Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнительный анализ систем обучения иностранным языкам в военных вузах России и США

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования Национальная доктрина образования в Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к самообразованию, профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях развития новых наукоемких технологий, что в свою очередь обеспечивается организацией учебного процесса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Исторический аспект в формировании высшей военной школы России и США
    • 1. 1. Трехсотлетняя история возникновения и развития высшей военной школы России
    • 1. 2. Исторический аспект возникновения системы обучения иностранным языкам в военных вузах России
    • 1. 3. Вест-Пойнт — первая военная школа США
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Педагогическая система обучения иностранному языку в военных вузах США
    • 2. 1. Структура военной академии Вест-Пойнт
    • 2. 2. Принципы, содержание и методы обучения курсантов в академии Вест-Пойнт
    • 2. 3. Ведение информационной войны — цель языковой подготовки в военных вузах США
    • 2. 4. Интенсивные методы обучения иностранному языку и формирование социокультуры средствами высоких технологий в военных академиях США
  • Выводы по главе II
  • Глава III. Педагогическая система обучения иностранному языку в военных вузах России
    • 3. 1. Педагогическая система и ее составляющие
    • 3. 2. Требования Государственных образовательных стандартов России к освоению курсантами военных вузов иностранных языков
    • 3. 3. Принципы, положенные в основу педагогической системы обучения иностранным языкам в военных вузах России
    • 3. 4. Методы введения профессионально значимого содержания в учебный процесс в военных вузах России
    • 3. 5. Личностно — ориентированное обучение в военных учебных заведения) России.13(
    • 3. 6. Возможности формирования профессиональной культуры будущего Т офицера в условиях обучения в Нижегородском филиале
  • Военно-инженерного университета
  • Выводы по главе III

Сравнительный анализ систем обучения иностранным языкам в военных вузах России и США (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования Национальная доктрина образования в Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к самообразованию, профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях развития новых наукоемких технологий, что в свою очередь обеспечивается организацией учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическим обновлением всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии, интеграцией науки, образования и производства, вариативностью образовательных программ. Высокие требования к профессиональной подготовке офицерского состава были и остаются основным гарантом успешного функционирования любой военной структуры, главной составляющей которой являются специалисты с высшим военно-специальным образованием. Проводимая модернизация военного образования, как логическое следствие реформирования Вооруженных Сил, предполагает несколько иной, по сравнению с прошлым, подход в вопросах подготовки дипломированных военных специалистов. Современная парадигма образования, потеснившая механистическую систему обучения в пользу личностно-ориентированной педагогики, предполагает создание условий для профессионального самосовершенствования будущих военных специалистов. Важнейшим достижением такого подхода к учению является способность курсантов к управлению механизмами собственного развития, что в сегодняшних условиях выступает в роли основного критерия, характеризующего достаточные возможности специалиста по его быстрой профессиональной адаптации и последующей продуктивной деятельности. Общие вопросы теории совершенствования высшего профессионального образования нашли своё отражение в исследованиях С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского,.

Б.С.Гершунского, Н. Б. Крыловой, В. А. Сластенина и др. и американских Thorndike Edward Lee, Davis B.G., Johnson D.W., Light R.J. и др.

Большое значение для нашего исследования имели работы, вскрывающие резервы использования в педагогическом процессе методов и технологий активного обучения и развития творческого потенциала личности (В.П.Беспалько, А. А. Вербицкий, Я. В. Гольдштейн, Г. А. Китайгородская,.

A.В.Петровский, Л. С. Сержан, Н. Ф. Талызина и др., а также американских ученых Krashen S., Stewick Е., Lamkin F. и др.).

Особенности обучения и воспитания в военных вузах и практике войск исследовались в трудах И. Александрова, Г. З. Алибековой, О. Аршиновой,.

B.Баранова, И. Ващинина, Е. Величко, Г. Веселовского, В. В. Галицкого, * Ю. Грошева, И. Джури, М. И. Драгомирова, В. Жукова, И. В. Засидкевича,.

М.Зеленкова, Ю. Кудрявцева, В. Кужилина, М. С. Лалаева, Ф. Ф. Ласковского, П. Лебедя, Ю. Мгимова, С. Модестова, С. Мозгового, И. Попова, А. А. Прусака, В. В. Салькова, Т. А. Тарташвили, М. В. Фрунзе, а также американских авторов-Leith Т., Frasier М., Kohan J. и др.

В условиях модернизации Вооруженных Сил повышаются требования к уровню владения иностранными языками выпускниками военных вузов и способности использовать изучаемые языки как средство общения. Известно, что проблемам коммуникативного обучения в настоящее время уделяется большое внимание (А.А.Алхазишвили, Л. Ш. Гегечкори, Н. И. Гез, П. Б. Гурвич, Л. А. Долгова, Н. И. Жинкин, Е. В. Залюбовская, И. А. Зимняя, В. И. Кабрин, Г. А. Китайгородская, А. А. Крашенинникова, Н. Х. Мифтахова, Р. С. Немов, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, В. Л. Скалкин, Э. Я. Шубин, Johnson D.W., McKeachie W.J., Light R.G., Driller К. и др.

Проведение на современном этапе развития общества модернизации образования, ставит военную школу перед необходимостью существенного обновления содержания и методов обучения иностранным языкам, поисков новых технологий.

Современная парадигма образования, потеснившая механистическую систему обучения в пользу личностно-ориентированной педагогики, предполагает создание условий для профессионального самосовершенствования будущих военных специалистов. Важнейшим достижением такого подхода к обучению является способность курсантов к управлению механизмами собственного развития, что в сегодняшних условиях выступает в роли основного критерия, характеризующего достаточные возможности специалиста по его быстрой профессиональной адаптации и последующей продуктивной деятельности.

Концепция личностно-ориентированного подхода к образованию нашла отражение в трудах О. А. Абдуллиной, Н. А. Алексеева, Е. В. Бондаревской, Ь М. А. Викулиной, В. И. Данильчук, Г. А. Китайгородской, В. В. Серикова,.

A.А.Червовой.

Модернизация военного образования требует ориентации на диалог культур в условиях постоянного расширения и углубления сфер межкультурной коммуникации. Большинство методистов и педагогов считают, что многоаспектное социокультурное образование — обязательный компонент языковой подготовки студентов и курсантов (Е.М.Верещагин,.

B.Г.Костомаров, Е. И. Пассов, С. А. Семко, Г. Д. Томахин, Frasir М., Furham А., LadoR., Lamkin F., Shweda — Nichlson N.).

Расширение международных контактов и сотрудничество на всех уровнях, политика интеграции России в мировое сообщество, вхождение в общеевропейское образовательное пространство, ориентации на диалог культур в условиях постоянного расширения и углубления сфер межкультурной коммуникации ставят перед вузами задачу организации образования такого уровня, при котором студенты и курсанты будут способны участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычно-речевой деятельности.

Поэтому поиски путей повышения эффективности обучения иностранным языкам в последнее десятилетие стали более активными. Это и сдвиг начала обучения на школьное детство (начальные классы), и использование ряда интенсивных методик, и привнесение нового в * традиционную педагогику, а также изучение опыта обучения иностранным языкам в зарубежных странах методами сравнительной педагогики. Одним из сложных методологических вопросов, стоящих перед сравнительной педагогикой является отбор стран для сопоставительного анализа их систем образования. Мы выбрали дихотомическую ступень классификации, при которой выделяют два типа стран. Согласно законом компаравистики сопоставимы системы тех стран, которые при всех своих особенностях к имеют относительно общие историко-культурные традиции. Мы выбрали дихотомическую систему сравнения Россия-США в области военного образования, т.к. эти две державы олицетворяют собой военную мощь мира.

Педагогических исследований, посвященных сравнительно-сопоставительному анализу педагогического процесса обучения иностранным языкам в военных вузах России и США нами не обнаружено, что и обусловило актуальность темы нашего исследования «Сравнительный анализ систем обучения иностранным языкам в военных вузах России и т.

США".

Таким образом, анализ исторически сложившихся подходов к подготовке военных специалистов, современных теории и практики учебного процесса в вузах позволили выявить ряд противоречий, актуализирующих проблему исследования:

— между сложившимися традиционными формами организации образовательного процесса в военном вузе и необходимостью поиска нетрадиционных подходов, учитывающих современные тенденции в образовании;

— между существующей потребностью современного общества и армии в подготовке профильных военных специалистов и неразработанностью путей решения данной проблемы на этапе модернизации системы военного образования- - между невозможностью значительной вариации содержания программ подготовки военных специалистов, и необходимостью подготовки в рамках этих программ специалистов, ориентированных на разные направления деятельности.

Цель исследования состоит в повышении педагогической эффективности учебного процесса в военно-инженерном вузе на основе сравнения и анализа педагогических систем обучения иностранным языкам в военных вузах России и США и перенесения достижений в этой области в военных вузах США на Российские вузы, с учетом особенностей и перспектив будущей многогранной профессиональной деятельности курсантов и слушателей.

Объект исследования — учебно-познавательный процесс обучения иностранным языкам в инженерных военных вузах России и США.

Предмет исследования — сравнительный анализ процессов обучения иностранным языкам в инженерных военных вузах России и США.

Гипотеза исследования — эффективность процесса обучения иностранным языкам в инженерных военных вузах России повысится в результате:

1 Анализа истории военного инженерного образования, который позволит выявить недостатки в его развитии, а также черты, свойственные современному состоянию военного инженерного образования;

2. Изучения и сравнительного анализа современных систем обучения иностранным языкам в военных вузах России и США;

3. Перенесения достижений в этой области в ввузах США на Российские ввузы, с учетом особенностей и перспектив будущей многогранной профессиональной деятельности курсантов и слушателей, что обеспечивается наличием инвариантной и вариативной составляющих содержания обучения, отражающих особенности инженерного военного образования.

4. Учебно-методическое обеспечение курса иностранного языка будет содержать учебно-методический комплекс, включающий: учебно-методическое пособие, материал для аудирования, инновационную методику проведения практических занятий в специализированных военно-технических аудиториях.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи исследования:

1. Провести исторический анализ и выявить основные тенденции и этапы 300-летнего опыта России и 200-летнего опыта США по организации образовательного процесса в военно-инженерных вузах;

2. Выявить состояние проблемы обучения иностранным языкам в педагогической и военно-педагогической литературе России и США;

3. Провести сравнительно-сопоставительный анализ систем обучения иностранному языку в военных вузах России и США, выявить положительные тенденции в обеих системах;

4. На основе проведенного анализа определить организационно-педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса обучения иностранным языкам в Российских военных вузах.

5. Разработать и апробировать учебно-методический комплекс, включающий учебно-методическое пособие, материал для аудирования, инновационную методику проведения практических занятий в специализированных военно-технических аудиториях.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (Б.С.Гершунский, В. И. Загвязинский, М. С. Каган, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин и др.) — методология сравнительно-педагогических исследований (Б.Л.Вульфсон, А. П. Лиферов и др.), интегративно-модульная педагогическая система (А.П.Беляева, С. Я. Батышев,.

М.А.Чошанов и др.). Теоретическая концепция обучения иностранному языку, аккумулированная в основополагающих трудах лингводидактов (Б.В.Беляев., Б. А. Бенедиктов, И. Л. Бим, В. А. Бухбиндер, Г. Е. Ведель, Е. М. Верещагин, П. Б. Гурвич, Н. И. Жинкин, Б. А. Лапидус, И. Я. Лернер, В. Г. Скалкин, Е. И. Пассов, И. Д. Салистра, В. С. Цетлин, С. Ф. Шатилов, Э. П. Шубин, Л. В. Щерба, Lado R., Miller G.A., Palmer Н., Sweet Н., West Н. и др.), заключающаяся в том, что иностранный язык является не только объектом обучения, но и средством обучения.

Решение поставленных задач осуществлялось как теоретическими, так и эмпирическими методами исследования:

— теоретические: теоретический анализ научных источников и литературы, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ становления и развития военного инженерного образования, индуктивный метод обобщения информации и дедуктивный метод формулирования частных выводов и суждений;

— эмпирические: педагогическое наблюдение явлений и процессов в динамике их изменений, сбор педагогической информации с помощью бесед, интервью и группового анкетирования, изучение документации учебного заведения (учебные программы, журналы учета успеваемости и т. д.).

Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1995;2000 гг.) осуществлялся анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Изучалась возможность совершенствования содержания обучения иностранному языку в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускнику вуза. Работа проводилась в Волжской государственной инженерно-педагогической академии (ВГИПА) и Нижегородском филиале Военно-инженерного университета. На данном этапе был выполнен сравнительный анализ основных направлений, особенностей и перспектив обучения иностранному языку в вузах различного профиля России и США.

На втором этапе (2000;2001 гг.) был разработан и апробирован учебно-методический комплекс для проведения занятий в специализированных военно-технических аудиториях.

На третьем этапе (2001;2003 гг.) опубликованы основные результаты исследования. Оформлены материалы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования: произведен сравнительно-сопоставительный анализ 300 — летней истории развития военного образования России и 200 — летней истории развития военного образования СШАпроизведен сравнительно-сопоставительный анализ педагогических систем обучения иностранным языкам в военных вузах России и СШАвыявлена современная психолого-педагогическая тенденция совершенствования системы языковой подготовки военных специалистов, заключающаяся в использовании личностного фактора в качестве «инструмента» для выбора будущими офицерами доминирующего направления профессиональной деятельностипоказана высокая эффективность личностно-ориентированного обучения в военном вузе для профессионального самоопределения будущих офицеров.

Теоретическая значимость исследования: уточнены концептуальные особенности обучения иностранному языку в военных вузах России и СШАуточнены применительно к военному вузу и разработаны педагогические условия профессионального роста языковой подготовки будущих офицеров в условиях личностно-ориентированного обучениявыявлены современные тенденции в подходах к проектированию содержания профессионального образования, нацеленные на решение проблем формирования личности и обеспечения профессиональной деятельности будущих специалистов.

Практическая значимость исследования:

— в сопоставлении педагогических систем обучения иностранным языкам в военных вузах России и США и выявлении современных тенденций отличия этих систем;

— в разработке и апробации учебно-методического комплекса, включающего: учебно-методическое пособие, материал для аудирования, инновационную методику проведения практических занятий в специализированных военно-технических аудиториях.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается научной методологией исследования, опорой на психолого-педагогические теории, сочетанием методов теоретического и экспериментального исследований.

Положения, выносимые на защиту:

— современные интерпретации исторического подхода к процессу обучения и воспитания будущих офицеров в военных вузах России и США;

— концептуальные особенности обучения и воспитания будущих офицеров в военных вузах России и США;

— учебно-методический комплекс, включающий: учебно-методическое пособие, материал для аудирования, инновационную методику проведения практических занятий в специализированных военно-технических аудиториях.

Внедрение результатов исследования осуществлялись в учебном процессе Нижегородского филиала Военно-инженерного университета и военного института радиоэлектроники (г. Воронеж).

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты докладывались и обсуждались на Международных конференциях — «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г, Н. Новгород, 2000 -2003гг.) — на Всероссийских конференциях — «Актуальные вопросы развития образования и производства» (г. Н. Новгород, 2000 — 2003 гг.) — на региональных конференциях — Нижегородская сессия молодых ученых «Голубая Ока» (г. Дзержинск, 2001 — 2003 гг.), «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (г. Екатеринбург, 2001 — 2003 гг.), а также на научно-методических семинарах кафедры иностранных языков и профессиональной педагогики ВГИПА.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Исторический путь развития военной школы России составляет свыше 300 лет (с 1701 г.), в то время как военная школа США насчитывает 200 летнюю историю (с 1802 г.). В 1759 году школе предоставили право выпускать воспитанников в офицерском звании. На базе школы в 1810 году формируется инженерное училище, в 1819 году, оно становится Главным военным инженерным училищем России. Главное инженерное училище превратилось не только в центр подготовки «искусных инженеров», но и в школу действительно образованных и культурных офицерских кадров инженерных войск. В июле 1802 г. только начинает формироваться главная военная школа США Вест-Пойнт.

2. Сочетание фундаментального естественнонаучного с гуманитарным образованием в российской военной школе позволило воспитать не только великих военноначальников (М. И. Кутузов, Д. М. Карбышев и др.), но и писателей (Ф.М. Достоевский, Д. В. Григорович и др.), композиторов (Ц. Кюи), ученых (П.И. Яблочков, И. М. Сеченов, А. Р. Шуляченко и др.). В блистательной плеяде офицеров, закончивших Вест-Пойнт профессионалы из профессионалов, аристократия офицерского корпуса, видные ученые, политики, космонавты: Джордж Вашингтон Вистлер — выдающийся инженерРоберт Эдвард Ли — лучший генерал конфедерации в гражданскую войну СШАДуайт Д. Эйзенхауэр — главнокомандующий Союзными Войсками с 1943 по 1948 годыБрент Скоукрофт — военный советник президента в 1972 годуМайкл Коллинз — космонавтАндреа Ли Холленстепендиат Родз, первая женщина выпускница академии Вест Пойнт и т. д.

3. Начало изучения иностранных языков в России относится к 1668 году, с открытия в Москве «гимнасиона» для изучения славянского, греческого и латинского языков. Первым высшим учебным заведением России, в котором изучались иностранные языки, являлась славяно-греко-латинская Академия, открытая в 1687 году в Москве. Владение несколькими иностранными языками в совершенстве для слушателей высшей военной школы России в 18−19 веках было вызвано необходимостью изучать научную литературу по инженерному искусству. Известно, что ранее инженерное дело изучалось за границей и вся научная литература по инженерному искусству была только на иностранных языках. М. И. Кутузов, будущий великий русский полководец, владел тремя иностранными языками: немецким, французским и латинским. Владение иностранным языком в армии США предполагает знание языка той страны, в которой офицер будет служить, стажировки в этих странах в процессе учебы в военной академии. В российской армии не предусмотрено общения с населением той страны, язык которой изучается в военном вузе.

4. Основными принципами воинского обучения и воспитания в Российской военной школе являются следующие: принцип коммуникативностипринцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности и сознательностипринцип адекватности принцип конгруэнтностипринцип серийностипреемственности обученияпсихологический принцип значимости мотивациипрофессиональной направленности или контекстного обучения, а военной школы США таковыми являются: мотивации (заинтересованности), целенаправленности (рациональности), практики, реализма, опора на опыт обучаемых, значимости.

5. Поскольку ВС США нацелены на расширение своего присутствия по всему миру, пред всеми военнослужащими США ставится задача овладения иностранными языками на уровне, необходимом для успешного контактирования с коренным населением страны, в которой они проходят службу, для ведения переговоров, сбора информации и других целей. Курс дисциплины «английский язык» в военном инженерном университете предусматривает овладение курсантами иностранным языком в объеме, необходимом для ведения диалога в наиболее типичных ситуациях общения и чтения военно-технической литературы по специальности для получения информации. В процессе достижения этой практической цели реализуется военно-прикладная направленность обучения, общеобразовательные и воспитательные задачи. Процесс обучения устной речи представляет собой выполнение системы учебных речевых действий от элементарных высказываний до участия в беседе.

6. В настоящее время в США преподаватели иностранных языков ориентированы на «значимую коммуникацию» (meaningful communication), когда обучаемый вовлечен в осмысленную деятельность. Для этого в военных академиях на занятиях моделируются ситуации, в которых обучаемый может оказаться на месте службы.

7. Огромную роль отводят в военных академиях США обучению иностранным языкам при помощи аудиовизуальных средств и виртуальных образовательных систем. «Мы хотим, чтобы наши курсанты хорошо владели современными технологиями, базовыми аспектами, которые не подвергаются изменениям с течением времени. Мы считаем это краеугольным камнем армии. Офицеры, которых мы готовим сейчас, будут управлять высокотехнологичной армией, которую мы формируем сейчас.» (Ог. Laurent Cousie «New Methods and Tools for Teaching Languages»). Огромное значение имеет влияние преподавателя на курсантов в аудитории по мнению американских военных педагогов, поэтому работу в виртуальных образовательных системах относят на внеаудиторное время, в часы самостоятельной подготовки. Работа с компьютером во время занятий должна быть непродолжительной, должна носить вспомогательный характер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексеев Н. АГ Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1996−216с.
  2. О.А., Плигин А. А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски //Наука и школа, 1998.-№ 4.-с.34.
  3. И. Подготовка офицерских кадров сухопутных войск США//Зарубежное военное обозрение, 1988.-№ 8.-С.21−25.
  4. И. Программы подготовки военнослужащих для подразделений глубинной разведки сухопутных войск США //Зарубежное военное обозрение, 1988.-№ 3.-с.25−26.
  5. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис. докт. пед. наук.-Тюмень, 1997.-34с.
  6. Алибекова Г. З Система отбора в высшие учебные заведения США /Сб. Проблемы высшей школы за рубежом.-М., 1990.
  7. А.А. Психологические основы обучения устной иностранной речи. — Тбилиси, 1974.- 150с.
  8. А.А. Теория и практика обучения устной речи на иностранном языке.-Тбилиси, 1984.- 120с.
  9. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе.-М.: Высш. школа, 1976.-200с.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: Высшая школа, 1980.-368с.
  11. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, ф.2, оп.1, д. 4,л.894.
  12. Архив МО СССР, Ф. ЛКОЛВИУ, оп.523 499, д. 2, л.395−396.
  13. О. Как готовят офицерские кадры //Зарубежное военное14
Заполнить форму текущей работой