Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление смысловой профессиональной установки в учебной деятельности студентов-психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение этих двух проблем лишь частично затрагивает третью проблему, состоящую в том, что организованная определенным образом учебная деятельность всегда предполагает достижение некоторого результата. Стремление к этому результату создает определенную устойчивость процесса, если на пути к этому результату не возникает помех, трудностей, препятствий. Отсюда возникает вопрос, как и когда учебная… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Оглавление
  • Введение
  • 3. 1 Теоретические исследования смысловой профессиональной установки студентов-психологов в процессе учебной деятельности
  • 4. 1.1 Развитие понятия установки в философских исследованиях
  • 5. 1.2 Становление теоретических представлений об установке в психологических работах
  • 6. 1.3 Психологические исследования установки в теориях научения
  • 7. 1.3.1 Понятие установки в психодинамическом подходе к научению
  • 8. 1.3.2 Представления об установке в бихевиористическикогнитивных теориях научения
  • 9. 1.3.3 Изучение установки в научении с позиций гуманистической психологии
  • 10. 1.3.4 Исследования установки в научении в феноменологическом подходе
  • 11. 1.4 Психологические исследования установки студентовпсихологов в профессионально-ориентированной учебной 48 деятельности
  • 12. 1.4.1 Установка как отношение, определяющее выбор студентами-психологами предстоящей профессионально-ориентированной учебной деятельности
  • 13. 1.4.2 Установка, ориентирующая устремления студентовпсихологов и их готовность к профессиональному учению
  • 14. 1.5 Теоретические исследования условий становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности
  • 15. 2 Эмпирическое исследование психологических условий становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности
  • 16. 2.1 Методологическое обоснование исследования
  • 17. 2.2 Исследование ориентировки учащихся-лицеистов и студентов в профессиональной деятельности психолога
  • 18. 2.2.1 Первая серия — а) определение ориентации лицеистов и студентов-психологов на ценности профессионально-ориентированной учебной деятельности
  • 19. 2.2.2 Первая серия — б) изучение ценностной ориентации испытуемых
  • 20. 2.2.3 Вторая серия — изучение отношения студентов-психологов к профессионально-ориентированной учебной деятельности как жизненной ценности
  • 21. 2.2.4 Изучение изменения содержания отношений студентовпсихологов к профессионально-ориентированной учебной деятельности
  • 22. 2.2.5 Третья серия — Исследование включенности профессионально-ориентированной учебной деятельности студентов-психологов в систему жизненных отношений
  • 23. 2.3 Выводы
  • 24. 3 Психолого-педагогическое проектирование условий становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности
  • 25. 3.1 Методологическое обоснование становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности
  • 26. 3.2 Программа обучения студентов-психологов, обеспечивающая становление смысловой профессиональной установки в учебной деятельности
  • 27. 3.3 Апробирование развивающих заданий обучающей Программы «Становление смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности»
  • 28. 3.4 Изменения смысловой установки студентов-психологов в результате развивающего воздействия учебных заданий (контрольный эксперимент)
  • 29. 3.5 Обсуждение результатов контрольного эксперимента

Становление смысловой профессиональной установки в учебной деятельности студентов-психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Профессиональный аспект учебной деятельности студентов-психологов составляет предмет многочисленных психологических исследований.

В отечественной и зарубежной психологии профессионально-ориентированная учебная деятельность студентов-психологов исследуется в трудах И. А. Аксеновой, А. Г. Асмолова, Ю. Г. Вяткина, Р. Даньела, Е. А. Климова, Дж. Кулика, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, О. Б. Поляковой, К. Роджерса, Е. Е. Сапоговой, Д. Таннера, Э. Флейшмана, И. Б. Ханиной и др.

В этих исследованиях с разных позиций изучаются условия развития профессионально-направленной учебной деятельности студентов-психологов. Содержательное обобщение этих исследований обнаруживает разнообразие позиций ученых в решении данной проблемы. Исследователи относят к таким условиям: 1) организацию внеаудиторной деятельности студентов, влияющей на развитие когнитивного и аффективного научения (И.И.Ильясов, В. Я. Ляудис, Д. Таннер, Л. Таннер) — 2) введение в процесс обучения организации студенческого самоуправления, способствующего социальному развитию студентов-психологов (К.Фельдман, Т. Ньюкомб) — 3) развитие профессиональной составляющей образа Я психологов (И.Б.Ханина) — 4) необходимость моделирования и проектирования профессиональной деятельности психолога, ретроспекции в область культуры и истории профессии психолога (Е.А.Климов) — 5) становление и развитие у студентов-психологов профессиональной ментальности (Д.В.Оборина) — 6) развитие ценностных ориентаций в структуре профессионально значимых качеств психолога (А.В.Серый) — 7) развитие профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов (А.И.Аксенова) — 8) особенности выбора студентами своей профессии (Д.А.Леонтьев) и др.

Все эти исследования сводятся в основном к решению двух проблем: 1) определения метода организации образовательного процесса, т. е. организации такого обучения психологии будущих практических психологов, в процессе которого у них могут создаваться ясные и четкие представления об особенностях психологической реальности людей, устойчивый интерес к этой реальности, умение взаимодействовать с ней в межличностном общении- 2) создания отношения учащихся к объективному содержанию предстоящей профессиональной деятельности, обусловливающего развитию у них потребности и способности взаимодействовать с другими на основе общего «чувства одушевленности других людей, а не просто на основе концептуального знания соответствующего рода» (Е.А.Климов). В исследовании этих двух проблем идет интенсивный научный поиск (А.Г.Асмолов, Б. Ц. Бадмаев, А. И. Донцов, И. И. Ильясов, Е. И. Исаев, Е. А. Климов, В. И. Слободчиков и др.).

Решение этих двух проблем лишь частично затрагивает третью проблему, состоящую в том, что организованная определенным образом учебная деятельность всегда предполагает достижение некоторого результата. Стремление к этому результату создает определенную устойчивость процесса, если на пути к этому результату не возникает помех, трудностей, препятствий. Отсюда возникает вопрос, как и когда учебная деятельность студентов-психологов становиться профессионально-ориентированной, когда и каким образом она получает профессионально-целевую направленность и начинает сохранять свою устойчивость к различного рода помехам и стабильность всех компонентов процесса ее осуществления. Нам представляется, что решение этой проблемы связано с изучением места и роли установки в учебной деятельности студентов-психологов как особого регуляторного механизма в сфере их жизненных отношений. Актуальность нашей работы состоит в исследовании психологических условий становления смысловой установки студентов-психологов к овладению своей профессии как внутреннего регуляторного момента этой деятельности, придающего ей устойчиво-целенаправленный характер.

Исследование смысловой установки студентов-психологов позволяет определить, как происходит смена позиций студентов в отношении к своей учебной деятельности, как создается их творческая активность, готовность действовать профессионально, как возникает отношение учащихся к себе как носителям общественно-ценной деятельности.

В психологических исследованиях выделяются ряд подходов к пониманию установки. Каждое из направлений психологического знания наделяет представление об установке своим собственным содержанием. В этих психологических исследованиях обнаруживается стремление психологов определить понятие установки для решения конкретных задач профессионального обучения студентов.

В исследованиях представителей различных направлений и научных школ зарубежной психологии изучается функция установки индивида как определенная его направленность в ходе научения поведению, в когнитивном познании. Так, в работах представителей психодинамического подхода исследования установки связаны с изучением направленности бессознательных влечений, идущих из глубин организма человека (А.Адлер, П. Кляйн, З. Фрейд, К. Г. Юнг и т. д.). В бихевиоралъно-когнитивных теориях научения установка определяется как подкрепление реакций, устанавливающих обратную связь со стимулами ситуации научения (У.К.Эстес) — установка индивида создает особую устойчивость процесса научения поведению (Э.Торндайк). С позиции представителей гуманистической психологии утверждается, что изменяемое в ходе научения поведение учащихся определяет возникновение новой установки (Д.Бем, В. Краус, Д. Майерс, Р. Чалдини и др.). В исследованиях научения поведению в феноменологическом подходе установка понимается как тенденция индивида к актуализации своих способностей к научению, как центральный источник энергии в организме человека (К.Роджерс). В исследованиях представителей зарубежной психологии установка изучается в связи с исследованиями приобретения нового поведения живыми организмами. В этих исследованиях изучение установки определяется пониманием поведения как врожденной реакции организма на воздействия среды. Роль установки сводится к контролю за протеканием этой реакции.

В психологических исследованиях А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Д.Б.Элько-нина и других установка изучается как механизм управления активностью субъекта деятельности [7], [15], [34], [70], [72], [87], [118], [134], [154], [161].

В исследованиях установки Д. Н. Узнадзе и его последователей доказывается, что установка проявляется как психологическая готовность индивида к реализации активированной потребности в ситуации удовлетворения этой потребности (актуальная установка). Учеными устанавливаются закономерности закрепления такой готовности при неоднократном повторении ситуации удовлетворения потребности (фиксированная установка) [35], [41], [54], [57], [101], [123]. По Д. Н. Узнадзе, установка, аккумулируя прошлый опыт, опосредствует стимулирующее воздействие внешних условий и уравновешивает отношения субъекта со средой (Д.Н.Узнадзе).

Л.С.Выготский характеризовал установку как объединителя и организатора внешних впечатлений субъекта, определяющих его внимание. С. Л. Рубинштейн определял установку как позицию индивида в деятельности.

A.Г.Асмолов утверждает, что установка — это механизм, обеспечивающий устойчивость деятельности человека. Д. А. Леонтьев определяет установку как выбор субъектом жизненного пути в ходе решения задач на смысл.

В психологических исследованиях учебной деятельности установка в учении рассматривается либо в связи с изучением готовности детей к школьному обучению (Л.И.Божович, А. Л. Венгер, Н. И. Гуткина, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.), либо как готовность учащихся к трудовой деятельности (М.И.Дьяченко, Л. А. Кандыбович,.

B.В.Сериков и др.). Однако становление установки студентов-психологов в учебной деятельности недостаточно исследовано (И.В.Кузнецова, Н. В. Толстошеина и др.).

Исследуя связь установки и деятельности, А. Г. Асмолов выделяет регу-ляторную функцию установки в осуществлении деятельности. Он указывает, что смысловая установка, релевантная мотиву деятельности, стабилизирует направленность деятельности в целом: целевая установка регулирует направленность действий субъекта на достижение целейоперациональная установка регулирует выбор операций, способов деятельности в соответствии с условиями ее протекания (А.Г.Асмолов).

Мы в своем исследовании предполагаем, что установка студентов-психологов выступает как механизм регуляции, сбалансирования и стабилизации их учебной деятельности. Мы полагаем, что студенты-психологи осуществляют смысловую регуляцию профессионально-ориентированной учебной деятельности на основе установки как их жизнедеятельность, как деятельность, осуществляемая в соответствии с «логикой жизненной необходимости».

Профессионально-ориентированная учебная деятельность студентов-психологов приобретает жизненную ценность, когда студенты-психологи открывают, что это такая деятельность, которая заключает в себе условия их будущей жизни, т. е. определяет их место в обществе, создает социальный статус, отношение общества к ним как носителям значимой профессии. В связи с этим проблемой нашего исследования выступает выделение условий, в которых студенты открывают общественную ценность профессиональной деятельности психолога, создают отношение к ней как жизненной ценности. Отсюда перед нами возникает необходимость выявить условия, в которых смысловая установка возникает, обеспечивая устойчивое и целенаправленное осуществление профессионально-ориентированной учебной деятельности.

Цель нашей работы состоит в выявлении психологических условий становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов первого курса к учебной деятельности как жизненной ценности, как источнику их жизненных смыслов.

Объектом исследования является процесс овладения студентами-психологами профессионально-ориентированной учебной деятельностью.

Предмет исследования составляют психологические условия становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что становление смысловой профессиональной установки студентов-психологов в процессе учебной деятельности может происходить при условии: 1) обретения учебной деятельностью жизненной ценности, 2) включения ее в пространство жизненных отношений студентов, 3) создания авторской позиции студентов путем построения идеального образа «Я-психолог», 4) преобразования учебной деятельности в источник смыслов.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

1. Открыть содержание образа «Я-психолог» в соотнесении и различении с реальным образом практического психолога.

2. Выявить уровни развития смысловой профессиональной установки в процессе овладения студентами-психологами учебной деятельностью.

3. Установить проявление функционирования установки в процессе преобразования способов участия студентов-психологов в учебной деятельности.

4. Установить регулирующее воздействие смысловой установки на развитие профессионально-ориентированной учебной деятельности студентов, их авторской позиции, развитие их личности (Я-студентЯ как психологЯ-психолог).

Методологическим основанием нашей работы является психологическая теория культурно-исторического развития высших форм поведения, разработанная JI.C. Выготским, обеспечивающая построение смысловой ориентации студентов в процессе профессионального обучения.

Теоретический фундамент исследования составляют: теория деятельности А. Н. Леонтьева, в которой обозначаются причины относительной устойчивости и стабильной предметной деятельности учащихсятеория установки в работах А. Г. Асмолова, которая позволяет нам строить концепцию иерархического уровневого строения установкиисследования установки как механизма регуляции учебной деятельности в работах Е. Б. Весна, A.B. Запо рожца, Д. А. Леонтьева и др.

Основными методами исследования являются: генетико-моделирующий метод, позволяющий построить социальную ситуацию развич тия учащихся, вступающих на этап раннего взросленияметод псшолого-педагогического проектирования, посредством которого мы выявляем зону смысловой ориентировки студентов-психологов в предстоящей профессиональной деятельности, определяем жизненный смысл профессионально-ориентированной учебной деятельности для них и создаем условия для возникновения у учащихся смысловой установкиэкспериментпсиходиагностика и методы математической статистики.

В ходе исследования использовались следующие методические процедуры:

1) Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие диагностические средства: а) беседа с абитуриентами, сочинения на тему «Почему я выбрал (выбираю) профессию психолога» для изучения отношения учащихся к профессии психологаб) анализ рисунков «Образ себя как психолога», «Образ психологии», «Место психологии в образовательном пространстве" — анкетирование, направленное на изучение становления представлений студентов-психологов о профессионально-ориентированной учебной деятельности (с использованием модифицированного варианта анкеты, разработанной Г. М. Белокрыловой, А.И.Донцовым) — в) методика определения доминирующей личностной направленности (И.Д.Егорычевой), тест смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьева), тест-опросник самоотношения (В.В.Столина, С.Р.Пантелеева), методики определения самооценки (С.А.Будасси) и самоактуализационный тест (Л.Я.Гозмана и М.В.Кроза) для выявления особенностей врастания учебной деятельности студентов-психологов в систему их жизненных отношений.

2) В ходе контрольного эксперимента использовались методики, применявшиеся в процессе эмпирического исследования. Это позволило нам выявить изменения в смысложизненных ориентациях студентов-психологов, в отношениях учащихся к учебно-профессиональной деятельности как жизненной ценности, преобразования их образа «Я — психолог» в изменяемых условиях процесса учения.

3) В рамках формирующего эксперимента студенты в ходе специально организованного обучения выявляли ценность их профессионального учения для будущей жизни, ценность себя как носителей жизненно важной деятельности, учились осуществлять совместные действия со студентами, вовлекать педагога в решение проблем своего профессионального развития. Овладевая средствами научной рефлексии, студенты осваивали приемы наращивания новых для себя знаний, осознавали собственное отношение к конкретному знанию и формулировали собственную позицию в процессе овладения новым знанием.

Экспериментальное изучение психологических условий становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов проводилось на базе факультета психологии БФСГУ с 1999 по 2005 г. г. Всего в экспериментальном исследовании участвовали 309 учащихся, из них 64% лиц женского пола и 36% лиц мужского пола.

При обработке данных экспериментального исследования использовались методы математической статистики, выявляющие достоверность и надежность результатов.

Научная новизна исследования заключается в определении установки студентов-психологов по отношению к профессиональному учению как динамического смыслового образования, обеспечивающего регуляцию, сбалансированность, устойчивость и развитие профессиональной ориентации в процессе учебной деятельности в результате установления связи учебной деятельности с конвенциональными ценностями, условиями достижения целей этой деятельности, ее личностным смыслом для учащихся.

1. Включение студентами-психологами такой смысловой установки в систему своих жизненных отношений обеспечивает функционирование ее как механизма смысловой регуляции деятельности, задающего устойчивую направленность профессиональному учению.

2. Исследуя врастание студентов-психологов в процесс учебной деятельности мы находим, что основными условиями становления указанной смысловой установки являются: а) изменение ориентации студентов-психологов в системе ценностей социокультурного контекста ученияб) преобразование объективных отношений студентов к учебной деятельности в отношения смысложизненных ценностейв) включенность профессионально-ориентированной учебной деятельности в систему жизненных отношений студентов.

3. Изменения отношений студентов к профессионально-ориентированной учебной деятельности приводят к развитию личности учащихся, которое происходит по мере овладения ими процессом учения на основе смысловой установки.

4. Становление смысловой установки в процессе овладения профессионально-ориентированной учебной деятельностью проходит путь от случайной к смысловой установке.

Теоретическое значение работы состоит:

1. В определении уровней становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов по мере преобразования деятельности обучения в процесс профессионально-ориентированной учебной деятельности.

Выделяются три уровня становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности: а) уровень операциональной установки студентов, проявляющийся в согласовании средств, целей действий, направленных на регуляцию их интенциональной сферыб) уровень целевой установки, направляющей жизненные отношения учащихся, связывая их смысложизненные ориентации с профессионально-ориентированной учебной деятельностьюв) уровень смысловой установки студентов-психологов, на котором осуществляется смысловая регуляция профессионального учения как жизнедеятельности студентов в соответствии с «логикой жизненной необходимости».

Процесс становления смысловой установки характеризуется изменениями отношений студентов к учебной деятельности. Поэтому в качестве показателей становления смысловой установки студентов-психологов мы выделяем изменения в отношениях учащихся к профессиональному учению.

2. Содержательный анализ процесса становления смысловой установки позволил нам разработать эмпирическую модель ее развития и установить изменения в отношениях учащихся к учению, обусловленные определенным уровнем развития установки.

Практическая ценность работы заключается в психолого-педагогическом проектировании условий становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности. С учетом этих условий мы разработали Программу «Становление смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности». Программа состоит из развивающих заданий, которые обеспечивают создание смысловой установки студентов-психологов. Апробирование программы позволило переработать содержание учебной дисциплины «Введение в профессию». Эта программа апробирована в ходе учебных занятий со студентами 1 курса факультета психологии БФСГУ.

Достоверность результатов выполненного исследования обеспечена научной аргументированностью теоретических положений, не противоречащих имеющимся научным достижениямиспользованием стандартизированных взаимодополняемых исследовательских методиксравнением результатов, полученных с использованием лонгитюдного метода и метода поперечных срезовприменением методов математической статистики к анализу результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в форме Докладов и сообщений на научно-практических конференциях преподавателей и студентов Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского в период с 2000 по 2005 годы, международной студенческой конференции в НГПУ (Нижний Новгород) в 2001 г., межрегиональных конференциях других вузов (Иваново, Рязань, Саратов) в 2003 г. По теме диссертации опубликовано 16 работ. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии БФСГУ. Материалы работы используются в учебном курсе «Введение в профессию» со студентами первого курса факультета психологии БФ СГУ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Смысловая профессиональная установка студентов-психологов в учебной деятельности создается при условии преобразования отношения учащихся к учебной деятельности, в процессе которого устанавливается связь учения с профессиональной жизненной перспективой будущих практических психологов, осуществляется переход студентов с позиции школьного обучения на позицию профессионально-ориентированного изучения психологии.

