Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практика межнационального воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1988 г. была учреждена международная организация «Педагоги за мир», которая координирует осуществление широкой программы: обмен делегациями учащихся, создание международных детских лагерей, подготовка соответствующих дидактических материалов. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международные радиои телемосты, на которых школьники обсуждают… Читать ещё >

Практика межнационального воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практика межнационального воспитания содержит два важных аспекта. Во-первых, это педагогическая деятельность, направленная на межкультурный диалог в пределах того или иного государства или интегрированного региона. Во-вторых, это образование, вектор которого направлен за пределы национальных государств. При сравнении этих двух случаев уместно прибегнуть к такой аллегории: не трудно писать письма далекому другу, гораздо сложнее дружить с соседями по коммунальной квартире.

В условиях интенсивной международной интеграции, информационного, культурного, экономического, технического обмена и сотрудничества по-новому актуально интернациональное воспитание. В его основе видят не идеологические приоритеты, а потребность в изучении и освоении научных, культурных достижений других народов. В интернациональном воспитании происходят важные перемены, отразившие политические изменения в мире. В последние годы заметно возросли масштабы воспитания в духе мира.

Россия. Проблема воспитания в духе диалога культур не теряет остроты в постсоветской России. Злободневность проблемы обострена, по крайней мере, четырьмя капитальными обстоятельствами. Во-первых, кризисом идей и опыта социалистического интернационального воспитания. Во-вторых, социально-демографическими подвижками, вызванными массовым притоком беженцев и иммигрантов из бывших республик Советского Союза. В-третьих, усилением процессов национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации. В-четвертых, наличием негативных националистических настроений в обществе.

В этой связи особенно важна организация межкультурного диалога в национальных школах, где, кроме русской культуры, изучаются и осваиваются культуры нерусских этносов. Национальные школы обеспечивают единый федеральный образовательной стандарт, который задан на русском языке, и одновременно приобщают к национальной (этнической) культурной традиции. В национальных школах в качестве обязательных введены программы языка, истории и культуры того или иного народа многонациональной России.

Ряд национальных школ накопили уникальный опыт воспитания на основе межнационального диалога. Одна из таких школ — учебно-воспитательный комплекс № 1650 г. Москвы. В 1993/94 учебном году в комплексе имелись 22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское, ассирийское, армянское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское, кабардинское, корейское, ингушское, латышское, литовское, польское, русское, татарское, украинское, чеченское, эстонское, цыганское. Школьники дополнительно к основной программе изучали язык, историю, религию, фольклор и уклад жизни своих народов (национальные виды спорта, кулинария, танцы, праздники и пр.). Занятия вели носители соответствующих языков и культур.

В постсоветской России приобрело качественно новые черты интернациональное воспитание, прежде всего в силу избавления от стереотипов идеологического противостояния двух социальных систем. В учебных программах по истории, географии, литературе развитие человеческой цивилизации рассматривается как интернациональный — единый и разнообразный — процесс. Педагоги реализуют проекты, способствующие диалогу культур. Так, в 1989 г. фондом «Культурная инициатива» в Москве был открыт мужской лицей им. Рублева, где углубленно изучаются история и культура Древней Руси. Лицей — международный, в нем учатся российские и зарубежные школьники. В 1990;х гг. в нескольких средних учебных заведениях возникли Евроклубы, участники которых расширяли свои знания о странах Европейского союза. Расширяются дружеские контакты школьников со сверстниками из других ведущих стран мира. Ряд школ Москвы, Петербурга, Владимира и других городов в 1980—1990;х гг. стали побратимами учебных заведений США, Англии, Германии, Франции. После десятилетий «железного занавеса» подлинным прорывом оказались массовые поездки в 1989 г. российских школьников за рубеж, когда не менее 1500 российских ребят гостили в американских колледжах и около 1000 — в школах Великобритании.

