Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Человек в системе ценностей информационного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние научной разработанности темы. В зарубежной литературе концепция информационного общества разрабатывается с начала 80-х годов в трудах американских футурологов Э. Тоффлера, X. Тоффлера и японского футуролога И. Масуды. Можно отметить следующие работы: Э. Тоффлер"Третья волна", «Предварительные взгляды и предпосылки», «Сдвиг власти: знание, богатство и насилие на пороге XXI века», Э… Читать ещё >

Содержание

  • V. ВВЕДЕНИЕ
  • V. Глава 1. Особенности системы ценностей информационного общества
    • 1. Характеристика системы ценностей информационного общества
    • 2. Роль симулякров или мнимостей в системе ценностей информационного общества
    • 3. Глобализация как условие существования системы ценностей информационного общества
  • Глава 2. Место человека в сфере экономических, политических и эстетических ценностей информационного общества
    • 1. Человек в сфере экономических ценностей информационного общества
    • 2. Человек в сфере политических ценностей информационного общества
    • 3. Человек в сфере эстетических ценностей информационного общества
  • Глава 3. Проблемы самоидентификации и самореализации человека в информационном обществе
    • 1. Проблема самоидентификации человека в информационном обществе
    • 2. Проблемы самореализации человека в информационном обществе
    • 3. Образование как основное условие творческой самореализации человека

Человек в системе ценностей информационного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования* При переходе к информационному обществу, инфраструктуру которого составляют информационные и телекоммуникационные сети, происходит качественное изменение всех сфер жизни общества, а также его системы ценностей. Человек оказывается в новой реальности, состоящей из знаков, символов, образов] и начинает осознавать ее сконструированную, символическую природу.

В этих условиях знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, — без них невозможно существование информационного общества. Образ превращается в самостоятельную ценность: с одной стороны как образ, отражающий реальность, с другой — как симулякр или мнимость, т. е. образ, за которым не стоит никакая реальность. Идеальные ценности начинают доминировать над материальными. Ценности (экономические, политические, эстетические) становятся все более доступными для человека. Плюрализм выступает как неотъемлемая черта системы ценностей информационного общества. Все это придает демократические черты системе ценностей.

1 В то же время ряд других особенностей системы ценностей вызывают к жизни антидемократические тенденции. Так, например,/ мнимости или симулякры дают широкие возможности для манипулирования сознанием людей и общественным мнением.

Диссертация посвящена анализу системы ценностей информационного общества, тем возможностям, которые она предоставляет человеку, и проблемам, которые она для него создает. В работе рассматривается влияние ценностей и информационного общества на процессы самореализации и самоидентификации человека.

Информационное общество могло возникнуть только вместе с глобализацией, под воздействием которой происходит становление противоречивых тенденций в системе ценностей. Наряду с демократизацией системы ценностей и всего информационного общества проявляется тенденция ослабления демократии за счет того, что власть субъектов глобального рынка не ограничена никакими демократическими процедурами, а также тенденции, одновременно ведущие к универсализации и индивидуализации ценностей информационного общества.

В связи с этим, представляется очень важным заявить особенности системы ценностей информационного общества, проанализировать социокультурную среду, которую создают для человека экономические, политические и эстетические ценности, и, наконец, проследить, как все эти факторы влияют на самоидентификацию и самореализацию человека.

Состояние научной разработанности темы. В зарубежной литературе концепция информационного общества разрабатывается с начала 80-х годов в трудах американских футурологов Э. Тоффлера, X. Тоффлера и японского футуролога И. Масуды. Можно отметить следующие работы: Э. Тоффлер"Третья волна", «Предварительные взгляды и предпосылки», «Сдвиг власти: знание, богатство и насилие на пороге XXI века», Э. Тоффлер и X. Тоффлер «Война и анти-война — выживание на рассвете XXI века», И. Масуда «Менеджмент в информационном обществе: освобожденная синергетика японского стиля «и другие. Э. Тоффлер и И. Масуда уделяют особое внимание экономической и социальной сфере информационного общества, проблемам власти и управления.

В отечественной литературе концепция информационного общества разрабатывается Абдеевым Р. Ф., Ворониной Т. П., Мелюхиным И.С.* и рядом других авторов. В частности, Т. П. Воронина, давая комплексный анализ информационного общества, особое внимание уделяет проблемам образования.

Однако все перечисленные авторы специально не анализировали систему ценностей информационного общества, ее характеристики и особенности.

Философия постмодерна, возникшая в 80-х годах, не использует термин «информационное общество», а говорит об обществе постмодернизма, базисные характеристики этого общества (существование в системе информационных и телекоммуникационных сетей в период глобализации производства знаний, информации, массовой культуры) совпадают с характеристиками информационного общества. Поэтому труды философов постмодернизма привлечены нами для рассмотрения данной темы. Здесь могут быть отмечены следующие работы: Р. Рорти «Случайность, ирония и солидарность», Ж.-Ф. Лиотар «Условия постмодернизма: сообщение о знании», Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодернизма», Ж. Бодрийар «Избранные труды», Ф. Вагнер «Изобретение культуры» и другие. Во всех перечисленных работах, в основном, анализируются социокультурные характеристики общества постмодернизма. К тому же философия постмодернизма, принципиально оставаясь на фрагментарной позиции и отрицая возможность систематизации фило См., напр.: Абдеев Р. Ф. «Философия информационной цивилизации «. -М., 1994; Воронина Т. П. «Информационное общество: сущность, черты, проблемы». — М., 1995; Мелюхин И. С. «Информационные технологии и бизнес». — М., 1997 софского знания, не рассматривает ценности общества постмодернизма как систему.

Все это позволяет сделать вывод, что проблема исследования системы ценностей информационного общества, ее характеристик и места человека в ней еще недостаточно разработана. Этим объясняется выбор автором темы диссертации.

Цель и задачи исследования

Принимая во внимание уровень исследования проблемы, следует сформулировать цель и задачи предлагаемой диссертации.

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать систему ценностей информационного общества и определить, какие возможности она предоставляет человеку, и какие проблемы ставит перед ним.

Отсюда вытекают решаемые в диссертации задачи:

— определить особенности системы ценностей информационного общества;

— проанализировать роль симулякров или мнимостей в системе ценностей (в сфере экономических, политических и эстетических ценностей);

— рассмотреть, какие возможности предоставляют человеку, и какие проблемы создают для него симулякры или мнимости;

— выявить воздействие на человека тенденций в системе ценностей, появившихся вследствие глобализации;

— рассмотреть особенности среды, создаваемой для человека экономическими, политическими и эстетическими ценностями;

— раскрыть проблему выбора ценностных ориентиров человеком и проблему самоидентификации;

— рассмотреть, как решается человеком проблема самореализации, и в этой связи выявить факторы, способствующие этому процессу.

Основные положения, выдвигаемые автором к защите. Автор считает, что при анализе ценностей информационного общества следует основываться на принципах системного подхода. В работе выявляются специфические особенности системы ценностей информационного общества: положение знания и системообразующих ценностей, связанных с ним (информации, образования), от которых зависит само существование информационного обществадоминирование идеальных ценностей над материальнымипревращение образов в самостоятельную ценностьдемократизация, выражающаяся в общедоступности и плюрализме ценностей.

В диссертационном исследовании выделяются структурные элементы системы ценностей, и характеризуется противоречивая роль образов и симулякров в сфере экономических, политических и эстетических ценностей. Автор показывает, что без мнимостей невозможно существование системы ценностей информационного общества.

Представляется важным обратить внимание на противоречивые процессы, возникающие в системе ценностей общества под влиянием глобализации, а также раскрыть особенности среды, которые создают для человека экономические, политические и эстетические ценности.

В работе рассматриваются особенности системы ценностей информационного общества на самоидентификацию и самореализацию человека, что имеет важное практическое значение, т.к. позволяет прогнозировать общие тенденции развития информационного общества, а также те изменения, которые происходят в человеке.

Автор анализирует различные подходы к проблеме самоидентификации и показывает, что при переходе от индустриального общества к информационному меняется характер образования, которое становится одной из системообразующих ценностей информационного общества, т.к. способствует творческой самореализации человека.

Уровень и качество образования являются основной характеристикой трудовых ресурсов информационного общества, поэтому основные инвестиции в таком обществе — это инвестиции в человеческие ресурсы, образование. При этом подчеркивается, что информационное общество характеризуется постоянным образованием и самообразованием. Оно становится неотъемлемой формой существования всех возрастных групп (life-long education). В диссертационном исследовании отмечается, что информационное общество потенциально создает все условия для творческой самореализации человека, т.к. образование является общедоступным, глобальным и индивидуальным.

Теоретическая и методологическая база диссертации. В диссертации использованы труды основателей концепции информационного общества Э. Тоффлера, X. Тоффлера, X. Масудыработы отечественных исследователей информационного общества Р. Ф. Абдеева, Т. П. Ворониной, И. С. Мелихина, А. Неклессатруды философов постмодернизма В. Андерсона, С. Квейла, М. О. Хара. К. Цвейга, Э. Стерн-берга, Р. Лифтонаотдельно следует отметить работы М. Фукоа также группы социальных мыслителей А. Шлессинджера и В. Грейдера.

В диссертации автор исходит из того, что термины «информационное общество» и «общество постмодернизма» обозначают одно и то же и употребляются как синонимы.

Объем и структура диссертации. Вышеперечисленные аспекты исследования определяют структуру работы. Она состоит из введения, трех глав (9 параграфов), заключения и библиографии.

В первой главе «Особенности системы ценностей информационного общества» анализируются специфические особенности системы ценностей в информационном обществе. В ней выделены основные принципы системного подхода, которые автор применял при анализе системы ценностей информационного общества, и рассматри ваются основные черты, характеризующие систему ценностей (§ 1. «Характеристики системы ценностей информационного общества») — рассматривается место мнимостей в сфере экономические, политические и эстетические ценностей (§ 2. «Роль симуляк-ров или мнимостей в системе ценностей информационного общества») — дается характеристика процессу глобализации (§ 3. «Глобализация как условие существования системы ценностей информационного общества»).

Во второй главе «Место человека в сфере экономические, политические и эстетические ценностей информационного общества «раскрываются особенности среды, которые создают для человека экономические (§ 1. «Человек в сфере эконо мических ценностей»), политические (§ 2. «Человек в сфере политических ценностей») и эстетические ценности (§ 3. «Человек в сфере эстетических ценностей») информационного общества.

В третьей главе «Проблемы самоидентификации и самореализации человека в информационном обществе» рассматриваются особенности влияния системы ценностей информационного общества на самоидентификацию человека (§ 1. «Проблема самоидентификации человека в информационном обществе») — его самореализацию (§ 2. «Проблема самореализации человека в информационном обществе») — выявляется место и роль образования (§ 3. «Образование как основное условие творческой самостоятельности человека в информационном обществе»).

Теоретическое и практическое значение диссертации. Проведенное исследование направлено на дальнейшее развитие теории информационного общества и его системы ценностей. Выводы работы имеют важное значение для научно-теоретического осмысления специфики информационного общества, места человека в нем. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса философии и в спецкурсах по философии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение темы диссертации позволяет сделать выводы о качественном изменении системы ценностей при переходе к информационному обществу.

Знание, информация, образование выступают в информационном обществе как системообразующие ценности, без которых невозможно само существование этого общества.

Знание оказывает существенное влияние на все ценности информационного общества, но прежде всего на сферы экономических, политических и эстетических ценностей.

Такие экономические ценности как собственность, богатство начинают основываться на знании, так как ведущим сектором экономики информационного общества является производство знаний и информации.

Под влиянием знания качественно меняется такая политическая ценность как власть. Если в индустриальном обществе власть основывалась на физической силе и силе денег, то в информационном обществе появляется власть, основывающаяся на знании.

Под влиянием знания меняется также природа насилия, которое начинает принимать форму манипулирования общественным мнением.

Знание оказывает существенное воздействие на сферы эстетических ценностей информационного общества и способствует возникновению новых видов искусства.

В системе ценностей информационного общества идеальные ценности доминируют над материальными, наблюдается тенденция замещения материальных ценностей идеальными. Например, такие базовые экономические ценности как собственность и капитал принимают идеальную форму.

В информационном обществе образ превращается в реальную ценность, которая оказывает большое влияние на всю систему ценностей, особенно на сферы экономические, политические и эстетические. Образ приобретает власть над человеком, формирует и во многом определяет стиль жизни.