2. Развитие установки от случайной к смысловой способствует преодолению эффектов возрастного и образовательного кризисов, переживаемых студентами в процессе вхождения в учебную деятельность, обеспечивая устойчивость, целенаправленность, мотивированность их деятельности, сбалансированность всех ее компонентов.

3. Смысловая установка студентов-психологов становится внутренним регулирующим моментом их деятельности, когда она включается в смысловую структуру их личностиее включенность в смысловую структуру может проявляться в преобразовании у студентов Образа-Я от идентификационного «Я как психолог» к сознательному «Я психолог" — в преобразовании учебной деятельности студентов (от обучения к профессионально-ориентированной учебной деятельности);

4. Смысловая установка студентов-психологов создается в ходе проектирования личностно-ориентированного развивающего процесса овладения студентами рефлексивно-смысловыми действиями при изучении культуры психологического знания.

Структура и объем диссертации

.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (184 наименования, в том числе на иностранном языке 10), 23 таблиц, 12 диаграмм, приложения. Общий объем работы 169 страниц.

Результаты исследования подтвердили эффективность разработанной программы становления смысловой профессиональной установки студентовпсихологов в учебной деятельности. На основе полученных данных мы предлагаем использование приемов, включенных в содержание развивающей программы, не только в рамках специально организованного обучения, но и в контексте учебных занятий со студентами.

Выделенные выше положения свидетельствуют о том, что в ходе проведения исследования была достигнута основная цель работы — определены психологические условия, детерминирующие становление смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности. В процессе доказательства гипотезы исследования мы выявляем, что становление такой смысловой установки студентов-психологов может происходить при условии: 1) обретения учебной деятельностью личностной ценности, 2) включения ее в пространство жизненных отношений студента, 3) преобразования ее в источник смыслов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Общий анализ результатов выполненного нами исследования позволяет определить наиболее важные положения, характеризующие становление смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности.

1. Изменение отношения студентов-психологов к профессиональному учению, открытие учащимися смысла предстоящей профессиональной деятельности ведет к изменению учебной деятельности студентов, характера ее протекания и способов участия в профессиональном учении. Если обучение реализует формальный подход, то учение реализует профессиональные устремления учащихся, инициативность, познавательный характер деятельности студентов. Профессионально-ориентированная учебная деятельность открывается студентами как та деятельность, которая несет в себе смыслы их жизни и этим создает условия для присвоения учащимися профессиональных знаний как орудия и средства этой жизненно важной деятельности. Учебная деятельность начинает оцениваться студентами как общественная ценность, рассматриваться в логике системы целостного знания. Создается устойчивость процесса учебной деятельности, если на пути к ее результату возникают помехи, трудности, препятствия. Целевая направленность, устойчивость профессионально-ориентированной учебной деятельности студентов к различного рода помехам и стабильность всех компонентов процесса деятельности связана с развитием установки студентов-психологов в учебно-профессиональной деятельности как особого регуляторного механизма в сфере их жизненных отношений.

2. Характер установок студентов изменяется в зависимости от ценности профессионально-ориентированной учебной деятельности. Ориентация на житейские представления создает установки случайного выбора. Выявление объективных, конвенциональных ценностей создает операциональные установки, связанные с регуляцией интенциональной сферы студентов как субъектов учебной деятельности. Целевые установки регулируют отношение студентов к профессионально-направленной учебной деятельности как жизненной ценности. Мотивационные установки связаны со стремлением учащихся овладеть предметным и коммуникативными уровнями знаний. Смысловые установки связаны с включением учебно-профессиональной деятельности в систему жизненных отношений студентов. Студенты, опираясь на систему объективных ценностей открывают жизненный смысл предстоящей профессиональной деятельности и осуществляют учебно-профессиональную деятельность в соответствии с логикой жизненной необходимости.

3. В нашем исследовании мы определяем смысловую установку студентов-психологов как один из видов смысловых структур их личности, элемент структурной организации смысловой сферы личности учащихся, превращенную форму жизненных отношений студентов, осуществляющую смысловую регуляцию жизнедеятельности субъекта. Смысловая установка представляет собой динамическое образование, включающее в себя связи целевой установки и конвенциональных ценностей, связи операциональной установки с условиями и способами осуществления цели, связи мотивационной установки и личностным смыслом учения. Трудности, возникающие на пути установления этих связей, могут приводить к нарушению и утрате функционирования учебной деятельности студентов (пропадает интерес, инициатива учащихся и т. д.). Смысловая установка регулирует процессы смысловой сферы, задает направление учебно-профессиональной деятельности. Это направление учебно-профессиональной деятельности поддерживается актуальными установками. Смысловая установка студентов выступает в качестве внутреннего регуляторного момента их учебной деятельности, важного условия, определяющего дальнейшее смысловое и устойчивое постижение студентами психологических знаний. Смысловая установка студентов-психологов в учебно-профессиональной деятельности приводит к изменению их отношения к себе, обусловливает развитие социального контекста, который проявляется в развитии различных форм сотрудничества, в образовании психологической общности преподавателей и студентов.

4. В ходе исследования мы выделяем характерные проявлениями смысловой установки на каждом из этапов овладения студентами учебно-профессиональной деятельностью. Исходя из характеристик этих этапов установка случайного выбора проявляет себя во внешнем неустойчивом интересе учащихся к профессии. У студентов создается образ себя как студента, опираясь на внешние оценки и суждения взрослых и сверстников. Операциональная установка проявляет свою регулятивную функцию в готовности студентов к деятельности, связанной с жизненным смыслом. Целевые установки реализуются в согласовании студентами выбора целей и средств присвоения учебно-профессиональной деятельности. Мотивационная установка проявляется в устойчивой тенденции студентов к использованию категориального аппарата и языка науки, стремление вести себя в соответствии с представлениями «Я как психолог». Смысловые установки проявляют свою функцию в устойчивом сохранении общей направленности профессионально-ориентированной учебной деятельности учащихся, не смотря на трудности, которые могут возникать на их пути. У студентов отчетливо выражена тенденция вести себя профессионально.

5. Мы выделяем психологические условия возникновения смысловой установки студентов-психологов, обусловливающей устойчивость профессионально-направленной учебной деятельности, сбалансированность связей целевой установки с конвенциональными ценностями, операциональной установки с условиями достижения цели, мотивационной установки с личностным смыслом деятельности. К таким условия мы отнесли 1) изменение направленности учебной деятельности, обусловленные ориентацией в социокультурном контексте- 2) изменение отношения студентов-психологов к профессионально-ориентированной учебной деятельности как к личностной ценности- 3) включение профессионально-ориентированной учебной деятельности в систему их жизненных отношений.

В условиях становления установки учащихся происходит изменение направленности их учебной деятельности, обусловленные характером ориентировки студентов в социокультурном контексте. Эта направленность характеризуется переходом ориентации учащихся от житейских представлений о профессиональной деятельности психолога, на объективную ценность профессиональной деятельности психолога, конвенциональные ценности, а затем на смысложизненные ценности и включенность профессионально-ориентированной учебной деятельности в систему их жизненных отношений.

5. По мере становления смысловой установки студентов-психологов в учебно-профессиональной деятельности и овладения ими профессиональным учением происходит развитие личности студентов. Изменяется отношение студентов к себе как субъектам профессионально-направленной учебной деятельности, студенты начинают адекватно оценивать свои профессиональные возможности, повышается их самоуважение, самопонимание, самоинтерес к собственной личности.

6. В условиях традиционного обучения развитие смысловой профессиональной установки в учебной деятельности студентов-психологов носит преимущественно стихийный характер. Результаты исследования показали необходимость создания специально организованного обучения, направленного на овладение студентами новыми способами решения предметных и коммуникативных задач учебно-профессиональной деятельности, способствующих становлению их смысловой установки в профессиональном учении.

Построение обучающей программы становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов в учебной деятельности с учетом двух теоретических оснований — личностно-ориентированной модели учения В. В. Давыдова и В. А. Петровского и теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий П. Я. Гальперина позволило нам создать условия для осмысления и сбалансированного преобразования предметных и коммуникативных технологий профессионального обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.M. Установки личности в процессе выбора мотивов деятельности: (На материале деловых игр) Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.01) / A.M.Айламазьян. М, 1984. — 24 с.
  2. , И.В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / И. В. Аксенова. Ставрополь. — 2000. — 20 с.
  3. , H.A. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов Текст. / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Вопросы психологии. 1992. -№ 1−2.-С.54−58.
  4. А.Г. Психология установки Текст. / А. А. Асмолов, М.: Смысл, 1997. — 347 с.
  5. , А.Г. Деятельность и установка Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. унта, 1979.- 151 с.
  6. , А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности Текст.: Автореф. дис.. д-ра психол. наук (19.00.01). МГУ. Факультет психологии / А. Г. Асмолов. М., 1996. — 41 с.
  7. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.-768 с.
  8. , А.Г. О месте установки в структуре деятельности Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.01) / А. Г. Асмолов. М., 1976. — 22 с.
  9. , А.Г. О предмете психологии личности Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С.44−49.
  10. , А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. — 480 с.
  11. В.Ф. Избранные философские труды. М.: Наука. — Т.1. — 1969. — 463 с.
  12. , В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (очерк истории: XVII -начало XX в.) Текст. / В. Ф. Асмус. Изд. 2-е. — М.: Изд-во «Мысль», 1965. — 382 с.
  13. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. 2-е изд. — М.: «Искусство», 1986. — 446 с.
  14. , A.B. Манипулятивная установка в профессиональной деятельности менеджера Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.05). Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова / А. В. Бедненко. М., 2003. — 22 с.
  15. С.А. Основы привентивной психологии Текст. / С. А. Беличева. М.: Знание, 1993. -67с.
  16. , Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.05). МГУ. / Г. М. Белокрылова. -М., 1997. -26 с.
  17. , Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвуза Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / Е. М. Боброва. -М., 1989.-20 с.
  18. , О.Н. Временной аспект категориальной установки личности Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.01). Томск, гос. пед. ун-т / О. Н. Бобрус. Новосибирск, 2000. — 20 с.
  19. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологические исследования.) Текст. / Л. И. Божович. М., «Просвещение», 1968. — 464 с.
  20. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах.) Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1970. Т.5. 740 с.
  21. , Л.Б. Особенности взаимосвязи социальной мотивации и мировоззрения в юношеском возрасте Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / Л. Б. Бочева. М. — 1987. — 24 с.
  22. , Г. В. От Выготского к Гальперину. Специальное приложение к «Журналу практического психолога» Текст. / Г. В .Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс, Л. Ф. Обухова, Ю. Н. Фролов. М.: Фолиум, 1996. — 80 с.
  23. , Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности Текст. / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. 2002. — № 2. — С.28−39.
  24. , Ф.Е. Методологический анализ в психологии Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: МГППУ- Смысл, 2003. — 240 с.
  25. , М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер — пер. с нем. — сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова- предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. — 808 с. — (Социологическая мысль запада).
  26. , Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.03) / Т. А. Верняева. СПб., 1998. — 18 с.
  27. , Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок Текст. / Е. Б. Весна // Мир психологии. 2000. — № 2. — С.154−165.
  28. , И.В. Психологическая диагностика и коррекция когнитивной дезадаптации в период профессионального становления учащихся юношеского возраста Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук (19.00.03) / И. В. Вуймина. Тверь, 2003. — 26 с.
  29. Выбор профессии: мотивы и их реализация. М.: Знание / Этика. — № 9. — 1986. — 64 с.
  30. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с. — (Психология: классические труды).
  31. , Л.С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. -2000. — 1008 с. — (Мир психологии).
  32. , Л.С. Психология развития человека Текст. / Л. С. Выготский. М.: Смысл: ЭКСМО, 2003. — 1136 с. — (Б-ка всемирной психологии).
  33. , Л.С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский — АПН СССР. -М.: Педагогика, 1982. -2 т.- Проблемы общей психологии — под ред. В. В. Давыдова. -1982.-504 с.
  34. , Э.Р. Параметры установки как критерий творческой деятельности Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.01). Ин-т психологии АН Грузии / Э. Р. Габидуллина. Тбилиси, 1992. -21 с.
  35. , Л.В. Психологические особенности взаимосвязи потребности в самоутверждении и профессиональной направленности студента педвуза Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) /Л.В.Гаврилова. -М., 1989. 18 с.
  36. , П.Я. Лекции по психологии Текст.: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет» Высшая школа, 2002. — 400 с.
  37. , Е.В. Некоторые аспекты интуиции и установки: Текст. / Е. В. Герасков // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С.117−121.
  38. , Л .Я. Самоактуализационный тест (САТ) Текст. / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 17 с.
  39. , Е.Р. Психологические особенности профессиональной направленности личности учителя начальных классов Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / Е. Р. Горелова. М&bdquo- 1988. — 17 с.
  40. , В.В. Бессознательное и установка Текст. / В. В. Григолава // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 145−150.
  41. , П.С. Психология Текст.: учебное пособие / П. С. Гуревич. М.: Знание, 1999. — 304 с.
  42. , П.С. Этика Артура Шопенгауэра Текст.: (Из цикла «История этических учений») / П. С. Гуревич. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  43. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: в 4 т. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1991. — Т.4. — 684 с.
  44. , A.A. Экологическая концепция социальной установки Текст.: Автореф. дис.. д-рапсихол. наук. (19.00.05)/А.А.Девяткин.-Минск, 2000.-48 с.
  45. , Е.В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.07) Тбил. гос. ун-т. / Е. В. Джавахишвили. Тбилиси, 1988. — 24 с.
  46. , М.В. Мотивационные установки личности в ситуации потери работы Текст.: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. (19.00.11) / М. В .Дмитриева. СПб., 1999. — 22 с.
  47. , А.И. Профессиональные представления студентов-психологов Текст. / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С.42−49.
  48. , М.А. Модель профессиональной подготовки специалиста-психолога для системы образования Текст. / М. А. Егорова // Психологическая наука и образование. 2003. -№ 4. — С.32−37.
  49. , И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики Текст. / И.Д.Егорычева// Мир психологии. 1999. — № 1. — С.265−281.
  50. , В.Т. Качество работы и мораль Текст. / В. Т. Ефимов. М.: Знание / Этика. -№ 3.- 1980.-64 с.
  51. , Р.П. Профессиональное становление специалиста среднего звена в системе непрерывного образования Текст.: Автореф. дис.. док. пед. наук / Р. П. Жданов. -СПб., 1994.-42 с.
  52. , H.H. Исследование профессионального становления студентов-психологов Текст. / Н. Н. Зотова, О.Н.Родина// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. -№ 3. — С.69−68.
  53. , И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка Текст. / И. В. Имедадзе // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С.90−97.
  54. Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов Текст. / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. 2002. — Т.23, № 6. — 51−59.
  55. , Н.Л. Изменение смысложизненных ориентаций изменение линии жизни Текст. / Н. Л. Карпова // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С.61−65.
  56. , Е.Г. Два пути фиксации установки Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.01).НИИ психологии / Е. Г. Квирикишвили. Тбилиси, 1987. — 19 с.
  57. Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам //. 1998. -№ 2. — С.57−60.
  58. , Э.А. Двигательная деятельность ребенка в пространстве его отношений к действит ельности / Э. А. Колидзей. Баплашов: Изд. БГПИ, 2001. — 140 с.
  59. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  60. , И.М. Диагностика профессиональных установок подростков Текст. / И. М. Кондаков // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С.122−130.
  61. , И.М. Индивидуально-психологические особенности подростков в выборе профессии Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. (19.00.07). Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова / И. М. Кондаков. М., 1988. — 22 с.
  62. , Г. Г. К вопросу о мотивационной готовности к профессиональной деятельности Текст. / Г. Г. Коннычева // Проблема образования: теория и практика. 2001. -№ 1. — С.69−73.
  63. , T.B. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов Текст. / Т. В. Корнилова, ЕЛ. Григоренко // Вопросы психологии. 1995. -№ 3. — С.108−115.
  64. , JI.C. Жизненный выбор личности Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.03) / Л. С. Кравченко. М., 1987. — 21 с.
  65. , С.П. Психология формирования профессиональных интересов Текст.: Автореф. дис. док. психол. наук (19.00.07) / С. П. Крягжде. Киев, 1982. — 36 с.
  66. Культурно-историческая психология развития // Материалы первых чтений памяти Л. С. Выготского, Москва, 15−17 ноября 2000 / Под ред. И. А. Петуховой. М.: Смысл, 2001.-287 с.
  67. , Т.Б. Мотивационная структура профессиональных намерений в процессе адаптации и профессиональной подготовки в вузе Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / Т. Б. Курбацкая. Казань, 1997. — 18 с.
  68. , С.Н. Системная детерминация формирования категориальной установки личности Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.01) / С. Н. Кучеренко. -Новосибирск, 1999. 26 с.
  69. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
  70. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев — под ред. В. В. Давыдова и др. — АН СССР. М.: Педагогика. — 1983. — Т.2 — (Т.1.-391 е.- Т.2.-318 е.).-320 с.
  71. , А.Н. Философия психологии: Из научного наследия Текст. / А. Н. Леонтьев — под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 228 с.
  72. , Д.А. Психология смысла Текст.: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. (19.00.11) / Д. А. Леонтьев. М., 1999. — 40 с.
  73. , Д.А. Тест смысложизненных ориентации Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: «Смысл», 1992. — 16 с.
  74. , Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможность формирования Текст. / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко // Вопросы психологии. 1995. -№ 1. — С.97−111.
  75. , Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего Текст. / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. -2001. № 1. — С.57−66.
  76. , Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.05) / Е. Ю. Литвинова. М., 1992. — 18 с.
  77. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 329 с.
  78. , И.В. Оптимизация личностной адаптации первокурсников посредством актуализации их Я-концепции в художественно-творческой деятельности Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.13) / И. В. Лопатков. Тверь, 2003. — 28 с.
  79. , О.П. Социально-психологические особенности становления профессиональной направленности старшеклассников Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / О.ПЛысенко. Киев, 1991. — 19 с.
  80. , Г. Ю. О современных проблемах отечественного профессиоведения Текст. / Г. Ю. Любимова, Л. В. Паутов, С. К. Проскурин // Вест. моек, ун-та. Сер.14. Психология. — 1996. — № 1. — С.3−11.
  81. , Д. Социальная психология Текст.: учеб. пособие для вузов / Д. Майерс — под. общ. ред. В. Усманова — авт. вступ. ст. А. Л. Свенцицкий. Изд. 2-е, исправл. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 688 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  82. , С.Н. Интересы личности в условиях профессионального выбора и профессионализации Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / С. Н. Майхуб. -Минск, 1995.-24 с.
  83. , Л.Д. Развитие творческой готовности будущих учителей к использованию ЭВМ в учебном процессе Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.13) / Л. Д. Мальцева. Шуя, 2001. — 23 с.
  84. , М.К. Этика мышления Текст. / М. К. Мамардашвили. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2001. — 412 с.
  85. , В.П. О некоторых особенностях влияния психологической установки на деятельность, умозаключения и решения Текст. / В. П. Марищук // Прикладная психология. 1999. — № 3. — С.57−63.
  86. , Е.В. Роль смысложизненных ориентаций в системе профессиональной подготовки студентов педвузов Текст. / Е. В. Мартынова // Мир психологии. 2001. -№ 2. — С.109−113.
