Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила нам утверждать правомерность выделения базовой группы ценностей («человек», «культура», «профессионально-значимые знания, умения, навыки», «профессиональная деятельность», «ценности взаимодействия»), отражающих специфику гуманитарного блока дисциплин в техническом вузе, а также педагогических условий и следующих ключевых технологических этапов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические основы ценностно-педагогической направленности изучения гуманитарных дисциплин
    • 1. 1. Ценность и ценностные ориентации в педагогике: истоки, сущность, структура, классификации
    • 1. 2. Методологические подходы к формированию ценностных ориентаций будущих специалистов при изучении иностранного языка
    • 1. 3. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов технического вуза
    • 1. 4. Авторская концепция и модель формирования ценностных ориентаций студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка
    • 2. 1. Состояние и анализ сформированности ценностных ориентаций студентов технического вуза
    • 2. 2. Реализация педагогических условий и программы опытно-экспериментальной работы, способствующих развитию ценностных ориентаций студентов
  • Выводы по второй главе

Формирование ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Коренные социально-экономические изменения в современном российском обществе привели к дисбалансу в общей системе ценностей, которая составляет основу комплексного педагогического мировоззрения. В условиях постоянного развития и изменения природы ценностных приоритетов особенно актуально звучит проблема формирования устойчивой системы ценностных ориентаций будущих специалистов, которая составляет основу межкультурного общения в демократическом обществе. Приоритет общенациональных ценностей, гуманистическая направленность образовательного процесса, знание культуры и традиций стран изучаемого языка, правил речевого этикета, важность сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей — все это отражается в Законе Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования и Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Федеральный Закон о высшем послевузовском профессиональном образовании в качестве одной из основных задач высшего учебного заведения выделяет сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. В рамках модернизации современного образования, перехода к демократическому и правовому государству особую важность приобретает формирование современного мышления у молодого поколения, направленного на ценностное восприятие окружающей действительности. В условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества — систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма [55, С.28−29].

Следовательно, формирование новой ценностной парадигмы является приоритетным направлением дальнейшей работы образовательных учреждений и приобретает особую важность в современных условиях развития российского общества.

В настоящее время происходит переоценка общечеловеческих ценностей в обществе, изменение их иерархической системы, актуализируется проблема значимости иностранного языка и реализации его ценностного потенциала. Вопрос об эффективном применении ключевых положений аксиологического подхода в образовании приобретает государственное, социальное, индивидуально-личностное звучание. На первый план выходит значимость процессов гуманизации и гуманитаризации в формировании гармонично развитой, поликультурной личностистановятся все более четкими тенденции взаимопроникновения ключевых элементов нравственного, эстетического и научного мироощущений различных социальных групп — все это свидетельствует о приоритете идеи свободы в системе педагогических ценностей. Ориентированность на выявление личностного смысла будущей профессиональной деятельности, усиление интеграционных тенденций, расширяющих границы межкультурной коммуникации в обществе, выявляет особую роль гуманитарных дисциплин технического вуза, в частности языкового образования. В свою очередь интенсивное внедрение ценностного компонента в процесс изучения иностранного языка в техническом вузе на фоне приобщения студентов к мировой культуре стимулирует формирование гармонично развивающегося поколения, способного к постоянному творческому и профессиональному росту.

В данном контексте иностранный язык является неоспоримой ценностью не только в культурной сфере, но и в профессиональной. Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что обществу нужен специалист, умеющий пользоваться иностранным языком практически, своевременно знакомиться с новыми технологиями, достижениями науки и техники, способный установить контакты с зарубежными партнерами, освоить навыки межкультурного общения, принять и осознать не только ценности родной культуры, но ценности стран изучаемого языка. Необходимость и важность разрабатываемой проблемы также прослеживается в установлении чёткой взаимосвязи между уровнем овладения иностранным языком и принятием ценностей родной и мировой культуры, что в свою очередь показывает важность реализации ценностного потенциала дисциплины «Иностранного язык» в становлении будущего специалиста.

В науке на данный момент накоплен достаточный материал для решения проблемы нашего исследования. Различные аспекты формирования и развития ценностных систем представлены в трудах философов, педагогов, психологов, социологов. Ими исследованы:

— национальные ценности образования и их ретроспективный анализ. (Е.П. Белозерцев, Б. С. Гершунский, В. Г. Пряникова, З. И. Равкин и др.);

— философское наполнение категории «ценность», основные формы её- существования, а также механизм появления и взаимосвязь между эмоционально-чувственной областью личности, рациональной оценкой, потребностями. (J1.M. Архангельский, Д. А. Леонтьев, Н. З. Чавчавадзе и др.);

— важность личностного восприятия окружающей действительности и процесса оценивания, основанного на индивидуальных интересах, потребностях, желаниях. (В.Г. Алексеева, С. Ф. Анисимова, Б. И. Додонов,.

B.П. Тугаринов и др.) — необходимость гуманистической и личностно-ориентированной направленности процесса формирования ценностных систем. (Е.В. Бондаревская, Н. Б. Крылова, В. А. Сластёнин и др.);

— вопрос о формировании ценностей в процессе субъект-субъектных взаимоотношений и социализации личности. (К.А. Абульханова-Славская,.

C.С. Бубнова, Г. П. Выжлецов и др.);

— анализ социокультурных ценностей. (Ю.Г. Вешнинский, Н. С. Розов, Л. П. Тихоноваи и др.).

Однако, несмотря на обширный теоретический материал и глубокий анализ рассматриваемой проблемы, нам представляется недостаточно разработанным вопрос о формировании ценностных ориентаций будущих специалистов технических вузов средствами иностранного языка.

Научный поиск решения проблемы формирования ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка выявил ряд противоречий:

— противоречие между увеличивающейся потребностью в специалисте всесторонне развитом, культурном, способном к ценностному самоопределению и самореализации и наличием традиционного подхода к организации образовательного процесса в техническом вузе;

— противоречие между возрастающей ролью иностранного языка в качестве универсального ценностного средства гуманизации образовательного процесса и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса о реализации ценностного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе;

— противоречие между овладением будущим специалистом системой знаний в процессе изучения иностранного языка и уровнем сформированности ценностных ориентаций.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования ценностных ориентаций студентов технического вуза средствами иностранного языка в педагогической науке и практике обусловили выбор темы исследования «Формирование ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе», научная проблема которого определяется следующим образом: каковы педагогические условия успешного формирования ценностных ориентаций студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка.

Объект исследования — ценности современного высшего образования.

Предмет — формирование ценностных ориентаций студентов технического вуза при изучении иностранного языка.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования ценностных ориентаций студентов в техническом вузе будет более эффективным: если разработать педагогические условия, направленные на успешное формирование ценностных ориентаций у будущих специалистовразработать авторскую концепцию и модель формирования ценностных ориентаций у студентов в процессе изучения иностранного языка, включающие в себя следующие компоненты: ориентационно-кумулятивный, когнитивно-аналитический, личностно-аксиологический, деятельностно-проекционныйразработать педагогическую технологию формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов технического вузавыявить этапы, критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка.

Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать задачи исследования: конкретизировать содержание базового понятия «ценностная ориентация» относительно проблемы формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузеустановить ключевые образовательные ценности, отражающие специфику обучения иностранному языку в техническом вузевыявить и экспериментально проверить дидактические условия успешного формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов при изучении иностранного языка;

— разработать авторскую концепцию и модель успешного формирования ценностных ориентаций у студентов технического вуза;

— разработать педагогическую технологию эффективного формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка;

— выявить критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у будущих специалистов технического вуза.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили:

— философские идеи теории ценностей (JI.M. Архангельский, Д. А. Леонтьев, Н. З. Чавчавадзе и др.);

— психологические идеи ценностного развития личности (С.С. Бубнова, Б. И. До донов, Я. Л. Коломенский, М. Рокич и др.);

— педагогические идеи определения и классификации понятий «ценность» и «ценностная ориентация» (К.А. Абульханова-Славская, В. Г. Алексеева, С. Ф. Анисимов, Н. А. Асташова, Е. В. Бондаревская, М. С. Каган, Н. Б. Крылова, С. В. Кульневич, В. А. Сластенин, В. П. Тугаринов, В. Е. Хлебникова и др.);

— идея гуманизации образования (Л.А. Байкова, И. А. Зимняя, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. И. Шиянов и др.);

— личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич, Н. Г. Свинина, В. В. Сериков, В. И. Симонов, Е. Н. Степанова и др-);

— культурологический подход (Е.В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, П. В. Сысоев, Е. И. Шиянов и др.);

— аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, Н. С. Розов, В. А. Сластенин, Е. И. Шиянов и др.);

— вопросы формирования духовных, профессиональных, общечеловеческих ценностей и ценностных ориентаций средствами иностранного языка в диссертационньтх исследованиях Л. П. Гадзаовой, Н. А. Гущиной, В. П. Руденковой, Г. И. Русскиной.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использован комплекс методов исследования:

— анализ нормативно-правовых документов и образовательных программ по вопросам формирования ценностных ориентации будущих специалистов;

— изучение и обобщение опыта формирования ценностных ориентаций (средствами иностранного языка) в вузах;

— анализ практики преподавания иностранного языка в техническом вузе с целью выявления ценностного потенциала дисциплины;

— использование методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, методики исследования мотивации профессиональной деятельности М. Замфир в модификации А. А. Реана, методики исследования мотивов учебной деятельности А. А. Реана и В. А. Якунина;

— интервьюирование, тестирование студентов;

— педагогическое наблюдение за процессом формирования ценностных ориентаций студентов на занятиях по иностранному языку с учётом цели исследования и изменением содержания образования (педагогических условий) по предмету;

— педагогический эксперимент;

— анализ творческих работ студентов;

— качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужили технические факультеты (радиотехнический, электроники, вычислительной техники) Рязанского государственного радиотехнического университета. Результаты исследования внедрены и апробированы в Рязанском высшем военном командном училище связи имени М. В. Захарова. В массовом констатирующем эксперименте принял участие 131 студент первых и вторых курсов Рязанского государственного радиотехнического университета, в формирующем эксперименте — 61 студент и 9 преподавателей.

Этапы и организация исследования.

Исследование проводилось в течение 4 лет (с 2004 по 2008 г.) в несколько этапов.

На первом этапе исследования (2004;2005) проводилось изучение и анализ психолого-педагогической и философской литературы по проблемеформулировалась тема, цель и гипотеза исследованияразрабатывались базовые положения проведения исследованияанализировались истоки, сущность, структура, классификации понятий «ценность» и «ценностная ориентация" — уточнялось содержание понятия «ценностная ориентация" — определялись педагогические условия успешного формирования ценностных ориентацийанализировалось содержание современных образовательных программ и нормативных документов с целью выявления основных ориентиров исследуемой проблемыразрабатывалась программа проведения опытно-экспериментальной работыпроводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2005;2007) уточнялись концептуальные положения успешного формирования ценностных ориентаций студентов при изучении иностранного языкаразрабатывались практические рекомендации по активизации ценностного потенциала дисциплины «Иностранный язык" — обеспечивались необходимые педагогические условия формирования ценностных ориентаций будущих специалистовпроводился формирующий экспериментвносились необходимые коррективы в содержательный и процессуальный аспекты исследования.

На третьем этапе (2007—2008) завершался формирующий эксперимент, уточнялись авторская концепция, модель и педагогические условия успешного формирования ценностных ориентацийпроводился контрольный эксперимент, анализировались и обобщались результаты исследования, оформлялась диссертациявнедрялись практические рекомендации формирования ценностных ориентаций студентов в процессе изучения иностранного языка.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— конкретизировано содержание базового понятия «ценностная ориентация» относительно проблемы формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе;

— разработаны педагогические условия успешного формирования ценностных ориентаций студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка;

— создана авторская концепция и модель, включающая ориентационно-кумулятивный, когнитивно-аналитический, личностно-аксиологический и деятельностно-проекционный компоненты;

— разработана педагогическая технология формирования ценностных ориентаций будущих специалистов.

Теоретическая значимость заключается в следующем:

— систематизированы теоретические представления о классификациях ценностей в образовании и сущности понятия «ценностная ориентация»;

— обоснована необходимость и определены возможности применения аксиологического, личностно ориентированного, культурологического подходов и идей гуманизации образования в качестве методологической основы формирования ценностных ориентаций;

— проведено теоретическое обоснование авторской концепции и модели формирования ценностных ориентации будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе;

— осуществлен теоретический анализ и описано содержание формирования ценностных ориентаций у студентов технического вуза при изучении иностранного языка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что были реализованы методологические подходы к процессу формирования ценностных ориентаций будущих специалистов в техническом вузе, внедрены педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов при изучении иностранного языка.

Авторская концепция, модель, педагогические условия и технология могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка в технических и других вузах, в разработке предложений и систем педагогического воздействия и взаимодействия по повышению уровня ценностного отношения к иностранному языку.

В целом результаты исследования (модель формирования ценностных ориентаций студентов в процессе изучения иностранного языка, педагогические условия и методологические подходы, практические рекомендации, диагностический инструментарий) потенциально могут иметь широкое применение при составлении рабочих программ по иностранному языку технических вузов, в процессе ценностно-ориентированной работы со студентами.

Достоверность результатов исследования обеспечивается комплексом методов педагогического исследования, соответствующих его предмету и задачам, который направлен на повышение общего уровня сформированности ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в результате развития таких ценностей, как «человек», «культура», «профессионально-значимые знания, умения, навыки», «профессиональная деятельность», «ценности взаимодействия" — эмпирической проверкой гипотезы исследования, всесторонним анализом полученных экспериментальных данных с использованием методов математической статистикиличным участием автора на всех этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. «Ценностная ориентация» с учетом специфики взаимодействия между преподавателем и студентами технического вуза в процессе изучения иностранного языка определяется как устойчивый внутренний компонент структуры личности, создаваемый в процессе осознанного восприятия ценности предметов и явлений окружающей действительности, направляемый научными достижениями общества, образованием, культурой, традициями.

2. «Человек», «культура», «профессионально-значимые знания, умения, навыки», «профессиональная деятельность», «ценности взаимодействия» являются ключевыми ценностями успешного овладения не только профессионально-ориентированными знаниями, но и общего гармоничного развития личности будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе.

3. Концепция формирования ценностных ориентаций будущих специалистов в техническом вузе представляет поэтапный процесс усвоения ключевых ценностей средствами иностранного языка с целью их вхождения во внутреннюю структуру личности студентов и в проекции будущей профессиональной деятельности.

4. Педагогическая технология формирования ценностных ориентаций у студентов характеризуется следующими 5 этапами: этап 1 — выявление ведущих образовательных ценностей и исходного уровня языковых знаний будущих специалистовэтап 2 — формирование необходимой профессионально-ориентированной системы знаний в ходе анализа и осознания ценностей современного научного обществаэтап 3 — формирование самостоятельного ценностного мировоззрения будущих специалистов через ценностную самоидентификацию учащихся, субъективную оценку и принятие образовательных ценностейэтап 4 — формирование устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности в процессе ценностной самореализации учащихсяэтап 5 — выявление уровня сформированности ключевых образовательных ценностей в процессе изучения иностранного языка.

5. Комплекс педагогических условий формирования ценностных ориентаций в техническом вузе включает:

— актуализацию ценностного потенциала дисциплины «Иностранный язык» (овладение знаниями особенностей межкультурного взаимодействия в ходе творческого анализа научных достижений, как стран изучаемого языка, так и родной страны);

— приоритет субъект-субъектных отношений в системе «преподаватель — студент» (диалогизация процесса изучения иностранного языка и применение диалоговой технологии «кейс-стади» с введением нового этапа — ценностного анализа языковых ситуаций);

— создание личностно ориентированной ситуации на занятиях по иностранному языку (включение каждого студента в аналитическую деятельность и определение ведущих жизненных ценностей с последующим групповым обсуждением);

6. Теоретическая модель формирования ценностных ориентаций будущих специалистов технического вуза включает основанные на общечеловеческих ценностях компоненты системного подхода к изучению иностранного языка (цель, субъекты деятельности — преподаватели и студенты, педагогические условия, ключевые компетенции, технология формирования, критерии и показатели, результаты реализации, анализ результатов).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила нам утверждать правомерность выделения базовой группы ценностей («человек», «культура», «профессионально-значимые знания, умения, навыки», «профессиональная деятельность», «ценности взаимодействия»), отражающих специфику гуманитарного блока дисциплин в техническом вузе, а также педагогических условий и следующих ключевых технологических этапов формирования ценностных ориентаций: этап 1 — выявление ведущих образовательных ценностей и исходного уровня языковых знаний будущих специалистовэтап 2 — формирование необходимой профессионально-ориентированной системы знаний в ходе анализа и осознания ценностей современного научного обществаэтап 3 — формирование самостоятельного ценностного мировоззрения будущих специалистов через ценностную самоидентификацию учащихся, субъективную оценку и принятие образовательных ценностейэтап 4 — формирование устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности в процессе ценностной самореализации учащихсяэтап 5 — выявление уровня сформированности ключевых образовательных ценностей в процессе изучения иностранного языка.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили обоснованность определения ориетационно-кумулятивного, когнитивно-аналитического, личностно-аксиологического и деятельностно-проекционного компонентов формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка.

1. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что наблюдалась узкая направленность ценностного восприятия окружающей действительности у будущих специалистов, приоритетность материальных ценностей и внешней отрицательной мотивации профессиональной деятельности, минимизация ценностного потенциала культурного и научного наследия общества.

2. В ходе исследования, проведенного на основе разработанных педагогических условий и в экспериментальной группе наблюдалась устойчивая положительная динамика в формировании ценностных ориентаций, а именно:

— обобщение и систематизация предлагаемых ценностей в процессе диалогового общения с преподавателем и другими студентами;

— обращение к личностному опыту и собственным ценностным ориентациям на фоне работы с профессионально-ориентированным аутентичным материалом;

— активизация оценочной деятельности;

— развитие аналитических умений;

— эмоциональный отклик на предлагаемую проблематику:

— выработка собственных представлений о тех или иных научных реалиях;

— уход от спонтанности и фрагментарности в проявлении ценностного отношения к предлагаемой проблематике.

3. Результаты исходной, текущей и итоговой диагностики позволили зафиксировать общее повышение уровней сформированности ценностных ориентаций в экспериментальной группе, что свидетельствует о положительном влиянии разработанных педагогических условий и технологии на продуктивность их формирования.

4. Проведение исследования доказывает, что формирование ценностных ориентаций у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе будет проходить эффективно, если:

— актуализируется ценностный потенциал дисциплины «Иностранный язык»;

— реализуется приоритет субъект-субъектных отношений в системе «преподаватель-студент» (через диалогизация процесса изучения иностранного языка);

— наблюдается внутреннее ценностное саморазвитие студентов;

— создается личностно ориентированная ситуация.

5. В ходе исследования установлено, что при последовательной реализации ориентационно-кумулятивного, когнитивно-аналитического, личностно-аксиологического и деятельностно-проекционного компонентов модели наблюдалось формирование устойчивой позиции студентов в отношении к ценностям науки, культуры, будущей профессиональной деятельности, перспектив развития общества в целом.

6. Проведенная экспериментальная работа позволила сделать вывод, что разработанные педагогические условия и технология способствуют формированию ценностных ориентаций у будущих специалистов, а также повышению их общего уровня в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование, посвященное проблеме формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов, показало, что возрастающие темпы развития современных научных технологий требуют становления крепких субъект-субъектных отношений между преподавателями и студентами в рамках образовательных систем, что в свою очередь способствует преодолению ценностного вакуума и деструктивных тенденций в обществе.

Целью данного диссертационного исследования явились теоретическое обоснование, практическая апробация педагогических условий, направленных на формирование ценностных ориентаций у студентов технического вуза. Исходя из цели, было осуществлено психолого-педагогическое осмысление теории, ретроспективный и перспективный анализ категориального аппарата, что позволило уточнить ряд ключевых понятий с учетом специфики гуманитарного блока дисциплин в техническом вузе: «педагогическая аксиология», «ценность», «ценностная ориентация». В результате мы ориентировались на следующее определение «ценностной ориентации»: ценностная ориентация — это устойчивый внутренний компонент структуры личности, образованный в результате процесса осознанного восприятия ценности предметов и явлений окружающей действительности, направляемый научными достижениями общества, образованием, культурой, традициями, языком.

В исследовании установлено, что современное образовательное пространство представлено широким диапазоном как общечеловеческих, так и образовательных ценностей. Однако для нас особый интерес представляли только те ценности, которые непосредственно связаны с развитием творческой, лингвокультурной личности, умеющей посредством языка расширить свои системы ценностных ориентаций, осознать ценности родной страны и стран изучаемого языка, а именно: «человек», «культура», профессионально-значимые знания, умения, навыки", «профессиональная деятельность», «ценности взаимодействия».

Анализ обобщенного педагогического опыта по проблемам формирования ценностных ориентаций средствами иностранного языка (§ 1.3, С.66) дал нам возможность утверждать об определенном потенциале данной дисциплины в решении вопроса о творческом освоении и приобщении общечеловеческих и национальных ценностей образования будущими специалистами, в частности, таких как «человек», «культура», «профессионально-значимые знания, умения, навыки», «профессиональная деятельность», «ценности взаимодействия».

Учитывая специфику блока гуманитарных дисциплин в техническом вузе, мы выделили приоритетные методологические подходы к формированию ценностных ориентаций: аксиологический, личностно ориентированный, культурологический подходы, гуманизация образования. В дальнейшем ход исследования продемонстрировал, что процесс формирования ценностных ориентаций требует соблюдения ряда педагогических условий, среди которых отмечаем следующие:

— актуализация ценностного потенциала дисциплины «Иностранный язык»;

— приоритет субъект-субъектных отношений в системе «преподаватель-студент» (через диалогизацию процесса изучения иностранного языка);

— создание личностно ориентированных ситуаций.

На основе разработанных условий была создана модель формирования ценностных ориентаций. В ее создании мы исходили из поэтапности ценностного восприятия окружающей действительности, внутреннего самопроектирования и самооценки будущих специалистов. Модель представлена как поэтапный процесс приобщения к образовательным ценностям и проектирования профессиональной деятельности, в которой выделены следующие компоненты:

I — ориентационно-кумулятивный;

II — когнитивно-аналитический;

III — личностно-аксиологический;

IV — деятельностно-проекционный.

Разработанная модель включает в себя технологию формирования ценностных ориентаций и представлена в виде следующих этапов: этап 1 — выявление ведущих образовательных ценностей и исходного уровня языковых знаний будущих специалистовэтап 2 — формирование необходимой профессионально-ориентированной системы знаний в ходе анализа и осознания ценностей современного научного обществаэтап 3 — формирование самостоятельного ценностного мировоззрения будущих специалистов через ценностную самоидентификацию учащихся, субъективную оценку и принятие образовательных ценностейэтап 4 — формирование устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности в процессе ценностной самореализации учащихсяэтап 5 — выявление уровня сформированности ключевых образовательных ценностей в процессе изучения иностранного языка.

Каждый этап выводит студента на более высокий уровень приобщения и проектирования ценностных ориентаций, который рассматривается с позиции критериальной результативности.

На этапе констатирующего эксперимента были разработаны критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций, которые дали нам возможность выделить и обосновать три уровня: высокий, средний, низкий.

Работа по формированию ценностных ориентаций в экспериментальной группе велась в соответствии с выделенными нами методологическими подходами, педагогическими условиями, компонентами и технологией, что позволило сделать следующие выводы: актуализация таких ценностей, как «человек», «культура», «профессионально-значимые знания, умения, навыки», «профессиональная деятельность», «ценности взаимодействия», посредством учебного материала способствовала реализации ценностного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе;

— совместный ценностный анализ предлагаемых языковых ситуаций после группового и межгруппового обсуждения, включающий беседы, конференции, круглые столы, ролевые игры, активизировал развитие не только навыков устной речи, но и умение высказывать собственную позицию, интерпретировать реалии современной науки и техники, анализировать перспективность их применения в обществе;

— диалогичность творческой и познавательной деятельности способствовала становлению субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателем, что стимулировало обращение к собственному личностному опыту и ценностным ориентациямаутентичность, актуальность, проблемность, отражение ключевых образовательных ценностей в подбираемом языковом материале позволили активизировать независимую деятельность студентов, самостоятельный поиск истины, собственной позиции, что привело к увеличению потребности в постоянном профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании;

— в процессе исследования было разработано и апробировано содержание изучения иностранного языка (на примере английского языка), которое отражено в тематическом плане, методической разработке, системе программ и упражнений, направленных на формирование ценностных ориентаций;

— создание личностно ориентированных ситуаций на занятиях стимулировало не только страноведческую, но и профессионально-коммуникативную мотивацию будущих специалистов, что проявлялось наряду с объемом, системностью, осознанностью получаемых знаний в готовности к дальнейшей проекции профессиональной деятельности и принятии таких образовательных ценностей, как «человек», «культура», «профессионально-значимые знания, умения, навыки», «профессиональная деятельность», «ценности взаимодействия»;

— устойчивая положительная динамика, отразившаяся в повышении уровня сформированности ценностных ориентаций в экспериментальной группе и внутренней положительной мотивации будущей профессиональной деятельности, свидетельствует о правомерности гипотезы и обоснованности выдвинутых на защиту положений.

Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее решение изучаемой проблемы и предлагает следующие направления для его углубления и развития:

— интегративность при изучении ценностного потенциала дисциплин гуманитарного блока в рамках образовательных систем технических вузовтеоретико-методическая разработка проблемы реализации междисциплинарных связей, направленных на формирование ценностных ориентаций у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка;

— анализ формирования ценностных ориентаций у специалистов в процессе практической профессиональной и научной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. А.В. Ценностные ориентации российской молодежи. // Ломоносовские чтения. 2003.-Студенты.- Том №−2.-С.1−5.
  3. В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. // Советская педагогика. 1981.-№ 8.- 69 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.380 с.
  6. С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры).- М.: Мысль. 1970, — 174 с.
  7. С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX в. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 1994. № 4. — С.34−42.
  8. Аристотель. Соч. в 4-х т. т. 1. — М.: «Мысль», 1985. — 550 с.
  9. Л.М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. 1983 .-№ 1. С. 88 — 93.
  10. Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. 272 с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 374 с.
  12. Е.П. На пути к русскому образованию // Педагогика. 1997.-№−2.-С. 39−42.
  13. Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. -№ 3. С.30−31.
  14. Н.А. О назначении человека. М.: «Республика», 1993. — 382 с.
  15. М.Н. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003.-№ 2 (195) С. 1−6.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института проф. Образования Мин. Образования России, 1995.- 336 с.
  18. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. — том 20 № 5. — С. 3844.
  19. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: «Республика», 1994. 414 с.
  20. А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании // Вестник высшей школы. 1997. № 6. — С.22−25.
  21. Большой толковый словарь русского языка // Под ред. С. А. Кузнецова. -Санкт-Петербург «НОРИНТ», 1998. 1534 с.
  22. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — с.29−36.
  23. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика.- 1999.- № 3.- С.37−43.
  24. Е.В. Личностно ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист. 2003. -№ 2.- С. 2−6.
  25. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания (Учебное пособие) ТЦ «Учитель» Москва Ростов-на-Дону. 1999. — 547 с.
  26. В.М. Жизненные ценности молодежи республики КОМИ на рубеже веков: кросскультурный аспект // Психологический журнал. — 2002. -том 23, № 1.- С. 101−112.
  27. А.П. Сдвиг в ценностном измерении?: О теории изучения ценностей системы человечества // Социол. исслед. 1993. — № 4. — С. 46−55.
  28. И.В. Иноязычное образование и общество. 2005. — № 3(21).- С.51−52.
  29. А.Н. Специфика базовых ценностей русской культуры // Российская система ценностей. XIV Рождественские православно-философские чтения. Нижний Новгород: Нижегородский гуманистический центр.-2005.- С. 178−181.
  30. В. Избранное: Дух и история: Пер. с нем.- М.: Юрист, 1995.- 667 с.
  31. В.В. Понятие установки отношение и ценностные ориентации // Филос. науки.- 1988.- № 2.- С. 48−54.
  32. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1999. — № 1. — С. 86−99.
  33. Г. П. Духовные ценности и судьбы России // Социально-политический журнал.- 1994.- № 3−6.- С. 18−24.
  34. Л.П. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у студентов вуза средствами иностранного языка.- Дисс. канд. пед. наук. — Владикавказ.- 2002.- 152 с.
  35. Н.Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1996, — № 5, — С. 8.
  36. Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам // Лингвистика и методика.- М.: Академия. 2004.- 334 с.
  37. Л.В. Социокультурный аспект коммуникации: этнолингвистическая и лингвистическая проблемы // Вестник ВГУ.- 2002.-№ 3.- С.3−11.
  38. .С. Менталитет в структуре образовательно-педагогической аксиологии // Национальные ценности образования: история и современность/ Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТОПРАО. 1996. -295 с.
  39. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТПИМИО, 1993. — 160 с.
  40. .С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.
  41. .С., Шейеман Р. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика. 1992.- № 5−6.- С. 3−13.
  42. И.В. Избранные философские произведения. М.: «Академия», 2003.- 186 с.
  43. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: 1992. — 154 с.
  44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 654 600 Информатика и вычислительная техника. Квалификация — инженер. М.- 2000.-50 с.
  45. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста -654 700 — Информационные системы. Квалификация инженер. М.- 2000.- 33 с.
  46. Я. Ценностные ориентации личности 11 Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности.- М.: Наука, 1989.-С. 102−110.
  47. В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: «Народное образование», 2001.- 126 с.
  48. В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 206 с.
  49. Н.А. Аксиологические основы отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя. Дисс. канд. пед. наук. — Калуга.-.2004.- 188 с.
  50. .И. Потребности отношения и направленность личности // Вопросы психологии.- 1973.-№ 5.- С.18−29.
  51. .И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978.- 270 с.
  52. .И. Эмоция и ценность // Общественные науки.- 1979.- №−4.-С.53.
  53. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования. 29 августа, 2001. С. 26−50.
  54. С.К. Гуманизация педагогического образования // Вестник республиканского информационного педагогического центра.- М.: Выпуск 2.- 1996.- С.23−24.
  55. Л.П. Ценности русской православной педагогики // Российская система ценностей. XIV Рождественские православно-философские чтения. -Нижний Новгород: Нижегородский гуманистический центр. — 2005. — С.43−48.
  56. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Глава II. Система высшего и послевузовского профессионального образования Статья 8.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию.-1996.- № 2.- 60с.
  58. И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.- 2003.- № 5. -С. 34−42.
  59. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика.- 1997.-№ 5.- С.3−16.
  60. Л.В. К вопросу асоциальной направленности личности: ценностно-ориентационный аспект // Вестник ОГУ.- 2005.- №−4.-С.17−23.
  61. И.Ф., Шиянов Е. Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Слестёнина// Известия РАО.- 2000.-№ 3.- С. 45−58.
  62. М.С. Философская теория ценностей.- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.- 205 с.
  63. М.С. Гуманизация образования общекультурная проблема // Магистр.- 1998.-№−4.-С. 88−95.
  64. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии.- 1988.-№ 4.- С.25−33.
  65. И. Сочинения. В 6 Т.-Т.5.-М.: 1996, — 420 с.
  66. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М.: Новая школа. 1996.- 160 с.
  67. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности (теория и диагностика). — Л. 1991.- 84 с.
  68. А.В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования // Вестник ОГУ.- 2006.- январь Том 1.-С.6−14.
  69. А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник ОГУ.- 1999.-№−1.-С. 13−19.
  70. А.В., Красильникова В. А. Информатизация образования: аксиологический аспект//Вестник ОГУ.- 2002.-№−5.-С. 14−20.
  71. А.В., Старкова Ю. И. Развитие познавательной самостоятельности студентов на основе коммуникативно-ценностных технологий в обучении иностранному языку // Вестник ОГУ. — 2005.- № 12 (Приложение).- С.4−11.
  72. А.В., Юдина О. И. Аксиологический подход к формированию этнической толерантности студентов // Вестник ОГУ.- 2005.- № 12 (Приложение). С.31−35.
  73. И.А. Гуманизация образования. Теория. Практика. Санкт-Петербург, 1994.- 96 с.
  74. Я.Л. Ценная работа об эмоциях и личности // Вопросы психологии.-№−3.- 1979.-С.169
  75. Концепция Модернизации российского образования на период до 2010. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. С.263−282.
  76. Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.- 272с.
  77. Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М. 1995.-(Вып.2.) С.67−103.
  78. Н. Соч. в 2-х т. т. 2. -М.: «Мысль», 1980. — 488 с.
  79. В.М. Отношение между культурой и языком: общие функции // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация.- 2003.-№ 2.- С. 17−28.
  80. Леонардо да Винчи Избранные произведения. — Санкт-Петербург: Издательский дом «Нева" — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. 415 с.
  81. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.- 17 с.
  82. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии.- 1996.-№−4.-С.15−26.
  83. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Психология.- 1997.-№ 1.- С.20−27.
  84. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.- 84 с.
  85. Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.- 250 с.
  86. Н.О. Условия абсолютного добра.- М., 1991.-182 с.
  87. Ю.А. Культурология: вчера, сегодня, завтра (Очерки, теории и методологии). М.: АПРИКТ, 2001.-202 с.
  88. А., Еримбетова С., Ахметжан Б. Диалог суть технологий обучения // Высшее образование в России.- 2004.- № 3.- С.116−118.
  89. Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия: Сочинения. -М.: «Мысль», 1997. 639 с.
  90. Л.Р. Аксиологизация гуманитарных знаний как фактор развития ценностных ориентаций студентов.- Дисс. канд. пед. наук.-Оренбург.- 2000.- 222 с.
  91. В. Обоснование ценностно-синергетического подхода к процессу подготовки специалиста-профессионала // Вестник высшей школы.- 1999.-№ 6.- С.24−25.
  92. В.Ф. Пути духовного возрождения России: ценностный подход // Российская система ценностей. XIV Рождественские православно-философские чтения. Нижний Новгород: Нижегородский гуманистический центр. -2005.- С.307−313.
  93. А.А. Изучение иностранных языков: средство развития личности ученика // Советская педагогика.-1989.-№−6.- С. 13−18.
  94. Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя // Магистр.-1994.-№ 6.-С. 34−41.
  95. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика.-1998.- № 3.-C.3−7.
  96. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика.- 1998.-№ 4.-С.З-8.
  97. Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Минск «ХАРВЕСТ», 2003. — 1037 с.
  98. Новая философская энциклопедия в 4-х т.- т. 1 — М.: Мысль, 2000.- 721 с.
  99. Новая философская энциклопедия в 4-х т.- т.4 — М.: Мысль, 2001.- 606 с.
  100. Ожегов С. И Словарь русского языка: 8000 слов // Под ред. Н. Ю. Шведовой.- М.: 2004.- 939 с.
  101. Педагогика, Большая современная энциклопедия // Сост. Е. С. Рапацевич Минск: ИООО «Современное слово», 2005.- 720 с.
  102. Е.В. Формирование ценностного отношения слушателей высших учебных заведений МВД России к изучению иностранного языка. -Дисс. канд. пед. наук. Барнаул.- 1998.- 161 с.
  103. Платон. Государство // Сочинения: В 3 т.- М.: Просвещение.- 1972.-312 с.
  104. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  105. Примерная программа обучения иностранным языкам (в вузах неязыковых специальностей).- М.: Министерство образования Российской Федерации, ГНИИ ИТТ «Информика», 2000.- 20 с.
  106. Психологические тесты в 2-х т. т.2 // Под ред. А. А. Карелина.- М.: гуманистический центр «ВЛАДОС». — 2003.- 312 с.
  107. Психология подростка // Под ред. А. А. Реана.- Санкт-Петербург: «прайм-ЕВРОЗНАК». — М.: «ОЛМА-ПРЕСС». — 2003.- 432 с.
  108. В.Г. антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике // Педагогика.- 1995.-С.88−94
  109. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентации (концепция исследования) // Педагогика.- 1995.- № 5 .- С.87−90.
  110. А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Избранные философские сочинения. М.: 1949.- 289 с.
  111. А.А., Бордовская С. И., Розум С. И. Психология и педагогика учебник для вузов. — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск.- 2002.-431 с.
  112. Н.С. Культура, ценности и развитие образования (Основание реформы гуманитарного образования в высшей школе). М.: 1992.- 154 с.
  113. Н.С. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России.- 1996.-№ 1.- С. 85−89.
  114. В.П. Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе изучения иностранных языков. Дисс. канд. пед. наук. — Москва.-2003.-129 с.
  115. Г. И. Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку. Дисс. канд. пед. наук.- Санкт-Петербург.- 2003.- 184 с.
  116. К.И. Общечеловеческие ценности в мировом педагогическом наследии // Известия Российской академии образования.- 2005. № 1.- С.42−49.
  117. .П. Бытие и ничто. М.: «Республика», 2000. — 639 с.
  118. Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика.- № 7.- 2001.- С.27−31.
  119. Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.-287 с.
  120. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х т.- т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 816 с.
  121. Н.А. Новые тенденции в высшем образовании // Высшее образование сегодня.- 2004.- № 4.- С.36−44.
  122. В.В. Личностно ориентированное образование: от теории к системе работы учителя // Известия РАО.- 1999.- № 3.- С. 33−40.
  123. И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин // Педагогика.- 2001.- № 1.- С.33−36.
  124. В.М. Личностно ориентированный подход как принцип гуманитаризации естественнонаучного образования // Известия РАО.- 1999.-№ 3.- С. 57−66.
  125. В.А. Сластенин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.-488 с.
  126. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр.- 1994.- № 6.- С. 2.
  127. В.А., Шиянов Е. Н. Образование в 12-летней школе: аскиологические основания // Известия РАО.- 1999.- № 4, — С. 74−84.
  128. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособия для студентов педагогических учебных заведений. М.: «Школа-Пресс», 2000. — 512 с.
  129. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию.- М.: «Академия», 2003.- 186 с.
  130. Н.Е. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. — М.: творческий центр «Сфера», 2003.- 124 с.
  131. Н.Е. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности // Воспитание школьников.- 2003.- № 2.- С. 2−5.
  132. П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе.- 2001.- № 4.- С.12−18.
  133. П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2001
  134. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: СЛОВО/SLOVO, 2000.- 262 с.
  135. Тер-Минасова С. Г. Язык, личность, Интернет // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2000.- № 4.- С.35−42.
  136. Л.П. Социокультурные ценности и адаптационные механизмы их использования в системе гуманитарной подготовки СПШ специалистов нового поколения.- Казань, 1999.- (?) с.
  137. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, I960.- 156 с.
  138. В.П. Теория ценностей в марксизме.- Л.: ЛГУ, 1968. 124 с.
  139. Философский энциклопедический словарь // Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. изд. 2-е изд. — М.: «Советская энциклопедия», 1989. — 815 с.
  140. Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. -М.: ACADEMIA, 2006.- 239 с.
  141. Дж., Вершловкий С. Г. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика.- 1992. — С.102−106.
  142. В.Е. Динамика образовательных ценностей // Личность и общество. 1994.- Вып. 8. — С. 77−82.
  143. Е.Б. Биографии ученых. Тексты и упражнения для развития навыков устной речи: Методическая разработка (Английский язык). — Рязань. РГРТУ. — 2007. 16 с.
  144. Т.В. Проблема морали и моральных ценностей в современной буржуазной англоязычной педагогике // Новые исследования в педагогической науке.- 1989.- № 2.- С.11−15.
  145. Н.З. Человек. Культура. Ценности // Вопросы философии. -1981.-№ 6.- С.59−69.
  146. Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности // Советская педагогика.- 1980.- № 9.- С.27−33.
  147. Н.Е. Практикум педагогической технологии. М.: 1998.- 250 с.
  148. Н.Р. Педагогическая аксиология как часть педагогической инноватики // Новые исследования в педагогических науках.- 1990.- №−2.-С.3−6.
  149. Aruna Goel. Human Values and Education. New Delhi: Deep and deep publications PVT. LTD. — 502 p.
  150. Bank M. Culture and Values in Education // Vendata Kesari. 2004. -November.- 4 p.
  151. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: Free Press, 1973. -214 p.
  152. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. San-Francisco, 1968. — 463 p.
  153. Thaper M. Values // Life Positive. 2001. — May.- 6 p.
Заполнить форму текущей работой