Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сущность процесса обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главное понятие программированного обучения — обучающая программа — совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные. При линейной программе в том случае если ученик неправильно выполнил задание, он должен повторить весь соответствующий материал и выполнить задание. В случае разветвленной программы если задание не выполнено ученику указывают… Читать ещё >

Сущность процесса обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Задачи процесса обучения:

  • 1. Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся.
  • 2. Организация познавательной деятельности по овладению научными, знаниями и формированию умений и навыков.
  • 3. Развитие мышления, творческих способностей.
  • 4. Выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

  • 1) двусторонний характер;
  • 2) совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество);
  • 3) педагогическое руководство;
  • 4) планомерная специальная организация и управление;
  • 5) целостность и единство;
  • 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Противоречия процесса обучения Противоречие — основа развития, его движущая сила. Противоречия процесса обучения обеспечивают его самодвижение, являются его движущими силами.

Приведем примеры некоторых противоречий процесса обучения.

  • 1. Противоречие между объемом общественно-исторических знаний и объемом знаний, усваиваемых обучаемым. (Разрешение этого противоречия ведет к постоянному совершенствованию содержания образования).
  • 2. Противоречие между индивидуальной познавательной деятельностью обучаемого и тем уровнем, формами и методами познания, которыми он должен овладеть. (Разрешение этого противоречия определяет темпы и степень интеллектуального развития обучаемого).
  • 3. Противоречие между достигнутым уровнем развития обучаемого и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей. (Правильно поставленная учебная задача активизирует познавательную деятельность обучаемого, обеспечивает успешность овладения знаниями и развитием обучаемого).
  • 4. Противоречие между знаниями, имеющимися у обучаемого и отсутствующими.
  • 5. Противоречие между имеющимися знаниями и способами их применения.
  • 6. Противоречие между житейскими представлениями и научными знаниями.

Типы обучения:

  • 1. Объяснительно-иллюстративное.
  • 2. Проблемное обучение.
  • 3. Развивающее обучение.
  • 4. Программированное обучение.

Объяснительно-иллюстративное обучение — учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.

Объяснение в сочетании с наглядностью — главными методами такого обучения являются слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ: оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает учащимся понимание сложных понятий, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом обучения.

Достоинства: систематичность, относительно малые затраты времени.

Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение — это систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины. Особенностью проблемного обучения является то, что учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения.

Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.

Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.

Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Его структура — цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ученика потребность в овладении специальными знаниями и навыками. Осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование дидактических игр, дискуссий и т. д.

Суть развивающего обучения в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий.

Леонид Владимирович Занков в разработке новой системы обучения исходил из положения Л. С. Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Дидактические принципы, разработанные им, в отличие от традиционных направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний:

  • 1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
  • 2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
  • 3. Принцип обучения быстрым темпом.
  • 4. Принцип осознания школьниками процесса учения.
  • 5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом и осуществляется как четко управляемый процесс, т.к. изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. «Шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Главное понятие программированного обучения — обучающая программа — совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные. При линейной программе в том случае если ученик неправильно выполнил задание, он должен повторить весь соответствующий материал и выполнить задание. В случае разветвленной программы если задание не выполнено ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те параграфы, которые приведут его к правильному ответу.

Достоинства: мелкие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником.

Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении.

Главной особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Хорошо организованная индивидуальная работа с учащимися тоже может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося.

Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой