Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные и клинические группы в психосоциальной практике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Групповые адаптивные подходы. Дж. Джонсоном были предложены адаптивные подходы к групповой терапии, в отличие от психоаналитических подходов в данном методе не стремятся раскрыть причины конфликтов и проблем. Групповой процесс воспроизводит ситуации напряжения, предлагая клиентам заново пережить ситуации, тем самым приобрести новый опыт выхода из ситуации. В группе работает «регистратор», который… Читать ещё >

Социальные и клинические группы в психосоциальной практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальные и клинические группы имеют общие и особенные характеристики. К общим характеристикам можно отнести то, что данные виды деятельности являются определенным методом помощи, соответственно клиентам и пациентам.

При этом, переняв многие техники из психотерапии, методика работы с клиентами в группе использует подходы в работе с группой, как это принято в психотерапевтической практике. Так, для социальной работы характерны следующие методы:

  • — терапия группы;
  • — терапия в группе;
  • — терапия посредством группы;
  • — сочетание данных подходов.

Вместе с тем можно отметить и системные отличия групповой клинической работы и групповой социальной работы по следующим системным основаниям: стратегия помощи, целеполагание, ролевая позиция субъектов помощи, конечная цель работы. В табл. 13.3 приведены основные различия в подходах.

Таблица 133

Основные отличия групповой клинической работы и групповой социальной работы

Системные различия.

Групповая клиническая работа.

Групповая социальная работа.

Стратегии помощи.

Процесс лечения.

Процесс поддержки.

Целевые установки.

Преодоление фиксации на болезненном состоянии.

Усиление коммуникации и снятие барьеров социальной изоляции, решение проблем с социальным окружением.

Ролевая позиция профессионала.

Основная роль в групповом процессе.

Основная/вспомогательная роль в групповом процессе.

Цель групповой работы.

Достижение социального функционирования.

Достижение социального функционирования.

Групповая клиническая терапия преследует следующие цели:

  • — помощь в развитии интерперсональных умений;
  • — помощь в развитии личности;
  • — помощь в коррекции хронических проблем со здоровьем;
  • — актуализация проблем индивидуальных различий.

Формирование целей групповой деятельности осуществляется в процессе совместных сессий. На основе процессов групповой динамики в результате совместных обсуждений проектируются оптимальные модели поведения, способствующие социальному функционированию индивидуума в обществе. В работе используются психоаналитические, поведенческие, клиент-центрированные подходы и др.

Групповая психоаналитическая терапия. В основе работы с группой лежат техники психоанализа. Группа состоит из 8−10 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Взаимодействие осуществляется на основе обсуждения и интерпретации неосознанных процессов.

Группа осуществляет «контроль» относительно свободных ассоциаций, сопротивление интерпретируется не только терапевтом, но и членами группы. Члены группы сосредоточены на текущих проблемах и отношениях.

А. Вольф предложил принципы индивидуального психоанализа применительно к группе. Он считал, что группа не может использовать психодинамические концепции, так как групповая рефлексия не может адекватно проанализировать индивидуальные интрапсихические процессы. Он предложил технику «идущего по кругу», процедуру, где каждый участник группы в свою очередь освобождает партнеров относительно следующего участника.

Исследователем была предложена «альтернативная сессия», суть которой в том, что группа встречается без терапевта, чтобы продолжить терапию без его влияния. В таких подходах терапевт может занимать позицию наблюдателя, лишь направляющего развитие в соответствии с целями групповой работы.

Группы терапии деятельностью. Данный вид групповой работы был предложен С. Славсоном на основе психоаналитических концепций. Групповая деятельность применима к детям и подросткам от 8 до 15 лет.

Участники группы тщательно отобраны на основе взаимных терапевтических влияний, они поощряются за использование невербальных форм самовыражения и разнообразие действий. В работе применяются различные формы деятельности от ремесел до поездок.

В данной группе важна атмосфера, где дети действуют исходя из своих импульсов и фантазий, даже если эти действия могут носить агрессивный характер по отношению к другому члену группы или терапевту.

Терапевт не имеет специфической роли в группе, он недирективно реагирует на сознательные и неосознанные потребности детей. Латентные аспекты детского поведения он интерпретирует в понятиях психоаналитической концепции.

