Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы профессионального математического образования студентов факультетов дошкольного воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система обучения, сложившаяся в дошкольных образовательных учреждениях, как указывают ряд исследователей (JI.H. Вахрушева, Т. И. Ерофеева, Н. И. Непомнящая, Е. И. Щербакова и др.), недостаточно ориентирована на развитие умственных способностей и познавательных интересов детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ состояния и динамики методики математического развития в профессиональном образовании студентов факультетов дошкольного воспитания
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты формирования 12 профессиональной готовности студентов по методике математического развития дошкольников
    • 1. 2. Основные направления профессиональной подготовки 29 студентов по методике математического развития дошкольников
    • 1. 3. Механизм контроля качества профессионального образо- 51 вания по методике математического развития
  • Глава II. Реализация концепции профессиональной подготовки студентов педвузов по методике математического развития дошкольников
    • 2. 1. Диагностика готовности студентов факультета дошкольно- 83 го воспитания по математическому развитию дошкольников
    • 2. 2. Условия повышения качества образования в профессио- 94 нальной подготовке студентов по методике математического развития дошкольников
    • 2. 3. Специальный практикум «Математические игры и упраж- 137 нения»
    • 2. 4. Результаты экспериментальной работы по профессиональ- 145 ной подготовке студентов факультета дошкольного воспитания по математическому развитию дошкольников
  • Выводы
  • Список использованный литературы

Проблемы профессионального математического образования студентов факультетов дошкольного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная система образования предъявляет возросшие требования к социокультурному, интеллектуальному, нравственному развитию личности студента, его общей и профессионально-педагогической культуре. В стратегии образования выделяются его гуманизация, интересы и потребности личности, что в значительной степени обусловило пересмотр взглядов на содержание и организационные формы педагогической деятельности.

Актуальность темы

исследования связана с тем, что современный период в развитии системы образования характеризуется сменой образовательной парадигмы и как следствие этого — разнообразием типов образовательных учреждений, развитием альтернативных педагогических систем, что означает переход от массово-репродуктивных форм и методов обучения к личностно-ориентированным, индивидуально-творческим.

В связи с этим возникла острая потребность в педагогах, обладающих гибким и нестандартным педагогическим мышлением, способных анализировать и конструировать логику педагогического процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, воплощать и создавать новые педагогические технологии.

Все это необходимо учитывать при повышении требований к качеству ^ подготовки специалистов для дошкольного воспитания. Современному детскому саду нужен педагог, способный не только давать знания, формировать умения и навыки, но и строить свою работу на знании и учете способностей и возможностей ребенка, умении прогнозировать его дальнейшее развитие.

Важное место в профессиональной подготовке специалистов для дошкольного воспитания отводится формированию готовности студентов по методике математического развития дошкольников. Обучение математике является мощным фактором интеллектуального развития дошкольника, формирования его познавательных и творческих способностей. Характер и эффективность математического развития в дошкольном возрасте становится фактором успешности дальнейшего обучения математике в школе.

Система обучения, сложившаяся в дошкольных образовательных учреждениях, как указывают ряд исследователей (JI.H. Вахрушева, Т. И. Ерофеева, Н. И. Непомнящая, Е. И. Щербакова и др.) [25, 47, 161, 173], недостаточно ориентирована на развитие умственных способностей и познавательных интересов детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности. Одной из причин этого явления является неумение воспитателя осуществлять математическое развитие дошкольников, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Является общепризнанным сегодня и то, что обучение дошкольников математике носит однообразный по содержанию, ритму, темпу, методам и формам характер, зачастую превращаясь в жесткий регламентированный процесс.

Исследования, проведенные в дошкольных образовательных учреждениях г. Тольятти показали, что математическое развитие в них сводится, как правило, к формированию у дошкольников некоторых математических представлений и понятийнедостаточное внимание уделяется формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического образования с их практическим опытом, что не соответствует социальному заказу современной школы.

В соответствии со сложившейся в течение длительного времени практикой преобладания фронтальных форм работы с детьми, воспитатели в основном ориентированы на проведение обучающих занятий, а не на целенаправленное формирование элементарных математических представлений у дошкольников в процессе повседневного общения с ним. Осуществляя свою профессиональную деятельность, воспитатели соотносят ее с требованиями методики, ориентируются в процессе обучения на «среднего ребенка», игнорируя при этом реальную ситуацию его развития.

Причины названных недостатков дошкольного математического образования необходимо искать прежде всего в слабой профессиональной готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений по методике математического развития дошкольников.

Все это делает актуальной проблему формирования профессиональной подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания по методике математического развития детей дошкольного возраста. Основополагающими идеями курса «Теории и методики математического развития дошкольников» являются:

— научное понимание процесса обучения как активной деятельности, направленной на интеллектуальное, в частности математическое, развитие личности ребенка;

— необходимость перехода от репродуктивного типа обучения на продуктивный, развивающий, предусматривающий перестройку всей системы учебно-воспитательной работы в детском саду с учетом интересов и познавательных возможностей каждого ребенка;

— вариативность программ и методических обоснований предполагающих дифференциацию и индивидуализацию обучения, гарантирующих обеспечение государственных стандартов образования и достаточно высокий уровень развития детей.

В этом контексте цель обучения заключается в обеспечении развития ребенка и рассматривается, прежде всего, как возможность приобретения им знаний и использования их в жизни.

Руководствуясь этой целью воспитатель раскрывает перед ребенком средства и способы познания мира, формирует основу личностной культуры, в том числе основу культуры познания. В этих условиях значительно возрастают требования к профессиональной подготовке воспитателя (преподавателя), осознанию им сути математического развития дошкольников, пониманию тех требований, которые предъявляются к изменениям в личности ребенка под влиянием обучения и воспитания, когда учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

В русле исследуемой проблемы представляют интерес исследования, посвященные формированию личности учителя, структуры и закономерностей его психолого-педагогической деятельности (О.А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, и др.) [2, 67, 68, 139, 140, 146, 147, 148], концепции подготовки специалистов дошкольного профиля к воспитательной работе в дошкольном учреждении (Е. Жидкова, Е. А. Панько, JI.B. Поздняк, Л. Г. Семушина, В. И. Ядешко и др.) [48, 99, 109, 110, 126, 127, 174].

Вопросы изучения профессиональной готовности воспитателей дошкольных учреждений к работе по различным разделам воспитания и обучения детей изучались в работах В. В. Абашиной («Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста») [1]- Л. И. Зорило («Подготовка будущих воспитателей к работе по ознакомлению дошкольников с явлениями общественной жизни») [49]- У. Ш. Ибрагимова («Формирование педагогических умений по руководству изобразительной деятельностью дошкольников») [50]- З. И. Нестеровой («Содержание и методика подготовки студентов к работе по физическому воспитанию детей дошкольного возраста») [91]- Т. Н. Тарановой («Подготовка педагогов к эстетическому воспитанию детей средствами музыкальных занятий») [155]- Н. Л. Московской («Интегративный подход в подготовке воспитателя с правом преподавания иностранного языка в детском саду на дошкольном факультете педагогического института») [88].

Психолого-педагогические основы процесса формирования отдельных профессионально значимых умений и навыков воспитателя дошкольных учреждений раскрыты в работах Л. А. Байковой, Т. И. Ерофеевой, Е. Жидковой, М. А. Ковардаковой, В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой, Л. Г. Семушиной, Н. Н. Ставриновой и др. [14, 47, 48, 56, 77, 128, 149].

Однако, анализ литературных источников, а также изучение состояния проблемы математического развития дошкольников в существующей теории и практики показывает, что имеющаяся научная база еще недостаточно используется для совершенствования методики обучения дошкольников математике в процессе профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию, что служит определенным противоречием в практике обучения.

Налицо также явный разрыв между достижениями современной педагогической теории и ее практическим применением. Это противоречие возможно преодолеть, если при разработке методики обучения конкретной дисциплине выявить оптимальные условия и пути перехода от теоретической модели к реальной педагогической технологии, обеспечивающий более эффективный результат обучения в современный период времени. Полученные при этом результаты и выявленные условия повышения эффективности процесса обучения одной дисциплины в соответствии с известными педагогическими закономерностями возможно будет перенести на обучение другим дисциплинам при подготовке специалистов.

Необходимость реализации этой идеи позволила сформулировать тему представляемого исследования «Проблемы профессионального математического образования студентов факультетов дошкольного воспитания».

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка нового содержания образования в профессиональной подготовке студентов факультета дошкольного воспитания по методике математического развития дошкольников.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов факультета дошкольного воспитания в педагогическом университете.

Предмет исследования — педагогическая система обучения студентов методике математического развития дошкольников.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс профессиональной подготовки студентов по методике математического развития дошкольников студентов будет более эффективным, если:

— подготовку студентов по методике математического развития рассматривать в единстве мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов;

— будут созданы педагогические условия, способствующие повышению качества образования в профессиональной подготовке студентов по методике математического развития дошкольников.

В свете этой гипотезы конкретные задачи исследования вызваны необходимостью:

1) исследовать оценку готовности воспитателей дошкольных учреждений по математическому развитию дошкольников в современных условиях;

2) выделить критерии и уровни готовности студентов факультета дошкольного воспитания по методике математического развития дошкольников;

3) определить основные педагогические условия, способствующие повышению качества образования в профессиональной подготовке студентов по методике математического развития дошкольников;

4) разработать и применить многовариантную систему оценки знаний студентов на основе рейтинга как механизма для повышения качества образования студентов по методике математического развития дошкольников.

Методологической основой исследования являются системный, дея-тельностный и личностный подходы к управлению педагогическими процеса-ми.

В теоретический фундамент исследования были положены работы по управлению учебной деятельностью (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько,.

В.П. Симонов, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин и др.) [11, 12, 13, 19, 20, 21, 22, 130, 131, 133, 152, 160, 176], современные концепции построения содержания образования (М.Н. Скаткин, В. В. Краевский, В. А. Леднев и др.) [61, 71, 137], по формированию профессионально-педагогических умений учителя, воспитателя (О.А. Абдуллина, В. В. Абашина, Г. П. Корнев, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Кустов, Н. И. Пинчук, Л. В. Поздняк, К. Е. Прахова, Л. Г. Семушина, В.А. Сла-стенин, Л. Ф. Спирин и др.) [3, 4, 1, 59, 66, 67, 104, 110, 116, 128, 129, 148,], исследования в области технологии обучения (Н.В. Веракса, А. А. Вербицкий, А. А. Гин, Ю. К. Чернова и др.) [26, 27, 28, 29, 33, 166].

Методы исследования определялись задачами научного поиска, ими были: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, интервьюирование, тестирование, метод самооценки и метод рейтинговой оценки, метод ранжирования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), изучение документации студентов по результатам педагогической практики.

Экспериментальной базой исследования были Тольяттинский Филиал Самарского Государственного Педагогического Университета, дошкольные учреждения г. Тольятти. Исследованием было охвачено 330 студентов, 30 воспитателей дошкольных учреждений, 19 экспертов из числа преподавателей вуза и руководителей дошкольных учреждений.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1995 — 1996 гг.) проводилось изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования и анализ проблемы, изучалось реальное состояние подготовленности студентов факультета дошкольного воспитания по методике математического развития, уточнялись предмет и объект исследования.

На втором этапе (1996 — 1999 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по профессиональной подготовке студентов по методике математического развития дошкольников, продолжалось изучение научной литературы по исследуемой проблеме, уточнялись некоторые теоретико-методологические положения, составляющие основу диссертационного исследования.

На третьем этапе (1999 — 2000 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, делались выводы по теме исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:

— обоснована модель подготовки специалистов по методике математического развития дошкольников в единстве мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов.

— теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, необходимые для повышения качества профессионального образования по методике математического развития дошкольников;

— разработан механизм контроля по курсу «Теория и методика математического развития дошкольников».

Практическая значимость исследования состоит:

1) в определении показателей и критериев уровня сформированности готовности студентов по методике математического развития дошкольников, что позволяет вузовским преподавателям и руководителям практики своевременно и эффективно контролировать развитие готовности студентов к данному виду деятельности;

2) в трансформации разработанной и внедренной в практику системы контроля на другие курсы вузовского обучения;

3) разработке и внедрении в практику специального практикума «Математические игры и упражнения».

Достоверность полученных результатов обеспечивается соответствием избранной методологии и методов исследования поставленным задачам, репрезентативностью выборок и опытно-экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа.

Апробация результатов исследования была осуществлена в докладах диссертанта на внутрии межинститутских научно-практических конференциях гг. Тольятти, Самары, Санкт-Петербурга, Москвы.

Результаты исследования внедрены в практику учебного процесса факультета дошкольного воспитания Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета, а также в систему повышения квалификации работников дошкольных учреждений Центрального и Комсомольского районов г. Тольятти, Ставропольского района Самарской области.

На защиту выносятся:

1) педагогические условия, способствующие повышению качества профессионального образования студентов по методике математического развития дошкольников;

2) основные критерии уровней готовности студентов по методике математического развития дошкольников, с помощью которых можно оценивать конкретные результаты профессиональной подготовки;

3) содержание специального практикума «Математические игры и упражнения».

Заключение

.

Проведенное экспериментальное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Готовность студентов по методике математического развития дошкольников представляет собой модель, интегрирующую мотивационно-личностный, содержательный и деятельностный компоненты.

Мотивационно-личностный компонент готовности предполагает наличие установки на целенаправленное формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, основанное на гуманном отношении к ребенку и личностную готовность будущих педагогов к данному виду деятельности. Установка на формирование математических представлений у дошкольников предполагает осознание необходимости и значимости данного вида деятельности, желание и стремление осуществлять его, признание ребенка субъектом системы формирования математических представлений, веру в его потенциальные возможности. Личностная готовность студентов факультета дошкольного воспитания по математическому развитию заключается в гуманной направленности личности, ориентированной на развитие мышления ребенка и его всестороннее развитие, в сформированной педагогической рефлексии и эмпатии, способности к общению с детьми на принципах сотрудничества и сотворчества, в высокой ответственности, творческой активности, готовности к самообразованию и самосовершенствованию.

Содержательный компонент готовности составляет интеграция общекультурных, психолого-педагогических, предметных (математических) и частно — методических знаний, важнейшие среди которых: знания о современных концепциях математики как наукио сущности, целях и задачах математического развития в дошкольном образовательном учреждениипсихолого-педагогических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольниковклассических и современных концепциях математического развития детей дошкольного возрастао механизмах и специфике педагогической деятельности по формированию математических представлений у дошкольников.

Совершенствование готовности студентов факультета дошкольного воспитания по математическому развитию дошкольников предполагает постепенный переход от накопления, переосмысления теоретических знаний к разработке элементов авторской программы.

Деятельностный компонент готовности включает в себя умения, обеспечивающие эффективное формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. Нами было выделено 26 основных типов педагогических умений, которые были объединены в три блока: 1) умения этапа планирования, 2) организации и 3) контроля. Важнейшими среди них являются следующие: умение диагностировать уровень математического развития ребенка, выбирать содержание обучения и эффективный путь воздействия на математическое развитие дошкольника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию своей деятельности, переносить ранее усвоенные знания и умения в новые нестандартные ситуации, создавать свои оригинальные способы руководства математическим развитием дошкольников.

2. Нами были выявлены и экспериментально подтверждены педагогические условия в системе профессиональной подготовки студентов педвузов, способствующие повышению качества образования по методике математического развития детей дошкольного возраста:

— направленность обучения на осознание необходимости формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, основанном на гуманном отношении к ребенку;

— постановка четких целей и задач процесса формирования математических представлений дошкольников;

— совершенствование профессиональной подготовки студентов за счет проблематизации содержания образования по курсу «Теория и методика математического развития дошкольников», координации и установления межпредметных связей данного курса с психолого-педагогическими и специальными дисциплинами;

— использование контекстного и позиционного подходов в процессе обучения;

— установление субъект субъектного характера взаимодействия преподавателя со студентами, основанного на сотрудничестве;

— применение различных методов обучения, позволяющих развивать у студентов рефлексию и гибкость педагогического мышления;

— применение многовариантной системы контроля знаний студентов на основе рейтинга;

— включение в процесс педагогической практики микроисследований, системы усложняющих заданий по руководству различными видами учебно-познавательной математической деятельности;

— вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу с целью формирования у них исследовательских навыков;

— включение в учебный план по специальности специального практикума «Математические игры и упражнения»;

— знание студентами и преподавателями критериев и показателей, с помощью которых можно судить о готовности студентов по математическому развитию дошкольников, своевременно корректировать систему подготовки специалистов по математическому развитию.

Специальный практикум «Математические игры и упражнения» был направлен на освоение студентами разнообразных математических игр, их структуры, развивающего воздействия на детейформирование творческого отношения к содержанию и организации детской игровой деятельности.

3. Выделены показатели и критерии готовности студентов по математическому развитию детей дошкольного возраста. На основе эти критериев выявлена и апробирована система определения уровней готовности студентов по математическому развитию дошкольников: высокого, среднего и низкого.

Данные критерии позволяют преподавателям педагогических учебных заведений и руководителям практики своевременно и эффективно контролировать формирование готовности студентов по математическому развитию детей дошкольного возраста.

Подводя итоги проведенного экспериментального исследования, мы рекомендуем:

1. Применение в обучение многовариантной системы контроля знаний и умений студентов на основе рейтинга, с разработкой критериев оценки и комплексных контрольных заданий трех уровней сложности (высокого или творческого, среднего или эвристического, низкого или репродуктивного) с учетом специфики курса.

2. С целью совершенствования подготовки студентов по методике математического развития ввести специальный практикум «Математические игры и упражнения» в учебный план для студентов педагогических учебных заведений, готовящих специалистов для дошкольных образовательных учреждений.

3. Преподавателям и руководителям практики контролировать качественный уровень развития готовности студентов по математическому развитию, пользуясь критериями уровня сформированности деятельности по обучению дошкольников математике.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы профессионального образования студентов по методике математического развития дошкольников. Более глубокому изучению могут быть подвергнуты педагогические условия, способствующие оптимизации процесса профессиональной подготовки студентов по курсу «Теория и методика математического развития дошкольников».

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста. Дисс. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Сургут 1998. — 184 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. -141 с.
  3. О.А. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей / Проблемы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и университетов. М., 1976. — с. 36−47.
  4. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  5. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: Исследовательский центр, 1989. ~ 167 с.
  6. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр, 1994. — 123 с.
  7. B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. М: Изд-во Моск. гос. текстильн. акад., 1995. — 215 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980, Т.2.-287 с.
  9. О.Ф. Подготовка студентов педагогических вузов к установлению гуманных отношений с учащимися: Автореферат дисс. на соиск. уч. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
  10. О.В., Дудина И. П., Еник О. А. ЭВМ и обучение дошкольников: Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. -Тольятти: ТфСГПУ, 1995. 72 с.
  11. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  12. С.И. Лекции по теории изучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 385 с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  14. Л.А. Формирование диагностических умений у будущих учителей в процессе изучения курса педагогики. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Тула, 1995. — 231 с.
  15. .А. Тестовый контроль как средство организации учебной деятельности студентов. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. -Махачкала, 1999. 171 с.
  16. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. -416 с.
  17. В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара -Санкт-Петербург: Изд-во СамГПУ, 1997. — 172 с.
  18. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997.-304 с.
  19. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.-305 с.
  20. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 251 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  22. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  23. Н.В., Соловьева А. А. Дискуссия в активном обучении. Методическое пособие. М., 1992. — 56 с.
  24. Н.А. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля знаний студентов. Дисс. на соис. уч. степени канд. пед. наук. Ижевск, 1998.- 151 с.
  25. JI.H. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1996. — 19 с.
  26. Н.И. Модель позиционного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 3, — 1995. — с. 85−90.
  27. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  28. А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. № 5. — 1987. — С. 31 — 39.
  29. А.А., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр (для средних специальных учебных заведений). М., 1990.-47 с.
  30. P.P. Взаимодействия воспитателя детского сада с дошкольниками как фактор развития предпосылок высокой обучаемости будущих школьников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Хабаровск, 1997.-20 с.
  31. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  32. И.В. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей по специальности «Дошкольное образование». Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. — 106 с.
  33. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1999. — 88 с.
  34. . Что такое психология. М.: Мир, 1996. — 491 с.
  35. Д.С. Умения и навыки: соотнесенность содержания этих понятий // Педагогика 1994. — т. 2, — с. 15−19.
  36. Л.Ф. Формирование профессиональной подготовки студентов факультетов начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Самара, 1994. — 205 с.
  37. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей ВУЗа. Минск: Изд-во БГУ, 1993.-319 с.
  38. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к педагогической деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 150 с.
  39. К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. -191 с.
  40. О.А. Применение рейтинговой системы оценки знаний у студентов дошкольного факультета (на материале математики) / Сборник научных трудов молодых ученых СГПУ. Самара, изд-во СамГПУ, 1999. — с. 103 — 109.
  41. О.А. Формирование математических представлений у дошкольников: Методическое пособие для самостоятельной работы студентов. Самара, изд-во СамГПУ, 1999. — 118 с.
  42. Т.И. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) / Проблемы дошкольного образования: Материалы научной конференции. -М.-.МГПИ, 1994.- с. 118−121.
  43. Е. Профессиограмма воспитателя: Методические рекомендации для преподавателей методистов // Дошкольное воспитание .- 1998. № 11.-С. 114−118.
  44. Л.И. Подготовка студентов факультета дошкольного воспитания к работе по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1989. — 212 с.
  45. У.Ш. Формирование у студентов факультета дошкольного воспитания педагогический умений по руководству изобразительной деятельностью детей. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед наук. М., 1985. — 182 с.
  46. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-239 с.
  47. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. Л.: ЛОИУУ, 1990. — 23 с.
  48. Квалиметрия человека и образования. Методология и практика: Материалы 5 7-го симпозиумов. — М.: Исследовательский центр, 1996 — 1998.
  49. Р.Я. и др. Рейтинговый контроль // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — с. 83 — 92.
  50. Г. Введение в дифференциальную психологию учения. Пер. с нем. / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  51. М.А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
  52. Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М., 1955.
  53. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Просвещение, 1976.-268 с.
  54. Г. П. Закономерности физического мира. Тт. 1−2. — М.: ИОСО РАО, 1999.-684 с.
  55. Г. А. Методические рекомендации по внедрению рейтинговой системы оценки знаний студентов // Сборник кафедры дошкольной педагогики Московского Городского Педагогического Университета. М., Изд-во МГПУ, 1989.-С. 45 -50.
  56. Е.А. Преемственность методик обучения математике младших школьников и дошкольников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1995. — 18 с.
  57. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  58. Г. С. Самостоятельные работы учащихся педучилищ по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников». М.: Просвещение, 1988. — 111 с.
  59. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  60. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  61. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 320 с.
  62. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / Методы системного педагогического исследования. Д.: ЛГУ, 1980.- 105 с.
  63. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности: методическое пособие / Междунар. акад. акмеол. наук, НИИ профте-хобраз. СПб.: Рыбинск, 1993. — 54 с.
  64. Н.В. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: Вып 1. Л., 1973. — 87 с.
  65. А.Б., Никандров Н. Пути совершенствования практических занятий в высшей школе. // Совершенствование форм и методов учебного процесса в высшей школе. М.: Знаний, 1982. — с. 3- 28.
  66. О.Г. Формы и методы контекстного обучения в цикле естественно научных дисциплин (на примере курса высшей математики в техническом вузе). Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. — М., 1995. — 210 с.
  67. B.C. Содержание образования / Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
  68. А.Н. Деятельность, сознание, личность // Избр. психолог, произведения. В 2-т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. — 304 с.
  69. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности при изучении гуманитарных дисциплин: Автореф. .дисс. доктора пед. наук. М., 1971. — 22 с.
  70. П. Экзамены на основе рейтинга // Народное образование. -1993.- № 4. -с. 77- 80.
  71. A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1974. — 368 е., с ил.- 8 л. ил.
  72. .Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и слушателей ФПК. М.: Прометей, 1996. -462 с.
  73. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р. Л. Непомнящая, A.M. Вербенец (РГПУ им. А.И. Герцена). СПб.: Акцидент, 1998. — 94 с.
  74. О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике // Советская педагогика. 1989. — № 5, с. 126 — 132.
  75. A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М., 1980. — 149 с.
  76. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: Педагогическая наука реформа школы. — М.: Педагогика, 1988. -192 с.
  77. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973, — 297 с.
  78. З.А., Непомнящая P.J1. Теоретические и методические вопросы ФЭМП у детей дошкольного возраста. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1988. — 86 с.
  79. Н.Я., Короткова Н. А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. 1992. — № 5−6. — с. 17−28.
  80. В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 198 с.
  81. Моделирование педагогических ситуаций (Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя) / Под ред Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 119 с.
  82. Н.Л. Интегративный подход в подготовке воспитателя с правом преподавания иностранного языка в детском саду на дошкольном факультете педагогического института. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. -М., 1994.-206 с.
  83. Е.И. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию коммуникативности младших школьников. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1996. — 167 с.
  84. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Б. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  85. З.И. Содержание и методика подготовки студентов факультета дошкольного воспитания к работе по физической культуре. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед наук. М., 1979. — 205 с.
  86. В.Н. Основы педагогики: Учебное пособие. Хабаровск: Хабаровский гос. пед. ун-т, 1995. — 151 с.
  87. Обзор программ и методик по обучению дошкольников чтению и математике. М., 1997. — 160 с.
  88. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Просвещение, 1995. — 367 с.
  89. Основы педагогических технологий (краткий толковый словарь). / Под ред. А. С. Белкина, Т. А, Брагиной. Екатеринбург, 1995. — 22с.
  90. Основы педагогики и психологии в высшей школе / Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 412 с.
  91. Л.И. Формирование педагогического творчества у студентов / Проблемы дошкольного образования. Материалы научной конференции. М., 1994.- 165 с.
  92. М.Л. Психолого-педагогическая подготовка воспитателей детских садов в педучилище. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. -Тбилиси, 1990.-260 с.
  93. Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. -Минск: Высшая школа, 1986. 157с.
  94. Педагогика: Учебное пособие / Сост. В. И. Журавлев, П.И. Пидкаси-стый, М. Л. Портнов и др.- Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентства, 1996.-602 с.
  95. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  96. Г. Г. Система работы по формированию у студентов дошкольного отделения педагогических умений / Вопросы обучения и воспитания. Минск, 1976. — с. 192−208.
  97. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М., 1980. 243 с.
  98. Н.И. Формирование профессионально-педагогических умений в процессе педагогической практики. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1992. — 245 с.
  99. Н.М. Педагогика высшей школы: Технологии обучения: Учебное пособие. СПб, 1995. — 83 с.
  100. Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении и подготовки специалистов дошкольного профиля:
  101. Межвузовский сборник научных трудов. Ульяновск: Ульяновский гос. пед. ин-т, 1995. — 141 с.
  102. Подготовка специалиста в области образования: структура и содержание / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 1994.-209 с.
  103. Л.В., Ляшенко Н. Н. Управление дошкольным образованием / Учебное пособие. М., 1996. — 293 с.
  104. Л.В. Профессиограмма как качественная описательная модель старшего воспитателя детского дошкольного учреждения / Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания. М.: Просвещение, 1986. — 14 с.
  105. Д. Как решать задачу? М.: Учпедгиз, 1961. — 207 с.
  106. А. Задания в форме тестов для осуществления контроля знаний студентов// Дошкольное воспитание. 1998. — № 5. — С. 103−111.
  107. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. -М.: Педагогика, 1983. 121 с.
  108. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: КГУ, 1989. — 204 с.
  109. Практикум по психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1972.-248 с.
  110. К.Е. Педпрактика в процессе формирования у студентов профессионально-педагогических умений старшего воспитателя дошкольного учреждения: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. -М., 1985. -16 с.
  111. Проблемы педагогических измерений // Сб. науч. трудов. М.: Исследовательский центр, 1994. — 124 с.
  112. Е.Ю. Профессиональное самоопределение преподавателей вузов при переходе на многоуровневую систему подготовку специалистов дошкольного образования. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 153 с.
  113. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Педагогика — Пресс., 1996.-440 с.
  114. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева JI.H. и др.- Под ред. Никифорова Г. С. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1991. — 152 с.
  115. JI.O. Формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных знаний. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук.-М., 1993.- 168 с.
  116. Ю.С. Формирование содержания и структуры учебной дисциплины в вузе. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1995.-332 с.
  117. Рейтинг в вузе: закономерное и случайное // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — с. 66 — 70.
  118. Сборник контрольных и тестовых заданий по психолого-педагогическому циклу дисциплин. Пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания педагогических институтов и коледжей / Отв. Ред. Т. И. Ерофеева. Часть 1. -М. — 1997. — 158 с.
  119. Н.В., Борщанская Б. В., Подлесская Н. С. Преподавание курса дошкольной педагогики в педучилище. М.: Просвещение, 1990.-128 с.
  120. Л.Г. и др. Подготовка специалистов среднего звена в профессиональных колледжах системы высшего образования // Специалист. -1993.-№ 10.-С. 36−38.
  121. Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Совершенствование профессиональной подготовки специалиста дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. -М.: Провещение, 1986. 187 с.
  122. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени докт. пед. наук. М., 1997. — 24 с.
  123. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  124. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -М.: Международная педагогическая академия, 1995.-189 с.
  125. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 264 е., 13 рис. 2-е издание, исправленное и дополненное.
  126. В.П. Качество образования: что в основе? Как его определить? // Стандарты и качество. 1994. — № 2. — С. 55 — 58.
  127. В.П. Стиль взаимодействия субъектов управления и его диагностика // Стандарты и качество. 1994. — № 8. — С. 57−61.
  128. В.П. Учебные занятия как измеряемый процесс // Стандарты и качество. 1995. — № 6, — С. 66 — 70.
  129. В.П. Возможная модель комплексной личности и эффективности деятельности преподавателя на основе тестового подхода // Квали-метрия человека и образование: Методология и практика. 2-й симпозиум. М., 1993. Кн. 1. 4.2.-С. 50−56.
  130. Система общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и пути ее совершенствования: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1988. — 198 с.
  131. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего и среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  132. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование / Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: МГПИ им. Ленина, 1982. 320 с.
  133. В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ им. Ленина, 1982. — 220 с.
  134. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  135. Совершенствование профессиональной подготовки специалиста дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. Ленина, 1986. — 148 с.
  136. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1987. 1388 с.
  137. Современные формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах обучения и при аккредитации вузов // Тез. докл. участников конференции-семинара. М.: Исследовательский центр, 1995. — 144 с.
  138. Е.В. Педагогические условия и пути гуманизации дошкольного математического образования: Дисс. канд. пед наук в форме научного доклада. М., 1996. — 35 с.
  139. Л.Ф. Педагогические задачи в профессиональном обучении студентов // Советская педагогика. 1974. — № 6, — с. 77−87.
  140. Л.Ф. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Учебное пособие. / Под ред. В. А. Сластенина. -Ярославль: Ярославский педагогический институт, 1974. 130 с.
  141. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Спецкурс. Ярославль: Ярославский педагогический институт, 1976. — 82 с.
  142. Н.Н. Подготовка воспитателей-исследователей для дошкольных учреждений в педколледже. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. -М., 1996.-419 с.
  143. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996. — № 6.
  144. Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. М.: АПН СССР, 1991. — 183 с.
  145. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 343 с.
  146. Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта: Учебно-методическое пособие. М.: МГУ, 1987.-220 с.
  147. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.: Знание, 1983.-287 с.
  148. Т.Н. Подготовка воспитателя в дошкольных педучилищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед наук. М., 1992. — 207 с.
  149. Творчество воспитателя и детей в освоении математических представлений / Сборник статей. Под ред. З. А. Михайловой. СПБ.: ЛОИУУ, 1994.-94 с.
  150. Теория и методика управления педагогическим процессом дошкольного учреждения (методическая разработка). РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 1993. — 53 с.
  151. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников (хрестоматия в 6-ти частях). Сост. З. А. Михайлова, Р. Л, Непомнящая. СПб, 1993 — 1996.
  152. А.Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов факультета начальных классов в процессе преподавания математики (контекстный подход). Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1994. -172 с.
  153. Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами. Дисс. на соиск. уч. степени доктора пед наук. СПб, 1994. — 453 с.
  154. А.Н. Разработка и исследование системы контроля и диагностики знаний как основы для укрепления успеваемости студентов младших курсов вузов. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. — М., 1974. — 163 с.
  155. В.В. Некоторые вопросы теории проблемного обучения. М.: Знание, 1978. — 40 с.
  156. М.Б. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе // Труды исследовательского центра. М., 1995.-78с.
  157. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  158. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти, Изд-во фонда «Развитие через образование», 1992.- 121 с.
  159. Т.Н. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие к спецкурсу для педагогов-психологов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. -107 с.
  160. В.Д. Проблема профессиональных способностей // Психологический журнал. № 5. — Т.3. — 1982.
  161. А.Н. Проблему оценивания знаний решать необходимо // Стандарты и качество. 1994. — № 5. — С. 60 — 62.
  162. JI.JI. Практическая педагогическая этика. М.: Соборъ, 1997. — 506 с.
  163. В.А. Моделирование и философия. — JI.: Наука, 1966. 301 с.
  164. Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов // Вопросы психологии. № 2. — 1985.
  165. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JL: Просвещение, 1967. — 266 с.
  166. Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-272 с.
  167. В.И. Совершенствование подготовки специалистов дошкольного профиля (задачи, поиски, проблемы). / Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания. М.: МГПИ им. Ленина, 1976.-е. 3−11.
  168. В.И. Формирование исследовательских умений у будущих специалистов дошкольного воспитания существенная сторона их профессиональной подготовки / Проблемы дошкольного образования. — М.: Mill У им. Ленина, 1994. — 165 с.
  169. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 160 с.
  170. В.А. Современные методы обучения в высшей школе: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1991. — 115 с.
  171. Ingenkamp К. Pedagogische. Diagnostik. Ein Forschungsbericht ueber Schblerbeurteilung in Europa. Weinheim: Beltz, 1975.
Заполнить форму текущей работой