Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технологическая вариативность формирования творческого мышления школьников средствами игровой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наши многолетние исследования закономерностей мышления и понимания как необходимого уровня его успешности и результативности выявили, что акты понимания совпадают с эвристическими, содержательными компонентами интеллектуальной деятельности, без которых творческий процесс не может реализоваться. Особенностью эвристических процессов является их самопрограммирование, они не подлежат прямой внешней… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕД Е Н И Е
  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5−11 КЛАССОВ В ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
    • 1. 1. Сущностные характеристики творческого мышления личности
    • 1. 2. Особенности формирования творческого мышления учащихся 5−11 классов
    • 1. 3. Состояние игровой деятельности по формированию творческого мышления школьников (констатирующий эксперимент)
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Технология формирования творческого мышления учащихся на основе игровой деятельности.&
    • 2. 2. Содержание и виды шахматной деятельности по формированию творческого мышления учащихся (формирующий эксперимент)
    • 2. 3. Эффективность формированию творческого мышлении учащихся средствами игровой деятельности
  • Выводы

Технологическая вариативность формирования творческого мышления школьников средствами игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях экономической перестройки, широкого внедрения рыночных отношений в Республике Таджикистан повышается роль личности, требуется всемерное повышение культуры и нравственности в труде, во взаимоотношениях людей, в процессе трудовой деятельности, в удовлетворении материальных и духовных потребностей. Отсюда одной из приоритетных целей образования является развитие личности учащегося, как человека культуры. В данных условиях возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию общей и профессиональной культуры личности. Это подчеркивается в Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (2004), «Концепции национальной таджикской школы» (1994), «Государственном стандарте образования Республики Таджикистан"(1996) Законе РТ «О высшем и после дипломном образовании» (2001).

Из всего многообразия понятий мышления с педагогической точки зрения сейчас серьезное внимание уделяется творческому мышлению, так как никакая материальная или духовная деятельность людей невозможна без умения эффективно мыслить творчески. Следовательно, необходимым условием развивающего обучения является воспитание творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

Одной из важнейших проблем образования является формирование мышления учащихся, в частности, творческого мышления. Аналогично тому, как никакая культура невозможна без языка, так невозможна никакая материальная или духовная деятельность людей без мышления. Отсюдаособое значение имеет творческое мышление в жизни каждого культурного человека. Логика является не просто элементом и инструментом развития культуры, но ее определяющим фактором. Логическая культура, как понятие относительное, имеет два аспекта. Первый это мышление соответствующее логическим законам. Второе: соответствие мышления особенностям современного этапа развития самого общества. Игровая деятельность детей сильно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у ребят развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Формирование у учащихся научного творческого мышления посредством шахматной деятельности предполагает понимание ими процесса и методов познания, логики научной деятельности, как деятельности по приобретению и изложению научных знаний.

Творческое мышление предполагает не только умение рассуждать последовательно и доказательно, с соблюдением законов логики, но и способность обнаруживать в рассуждении логические ошибки и подвергать их квалифицированному анализу. Отсюда следует, что школа должна способствовать формированию у учащихся творческого мышления, основанного на законах и операциях правильного мышления.

Современная школа динамична, она предъявляет к ребенку, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых дней учебы первоклассники должны ответственно к ней относиться, выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами — без них они не смогут сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка — его внимание, память, мышление. Маленькому человеку необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной педагогом задачи. Необходимо также последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же, наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют достаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. И здесь свое положительное значение должна выполнить игра.

Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества. Говоря о шахматах в школе, мы подразумеваем не игру как таковую, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам (в формах, доступных для детей каждой возрастной группы)! Обучение игре в шахматы — не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре.

Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости (это крайне важно для школы), формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, гибкость и др. Исходя из актуальности проблемы и, учитывая её недостаточную разработанность в педагогической науке, была определена тема данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследуемой проблеме в общетеоретическом и теоретико-отраслевом плане посвящены фундаментальные труды философов, социологов, политологов, психологов, педагогов (К.Д. Ушинский, М. Н. Шардаков, В. В. Давыдов, А. З. Зак, JI.B. Занков, П. П. Люблинская, В. М. Паламарчук, Н.Ф. Талызина), а также В. В. Давыдовым была разработана концепция постепенного перехода на уровень теоретического мышления и дедуктивной логики, начиная с младшего школьного возраста [55].

Многие аспекты развития формально-творческого мышления учащихся рассматривались в трудах Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, Н. Э. Унт, И. С. Якиманский. Проблемы успешного овладения логическими операциями сравнения анализа, синтеза, обобщения и приемами умственной деятельности представлены в исследованиях Д. Н. Богоявленского, Г. И. Ибрагимова, Н. А. Менчинской, М. И. Махмутова, М. И. Еникеева, Е.Н. Кабановой-Меллер, М. И. Кругляка, М. Ф. Морозова, А. З. Редько, Н. А. Половниковой. Значимыми для нашего исследования явились работы по психологической теории мышления А. В. Брушлинского, A.M. Матюшкина, В. М. Никитина, J1.A. Пономарева, М. Н. Шадрикова [27]- по педагогической логике — работы М. Н. Алексеева, Л. Ф. Басова, Д. В. Вилькеева, В. В. Краевского, В. И. Загвязинского. Проблемы приобщения учащихся к методам научного познания в процессе обучения отражаются в исследованиях X. Век, Л. Я. Зорина, В. Н. Мощанского, Ж. Пиаже, Ю. В. Сенько, Т. И. Шамова, С. А. Шапоринского. Вызывает особый интерес в рамках обозначенной проблемы работа Яковлевой Е. В. «Дидактические условия формирования творческого мышления подростков (в процессе обучения предметам естественно-научного цикла)», в которой разработана система взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по формированию у подростков творческого мышления и переводу их мышления на теоретический уровень [ ].

В многих исследованиях указанны важнейшим средством в формировании творческого мышления учащихся является шахматная деятельность. Выдающийся российский педагог В. А. Сухомлинский писал: «.без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти. Шахматы должны войти в жизнь школы как один из элементов умственной культуры». [166] «Шахматы — это наука, спорт, искусство» [166] Такая всеобъемлющая характеристика шахмат, как определенного вида умственной деятельности показывает, что шахматы представляют собой тот особый конгломерат, который требует от индивида максимальных внутренних затрат, интеллектуальных, эмоциональных, личностных, физических.

Настоящей проблеме в условиях Республики Таджикистан были посвящены учебники, учебные пособия, М. Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, Б. Кодиров, Дж. Шарифов, Т. Шукуров, У.Зубайдов.

Несомненно, все указанные исследователи внесли свой весомый вклад в разработку проблем развития творческого мышления и профессиональной ориентации учащихся. Однако до сегодняшнего дня проблема формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности в новых социально-экономических отношениях и условиях, сложившихся в суверенной Республике Таджикистан, ещё не была предметом специального исследования.

Возникающие трудности в обучении юных шахматистов могут крыться в любой из сфер. Если шахматист проиграл партию, это не значит, что он хуже знает дебют, или не разбирается в той или иной типовой позиции, он может быть, например, эмоционально не готов к партии и т. п. Шахматы являются, по нашему мнению, эффективным средством формирования творческого мышления учащихся, их воспитания.

Шахматная деятельность учащихся влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Говоря об организации шахматной деятельности в школе, мы подразумеваем не игру как таковую, а эффективно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании творческого мышления школьников. О связи между шахматами и развитием творческого мышления писали Н. Алексеев, А. Барташников, Б. Гершунский, В. Захаров, В. Князева, В. Костров, А. Кормишкин, Н. Крогиус, Б. Ланин, В. Малкин, Т. Петросян, Я. Рохлин, Н. Талызина, А. Тимофеев, Ю. Яковлев, М. Фельдман. Педагоги-исследователи отмечают влияние шахмат на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, познавательных потребностей, устойчивости при неудачах, критичности, способности к самооценке и самоанализу, самообразованию, самостоятельность мышления, проявление эстетического вкуса [43] Повышается общий уровень развития, идет латентный процесс психических новообразований. Наблюдения ученых Н. Алексеева, JI. Беднягина, М. Виленский, С. Волкова, Б. Гершунского, Г. Каспарова, А. Карабань, В. Князевой, 3. Тарраш, А. Котова, Н. Крогиус, Е. Линовицкого, Г. Настасьева, Т. Петросяна, Я. Рохлина, В. Сухомлинского и практиков богаты и точны. Они основаны на хорошем знании ученика, предмета насравнении и анализе [ ]. Первые диссертационные работы положили начало важному этапу научного обоснования проблем школьных шахмат.

Логическая структура игры в шахматы потребовала выявления его структуры. Были изучены разделы и темы его содержания, осуществлен отбор материала с определенной степенью обобщенности. При этом, сообразно принципам моделирования игр в шахматы, учитывались цели обучения, выделялись руководящие идеи, понятия, законы и теории, которые лежат в основе данного предмета. В его логическую структуру вошли четыре раздела: история, теория, практика и культура шахматной деятельности.

Первые попытки создания методических шахматных пособий для всех желающих научиться играть в шахматы носили характер отдельных советов, рекомендаций по совершенствованию техники игры учащихся разного уровня подготовленности. Необходимо отметить, что учебники по шахматам с момента возникновения этого типа учебной литературы писались для всех желающих научиться этой игре в шахматы, а на самом деле — для взрослых. В них отсутствовали анализ и учет возрастных особенностей обучаемых.

Общее признание получили программы по обучению юных шахматистов, разработанные А. Н. Костьевым, В. Е. Голенищевой, Г. Я. Левенфишем, Г. Я. Горенштейном, Е. Кучумовой, Т. Парамоновой, Е.Н.

Линовицким [45]. Определенный интерес представляют методические рекомендации В. Г. Гришина по обучению шахматам детей 4−6 лет в детском саду [51]. К настоящему времени проведено значительное число исследований: В. Алаторцевым, Н. Алексеевым, Блюменфельдом, А. Костьевым, А. Котовым, Крогиусом, Е. Кучумовой, В. Малкиным, Т. Петросяном, М. Юдовичем, посвященных развитию мышления шахматистов и психолого — педагогическим проблемам их обучения и совершенствованию мастерства. Изучению стратегического мышления и проблеме подготовки стратегически мыслящих шахматистов внимания практически не уделялось. Сегодня в США, Швеции, Германии, Канаде, Испании, Кубе, Италии, Голландии, Польше, Дании, Израиле, Элисте ведется обучение игре в шахматы. У нас в республике шахматы как предмет школьного образования не стал интенсивно развиваться. Специальные исследования, посвященные формированию творческого мышления школьников средствами шахматной деятельности, отсутствуют.

Вышеуказанное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к развитию общей культуры личности, с одной стороны, и низким уровнем логического мышления, развития интеллектуальных способностей учащихся, с другойнедостаточной теоретической и практической разработанностью способов и средств развития творческого мышления учащихся средствами шахматной игры. В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Технологическая вариативность формирования творческого мышления учащихся средствами игровой деятельности».

Цель исследования состоит в выявлении и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

Объект исследования — учебно-познавательная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования — педагогические условия формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности будет протекать более успешно при соблюдении следующих педагогических условий:

• учет особенностей развития мышления учащихся и соблюдение требований, предъявляемых логикой к различным умственным действиям при организации шахматной деятельности, способствующих усилению развивающего характера обучения;

• организация учебного процесса по формированию у школьников логических способов и приемов умственной деятельности с учетом специфики кружков по шахматам;

• структурирование содержания шахматной деятельности в учебном процессе по разработке и применению специальной системы логико-познавательных заданий для учащихся, выполняемых на внеклассных занятиях и дома;

• создание целостной дидактической системы формирования творческого мышления учащихся на основе шахматной деятельности.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами:

— раскрыть и дополнить сущностные характеристики творческого мышления учащихся и особенности ее формирования в процессе обучения в рамках организации шахматной деятельности учащихся в школьных секциях и секциях ДЮСШ.

— разработать дидактическую систему формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

— определить педагогические условия, учет которых обеспечил бы формирование творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

— разработать методические рекомендации по совершенствованию формирование творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности в школе.

Методологической основой исследования явились труды следующих ученых: а) по современной психологической теории личности — Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. Н. Петровского, К. Роджерса. б) по психологической теории мышления — А. В. Брушлинского, A.M. Матюшкина, В. М. Никитина, Я. А. Пономарева, М. Н. Шардакова. в) по теории формирования личности и умственного воспитания — В. И. Андреева, Г. Г. Габдуллина, В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой, Е. М. Ибрагимовой, А. А. Кирсанова, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, З. Г. Нигматова, Г. А. Петровой, П. И. Пидкадистого, А. И. Синюка, Л. Ю. Сироткина, Р. А. Фахрутдинова.

В соответствии с целью и задачами исследования были определены следующие методы исследования:

— Наблюдение — наблюдение проводилось в процессе секционных занятий в школе, в детской спортивной школе по изучению формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности (по специально разработанной программе, которая дается в приложении к диссертации).

— Анкетирование. Целью анкетирования являлось изучение выбора формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности. Содержание анкеты дается в приложении к диссертации. Анкетирование проводилось с учениками, опытными учителями школ № 1,3,15,30,34,47,71 и преподавателями Таджикского педагогического института г. Пенджикента.

— Индивидуальные и коллективные беседы — по изучению формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

— Психологические тесты: В эксперименте использовались следующие достаточно проверенные стандартизированные методики: а) тест по выявлению общительности, который был предложен В. Ряховским б) тест «Эмпатия» мы использовали по методике В.Мегребияна.

Эти методики избраны для измерения наиболее существенных качествэмпатии, общительности, организаторских способностей учителя-тренера.

— Метод опроса включал в себя интервьюирование и анкетирование. Все виды опроса проводились по заранее разработанной анкете. При проведении анкетирования мы тщательно формулировали вопросы.

Вопросы были открытыми (когда ответы заранее не были предусмотрены), закрытыми (когда участник эксперимента выбирал один или несколько ответов из предложенных) и полузакрытыми (когда респонденту предлагалось выбрать один или несколько ответов).

— Моделирование. Это материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. Используя моделирование, педагог-исследователь имеет возможность перейти от аналитического изучения отдельных свойств, форм и процессов к синтетическому познанию целостных систем в контролируемых условиях.

— Психолого-педагогический эксперимент по выявлению условий, способствующих формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школах № 1,3,29,71,30,34,47 Пенджикента, а также со студентами Пенджикентского педагогического института в 1997;2008 годах. Всего в исследовании участвовали 855 учеников и 162 педагога (учителя школ, тренеры, студенты и преподаватели педагогического вуза г. Пенджикента).

Исследование проводилось в три этапа с 1997 по 2008 годы. Первый этап (1997;2000 г.) — в условиях поискового диагностического эксперимента разрабатывались программы проведения занятий по шахматам, накапливался разнообразный эмпирический материал. Определены были проблема, тема, цель, предмет, задачи исследования и подготавливалась теоретическая база исследования: анализ шахматной литературы, литературы по логике, философии, методам научного познания, педагогике, психологии в аспекте поставленной проблемыразрабатывалась гипотеза об основных дидактических условиях построения эффективной системы обучения средствами шахматной деятельности по формированию творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

Второй этап (2001 -2004 годы). Проведение педагогических экспериментов, в ходе которых проверялась правильность выдвинутой гипотезы исследования.

Третий этап (2001;2008 г.), проводилась систематизация, обобщение и изложение результатов исследования. Продолжено экспериментальное внедрение методики формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности. Определена эффективность экспериментального применения методики формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности в деятельности школ, систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, сформулированы общие выводы исследования и оформлены в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

• уточнены и дополнены сущностные характеристики творческого мышления учащихся: знание законов, методов и форм формальной и диалектической логикиумения оперировать понятиями, делать умозаключения, доказательные выводы, оперировать гипотезами и раскрывать противоречияа также рассмотрение логики как механизма развития и функционирования культурыформирование творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности на основе житейской практики и посредством образования;

• определены особенности формирования творческого мышления учащихся в процессе обучения средствами шахматной деятельности: овладение логическими операциями сравнения и приемами умственной деятельностипереход к стадии формальных операций, развитие способности к обобщению и абстрагированию, указание на реальный факт, опираясь на аналогиюаналитическая деятельность на основе представлений и понятий (абстрактно-понятийное мышление) — переход наглядно-действенного мышления в образное и формирование творческого мышления, обобщенность и последовательность мыслительных операцийперестройка мозговой активности, интенсивное накопление и наращивание психических новообразований;

• выявлены характерные особенности организации шахматной деятельности в процессе обучения в формировании творческого мышления учащихся: формирование внутреннего плана действий (способности действовать в уме) — влияние формирующихся интеллектуальных процессов на развитие внимания, памяти и творческого мышления учащихсяизучение механизма шахматной борьбы, задач со скрытой идеей, формирование «шахматного зрения» (видение одноходовых и двухходовых ударов фигур), умения быстро и точно мыслить, получать удовольствие от красоты шахматных идейизучение открытых дебютов, преобладание практической игры над изучением теорииформирование теоретического мышления на основе организации рефлексивной деятельности, что ведет к появлению качественных изменений в психике обучаемого и формированию у него новых психических функций и соответствующих новообразованийконкретно-относительный, конкретно-эмпирический характер обучения шахматам на начальном этапе.

• теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности: учет особенностей развития мышления учащихся и соблюдение требований, предъявляемых логикой к различным умственным действиям при организации шахматной деятельности, способствующих усилению развивающего характера обученияорганизация учебного процесса по формированию у учащихся творческого мышления и приемов умственной деятельности с учетом специфики уроков шахматструктурирование содержания шахматной деятельности в процессе обучения по разработке и применению специальной системы логико-познавательных заданий для учащихся, выполняемых в процессе обучения на внеклассных занятиях и домасоздание целостной дидактической системы формирования творческого мышления учащихся на основе шахматной деятельности.

Теоретическая значимость в углублении теоретических представлений по специфике организации шахматной деятельности в формировании творческого мышления личностив разработке системы методов, приемов и форм учебной работы по ее формированиюв выявлении критериев оценки результатов исследования (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и аналогия), в дополнении дидактической теории развития творческого мышления учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы при разработке содержания обучения шахматной деятельности в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, шахматных школах при организации систематической работы по формированию творческого мышления учащихсядля обогащения учебных курсов дидактики, общей педагогики, в разработке программ по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров, для выработки практических рекомендаций по формированию творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечена последовательной опорой на современную методологию научного познания, использованием адекватных методов исследования, применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в устных (республиканских, областных и городских научно-практических конференциях и семинарах) и печатных выступлениях автора. Основные положения, идеи, результаты исследования докладывались на научных конференциях молодых ученых и специалистов (г.Душанбе, ДГПУ, 2000, 2002, 2006), Республиканской молодежной научно-практической конференции «Новые технологии в учебно-воспитательном процессе» (г. Ходжент, ХГУ им. Б. Гафурова, 2006). На основе материалов исследования опубликовано 24 печатные работы и издано 4 методических пособия по реализации авторского курса «Формирование творческого мышления школьников средствами шахматной деятельности». Положения, выносимые на защиту:

1. Модель формирования творческого мышления у учащихся средствами шахматной деятельности.

2. Показатели и критерии определения эффективности формирования творческого мышления у учащихся средствами шахматной деятельности в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности.

3. Дидактическая модель процесса формирования творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности в школе. Структура диссертации. Диссертация соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 186 страницах компьютерного набора. В тексте имеется 6 таблиц, 4 рисунка и 26 диаграмм. Библиографический список насчитывает 192 наименования.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости и удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

Для развития у учащихся творческого мышления необходимы не отдельные творческие задачи, а системы творческих задач. Системы творческих задач должны быть основой обучающей деятельности. Критериями творческого мышления необходимо считать следующие положения:

Творческое мышление имеет своим результатом творческую деятельность.

Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.

К критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).

Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае проявления подлинного творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции.

Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.

Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

Творческий мыслительный акт обычно требует проявления устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

На внеурочных занятиях самостоятельность некоторых учащихся носит творческий характер, что находит выражение:

— в самостоятельной постановке ими проблемы или задачи;

— в составлении плана её решения и отыскании способа решения;

— в постановке гипотез и их проверке;

— в проведении собственных исследований.

Самостоятельность ученика проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения определенного круга шахматных задач.

— формулировать обобщенные способы решения более широкого класса задач, в том числе и из других шахматных задачв умении осуществить перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметовв стремлении найти «собственное правило», прием, способ деятельности;

— в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного;

— в варьировании условия задачи и сравнении соответствующих способов решения.

Констатирующим экспериментом было установлено, что уровень сформированности творческого мышления учащихся находится ниже среднего уровня (%), что свидетельствует о низкой профессионально-педагогической квалификации учителей по исследуемому показателю.

Апробация методики показала, что формирование творческого мышления учащихся способствует как активизации преподавательской деятельности учителя, так и активизации учебно-познавательной деятельности учеников в ходе шахматной игры.

Разработанная шкала оценки уровня готовности учителя к реализации дидактических принципов объективно характеризует уровень сформированности знаний, умений и навыков учителя по реализации дидактических принципов.

Эффективность разработанной методики доказывает факт изменений, которые выявлены в ходе эксперимента: уменьшилось количество учителей с низким уровнем готовности к реализации дидактических принципов, существенно увеличилось количество учителей с высоким уровнем готовности.

Результаты формирующего эксперимента полностью доказали (%?) устойчивость предложенной методики корректировки методических ошибок и недостатков в реализации дидактических принципов при организации шахматной деятельности школьников.

Формирование и развитие творческого мышления в процессе обучения зависит прежде всего от уровня подготовки преподавателя, от его собственной творческой профессиональной деятельностии:

— признание ранее не признанных или не использованных возможностей;

— уважение желания ученика работать самостоятельно;

— умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;

— предоставление ученику свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели;

— создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

— предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы;

— поощрение работы над проектами, предложенными учениками;

— исключение какого-либо давления на детей;

— подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;

— создание ситуаций, при которых слабые учащиеся тесно работают с сильными;

— поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью;

— одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с целью пробудить желание испытать себя в других видах деятельности;

— оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;

— извлечение максимальной помощи из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Бурное развитие экономики, промышленности, сельского хозяйства и всех других сфер жизнедеятельности общества, материальное и духовное благосостояние стали зависеть в настоящее время от внедрения информационной технологии. Поэтому в любом цивилизованном государстве развитие творческого мышления учеников является приоритетным направлением. В этом отношении суверенный Таджикистан не является исключением. Для успешной реализации целей и задач обучения необходимо уделять особое внимание программе внедрения шахматной игры в сферу образования. Осуществление вышеуказанной цели невозможно без соответствующей материально-технической базы.

В результате проведенного исследования была создана методика формирования готовности будущего учителя к развитию творческого мышления учащихся. В процессе работы решены задачи:

— уточнено понятие «творческая деятельность школьников средствами шахматной деятельности», выделены особенности этой деятельности;

— дано определение понятию «развитию творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности»;

— разработана модель развития творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности, ее критерии и уровни;

— разработана методика формирования искомой готовности и проверена опытным путем ее эффективность;

— выделены условия эффективного формирования и развития творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности в условиях учебно-воспитательного процесса.

Решение проблемы исследования потребовало вскрыть сущность творческого процесса и определение особенностей творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности. Творческая деятельность учащихся рассматривается нами как высшая степень познавательной деятельности, ведущая за собой раскрытие интеллектуального и личностного потенциала учащегося, результатом которой выступает субъективно новый продукт. Данное определение сделано в процессе обоснования теоретических позиций нашего исследования.

Сформулировав исходные теоретические позиции исследования, общую гипотезу, разработав методику, мы обратились к эмпирическому изучению процесса формирования и развития творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности в условиях учебно-воспитательного процесса в средних школах. Опытно-экспериментальная работа по изучаемой проблеме позволила получить следующие результаты:

— в результате проведенного исследования выделены особенности творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности, этапы его развития в учебном процессе;

— в процессе обоснования теоретических позиций нашего исследования уточнено определение «творческая деятельность учащихся», обоснованы этапы ее развития. Дано определение понятия «развитие творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности».

В процессе работы выявлены условия формирования изучаемой готовности в учебном процессе вуза. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования развития творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

Разработано методическое пособие по развитию творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

Исследование показало, что систематическая поэтапная работа по осуществлению выделенных условий в процессе дидактической подготовки будущего учителя обеспечивает эффективность формирования и развития творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности.

Научно и экспериментально подтверждена гипотеза исследования: если дидактическую подготовку будущего учителя осуществлять согласно с объектом его дальнейшей деятельности, с направленностью на развитие творческой личности учащихся и на организацию сотрудничества, то уровень готовности к развитию творческого мышления учащихся будет более высоким, так как это создаст дополнительные условия для творческой педагогической деятельности. В диссертации раскрывается методика формирования готовности будущего учителя к развитию творческого мышления учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса в школе.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сформулировать рекомендации по развитию творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности. Для эффективного развития творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности необходимо учитывать следующее:

— развитие творческого мышления у учащихся непосредственно зависит от развития познавательных процессов;

— атмосфера учебного сотрудничества в процессе обучения позволяет создавать благоприятный климат для развития творчества;

— коллективная познавательная деятельность является эффективным средством получения оригинальных результатов деятельности;

— творческую деятельность надлежит формировать поэтапно от репродуктивной к эвристической и творческойисследовательская деятельность позволяет формировать самостоятельное мышление, умение работать индивидуально и в коллективе и тем самым является эффективным способом развития творчества учащихся средствами шахматной деятельности;

— при организации учебной работы необходимо сотрудничать с учителями-предметниками, тем самым обеспечивая реализацию межпредметных связей в развитии творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности;

— развитие творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности на высоком уровне невозможно без руководства этим процессом со стороны учителя.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у учащихся творческого мышления — одна из важнейших задач в современной школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности — это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни — стремлении к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденции к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

В современной психологии широко разрабатывается проблема творческого мышления человека. Она ставится как проблема творческого мышления, в отличии от ретворческого. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Репродуктивное мышление имеет большое значение в учебной деятельности учащихся. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении преподавателем или в учебнике, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования. Возможности репродуктивного мышления, прежде всего, определяются наличием у человека исходного минимума знаний, оно, как показали исследования, легче поддается развитию, чем мышление продуктивное, и в то же время играет немалую роль в решении новых для субъекта проблем. В этом случае оно проявляется на начальном этапе, когда человек пытается решить новую для него задачу известными для него способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этого приводит к возникновению проблемной ситуации, которая активизирует продуктивное мышление, обеспечивающее открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач. Как уже отмечалось, процесс творческого мышления скачкообразен, часть его осуществляется подсознательно, без адекватного отражения в слове. Сначала в слове находит выражение его результат, а затем — сам путь к нему.

Осознание найденного субъектом решения, его проверка и логическое обоснование вновь осуществляются на основе ретворческого мышления. Таким образом, реальная деятельность, процесс самостоятельного познания окружающей действительности есть результат сложного переплетения, взаимодействия ретворческого и творческого видов мыслительной деятельности.

Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума, от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Таким образом, творческое мышление это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Показателями, характеризующими творческое мышление, в нашем исследовании стали следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстроту переключения в решении текстовых заданий, и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного процесса — это переключение с одной идеи на другую, способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

Оригинальность — это минимальная частота данного ответа к однородной группе.

Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали методические пути превращения учебной деятельности в радостный процесс познания мира, пути развития умственных сил учащихся. Вместе с переходом школы от индивидуальной к групповой и далее к классно-урочной системе при словесно-догматическом и словесно-наглядном типах обучения постепенно развивалась и идея активизации познавательной деятельности ученика, идея исследовательского пути учения.

Психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштен, Д. Б. Эльконин согласны, что творческое мышление служит основным проявлением одаренной личности. Но нет единого подхода к выделению и оценке факторов его развития в связи с развитием личности, нет ясности в изначальном соотнесении понятий «творческий интеллект» и «творческая личность», ибо очевидно, что совокупность когнитивных характеристик не исчерпывает понятие личности как целого.

Основу психологической структуры одаренности составляют в первую очередь не социально-психологические или индивидуально-типологические черты личности, а структурная организация ее сознания (познания, общения и деятельности), ее своеобразие, специфическое в каждом случае сочетание свойств этой индивидуальной структуры как динамических, так и отражающих содержание сознания, точнее, их единство. Так, типичная для одаренных детей познавательная активность может в отдельных случаях, например, на фоне интроверсии, выступать в ином качестве: не очень активного, «доминантного» по своим фактическим проявлениям в жизни ребенка, но зато чрезвычайно углубленного познания, по уровню своей результативности дающего основание говорить о явлении одаренности.

Наши многолетние исследования закономерностей мышления и понимания как необходимого уровня его успешности и результативности выявили, что акты понимания совпадают с эвристическими, содержательными компонентами интеллектуальной деятельности, без которых творческий процесс не может реализоваться. Особенностью эвристических процессов является их самопрограммирование, они не подлежат прямой внешней регуляции в ходе обучения. В процессе такого самопрограммирования с участием логических процедур выявляется основное качество понимания: предметность, неформальность знания, его осмысленность. Опредмечивание и осмысление поступающей извне информации, в том числе в ходе обучения, сугубо личностный, интимный процесс. Только через сближение субъективных интерпретаций, ассоциаций, оценок, личностных смыслов с объективной сущностью предмета мысли возможно его понимание. Так же и в деятельностном проявлении понимания — принятии решений (окончательное решение всегда есть начало действия) -оптимальный результат достигается через свободный субъективный выбор, при максимальной индивидуализации оценок и вариативности их использования.

Формирование способности к творческому воображению и мышлениюпроцессам, тесно взаимосвязанным, одна из главных задач образования. Поэтому, организуя художественно-эстетическую деятельность учащихся, педагог должен знать психологические аспекты воображения.

В широком смысле слова «воображение» — это интуитивная способность «видеть» сущность и природную логику явлений, умение компоновать образы из материалов памяти.

Творческое мышление предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отхода от привычных ходов мысли, разрешение противоречий между актуализированными знаниями и требованиями проблемной ситуации, оригинальность решений, их своеобразие. Эту сторону мышления чаще всего обозначают как гибкость ума, динамичность, подвижность. Наиболее удачен первый термин (два других чаще употребляются в контексте психофизиологических работ). При гибком уме человек легко переходит от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой, если этого требует решаемая задача, он может отказаться от привычных действий. Инертность ума проявляется в противоположном: в склонности к шаблону, в трудности переключения от одних действий к другим, в длительной задержке на уже известных действиях, несмотря на наличие отрицательного подкрепления.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие творческого мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности.

Таким образом, педагог должен знать приемы активизации мышления и воображения, уметь ставить проблемную задачу перед учащимися, помогать им подниматься все выше и выше по ступенькам творческого развития личности.

Таким образом, в результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам и рекомендациям:

1. Шахматы — действенное, эффективное средство умственного развития детей.

2. Процесс обучения шахматам способствует развитию у детей, таких личностных свойств, как: а) способность ориентироваться на плоскостиб) навыки аналитико-синтетической деятельностив) мышлениег) самостоятельность в формировании суждений, умозаключенийд) умение запоминать, сравнивать, обобщатье) умение предвидеть результаты своей деятельности.

3. Процесс обучения шахматам содействует формированию таких качеств, характера у школьников, как: а) усидчивостьб) внимательностьв) терпеливостьг) гибкость, собранность, изобретательность.

4. Развитие творческого мышления учащихся средствами шахматной деятельности невозможно без руководства педагога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулкосим Фирдавси. Шохнома. «Адиб» Душанбе 1990. С. 306−311, 347−350.
  2. JI. Я., Зражевский Ю., Карахан Ю. Организация и судейство шахматных соревнований. -М.: ФиС, 1977.
  3. JI. Я., редактор, Шахматный кодекс СССР. М.: «Знание», 1979.
  4. Ю., Что нужно знать об эндшпиле. М.: ФиС, 1979.
  5. Ю., Бейлин М. А. Путешествие в шахматное королевство. М.: ФиС, 1976, — С.35−38.
  6. Ю. Л., Таймонов М. Е. Матч на первенство мира Карпов Каспаров. -М.: ФиС, 1986.
  7. Ю.Л. Шахматные окончания. М.: ФиС, 1982.
  8. Г. С., Столяров Д. С. Многоликая Каисса. М.: ФиС, 1989 -12с — С. 15−16, 20−22, 42−49, — 108с.
  9. А.А. Международные шахматные турниры в Нью-Йорке 1924−1927, -М.: ФиС, 1989.
  10. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984.
  11. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М: дом Амонашвили, 1995−496с.
  12. Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии. 1995. № 5.
  13. Ю.К., Об актуальных вопросах методологии дидактики. // Советская педагогика. 1978 — № 9, — 45с.
  14. Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. // Начальная школа. 1998. — № 4.
  15. И. Гроссмейстеры детского сада. -М.: Наш малыш, 1995.
  16. М.А., Что вы знаете о шахматах? М.: «Знание», 1979.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989.
  18. Г. М. Развитие творческого потенциала личности. // Начальная школа. 1994. — № 11. — С. 22−24.
  19. Биология (Человек) китоби дарси барои синфи 9. Махмадзиёев, С.Султонов. Душанбе, 2002.
  20. И.Д. Возрастная и педагогическая психология. М., 1994. 262 С.
  21. П.П. Память и мышление. -М., 1935.
  22. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М&bdquo- 1994.
  23. JI. И. Проблемы формирования личности. Воронеж, 1995. 332с.
  24. М.М. Аналитические и критические работы. Статьи. Воспоминания. -М.: ФиС, 1987.
  25. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985.
  26. А.А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. Днепропетровск, 1992.
  27. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
  28. В.П. Урок-игра. «Покорение вершины» по теме «Общая характеристика червей» // Биология в школе. 2000. — № 1.
  29. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей — культурных символов в индивидуальном сознании. // Вопросы психологии. — 1997.-№ 5.-С. 44−55.
  30. Вальтер Шелленберг. Лабиринт (Мемуары гитлеровского разведчика), М., 1991.
  31. A.M. Дело всей жизни. М., 1988.
  32. В.Л. Актёры игровой сцены. -М.: ФиС, 1986. С. 77−81.
  33. М. Продуктивное мышление. -М., 1987.
  34. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977.
  35. Т.П. 100 головоломок, игр занимательных задач, викторин. — М.: Аквариум, 2001.
  36. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова. -М., 1979.
  37. Возрастная и педагогическая психология. Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихоожан, В. В. Зацепин. М.: 1999 — 320с.
  38. JI.C. Психология искусства. М., 1987.
  39. JI.C. Избранные психологические произведения. — М., 1956.
  40. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  41. JI.C. Мышление и речь: Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. М., 1982.
  42. JI.C. Педагогическая психология.-М.: Педагогика. 1991.
  43. .С., Костьев А. Н. Шахматы школе. — М.: Педагогика, 1990 -273с., — 275с., — С. 276−277, 279−280., 281−283.
  44. Н.Р. Путь к мастерству. М.: Министерства обороны СССР. 1970.
  45. В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов, -М.: Всероссийский шахматный клуб, 2000.
  46. В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 2 разряда, М.: Всероссийский шахматный клуб, 1971.
  47. В.Е. «Программа подготовки юных шахматистов 1 разряда, М.: Всероссийский шахматный клуб, 1974.
  48. В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 1 разряда. Второе издание «Советская Россия» М., 1980.
  49. Н.И. Развитие мышления учащихся. // Начальная школа. 1994. -№ 11.-С. 24−27.
  50. Гродзенский С. Я: Шахматы в жизни учёных. — М.: Наука, 1983.-С. 18−24.
  51. В.Г. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение. 1991.
  52. Н.В. Интегрированные уроки — одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа, 1995. № 11. — С. 21−28.
  53. М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся. // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1973. 14 с.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.
  55. М.И. Искусство анализа. М.: ФиС, 1989.
  56. Дидактика средней школы (под редак. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М., 1975).
  57. В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. — 368 с.
  58. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребёнка. -М., 2000. 144 с.
  59. ЕжиГижицкий. С шахматами через века и страны. — Варшава, 1970.
  60. В.Е., Гольц Р. А. Спутник шахматиста. ОГИЗ, 1931.
  61. В.Е. Первые шаги. — Россия, 1968.
  62. Н.И. Шаг за шагом. М.: ФиС. 1986. — С. 14−15., — 27 с.
  63. Г. К., Твоё здоровье. «Акимдент», СПб., 1997.
  64. С.М. редактор. Программы. Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивные кружки и секции. М.: «Просвещение», 1988, — С. 387−402.
  65. ., Кульмина С. Курс минимум по шахматам. — М.:ГЦОЛИФК, 1990.
  66. С. Сборник шахматных комбинаций. — Киев: Радянська школа, 1986.
  67. ИвинА.А. Искусство правильно мыслить. -М.: Просвещение, 1990.
  68. В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.
  69. Исследование мышления и психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1969. -214 с.
  70. Я. А., Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедиз, 1955. -287 с.
  71. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание Воспитание. Воспитание! -М.: Новая школа. 1996. 160 с.
  72. Х.Р. Учебник игровой игры.-М.: ФиС. 1975.
  73. А.Е., Гик Е.Я. Шахматный калейдоскоп: М.: Наука. 1982
  74. А.Е., ГикЕ.Я. Шахматный калейдоскоп: М.: Наука. 1984
  75. А.Е. Избранные партии. -М.: ФиС. 1978.
  76. А.Е., Гик Е. Я. Шахматные сюжеты. -М.: Знание 1999.
  77. А.Е. А завтра снова в бой. М.: «Молодая гвардия» 1982.
  78. А.Е. Сто победных партий. М.: ФиС, 1984.
  79. Г. Безлимитный поединок.-М.: ФиС. 1989.
  80. КанИ.А. От дебюта к миттельшпилю.-М.: ФиС. 1978.
  81. З.И. Продуктивное мышление как основы обучаемости. М., 1981.
  82. Ю.И., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. — Л., «Знание», 1967.
  83. В. Азбука шахматиста. — Ангрен, 1990.
  84. Конуни Чумхурии Точикистон «Дар бораи маориф», Душанбе, 2005.
  85. А.А. Шахматное наследие Алёхина. М.: ФиС. 1982 — С. 15 — 16, 23−28, 38.
  86. А.Н. Уроки игровой стратегии. -М.: ФиС. 1983.
  87. .Р. Межпредметные связи: инновация и творческое мышление учащихся. Душанбе. 2006.
  88. А.Н. Учителю о шахматах. — М.: Просвещение, 1986.
  89. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. — М.: «Академия», 2000. — 80с.
  90. П.В. Идея как форма мышления. — Киев, 1963.
  91. Н.К. Избранные педагогические сочинения. — М.: 1965 — 55 с.
  92. Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: «Просвещение», 1968.
  93. Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти т. М., 1959, т. З- — М., 1959, т.5- - М.: 1960, т.9.
  94. Крайг. Психология развития. Питер, 2000.
  95. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.
  96. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  97. В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.
  98. Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, Академия развития, 1996. — 208 с.
  99. Н.В. Психология шахматного творчества. М.: ФиС. 1981.
  100. А.Г. Цвета шахматного спектра. -М.: ФиС. 1980.
  101. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.
  102. Эм. Учебник игровой игры. М.: ФиС, 1980.
  103. В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1992.
  104. Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. М.: 1998.
  105. И.Я. Поисковые задачи и обучения как средство развития творческих способностей в кн. Научное творчество. / Под ред. Микулинского С.Р.-М.: 1969.
  106. ЛевенфишГ., Смыслов В. Теория ладейных окончаний.-М.: ФиС. 1957.
  107. Н. С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000, — 133с.
  108. А. Н. Деятельность сознания . Личность. М.: Политиздат, 1975. -59с.
  109. И. М. У истоков игровой культуры. — М.: «Знания» 1967. С. 1119, 35−39, 48−54.
  110. И. М. Шахматы на Руси. М.: «Наука» 1975. — С. 8−10, 16, 20−21, 27,30−31,33−35,41−56.
  111. Г. М. Стратегия и тактика шахмат. М.: ФиС. 1958.
  112. М. Эхёи педагогикаи ачам. Душанбе, 1999.
  113. М. Даре.-Душанбе, 1995.118. Лысенко А. В., ГИК.
  114. А.С. Педагогические сочинения.: в 8-ми тт. Т.4.-М.: 1983.
  115. И. Шахматы. М.- Л.: Детгиз, 1960.
  116. С., МакарычеваМ. От, А до .- М.: «64», 1995.
  117. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983.
  118. А.С. Психологические процессы. М., 1994.
  119. A.M. Проблемные ситуации в мышлении. М., 1972.
  120. B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999.
  121. B.C. Возрастная психология. — М., 1997. 432с.
  122. М. Шахмат. Ташкент, «Укитувчи», 1983. — 31с., — С.36−37.
  123. Г. А. Этюд глазами гроссмейстеров. — М.: ФиС, 1982.
  124. Немов Общая психология. В 3 т. Т.З.- М., 1991.
  125. И.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. -М., 1978.
  126. А. Моя система. М.: ФиС, 1984.
  127. В.Н. Первая книга шахматиста. М.: ФиС, — 1964, — С. 27- 31., 4850.
  128. В.Ф. Школа учит мыслить. М., 1980.
  129. А.В. и др. Общая психология.-М., 1986, 464с.
  130. И. Г. Избр. педагогические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1981.
  131. . Психология, междисциплинарные связи и система наук. // Вопросы философии. 1966. — № 12.
  132. . Речь и мышление ребенка. М., 1999. — 528с.
  133. П.И., Портнов М. А. Искусство преподавания. — М.: Рос. пед. агенство, 1998, 184с.
  134. П.И., Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 1998.
  135. Писатели Таджикистана. Душанбе, «Ирфон», 1981. — 24с., — 346с, — 426с.
  136. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977. — 8с.
  137. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
  138. Я.А. Психология творчества.-М., 1987.
  139. Поэмы из «Шахнаме» (нигориши С. Улугзода). Душанбе, «Маориф», 1977.-С. 26−32, — 129с.
  140. Э.Ш. Точикон дар оинаи таърих. Китоби дуюм, Аз Ориён то Сомониён. Душанбе, «Ирфон», 2002с.
  141. Э.Ш. Ватандусти ва худшиносии милли. Душанбе, 1999.
  142. Э.Ш. Дах соли истиклолият, вахдати милли ва бунёдкори, 4.1, 2, 3, 4, Душанбе: Ирфон, 2002.
  143. В.В. Избранные партии. -М.: ФиС, 1964.
  144. Р. Современный учебник игровой игры. М.: ФиС, 1981.
  145. Я.Г. Книга о шахматах. -М.: «Советская россия», 1957. С.6−12.
  146. Е.И. Общая психология. М., 1995. — 448с.
  147. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973, — 123с.
  148. С.Л. Основы общей психологии. / СПб.: Питер Ком., 1998, -720с.155. «Садои Шарк» («Голос Востока») № 2, Душанбе, 1991, — С. 104−109.
  149. М.А. Развитие шахмат в Таджикистане. — Душанбе, «Ирфон», 1987.
  150. М.А. Алифбои шохмотбози. Душанбе, «Ирфон», 1989.
  151. Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962. — 298с.
  152. Е.М., ГорбуноваЕ.Д. Развитие мышления на уроках математики. — Свердловск, 1966.
  153. Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте. // Начальная школа, 1997. № 2.
  154. М.Н., Моносзон Э. И. Задачи и содержание общего и политехнического образования (В кн.: «Дидактика», под ред. М. А. Данилова и Б.П.Есипова) М., АПН РСФСР, 1957.
  155. М.П. О тесной связи обучения с производительным трудом. // Школа и производства. 1960. — № 5.
  156. А.П. Ваш первый ход. М.: ФиС, 1977. — 9с.
  157. Советский шахматный этюд: Сборник. М., 1955.
  158. Л.Д. Педагогические технологии. В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону: Феникс, 1998. — С. 131−151.
  159. В.А. Избр. произв. В 5-ти т. Киев: Радянська школа, 19 791 980.
  160. И. Приключения в игровой стране. М.: Педагогика, 1991.
  161. И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
  162. Сухин, И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
  163. А.С. Как играть дебют. М.: ФиС, 1981.
  164. А.С. Основы теории шахматного дебюта. Изд. БССР, 1962.
  165. O.K. Психология мышления. МГУ, 1969.
  166. А.А., Чепижной В. И. Шахматные задачи-миниатюры. М.: ФиС, 1987.
  167. ТурсуновН. Бозихои миллии точики.-Душанбе, 1977. С.38−49.
  168. К.Д. Сочинения, т.5. 355с.
  169. Е.И. Путями шахматного творчества. — М.: ФиС, 1983.
  170. B.JI. Последний шах. -М.: ФиС, 1979.
  171. А.Н. Курс лекции по древней философии. М., 1981.
  172. В.И. Шахматная композиция. М.: ФиС, 1983.
  173. В.Г. Мы играем в шахматы. М.: ФиС, 1986.
  174. М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, Владос, 1995, -160с.
  175. В.Ф. Точка опоры.-М.: Педагогика, 1986.
  176. Шахматный словарь. / Сост. Г. Гейлер. М.: ФиС, 1964. — С.29−31, 32−34, 183−187.
  177. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. — М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  178. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость» // Психологический Журнал. — 1983. № 5.
  179. ШтеменкоС.М. Генеральный штаб в годы войны. М., 1968.
  180. Н. Практикум по тактике. М.: Андреевский Флаг, 1993.
  181. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.
  182. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
  183. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М, 1994.
  184. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998, -250с.
  185. Я.Б. Теория и практика игровой игры. М, — ФиС, 1981. — С. 150 151. Ь
Заполнить форму текущей работой