Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реализм. 
Категории онтологии. 
Часть 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализм (эссенциализм) — направление в философии, сторонники которого признают, что общее как объективный прообраз наших понятий (универсалий) существует реально и самостоятельно вне нашего сознания — либо в потустороннем мире божественных идей, внемирных сущностей (Платон, Мур, Уайтхед), либо как неизменное и сплошное бытие (Парменид, Зенон Элейский), либо как группа предметов, подобная войску… Читать ещё >

Реализм. Категории онтологии. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реализм (эссенциализм) — направление в философии, сторонники которого признают, что общее как объективный прообраз наших понятий (универсалий) существует реально и самостоятельно вне нашего сознания — либо в потустороннем мире божественных идей, внемирных сущностей (Платон, Мур, Уайтхед), либо как неизменное и сплошное бытие (Парменид, Зенон Элейский), либо как группа предметов, подобная войску (Расцелин).

Значения знаков, с этой точки зрения, суть трансцендентные либо имманентные сущности окружающих предметов. Немало математиков, в том числе современных, склонны к пониманию природы математических универсалий в духе реализма Платона.

Радикальные реалисты объявляют универсалии существующими независимо от вещей. Они утверждают, что объективно реальное общее изначально пребывает в «чистом виде», это общее не зависит от единичного и первично по отношению к единичному. Само же единичное либо лишено подлинной реальности (оно всего лишь тень идеи), либо является преходящей эманацией общего. Платон развил взгляд, согласно которому имя отдельного предмета подражает потусторонней идее этого предмета; материальная вещь есть «тень» идеи, и за знаком предмета скрыто порождающее его общее, а именно божественная идея-сущность.

Поздний неоплатонизм и средневековый реализм имели христианское воплощение; они интерпретировали бытие как книгу божественных смыслов и при этом всегда различали «объективное содержание текста» и «объект» как таковой. Для них исходное Слово было у Бога, и знаки истинного языка символизируют все божественное творение. Отсюда общее (значения базовых слов и выражений) следует извлекать из верных толкований Библии.

Умеренный реализм признает, что универсалии объективно существуют в единичных вещах, в отдельном. Арисготелианцы приписывают значению знака земное происхождение и трактуют значение как скрытое качество или общую родовую сущность некоторого множества однотипных вещей. Фома Аквинат полагал, что значения универсалий (общих терминов) имеют троякую природу: 1) они представляют собой трансцендентные и вечные идеи в уме Бога; 2) божественные идеи, отсвечиваясь в вещах, становятся внутренней формой (сущностью) самих вещей; 3) субъективно существуют в уме человека в форме общих понятий.

Реализм (эссенциализм) сталкивается с неразрешимой в его рамках логической трудностью. Ведь если общие сущности земных вещей имеют противоположный самим вещам способ существования (они виртуальны, бестелесны, непротяженны и вечны) и недоступны сенсорному восприятию, то нелогично и даже абсурдно говорить, например, о бытии Бога или о сотворении мира из ничего в том же буквальном смысле, что и о существовании человеческого индивида или творчестве художника. Это препятствие пытаются обойти, приписывая божественным сущностям особые предикаты-квалификаторы — атрибуты вездесущности, бесконечности, непостижимости и т. д. Но тогда не удается наглядно себе представить и здраво осмыслить суждение «Есть индивидуализированная Сущность — вездесущая, трансцендентная, бесконечная, вечная и непостижимая».

Логика последовательного реализма в христианстве в конечном итоге заставляет приписывать подлинную реальность Богу вообще, но не троичности лиц в Божестве. Внутреннюю логическую противоречивость эссенциализма не следует расценивать как свидетельство его интеллектуальной несостоятельности. Диалектики и антиномисты, в отличие от сторонников формальнологической парадигмы, одобряют такого рода нетривиальные противоречия, усматривают в них признак жизнеспособности учения, в данном случае — эссенциализма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой