Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Религиозно-мифологический мотив пути в русском и немецком романтизме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из актуальных проблем современной культурологии и философиипроблема художественного мифологизма и архетипичности — также потребовала обращения к романтизму, так как именно в нем зарождается тяга к универсальным, символическим решениям частных проблем. Именно романтизм привлек внимание к мифам и фольклору, мотивам игры, сна, сказочного вымысла, ввел в литературную традицию гротеск и парадокс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Путь как категория мифологического и религиозно-философского сознания
    • 1. 1. Художественное творчество — форма коллективного и индивидуального бессознательного
    • 1. 2. Методология изучения архетипических мотивов
    • 1. 3. Движение как философская категория
    • 1. 4. Роль движения в истории, науке и философии Германии конец XVIII — начало XIX вв.)
    • 1. 5. Роль движения в истории, науке и философии России первой половины 19 века
    • 1. 6. Путь как частный вариант идеи «движения». Понимание концепта «дороги» в работах М.М. Бахтина
    • 1. 7. Путь в мифологическом и религиозном дискурсе
    • 1. 8. Путь в иудео-христианской традиции
  • Выводы I главы
  • Глава II. Интерес к мифологии и идея движения в эстетике немецких романтиков
    • 2. 1. Интерес к мифологии и движению в теоретических работах романтиков
    • 2. 2. Идея движения в философско-эстетических работах Новалиса
  • Выводы II главы
  • Глава III. Движение, путь, становление в художественном творчестве
  • Новалиса
    • 3. 1. «Генрих» как роман путешествие
    • 3. 2. «Генрих» в контексте романа Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера»
    • 3. 3. «Генрих» — романтический роман воспитания
  • Выводы III главы
  • Глава IV. Жанр сказки в творчестве А. С. Пушкина и Новалиса
    • 4. 1. Путь в сказках Пушкина
    • 4. 2. Сказка об Эросе и ее интерпретации
    • 4. 3. Сравнительный анализ
  • Выводы IV главы
  • Глава V. Мифологема ПУТИ в русском романтизме
    • 5. 1. Путь" - центральная мифологема романтических поэм Пушкина
    • 5. 2. Статика и динамика в поэзии Лермонтова
    • 5. 3. Нравственные подтексты русской поэзии
    • 5. 4. Катарсис и катастрофа в дискурсе русской романтической поэзии
  • Выводы V главы

Религиозно-мифологический мотив пути в русском и немецком романтизме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы. Еще совсем недавно романтизм казался традиционной и чуть ли не вполне исчерпанной темой в культуре. Однако более глубокое и пристальное изучение модернизма и постмодернизмаэстетических феноменов XX века — показало, что многое в этих новейших направлениях создано на основе романтических моделей. В частности, глобализация иронии в постмодерне, скорее всего, имеет истоки в романтической иронии, что потребовало более глубокого ее изучения: принципы универсализма, также во многом восходит к литературе конца XVIII.

— начала XX вв.- символика и эстетизм культуры XX в. сходны романтическим принципам.

Одна из актуальных проблем современной культурологии и философиипроблема художественного мифологизма и архетипичности — также потребовала обращения к романтизму, так как именно в нем зарождается тяга к универсальным, символическим решениям частных проблем. Именно романтизм привлек внимание к мифам и фольклору, мотивам игры, сна, сказочного вымысла, ввел в литературную традицию гротеск и парадокс как метод создания психологических неповторимых индивидуальных образов, как способ изображения диалектики жизни, переплетение в ней добра и зла, красоты и уродства.

Невозможно в одной работе исчерпать все актуальные (на сегодняшний день) аспекты романтизма. Поэтому в данном исследовании представлен лишь один момент, как нам кажется, наиболее востребованный современной наукой: особенности мотивной структуры и углубленное изучение одного — ключевого.

— мотива романтической поэтики — мотива пути. Именно этот мотив дает нам возможность показать мифологические и религиозные истоки романтизма, его связь с историей и философской мыслью своего времени. Можно сказать, что в этом лейтмотиве романтизма, который напоминает музыкальную тему, реализовалась как мифологема многих древних сказаний, легенд, библейских и богословских текстов, так и философема «движение», характерная для эпохи XVIII века.

Выбор авторов для исследования определен темой работы. Хотя мотив ПУТИ встречается в произведениях очень многих романтиков, а традиционно наиболее близким немецким романтикам считается Жуковский, нам представляется, что именно Новалис в немецкой, А. Пушкин и МЛермоптое в русской наиболее репрезентативны, так как:

1) соответствуют друг другу уровнем классичности проверенной временем;

2) ярко представляет мотив ПУТИ в своем творчестве;

3) являют синтез прозаического и поэтического слова.

Кроме того, данный контекст (Новалис — Пушкин — Лермонтов) позволяет выявить национальные особенности в эстетическом решении мотива ПУТИ у трех авторов.

Подчеркнем, что в данной работе осуществляется типологический анализ, а не проблема близости или взаимовлияния.

Актуальность. В последние десятилетия литературоведение все чаще выходит за свои пределы. В этом смысле данная диссертация вполне актуальна, т.к. в ней предпринята попытка исследования мифологических, религиозных и философских истоков романтизма.

Изучение художественных произведений с точки зрения мифов, архетипов и мотивов является в данное время одним из самых актуальных направлений в науке, о чем свидетельствует, например, издание таких авторитетных фундаментальных книг (одна из них создана коллективом авторов МГУ, другая ИМЛИ), как «Зарубежная литература второго тысячелетия 1000−2000». (М.: «Высшая школа», 2001) и «Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века». (М.: ИМЛИ РАН, 2002), где эти аспекты находятся в центре внимания.

Научная новизна. Типологическое сопоставление русского и западноевропейского романтизма в целом следует отнести не к новаторским, а, скорее к традиционным подходам.

Ставя в центр нашей работы творчество Новалиса, мы выстраиваем новые контексты, которые дают возможность акцентировать некоторые общие сущностные особенности романтизма как метода: а именно — идеалистическую модель мира, диалектику взаимоотношений объекта и субъектаа также понять индивидуальные и национальные варианты их реализации.

Кроме того, мы сравниваем не отдельные произведения романтиков, не их творчество в целом, а сосредотачиваем свое внимание лишь на одном моменте усиленном внимании романтиков к идее и состоянию движения, частным случаем которого является мотив Пути.

Несмотря на всю широту изученности темы «романтизм», углубленный и целенаправленный анализ его с данной точки зрения не осуществлялся.

Новизна данного исследования также заключается в рассмотрении идеи движения сразу в трех аспектах — религиозно-философском, теоретико-эстетическом и собственно художественном — и их взаимодействии.

Теоретическая значимость. Данная работа вносит свой скромный вклад в теорию романтизма как метода, тесно связанного с философским мышлением: в ней показано, как философская категория «движение» осваивается эстетическим сознанием. Кроме того, на примере одного мотива предпринята попытка выявить глубинные связи эстетического сознания с мифологическим и религиозным.

Конкретные разработки, предложенные в настоящем исследовании, могут быть использованы для дальнейшего исследования в области теории мотивов, мотивной структуры и мотивной поэтики в художественной литературе, а также роли архетипов и мифологии в искусстве.

Положения, выносимые на защиту. Отличительной особенностью науки, философии и литературы Европы и.

России второй половины XVIII века является диалектика.

Мысль и искусство буквально вынашивают идею деилсепия. Отсюда преобладание в художественной литературе этого времени (и особенно романтизма), мотива пути, который является одним из вариантов движения как такового.

Реализация мотива пути в литературе осуществляется (сознательно или бессознательно) с опорой на мифологические и религиозные источникиэто древние мифологии, фольклор, а также евангельские сюжеты и образы.

В русской литературе мотив ПУТИ наиболее ярко представлен в романтических произведениях Пушкина и Лермонтова.

У Пушкина мотив ПУТИ имеет фольклорную (сказки) или евангельскую основу (поздняя лирика).

У Лермонтова интерес к мотивам бегства, странничества, узничества больше связан с самой природой романтического метода.

Новалис дает художественное решение мотива Пути в соответствии со своим — мистическим восприятия мира. В его творчестве неразрывно взаимосвязаны — путь, любовь, познание и смерть. Методология исследования. Учитывая опыт ученых, которые занимались теорией мотива (А. Веселовского. В Проппа, М. Бахтина, Б. Гаспарова, Н. Фрая, Фрезера, К. Юнга и др.), мы не следуем принципам постструктуралистской школы мотивного анализа (Б. Гаспаров, В. Руднев), так как мотив для нас не является, прежде всего, лишь элементом структуры. Ведь главная задача работы — не столько определить место мотива ПУТИ в мотивной структуре, сколько показать религиозно-мифологические истоки романтизма.

Поэтому нам близки методологические принципы русских религиозных философов начала XX в. (Евг. Трубецкого, П. Флоренского, Н. Бердяева, Б. Вышеславцева), также работы М. Бахтина, А. Карельского, О. Вайнштейн, Ю. Манна, В. Хализева, Н. Берковского, которые объединияет интерес к авторской философии.

Объектом исследования являются публицистические и художественные произведения Новалиса, сказки и романтические поэмы Пушкина, романтические поэмы Лермонтова («Ангел смерти», «Джюлио», «Мцыри», «Корсар», «Демон» и др.).

Необходимо специально оговорить терминологию: ПУТЬ предстает в данной работе то как мотив, то как мифологема, то как концепт. И в этом нет никакого противоречия или путаницы, т.к. он, действительно, может быть представлен в разных аспектах. Когда речь идет о древних решениях и верованиях, то ПУТЬ выступает в качестве мифологемы, в философских трудах — это концепт или философема, а в художественном произведении, особенно когда речь идет о тематике и композиционных особенностях, он представлен в качестве мотива. Взаимосвязь всех трех сторон данного понятия очевидна, но и конкретное раскрытие и соотношение каждый раз неповторимо и индивидуально.

Целью данной работы и является изучение этого взаимодействия на примере трех авторов.

Предметом анализа стала мифологема движения в западно-европейском и русском романтизме, которая находит свое эстетическое воплощение в мотиве пути.

Методы. В исследовании представлены методы: сравнительноисторический, структурного анализа художественного текста, сравнительно-типологический, методы мифологической и неомифологической школ в культурологи.

Целью данной работы является исследование поэтики романтического произведения как эстетики текучего, движущегося, становящегося, что, в частности, нашло отражение в выдвижении мотива пути, дороги, странничества как ключевого и определяющего в произведениях Новалиса, А. Пушкина, М.Лермонтова.

Задачи. Поставлены задачи:

1) исследования конкретных форм реализации архетипического мотива Пути, уходящего своими корнями в фольклор, мифологию, религию на примере творчества немецких и русских романтиков XIX века;

2) объяснения причин актуализации мифологемы Пути у романтиков, а также выявления национальной специфики ее решения в немецкой и русской литературах.

Практическая значимость. Исследуемые писатели являются программными в школьных (Пушкин, Лермонтов) и вузовских (Новалис) курсах литературы.

Данная работа может оказать помощь учителям и преподавателям вузов в информационном расширении (в диссертации исследуются малоизвестные произведения классиков) и углублении своих учебных занятий.

Кроме того, материал диссертации может помочь при подготовке актуального сейчас курса мировой художественной литературы, так как в ней (кроме прочего) дан образ эпохи XVIII начала XIX века как периода необычайно динамичного и диалектического.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав. Заключения и Приложения. Объясним, почему исследование творчества Новалиса предваряет русские главы: теория и философия романтизма зарождались в Германии, поэтому логичнее после 2 главы, где речь идет о немецкой философии идеализма, говорить о Новалисе, чем о А. Пушкине и М.Лермонтове.

Выводы IV главы.

1. В романтических поэмах А. Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», «Братья-разбойники», мотив «пути» звучит как мотив «свободы» и «бегства от цивилизации», а его решение автор связывает с проблемой нравственных законов, нарушение которых приводит героев к гибели.

2. Поэма М. Лермонтова «Кавказский пленник», «Корсар», «Джюлио», «Беглец», «Ангел смерти» и др. построены на оппозиции статики и динамики. Остановленное время и замкнутое пространство — с одной стороны, а с другой — побег, бегство, погоня, уход и т. п. Это позволяет увидеть, что (как и у Новалиса) мотив пути тесно связан с пространственно-временным хронотопом: путь — это размыкание пространства и ощущение движения времени.

3. В русской литературе мотив пути приобретает характер мотива странничества и изгнанничества. Герои М. Лермонтова — странники сознательные, идейные (в отличие от героя Новалиса, где странничество — Судьба, Повеление Голос).

4. Поэтика Новалиса — это сон, сказка, мистика, оптимизмпоэтика М. Лермонтова — это поэтика катастрофы, подвига и падения.

5. У русских писателей в отличие от мистика — Новалиса мотив пути связан с мотивами греха, совести, падения, искупления.

Заключение

.

Исследуя ключевой мотив романтизма «Путь» на примере творчества немецких и русских писателей, ми пришли к выводу л том, что его присутствие в текстах Новалиса, Ф. Шлегеля, А. Пушкина, М. Лермонтова и др. далеко не случайно. Во-первых, это объясняется характером эпохи второй половины XVIII — начала XIX века — периода сдвигов и потрясений в Европе и Россииво-вторых, развитием научной и философской мысли. В-третьих, самой сущностью метода романизма как искусства диалектики, динамики, текучего, призрачного, неясного, ускользающего.

Однако мотив Пути не изобретение романтизма, а скорее переосмысление им архаичной, далеко уходящей в прошлое мифологемы, нашедшей отражение во многих религиозных системах прошлых веков. Романтизм — определенный этап европейской, а значит христианской культуры, поэтому он связан, прежде всего, с библейским и новозаветным пониманием, что мы и пытались показать в I главе данной работы.

Немецкая философская мысль XVIII века с ее акцентом на Идею и Индивид понимала мотив Пути как духовное стремление Личности — к высшему, Запредельному. Именно эта мысль и перешла потом в немецкий романтизм, и прежде всего к Новалису. Она была унаследована и русским романтизмом.

Однако можно было бы привести множество и других примеров важности проблемы и ее отраженное&tradeи в других западноевропейских литературах.

Он отчетливо представлен, например, и в английской литературе — у Дж. Байрона и С.Кольриджа. На ней построена поэма «Паломничество ЧайльдГарольди», роман в стихах «Дон-Жуан» Байрона, «Сказание старого Морехода» Кольриджа.

Фрагментарность поэм Дж. Байрона сближает его с Новалисом. Поэта не интересует сюжет, событийная сторона. Мотив путешествия нужен не для этого, а для того, чтобы показать внутреннюю жизнь героя, его чувства и его восприятие жизни, а скорее для того, чтобы представить разнообразие мыслей самого автора.

В поэме С. Кольриджа представлен хронотоп встречи (почти по М. Бахтину): свадебный гость, выслушав рассказ Морехода, изменит свой путь и пойдет другой дорогойэтот перекресток символически должен обозначить встречу с Крестом.

Во французском романтизме наиболее интересно, с нашей точки зрения, мотив пути звучит в романах В. Гюго, где он получает христианское (по сути) решение: как изменение личности в сторону милосердия, прощения и доброты.

В этом аспекте наиболее показательны романы В. Гюго «93 год» и «Человек, который смеется». В первом — лучшие страницы посвящены движению по дороге несчастной матери, которая ищет своих троих детей, находит их погибающих в горящем доме и становится свидетелем их чудесного спасения. Все это происходит на фоне якобинской революции — террора, резни, безжалостности, жестокости. И в этом мире у В. Гюго побеждают доброта и любовь, милосердие и вера. Благодаря подвигу маркиза Лантенака, спасшего детей (как он думает, ценой своей жизни), эту истину постигает республиканец Говэн. Его путь — от разрушения к созиданию, от жестокости — к доброте. По мысли Гюго, чувства выше идей, человек важнее абстракций. Таков путь к истине.

В романе «Человек, который смеется» вся первая половина повествования проходит в лесу, где бредет брошенный ребенок, здесь же он находит брошенного полумертвого младенца. Их совместный путь приводит их в хижину философа, где они находят спасение.

В парадигме романтизма «Путь» является лирическим и одновременно катастрофическим переживанием (а часто и переосмыслением) своей личности. Своей судьбы. Этот путь познания исполнен трагичности, он связан с потерей и обретением) (а, возможно, или — или) любви. Вариант Новалиса (обретениепотеря — обретение). М. Лермонтова, как правило (обретение — потеря).

Цветок" - символика женственности (заимствованная из рыцарской литературы и творчески переработанная), а у М. Лермонтова чаще — роковой цветок — представляет специфику романтического дискурса и определяет его отличие от мифологического и религиозного решения мотива пути как движения к Богу, к Первопричине.

Архетип дороги наполняется в художественной литературе, особенно в творчестве романтиков, новыми смыслами. Прежде всего, это связь концепта «пути» с концептом «любви». Без любовной темы трудно представить себе романтизм. Это роднит Новалиса и русских писателей XIX в. (А.Пушкина и М. Лермонтова).

Однако существенное отличие в решении темы у русских романтиков от Новалиса в том, что они наполняют ее нравственным и психологическим содержанием, в поэмах А. Пушкина и М. Лермонтова мотив пути исполнен большего драматизма и социальности, тогда как Новалис движется скорее в область философии и мистики.

Поэзия Новалиса — одна из форм познания и самопознанияживое чувство и интуиция проникают гораздо глубже, чем наблюдения и мысль.

Итак, рассмотрение романтизма (на примере Новалиса) через призму художественного решения одного, но центрального для этой школы, мотива пути позволяет отчетливее увидеть связь всего романтического направления с глубинными религиозно-мифологическими истоками европейской культуры, увидеть в нем синтез философии и искусства на очень узком, но конкретном участке.

Заметим еще одно — немецкий философский идеализм предшествовал немецкому романтизму и подпитывал его своими идеямив русской культуре XIX века. Все было наоборот — русская литература (романтизм) стала питательной средой для будущей русской философии (мы имеем в виду религиозно-философское движение Серебряного Века).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь. М. Республика. 1992.
  2. М.П. Пушкин. Сравнительные исторические исследования. Л.: Наука, 1972.
  3. П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. М.: Правда, 1984.
  4. В.А. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. М.: Московский рабочий, 1966.
  5. Я.Ф. Проблема времени. Ее философское использование. М.: Мысль, 1966.
  6. Атеизм. Религия. Нравственность. М., 1972.
  7. М.Ю. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Мысль, 1983.
  8. И.А. Романтическая мифология А.С. Пушкина. Вел. Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Я Мудрого, 2000.
  9. Т.К. Альманахи литераторов пушкинского круга: религиозно-нравственные искания в поэзии и прозе. М.: Моск. ун-т, 1999.
  10. М.М. Эстетическое наследие и современность. В 2 ч. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992.
  11. В.А. Искусство и мифология. М. 1987.
  12. В.Г. Избранные статьи. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1970.
  13. В.Г. Полное собр. Соч. в 13-ти томах. М.: Наука, 1956.
  14. М.С. О мифологии и философии Библии. М: Наука, 1977.
  15. А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
  16. Я. Аврора. М.: Гуманус. изд-во политич. лит-ра. 1990.
  17. Н.А. О русской филисофии. Сборник в 2-х частях. М., 1981.
  18. Н.А. Новое религиозное сознание и общественность (История философии в памятниках). М., 1999.
  19. Н.А. Философия творчества. Культура искусства: В 2-х томах. М., 1994.
  20. Библейские имена: люди, мифы, история // И. Н. Лосева, И. С. Капустина, М.: Просвещение, 1935.
  21. Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813−1826). М- Л.: Советский писатель, 1967.
  22. С. Новалис или что должно быть вспахано // Новая юность. М., 1998. № 32.
  23. С. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: Прогресс, 1983.
  24. Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.
  25. А.Б. Романтическая ирония и преодоление метелогизма. Философские записки. Воронеж. Вып. 4., с. 108−112.
  26. М. Историческая поэтика. М.: Прогресс, 2001.
  27. С. Русская философия. Антология. М.: Книжная палата, 1993.
  28. П.А. Основные формы движения материи и их взаимосвязь в свете современной науки. М.: Высшая школа, 1974.
  29. О.А. Символический аспект образа ночи в «Гимнах к ночи Новалиса». Филологические этюды: Сборник научных статей молодых ученых. Саратов, 2000. Вып. 3, с.99−102.
  30. О.В. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Ф. Шлегеля. М., 1994.
  31. В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.
  32. А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.
  33. Ф.Н. Эстетика. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1970.
  34. П.А. Полное собрание сочинений в 10 томах. М: Сын Отечества, 1922.
  35. . Лирические лейтмотивы. М., 1991.
  36. Г. Национальные образы мира. М.: Раритет, 1986.
  37. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 томах /Под ред. М.Лившица. М.: Искусство, 1968−1973.
  38. Г. Братья Гримм. ЖЗЛ. М.: Наука, 1980.
  39. Гёте. Годы учения Вильгельма Мейстера. М., 1959.
  40. И.В. Об искусстве. М., 1975.
  41. И.В. Шиллер. Переписка. Т. 12. М. 1988.
  42. Л.В. «Разбилось лишь сердце мое.». М.: «Советский писатель», 1983.
  43. Голубой цветок и дьявол. М.: Терра-Книжний клуб, 1998.
  44. Гофман Э.Т. А. Письма, высказывания, документы. М., 1987.
  45. Гофман Э.Т. А. Избранные произведения: В 3-х томах. М, 1962.
  46. В.И. Ранний немецкий романтизм: Фрагментарный стиль мышления. JL: Издательство ЛГУ, 1991.
  47. Г. А. Пушкин и русские романтики. М.: Наука, 1955.
  48. A.M. К истории русского романтизма. М., 1973.
  49. . В. Собрание сочинений. В 6-ти томах. М.: «Правда», 1988. С. 95.
  50. Дань признательной любви: Русские писатели о Пушкине. Л. Правда, 1979.
  51. А.С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.
  52. Е.М. Виктор Гюго. М.: «Наука», 1976.
  53. В.В. Мифы о мироздании: Вселенная и религия. М.: Наука, 1989.
  54. Жизнь Иисуса Христа. Киев, 1991.
  55. В.М. Байрон и Пушкин. Л.: Гослитиздат, 1973.
  56. История диалектики XIV-XVIII /Ойзерман, В. В. Соколов и др. М., 1974.
  57. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 томах. Т.З. М.: Искусство, 1967.
  58. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6-ти томах. Т.З. М.: Искусство, 1985.
  59. И. Критика способности суждения: в 6-ти томах. М., 1964.
  60. Карельский. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992.
  61. В.М. Романтическая муза Пушкина. М.: изд-во Моск. ун-та, 2001.
  62. Ю.А. Философия религии. Систематический очерк. М.: Nota Bene, 1998.
  63. Т. Эволюция героя в немецком романтическом романе (Новалис Арним — Гофман). Калининград, 1994.
  64. С. И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997.
  65. Косидовский 3. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1987.
  66. O.K. Эстетика. М: Аспект-пресс, 1998.
  67. .Г. Путешествие через эпохи. Мемуары графа Калиостро. М.: Молодая гвардия, 1975.
  68. Дж. Этика и эстетика, М., 1978.
  69. Лермонтовская энциклопедия/ Гл. ред. Мануйлов. М.: Большая российская энциклопедия, 1987.
  70. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М. Учпедгиз, 1959.
  71. А.Ф. Знак. Символ, Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  72. А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.
  73. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.:Правда, 1983.
  74. А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. М.: Искусство. 1976.
  75. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  76. И.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 2000.
  77. Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1988.
  78. Луначарский. Романтические юбилеи. М.: Наука, 1968.
  79. Л.Н. Философские проблемы времени и контексте междисциплинарных исследований. М.: Прогресс-традиция, 2002.
  80. Е.Ю. Поэзия Лермонтова. Л. Гослитиздат, 1964.
  81. А. Об одном афоризме Новалиса // Вопросы философии. М., 2000, № 2
  82. Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976.
  83. A.M. Михаил Лермонтов. Жизнь и творчество. М.: Русский язык, 1983.
  84. .С. ". Сквозь магический кристалл". Путь в мир Пушкина. М.: Высшая школы, 1990.
  85. .С. Пушкин и русский романтизм. М.- Л.: изд-во АН СССР, Б.Г., 1958.
  86. Д.Е. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990.
  87. Д.Е. Герой волшебной сказки: происхождение образа. М.: Изд-во вост. лит., 1958
  88. Е.Г. Оппозиция «жизнь-смерть» в миропонимании и художественном творчестве Новалиса / Романтизм: эстетика и творчество. Тверь, 1994.
  89. Мироздание и человек. М.: Политиздат, 1990.
  90. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах/Гл. ред. А Токарев, М.: Российская энциклопедия. Олимп, 1997.
  91. Музыкальная энциклопедия / Под ред. В. А. Сапожникова. М., 1971.
  92. Л.Н. Поэмы Пушкина. М.: Просвещение, 1949.
  93. Начало пути христианина. Коктебель, 1990.
  94. А. «Страстная душа томится.». Заметки о поэме Ю. М. Лермонтова «Мцыри».
  95. Немецкая поэзия XIX века Die Deutsche Lirik des 19. Jahrhunderts. M.: Радуга, 1984.
  96. Немецкая романтическая повесть. М., 1977.
  97. Новалис. Генрих фон Офтердинген // Голубой цветок и дьявол. М: Терра- книжный клуб, 1998.
  98. Новалис. Гимны к ночи. М.: Энигма, 1996.
  99. Новалис. Христиаство и Европа. М.:Энигма, 1996.
  100. О любви к жизни, о смерти, и о тайнах иного бытия. М.-.1992.
  101. А.А. Самодвижение материи в свете кибернетики. Философский очерк. М.: Наука, 1971.
  102. Г. В. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1958.
  103. Проблемы романтизма. Сборник статей. М.: «Искусство», 1967.
  104. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.
  105. Псалом сто осьмнадцатый, истолкованный святителем Феофаном М., 1891.
  106. Путешествие в Святую Землю. Записки русский паломников и путешественников XII—XX вв.
  107. А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. JI.: «Наука», 1977.
  108. Расскажу вам сказку: Сказки и легенды народов Западной Европы. М.: Наука, 1991.
  109. .Г. Между классицизмом и реализмом. М.: Наука, 1962.
  110. В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997.
  111. Русский романтизм / Под ред. Н. А. Гуляева. М.: Высшая школа, 1974.
  112. Русская философия XX века. Антология. М.: Политиздат. 1993.
  113. Русские философы. Антология (конец XIX- середина XX вв.) 1-й выпуск. М.: Высшая школа, 1993.
  114. Русские философы. Антология. 2-ой выпуск. М.: Высшая школа, 1993.
  115. В. Страницы русского романтизма. Книга статей. М.: Советская Россия, 1988.
  116. Сказки немецких писателей. Л.: Лениздат, 1989.
  117. Г. Братья Гримм. Очерк жизни и творчества. М.: Мысль, 1989.
  118. О.В. Мифологичность сказок Новалиса // в кн. Третьи Майминские чтения. Псков, 2000.
  119. О.В. Сказка и сказочность в творчестве Новалиса. Ростовский гос. ун-т им. Герцена, 2001.
  120. Стендаль. Собрание сочинений. В 12-ти томах. М.: «Правда», 1978.
  121. А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1972.
  122. В.И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика. М.: Знание, 1980.
  123. С.В. Что такое мифология? /В сб. Вопросы истории религии и атеизма. № 10. М., 1962.
  124. Е. Русские философы. Антология. М.: Книжная палата, 1992.
  125. Д.Д. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1984.
  126. Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.
  127. Философы России XIX XX столетия. Биографии, идеи, труды. И.: Искусство, 1993.
  128. П.А. Иконостас. М.: «Искусство», 1994.
  129. П.А. Христианство и культура. М.: Харьков: ACT, 2001.
  130. Н.В. Образ поэта-пророка в лирике Пушкина. -Уч.зап. МГУ, 1946.
  131. Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М.: Просвещение, 1980.
  132. К. Проблема личности в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген»// Вестник Московского ун-та. 1975.
  133. И.А. Время: природа, равномерность, измерения. М.: Наука, 2002.
  134. В.А. Музыкальный тематизм. М.: Наука, 1983.
  135. М.И. Первобытная мифология и философия. Л.: Гослитиздат. 1971.
  136. П.Б. Письма. Статьи. Фрагменты. М., 1972
  137. Шиллер. Статьи об эстетике. В 6-ти томах. М., 1959.
  138. Ф. Критические фрагменты. Культура. М., 1983.
  139. Ф. Трансцендентальная философия. Культура. М., 1983. Культура. М., 1983.
  140. Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 томах. М.: Искусство, 1983.
  141. Г. Новалис: Сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Урал. Челябинск, 1996.
  142. Т.Л. Романтизм в Германии и России. Уч. пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та- Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пед. инст-та, 2001.
  143. Л.И. Понятие «движения», «развития» и их роль в изучении физических процессов. М, 1970.
  144. М. Аспекты мифа. М.: Акад. Проект, 2000.
  145. М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987.
  146. М. Миф о вечном возвращении. М.: Кадомир, 2000.
  147. М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: Университетская книга, 1997.
  148. Эстетика Гегеля и современность. М.: Искусство, 1984.
  149. Юнг Г. Великие христианские мыслители (Миф, религия, культура). СПб.: Алатея, 2000.
  150. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.
  151. Amman, Jiirg. Hardenberg. Romantische Erzahlung nach dem NachlaB des Novalis.- Frankfurt am Main, 1978.
  152. Beck, Hans-Joachan. Fridrich von Hardenberg. «Oeconomie des Styls». Die Wilhelm Meister-Rezeption im Heinrich von Ofterdingen.-Bonn, 1976.
  153. Birven, Henrich. Novalis. Magus der Romantik.-Schwab, 1959.
  154. Deutsche Romantische Marchen: Novalis, Wakenroder.-M, 1980.
  155. Haering, Theodor. Novalis als Philosoph.-Stuttgart, 1954.
  156. Hartman, Heribert. Zur Aktualitat der Raum-Zait-Auffasung des Novalis.-Bonn, 1974.
  157. Kiipper, Peter. Die Zeit des Erlebnis des Novalis.-K6ln, 1959.
  158. Miltitz, Monica. Novalis. Romantische Dunken zum Deutung unseren Zeit.-Stuttgart, 1973.
  159. Heftrich, Eckhard.Novalis. Von Logos der Poesie.-Frankfurt am Mein, 1969.
  160. Nambuger, Kate. Philosophie der dDichter. Novalis, Schiller.Rilke.-Stuttgart. 1966.
  161. Novalis. Heinrich von Ofterdingen.-file://www inhalt.htm.ru.
  162. Novalis. Die Lehrlinge zu Sais.- file://www inhalt.htm.ru.
  163. Novalis. Hymen an die Nacht.- file://www Novalistext.htm.ru.
  164. Niebel, Fridrich. Novalis. Deutscher Dichter.-Munchen, 1972.
  165. Hudenrot, Herman-Fridrich. Di Dialektischen Grundbegriffe in der Asthetikder Novalis.- Miinchen, 1967.
  166. Paschek, Garl. Der Einfluss Jakob Bohme auf das Werk Fridrich fon Hardenberg.- Bonn, 1974.
  167. Strack, Friedrich. Jm Schatten der Neugier Christiche Tradition und krit. Filosophie im Werk. Tubingen, 1982.
  168. Schanze, Helmut. Yndex zu Novalis, Heinrch von Ofterdingen. Bearb von Helmut Schanze.- Frankfurt am Main, 1968.
  169. Schreiber, Jens. Das Symptom des Schreibens: Roman und absolutes Buch in der Fruhromantik.-Frankfurt am Main, 1983.
Заполнить форму текущей работой