  87. , Г. Ю. Влияние профессиональной мотивации психолога-консультанта на эффективность индивидуального психологического консультирования Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.01) / Г. Ю. Мартьянова. -М., 2002. 22 с.
  88. , Э.В. Личностно-ориентированный подход к обучению психологии Текст. / Э. В. Маруга // Тезисы научных статей преподавателей и аспирантов. Балашов: Изд-во БГПИ, 1998. — 116 с.
  89. , Э.В. Методика преподавания психологии: Тексты лекций Текст.: учеб. пособие / Э. В. Маруга. Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. — 88 с.
  90. , Э.В. Становление профессиональной компетентности студентов-психологов Текст. / Э. В. Маруга // Образование на пороге нового тысячелетия: Сборник научных статей. Ч. 2. Балашов: Изд-во БГПИ, 1999. — 108 с.
  91. А. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А.Маслоу. Спб.: Евразия, 1999.-432 с.
  92. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия Текст. / М. Мерло-Понти- пер. с фран. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб.: «Ювента» «Наука», 1999. — 606 с.
  93. Микшис, А.-К.А. Формирование социально-профессиональной ориентации учащихся средних специальных учебных заведений Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / А.-К.А.Микшис. Вильнюс, 1987. — 16 с.
  94. , Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрас-теТекст.:Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.07) / Д. Н. Мисиров Ростов-на-Дону, 2000. — 26 с.
  95. , Г. О. Профессиональные установки в деятельности педагогов Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.07) / Г. О. Митина. СПб., 1999. — 22 с.
  96. , М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов (инструкторов учебно-тренинговых групп) Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) /М.В.Молоканов. М. — 1994. -20 с.
  97. , H.H. Социальное подкрепление как один из факторов формирования установки Текст.: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. (19.00.05) / Н. Н. Навчавадзе. АН ГССР. Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1987. — 26 с.
  98. , Е.А. Психологическая структура и формирование профессионально-педагогической направленности личности Текст.: Автореф. дис.. док. психол. наук (19.00.07) / Е. А. Науменко. М. — 1987. — 46 с.
  99. , B.C., Семгин, Г.Ю. Новая философская энциклопедия Текст. / В 4 т. Т.4.
  100. B.С.Степин, Г. Ю. Семгин. М.: «Мысль», 2001. — 607 с.
  101. , Д.В. Становление профессиональной ментальности педагогов и психологов Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.05) / Д. В. Оборина. М., 1992. — 24 с.
  102. , М.Ф. Гегель Текст. / М. Ф. Овсянников.- М.: Изд-во «Мысль», 1971. -224 с.
  103. , Т.М. Тендерные установки и особенности межгруппового восприятия Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.05) / Т. М. Панкратов. Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2001.-24 с.
  104. , М.В. Психологические детерминанты успешного выбора профессии Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.07) / М. В. Парамонова. Иркутский гос. пед. ун-т — Иркутск, 2000. — 24 с.
  105. , В.Э. Каким должен и каким может быть психолог, работающий в системе образования? Текст. / В. Е. Пахальян. // Вопросы психологии. 2002. — № 6. — С. 103 113.
  106. Педагогическая энциклопедия Текст. / Под ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров.- т.4., М.: «Советская энциклопедия», 1968 912 столб, с илл.
  107. , В.А. Психология неадаптивной активности Текст. / В. А. Петровский. Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
  108. , В.А. Феномен субъектности в психологии личности Текст.: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. (19.00.11) / В. А. Петровский. Ин-т пед. инноваций Рос. академии образования. М., 1993. — 70 с.
  109. , С.Е., Андреев, Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости Текст. / С. Е. Пиняева. // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С.3−10.
  110. , А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профобучения Текст. / А. И. Подольский. // Вопросы психологии. 1985. — № 5.1. C.29−36.
  111. , A.A. Формирование готовности будущих психологов к профессиональному анализу педагогической ситуации Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.07) / А. А. Полонников. Мн., 1999. — 26 с.
  112. Полоролевые представления и интимно-личностные установки студентов пед. колледжа Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.07) /. Хабаровский гос. пед. ун-т. Иркутск, 2001. — 26 с.
  113. , О.Б. Психологические особенности выбора профессии педагога-психологаТекст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / О. Б. Полякова. М., 2000.-19 с.
  114. , Т.И. Установка как фактор формирования стратегии поведения Текст.: Автореф. дис.канд. психол. наук. (19.00.01) / Т. И. Пономаренко. Новосибирский гос. пед. ун-т. М., 2003. — 22 с.
  115. , П.В. Особенности психологического пространства общности субъектов учебной деятельности (На материале младшего школьного возраста) Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук (19.00.07) / П. В. Попов. М., 2003. — 19 с.
  116. , А.Ю. Психологические условия профессионального становления студентов-психологов Текст. / А. Ю. Попова // Психология в высшей школе: проблемы и перспективы развития: Материалы III научно-практической конференции. Рязань. -2003. — С.67−69.
  117. , А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов-психологов Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.07) /
  118. A.Ю.Попова. М, 2004. — 30 с.
  119. Практикум по психодиагностике Текст.: Учеб.-метод. пособие / Сост. Э.В. Маруга-Балашов: Изд-во БГПИ, 1992. 64 с.
  120. , A.C., Бассин, Ф.В., Шошин, П. Б. Существует ли дилемма «Бессознательное или установка»?Текст. / А. С. Прангишвилли., Ф. В. Бассин., П. Б. Шонин. // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С.95−104.
  121. , М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.06) / М. В. Пряхин. СПб., 2000. — 20 с.
  122. Психология воспитания: пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов Текст. / А. Д. Грибанова,
  123. B.К.Калиненко, Л. М. Кларина и др.- Под ред. В. А. Петровского. 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995.- 152 с.
  124. Психология формирования личности и проблемы обучения Текст. / Сб. науч. трудов — под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980.-362 с.
  125. Радина, J1.B. Психолого-акмеологические особенности ценностных ориентаций личности на этапе профессионального самоопределения Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.13)Л.В.Радина. М., 2001. — 23 с.
  126. , A.B., Степанов, С.Ю., Ушаков, Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве Текст. / A.B. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков М.: ПЕР СЭ, 2002. — 320 с.
  127. , К. Клиентоцентрированная терапия Текст. / К. Роджерс — пер. с англ. -М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. 320 с. (Серия «Актуальная психология»).
  128. , О.Н., Прудков, П.Н. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов Текст. / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. — № 3. — С.52−57.
  129. , О.Н., Прудков, П.Н. Предпосылки успеха в труде психолога Текст. / О. Н. Родина, П. Н. Прудков. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. — № 4.1. C.23−26.
  130. , Е.С. Графические методы в психологической диагностике Текст. / Е. С. Романова.- М.: Дидакт, 1992. 197 с.
  131. , Е.С. Психология профессионального становления личности Текст.: Автореф. дис.. док. психол. наук (19.00.07) / Е. С, Романова. М. — 1992. — 48 с.
  132. Рубинштейн, C. J1. Избранные философско-психологические труды, основы онтологии, логики и психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. — 463 с. (Серия «Памятники психологической мысли»).
  133. , В.А. Влияние перцептивной установки руководителя на его деятельность Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.05) / В. А. Рыбалов. ЛГУ. Л., 1989.-15 с.
  134. , Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии Текст. / Ж. П. Сартр, пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: ТЕРРА — Книжный клуб- Республика, 2002. — 640 с. — (Библиотека философской мысли).
  135. , Г. В. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностной ориентации образования Текст. / Г. В. Селихова // Мир психологии.2001. № 2. — С.313−318.
  136. , A.B. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьного практического психолога Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / Серый A.B. Иркутск. — 1996. — 26 с.
  137. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб: Соц.-псих. Центр, 1996. — 348 с.
  138. , В.И., Исаев, Е.И. Антропологический принцип в психологии развития Текст. / В. И. Слободчиков., Е. И. Исаев. // Вопросы психологии. 1998. — № 6. — С.2−17.
  139. , О. В. Связь общительности с различными установками учащихся на межличностное взаимодействие Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.11) / О. В. Солонкина.- Ин-т молодежи. М., 1996. — 21 с.
  140. , М.А. О критериях профессионализма школьного психолога Текст. / М. А. Степанова // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С.88−94.
  141. , М.А. О некоторых подходах к психотерапии смысложизненных ориентации личности Текст. / М. А. Степанова // Мир психологии. 2001. — № 2. — С.89−92.
  142. , М.А. Профессия: практический психолог Текст. / М. А. Степанова // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С.80−85.
  143. , О.П. Психическая адаптация и психологическое сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.04) / О. П. Степанова. СПб., 2002. — 22 с.
  144. Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования Текст. / Н. Ф. Талызина // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. — № 4. — С. 18−26.
  145. , П. Избранное: Теология культуры Текст. / П. Тиллих Пер. с англ. — М.: Юрист, 1995. — 479 с. — (Лики культуры).
  146. Толковый словарь русского языка Текст. — Т. IV.- под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000. — 752.
  147. , Н.В. Система мотивов как основа формирования профессиональной ментальности будущего специалиста Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.07) / Н. В. Толстошеина.- Курский гос. пед. ун-т. Курск, 2001. — 25 с.
  148. Тренинг «Знакомство» как средство эффективной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе Текст. / Архиреева Т. В., Ломакина С. С., Моисеева A.A., Па-кина А.Ю. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.2002. № 4. — С.3−8.
  149. , Е.В. Соотношение психологических процессов принятия и отвержения альтернатив в ходе социального выбора Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.05) / Е. В. Тугарева. М., 1995. — 19 с.
  150. Д.Н. Психология установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. М.: Смысл, 2002. — 249с.
  151. , В.Д. Развитие мотивов профессионального становления личности в условиях вуза Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / В. Д. Федорова. — Киев, 1982.-23 с.
  152. , JI. Сочинения Текст. / Л.Фейербах. В 2 Т. — пер. с нем. / Ин-т философии.- М.:. Наука, 1995. Т.2. 452 с. (Памятники философской мысли).
  153. Философская энциклопедия Текст. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: «Советская энциклопедия», 1970. Т.5. 740 с.
  154. , И.Г. Сочинения. Работы 1792−1801 гг. Текст. / И. Г. Фихте. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1995. — 655 с.
  155. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В.Фихте. М., 1990. — 563 с.
  156. , В.А. Активность и деятельность Текст. / В. А. Хайкин. // Мир психологии. -2000.-№ 4.-С.248−251.
  157. , Н.Е. Сопоставления смысловых характеристик целеполагания у личности с консервативной и радикальной установками Текст. / Н. Е. Харламенко. // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 6. — С. 17−25.
  158. , Б. Теории научения Текст. / Б. Хегенхан, М.Олсон. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 474 с. — (Серия «Мастера психологии»),
  159. , Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) Текст. / Л. Хьел, Д. Зиглер — авт. вступ. ст. Ю. Т. Ковалев, М. А. Гулина. Изд. 2-е, ис-правл. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  160. , Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема Текст. / Г. А. Цукерман. // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С. 19−34.
  161. , H.H. Социальное подкрепление как один из факторов формирования установки Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.05) / Н.Н.Чавчавадзе-Тбилиси, 1987. 26 с.
  162. , Р. Психология влияния Текст. / Р. Чалдини- под. общ. ред. В. Усманова .- СПб.: Издательство «Питер», 1999. 272 с.
  163. , Е.В. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.13) Е. В. Черепкова. М., 2002. — 23 с.
  164. , Г. М. Функции социальной установки в процессе адаптации личности Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. (19.00.05) / Г. М. Шавердян. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1989. — 24 с.
  165. , P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / Р. М. Шамионов. СПб. — 1997. — 19 с.
  166. , Ф.И. Формирование профессиональных интересов учащихся средних специальных учебных заведений Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук (19.00.07) / Ф. И. Шарков. М., 1985. — 20 с.
  167. , Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Изд-во «Мысль», 1965. 382 с.
  168. E., Bridgeman D.L. & Geffher R. The effects of a cooperative classroom structure on students' behavior and attitudes. In D. Bar-Tal <& L.Sax. Social psychology of education: Theory and research. New York: Halstead Press, 1978.
  169. R.D., Ramchandra V. & Jons R.A. Censorship as an attitude change induction. Paper presented at the meeting of the Estern Psychological Association. New York, 1971.
  170. S. & Stangor C. Attitudes and attitude change. In M.R.Rosenzweig & L.W.Porter. Annual Review of Psychology (Vol. 38, 575−630). Palo Alto, CA: Annual Reviews, 1987.
  171. A.G., Brock T.C. & Ostrom. Psychological foundations of attitudes. New York: Acadenic Press, 1968.
  172. Heider F. Attitudes and cognitive organization. Journal of Psychology, 1946, 21, 107−112.
  173. Maslow A.H. Motivation and personality (2nd ed.). New York: Harper and Row. 1987.
  174. Rogers, C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.). Psychology: A study of a science (Vol. 3, pp. 184−256). New York: McGraw-Hill, 1956
  175. Thorndike, E.L. The original nature of man. Romanes, 1913
  176. T.D., Dunn D.S., Kraft D. & Lisle D.J. Introspection, attitude change, and behavior consistency. In L.Berkowitz. Advances in experimental social psychology (Vol.). San Diego, CA: Acadenic Press, 1989.
  177. S., Arnold S.E. & Backer M. The effect of censorship on attitude change: The influence of censor and communicator characteristics. Journal of Applied Social Psychology, 1975, 5, 222−239.
Заполнить форму текущей работой