Без образа невозможно существование сферы экономических ценностей информационного общества, так как важной составляющей его экономики является производство, передача и продажа образов. Без формирования образа, имиджа не может быть продан в современной экономике ни один товар.

В сфере политических ценностей появляется такая особенность образа, как власть над людьми. Образ, имидж политика оказывает на человека зачастую значительно большее влияние, чем его программа.

Очень важна роль образов в сфере эстетических ценностей, т.к. искусство информационного общества характеризуется доминированием образа над словом.

Формирование своего имиджа, образа является одним из способов самореализации, специфичным для информационного общества.

В системе ценностей информационного общества особое место занимают образы, за которыми не стоит никакой реальности, то есть мнимости, или, в терминологии постмодернизма, симулякры. Без симулякров невозможно существование системы ценностей информационного обществаособенно велика их роль в экономических и политических и эстетических сферах. Значительная роль мнимостей повышает творческие возможности человека, не сковывает творчество границами материального мираповышает возможности образованиярасширяет границы искусствапридает различным сферам общественной жизни игровой характер. Но мнимости могут заменить человеку реальный мир.

Система ценностей, которая не может существовать без таких элементов, как знание, информация, образы, мнимости или симулякры, создает для человека совершенно новые условия существования. Существование человека в информационном обществе превращается в существование в суперсимволической реальности. Важно отметить, что информационное общество начинает осознавать свою символическую, сконструированную природу, осознавать сделанность своих социальных институтов, ценностей, верований, ритуалов, традиций. Все это дает человеку много возможностей, но и порождает новые проблемы.

С одной стороны, система ценностей информационного общества характеризуется демократическим тенденциями. Это проявляется прежде всего в общедоступности и плюрализме ценностей, что создает для человека более демократические условия существования. Инфраструктура информационного общества, представляющая информационные и телекоммуникационные сети, нацелена на передачу таких системообразующих ценностей, как знание, информация. В частности, за счет распространения дистанционных образовательных программ становится все более доступным и такая системообразующая ценность, как образование.

Плюрализм системы ценностей, во-первых, выражается в том, что инфраструктура информационного общества дает человеку доступ ко всем существующим культурным, эстетическим, политическим, религиозным, этническим и т. п. ценностяма во-вторых, в том, что система ценностей информационного общества представляет из себя не пирамиду, а паутину без единого центра.

С другой стороны, система ценностей информационного общества может вызывать к жизни и антидемократические тенденции. Это прежде всего выражается в том, что образ, как одна из ведущих ценностей, и особенно образ, за которым не стоит никакой реальности, то-есть мнимость или симулякр, дают широчайшую возможность для манипулирования общественным мнением людей. Здесь можно отметить противоречие, характерное для информационного общества: с одной стороны его инфраструктура делает практически невозможным скрывать или контролировать информацию, но в то же время дает широчайшие возможности для манипулирования сознанием людей и общественным мнением. Антидемократические тенденции также могут проявляться в том, что технологии и инфраструктура информационного общества делает возможным контролировать поведение людей и нарушает права человека на частную жизнь. Эти тенденции особенно присущи экономическим и политическим сферам жизни информационного общества.

Информационное общество предоставляет широчайший выбор всех существующих ценностных ориентиров, самоидентификацию очень сложной. Можно выделить следующие подходы к проблеме самоидентификации человека в информационном обществе:

— подход, базирующийся на релятивистском восприятии ценностей, который делает иронию единственно возможным механизмом самоидентификации;

— подход, сводящий проблему самоидентификации к растворению человека в системе мультикультурных ценностей и ведущий к смерти индивидуализма;

— подход, заключающийся в формировании человека Протея (от мифологического персонажа, который, встречая препятствия, всякий раз менял свою форму), отличительными чертами которого являются нестабильность и нелояльность, выражающиеся в готовности сменить одну и принять другую систему ценностей;

— подход, базирующийся на таких системообразующих ценностях, как знание и образование.

Способы самореализации человека в информационном обществе обусловлены особенностями его системы ценностей. Можно выделить следующие способы самореализации:

— самореализация посредством творческой деятельности, в основе которой роль знания и образования, как системообразующих ценностей. Особенно следует подчеркнуть, что образование является решающим фактором, способствующим творческой самореализации человека;

— самореализация через создание своего образа. Такой способ самореализации основан на очень большой роли образов в системе ценностей, ее игровом характере;

— самореализация в мире симулякров (мнимостей) или в мире виртуальной реальности. Такой способ самореализации может привести к тому, что компьютер, подключенный к Интернету, заменит реальный мир. Это вызывает серьезные психологические и социальные последствия.

Самоидентификация и самореализация решаются человеком в условиях развертывающихся процессов глобализации, без которых было бы невозможно возникновение информационного общества. Глобализация означает переход мира к новому качественному состоянию, к возрастающей взаимозависимости мира, к функционированию мира как единого рынка. Глобализация оказывает влияние на все сферы жизни информационного общества и на его систему ценностей. Под влиянием глобализации в системе ценностей информационного общества возникают противоречивые тенденции.

Глобализация способствует демократизации системы ценностей информационного общества, что выражается, в первую очередь, в их общедоступности. Это относится и к таким системообразующим ценностям, как знание, информация, образование, так и к такой основной экономической ценности, как богатство. Большая доступность богатства для всех способствует преодолению разрыва между развитыми и развивающимися странами, между Севером и Югом.

Но процесс демократизации экономических ценностей не происходит автоматически, т.к. проблема выхода на глобальный экономический рынок для развивающихся стран, на рынок, где основные места уже заняты мультинациональными корпорациями, представляется очень сложной.

В то же время глобализация может привести и к антидемократическим тенденциям в системе ценностей информационного общества. Это связано, прежде всего, с тем, что глобализация ведет к ослаблению суверенитета национальных государств и переходу власти к мультинациональным корпорациям и к субъектам глобального финансового рынка. Но если власть в большинстве национальных государств основана на демократической процедуре и подотчетна гражданам этих стран, то национальные корпорации подчиняются только собранию акционеров, а не гражданам стран, где они расположены. Поэтому власть, как одна из основных политических ценностей, может не основываться на демократических принципах. Глобализация вызывает в системе ценностей информационного общества процессы, ведущие и к универсализации, и к индивидуализации ценностей.

Универсализация ценностей выражается в господстве одних и тех же потребительских ценностей, доминированию эстетических ценностей массовой культуры. Индивидуализация создает среду, включающую в себя ценности, принадлежащие различным культурам, эпохам, обществам.

Условия существования человека в информационном обществе характеризуются изменчивостью и нестабильностью. Единственно постоянным является необходимость непрерывного образования, как основного фактора творческой самореализации человека.

Рассмотрение темы диссертации позволило выделить проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Прежде всего требуют изучения процессы, вызываемые глобализацией, так как они будут определять будущее мира. Переход к глобальной цивилизации требует нового подхода ко всем социальным вопросам, рассмотрения экономических, социальных, культурных ценностей во взаимозависимости с применением системного метода. Например, изменения, вызываемые глобализацией в экономической сфере, требуют не только рассмотрения экономистами, но и философами, социологами, психологами и культурологами. Представляется очень интересным рассмотреть, какое влияние оказывает глобальный рынок на социальный и культурные процессы, как воздействует на образ жизни людейкак общества с очень большими секторами экономики, представляющими аграрный и индустриальный этапы развития, встречают вызов глобальной экономики. Очень интересна проблема взаимодействия ценностей глобальной культуры и ценностей национальных культур. Требует рассмотрения проблема власти в условиях функционирования глобальной цивилизации. Также очень важно понять, какое воздействие на социальные процессы в информационном обществе оказывает складывающаяся глобальная система международной преступности. Очень интересно проанализировать такое явление, как глобализация прав человека.

Очень много проблем, связанных с информационным обществом, также требуют тщательного рассм отрения и анализа. К ним можно отнести:

— символическую и знаковую культуру информационного общества;

— влияние мнимостей или симулякров на культуру информационного общества;

— возможности мнимостей и симулякров в манипулировании сознанием людей и в формировании нужного общественного мнения;

— проблему свободы воли в информационном обществе, в условиях глобализации;

— проблему игровых тенденций и характеристик в информационном обществе и место игры в нем в целом;

— проблему насилия как манипулирования общественным мнением и сознанием человека;

— проблему взаимодействия искусства в обыденной жизни в информационном обществе;

— проблему власти образа, видеократии в информационном обществе;

— анализ творчества, где значительную роль играют мнимости или симулякры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой