Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Построение системы понятий технологического образования как условие повышения качества знаний обучающихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение качества знаний обучающихся является одной из главных задач системы образования. Основные подходы к данной проблеме отражены в исследованиях Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Б. Блума, П. П. Борисова, И. Д. Зверева, Л. Я. Зориной, СП. Ивановой, В. В. Краевского, B.C. Леднева, И. Я. Лернера, В. Н. Максимовой, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной и др. Анализ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    • 1. 1. Содержание технологического образования в современных условиях развития общества
    • 1. 2. Качество знаний обучающихся и основные методы его повышения в системе технологического образования
    • 1. 3. Подходы к построению понятийного аппарата технологического образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Модель повышения качества знаний обучающихся на основе систематизации понятийного аппарата
    • 2. 2. Концепция построения и систематизации понятийного аппарата
    • 2. 3. Базовые понятия технологического образования
    • 2. 4. Структура, содержание и объем понятийного аппарата
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Технология педагогического измерения качества знаний обучающихся
    • 3. 2. Структура педагогического теста
    • 3. 3. Результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по третьей главе

Построение системы понятий технологического образования как условие повышения качества знаний обучающихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важных задач системы образования является обеспечение высокого качества знаний обучающихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Проблема повышения качества знаний отражена в исследованиях Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Б. Блума, П. П. Борисова, И. Д. Зверева, Л. Я. Зориной, С. П. Ивановой, В. В. Краевского, B.C. Леднева, И. Я. Лернера, В. Н. Максимовой, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, М.Н. Скат-кина, Н. Ф. Талызиной и др. Анализ их трудов показал, что до сих пор категория «качество знаний» является предметом научных дискуссий.

В.В.Краевский, М. Н. Скаткин под качеством знаний понимают существенные, устойчивые свойства, без которых знания не могут соответствовать своему назначению (системность, глубина, прочность и т. д.). В. М. Полонский трактует качество знаний как определенный уровень знаний, достигнутый выпускниками образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения. В. П. Панасюк определяет качество знаний как совокупность знаний, которая обусловливает его способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности.

Все эти определения имеют, на наш взгляд, недостатки, которые вытекают из-за недостаточного обращения внимания на категорию качества, которая в действующих международных стандартах ISO серии 9000:2000, определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Из этого определения вытекает, что, во-первых, качество знаний характеризуется определенными свойствами (набором свойств), во-вторых, эти свойства вместе образуют совокупность свойств, которые нельзя рассматривать изолированно друг от друга, в-третьих, эта совокупность свойств должна удовлетворять потребности общества и соответствовать какому-то критерию (эталону), установленному, например, с использованием квалиметрического подхода.

Поэтому качество знаний формулируется нами как комплексная (интегралъная) величина, выражающая совокупность показателей знаний, которая позволяет на определенном этапе удовлетворять потребности общества и его сфер деятельности.

Одним из важных показателей качества знаний обучающихся является их системность. Система образования должна давать не только разнообразные конкретные знания, но, прежде всего, должна формировать целостную научную картину мира. Формирование системных знаний обучающихся рассматривается в трудах И. Д. Зверева, Л. Я. Зориной, В. Н. Максимовой и др. Проблема формирования системных знаний затрагивает проблему содержания образования (В.С.Леднев, М. Н. Скаткин и др.).

Исследуя проблему повышения качества знаний обучающихся, его показателей, в педагогической науке выделяют личностный (Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, JI.H. Толстой, А. Маслоу, К. Роджерс, С. П. Иванова и др.) когнитивный, целостный, деятельностный (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), социально-направленный, оптимизационный (Ю.К. Бабанский и др.), технологический (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), творческий (В.И. Загвязинский, Н. Д. Никандров и др.), акмеологический (С.Ф. Эхов и др.), практико-ориентированный (Р.Л. Перченок, Н. Н. Шамрай и др.), праксеологический (П.В. Зуев, Д. А. Поляк и др.) подходы к образованию и, обеспечивающие их методы обучения (словесные, наглядные, практические). При этом, необходимым условием эффективного обучения является четко определенные и систематизированные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин. По-существу понятийный аппарат науки в определенной мере предустанавливает ориентиры для построения и обеспечения содержательного и процессуального аспектов обучения.

Вопрос о значимости понятийного аппарата в учебной деятельности неоднократно поднимался в работах Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. Я. Зориной, В. В. Краевского, Н. Е. Кузнецовой, И. Я. Лернера, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, А. В. Усовой, М. Н. Шардакова и др. Такое внимание к данной проблематике обусловливается следующими причинами:

• в понятиях оформляются и осмысливаются результаты развития той или иной области научного знания;

• понятия, являясь мощным средством познания мира, играют важную роль в практической деятельности человека, и прежде всего в сфере применения теорий, всех результатов познания вообще;

• понятийный аппарат является своеобразным ключом к познанию и самопознанию науки с позиций логики, методологии, истории и философии научного языка;

• в каждой образовательной области введение в учебный предмет начинается со знакомства с логикой предмета и с формирования у обучающихся его понятийного аппарата;

• система понятий указывает педагогу конечную цель, определяющую в каждый момент направление пути, по которому он должен вести мысль обучающегося.

Вопросам систематизации и совершенствования понятийно-терминологического аппарата педагогики и образования уделялось немало внимания в работах Б. Б. Комаровского (исследование языка педагогической науки с семантических и историко-педагогических позиций), И. М. Кантора (исследование логико-методологического каркаса понятийной системы педагогики), В. И. Журавлева, И. В. Кичевой, H. JL Коршуновой, А. Я. Найна, В. М. Полонского, Э. Свадоста, И. С. Стаменова, Г. Н. Штиновой (исследование классификации и лексического состава языка педагогической науки), В. И. Загвязинского,.

A.В.Усовой (логико-методологический подход к определению понятий).

Проблеме совершенствования понятийного аппарата технологического образования уделялось внимание в работах С. Я. Батышева, В. М. Казакевича,.

B.А.Полякова и др. Ученые развивали идею технологической подготовки обучающихся в основном в аспекте производственной деятельности, основная задача которой заключалась в приобретении обучающимися знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда, и в овладении какойлибо из известных профессий.

Данный подход к технологической подготовке обучающихся, сформировавшийся в индустриальную эпоху, оправдывал себя вплоть до конца 80-х гг. XX в. Однако, анализ техногенной среды ее особенностей и закономерностей развития, основанный на работах Р. Ф. Абдеева, И.В.Бестужева-Лады, В. Г. Горохова, П. С. Гуревича, Д.Л. и Д. Х. Медоузов, А. Печчеи, Г. Рополя, Э. Тоффлера и др., показал, что в последней четверти ХХв. структура общества и характер промышленного производства существенно изменились. В промышленном производстве процессы совершенствования происходили не за счет увеличения количества рабочей силы, а за счет инновационных процессов. Человеческий фактор (мастер-умелец) в производстве стал менее значимым по сравнению с новыми технологиями и средствами технологического оснащения. Разнообразие высоких технологий привело к тому, что численность рабочих в промышленности снижалась, а продуктивность труда возрастала. Ведущим фактором производства стало не количество рабочей силы, а техника и технология, которые создавались в процессе инженерной и научной деятельности. Одновременно структура выпускаемой продукции изменялась соответственно структуре потребностей, а темпы обновления ее ассортимента еще более сместили приоритеты на инженерную и социокультурную деятельность. В результате этого имеет место противоречие между реальностью технологического мира и системой общего и высшего технологического образования, что проявляется в рассогласовании результатов образования и потребностей общества в этих результатах: знания, представленные в системе технологического образования, не в полной мере отражают реальную действительностьсистемные технологические знания, в том числе на уровне философском и культурологическом, практически отсутствуют. Следовательно, качество этих знаний не может быть признано удовлетворительным.

Таким образом, в настоящее время, существует противоречие между растущими требованиями к уровню качества знаний обучающихся в системе технологического образования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью его понятийного аппарата на основе системного подхода — с другой.

С учетом данных противоречий нами сформулирована проблема исследования, которая может быть сформулирована как вопрос: «Как смоделировать такую систему понятий технологического образования, которая бы отвечала современным условиям развития общества и способствовала бы более эффективному повышению качества знаний обучающихся?».

Постановка проблемы обусловила актуальность выбора темы нашего исследования «Построение системы понятий технологического образования как условие повышения качества знаний обучающихся».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность повышения качества знаний обучающихся на основе построения системы понятий технологического образования.

Объект исследования — содержание технологического образования.

Предмет исследованияпостроение системы понятий технологического образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что качество знаний обучающихся будет выше, если:

• содержание технологического образования адекватно отражает современные представления о техногенной среде и включает в себя как элементы политехнического образования, общетрудовой и профессиональной подготовки, так и философские, культурологические и экосистемные основания;

• разработан научно обоснованный систематизированный понятийный аппарат, отражающий современное состояние и тенденции культурно-технологического развития общества;

• содержание учебного курса «Технология» основывается на систематизированном понятийном аппарате технологического образования.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:

• выявить основные изменения содержания технологического образования в современных культурно-технологических условиях развития общества;

• разработать модель повышения качества знаний обучающихся в системе технологического образования с учетом его понятийного аппарата;

• разработать теоретико-методические основания построения понятийного аппарата технологического образования и на этой основе выявить и уточнить его базовые понятия;

• подготовить словарь базовых терминов технологического образования;

• экспериментально проверить степень эффективности разработанного понятийного аппарата.

Методологическая основа исследования базируется на положениях диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мираположениях общей и частно-научной методологииидеях гуманизации образованияпринципах и методах системного подходалогического и лингвистического анализа понятийного аппаратаконцепции квалиметрического подхода к измерению педагогических показателей.

Теоретическую основу исследования составляют:

• философско-методологические концепции культурно-исторического развития общества, представления и подходы к изучению сущности человека, его техники, преобразуемой действительности, разработанные в трудах Р. Ф. Абдеева, Г. С. Альтшуллера, Д. Белла, И.В. Бестужева-Лады, В.И. Данилова-Данильяна, O.K. Дрейера, В. Г. Горохова, П. С. Гуревича, X. Ленка, К. С. Лосева, Д. Л и Д. Х. Медоузов, А. Печчеи, И. А. Пригожина, А. И. Ракитова, Г. Рополя, Э. Тоффлера, Г. Хакена, А. Хунинга и др.;

• теоретические идеи, связанные с исследованием понятийного аппарата педагогики и образования, содержащиеся в работах А. С. Арсеньева, В. П. Беспалько, B.C. Библера, М. А. Галагузовой, Е. Е. Дебердеевой, В. И. Журавлева, И. М. Кантора, И. В. Кичевой, Б. Б. Комаровского, Н. Л. Коршуновой,.

A.Я. Найна, Н. Д. Никандрова, В. М. Полонского, Э. Свадоста, И. С. Стаменова,.

B.C. Шаповаловой, Г. Н. Штиновой и др.;

• теория формирования научных понятий, представленная в работах.

Ю.К. Бабанского, JT.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. И. Загвязинского, Л. Я. Зориной, В. В. Краевского, Н. Е. Кузнецовой, И. Я. Лернера, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, А. В. Усовой, М. Н. Шардакова и др.;

• подходы и принципы трудового обучения, политехнического и технологического образования, разработанные в трудах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Л. И. Гурье, П. В. Зуева, В. М. Казакевича, П. С. Лернера, В. П. Овечкина, В. А. Полякова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева и др.;

• теория систем и системного анализа Ф. И. Перегудова, Ф. П. Тарасенко;

• идеи системности в обучении, представленные в работах В.П. Бес-палько, И. Д. Зверева, Л. Я. Зориной, В. Н. Максимовой;

• концепция педагогической тестологии B.C. Аванесова, В.П. Беспаль-ко, Б. Блума, Т. С. Веселковой, Р. Гагна и др.;

• теоретические идеи педагогической квалиметрии (метод групповых экспертных оценок и тезаурусный подход), представленные в работах А. С. Казаринова, А. А. Мирошниченко, Т. А. Снигиревой, B.C. Черепанова и др.

В процессе работы над диссертационным исследованием были использованы следующие методы: анализ, синтез, изучение и обобщение философской, педагогической, психологической, социальной, культурологической, лингвистической литературы, а также педагогического, технического, культурологического и экологического тезаурусовмоделирование содержания технологического образования, его понятийного аппаратасистемный подход в построении понятийного аппарата технологического образованиятерминологический метод анализа понятийпедагогический экспериментнаблюдениетестированиебеседаметоды математической статистики и педагогической квалиметрии;

Экспериментальная база исследования. Исследования проводились в Удмуртском государственном университете на кафедре теории и методики технологического и профессионального образования, а также в общеобразовательных школах №№ 40, 67, 71 г. Ижевска.

Этапы исследования.

На первом этапе — (2001;2002 гг.) основной задачей являлось изучение, анализ и оценка состояния понятийно-терминологического аппарата технологического образования с помощью методов историко-педагогического анализа, синтеза, обобщения и систематизации научной литературы по проблемам методологии технологического образования, формирования понятийного аппарата у обучающихся, а также его влияния на качество знаний.

На втором этапе — (2002;2003 гг.) осуществлялась разработка концептуального аппарата и методики исследования, разрабатывалась структура понятийного аппарата технологического образования, выявлялись его базовые понятия. На данном этапе был создан словарь базовых терминов технологического образования. Здесь широко использовались методы моделирования, изучения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, сравнения, абстрагирования, а также терминологический метод анализа понятий.

На третьем этапе — (2003;2005 гг.) происходила апробация системы понятий технологического образования, представленная в виде словаря его базовых терминов, в учебном процессе на кафедре теории технологического образования УдГУ и общеобразовательных школах г. Ижевска, анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась обработка экспериментальных материалов с использованием методов математической статистики и педагогической квалиметрии. В ходе данного этапа была экспериментально проверена возможность повышения качества знаний обучающихся на основе построения системы понятий технологического образования и выявлена эффективность использования в учебном процессе предложенного словаря базовых терминов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интерпретация технологического образования как интегративной основы, включающей совокупность элементов политехнического образования, трудового обучения, воспитания, профессиональной подготовки, а также, предусматривающей расширение общекультурного кругозора обучающихся, помогающего им: а) овладеть системой научных знанийб) сформировать технологическое творческое мышлениев) осознать технико-технологическую и информационную картину мираг) овладеть технологической культурой.

2. Модель повышения качества знаний обучающихся основана на цели и содержании технологического образования, подходах к проектированию его понятийного аппарата, технологии формирования у обучающихся понятийного аппарата, а также педагогической технологии измерения качества знаний с использованием квалиметрического подхода.

3. Системный подход к проблеме совершенствования понятийного аппарата технологического образования, предполагающий его рассмотрение в пяти основных аспектах: концептуальном, структурно-функциональном, логическом, историко-педагогическом и прогностическом.

4. Процедура построения системы базовых понятий технологического образования состоит из следующих этапов: анализ среды жизнедеятельности человека и обществавыявление фактов, сопровождающих действие преобразовательных систем и преобразовательную деятельность человека и обществаанализ знаний субъекта, необходимых для устойчивой жизнедеятельности в современных условияхопределение компонентного состава модели системы технологического образованияустановление закономерностей технологического образованияформирование подходов к осуществлению технологического образованиявыявление базовых понятий технологического образования.

5. Квалиметрическая модель измерения качества знаний обучающихся в системе технологического образования включает в себя: таксономическую модель контроля знаний, связанную с «классификатором знаний и способностей», соотнесенного с таксономией уровней усвоения учебного материалафасетную модель уровней системной обученности и педагогический тест по учебному курсу.

Научная новизна исследования:

• разработана модель повышения качества знаний обучающихся, включающая цель и содержание технологического образования, проектирование его понятийного аппарата, технологию формирования у обучающихся понятийного аппарата, а также технологию измерения качества знаний, позволяющая эффективно обеспечить организационный и содержательный этапы процесса обучения;

• уточнены и предложены новые базовые понятия технологического образования на основе разработанных теоретико-методических оснований построения и систематизации его понятийного аппарата (техногенная среда, технология, творчество, технологическая культура, субъект культурно-технологического развития);

• определен статус понятийного аппарата технологического образования в повышении качества знаний обучающихся как инструментарий учебной деятельности;

• предложена комплексная оценка качества знаний в системе технологического образования с использованием квалиметрического подхода, включающая таксономическую модель контроля знаний, фасетную модель уровней системной обученности и педагогический тест.

Теоретическая значимость исследования:

• выявлены тенденции развития технологического образования на этапе перехода от индустриального типа научно-технического прогресса к постиндустриальному, основной из которых является интеграция политехнической, трудовой, профессиональной и общекультурной подготовки обучающихся;

• определены теоретико-методические основания построения понятийного аппарата технологического образования, которые позволяют более обоснованно выстроить структуру, логику и содержание изучаемых учебных дисциплин в технологическом образовании.

Практическая значимость исследования:

• предложенный понятийный аппарат технологического образования, представленный в виде словаря базовых терминов, внедрен в практику педагогической работы общеобразовательных школ и в УдГУ на специальности 30 600 «Технология и предпринимательство». Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий по учебным дисциплинам в общеобразовательном курсе «Технология», а также в системе профессиональной подготовки и переподготовки учителей технологии;

• разработан систематизированный словарь базовых терминов технологического образования для обеспечения его содержательной и концептуальной (смысловой) определенности, который может быть использован в учебном процессе средних и высших учебных заведений при изучении дисциплин технологического цикла.

Достоверность и обоснованность научных результатов, полученных в исследовании обеспечивается совокупностью исходных методологических и теоретических положений, адекватных проблеме, объекту, предмету, цели и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальной работы, использованием методов математической статистики при обработке полученных данных, репрезентативностью объема выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования опубликованы в научной печати общим объемом 3 п.л., прошли апробацию на заседаниях кафедры теории и методики технологического и профессионального образования Удмуртского государственного университета, на семинарах и конференциях различного уровня от межвузовских до международных (г. Ижевск — 2003 — 2005 гг., г. Воткинск — 2003 г., г. Курск — 2003 г., г. Москва — 2002 г., 2004 г.). Результаты исследования внедрены в учебный процесс общеобразовательных школ № 40, 67, 71 г. Ижевска, а также кафедры теории и методики технологического и профессионального образования УдГУ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем текста 220 страниц. Список используемой литературы содержит 184 наименования работ отечественных и 9 зарубежных авторов.

Повышение качества знаний обучающихся является одной из главных задач системы образования. Основные подходы к данной проблеме отражены в исследованиях Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Б. Блума, П. П. Борисова, И. Д. Зверева, Л. Я. Зориной, СП. Ивановой, В. В. Краевского, B.C. Леднева, И. Я. Лернера, В. Н. Максимовой, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной и др. Анализ их трудов позволил нам опреде лить качество знаний как комплексную (интегральную) величину, выражающую совокупность показателей знаний, которая позволяет на определенном этапе удовлетворять потребности общества и его сфер деятельности. То есть, каче ство знаний определяется мерой соответствия знаний условиям и требованиям современной среды жизнедеятельности человека и общества и может быть изме рено с помощью следующих показателей: системность, полнота, глубина, проч ность, гибкость, оперативность, систематичность, конкретность, обобщенность. Основываясь на идеях и подходах к повышению качества знаний обу чающихся, существующих в педагогической науке, нами была предложена мо дель повышения качества знаний в системе технологического образования, адаптированная к условиям технологического подхода к обучению, которая учи тывает цель и содержание технологического образования, проектирование его понятийного аппарата, технологию формирования у обучающихся понятийного аппарата, а также технологию измерения качества знаний. При этом цель техно логического образования заключается в формировании у обучающихся способ ности к труду и жизни в современных условиях, характеризующая его как субъ екта культурно-технологического развития.' Одним из основных показателей, с помощью которого можно измерить качество знаний, является системность. Проблема повышения системности зна ний затрагивает проблему содержания образования, эффективность решения ко торой зависит от состояния понятийного аппарата педагогики и образования. Наше исследование было направлено на выявление особенностей поня тийного аппарата технологического образования в современных условиях, его систематизацию и на изучение его влияния на качество знаний обучающихся. Актуальность решения данной проблемы объясняется тем, что в настоящее вре мя, в технологическом образовании отсутствует ясный и систематизированный понятийный аппарат, объединенный некоторым концептуальным смыслом (иде ей), адекватно отражающем реальную среду жизнедеятельности человека и об щества. Процесс систематизации понятийного аппарата технологического обра зования в проведенном нами исследовании основывался на огромной, уже ранее начатой (С.Я.Батышев, М. А. Галагузова, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, В. М. Казакевич, И. М. Кантор, Б. Б. Комаровский, И. Коршунов, В. В. Краевский, А. Я. Найн, В. М. Полонский, В. А. Поляков, Г. Н. Штинова, А. В. Усова и др.) работе по совершенствованию понятийного аппарата педагогики и образования в целом и технологического образования в частности. В ходе исследования были выявлены причины, затрудняющие разработ ку понятийного аппарата технологического образования, анализ которых позво ляет более эффективно подходить к вопросу совершенствования его понятийно го аппарата: • консерватизм системы технологического образования- • интегративный характер технологического образования со смежными науками- • концептуальная неопределенность технологического образования- •многолетняя изоляция отечественной педагогики, отрыв от мирового опыта. Совершенствование понятийного аппарата технологического образова ния осуществлялось на основе системного подхода, предполагающего его рас смотрение в пяти основных аспектах (концептуальном, структурно функциональном, логическом, историко-педагогическом и прогностическом).При этом, отбор основных (базовых) понятий технологического образования осуществлялся по следующей процедуре: • анализ среды жизнедеятельности человека и общества- •выявление фактов, сопровождающих действие преобразовательных систем и преобразовательную деятельность человека и общества- • анализ знаний субъекта, необходимых для устойчивой жизнедеятельно сти в современных условиях- • определение состава модели системы технологического образования- • выявление закономерностей технологического образования- •определение подходов к формированию и осуществлению технологи ческого образования- • выявление базовых понятий технологического образования. К числу основных (базовых) понятий технологического образования, от ражающих характер и темпы перемен современного общества, проявляющиеся в преобразовательной деятельности, культуре, образовании и в природной среде, относятся: техногенная среда, технология, творчество, технологическая культу ра, субъект культурно-технологического развития. Выбор данных понятий обосновывается следующим. Анализ современной среды жизнедеятельности человека и общества по казал, что сегодня человечество живет в условиях перехода от индустриального этапа научно-технического прогресса с его технократической идеологией (лю бой ценой получить максимальный результат) к постиндустриальному, устанав ливающему приоритет новых качественных подходов к деятельности человека с учетом ее экологических, социальных, экономических, психологических и эсте тических последствий. В этих условиях стремительное совершенствование тех ники и технологии современного производства предъявляют системе образова ния повышенные требования к трудовой, профессиональной и общекультурной подготовке молодого поколения. Особое место в такой подготовке занимает технологическое образование в школе и вузе. Между тем, анализ содержания технологического образования показал, что по-прежнему обучающимся дается много разноплановой информации из областей знаний о природе, человеке и обществе. Системные технологические знания, в том числе на уровне философ ском и культурно-историческом практически отсутствуют. Более того, даже от дельные элементы технологической информации о закономерностях преобразо вательной деятельности, ее средствах и последствиях часто исключаются из учебных планов, а приоритеты отдаются некоторым узким общетрудовым зна ниям, умениям, необходимых человеку для выполнения определенных процедур на своем рабочем месте в разных отраслях промышленности, сельского хозяйст ва, сферы обслуживания. В результате знания о современных технологических закономерностях и явлениях человек получает, главным образом из своего обы денного опыта, а не через систему общего и высшего технологического образо вания. Указанные недостатки достаточно отчетливо проявились в докладах на международных конференциях по технологическому образованию (2002;

2003 гг.).Таким образом, существует противоречие между реальным технологиче ским миром и системой общего и высшего технологического образования, про являющееся в рассогласовании результатов образования и потребностей обще ства в этих результатах. То есть, знания, представленные в системе технологиче ского образования не в полной мере отражают реальную действительность, сле довательно качество этих знаний уже не может быть признано удовлетворитель ным. Анализ состояния техногенной среды, особенностей и закономерностей ее развития позволил нам выявить концептуальную идею понятийного аппарата технологического образования, которая основывается на культурно технологической образовательной парадигме, основными чертами которой яв ляются личность как субъект деятельности и культура как предельно общая со вокупность предпочтений и ограничений на эту деятельность. При этом, основ ной целью технологического образования является содействие формированию субъекта культурно-технологического развития, обладающего знаниями, уме ниями и первоначальным опытом воздействия на объект для удовлетворения своих потребностей в условиях свободы выбора, конкурентной состязательности и ограниченности ресурсов. Предложенные в диссертации концептуальная идея понятийного аппара та технологического образования, процедура отбора его базовых понятий, а так же основные аспекты и исходные основания его построения и систематизации позволили разработать словарь базовых терминов технологического образова ния, отражающего характер и темпы перемен современного общества, прояв ляющиеся в преобразовательной деятельности, культуре, образовании и в при родной среде. Апробация словаря базовых терминов технологического образования в школе и в вузе и диагностика качества знаний обучающихся, основанная на раз работанной, с учетом коллективного мнения экспертов, технологии педагогиче ского измерения качества знаний, включающая в себя: таксономическую модель контроля знаний, связанную с классификатором знаний и способностей Б. Блума • Р. Гагна — В. С. Аванесова, соотнесенного с таксономией уровней усвоения учебного материала Б. У. Родионова и А. О. Татура, а также фасетную модель уровней системной обученности и педагогический тест, в целом, подтвердили выдвинутую гипотезу исследования. Перспективы дальнейшего исследования связаны с совершенствованием словаря по технологическому образованию и разработкой критериев измерения качества знаний обучающихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Д., Овечкин В. П. Основы технологии. Брянск, 1999.
  2. П.С. Культурология. М., 1998.
  3. Экология / Под ред. С. А. Боголюбова. М., 1997.
  4. И.Ф., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М., 1989.
  5. O.K., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. М., 1997.
  6. X. Размышления о современной технике. М., 1995.
  7. А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. М., 1998.
  8. В.Д. Основы технологической культуры. Брянск, 1998.
  9. Г. М. Техника. Культура. Человек. М., 1998.
  10. Д.Х., Медоуз Д. Л. За пределами роста. М., 1994.
  11. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. М., 1998.
  12. Т. Жизнь в окружающей среде. М., 1994.
  13. К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д., 1997.
  14. Основное положение Имеет общее представление Формулирует основные принципы, закономерности, законы Оценивает и использует для обоснования своей точки зрения
  15. Проблемы (идеи) Называет основные идеи Формулирует и излагает проблемы и идеи Рассуждает о разных подходах к решению проблемы
Заполнить форму текущей работой