Групповые адаптивные подходы. Дж. Джонсоном были предложены адаптивные подходы к групповой терапии, в отличие от психоаналитических подходов в данном методе не стремятся раскрыть причины конфликтов и проблем. Групповой процесс воспроизводит ситуации напряжения, предлагая клиентам заново пережить ситуации, тем самым приобрести новый опыт выхода из ситуации. В группе работает «регистратор», который фиксирует все встречи и находится за пределами группового взаимодействия. Клиенты отобраны, а цели объяснены. Метод применим к различным индивидуальным случаям, психосоциальным проблемам.

Поведенческая групповая терапия. Поведенческая терапия направлена на формирование позитивного поведения. Группа состоит из пяти — семи человек, в которую включен терапевт. Как правило, это гомогенная группа, имеющая психологические проблемы, сложности в общении и поведении. Предварительно участники группы проходят индивидуальную терапию.

В групповой терапевтической работе используют пять основных интервенций: обратную связь, моделирование поведения, мотивационное стимулирование, десенсибилизацию (уменьшение тревожности), социальное закрепление, ролевое обучение (рис. 13.1).

Поведенческая групповая терапия. Основные тенденции.

Рис. 13.1. Поведенческая групповая терапия. Основные тенденции.

В процессе групповой работы клиенты в открытой форме делятся своими чувствами и эмоциями, обучаются избегать социальных конфликтов, получают навыки позитивного общения.

Терапевтические социальные клубы и общины. Данные группы были предложены в 40-с гг. XX столетия английским психиатром Дж. Барером для адаптации клиентов, прошедших терапевтический курс в психиатрических лечебницах. Терапевтическое сообщество, клубы или общины, используют социальные демократические структуры для адаптации клиента к самостоятельному проживанию в социуме. В групповой работе используют различные методы: интервьюирование, группы встреч в сообществе, вербализацию чувств и страхов и последующее их обсуждение, методы групповой поддержки.

Репрессивно-стимулирующие группы. Использование термина «репрессивно-стимулирующий» связано с тем, чтобы обозначить данную группу как группу, которая не использует в практике своей работы аналитические методы интервенций.

Имеется достаточно разнообразная парадигма данных групп: группы самопомощи, психотиков, алкоголиков, наркоманов, осужденных и т. д. Групповой процесс развивается на основе групповой идентификации, где благодаря эмоциональному принятию и социальной поддержке обсуждаются проблемы, характерные для данной социальной субкультуры.

В клинических группах широко представлена практика работы е лицами, употребляющими психоактивные вещества, первоначально определилась как клиническая модель работы с индивидуумами, больными алкоголизмом. Группы анонимных алкоголиков продемонстрировали эффективность работы, которая строилась на взаимоподдержке лиц, «равных по положению». Терапия групп данного уровня показала эффективность как в плане лечения, так и организации.

Группы позволяли лучше строить социальные сети, регулировать отношение со средой, выводили клиента из ситуации социальной изоляции. В процессе групповой работы формировался положительный образ клиента от «алкоголика» к «добропорядочному гражданину», здесь можно отметить положительную идентификацию клиентов, улучшение социального функционирования, межгрупповых отношений.

Группа выступала своеобразной лабораторией, где восстанавливались утраченные навыки позитивного социального взаимодействия, происходило обучение активному общению. Терапевтическая направленность групп осуществлялась и в том, что она обеспечивала процесс ресоциализации, позволяла клиентам с депрессивными качествами адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Практика психосоциальной групповой работы с лицами больных алкоголизмом исходит из следующих основных терапевтических компонентов, обеспечивающих эффективный процесс социальной реабилитации клиентов:

  • 1) информация — относительно концепций алкоголизма, поведенческих альтернатив и других форм доступной помощи;
  • 2) надежда — положительные ожидания, сформированные в процессе групповой работы, что проблемы могут быть решены;
  • 3) универсальность — клиенты приходят к осознанию, что их случай не уникален, он имеет решение, а чувства и тревоги, которые их беспокоят, могут быть поняты и приняты окружающими;
  • 4) катарсис — клиенты узнают, что любые чувства могут быть выражены, осмыслены и обсуждены конструктивным способом, а не сублимированы в страхи, беспокойства, тревоги;
  • 5) альтруизм — взаимопомощь и взаимоподдержка раскрывает ценностный смысл человеческих отношений;
  • 6) изучение новых социальных навыков — модель практики клиентов, осваивающих новые стратегии поведения;
  • 7) солидарность — обретение идентичности, нахождение новых отношений, группы, осуществляющей заботу и внимание, ориентирующей на положительные изменения, — жизни без алкоголя.

Межгрупповые связи — в процессе выяснения клиентами как они восприняты окружающими, становятся более ответственными не только за свои, но и поступки членов группы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой