. — 352 с.
  16. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. — М.: Высш. шк., 1991. — 144 с.
  17. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1999. — 192 с. '
  18. , А. А. Психология о личности Текст. / А. А. Бодалев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 188 с.
  19. , А. А. Психология общения Текст. / А. А. Бодалев. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 256 с.
  20. , Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. — Ростов н/Д., 1999. — 560 с.
  21. , JI. И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. — 352 с.
  22. , Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 1979. — № 3. — С. 7−19.
  23. , В. П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) Текст. / В. П. Большаков. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 112 с.
  24. , Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов н/Д., 1999. — 560 с.
  25. , Н. В. Педагогика. Учебник для вузов Текст. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.
  26. , В. В. Философия науки: Учебное пособие Текст. / В. В. Будко. — Харьков: Консум, 2005. — 268 с.
  27. Введение в психологию Текст. / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 496 с.
  28. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие Текст. / А. А. Вербицкий. — М.: Высш. шк., 2001. — 207 с.
  29. , Л. С. Избранные педагогические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологичекого развития ребенка Текст. / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во АПН, 1996. — 519 с.
  30. , Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 6. Текст. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  31. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  32. , Л. С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  33. , Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2. Текст. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1992. — 504 с.
  34. , П. Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов Текст. / П. Я. Гальперин. — 2-е изд. — М.: Книж. дом «Университет», 2000.336 с.
  35. , Е. В. Культурология Текст. / Е. В. Головнёва, Н. В. Горюцкая, Н. П. Деменкова, Н. В. Рыбакова. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. — 88 с.
  36. , В. М. Технические средства обучения: Учеб. пособие Текст. / В. М. Гордиевских, Д. В. Петухов. — Шадринск: ШГПИ, 2006. — 152 с.
  37. , П. С. Философия культуры: Пособие для студентов гума-нит. вузов Текст. / П. С. Гуревич. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 317 с.
  38. В. В. Виды обобщения в обучении Текст. / В. В. Давыдов.2.е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
  39. , В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Интор, 1996. — 554 с.
  40. , А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования электронный ресурс.: автореф.. дис. канд.пед. наук / А. Ю Дейкина. — Барнаул, 2000, режим доступа http://edu.of.ru/attach/17/26 283.pdf.
  41. , Г. Б. Информация и сознание Текст. / Жданов Г. Б. // Вопросы философии, 2000. — № 11. — С. 97−104.
  42. , М. В. Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы Текст. / М. В. Жижина // Известия Саратовского университета. Т.8. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2008. — № 2. — С. 81−85.
  43. , A.A. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы электронный ресурс.: автореф.. дис. д-ра. пед. наук / A.A. Журин. — Москва, 2004, режим доступа http://edu.of.ru/attach/17/26 286.doc.
  44. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. И. Загвязинский. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  45. , Д.В. Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике электронный ресурс.: автореф.. дис. канд. пед. наук / Д. В. Залагаев. — Омск, 2005, режим доступа http://edu.of.ru/attach/17/26 287.doc.
  46. , И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студентов вузов Текст. / И. Г. Захарова. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
  47. , Л. Г. Социология культуры Текст. / Л. Г. Ионин. — М., 2000. —280 с.
  48. , В. И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе Текст. / В. И. Каган, И. А. Сычеников. — М.: Высш. шк., 2007. — 143 с.
  49. , М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. — СПб.: Лань, 1998. —448 с.
  50. , И. Антропология с прагматической точки зрения Текст. / И. Кант. — СПб.: Наука, 1999, — 471с.
  51. , Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну Текст. / Н. Б. Кириллова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2006. —448 с.
  52. , Н. Б. Медиасреда российской модернизации Текст. / Н. Б. Кириллова. — М.: Академический Проект, 2005. — 400 с.
  53. , М. Д. Тенденции опережения в образовании Текст. / М. Д. Китайгородский // Философия образования. — 2007. — № 1. — С. 106−112.
  54. , Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.
  55. , К. К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов Текст. / К. К. Колин. — М.: Академический проект, 2003. — 432 с.
  56. , А. Н. Три подхода к определению понятия «Количество информации» // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Математика, кибернетика», 1991. — № 1. — С. 24−29.
  57. , И. К. Информационные технологии Текст. / И. К. Корне-ев, Г. Н. Ксандопуло, В. А. Машурцев. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 224 с.
  58. , Д.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. В. Кортиева. — Пятигорск, 2009, режим доступа http://edu.of.ru/attach/17/52 309.rtf.
  59. , Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов Текст. / Н. Ш. Кремер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 573 с.
  60. , Н. В. Методы системного педагогического исследования Текст. / Н. В. Кузьмина. — М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  61. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова- под ред. Т. Ф. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 607 с.
  62. Леви-Брюль, JT. Сверхестественное в первобытном мышлении Текст. / JI. Леви-Брюль. — М.: Педагогика-пресс, 1999. — 608 с.
  63. Леви-Стросс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Стросс. — М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. — 512 с.
  64. , В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / В. С. Леднев. — 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  65. , К. Акцентуированные личности Текст. / К. Леонгард. — Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997. — 544 с.
  66. , А. Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев- под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2001. —512 с.
  67. , А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Академия, 2005. — 352 с.
  68. , М. И. Общение, личность и психика ребенка Текст. / М. И. Лисина. — М.: МПСИ- Воронеж: НПО «Модэк», 1997. — 341 с.
  69. , Б. Т. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК Текст. / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1992, —528 с.
  70. , А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков Текст. / А. Е. Личко. — М.: Апрель Пресс, 1999. — 357 с.
  71. , Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Вопросы философии. — 1979. — № 8. — С.34−47.
  72. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 1174 с.
  73. , Г. Н. Социально-психологический анализ целостных представлений о мире Текст. / Г. Н. Малюченко, В. М. Смирнов. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. — 156 с.
  74. , Г. Н. Социально-психологический анализ развития культуры производства и потребления медиаинформации Текст. / Г. Н. Малюченко // Известия Саратовского университета. Т.8. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2008. — № 2. — С. 96−100.
  75. , А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя Текст. / А. К. Маркова. —М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  76. , А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  77. , М. И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления Текст. / М. И. Махмутов // Педагогика. — 2001. № 10. — С. 91 100.
  78. , Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е. И. Машбиц. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  79. , В. П. Информационная безопасность и защита информации : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А. М. Петраков — под ред. С. А. Клейменова. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 336 с.
  80. , В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация: Философские очерки Текст. / В. Н. Михайловский. — СПб.: Наука, 1994. — 144 с.
  81. , А. В. Социализация человека Текст. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2006. — 304 с.
  82. , Е.В. Формирование медиакультуры старшеклассников (на материале кинопрессы) электронный ресурс.: автореф.. дис. канд. пед. наук / Е. В. Мурюкина. — Белгород, 2005, режим доступа http://edu.of.ru/attach/17/26 298.doc.
  83. , В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды Текст. / В. Н. Мясищев. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. — 398 с.
  84. , М. И. Введение в теорию культуры: Основные понятия культурологии Текст. / М. И. Найдорф. — Одесса: Друк, 2005. — 192 с.
  85. , Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии Текст. / Р. С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. — 688 с.
  86. , Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика Текст. / Р. С. Немов. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. —512 с.
  87. , Н. Н. Психология творчества: Учебное пособие Текст. / Н. Н. Николаенко- под ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2005. — 277 с.
  88. Педагогика: Учеб. пособие Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого.
  89. М.: Высшее образование, 2007. — 430 с.
  90. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов Текст. / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  91. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 602 с.
  92. Российская педагогическая энциклопедия Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Изд-во БРЭ, 1993.
  93. Педагогический энциклопедический словарь Текст. —М.: Изд-во БРЭ, 2009. — 528 с.
  94. , Ф. Внутри и вне помойного ведра: Практикум по гештальт-терапии Текст. / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. — Спб.: Изд-во «Пе-тербург-ХХ1 век», 1995. — 448 с.
  95. Ф. Теория гештальттерапии Текст. / Ф. Перлз, П. Гудмен.
  96. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — 384 с.
  97. , К. К. Занимательная психология Текст. / К. К. Платонов. — СПб.: Питер Пресс, 1997 .— 288 с.
  98. , А. А. Модель подготовки будущих учителей к формированию у учащихся информационной культуры Текст. / А. А. Плеханов // Российский научный журнал. — 2010. — № 3. — С. 257−264.
  99. , А. А. О готовности педагога к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации средствами информационных технологий Текст. / А. А. Плеханов // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 3, —С. 68−71.
  100. , А. А. Условия подготовки будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации Текст. / А. А. Плеханов // Российский научный журнал. — 2010. — № 4. — С. 225 232.
  101. , И. П. Педагогика: Учебник Текст. / И. П. Подласый. — М.: Высшее образование, 2007. — 540 с.
  102. , В. А. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. А. Попков, А. В. Коржуев. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 136 с.
  103. , И. В. Опыт исследовательской деятельности в виртуальном пространстве университета Текст. / И. В. Попова // Философия образования. — 2007.— № 1. — С. 45−49.
  104. Психологический словарь Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  105. , А. А. Культурология. Курс лекций: Учебное пособие Текст. / А. А. Радугин. — М.: Библионика, 2005. — 304 с.
  106. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования Текст. / И. В. Роберт. —М.: «Школа-Пресс», 1994. —205 с.
  107. , В. М. Культурология: Учебник Текст. / В. М. Розин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 462 с.
  108. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.1. Текст. — М. :БРЭ, 1993. —607 с.
  109. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. — М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. — 596 с.
  110. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. — СПб.: изд-во «Питер», 2000. — 712 с.
  111. , В. И. Этика общения: Учебное пособие Текст. / В. И. Сафьянов. —М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. — 164 с.
  112. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие Текст. / Г. К. Селевко. — М.: Народ, образование, 1998. — 256 с.
  113. , В. И. К вопросу о медиакультуре студентов педагогического вуза Текст. / В. И. Семенов, Е. В. Семенова // Педагогическая теория, эксперимент, практика. — Иркутск: Изд-во Иркут. ин-та повыш. квалиф. работа. образования, 2008. — С.228−239.
  114. , В. В. Формирование у учащихся готовности к труду Текст. / В. В. Сериков. —М.: Педагогика, 2005. — 544 с.
  115. , В. В. Личностно ориентированное образование: от теории к системе работы учителя Текст. / В. В. Сериков // Известия РАО. — 1999. —№ 3. —С. 33−40.
  116. , В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. — М.: Логос, 1999. —272 с.
  117. , М. Н. Методология и методики педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  118. , В. А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — М.: Магистр, 1997. — 308 с.
  119. , В. А. Общая педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 2. Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Ши-янов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 256 с.
  120. , В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  121. , В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  122. Словарь русского языка Текст. / Под ред. С. И. Ожегова. — М.: Изд-во Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.
  123. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов Текст. / С. Д. Смирнов. —М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  124. , А. Г. Философия: Учебник Текст. / А. Г. Спиркин. — 2-изд. — М.: Гардарики, 2002. — 736 с.
  125. , Е. А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы) Текст. / Е. А. Столбникова. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. — 160 с.
  126. , Л. Д. Основы психологии Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Л. Д. Столяренко. — 3-е изд., перераб. и доп. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 672 с.
  127. , Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Текст. / Н. Ф. Талызина. —М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
  128. , Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста Текст. / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. — 176 с.
  129. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя Текст. / Н. Ф. Талызина. — М.: Просвещение, 2002. — 348 с.
  130. , А. В. Основы научно-методической деятельности: Учебное пособие Текст. / А. В. Тимушкин. — Балашов: Николаев, 2004. — 64 с.
  131. , В. А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения Текст. / В. А. Трайнев. — М.: Издательский дом «Дашков и К0»: МАН ИПТ, 2002. — 360 с.
  132. , В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие Текст. / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. — 2-е изд .— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. — 280 с.
  133. , М. С. Этика делового общения Текст.: учебное пособие / М. С. Узерина. — Ульяновск: УлГТУ, 2004. — 72 с.
  134. , А. Д. Информация и мышление Текст. / А. Д. Урсул. — М.: Изд-во «Знание», 1970. — 47 с.
  135. , A.B. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапе-дагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности Текст. / A.B. Федоров.
  136. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2010. — 64 с.
  137. , А. В. Медиаобразование будущих педагогов Текст. / А. В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. — 314 с.
  138. , А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня Текст. / А. В. Федоров. — М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. —234 с.
  139. , А. В. Медиаобразование в России: краткая история развития Текст. / А. В. Федоров, И. В. Челышева. — Таганрог: Познание, 2002.266 с.
  140. , А. В. Медиаобразование и медиаграмотность Текст. / А. В. Федоров. —Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. — 340 с.
  141. , А. В. Медиаобразование: История, теория и методика Текст. / А. В. Федоров. — Ростов н/Д: Изд-во ЦВВР, 2001. — 708 с.
  142. , А. И. Информационные технологии в образовании: теоретико-методологические и социокультурные аспекты: Монография Текст. /
  143. A. И. Федоров. — Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрОРАО, 2004. — 224 с.
  144. Философия Текст.: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Под ред.
  145. B. П. Кохановского. — 15-е изд. ¦—постов н/Д.: Феникс, 2007. — 575 с.
  146. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. — 7 изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  147. Философский энциклопедический словарь Текст. / Ред.-сост. Е. Ф. Губский. — М.: Инфра-М, 2003. — 576 с.
  148. , Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Ю. Г. Фокин. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
  149. , Э. Величие и ограниченность теории Фрейда Текст. / Э. Фромм. — М.: Изд-во ACT, 2000. — 448 с.
  150. , М. Время и бытие: статьи и выступления: Серия «Мыслители XX в.» Текст. / Под ред. В. В. Бибихина. — М.: Республика, 1993. —447 с.
  151. , И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие Текст. / И. Ф. Харламов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2000. — 519 с.
  152. , X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. Текст. / X. Хекхаузен. —М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  153. , Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности: Монография Текст. / Н. Ф. Хилько. — Омск: Изд-во Сибир. ф-ла Рос. ин-та культурологии, 2001. — 446 с.
  154. , Н. Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере: Монография Текст. / Н. Ф. Хилько. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2008. —210 с.
  155. , М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума Текст. / М. А. Холодная. — 2 изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
  156. , Дж. Что такое «Антинаука»? Текст. / Дж. Холтон // Вопросы философии. — 1992. — № 2. — С. 26−58.
  157. Дж. Тематический анализ науки Текст. / Дж. Холтон. — М.: Прогресс, 1981. — 383 с.
  158. , А. Н. Философия Древнего мира (история философии): Учебник для вузов Текст. / А. Н. Чанышев. — М.: Высшая школа, 2003. — 703 с.
  159. , В. Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. — М.: Наука, 1994. — 320 с.
  160. , А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт Текст. / А. В. Шариков. — М.: Академия педагогических наук СССР, 1990. —66 с.
  161. , О. В. Культура мультимедиа: Уч. пособие для студентов МГУКИ Текст. / О. В. Шлыкова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 415 с.
  162. , Б. Д. Психология развития: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Б. Д. Элысошш.— М.: Изд. центр «Академия», 2001. —144 с.
  163. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  164. Юнг, К. Г. Архетип и символ Teicci j / К. Г. Юнг. — М.: Ренессанс, 1991. —304 с.
  165. Юнг, К. Г. Очерки по аналитической психологии Текст. / К. Г. Юнг. — Мн.: ООО «Харвест», 2003. — 528 с.
  166. , С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: Монография Текст. / С. Д. Якушева. — Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. —170 с.
Заполнить форму текущей работой