Усилия по воспитанию российских учащихся в духе межкультурного диалога не приносят, к сожалению, существенных позитивных результатов. Показательны в этом отношении тревожные итоги международного мониторинга школьников (2009), когда 47% российских респондентов не нашли никакого ответа на вопрос: «Почему важно знание культуры других стран?» .

Зарубежье. Важные тенденции и факты в школах ведущих стран мира свидетельствуют о воспитании учащихся духе дружбы и сотрудничества между народами и странами. Многочисленные письма школьников Запада русским сверстникам говорят о доброжелательности, желании жить в мире и согласии. Канули в Лету порожденные идеологической конфронтацией подозрительность и враждебность к России. «Русские дружелюбны и щедры» , — говорят американские подростки после общения со сверстниками из России. Визиты российских школьников в страны Запада используются для того, чтобы усилить мотивацию для положительного отношения к России.

В 1988 г. была учреждена международная организация «Педагоги за мир», которая координирует осуществление широкой программы: обмен делегациями учащихся, создание международных детских лагерей, подготовка соответствующих дидактических материалов. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международные радиои телемосты, на которых школьники обсуждают музыку, спорт, досуг, экологию и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя жителями одной планеты. Ассоциация «Педагоги за мир» организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к идеям добра и взаимной приязни независимо от национальности, вносит особый вклад в воспитание дружеских чувств к России. Члены Ассоциации — преподаватели русского языка в США и Франции регулярно устраивают общенациональные олимпиады школьников по русскому языку и литературе. Масштабы преподавания русского языка, впрочем, невелики. В США его ежегодно изучают около 10 тыс. школьников, во Франции — около 25 тыс. Западные педагоги считают, что этого явно недостаточно. Как утверждает активист Ассоциации «Педагоги за мир» Л. Волине, расширение преподавания русского языка в США послужит интересам демократического воспитания.

Осуществляются международные проекты в духе интернационального воспитания. Среди таких проектов — создание международных школ (international school). К 1996 г. в проекте было задействовано более 600 учебных заведений в 83 странах. В них насчитывалось около 3 тыс. учащихся от 3 до 19 лет и 250 преподавателей. Президент проекта Р. Пиль считает, что предназначение подобных учреждений состоит в том, чтобы, опираясь на национальные культуру и самосознание, приобщать к культуре других народов. Помимо ориентации на высокие образовательные стандарты, международные школы воспитывают в духе гражданской ответственности и международного взаимопонимания. Выпускник учебного заведения видится как «критичный, доброжелательный, информированный мыслитель, разделяющий общечеловеческие ценности, принципы уважения культурных различий» .

Школы отдельных стран Запада становятся более открытыми для межкультурного диалога. Если в конце 1950;х — начале 1960;х гг. государственные школы США подвергались критике за дискриминацию, расизм, то сегодня ситуация заметно изменилась в сторону расовой толерантности.

В Германии, бывшей когда-то очагом расизма, заметна деятельность педагогов, воспитывающих подрастающее поколение в духе демократических идеалов. Например, школьники одной из гимназий Бонна (директор Ю. Валь) ежегодно посещают места, где во время мировой войны находились концентрационные лагеря. Учащиеся отдают долг памяти жертвам фашизма и одновременно получают уроки демократического интернационального воспитания.

Задачи межкультурного образования декларируются в учебных планах и деятельности преподавателей во всех странах Западной Европы.

Вместе с тем школа зарубежья с трудом поворачивается к диалогу культур. Так, во Франции в образовании по-прежнему господствует франкоцентризм. Учебные программы фактически не соответствуют воспитанию в условиях культурно-плюралистического сообщества. Как свидетельствует О. Менье, в них скупо представлены темы по истории колонизации, религий, миграции, изучение которых могло бы содействовать кросскультурному воспитанию. Французская школа ограничивается крайне дозированной передачей знаний о реальностях разнообразия культур, духовных ценностей, учет которых позволяют избежать конфликтов и «жить совместно» в многокультурном социуме. Большинство преподавателей игнорируют проблему этнических или национальных различий, не принимают во внимание особенности учащихся — представителей малых субкультур.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой