Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические игры в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает… Читать ещё >

Дидактические игры в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Обучение и игры не враги, — это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга».

П. Ф. Каптерев

Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательнообразовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

При обучении детей младшего школьного возраста дидактические игры все в большей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и переутомления детей.

Дидактическая игра (греч. didaktikos — поучительный) — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.

Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

Опора на игру как привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет педагогу наиболее органично и безопасно для психики детей и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей, вести работу над становлением их общеучебных умений.

Тем более что игра, уступив ведущее место в жизни младших школьников учению, не исчезает бесследно. Желание учиться и желание играть у них мирно сосуществуют друг с другом, а поэтому, обращает внимание педагогов П. Ф. Каптерев, «следует постоянно пользоваться при обучении результатами благодетельного влияния игр на развитие ума детей и на школе игры строить и развивать новую и более серьезную, более широкую школу мышления, представляемую учебными предметами и искусствами»[1].

Бесспорно, что такой подход открывает учителю широкие перспективы использования ресурсов детских игр, генетической преемственности игры и учения для оптимизации процесса становления учебной деятельности и интеллектуального развития детей.

Функции дидактической игры:

  • — способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей устойчивый интерес к учению и помогает усвоить учебный материал;
  • — учит наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы по тем или иным признакам, производить доступные ему анализ и синтез, делать обобщения;
  • — у детей формируется произвольность таких психических процессов, как внимание и память;
  • — снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  • — формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной работы;
  • — формирование навыков самоконтроля и самооценки;
  • — формирование адекватных взаимоотношений и основы социальных ролей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Основные элементы дидактической игры:

  • 1) дидактическая задача;
  • 2) игровая задача;
  • 3) игровые действия;
  • 4) правила игры;
  • 5) результат (подведение итогов).

Дидактическая игра имеет две задачи: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок.

В отличие от дидактических заданий, упражнений, используемых на уроках в начальной школе, для дидактической игры обязательным является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода.

  • [1] Степанова О. А. Игровая школа мышления: методическое пособиедля учителей начальной школы, педагогов ДОУ и родителей. М.: Творческийцентр, 2003. С. 25.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой