Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аксиологической основой проектирования и реализации процесса подготовки выступает формирование у студентов ценностно-деятельностных императивов (ЦДИ) — ценностных вербальных установок, связывающих актуальные ценности, адекватные режимному моменту работы группы, с осуществляемой в этом режимном моменте профессионально-педагогической деятельностью воспитателяметодика формирования ЦДИ включает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы подготовки будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня
    • 1. 1. Современная группа продленного дня как педагогический феномен отечественной начальной школы
    • 1. 2. Воспитатель группы продленного дня как педагогическая квалификация учителя начальных классов
    • 1. 3. Профессионально-педагогические умения, профессиональная позиция и педагогические особенности как компоненты квалификации учителя начальных классов-воспитателя группы продленного дня
  • Глава 2. Концептуальные, проектные и организационно-методические основы процесса подготовки студентов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня
    • 2. 1. Моделирование процесса подготовки будущих учителей начальных классов к работе с учащимися в группе продленного дня
    • 2. 2. Имитационная игра «Группа продленного дня» как организационно-методическая основа процесса подготовки
    • 2. 3. Анализ результатов эмпирического исследования сформированности готовности будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня

Подготовка будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Воспитание учителя, имеющего современное видение сущности педагогического труда, целью которого является создание условий для становления личности ребенка, его гармонического развития, выступает одной из основных задач высшего профессионально-педагогического образования.

Учителя начальных классов можно с полным основанием считать многопрофильным специалистом: он обучает детей по большому комплексу образовательных областей (филология, математика, естествознание, технология и т. д.), осуществляет внеклассную воспитательную работу с ними, и, кроме того, достаточно часто по завершении учебных занятий работает с младшими школьниками, реализуя себя в ином профессиональном качестве — в должности воспитателя группы продленного дня (ГПД).

Практика показывает, что группа продленного дня в начальной школе является сегодня достаточно популярной, востребованной родителями учащихся, формой организации работы с младшими школьниками после завершения учебных занятий.

На протяжении десятилетий исследователи (М.М. Анцибор, Н. Ф. Голованова, Л. Б. Гурвич, С. А. Исаева, М. Е. Кульпединова, И. Н. Попова, Е.И. Ро-машкова, А. А. Огородников, З. Ф. Садовничая и др.) обращались к проблемам организации и содержания деятельности группы продленного дня. В результате были определены формы и работы воспитателя с детьми, посещающими группу, установлен режим деятельности ГПД, выделены такие ее функции, как образовательно-воспитательная, присмотра.

Постоянный поиск исследователей и практиков, работающих в системе начального образования (Г.И. Вергелес, Д. И. Воробьева, Т. Г. Еремеева, Н. Г. Казанский, Г. Ю. Ксензова, Т. С. Назарова, Т. П. Хризман, и др.), привел к пониманию того, что обучение в начальной школе должно ориентироваться не только на развитие личности ребенка, но и на сохранения его здоровья.

К сожалению, анализ современной педагогической практики показывает, что группа продленного дня в начальной школе за почти пятидесятилетнюю историю своего существования из формы организации развивающей работы с детьми после завершения занятий, достаточно часто трансформируется в форму учебно-воспитательной деятельности, оказывающей негативное воздействие на здоровье посещающих ее младших школьников.

Ученые Института возрастной физиологии РАО относят к школьным факторам риска, негативно влияющим на здоровье детей, стрессовую педагогическую тактикуинтенсификацию учебного процессанесоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процессафункциональную неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровьяотсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактика вредных привычек, полового воспитания, недостаточнее использование средств физического воспитания и спорта и т. п.) — частичное разрушение служб врачебного контроля и др.

В процессе осуществления диссертационного исследования установлено, что учителя начальных классов воспринимают ГПД как форму организации деятельности, направленной на надзор за детьми, на выполнение ими домашних заданий, а детей, посещающих группу, в основном, как объектов надзора, присмотра и выполнения заданий на дом. «Знаниевая» ориентация учебно-воспитательного процесса в настоящее время активно поддерживается учителями-воспитателями, работающими с детьми при осуществлении режимных моментов в группе продленного дня, главным из которых они считают самоподготовку (выполнение домашних заданий по учебным предметам), «обслуживаемую» остальными режимными моментами (посещение столовой, прогулки на свежем воздухе, клубные часы), в связи с чем, к сожалению, эти режимные моменты сокращаются по времени проведения, что ведет к «удлинению» монотонного учебного дня, появлению всех выделенных исследователями школьных факторов риска, негативно влияющих на здоровье детей.

Нетрудно понять, что причину этого следует искать в неправильной организации учебного труда детей, в неумении большинства учителей-воспитателей создавать условия для восстановления физических и духовных сил ребенка, как в процессе учебных занятий, так и при их завершении, в не владении ими здоровьесберегающими методиками осуществления учебно-воспитательного процесса в группе, в незнании основ деятельности по формированию у детей здорового образа жизни. На качество профессионально-педагогической деятельности учителя-воспитателя негативно влияет отсутствие специальной его подготовки в педагогическом вузе.

Мы установили, что при ориентации современных моделей вузовского педагогического образования на глубокую специализацию в сфере будущей профессиональной деятельности в настоящее время в редких педагогических вузах в перечне предлагаемых абитуриентам специальностей можно найти специальность «Воспитатель», а на факультетах, готовящих будущих учителей начальных классов — специализацию «Воспитатель ГПД». Там же, где идет обучение по этой специальности или в рамках специализации уровень готовности специалистов к работе современной группы продленного дня, ориентированной на сбережение здоровья маленьких учеников, недостаточно высок.

Несмотря на то, что в педагогическом вузе имеются определенные условия и предпосылки использования потенциала Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 50 708 (Квалификация: учитель начальных классов) для подготовки учителей начальных классов к работе с детьми в ГПД, тем не менее, анализ педагогической теории и практики позволил выделить ряд противоречий.

Противоречия первой группы касаются недостаточной научнопрактической разработанности проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в современной группе продленного дня. В последнее десятилетие исследователи обращались к проблеме гуманизации отношений «воспитатель-воспитанник» в условиях группы продленного дня начальной школы (АЛ. Шаталова), раскрытию роли дополнительного образования в формировании здоровьесозидающей образовательной среды в начальной школе «полного дня» (А.В. Казанникова), рассмотрению условий формирования и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа (А.А.Сидоренко). Работ, посвященных подготовке в вузе будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в ГПД, в процессе осуществления диссертационного исследования не обнаружено.

Во вторую группу объединены противоречия между необходимостью сохранения здоровья детей, посещающих ГПД, и слабой сформированностью ценностной ориентации учителя начальных классов-воспитателя на сохранение здоровья ученика, отсутствием у воспитателя специальных профессиональных знаний и умений, связанных с сохранением здоровья детей.

Третья группа противоречий связана с обусловленностью необходимости формирования у будущих учителей начальных классов готовности к работе с младшими школьниками в группе продленного дня и отсутствия в настоящее время такого вида готовности в структуре результата процесса профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему нашего диссертационного исследования: какое место в процессе профессиональной подготовки учителя начальных классов занимает и что представляет собой процесс подготовки будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня? Главная проблема включает и более частные позиции: какова структура готовности как результата подготовки будущего учителя начальных классов к работе с младшими школьниками в ГПД? Какова организационно-методическая основа процесса подготовки? Каким образом будут формироваться ценностные ориентации будущих учителей начальных классов на сохранение здоровья детей, посещающих группу продленного дня?

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Предмет исследования: педагогический процесс подготовки, в котором будет сформирована готовность будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в современной группе продленного дня.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать процесс подготовки будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в современной группе продленного дня.

Гипотеза исследования: процесс подготовки будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня будет разработан и обеспечит формирование готовности к этому виду профессионально-педагогической деятельности, если:

— формируемая в нем готовность к работе с младшими школьниками в ГПД проектируется и реализуется как один из значимых результатов процесса профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов;

— аксиологической основой проектирования и реализации процесса подготовки выступает формирование у студентов ценностных ориентаций на сбережение здоровья ребенка, посещающего группу продленного дня;

— в качестве организационно-методической основы формирования готовности используется специально разработанная игровая технология.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и структуру готовности будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня как одного из результатов процесса профессионально-педагогической подготовки и выделить диагностически измеряемые показатели ее сформированности.

2. Определить состав ценностных ориентаций будущих учителей-воспитателей, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка, посещающего группувыделить аксиологические основы проектирования процесса подготовки студентов-будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в ГПД.

3. Представить концептуальные, проектные и организационно-методические основы построения и осуществления педагогического процесса подготовки будущих учителей начальных классов к работе в ГПД, осуществить его моделирование, содержательно конкретизировать каждый структурный компонент модели.

4. Разработать технологию имитационной игры «Группа продленного дня» как организационно-методическую основу процесса подготовкиапробировать модель процесса.

Общей теоретико-методологической основой исследования являлись: труды, отражающие философские и психолого-педагогические исследования в области ценностных ориентаций (В.В. Гаврилюк, В. И. Гинецинский, Г. Г. Дилегенский, А. Г. Здравомыслов, Д. А. Леонтьев, Н. А. Трикоз, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов, Г. Олпорт, Ф. Клакхон, М. Рокич и др.) — теория установки (Д.Н. Узнадзе) — исследования, связанные со здоровьесбережением в образовательном процессе, включая теоретические и методические работы, отражающие проблемы подготовки педагогических кадров к решению задач формирования и сохранения здоровья обучающихся (М.М. Безруких, В. Г. Воронцова, Г. К. Зайцев, А. В. Казанникова, И. В. Карнаева, Н. А. Литвинова, Н.А. Скляно-ва и др.).

Исследование опирается на методологию современной педагогики (Ю.К. Бабанский, В. И. Завязинский, B.C. Леднев и др.), работы, посвященные аксиологическому подходу к проблемам профессиональной деятельности и подготовки учителей (М.В. Богуславский, С. Ф. Егоров, Г. Б. Корнетов и др.) — методологию педагогического проектирования (Е.С. Заир-Бек, И.И. Ю. А. Конаржевский, В. Е. Радионов, А. П. Тряпицына Ю.С. Тюнников, С. В. Воробьева и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ (системный, историографический, сравнительно-сопоставительный, логический), моделирование педагогического процесса подготовкиэмпирические — педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение ценностных ориентации методом ранжирования, тестирование для определения сформированное&tradeзнаний, тест-опросник, методика открытых высказываний с использованием контент-анализа, методы математической обработки результатов экспериментальной работы.

Личный вклад автора в получение научных результатов определяется разработкой концептуальных положений исследования, моделированием педагогического процесса подготовки будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в ГПД, разработкой учебной дисциплины (спецкурса), разработкой имитационной игры «Группа продленного дня», планированием и проведением эксперимента по исследуемой проблеме, разработкой педагогических и диагностических материалов, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в 2004;2007 гг. в три этапа на базе социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, начальных классов школ №№ 6, 15, НОУ «Гимназия «Школа бизнеса». В нем принимали участие 42 студента 3−5 курсов ОФО психолого-педагогического факультета Социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (специальность 50 708 «Педагогика и методика начального образования»).

Первый этап — поисково-теоретический (2004;2005 гг.) включал теоретический анализ литературы по исследуемой проблемеизучение ее состояния в практике высшего профессионального образованияразработку научного аппарата исследования, определение принципов построения процесса подготовки учителей начальных классов к работе воспитателем в ГПД и его содержательную конкретизациюмоделирование профессиональной подготовки студентов будущих учителей начальных классов к работе с детьми в группе.

Второй этап — экспериментально-моделирующий (2005;2006 гг.) играл роль формирующего. На данном этапе в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 50 708 «Педагогика и методика начального образования» (квалификация: учитель начальных классов) были разработаны спецкурс «Работа воспитателя в группе продленного дня в современной начальной школе» и игровая технология осуществления подготовки студентов на практических занятиях спецкурса. В ходе экспериментальной работы были подвергнуты проверке рабочая гипотеза, эффективность разработанной модели процесса подготовки учителя начальных классов как субъекта учебно-воспитательной и рекреационно-реабилитационной деятельностей в группе продленного дня и эффективность игровой технологии.

Третий этап — экспериментально-уточняющий (2006;2007 гг.) включал работу по завершению формирующего эксперимента по подготовке будущего учителя начальных классов к работе с младшими школьниками в современной группе продленного дня посредством внесения уточнений в рабочую гипотезу и ход экспериментальной работыбыли проанализированы результаты эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определено понятие готовность будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в современной группе продленного днявыделена структура готовности, включающая два составляющих компонента: 1) цетюстно-мотивационный, 2) когнитивно-операциональныйвыделены диагностические показатели готовности;

— уточнены функции современной группы продленного дня, в их состав включена реабилитационно-рекреационная функция, обеспечивающая сбережение здоровья ребенка при осуществлении всех режимных моментов работы ГПД;

— разработана концептуальная блочная модель педагогического процесса подготовки будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня, включающая следующие взаимосвязанные блоки: целе-функционального согласования, содержательно-организационно-методический, реабилитационно-рекреационного обогащения образовательной среды, результативный, отражающий результат подготовки студентов;

— раскрыты и обоснованы следующие проектировочные принципы, выступающие регуляторами построения процесса подготовки будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня: ценностно-деятельностных императивов как установок на сохранение здоровья младшего школьника', «сквозного вхождения» рекреаци-онно-реабилитационного компонента в реализуемое содержание образования', сбалансированности ролевой самореализации студентов', предметно-методической и организационной интеграции',.

— разработана педагогическая игровая технология формирования готовности будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в ГПД — имитационная игра «Труппа продленного дня», — в рамках которой систематизирован педагогический инструментарий формирования готовности будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в современной группе продленного дня.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— определении понятий актуальные ценности, ценностный образ ребенка, ценностно-деятельностный императив',.

— теоретическом обосновании процесса подготовки к работе с младшими школьниками в группе продленного дня как необходимого элемента процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов;

— обосновании готовности к работе в ГПД как одного из результатов процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в конкретизации и систематизации содержания, педагогической инструментовки процесса подготовки будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного днясоздании методики формирования ценностно-деятельностных императивовосуществлении отбора реабилита-ционно-рекреационных методикразработке спецкурса «Работа воспитателя в группе продленного дня в современной начальной школе" — разработке игровой педагогической технологии — имитационной игры «Группа продленного дня». Результаты исследования могут быть использованы при осуществлении в вузе специализации будущих учителей начальных классов в качестве воспитателей ГПД, а также в системе повышения квалификации и переподготовки учителей с целью развития и формирования у них готовности к работе с младшими школьниками в группе продленного дня.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью исходных позицийиспользованием комплекса теоретических и практических методов, адекватных задачам исследованияполученными конкретными позитивными изменениями в уровнях сформированности у студентов, будущих учителей начальных классов, готовности к работе в качестве воспитателя в ГПДкорректным использованием методов математической статистики при обработке результатов исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования систематически обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (СГУТиКД) в 2004;2007 гг., научно-практических и научно-методических конференциях СГУТиКД (2005;2007): «Дни науки» социально-педагогического института (СПИ) СГУТиКД, «Дружининские чтения», «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах" — при проведении Круглых столов в рамках городского педагогического фестиваля «Образование» (2005;2006 гг.). Тезисы выступлений опубликованы. Материалы исследования, разработанная программа дисциплины «Работа воспитателя в группе продленного дня в современной начальной школе», имитационная игра «Группа продленного дня» внедрены в практику работы социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность к работе в группе продленного дня является интегральным качеством личности будущего учителя начальных классов, обеспечивающим осуществление его эффективной профессионально-педагогической деятельности в должности воспитателя, ценностно ориентированной на сохранение здоровья младших школьников посредством использования различных педагогических средств, методов, форм восстановления (реабилитации) и отдыха (рекреации) детей, посещающих группув структуру готовности включены два составляющих компонента: 1) ценностно-мотивационный (профессиональная позиция, включающая ценности, мотивы, связанные с работой учителя-воспитателя в ГПД на основе ценностных ориентаций на сбережение здоровья ребенка, посещающего группу), 2) когнитивно-операциональный (система сформированных собственно-профессиональных знаний и совокупность сформированных профессиональных умений воспитателя). Сформированность готовности определяется при диагностическом измерении показателей, адекватных трем уровням — высокому, среднему и низкому.

2. Педагогический процесс подготовки будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня строится при опоре на принципы: ценностно-деятельностных императивов как установок на сохранение здоровья младшего школьника- «сквозного вхождения» реабилитационно-рекреационного компонента в реализуемое содержание образованиясбалансированности ролевой самореализации студентовпредметно-методической и организационной интеграции.

3. Аксиологической основой проектирования и реализации процесса подготовки выступает формирование у студентов ценностно-деятельностных императивов (ЦДИ) — ценностных вербальных установок, связывающих актуальные ценности, адекватные режимному моменту работы группы, с осуществляемой в этом режимном моменте профессионально-педагогической деятельностью воспитателяметодика формирования ЦДИ включает четыре стадии: 1-я — выделение актуальных ценностей режимного момента (АЦ) — 2-я — определение ценностного образа ребенка (ЦОР) — вербального образа ребенка, созданного продуктивным воображением студента и ассоциирующегося с актуальными ценностями режимного момента в ГПД- 3-я — формулирование ЦДИ посредством выделения ценностно-детерминированного образа деятельности воспитателя ГПД при опоре на АЦ и ЦОР- 4-я — закрепление ЦДИ при повторении на последующих занятиях.

4. Организационно-методической основой процесса формирования готовности будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня выступает игровая технология (имитационная игра) «Группа продленного дня», состоящая из ценностно-формирующего, операционально-инструментального, оценочного компонентов и осуществляемая поэтапно.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

В процессе осуществления диссертационного исследования по теме было установлено, что традиционный функциональный состав деятельности группы продленного дня в начальной общей школе включает в качестве ведущих: а) образовательно-воспитательную функцию и б) функцию присмотра за детьми, реализующиеся при ведущей роли образовательно-воспитательной функции.

Осуществление традиционных функций не требует специальной вузовской подготовки учителя начальных к работе с детьми в ГПД. Для реализации этих функций учителю начальных классов обычно достаточно имеющихся знаний и умений, сформированных в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Основанием для обновления функций группы продленного дня является наличие опасных для детей, ее посещающих, «здоровье разрушающих» факторов (или факторов школьного риска), возникновение которых обусловлено, во-первых, ограниченностью традиционных функций ГПД, реализующихся, прежде всего, в рамках технократической «ЗУНовской» парадигмы «Знание — сила», и, во-вторых, неподготовленностью учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в современной группе продленного дня, главным функциональным ориентиром которой является ценностное отношение к ребенку, его здоровью, развитию, личностному становлению.

В функциональный состав деятельности современной группы продленного дня должна быть введена новая функция — реабилитационно-рекреационная, направленная на восстановление сил младшего школьника после учебного дня, снятие и профилактику усталости и утомления, обеспечивающая полноценный отдых ребенка, способствующая формированию его здорового образа жизни.

Реабилитационно-рекреационная функция ГПД по отношению к другим реализуемым функциям (образовательно-воспитательной, присмотра) носит интегрирующий характер и реализуется на всех режимных моментах деятельности группы.

В процессе подготовки студентов — будущих учителей начальных классов формировались педагогические умения и профессиональные знания, необходимые для работы воспитателю группы, а также ценностные основы деятельности воспитателя.

Было выделено три группы реабилитационно-рекреационно ориентированных «техник» воспитателя, которые необходимо сформировать у студентов в процессе подготовки их к работе в ГПД: реабилитационно-рекреационная психологическая «техника», реабилитационно-рекреационная «техника» управления и «техника» здоровьесбережения. Каждая из «техник» объединяет группы родственных реабилитационно-рекреационно ориентированных педагогических умений, необходимых для работы воспитателем ГПД.

Содержательным ядром педагогического процесса подготовки к работе в ГПД выступает разработанная нами учебная дисциплина «Работа воспитателя в группе продленного дня в современной начальной школе», в рамках которой осуществляется формирование у студентов ценностных ориентации на реализацию обновленных функций современной ГПД, собственно профессиональных знаний, реабилитационно-рекреационных знаний при опоре на актуальные знания, сформированные при реализации ГОСТа (специальность 50 708, квалификация: «учитель начальных классов»).

Ценностными основами профессиональной позиции будущего учителя начальных классов-воспитателя ГПД, сформированными в процессе его профессиональной подготовки выступают следующие группы ценностей:

— «Здоровье ребенка» (физическое, психическое и нравственное здоровье младшего школьника).

— «Образ жизнедеятельности ребенка в ГПД» (Здоровый образ жизни).

— «Условия жизнедеятельности ребенка в ГПД» (Гигиена, комфорт, социализация).

— «Педагогический инструментарий деятельности учителя в ГПД» (Здо-ровьесберегающие технологии методики и приемы).

Дидактические закономерности, явившиеся источниками принципов построения и осуществления процесса подготовки будущих учителей начальных классов к работе с учащимися в группе продленного дня, касаются цели этого процесса, особенностей его содержания, специфики применяемых в нем методов и, наконец, особенностей организации процесса и обусловливают выделение совокупности следующих принципов: принципа ценностно-деятельностных императивов как установок на сохранение здоровья младшего школьникапринципа «сквозного вхождения» реабилитационно-рекреационного компонента в реализуемое содержание образованияпринципа сбалансированности ролевой субъектно-объектной самореализации студентовпринципа предметно-методической и организационной интеграции.

Ценностно-деятельностный императив раскрывается как профессионально-поведенческая категория (безусловный принцип поведения), связывающий базовые ценности, сформированные у воспитателя ГПД, с его реальной педагогической деятельностью.

При выделении ценностно-деятельностных императивов сначала определялись и конкретизировались группы профессиональных ценностей воспитателя ГПД, затем представлялся ценностный образ ребенка, формируемый у воспитателя в поле выделенных ценностей, и, наконец, выделялись требования ценно-стно-деятельностных императивов как безусловных профессионально-поведенческих принципов, реализуемых воспитателем в процессе его профессионально-педагогической деятельности в группе продленного дня («я, воспитатель, должен сделать. (далее — перечисление требований к самому себе, сформулированных в проблематике выделенной группы ценностей и адекватных ценностному образу ребенка)».

При проектировании этого процесса в его структуру были включены блок целефункционального согласования, содержательно-организационно-методический блок, блок реабилитаг{ионно-рекреационного обогащения образовательной среды, результативный блок, отражающий результат подготовки студентов.

Цель проектируемого процесса является одной из тактических задач реализуемого процесса профессиональной подготовки, предполагающую получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности учителя начальных классов в группе продленного дня.

Содержание образования, реализуемое в процессе подготовки будущих учителей начальных классов к работе с учащимися в группе продленного дня трехкомпонентно и включает «актуальные материалы», ценностно-ориентирующее ядро — материалы с реабилитационно-рекреационной ориентацией и материалы собственно-профессиональной подготовки воспитателя к работе в группе продленного дня. Содержание образования реализуется в рамках разработанного нами спецкурса «Работа воспитателя в группе продленного дня в современной начальной общей школе».

Реабилитационно-рекреационное обогащение образовательной среды осуществлялось путем отбора и использования в процессе подготовки таких реабилитационно-рекреационных объектов, как конкретные природные объекты (парки, скверы, места проведения прогулок, экскурсий в природу и т. д.), в которых предполагается проведение практических занятий со студентами, имитирующих различные режимные моменты деятельности группы продленного дня.

С другой стороны, реабилитационно-рекреационное обогащение образовательной среды касалось отбора и использования на лекционных и практических занятиях со студентами инвентаря и оборудования (разнообразного игрового инвентаря, включая игрушки, а также материалов для разучивания речовок, физкультминуток и пр.) для проведения реабилитирующих игр, соревновательных конкурсов, физкультминуток и т. д., позволяющих человеку восстановиться и отдохнуть, практически, во всех режимных моментах деятельности группы продленного дня.

Наконец, в аудитории, где проводятся занятия со студентами, должен быть оборудован рекреационный уголок с мягкой мебелью (например, широким диваном) напольным ковром, книжным шкафом, телевизором, аудио и видеомагнитофоном. Реабилитационно-рекреационно обогащенная среда должна включать спортивный зал, библиотеку, в которых при проведении в процессе практических занятий имитационной игры «Группа продленного дня» будут формироваться профессиональные умения воспитателя ГПД, объединенные в совокупности «Содержание деятельности при осуществлении режимных моментов „Спортивный час“ и „Библиотечный урок“ („Клубный час“)».

Педагогическая инструментовка процесса подготовки включает: а) совокупность традиционных методов, методических приемов и организационных форм обучения, применяемых на лекционных занятиях по спецкурсу «Работа воспитателя в группе продленного дня в современной начальной общей школе" — б) разработанную имитационную игру «Группа продленного дня в начальных классах», в рамках которой осуществляются практические занятия по спецкурсу и применяются специфические методики, связанные с артпеда-гогикой, отбором игровых приемов для восстановления сил ребенка, снятия утомленияфизкультминуток, речевок, конкурсов, состязаний, методик организации самостоятельной работы младшего школьника и т. д. при реализации каждым студентом сменяющихся игровых ролей «воспитатель» и «ученик», посещающий ГПДв) используемые в процессе подготовки студентов дидактические материалы (комплекты нормативных документов, методическая литература, методические разработки режимных моментов, праздников, клубных часов, конкурсов, игр и т. д.), контрольно-оценочные материалы (тесты, вопросы к зачету), материалы исследовательской направленности (тематика, планы, методические рекомендации к курсовым и дипломным работам), материалы практик (задания на практики) и т. д.

Результатом процесса подготовки выступает готовность к работе в группе продленного дня, определяемая как интегральное качество личности будущего учителя начальных классов, обеспечивающее осуществление его эффективной профессионально-педагогической деятельности в должности воспитателя, ценностно ориентированной на сохранение здоровья младших школьников посредством использования различных педагогических средств, методов, форм восстановления (реабилитации) и отдыха (рекреации) детей, посещающих группу.

В структуре готовности выделено два составляющих компонента: 1) ценностно-мотивационный (профессиональная позиция, включающая ценности, мотивы, профессиональные качества), 2) когнитивно-операциональный (система сформированных собственно-профессиональных знаний и совокупность сформированных умений и навыков), также уровневые показатели сформированности готовности (высокий, средний, низкий).

В работе были осуществлены пилотажное и лонгитюдное исследования. Диагностика проводилась с помощью разработанного тест-опросника, методики открытых высказываний с использованием контент-анализа. Результаты исследования показали: при завершении эксперимента в контрольной группе все студенты имели низкий уровень сформированности готовности к работе в ГПД. В экспериментальной группе 14% студентов показали низкий уровень сформированности готовности, 57% - высокий и 29% - средний уровень готовности к работе с младшими школьниками в современной группе продленного дня.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Готовность будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в ГПД является одним из значимых результатов профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

2. Имитационная игра «Группа продленного дня», являясь организационно-методической основой процесса подготовки, обеспечивает формирование готовности будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в ГПД.

3. Формирование ценностно-деятельностных императивов обеспечивает ценностную ориентацию студентов на сохранение здоровья младшего школьника, посещающего ГПД.

4. Эффективность процесса подготовки обусловлена его аксиологической и организационно-методической основами и диагностически проявляется в формировании у студентов, в основном, высокого и среднего уровней готовности.

При осуществлении исследования нашли подтверждение все вынесенные на защиту положения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Н. Школа с продленным днем: Записки директора школы. -М.: Просвещение, 1986. 189 с.
  2. A.M. Раздумья о здоровье / А. М. Амосов. — М.: ФиС, 1987.
  3. В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 2000.
  4. Г. Г. Подготовка студентов педвуза к профессионально-диагностической деятельности: дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.08 / Андреева Галина Григорьевна. Чебоксары, 2001, 223 с.
  5. Г. М. Психология социального познания М., 2000.
  6. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений М.: Аспект Пресс, 2004.
  7. М.В. Гигиеническое значение чередования различных видов деятельности и отдыха учащихся //Советская педагогика 1958. — № 8.
  8. М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: Педагогика, 1974. — 254 с.
  9. М.В. Физиолого-гигиенические требования к организации режима учащихся в школах продленного дня.//Советская педагогика. 1974. -№ 1.
  10. М.В., Хрипкова А. Г. Адаптация учащихся 6−11 лет к учебным нагрузкам // Новые исследования по возрастной физиологии. 1979. -№ 2(13)-с. 5−17.
  11. М.М., Голованова Н. Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем: учеб. пособие для студентов пед. институтов. / М. М. Анцибор, Н. Ф. Голованова. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  12. В.Н. День за днем: Записки воспитателя группы продленного дня. М.: Знание, 1980. — 95 с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.
  14. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М: МГУ, 1990. — 367 с.
  15. .А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. -№ 1. — с. 35−36.
  16. А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Вести Российской Академии медицинских наук. 1999. — № 9. — с. 40−42-
  17. А.А. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: рук. для врачей. М.:, 1999. -168 с.
  18. С.А., Ефимова, С.П. Продленный день в школе: режим и организация досуга / О. А. Лосева М.: Педагогика, 1991. — 108 с.
  19. М.М., Ефимова СП. Как получить «пятерку» за здоровье: Ме-тодич. пособие для учителей. Тула: Арктоус, 1996. — 65 с.
  20. М. М. Здоровьесберегающая школа / М. М. Безруких. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.
  21. М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416 с.
  22. Берталанфи фон Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования общей теории систем. М.: Прогресс, 1979.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 е.: ил.
  24. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М, 1973
  25. JI.B. Педагогическое сопровождение здоровьесберегающих процессов в дошкольном и общеобразовательном учреждении: дисс. на соискание ученой степени докт. пед. наук: 13.00.01 / Богомолова Любовь Владимировна. Сочи, 2006. — 361 с.
  26. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 Электронный вариант.
  27. JI.C. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1985.
  28. Н.П. Реабилитационная педагогика. Вып. 1 (Мед. аспекты). Психическое здоровье школьника. М.: Аграф, 1996, 160 с.
  29. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
  30. Возрастная и педагогическая психология. Матюхина М. В. и др. М.: Просвещение, 1984, 256 с.
  31. И.П. Школа XXI века // Педагогический вестник. 1994. — № 4.
  32. Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
  33. С.В. Дифференциация образовательных программ в образовательном учреждении: Монография. Спб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-243 с.
  34. С.В. Индивидуализированное педагогическое проектирование в общеобразовательной школе: Монография. Сочи: РИО СГУТиКД, 2005.- 166 с.
  35. Воспитатель группы продленного дня / Под ред. О. С. Кель. М.: Просвещение, 1977. — 112 с.
  36. Воспитательная работа в школах, классах и группах продленного дня: Материалы семинара, проведенного 14−15 ноября 1982 г. М., 1982. — 87 с.
  37. А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: автореферат дисс. на соискание ученой степени докт. пед. наук / А. В. Гаврилин. М., 1997. — 35 с.
  38. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002. -№ 1 -с.96−105.
  39. О.С. В помощь педагогу-экспериментатору по теме «Система работы классного руководителя (классного воспитателя)». М., 1991.
  40. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Выпуск № 2. М.: Инноватор, 1995. — С. 16−45.
  41. М.А., Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения педагогике //Советская педагогика. 1991. -№ 12. — с. 78−82.
  42. К.К. Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации преподавателям. Л., 1988.
  43. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем: Пер. с англ. М., 1981.
  44. В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. -Спб., 1992, — 154 с.
  45. Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. — 160 с. (Серия «Педагогическое образование»).
  46. Н.Ф. Современные технологии воспитательной работы с младшими школьниками в режиме продленного дня: Методические рекомендации для студентов ф-та нач. образ. СПб.: Спец. лит., 1997. -189 с.
  47. A.JI. Короткие будни продленного дня: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-110 с.
  48. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (Специальность 31 200 Педагогика и методика начального образования- Квалификация учитель начальных классов). М., 2005.
  49. , А.И. Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе послевузовской подготовки: дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.01 / Григорьева Алевтина Ивановна.-Москва, 1998.-171 с.
  50. В. Ритм в искусстве актера. М., 1993.
  51. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических последствий. J1.: Медицина, 1978.
  52. Гурвич J1. Б. Работа воспитателя в ГПД (1−3 кл.): пособие для учителей / Л. Б. Гурвич. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  53. Дилегенский Г. Г Ценности и социальные роли.
  54. О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967.
  55. В.И. Реабилитация в спорте / В. И. Дубровский.
  56. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. — 173 с.
  57. В.И. Дидактика высшей школы: текст лекций. Челябинск, 1990.
  58. Закон РФ «Об образовании». 4-е изд. — М.: Издательство «Ось-89″, 2002.-48с.
  59. Закон Российской Федерации „Об образовании“ с изм., в ред. от 29.12.2004.
  60. О.В. Учебный процесс и воспитательная система школы // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Jl.И. Новикова и др. М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996.-С. 34−44.
  61. Л.Я. О воспитательном потенциале обучения // Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории /
  62. B.А. Катаковский и др. М.: Сентябрь, 1997. — с. 54−60.
  63. И.П. Звено в бесконечной цепи / И. П. Иванов. Рязань, 1994. — 122 с.
  64. Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. Общ. ред. и вступ. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М., 1969.
  65. А.В. Педагогические условия формирования здоровьесози-дающей образовательной среды в начальной школе „полного дня“: дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.01 / Казанникова Анна Вячеславовна Санкт-Петербург, 2005. — 218 с.
  66. В.А. Введение // Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / В. А. Караковский и др. -М.: Сентябрь, 1997.-С. 5−8.
  67. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных педагогических систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  68. Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6−10 лет. М.: Сфера, 2001. — 60 с.
  69. С. Э. Педагогика продленного дня. М., 1988 140с.
  70. В.Н. Содействие здоровью и обучению здоровому образу жизни в школах Российской Федерации.- Институт „Открытое общество“
  71. Фонд Сороса). Россия, 2001.-148с.
  72. Качество образования: опыт, проблемы перспективы / Под ред. Аверина
  73. C.П., Голубевой Л. М. Красноярск: Изд-во КРИПКРО, 2003. — Вып. 1. -48 с.
  74. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.
  75. .С. Внеурочная воспитательная работа в школах и группах продленного дня. Киев: Радяньска школа, 1982. — 177 е., табл.
  76. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика, 1995, № 6. с. 84 — 89.
  77. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2002.-29 с.
  78. Ю.А., Полянская Н. В. Режим учебы и отдыха ослабленных детей / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Начальная школа. 2003. — № 8. -С. 88−89.
  79. Э.Г. Школа продленного дня: М.: Просвещение, 1982. 200 с.
  80. Крупская об учителе М.: АПН СССР, 1959.
  81. М.Е. Организация работы в группе продленного дня: Книга для учителя. М., 1990. — 256 с.
  82. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал, том 22. 2001. — № 3. — с. 26−36.
  83. B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975.-304 с.
  85. И.Я. Базовое содержание общего образования//Советская педагогика. -1991. № 1.-е. 15−21
  86. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  87. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  88. И.Я. Учебный предмет, тема, урок / И. Я. Лернер. М., 1988.
  89. Н.А. Дифференцированная работа с учащимися в условиях школы продленного дня. Липецк, 1988. — 20 с.
  90. .Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. М., 1993.
  91. А.И. Должностные инструкции в школе: из опыта. Воспитатель ГПД // Образование в документах № 20. — 1999. — с. 33−37
  92. А.С. О воспитании / А. С. Макаренко. М., 1988. — с. 172.
  93. А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование: Материалы к лекциям по курсам „Региональная педагогическая культурология“, „Педагогическая имиджелогия“ и „Антропоэколо-гия“. Тюмень, 1997.
  94. Ю.С. Средовый подход в воспитании / Л. И. Новикова. Куста-най, 1997.-244 с.
  95. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  96. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1973.
  97. М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  98. Е. М. Игры и развлечения в ГПД: пособие для учителя / Е. М. Минскин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  99. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.- Волгоград, 1995.
  100. В.И. Проблема образа и действия в научном творчестве Д.А. Ошанина// Психологический журнал. 1998. № 2. С. 134−143.
  101. B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. М.: Академия, 1997.-432 с.
  102. А.А. Формирование готовности будущих педагогов к разрешению педагогических ситуаций психологического напряжения: Дис.. канд. пед наук: 13.00.08.- Майкоп, 2007. 148 с.
  103. Новые ценности образования: забота поддержка- консультирование.
  104. Выпуск № 6 М.: Инноватор, 1996.
  105. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Редактор-составитель Н. Б. Крылова. М., 1995. — 115 с.
  106. А.А. Воспитательная работа в группах продленного дня начальной школы. Пермь: ПГПИ, 1980. — 66 с.
  107. А.А. Содержание и методика воспитательной работы в ГПД: учеб. пособие для пед. училищ / А. А. Огородников. М.: Просвещение, 1988.-208 с.
  108. С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / Н. Ю. Шведова. -16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. — 797 с.
  109. О.П. Современные технологии обучения в вузе: их сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994.- №№ 2, 7.
  110. В. Введение в общую дидактику. М., 1990. — 384 с.
  111. Организация работы в ГПД / Н. Г. Вартанян и др.: Под ред. М.Е. Кульпе-диновой. М., 1990.-94 с.
  112. Основы профессиональной педагогики / Под ред. СЛ. Батышева, С. А. Шапоринского. М., 1977.
  113. Особенности организации работы группы продленного дня. Составитель Огородников А. А. Пермь: Б.и., 1980. — 24 с.
  114. Д.А. Предметное действие и оперативный образ. М., 1999. -512с.
  115. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов — на — Дону: Феникс, 2002. — 528 е.: ил.
  116. Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии: учебное пособие / С. А. Смирнов. М., 1999.
  117. Педагогика и психология высшей школы. Серия „Учебники, учебные пособия“. Ростов-на-Дону: „Феникс“, 1998. — 544 с.
  118. Педагогическая практика в начальной школе: метод, рекомендации для студентов специальности 50 708 „Педагогика и методика начального образования“ / Н. И. Нескоромных, М. В. Алексеенко. Сочи: РИО СГУ-ТиКД, 2005. — 117 с.
  119. В.А. Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994.
  120. В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — М., 1991.
  121. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание / А. И. Пискунов // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59.
  122. И.П. Закономерности обучения и повышение качества знаний. -Киев, 1982.
  123. И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 е.: ил.
  124. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  125. В.А., Коржуев, А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие для системы доп. пед. образования. -М.: Академический Проект, 2004. 432 с.
  126. И.Н., Исаева С. А., Ромашкова Е. И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. М.: Айрис-пресс, 2004. 144 с.
  127. И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках.-М., 1985.
  128. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  129. Продленный день в школе: Режим и организация досуга. / Под ред. О.А.Лосевой- АПН СССР, НИИ физиологии детей и подростков. М.: Педагогика, 1991. — 108 с.
  130. Продленный день в школе: Сб-к нормат. документов и инструкт.-метод. писем / Сост. К. В. Агафонова, Р. Я. Зимина. М.: Просвещение, 1984.207 с.
  131. М. Продленный день в школах / М. Прокофьев // Советы народных депутатов. 1982. — № 2. — с. 28.
  132. ПО.Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Спб. гос. техн. ун-т, 1996. — 140 с.
  133. Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-й московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию / Под ред. В. В. Лебединского. М.: МНЭПУ, 1995.- 148 с.
  134. А.Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека / под ред. B.C. Шинкаренко. М.: Медицина, 1996. — 413 с.
  135. Реализация межпредметных и внутрепредметных связей в обучении и воспитании младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. Л., 1984.
  136. Г. В. Основные принципы выявления заболеваний, наблюдения и диспансеризации детей с заболеваниями органов мочевой системы: учебное пособие. М., 1999. — 114 с.
  137. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Владос, 2000.-256 с.
  138. В.В. Проблемы утомления. М.: Наука, 1975. — 205 с.
  139. З.Ф. Содержание, организация и методика работы в ГПД. -М.: Просвещение, 1988. 78 с.
  140. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. М.: Наука, 1979.
  141. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  142. Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория практике: сб. науч. Ст. / Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М.: РОУ, 1995.
  143. А.А. Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа: дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.01 / Сидоренко Аля Алексеевна. -Кемерово, 2006. 263 с.
  144. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2002.- 350 е., ил.
  145. A.M. К вопросу о развитии понятия „воспитательная система школы“ // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Л. И. Новикова и др. М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996. — С. 28−34.
  146. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр „Академия“, 2002. — 576 с.
  147. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995. — 384с.
  148. Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. М.: Издательство „Академия“, 2002. -188 с.
  149. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — 388 с.
  150. Современный словарь по педагогике. М., 2001.
  151. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников / A.M. Хари-сова, Начальная школа, 2004, № 7. с. 92.
  152. А.И. Системологические основы образовательных систем М.: Б.И., 1994.
  153. Л.Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога. // Школьные технологии. 2003. — № 3. — с. 191 193.
  154. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.
  155. Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. А Цаава М.: Изд-во „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1997 — 448 с.
  156. Учебно-воспитательная работа в группах продленного дня: (V-VII кл.): Кн. для учителя / И. А. Валгаева, Л. Ф. Веденисова, В. Н. Ибрагимова и др.- Под ред М. Е. Кульпединовой. М.: Просвещение, 1989. — 192 с. (Б-ка воспитателя группы продл. дня).
  157. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л., 1983.
  158. Г. Ф. Проблема интергации в теории и практике обучения: Учебное пособие по спецкурсу. Л., 1989. — 94 с.
  159. Физическое воспитание в группе продленного дня / Т. А. Третилова.
  160. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособ. для учителя / Под ред. A.M. Шлемина. -М.: Просвещение, 1988, 144 с.
  161. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991.-560 с.
  162. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  163. П.Г. Природа и здоровье человека / П. Г. Царфис.
  164. И.М. Формы учебной работы в средней школе: кн. для учителя / И. М. Чередов.-М., 1988.
  165. З.И. Формирование здорового образа жизни сельского школьника (педагогические аспекты): автореф. дис. .и канд. пед. наук, Красноярск, 1999.-24 с.
  166. Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука. -М.: Мир, 1978.
  167. Школа, работающая в режиме полного дня. Инструктивно методические рекомендации // Серия: „Инструктивно методическое обеспечение содержания образования в Москве“ / Отв. редактор Курнешова J1.E. — М.: ГОМЦ „Школьная книга“, 2003. — 80 с.
  168. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. — 301 с.
  169. С.В. Здоровье по нотам. М., 1994.
  170. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. -М., 1984.
  171. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ СОЧИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА
  172. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ1. УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР СПИ1. ШУВАНОВ И.Б.» 2006 г.
  173. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Работа воспитателя в группе продленного дня в современной начальной школе»
  174. ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 50 708 «Педагогика и методика начального образования»
  175. ЗАКРЕПЛЕНА ЗА КАФЕДРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1. Специальность 50 708
  176. Форма обучения очная заочная1. Курс 4 21. Семестр 7 41. Лекции, ч 10 41. Практические, ч 12 61. Самост. работа, ч 1. Всего часов 22 101. Курсовая работа 1. Контрольная работа 1. Зачет 7 семестр 4 семестр1. Экзамен 1. СОЧИ-20 061. Пояснительная записка
  177. Цели и задачи курса Цель курса:
  178. Формирование у будущих учителей начальных классов готовности к работе с младшими школьниками в группе продленного дня.
  179. Курс рассчитан на один семестр.1. Форма контроля: зачет.1. Содержание курсап/п Темы лекционных занятий и их содержание Количество часов Темы практических занятий и их содержание Количество часов1. ОФО ЗФО ОФО ЗФО
  180. I. Темы контрольных работ для заочной формы обучения:
  181. Педагогические основы деятельности воспитателя в группе продленного дня.
  182. Взаимосвязь деятельности учителя и воспитателя в режиме продленного дня.
  183. Особенности работы воспитателя группы продленного дня с родителями учащихся.
  184. Воспитание у младших школьников навыков самоуправления в режиме продленного дня.
  185. Организация экологического воспитания младших школьников в режиме продленного дня.
  186. Игровая деятельность младших школьников в режиме продленного дня.
  187. Реабилитационные возможности группы продленного дня.
  188. Содержание и методы клубной работы с младшими школьниками в режиме продленного дня.
  189. Педагогические основы организации прогулок в режиме продленного дня.
  190. Спортивно-оздоровительная работа с младшими школьниками в режиме продленного дня.
  191. Воспитание у младших школьников интереса к учению в режиме продленного дня.
  192. Руководство учением младших школьников в условиях самоподготовки.
  193. Развитие самоконтроля учебной деятельности у младших школьников в условиях самоподготовки.
  194. Возможности индивидуальной работы с младшими школьниками в условиях самоподготовки.
  195. Воспитание культуры умственного труда младших школьников в условиях самоподготовки.
  196. Воспитание познавательной самостоятельности младших школьников в условиях самоподготовки.
  197. Роль игры в активизации учебной деятельности младших школьников в режиме продленного дня.
  198. Рекреационно-реабилитационная направленность работы ГПД как основное условие ее существования и популярности в начальной школе
  199. Организация взаимопомощи младших школьников в режиме продленного дня.
  200. Система работы методического объединения воспитателей режима продленного дня.1. Вопросы к зачету:
  201. Группа продленного дня как особая организационная форма детского коллектива в начальной общей школе.
  202. Перечислите основные должностные обязанности воспитателя, не схожие с функционалами смежных профессий: воспитателей в д/с, учителей и классных руководителей.
  203. Выделите достижения и недостатки з системе продленного дня и наметьте пути преобразования массовой продленки.
  204. Значение взаимосвязи деятельности учителя и воспитателя и ее осуществление в режиме продленного дня.
  205. Особенности педагогической деятельности воспитателя в группе продленного дня (ГПД).
  206. Назовите формы организации ГПД, дайте характеристику каждой из них.
  207. Охарактеризуйте первые советские воспитательные учреждения закрытого типа как прообраз школ с режимом продленного дня.
  208. Проследите поэтапность развития системы продленного дня.
  209. Назовите важнейшие социально-педагогические предпосылки, способствовавшие преобразованию в социально-экономической и культурной жизни общества.
  210. Осуществите сравнительный анализ функционирования групп продленного дня в советский период (период возникновения) и на современном этапе.
  211. Процесс комплектования групп: принципы, последовательность, необходимые документы.
  212. Режим работы ГПД: значение правильного режима для качественного функционирования группы.
  213. Основные режимные моменты и формы деятельности при их осуществлении.
  214. Варианты режимов. Физиологические, гигиенические, педагогические и психологические требования к организации режимных моментов.
  215. Необходимость организации горячего питания в школе с продленным днем.
  216. Физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками как один из режимных моментов ГПД. Значение и структура спортивного часа. Виды прогулок (П.- наблюдение, П.- практикум, П. с заданием, творческая П.).
  217. Физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками как один из режимных моментов ГПД. Организация и проведение прогулки и подвижных игр на воздухе (игры на внимание, ловкость, смекалку, спортивные игры). Предупреждение детского травматизма.
  218. Важность общеразвивающих занятий с детьми в помещении школы. Разнообразные формы организации досуговой деятельности детей (клубная и кружковая работа, работа с книгой, занятия в секциях и проч.).
  219. Игры (творческие, ролевые, сюжетно-ролевые). Значение и методика проведения.
  220. Интеллектуальные игры: викторины, конкурсы, головоломки, ребусы, кроссворды, загадки и т. п. Значение и методика проведения.
  221. Самоподготовка как особая организационная форма работы младших школьников. Организация самоподготовки младших школьников в ГПД. Функции самоподготовки.
  222. Воспитательные основы самоподготовки. Структура самоподготовки и методика ее проведения.
  223. Основные ошибки воспитателя при проведении самоподготовки. Формы контроля за выполнением заданий всеми учащимися.
  224. Работа воспитателя ГПД с родителями как одно из условий качественной организации учебно-воспитательной и оздоровительной деятельности в ГПД. Организационные формы работы воспитателя с родителями. Методы работы с родителями.
  225. Значимость и формы взаимодействия воспитателя ГПД с педагогическим коллективом начальной общей школы.
  226. V.
Заполнить форму текущей работой