Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические подходы к формирования навыков сотрудничества в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результативность (способность достигать результата).По определению В. Е. Кемерова, взаимодействие — понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания. В понятии «взаимодействие» фиксируются прямые и «обратные» воздействия вещей друг на друга, обмены… Читать ещё >

Психолого-педагогические подходы к формирования навыков сотрудничества в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика сотрудничества, особенности совместной деятельности и общения со сверстниками в дошкольном возрасте.

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником — это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Р. С. Немов [28; С.123] отмечал, что в дошкольном возрасте ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением. Стремясь получить похвалу, усвоить привлекательные для него способы действия, слушая захватывающую историю о близком человеке или любимую сказку, он с детской горячностью погружается в общение, в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого. Стремясь подтвердить свою самостоятельность, свою смелость, ребенок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя свое стремление настоять на своем: «Я так сказал!», «Я буду это делать!» и прочь. Постепенно на протяжении детства, упражняясь непрестанно изо дня в день, идентификация и обособление становятся не только более тонкими механизмами, но могут стать для ребенка и неосознаваемо используемой техникой общения. Ребенок может научиться использовать внешние проявления идентификации и обособления, начать эксплуатировать их в общении в корыстных целях. Однако, конечно, эти механизмы служат прежде всего открытому социальному взаимодействию. В. С. Мухина [27] писала о том, что общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение со сверстниками — жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения. Взаимодействие ребенка со сверстниками — это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. Разные авторы по-разному давали определение терминам «сотрудничество» и «взаимодействие». Косолапов Н. А. [16; С. 65] отметил, что сотрудничество — в психологическом смысле: позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. Сотрудничество — идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова [29; С.98] выделяли, что сотрудничать — работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. По мнению Дьяченко, сотрудничество — наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект — субъектных отношений в совместной деятельности. Изучив психолого-педагогическую литературу мы смогли выделить основные признаками сотрудничества:

  • — целенаправленность (стремление к общей цели)
  • — мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
  • — целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
  • — структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
  • — согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
  • — организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
  • — результативность (способность достигать результата).По определению В. Е. Кемерова [15; С. 111], взаимодействие — понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания. В понятии «взаимодействие» фиксируются прямые и «обратные» воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, формы кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества. Взаимодействие охватывает прямые и опосредованные отношения между объектами и системами. Примерами прямых взаимодействий оперирует классическая механика, когда рассматривает соударения и отталкивания, передающие движение от одного тела к другому. В области общественной примером взаимодействия может быть непосредственное общение между человеческими индивидами.
Понятие «взаимодействие» является в познавательном смысле исходным для определения понятий движения, изменения, становления, развития, процесса. Вместе с тем конкретизация понятия взаимодействие осуществляется через эти понятия. Взаимодействие обретает определенность как передача движения от одних объектов к другим, как трансляция сообщений в человеческих контактах или как синтез различных человеческих сил, порождающий новые знания, вещи, организационные структуры.

Таким образом, взаимодействие (сотрудничество) важно для развития личности и является сущностью педагогической деятельности. А в контексте обучения трактуется как двусторонний процесс — обучения и воспитания. Представляется, что взаимодействие педагога и ребенка, как людей, устремленных к общей цели, но не тождественных по своей социальной роли, знаниям, опыту и т. д., — вариант именно такого взаимодействия.

Взаимодействия являются исходными пунктами разного рода познавательных ситуаций постольку, поскольку они обнаруживают сдвиги и изменения в состояниях и движениях предметов, в позициях, действиях и восприятиях человека. «Открывая» свойства включенных в него объектов, взаимодействие косвенным образом определяет ситуацию познания, фиксирует познавательные способности субъекта, его «помещенность» в ситуацию, его причастность взаимодействия, а стало быть, и его собственные свойства. Данность взаимодействия ставит человека перед необходимостью считаться с их объективными свойствами, не зависящими от его познавательной установки и его воздействия на логику вещей .

В толковом словаре Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю. [56; С. 29] под взаимодействием понимается взаимная связь явлений, нахождение во взаимодействии.

Педагогическое взаимодействие ребенка и педагога, понимаемое нами как вариант взаимосвязи субъектов педагогического процесса, является интегративным и многофункциональным фактором их обоюдного саморазвития. Оно способно оказывать влияние на целенаправленное, прогрессивное и продуктивное самостроительство детей и педагога, а также на укрепление их общности при условии своего систематического обогащения и развития как явления и процесса. Сущность влияния педагогического взаимодействия на личностное саморазвитие его субъектов обусловлена возникновением в процессе обмена между ними когнитивными, волевыми, эмоциональными, ценностными и др. потенциалами психолого-педагогических феноменов и эффектов, определяющих характер и степень исследуемого влияния.

Таким образом, исследование сущности и специфики педагогического взаимодействия показывает, что оно является вариантом социального взаимодействия, обладает его основными чертами, характерными признаками и вместе с тем реализует в процессе своего осуществления специфическую, но крайне важную для бытия и становления индивида цель: содействие саморазвитию личности. Специфичность взаимодействия педагога и школьников состоит в том, что в ходе его реализации саморазвитие партнеров происходит как взаимосвязанное, чему в немалой степени способствуют возникающие при этом своеобразные феномены и эффекты. Одновременно они позволяют превратить содержание педагогического взаимодействия из простого обмена в «обмен превращениями», что дает новые стимулы для личностного роста участников такого рода контактов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой