Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурные процессы и их отражение в черкесской художественной литературе: Социологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема изучения социально-педагогического аспекта литературного наследия адыгов вообще, в частности черкесов, в последние годы приобрела особую актуальность в связи с необходимостью возрождения культуры, традиций, формирования национального самосознания данного этноса. Без этого невозможно также создать целостную картину менталитета адыгов. Современная наука о литературе накопила немалый опыт… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.3−2 В
  • Глава I. Социальные истоки зарождения и развития черкесской новописьменной художественной литературы $ 1. Художественная

литература как часть социокультурного процесса: зарождение и этапы развития.29 $ 2.Отражение социальных противоречий общества в зарождающейся черкесской художественной литературе.40 $ 3.Жанровое развитие черкесской художественной литературы как важное социальное явление.49

Выводы.61

Глава II. Социокультурная среда как объект социального познания.

Ь.Социальная среда как условие социализации личности.63 $ 2.Опыт и традиции народной педагогики в черкесской литературе.86 $ 3.Отражение социальных процессов в черкесской поэзии.101 $ 4.Социальные противоречия в обществе и их отражение в черкесской прозе

60−80-х годов.116

Выводы.

Социокультурные процессы и их отражение в черкесской художественной литературе: Социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сложнейшие процессы, происходящие в нашем обществе и во многом определяющие современную социальную обстановку в стране, существенно повышают актуальность исследований вопросов отражения социальных процессов, социализации личности и социо-лого-педагогических проблем воспитания и их отражения в художественной литературе. Одно из главных направлений таких исследований — изучение влияния духовной культуры, неотъемлемой ее составной части, — художественной литературы на формирование личности, т. е. социализации личности как социокультурного процесса.

Важно осознать социальные истоки самой литературы, ибо ее зарождение, становление и развитие как социальное явление представляют собой сложный закономерный процесс. Его следует понимать как «единое и цельное, обусловленное едиными причинами и крепко спаянное внутри» .1 В этом надо видеть социальные истоки новописьменной черкесской литературы, которая является одной из самых молодых литератур северокавказского региона. Хотя необходимость изучения проблемы социологии литературы признается многими учеными, в современной науке на региональном уровне она не получила достаточную разработку. Основная причина такого положения видится в том, что она долгое время была наукой «нон грата», и потому заниматься ею было неудобно и небезопасно. По справедливому замечанию А. К. Тхакушинова," проблема социологии литературы остается весьма актуальной потому, что содержание и природа тех социальных процессов, которые определяют развитие литературы, взгляды на то или иное явление, в литературе изучены не в общем движении социальной и культурной среды эпохи, сформировавшей ее состав.

1 Сакулин П. Н. Филология и культурология. М. «Высшая школа», 1990.-c.30 ляющие и лицо" .1 Актуальной проблема остается еще по ряду других причин, связанных с важнейшими периодами социального, политического и идеологического развития нашего общества, с переоценкой их роли в связи с трансформационными процессами общества в современных условиях и маргинализацией социальной структуры.

Социальные истоки зарождения молодой новописьменной черкесской литературы имеют теснейшую связь с важнейшими историческими этапами после Октябрьской 1917 года эпохи развития государства и общества. Это порожденные Октябрем социокультурная революция и гражданская война, Великая Отечественная война, колхозно-кооперативное строительство, с которыми были связаны обострение классовых противоречии в обществе, начало преодоления культа личности и дворцовые перевороты, взятый в апреле 1985 года курс перестройки общества. Провозглашение единственно правильным классового подхода к объяснению всех явлений не могло не привести к вульгарной социологии в молодой зарождающейся черкесской литературе.

В связи с таким подходом возникает необходимость разобраться в понятиях «социокультурный процесс» и «социальный процесс». Исходя из диалектической взаимосвязи, можно указать на то, что рассмотрение социальных процессов, в частности социализации личности как социокультурного процесса, требует определенного знания вышеназванных социологических категорий с условием, что процесс социализации проходит в определенной социальной сфере. Поэтому лучше в первую очередь дать определение этой важнейшей категории. Объективными факторами, детерминирующими сознание и поведение человека, как правило, являются, с одной стороны, материально — производственные отношения, а с другой, политико-правовые и нравственно.

1 Тхакушинов А. К. Социокультурная среда и отражение социальных процессов в художественной литературе (социальный анализ). Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. М. 1995, — с. 10 идеологические отношения, которые складываются в обществе, в целом они и определяют уровень социализации личности. В совокупности же они и составляют среду. Таким образом, если исходить из такого понимания категории «среда», то социальная среда есть вся совокупность общественных условий (факторов, отношений и т. д.), в которых пребывает личность, которые ее окружают, оказывают воздействие на ее сознание и поведение в обществе. Такое определение социальной среды ничуть не противоречит дефинициям, существующим в нашей отечественной литературе.1 Важна роль социальных институтов в социализации личности. Этот важнейший процесс не обходится без их участия. В узком понимании «социальный институт» — это объединение людей для удовлетворения какой-либо конкретной и важной потребности, а также для достижения определенной цели личностью, группой или обществом. Общество через свои социальные институты не только утверждает, но и закрепляет конкретные виды социального взаимодействия в важнейших сферах жизнедеятельности. Они являются, с одной стороны, постоянными, а с другой, — обязательными для всех членов общества в целом или определенной социальной группы. В качестве таких социальных институтов выступают семья, система образования, научные, культурные организации, СМИ, религия и т. д. Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что социальные институты — это довольно-таки высокоорганизованные социальные системные образования, имеющие устойчивую структуру, высокую интегрированность своих элементов, отличающиеся многообразием и динамичностью их функций. С социальными институтами тесно связаны социальные процессы как основа и источник жизнедеятельности общества, его социальных изменений, социальной динами.

1 Козлова О. Н. О методах анализа социокультурных явлений// Социс, № 11, 1993.-М., с.138−146- М. З. Ильчиков, Б. А. Смирнов. Социология воспитания. М. 1996;114с. ки. Еще в 20-х годах американские социологи Р. Парк и Э. Берджес выделили следующие виды социальных процессов: кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация (смешение, сочетание). Современная социология к ним относит поддержание границ, систематические связи.1 Если же исходить из сказанного, то социальные процессы — это совокупность повторяющихся социальных действий и взаимодействий одного направления, выделяемых из множества других. Их сердцевиной является социальный детерминизм, то есть признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений общества, в частности, признание закономерности поведения, связанного с волей человека. Это объективная закономерная зависимость человека от социальных процессов и явлений. Наряду со взаимодействием влияний среды и воспитания на социализацию личности, воздействия воспитания на социальный процесс в обществе, социальная детерминированность имеет прямое отношение к социологическим проблемам воспитания личности.

Совершенствование общественных отношений, в которых играет роль личностное поведение человека (субъекта), требует социализации личности, что способствует повышению человеческого фактора.

Целью социализации личности является включение человека в систему общественных отношений, вживание индивидов в существующую социальную структуру, то есть воспитание человеческого в человеке. Достигается это путем формирования духовной близости с другими людьми в процессе социализации личности, ведущих к совершенствованию как самих индивидов, так и условий их общественной жизни. Для чего это необходимо? Для того, чтобы каждый человек стремился в своих действиях и поступках, отношениях с другими.

См. Словарьсправочник по социологии и политологии. М. «Знание», 1996;с 188−189. людьми к максимально возможному (в данных общественных условиях) соответствию принятым принципам гуманизма.

В какой степени художественная литература способствует реализации этой цели воспитания (социальный компонент) и как реализовать ее в жизни (педагогический компонент)? Каким образом художественная литература решает эти две взаимосвязанные задачи? Это — основные вопросы, составляющие ядро проблемы исследования.

Художник слова создает произведение не только для того, чтобы зеркально точно отразить жизнь в ее многообразии, общественную борьбу. Писатель сам принадлежит к определенной социально-политической группе общества. Поэтому сознательно или бессознательно, желая того или не желая, поэт или писатель является участником общественной борьбы. Его оружие — художественное слово. Автор хочет, чтобы его произведения утверждали определенные идеи, которые, как правило, отражают не только явления, следовательно, они как бы осуществляют социальное воспитание. В этом смысле литературное образование, получаемое человеком, является частью целостного процесса общественного воспитания.

Как особое средство отражения социальной действительности художественная литература на протяжении всей своей истории играла и сейчас играет большую роль в духовной жизни человека. Но как наука художественная литература стремится к познанию, следовательно, писатель отражает объективную реальность путем ее эстетического восприятия и воспроизведения посредством художественного словесного образа, созданного его творческим воображением и содержащего его субъективную оценку явления, события.

Эстетические эмоции, вызываемые художественным произведением, способствуют восприятию общественных проблем не только умом, но и сердцем, пробуждают активное отношение к жизненным картинам, нарисованным в произведении. Воспитательное воздействие художественной литературы заключается также и в том, что она учит видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни.

Писатель, в какую бы он эпоху не жил, является членом общества, гражданином своей страны, национальным представителем своего народа. Поэтому ему небезразлично, как литература воспитывает идейно, нравственно и эстетически, развивает любовь к Родине, людям, труду, чувство гражданского долга. Следовательно, художественная литература способствует не только распространению среди народа просвещения, но и культуры, воспитанию положительных нравственных черт личности через образы, поступки положительных героев.

Литература

имеет свой предмет познания и воздействия на читателя. Основным предметом изображения в литературе являются люди конкретной исторической эпохи, их мысли и чувства, взаимоотношения, их жизненные идеалы, внутренний, духовный мир человека и общественная жизнь людей. Разнообразна деятельность людей, богат и обширен их духовный, эмоциональный мир. Поэтому и содержание художественной литературы многогранно и многосторонне.

Художественные произведения для читателей тем интересны и поучительны, что в них изображены люди с их поисками смысла жизни, истины, добра и справедливости, с их мыслями и эмоциями. Они воздействуют одновременно на ум и чувство читателя, который переживает, выражая радость, волнение, чувство гнева, сострадания, протеста и восхищения.

В природе и в жизни ничто не существует отвлеченно, в них все конкретно. Исходя из этого, создатели подлинно художественных образов стремятся к тому, чтобы в их произведениях было как можно меньше отвлеченного, чтобы в них все было, по мере возможности, выражено конкретно, в живых картинах, в индивидуальных образах. Для писателей, создающих художественные творения, это приобретает характер закона. Соблюдение его — важное условие воздействия литературы на процесс формирования нравственности читателя, повышение уровня его образованности.

Художественная литература дополняет знание человеком действительности специфическим воздействием искусства слова, художественного образа, служит человеку «учебником жизни» .

Талантливые поэты и писатели с этих позиций — хорошие педагоги. Своими произведениями они помогают видеть прекрасное в действительности и таким образом развивают мышление, формируют эстетический и эмоциональный мир личности, ее социальные качества.

Литературное знание художественного произведения определяется тем, черты какого литературного направления являются основными, определяющими в произведении, каковы его художественные достоинства, выражающиеся в жизненности изображаемых характеров, в яркости и эмоциональности его выразительных средств и т. д. Данная проблема относится к области исследования литературных критиков и литературоведов, в то время как указанная проблема находится на стыке двух взаимосвязанных наук — педагогики и социологии. Педагогиканаука социальная, ее невозможно развивать без знания законов социального развития общества. Тем не менее, важнейшей проблемой двух наук — социологии и педагогики, является понимание роли воздействия общества на воспитание и влияние воспитания на развитие общества. Конечно, социологические проблемы воспитания находятся в первую очередь в компетенции социологиинауки об обществе в целом, социальных общностей и социальных отношений, складывающихся в обществе.

Социальная значимость указанных категорий социологии воспитания, а также специфика их пограничного положения, требующая совместных усилий социологии и педагогики, приводит к тому, что на стыке этих наук зарождаются новые направления социолого-педагогических исследований, имеющих свою проблематику и методику исследования. Это и определило общую социальную направленность данного исследования, которое посвящено социальному становлению подрастающих поколений под воздействием художественной литературы.

Наиболее интенсивный период развития человека как личности, утверждение в нем социального начала и его, как индивидуальности, самоутверждение в системе социальных связей и отношений, в основном, совпадает с периодом молодости. Вследствие этого каждое новое поколение, вступающее в жизнь, должно подниматься на более высокий уровень образованности, общей культуры, профессиональной квалификации и социальной активности. Процесс этот сопряжен с трудностями, противоречиями, новыми проблемами.

Человеком рождаются, а личностью, как правило, становятся в процессе социализации. Неотъемлемыми чертами личности являются: самосознание, ценностные ориентации, социальная ответственность перед обществом за свои поступки, вместе с тем определенная автономность в отношении к обществу. Отсюда личность в обществе имеет свой социальный статус, и, конечно, играет свою социальную роль, следовательно, взаимодействие личности и общества и формирование общественного человека всегда были и есть центральная проблема социологии как науки. Поэтому важно помнить, что от характера воздействия на человека зависит и уровень социализации личности. «Давно известно, что разрыв между теорией и практикой сказывается, с одной стороны, -на интеллектуальном развитии человека, а с другой, на практической его деятельности. Как показывает опыт, чтобы практически ликвидировать разрыв между двумя сторонами воздействия на воспитательный процесс, важно основательно изучить, определить и наметить эффективные пути развития практического воздействия в процессе воспитания. В этой связи возрастает роль воспитательного воздействия конкретного факта, конкретного примера» .1.

1 Афасижев Т. И. Во имя Отечества. — Майкоп, 1996. С. 143.1.

Если исходить из этого, непрерывный процесс социального становления личности требует с точки зрения его эффективности взаимодействия всех воспитательных средств. Особую роль в этом процессе играет художественная литература, которая не только отражает жизнь конкретной исторической эпохи, но и активно участвует в осмыслении возникающих социологических проблем воспитания.

В художественных произведениях, как нас убеждает жизнь, отражаются социально-экономические преобразования, происходящие на разных этапах развития общества. Практически нет ни одной значительной социальной проблемы, которая не нашла бы в той или иной мере свое место в литературных произведениях.

Мастера художественного слова — поэты и писатели — способствуют формированию нового человекапродукта всей эпохи. Они осмысливают разнообразные общественные явления, вследствие чего художественная литература как форма сознания и осуществляет определенные функции. Этим объясняется, что при решении многих современных социальных проблем в сферу социологических исследований вовлекается художественная литература, которая дает художественную концепцию социального развития личности. Это тем более важно в современных условиях, когда пересматривается проблема соотношения общественного и личного, когда на первый план выдвигается саморазвитие личности, приоритет «Я». Этот подход имеет прямое отношение и к другой проблеме, в частности к необходимости социально-экономического и культурного возрождения каждого народа. В этом плане актуальны социологические исследования на основе социально-исторического анализа, нашедшие свое отражение в художественной литературе.

Любое художественное произведение как социальное явление имеет воспитательное значение. Писатель, раскрывая духовный мир своих героев, воспроизводит те обстоятельства и условия, в которых формируются их характеры, рисует целостную картину жизни людей той или иной исторической эпохи, переосмысливая в соответствии со своим мировоззрением, собственной оценкой отображаемые в произведении процессы.

Отображая различные явления социальной жизни, скажем, борьбу за свободу и национальную независимость, за мир, за социальную справедливость, социальные интересы и т. д., художественная литература несет ответственность за объективное освещение явлений и процессов в обществе. Естественно, она воссоздает историю общества и его развития, отражает сложную борьбу за становление личности, являющейся продуктом определенной исторической эпохи.

Проблема социализации личности в новых условиях является важным фактором развития общества, формирования новых ценностей, отвечающих характеру современного общества. Уровень и качество социализации личности может предопределить пути и характер развития общества в дальнейшем своем развитии.

Актуальность изучения вопросов социализации личности как социокультурного процесса и ее отражения в новописьменной черкесской художественной литературе предопределена следующими обстоятельствами: -общей неразработанностью проблемы в регионе;

— потребностью возрождения этнического самосознания, которое призвано обеспечить национальные права и социальное согласие в общем развитии, что может обеспечить социализирование личности в обществе- -важностью преодоления негативных сторон социальной адаптации в новых условиях реформирования общества;

— сложностью рассмотрения проблемы в рамках отечественной науки, состоящей в том, что практически еще не сложился пласт теоретической литературы и данных прикладных исследований, которые позволили бы социологически изучить проблему социализации личности в современной России;

— возрастанием роли личности, поскольку социализированная личность становится важнейшим ресурсом национальной и социальной эволюции в обществе- -необходимостью переоценки многих ценностей, сложившихся в прошломразрушением системы воспитания личности, ликвидации многих общественных организаций, которые были призваны вести воспитательную работу среди молодеживсе усиливающейся всеобъемлющей широкой пропагандой западной массовой культуры гедонизма, порнографии, мессы и т. д.- отрицание института стариков, пренебрежение к женщине.

Степень разработанности проблемы определяется теоретическим запаздыванием в осмыслении развития социологической теории воспитания в стране, а также в отдельных национальных республиках России, в том числе неразработанностью социологических подходов и методов анализа проблемы социализации личности, отсутствием достаточной специальной научной литературы на русском и черкесском языках в Карачаево-Черкесской Республике.

В этой связи в данном исследовании впервые предпринята попытка обосновать некоторые теоретические подходы и выработать общий социологический инструментарий анализа проблемы. При этом учитывается то, что в расширении теоретической и методологической базы исследования сферы социологических и педагогических проблем воспитания, в социализации личности, несомненное значение имели труды многих отечественных авторов 70−90-х годов, которые внесли свой вклад в разработку проблемы.1 Анализ указанной научной литературы показывает, что в 70−90-х годах были достигнуты определенные результаты в уточнении объекта исследования, в раскрытии его сложности, в разработке методологии научного исследования проблем социализации личности в условиях коммунистической идеологии.2.

1 Бурмистрова Т. Ю., Баграмов ЭЛ., Буева Л. П., Дашдамиров А. Ф., Плотников Ю. К., Тощенко Ж. Т., Ханаза-ров К.Х., Сулимов Е. Ф., Ануфриев Е. А., Минюшев Ф. И., Рощин Л. В., Дмитриев А. Г.,.

Джунусов М.С., МирскийР.Я.

2 Агаев А. Г., Эфендиев С. И., Нахушев В. Ш., Афасижев Т. И., Ячиков А. К., Гетегежев В. А.,.

Социология на протяжении многих десятилетий не имела в стране статуса науки, что, конечно, принижало ее роль в жизни общества. Если же в научных центрах страны находились энтузиасты, которые занимались проблемами социологии, то в регионах оставались не разработанными вопросы отражения социальных процессов в национальной литературе. Можно сказать, что у начала формирования социологической теории управления духовной жизни общества стояла JI. П. Буева.1.

Важное значение в изучении проблемы имеет рассмотрение взятой для исследования проблемы на региональном уровне. Следует указать, что вопросы темы нашли свое отражение отдельными вкраплениями в различных исследованиях отдельных авторов в материалах конференций. Но результаты этих исследований не были сведены в одно целое и систематизированы в теоретическом плане. Несмотря на то, что рассмотрение указанной проблемы не входило в их задачу, они, тем не менее, сыграли значительную роль в дальнейшей работе местных ученых. Следует отметить, что потребности самой жизни заставили изменить негативное отношение к социологии в обществе. В 80−90-ых годах появляются первые научные статьи, монографии и докторские диссертации по социологии Т. И. Афасижева,.

А. К. Тхакушинова, А. А. Хагурова, Р. Д. Хунагова, по социальной философии Р. А. Ханаху, А. Ю. Шадже, на стыке наук — социологии и педагогики К. И. Ашхамафова.

Значительным шагом в развитии социологии в регионе явилось издание научно-информационного сборника «Философия и социология в Республике Адыгея» (АРИГИ), сборника научных статей местных социологов под названи.

Казанов Х.М., Бгажноков Б. Х., Шадия А. Ю., Ханаху P.A. Общетеоретические положения и выводы в области теории науки и национальных отношений и воспитания человека, изложенные в их рудах, создали необходимые предпосылки для углубленного исследования вопросов социализации личности.

1 Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.1968; Общественная детерминация и управление формированием личности, — Проблема управления процессом воспитания.М. 1971. ем «Социология и современность: актуальные проблемы» (Адыгейское отделение Академии социальных наук Российской Федерации). Исследованию основных тенденций развития духовного мира общества посвящен ряд работ отечественных авторов в социологии.1 Так, в монографии Р. Г. Гуровой «Социологические проблемы воспитания» раскрываются вопросы влияния школы и окружающей среды на формирование личности, анализируются в этой связи со-циолого-педагогические исследования, проведенные в нашей стране и других зарубежных странах. В исследовании главное внимание уделяется раскрытию вопросов, касающихся социальной природы воспитания, социальной направленности школьной молодежи страны и ее ценностным ориентациям.

Социальные проблемы воспитания рассматриваются в историко-философском плане и в духе марксистско-ленинской трактовки основных выводов и положений. Данная монография лишь фрагментарно затрагивает вопросы влияния художественной литературы на духовное взросление молодежи и только в связи с рассмотрением некоторых героев русской классической литературы в качестве идеалов школьников.2.

Социальные проблемы воспитания молодежи в плане жизненного самоопределения и профессиональной ориентации раскрываются в книге Г. А. Чередниченко и В. Н. Шубина «Молодежь вступает в жизнь» 3. Социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства молодежи в книге рассматриваются в спектре потребности общества в кадрах и престижа профессий, влияния демографических факторов на выбор профессии и трудоустройство, социальной мобильности и интеллектуального потенциала общества, жизненных ориентаций молодежи.

1 Гурова Р. П., Чередниченко Г. А., Шубин В. Н., Харчева А. Г., Тощенко Ж. Т., Ильчиков М. З., Смирнов Б. А. и др.

2 Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. -М. «Педагогика», 1981. -С.144.

3 Чередниченко Г. А., Шубин В. Н. «Молодежь вступает в жизнь» .

Проблема свободы выбора профессии в книге рассматривается как философская и социологическая проблема. Однако при анализе факторов, влияющих на выбор профессии, совершенно обойдена роль художественной литературы в формировании жизненных идеалов и планов молодежи. Тем не менее, книга представляет определенный интерес в плане раскрытия социальных проблем молодежи в динамике жизни, а также методике социологических исследований.

В плане раскрытия актуальных социальных проблем воспитания личности в связи с особенностями новых экономических социально-культурных процессов, происходящих в нашем обществе, а также в связи с темой исследования наибольший интерес представляют труды А. Г. Харчева «Социология воспитания», М. 3. Ильчикова и Б. А. Смирнова «Социология воспитания» 1. В этих работах дается анализ состояния воспитания личности на нынешнем переломном этапе развития нашего общества, раскрываются трудности и проблемы, стоящие перед различными звеньями воспитательного процесса, делается попытка осмыслить факторы, оказывающие на него как положительное, так и отрицательное воздействие.

Авторы правомерно подчеркивают, что проблемы культуры и ее взаимосвязи с воспитанием приобретают в современных условиях все большее значение. Воздействие литературы на формирование нравственности людей в них рассматривается в тесной связи с другими факторами. Как подчеркивают авторы, все социальные институты: семья, школа, коллектив (учебный, производственный и т. д.), искусство, литература оказывают то или иное влияние на нравственный облик и поведение людей. Социология и педагогика накопили немалый опыт исследования проблем воспитания, однако роль художественной литературы в этом процессе почти не затронута. В связи с этим предметом ис.

1 Харчев А. Г. Социология воспитания. М., 199- Ильчиков М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. — М. 1996. следования является выяснение роли и места художественной литературы в решении социальных и педагогических проблем воспитания молодежи на примере черкесской литературы.

Проблема изучения социально-педагогического аспекта литературного наследия адыгов вообще, в частности черкесов, в последние годы приобрела особую актуальность в связи с необходимостью возрождения культуры, традиций, формирования национального самосознания данного этноса. Без этого невозможно также создать целостную картину менталитета адыгов. Современная наука о литературе накопила немалый опыт комплексного исследования родственных литератур, сравнительно-типологического изучения разных литератур. Определенный опыт такого комплексного изучения родственных литератур накоплен учеными литературоведами северокавказского региона. Большой вклад в дело исследования данных литератур внесли X. И. Баков, Л. А. Бекизо-ва, X. X. Хапсироков (Карачаево-Черкесия) — 3. М. Налоев, М. Г. Сокуров, А. X. Хакуашев, Р. X. Хашгошева (Кабардино-Балкария) — А. М. Гадагатль, М. Ш. Ку-нижев, У. М. Панеш, Т. Н. Чамоков, К. Г. Шаззо (Адыгея).1 В очерках истории адыгских литератур, монографиях и диссертационных исследованиях освещены вопросы становления жанров, изучены пути перехода от фольклора к реалистической письменной литературе.

Адыгское литературоведение сегодня уделяет значительное внимание истории литературы, восстановлению полного пути ее развития, исследованию жанров и художественного метода, выявлению взаимосвязи и взаимодействия фольклора и литературы. При всем этом нередко в литературном процессе слабо или почти не прослеживается предметно-выпуклое изображение социально-педагогических функций художественных произведений. Исходя из этого, в данной работе предпринята попытка восполнить в определенной степени дан.

1 Бекизова Л. А., Баков Х. И., Хапсироков X.X., Хакуашев A.X., Сокуров М. Г., Налоев 3.M., Хашгошева P.X. Шаззо К. Г., Чамоков Т. Н., Гадагатль А. М., Панеш У .М., КунижевМ.Ш. ный пробел.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании социальных процессов и проблем становления личности, роли социальных институтов в социализации личности в черкесском обществе, выявлении важнейших социальных противоречии и их отражении в черкесской художественной литературе.

Для реализации цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

— показать генезис, этапы и социальную природу черкесской художественной литературы;

— выявить социально-педагогические функции черкесской художественной литературы на этапе реформирования общества;

— установить социальные причины и основы необходимости социализации личности в современном обществе и объективную роль художественной литературы в этом процессе;

— разработать методологические принципы анализа социокультурных процессов, исходя из развития черкесского этноса.

Основными понятиями, раскрывающими тему, являются: личность, социализация личности, социокультурные процессы, социальные институты, художественное творчество, художественная литература, идеалы, нормы, традиции, социальные ценности, ценностные ориентации, социокультурный процесс.

Социальная культура есть система представлений о мире ценностей, норм и правил поведения, общих для людей, которые связаны с определенным образом жизни, и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках общества. Социальная культура, как сложный и многоплановый феномен, охватывает значительную часть того, что создается людьми и признается социальной общностью и обществом в целом. В жизни социальная культура проявляется в двух важнейших формах: материальной и нематериальной духовной). Обе формы неразрывны, духовная находит отражение в материальном, т. е. в произведениях художественной литературы и т. д.

Прежде чем разобраться в базовом понятии «социокультурный процесс», следует в первую очередь осознать, что такое «социальный процесс». Социальный процесс, в нашем понимании, это последовательная смена состояний, движение элементов социальной системы, ее подсистем, социального объекта. Социальный процесс, как показывает опыт, совершается под влиянием внутренних и внешних условий. При этом социокультурный процесс может быть прогрессивным и регрессивным. Из базовых социально-экономических и собственно социальных процессов вырастают социокультурные, которые выражают целостность динамики объекта, историческую преемственность его компонентов, возникновение нового. В социокультурных процессах отражается и закрепляется социально-личностное качество созидательного труда в обществе, соединяется духовное богатство прошлых поколений людей с духовными ценностями современного общества. Автором уточнены понятия «социализация личности», «ценностные ориентации», им же введено авторское понятие «социоэтнические ценности», под которыми подразумеваются те ценности, которые присущи данному этносу.

Человек — дитя своей малой и большой Родины, своего времени. Осознающий это имеет внутреннее чувство Родины, ощущение своего единства с окружающим, со всем, что составляет жизнь народа.

Не всегда осознанное, но всегда действенное, побуждающее к активному участию в том, что для жизни, для народа, для общества значимо, такое патриотическое чувство характерно для многих положительных образов черкесской литературы. Это качество всегда ценно. Без него человек может потерять социальные гуманистические ориентиры, совесть, честь.

Нельзя допускать размывание духовной культуры, потерю ее народных корней, истоков, идеалов. Необходимо укреплять фундамент гражданского сознания через национальное самосознание. Чувство родства со всем, что человека окружает, чувство своих истоков, корней делает его социально зрелым под влиянием художественной литературы. Выявление, выделение этого социального идеала в художественном творчестве, выраженного в живых картинах, образах вызывающих соучастие, сопереживание и подражание, а так же педагогическое обоснование его воспитательного значения, служащего ориентиром педагога, составляют сущность поисков социально-педагогических функций черкесской художественной литературы.

Предметом исследования являются социокультурные процессы, социализация личности и степень их отражения в черкесской литературе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков социологии, работы современных отечественных и зарубежных авторов по проблемам социологии духовной жизни общества, в которых раскрываются достижения в анализе социального развития общества, социализации личности. Диалектическое взаимодействие социального и духовного сознания в обществе легло в основу методологии. В работе автор обращается к трудам Г. Плеханова, А. Луначарского, В. Ленина, П. Сакулина, А. Хватова, А. Гастева и многих других, к известным в стране трудам обществоведов, литературоведов для воссоздания более объективной картины отражения социальных и культурных процессов в национальной литературе.

Определяющими методами исследования в диссертационной работе явились конкретно-исторический подход и социологические методы анализа сложных явлений социальной и духовной жизни общества, нашедшие отражение в черкесской художественной литературе. Это позволило автору проанализировать особенности черкесской национальной жизни и национальной литературы в контексте общероссийских закономерностей.

Автор придерживается системной методологической ориентации, привлекая и другие методологические подходы. Такой научно-методологический плюрализм позволил автору использовать все позитивное, что содержится в самых различных подходах. Для раскрытия темы исследования автором были использованы следующие методы исследования:

— ретроспективный анализ отражения социальных процессов и социализации личности в художественной литературе- -систематизация материала;

— теоретический анализ трудов социологов и педагогов по вопросам социализации личности;

— личные наблюдения и социологические исследования- -обобщение опыта.

В ходе диссертационного исследования применены методы системного анализа, синтеза, сравнения, научного обобщения.

Исходной методологической позицией исследования явились принципы русской литературной критики, основы которой заложены В. Г. Белинским, обосновавшим социально-исторический взгляд на художественное творчество. Мысли В. Г. Белинского о социально-педагогическом значении художественного творчества рождались в процессе анализа таких выдающихся произведений, как «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н. В. Гоголя и др.1.

Методологические подходы общего анализа литературных произведений с социально-педагогических позиций содержатся и в литературно-критических статьях русских революционных демократов А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского.

Объектом исследования являются социокультурные процессы и их роль в реализации в человеке системы социально значимых характеристик данного.

1 Белинский В. Г. «О русской повести и повестях Н.В. Гоголя», «Похождения Чичикова, или мертвые души» ," Герой нашего времени", «Сочинения Александра Пушкина», «Взгляд на русскую литературу 1847 года» .//Избранные статьи//М., 1974 общества, отражение их в литературе.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые:

— показаны этапы становления и сущность социальной природы художественной литературы;

— проанализированы социокультурные процессы и их отражение в черкесской литературе;

— введены в научный оборот новые теоретические положения по проблеме зарождения и развития черкесской художественной литературы- -рассмотрены общие и частные проблемы социализации личности средствами художественной литературы;

— раскрыты социальные и педагогические функции литературы на материале черкесской художественной литературы;

— проведен анализ этносоциальных ценностей черкесского народа, характера их отражения в национальной литературе;

— уточнены понятия: «социокультурный процесс» и «социальный процесс» .

Научно-теоретическая значимость исследования. Данное научное исследование значимо с точки зрения углубления знаний и представлений об отражении в черкесской литературе социализации личности, путей осуществления, выявления глубоких процессов социологических и социально-педагогических проблем общественной жизни в такой специфической, небольшой, но многонациональной республике, как Карачаево-Черкесия. Весьма важно было проследить характер социального развития молодой республики, становления человека в новых условиях через младописьменную художественную литературу.

Актуальность исследования. Теоретические обобщения и материалы, представленные в диссертационном исследовании, позволят глубже осмыслить тенденцию развития и роль художественной литературы в воспитании гражданина. Выводы и обобщения диссертации могут быть использованы в научно исследовательской работе, в деятельности всех организаций, связанных с воспитанием человека реформируемого общества. В целом работа может стать основой для учебного пособия для общеобразовательных школ и Вузов.

Любая новая историческая эпоха позволяет по-новому увидеть и оценить, казалось бы, хорошо известные факты, поэтому в любом сколько-нибудь значительном литературном произведении можно обнаружить немало поисков и размышлений, созвучных тому, что сегодня волнует общественность.

Накопленный опыт изучения черкесской художественной литературы не только позволяет расширить аспекты исследования, но и создает благоприятные условия для дальнейшего углубления теоретических, эстетических и социологических разработок тех проблем, которые выдвигает современность.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что теоретические обобщения и материалы, содержащиеся в работе, могут быть использованы только для повышения эффективности литературного образования молодежи, но и для воспитания гражданина, формирования у молодежи исторической памяти и понимания самобытности сознания и культуры черкесов, внесших свой вклад в общечеловеческую культуру. Также материалы исследования могут стать основой учебного пособия для общеобразовательных школ и вузов региона.

Исследование литературы, как целостного, социально-исторически обусловленного явления, а не отдельного произведения, в его связи с другими творениями художников — одна из эффективных форм расширения кругозора учащихся, эстетического и нравственного их образования и воспитания.

Личность писателя, его творческий вдохновенный труд, его глубокое раздумье о счастье человека, всего народа, забота о приумножении народных богатств, о будущем своей страны и человечества дают учителю возможность на положительных образах воспитывать в формирующейся личности гражданина, патриота, труженика, человека высоких моральных качеств. Анализ художественного произведения не только с позиций литературных достоинств, но и социально-воспитательном аспекте органично вносит в урок историко-литературную информацию в плане оценки прошлого в духе необходимости решения проблем современности.

Каждый писатель, отражая подлинную действительность эпохи, в своем произведении, делает читателя соучастником интеллектуальной и эмоциональной жизни людей, устраняет равнодушие, требует активной гражданской позиции для разрешения конфликтов в экстремальных ситуациях, воспитывает умение сочувствовать и сострадать. При всех художественных недостатках, отмеченных литературоведами, произведения черкесских писателей — интеллектуальная и эмоциональная школа для читателей при условии правильного и глубокого прочтения и понимания художественного текста.

В творчестве художника слова каждое произведение несет в себе поиски автором ответов на волнующие его вопросы, поиски наиболее совершенной формы изображения, адекватной освещаемому жизненному материалу и задачам писателя. Но одно творение не может вместить в себя всей сложности и разносторонности художественного познания и воссоздания писателем жизни, поэтому важно рассматривать его не изолированно, а в контексте всей литературной деятельности этого автора или определенного этапа его творчества. В социально-педагогическом анализе произведений черкесской литературы соблюдается такой подход.

Особое значение в процессе становления мировоззренческой культуры учащейся молодежи имеют те художественные произведения, которые в образной доступной форме показывают духовный мир человека, раскрывают общечеловеческие нравственные ценности. Это определило выбор нами тех произведений, которые в наибольшей степени соответствуют этому назначению.

Человек в произведениях черкесских писателей выступает представителем определенных социальных сил и определенного исторического времени. Писатели ведут своих положительных героев к более глубокому пониманию жизни через сближение с народом, с его нравственными представлениями о жизни.

Духовное воссоединение с народом, борьба за его счастье, приобщение к его нравственном ценностям — характерная черта многих героев произведений черкесской литературы. В них центральной является проблема духовного становления нравственно-полноценной личности, диалектика этого становления, история внутреннего формирования через борьбу с классовыми врагами и поиск нравственного идеала в среде народа.

Внутренняя душевная жизнь положительных героев-персонажей проявляется не только в их внутренних переживаниях, но и в поступках и действиях.

С отрицательной оценкой черкесские писатели изображают тех, кто заглушает в себе голос нравственного чувства, кто жаждет личного благополучия, отражают социальную сущность нравственного зла, которое разъединяет людей.

Чем объясняется использование коллизий в изображении судеб, характеров?

Это обусловлено, прежде всего, существенными особенностями в самом подходе к проблеме личности в первые послеоктябрьские десятилетия — в период крутой ломки старого уклада, формирования новых социальных связей и представлений, период трудного формирования коллективистского сознания и новой психологии.

Черкесская литература первых после октябрьских десятилетий содержит широкий круг вопросов, связанных с проблемой личности, с воспитанием читателя. В ней запечатлены типологическая структура общества переходной эпохи и ее влияние на личность, целеустремленность борьбы за личность нового типа, пути преодоления казавшихся ранее неразделимыми противоречии между личностью и обществом, перестройка взглядов, характеров, сложившихся в условиях старого мира и т. д.

Специфика избранной проблемы определила выбор методов исследования: -изучение социолого-педагогической литературы и основных источников адыгского литературоведения, систематизация литературных произведений по жанровым особенностям, проблематике и степени отражения в них социально-педагогического аспекта, а также анализ художественных текстов на черкесском и русском языках наиболее значительных художественных творений. Такой анализ вводит нас в атмосферу этико-философских исканий наиболее ярких представителей черкесской литературы.

В исследовании рассматриваются художественные произведения в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути, выявляется связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, приемы выражения авторской позиции) с социально-педагогическими функциями, прослеживается путь писателя не только к новым жанровым образованиям, но и к изображению новых социальных явлений, закономерности его эволюции, анализируется, насколько сумели черкесские поэты и писатели осмыслить и откликнуться на новые социальные заказы общества. Естественно, что в одном исследовании невозможно рассмотреть творчество всех представителей черкесской литературы, поэтому в диссертации представлены лишь вершинные явления, имена, определяющие развитие литературного процесса черкесов.

Рассмотрение в контексте творчества писателя обогащает понимание не только данного художественного творения, но и личности его создателя. Оно проясняет внутреннюю логику развития писателя и помогает получить целостное представление о его художественном мире. Именно такой подход необходим не только в научных исследованиях, но и создает условия для обеспечения высокого научного уровня преподавания литературы в школе, повышения квалификации самого педагога-словесника, для расширения его знаний, для выработки творческого подхода к материалу и достижения мастерства, глубоко обоснованного истолкования художественного произведения.

Анализ черкесской литературы дается в ее историческом развитии, начиная с ее возникновения до 90-х годов. С момента ее зарождения и на всех этапах ее развития она отражала и воссоздавала жизнь черкесского народа не изолированно от других народов, а в связи с ними, особенно с русским народом. Художественное и национальное своеобразие и социальная значимость черкесской художественной литературы не в ее изоляции, отчужденности от мирового литературного процесса, а в осознании ее причастности к нему, в частности, в сопряжении с русской литературой.

Апробация результатов исследования. Основные положения данного диссертационного исследования прошли апробацию на межвузовских, региональных, республиканских научных и научно-практических конференциях, в которых принимала участие автор диссертации.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 6-и публикациях автора общим объемом более 3-х печатных листов.

В процессе апробации результатов исследования сделали вывод, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, являются, с одной стороны, — групповой опыт, с другой, — субъективный личностный опыт. Эти факторы в наиболее полной мере проявляются в процессе социализации личности. Указывается, что в самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, сложившихся в обществе. Как элемент социологии воспитания социализация интерпретируется через различные подходы к пониманию ее как явления. В зависимости от своеобразия подхода и роли самого общества и личности в мировой социологической литературе встречаются расходящиеся концепции социализации.

Представители школы структурного функционализма Т. Парсонс, Р. Мертон, будучи сторонниками жесткой социализации, определяют этот процесс как полную интеграцию личности в социальную среду. Социализация здесь анализируется через понятие «адаптация», «равновесие» .

Оппонентами этой школы выступают сторонники «нового гуманизма», которые видят социализацию как деятельность личности по развитию своих потенций и способностей на базе практического разбора стереотипов, предложенных обществом.

Есть и другие школы и теории, в частности «критическая теория социализации» Ю. Хабермаса (Франкфуртская школа), теория эмансипирующей социализации В. Орбана, которые делают попытку исключить социализацию, заменить ее самовоспитанием. Но главное — это то, что социализация есть воздействие среды, общества на личность. С учетом этого проведена попытка анализа отражения процесса социализации личности в черкесской художественной литературе и для этого отслеживание генезиса черкесской художественной литературы в первой главе диссертации.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логики их реализации и включает в себя: введение, две главы, заключение и список литературы.

Выводы.

Из изложенного во второй главе диссертации возникает вывод о том, что чаяния и надежды черкесского народа на образование и всеобщую грамотность, изложенные в народном творчестве, нашли широкое отражение в первых произведениях черкесских писателей;

— сформировавшаяся новая социокультурная среда в условиях национальной автономии стала важнейшим условием социализации личности- -лучшие традиции, национальные ценности и опыт народной педагогики, сложившиеся на протяжении тысячелетий у бесписьменного народа в прошлом, нашли глубокое отражение в черкесской литературе, ставшей хранительницей духовного богатства народа, что было важно для народа, чья грамотность по первой переписи в России (1897) составляла лишь 1,2 процента- -духовное возрождение черкесского этноса стала главной темой младописьменной черкесской литературы, широко отразившей социальные процессы и противоречия в обществе 60−80х годов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что зарождение и развитие черкесской письменной художественной литературы напрямую связано не только с возникновением и распространением письменности, но и с ростом национального самосознания этноса под влиянием политических и социально-экономических условий развития народов России и ее национальных регионов. В этом значительную роль сыграли произведения устного народного творчества и адыгские1 просветители XIX века Султан Хан-Гирей, Ш. Ногмов, Султан Кази-Гирей, Султан Адиль-Гирей, А.-Г.Кешев, Султан Крым-Гирей, которые в своих произведениях справедливо отражали социальную жизнь черкесо-адыгов и способствовали пробуждению и росту их национального самосознания. Своим творчеством просветители оказали влияние на все области общественной и идеологической жизни адыгов, в том числе и на их литературу.

Возникнув адекватно историческим процессам, определявшим судьбу всех адыгов, черкесская письменная художественная литература развивалась как часть многонациональной литературы и под влиянием русской литературы, а также братских литератур народов страны. Черкесская литература воспринимала жанры и традиции русской литературы.

В данном исследовании впервые анализируется отражение социальных процессов в черкесской литературе, а также воедино собрано то самое характерное для черкесской литературы в ее социально-педагогическом значении, что раскрывается в творчестве лучших произведений известных поэтов и прозаиков. Это дает представление о литературе целой эпохи и помогает понять, какими глубокими корнями она связана с историей и судьбой черкесского народа.

1 Адыги — это близкие по истории, языку и культуре народы: адыгейцы, кабардинцы и черкесы.

Черкесская литература развивалась вместе со своим временем, продуктивно росла и мужала, прошла путь от младенчества до зрелости, от поэтически слабых стихов и не совсем удачных прозаических произведений до зрелых повестей и романов. При этом черкесские поэты и писатели, создавая новую литературу, опирались на предшествующие традиции. Но для решения задач, выдвинутых временем перед народом, нужно было покончить с безграмотностью, литературной отсталостью и овладеть художественным методом изображения действительности. Без учета накопленного веками литературного опыта братских народов и своих предшественников невозможно было строить фундамент национальной литературы и преодолеть художественную ограниченность. М. Дышеков, X. Абуков, А. Охтов в прозе, А. Ханфенов, X. Гашоков в.

СС 55 ** поэзии и лирике заложили корни черкесской литературы, давшей в последующие годы новых талантливых ее представителей.

Во многих младописьменных литературах в начале своего развития преобладали поэтические произведения, но для молодой черкесской литературы были характерны прозаические произведения: X. Абуков, М. Дышеков. С. Те-миров и другие писатели выступали со своими очерками, публицистическими статьями, фельетонами, зарисовками, рассказами.

Не имея опыта художественного творчества, первые черкесские литераторы обращались не только к русской литературе, но и к родному устному народному творчеству, особенно к эпосу «Нарты», черпая оттуда сюжетные линии, средства художественной выразительности и т. д.

Основная тематическая направленность первых произведений черкесской литературы определялась стремлением в художественной форме изобразить события общественной жизни, отражающие социально-историческое развитие народа, его борьбу за социальные преобразования, протест против произвола представителей господствующего класса и мусульманского духовенства.

Значительным шагом в развитии черкесской литературы явился выход в свет первого сборника «Идем на пробу» (1934 г.), куда вошли произведения X Абукова, М. Дышекова. А. Охтова, X. Гашокова, И. Амирокова и других. Их произведения в 20−30-ые годы отразили важнейший этап в жизни черкесского народа, развитие его национального характера, мышления, психологии под воздействием новых социально-исторических условий. В последующем творчество первого поколения черкесских писателей, их опыт оказали благотворное влияние на развитие молодой литературы и появление второго поколения писателей Анзора Охтова, М. Ахметова, А. Ханфенова, С. Хатуева и других. Их творчество отличается шагом вперед в стремлении глубже проникнуть в изображаемые социально-исторические процессы.

Позже в литературу входит третье поколение писателей. Это такие талантливые литераторы как Ц. Кохова, А. Туаршев, X. Хапсироков, С. Мисроков и другие.

В годы Великой Отечественной войны не был прерван литературный процесс. Создавались патриотические произведения, которые оказали большое воспитательное воздействие на читателя. Героизм, ненависть к оккупантам, вера в победу над врагом определили главную тематическую направленность произведений военных лет.

Вместе с тем война дала значительный материал для новых сюжетных линий многих произведений послевоенных лет. Так, например, Абдулах Ох-тов, Анзор Охтов, Х. Гашоков, С. Хатуев, А. Ханфенов и другие продолжали создавать новые художественные произведения и одновременно учили начинающих поэтов и писателей творческому мастерству. Одной из существенных черт и своеобразия процесса развития и становления художественного творчества черкесских поэтов и писателей того времени является строгая преемственность, что проявилось в следующем:

— в художественной и идейно-тематической связи с родным фольклором;

— в продолжении осмысления исторического пути, пройденного черкесским народом;

— в учете творческого наследия писателей-просветителей XIX столетия;

— в стремлении отобразить социальные процессы и явления с педагогических позиций, с точки зрения их влияния на социализацию личности.

Важнейшей особенностью произведений черкесских писателей является, с одной стороны, социальная, а с другой, педагогическая направленность их творчества. Социально-политическая направленность творчества черкесских поэтов и писателей заключается в том, что под влиянием начавшихся политических событий горцы пробуждаются к сознательной жизни, начинают понимать причины их несправедливого социального положения и искать выход из него.

Произведения отображают события, на фоне которых показаны положительные черты характера лучших представителей черкесского народа: справедливость, гуманизм, порядочность. Но писатели также показывают алчность, бесчеловечность угнетателей, их деспотизм. В этом проявляется педагогическая направленность лучших произведений черкесской литературы. Их воспитательный потенциал определяется не только благородными поступками героев, достойными подражания, но и чисто человеческими качествами: храбростью, мужеством, непримиримостью к несправедливости. Все это захватывает душу читателя.

Социально-педагогическая направленность многих произведений выражается еще в попытке их авторов показать, что в изменении несправедливой жизни черкесов они должны быть благодарны русскому народу, пришедшему на помощь, а также в показе тех нравственно-этических норм поведения, которые сложились веками в национальной культуре самих черкесов.

В современных условиях развития общества, когда переосмысливаются исторические события и многие ценности, сложившиеся в обществе, необходимо признать и опираться на ту огромную воспитательную функцию, которую несет в себе черкесская литература и в целом культура народа. Использование ее высокого воспитывающего потенциала особенно важно для возрождения и дальнейшего развития национальных традиций и обычаев.

Черкесская письменная художественная литература является составной частью национальной культуры черкесов. Ныне наше общество переживает трудный период восстановления в правах национальных культур малочисленных народов. Но каждая национальная культура, независимо от численности ее носителей, имеет общечеловеческую значимость.

Литература

как и духовная культура в целом, не представляет собой неподвижную картину с жестко закрепленными соотношениями времени и отображаемой действительности. Ее следует рассматривать как историческую перспективу с коррекцией на сегодняшний день с его бурно меняющимися социальными и художественными ориентирами.

На последующих этапах развития черкесской литературы на первый план выдвинулся интерес к внутреннему миру героя, к изображению богатства его натуры, многогранности и широты взгляда. Но так было и в прошлом. Следовательно, черкесская художественная литература, как и раньше, в разные периоды ее развития, имеет тесную связь с историей своего народа, сохраняет и развивает дальше сложившиеся традиции, стремится воссоздать образ горца-черкеса в новых исторических условиях.

Черкесские поэты и писатели отмечали приметы нового в облике горцев, на примерах положительных героев призывали читателя к обновлению жизни и стремились своим творчеством воспитывать мыслящую личность — патриота.

Социально-философские принципы их творчества основывались на историзме, умении смотреть на настоящее из прошлого при анализе социальной действительности и на настоящее из будущего в прогнозировании динамики жизни.

Концепция нового человека в черкесской художественной литературе предусматривала раскрытие сложности и цельности натуры строителя нового мира. Пусть не всегда зрелое в художественном отношении, но жизнеутверждающее искусство изображения социальной действительности не уходило в сторону от социальных противоречий и конфликтов, от драматических и трагических коллизий.

Вдумчиво вчитываясь в художественные творения лучших представителей черкесской художественной литературы, трудно заподозрить авторов в том, что их не интересуют судьбы целых поколений людей, судьбы страны.

Многие произведения рассказывают об активной жизненной позиции героев, вышедших из народа и боровшихся за его жизненные идеалы, об их верности долгу. При всем литературном несовершенстве ряда ранних произведений, а у некоторых при психологическом примитивизме в изображении своих героев, черкесская литература имела огромное воспитательное значение для консолидации этноса, пробуждении его национального самосознания, укреплении его дружеских связей с другими братскими народами и, прежде всего, с русским народом. Это — рациональное зерно социально-педагогического значения черкесской художественной литературы.

Как показало исследование, необходимо полнее использовать мировоззренческие установки и воспитательный потенциал черкесской литературы в школьном образовательно-воспитательном процессе, в социализации личности в новых условиях.

Эволюция взглядов на воспитание подрастающих поколений характеризуется появлением потребности во внесении существенных изменений в литературное образование учащейся молодежи. Они вызваны изменениями в политической и социально-экономической жизни общества и связаны с ними этносоциальными и региональными особенностями развития народов.

Под углом зрения этих новаций следует анализировать произведения черкесской литературы в процессе их изучения в школе в тесной связи с возрождением и использованием социальных основ народной педагогики адыгов.

Изучение национальной литературы черкесов педагогически целесообразно проводить с учетом современных тенденций развития жизни в условиях реформирования общества. Социально-экономические условия развития современного социума позволяют говорить о необходимости возрождения национальной культуры черкесо-адыгов и их консолидации в условиях отсутствия в стране идеологии, основанной на кардинальных моральных ценностях, а также единой демографической политики. В этих условиях возрастает социально-педагогическое значение черкесской литературы в духовном воспитании молодежи.

При любой социально-экономической формации в воспитании обеспечен успех, если оно основывается на духовных корнях народа, его национальной психологии и педагогики. Если этнические ценности формально признаются государством, но фактически их корни расшатывает, как это зачастую делают современные средства массовой информации, то они (этнические ценности) обособляются, но не исчезают, а конспирируясь, все равно пробивают себе дорогу, сохраняясь в народе. В таких случаях возможно и необходимо расширение педагогической работы по более эффективному использованию родной литературы. Это основано на том, что существует диалектическая взаимосвязь между преемственностью педагогических норм и процессом духовного становления поколений, их социализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Пусть назовет свое имя: Стихи и поэмы. Черкесск, 1987, 141 с.
  2. X., Чернышева В. Е. На берегах Зеленчука: Роман.-2-е изд. Чер кесск, 1986. -177 е.- на черкесском языке.
  3. A.B., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993 — 222 с.
  4. М. Мадина.- Черкесск, 1962.-94 с.
  5. Адиль-Гирей С. Жена черкеса // Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX в. Избранные произведения. Краснодар, 1986.-364 с.
  6. Адиль-Гирей С. Сулейман. Эфенди // Там же. 362 с.
  7. Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев, 1971.- 156 с.
  8. И. Молодой бригадир: Повесть. Черкесск, 1935. 61 с.
  9. И. Счастливого пути. Повесть. Ставрополь. -1964.-55с.
  10. Анализ художественного произведения: кн. для учителя./ Под ред. М. Л. Семеновой. М, 1987- 175 с.
  11. Ю.А. Русский советский исторический роман. 20−30-е г. Изд-во АН СССР, 1962.-167 с.
  12. Г. И. Социальная психология. М., 1980, 344 с.
  13. Н.В. Проблемы социализации личности // Социологическиеисследования- 1970. № 3.- 43 с.
  14. М. Счастье Мухаба // Напевы жизни: Сб. произведений черкес ских авторов. Черкесск, 1982.- 50−59 е.- На черкесском языке.
  15. Р. Этапы развития социологической мысли. / Перевод с француз ского. М.: Прогресс, 1993.-606 с.
  16. Ю.В., Дробижева JIM., Сусоколов A.A. Этносоциология. М. 1998−271 с.
  17. М. Избранные произведения. Нальчик: изд. Эльбрус, 1993.205 с.
  18. Т., Тхакушинов А. Гуманитаризация образования. Социс.-1995.- № 5.-110−112 с.
  19. Т.И. Во имя Отечества. Майкоп, 1996. — 234 с.
  20. Т.И. Военная культура объект социального познания //Социология и современность: актуальные проблемы. — Майкоп, 1997. -17−41 с.
  21. М. Али едет на кош. М., 1959.-92 с.
  22. М. Ручной олень. Черкесск, 1962.-110 с.
  23. М. Кош-Хабль. Черкесск,. 1969. — 265 с.
  24. О Г Л л Л Т Т&bdquo-1 СП 1 1 Г" «
  25. JU. MAMC1UB IVA. гш земле napiub. ишвриииль, 1У / l-iy (J.
  26. М. Камылыко: Поэмы и стихи. Черкесск, 1970.-78 е.- на чер кесском языке.
  27. Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальностьв адыгской поэзии. Майкоп: Изд-во „Меоты“, 1994.-28- 32 с.
  28. Л.А. От богатырского эпоса к роману. Национальные художе ственные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских ли те-ратур.-Черкесск, 1972.-288с.
  29. И. Счастье труда. Черкесск, 1973.- 45 с.
  30. Х.А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М.: Политиз дат, 1990−145 с.
  31. К. За мир. Стихотворение. // В родной семье: Сб. произв. Писате лей и поэтов Черкесии.- Черкесск: 1953.- 65 с.
  32. К. Мой аул. Стихотворение. // В родной семье: Сб. произв. Писа телей и поэтов Черкесии.- Черкесск, 1953- 66 с.
  33. К. Тепло родного очага: Повести и рассказы. Черкесск, 1988.
  34. На черкесском языке.-15−20 с.
  35. К. Аульный парк. Стихотворение. // В родной семье: Сб. Произ ведений писателей и поэтов Черкесии.- Черкесск, 1953.-70 с.
  36. К. Цветущий край: Стихотворение. // В родной семье: Сб. Произ ведений писателей и поэтов Черкесии.- Черкесск, 1953.- 70−71с.
  37. К. На крыльях поэтического творчества / О А. Ханфенове, // Чер кесск хэку. 1992.- 9 июля.
  38. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.- 195 с.
  39. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.- 53 с.
  40. Т.С., Орлов В. В. Социальная философия: История социоло гических учений. Пермь, 1993.- 204 с.
  41. Вебер Макс. Избр. произведения // пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.804 с.
  42. Волков Ю.Г. HOMO HUMANUS. Личность и гуманизм: социологический анализ. М.: Высшая школа, 1959.- 158 с.
  43. Вульгарный социологизм // Большая советская энциклопедия. М.: БСЭ.-М. 1971.- 1509−1511с.
  44. П.С. Русская и советская поэзия и народное творчество. -М., Изд-во АН СССР, 1963.- 549 с.
  45. A.M. Героический эпос „Нарты“ и его генезис. Краснодар, 1967.- 135 с.
  46. X. Начало жизни. Повесть. Черкесск, 1968, — 238 с.
  47. X. Отец и сын. Черкесск, 1959, 193 с.
  48. X. Кто я, Родина, без тебя: Стихи и поэмы. Черкесск, 1 983 182 с.
  49. X. Трактор и люди. Ставрополь, 1934.-54с.
  50. X. Свет в горах. Стихи. Черкесск: Облиздат, 1952.- 119с.
  51. X. Стихи и поэмы. Черкесск, 1953.- 72 с.
  52. X. Голос сердца. Черкесск, 1955.- 219 с.
  53. X. Советская Черкесия. Стих. // В родной семье: Сб. Произве дений писателей и поэтов Черкесии.- Черкесск, 1953, 9−10 с.
  54. X. Горянка. Стих. // В одной семье: Сб. произв. писателей и по этов Черкесии. Черкесск, 1953. 13−14 с.
  55. X. Начало жизни: Повесть. Черкесск, 1968.- 238 с.-На черкес яз.
  56. X. Стихи и поэмы. Черкесск. 1963.- 338 е.- На черкес, яз.
  57. X. Сквозь бури к победе. Черкесск, 1954.- 290 с.
  58. А.И. Об искусстве: Сборник. М., 1954.- 320с.
  59. Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып. 9.-Л., 1971,70 с.
  60. Я.И. Социология девиантного поведения как специальный социологический термин // Социс.- 1991.- № 4.
  61. Л.Я. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель, 1971.- 474 с.
  62. Е.К. Идеи, конфликты, характеры. М.: Сов. писатель, 1960.419 с.
  63. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.- 341 с.
  64. A.A. Существует ли мера социальной гармонии? // Социологии, исслед. 1988.- № 5.- 72−73 с.
  65. Д. В конце месяца // Напевы жизни: Сб. произведений черкесских авторов. Черкесск.: 1982, — 119−121 с. (на черкесском языке).
  66. М. Путь поэта. О творчестве А. Ханфенова // Черкес хэку. 1981.-6 июня
  67. М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. // Соци ально-политический журнал. 1994.- 272 с. /Приложение к журналу/
  68. К. Подарок („Техъэпщ1э“): Повесть. Черкесск, 1976.- 180 с. — На черкес, яз.
  69. К. Разломанный камень // Напевы жизни: Сб. произведений черкесских авторов. Черкесск, 1982.- 145−149 е.- На черкес, яз.
  70. К. Волны Кубани: Стихи. Черкесск, 1968.- 95 с.
  71. К. Танец голубей: Поэмы и стихи. Черкесск, 1989.- 92 с.
  72. М. Зарево. Черкесск. 1960, 25 с.
  73. Дюркгейм Эмиль. Метод социологии. Киев-Харьков. 1899.- 140−145 с.
  74. VI. жанрово-стилистические искания современной советской поэзии.- М.: Наука, 1971.-351с.
  75. М. 3., Смирнов Б. А.,-Социология воспитания.- М., 1996. 114 с.
  76. Л.Г. Социология культуры. М., 1998 280 с.
  77. Х.М. О главных ценностях. Нальчик. 1992−168 с.
  78. Кази-Гирей С. Долина Ажитугай. // „Шаги к рассвету“: Избр. Произведе ния адыгских писателей- просветителей XIX в.- Краснодар, 1981.- 200 209 с.
  79. Кази-Гирей С. Персидский анекдот. Там же. — 209−212 с. ЮО. Кауфов X. В зеркале социальной жизни. — Нальчик, 1980.- 858 с.
  80. З.С. Главное-человек. Некоторые черты современного pea лизма. М. Сов. писатель, 1972.- 406 с.
  81. С.С. Система воспитания адыгов (черкесов) в прошлом. Тбилиси, 1997
  82. М. Социология. С-Пб., 1910
  83. М.С. Введение в социологию. М., 1994, — 14 с.
  84. Кон И. С. Социология личности. М., 1967, — 150 с.
  85. Крым-Гирей С. Путевые заметки. // Шаги к рассвету: Адыгские писатели просветители XIX в. — Краснодар, 1986.- 372 с.
  86. Ц. Комната матери: Роман. Черкесск, 1976.- 293 с.
  87. Ц. Фатимат, — Ставр., 1966.
  88. А.И. Социология мнений и мнение о социологии. Н Соц. ИсVслед., 194.-№ 3.- 41−48 с.
  89. М.А. О соотношении Сосруко и Сослана // Ученые записки Адыгейского НИИ.-Краснодар-Майкоп. 1966.- 190 с.
  90. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения.// Материалы международной научной конференции.- Черкесск, 1993.- 98 с.
  91. Л.Г. Записки черкеса. // Шаги к рассвету: Избранные пр. адыг. писателей XIX века. Краснодар, 1986, 209−211с.
  92. М.М. Советский роман: Очерки. М.: Изд-во АН СССР, 1963.302 с.
  93. Е.И. Русская социология XIX начала XX века. — М., Изд-во МГУ, 1993, — 181 с.
  94. Т.Н. Социология воспитания.-М. 1989.-142 с.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.- 213 с.
  96. Г. И. В поисках нового: Статьи о проблемах национальных ли тератур. М.: Сов. писатель, 1962.- 351 с.
  97. Г. И. Единство и многообразие. М., 1957.
  98. Г. И. Сила реализма. Вопросы реализма // Вопросы литерату ры.1963.-№ 5.
  99. С. Девушка наших дней.- Черкесск. 1963.- 205 с.
  100. А /ГтТЛГЧАТГАП Р VoTkiOOT X) Q Псилтлпл ЛТ» 1 О /1 О ГУl. i. vxjrivj^wxvv^D у vdiviocli. j. dv^jvao. ~ JLV-J-JiYV^v^.rx, 17UT." о v^.
  101. A.X. Поиски и свершения. Нальчик, 1972.
  102. .И. Досуг: методология и методика социологических иссле дований.- М., 1995.- 94 с.
  103. Нарты: Кабардинский эпос. М., 1957.- 450 с.
  104. В.Ш. Интернациональное и национальное в советском пат риотизме. -М., 1972.- 8−12 с.
  105. В.Г. Современная социология и культурные российские традиции. //Социол. исследования.- 1994.-№ 3.-23−28 с.
  106. З.М. Этюды из истории адыгов. Нальчик, 1985, 60 с.
  107. Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1994, 327 с.
  108. Л.Я. Ностальгические мотивы в дилогии М. Лохвицкого (Аджук-Гирей). Черкесск, 1995, 94−106 с.
  109. А. Аслан. Стихи. // В родной семье. Сб. произведений писателей и поэтов Черкесии.-Черкесск, 1953.-19−21 с.
  110. А. Избранные произведения. Черкесск, 1960.- 374 с.
  111. Ан. Старшему брату- русскому народу. Стихи.// В родной семье.
  112. Сб. произв. писателей и поэтов Черкесии.-Черкесск-1953.-23−24 с.
  113. Ан. Мать. Стихи.// В родной семье. Сб. произв. писателей и по
  114. ОСО О Л ОС ~ лив чсрлс^^л., I У и ^ с .
  115. Ан. В ауле сегодня. Стихи. // В родной семье. Сб. произв. Писа телей и поэтов Черкесии. Черкесск, 1953, — 26−27 с.
  116. Ан. Песня горянки. // В родной семье. Сб. произв. писателей ипоэтов Черкесии.-Черкесск, 1953.-27 с.
  117. Ан. Мать: Повесть.-Черкесск, 1968 75 с.
  118. Охтов, А б. Цветущая долина. Рассказ. Черкесск, 1952.- 39 с.
  119. Аб. Ущелье Бэлы. Поэма. Черкесск, i960.- 188с.
  120. А. В лунную ночь. Ставрополь, 1965.- 115 с.
  121. А. Камень Асият. Легенда. Автор л з. пер.- Ставрополь, 1962.- 64 с.
  122. А. Млечный путь. Повесть. Черкесск, 1968.- 280 с.
  123. А. На летних выпасах. Повесть. Черкесск, 1968.- 84 с.
  124. М. Гость из Лабы. Черкесск, 1976, — 85 с. '
  125. У.М. О мастерстве Тембота Керашева. Майкоп, 1971.- 53 с.
  126. Т. Человек в современном мире. М., 1985.
  127. .Д. Основы социально- психологической теории. М., 1971.171 с.
  128. Патов 3. Октябрь. Мой край// Напевы жизни: Сб. произведений черкес ских авторов. Черкесск, 1982.- 8 е.- Fla черкес, яз.
  129. К.И. Структура и развитие личности, М., 1986.
  130. Д.Т., Полозова Т. А. Всем лучшим я обязан книгам. М.: Про свещение, 1990.- 254 с.
  131. Правда жизни и правда искусства. М., i 966.
  132. A.A., РадугинаЕ.А. Социология: Курс лекций. М.: Владос, 1995.- 305 с.
  133. . История западной философии. М., 1959.
  134. М.Н. О предмете социологической науки: три методологиче ских вопроса // Социологические исследования.-1991.- № 7.
  135. П.А. Русская социология в XX веке // Рубеж. Альманах соци альных исследователей. 1992.- № 4.- 9−10 с.
  136. П.А. Система социологии. Т. 1,2.-Пг., 1920.
  137. Социалистический реализм и художественное развитие человека: Сб. статей. М.: Наука, 1966.- 563 с.
  138. Социология личности. Вильнюс, 1989.
  139. М.Г. Лирика Алима Кешокова.- Нальчик: Эльбрус, 1969.- 224 с.
  140. Ю.В. Как формируется личность. М., 1982. — 30 с. С чего начинается личность. — М., 1979, 290 с.
  141. С. Радостная жизнь. Повесть. Черкесск, 1936.- 148 с.
  142. Н.С. Как я стал социологом // «Новый журнал».- 1966.-№ 85.- 242−250 с.
  143. .Т. Социология духовной жизни // Социология. М. 1 994 227.298 с.
  144. ПГ TV. CM" — Р и^т^^т-т /TJ /"1V-Ч ТЛ /1 Г I t Ту" il П l.-il"ll> [ (1 m III I Tf 1 nftO 1 л1. 7. i^flAui. ^^cccjjnui xvaoivajay.- лшшпил,
  145. И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик, 1993.180 с.
  146. А. Испытание мужества. Черкесск, 1967.- 110 с.
  147. А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.-15 с.
  148. А.К. Духовное обновление общества. М., 1990. -27 с.
  149. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 629 с.
  150. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. — 511 с.
  151. A.A., Тхакушинов А. К. Реформа и социокультурная среда. М., 1995- 101 с.
  152. Хан-Гирей. Записки о Черкесии./УШаги к рассвету: Избр. произведения адыгских писателей-просветителей XIX века. Краснодар, 1986.22−91 с.
  153. Хан-Гирей Наезд Кунчука. Там же. — 91−99 с.
  154. Хан-Гирей Бесльний Абат.- Там же. 104−165 с.
  155. Хан-Гирей Князь Пишской Аходягоко.- Там же. 165−200 с.
  156. Ю. Адиюх. Стихи и поэмы. Черкесск, 1961.- 48 с.
  157. Ю. Я пою о Кавказе: Стих. // В родной семье: Сб. произв. Пи сателей и поэтов Черкесии. Черкесск, 1953.- 67 с.
  158. Ю. Ты нам дорог и близок: Стих. // В родной семье: Сб. произв.
  159. Писателей и поэтов Черкесии. Черкесск, 1953.- 68 с.
  160. Ф. Мать. Любовь. // Напевы жизни: Сб. произв. черкесских ав торов. Черкесск, 1982.- 21с.-На черкес, яз.
  161. P.A. Мудрость эпоса как философская проблема// на материа ле нартского эпоса адыгов//.-Черкесск, 1993.- 88−93 с.
  162. P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы вре мени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997- 194 с.
  163. А. У нас в ауле: Стих. // В родной семье: Сб. произв. Писате лей и поэтов Черкесии. Черкесск, 1953.- 28 с.
  164. А. Вечер: Стих.// В родной семье: Сб. произв. писателей и поэтов Черкесии.- Черкесск, 1953.- 29 с.
  165. А. Ее фото. Стих.// В родной семье: Сб. произв. писателей и поэтов Черкесии.- Черкесск, 1953.- 38 с.
  166. А. Как Хасан на Марс полетел. Стихи, Черкесск, 1964.- 32 с.
  167. А. Злая репка, — Черкесск, 1966.- 59 с.
  168. А. Наш напев. Черкесск, 1964.- 65 с.
  169. А. Загляни в сердце. Стихи. Черкесск, 1982.- 67с.
  170. А. Мастерица. М., 1988.- 21с.
  171. А. Свет одолеет тьму.- Черкесск, 1968.- 91 с.
  172. А. Маленькая яблоня. Стихи. Черкесск. 1960.
  173. А. Пионерский привет. Стихи. Черкесск, 1962.
  174. А. Первые шаги. Черкесск, 1955.
  175. С. Прямо, принципиально./Нехьэк1-къехьэк1 хэмыту/: Расска зы. Черкесск. 1993.
  176. X. Яркое свидетельство зрелости.// Добрые следы. Чер кесск, 1978.- 8 с.
  177. X. Формирование общественных традиций в художествен ной культуре народов Северного Кавказа. Черкесск, 1984.-23с.
  178. X. У мужественного человека мужественная речь // кн. «Из бранные произв. Абдулаха Охтова. Млечный путь».- Черкесск, 1982.18−30 с.
  179. X. Эпос нашего времени.// «Не стареют горы».- Черкесск, 1975.-31 с.
  180. X. Слово о поэте. // Горный родник. Черкесск, 1979
  181. X. Гучо: Роман. Черкесск, 1980.- 360 е.- На черкес, яз.
  182. X. Ночь в горах. Ставр. Кн. изд-во, 1966, — 81 с.
  183. А. Пусть светит солнце мирно// Напевы жизни: Сб. Произ ведений черкесских авторов. 23 с .- На черкес, яз.
  184. Н. Одна тропинка, Великая цель// Напевы жизни: Сб. Про изв. черкес, авторов. Черкесск, 1982.- 34−35с .- На черкес, яз.
  185. А.Г. Социология воспитания (О некоторых актуальных соци альных проблемах воспитания личности). М., 1990. — 220 с.
  186. С. На рассвете. Черкесск, 1959.- 180 с.
  187. С. Долина героя. Ставр. кн. изд-во, 1966.
  188. С. Жизненный путь. Черкесск, 1975.
  189. С. Дорога Хамида. Повесть. Черкесск, 1986
  190. Р. Под знаменем великого Октября// Напевы жизни: Сб. произвед. черкес, авторов. Черкесск, 1982.- 11−12 е.- На черкес, яз.
  191. А.Х. Али Шогенцуков: Жизнь и творчество. Нальчик, 1958.
  192. Ха^хожева Р. Х. Адыгские просветители. -Нальчик: Эльбрус. 1993.240 с.
  193. Р.Д. Проблемы рациональности в политике и управлении. На учный редактор проф. Ю. Г. Волков. М. 1995.- 196 с.
  194. Ценности и символы национального самосознания в условиях изме няющегося общества. М., 1994. — 236 с.
  195. Н.Г. Избранные сочинения. М. «Худож. Лит», 1989.150 с.
  196. Г. А., Шубин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М.: Мысль, 1985.- 85 с.
  197. А.Ю. Национальные ценности и Человек (социально-философский анализ) — Майкоп, 1996.- 168 с.
  198. А. Звезды: Стихи. Черкесск, 1984.- 58 с.
  199. А. Одна обида // Напевы жизни: Сб. произв. черкесских авторов. Черкесск, 1982.- 40 е.- На черкес, яз.
  200. С. Камни старого ущелья. Проза. // В родной семье: Сб. произв. писателей и поэтов Черкесии.- Черкесск, 1953.- 86−97 с.
  201. С. Мужество. Проза. // В родной семье: Сб. произв. писателей и поэтов Черкесии.-Черкесск, 1953.- 106−111с.
  202. Г. Х. Обновление идеологии и идеология обновления. // Коммунист. 1990. — № 4.
  203. П. Писатель и жизнь (О творчестве А. Ханфенова).- Нальчик, 1978, — 151−159 е.- наадыг. яз.
  204. Шоров Хасин. Мне кажется // Напевы жизни: Сб. произв. черк. авторов.- Черкесск, 1982.- 14 е.- На черкес, яз.
  205. Шурдумов Кучук. Жизнь и годы. Повесть. Черкесск, 1974.- На черкес яз.
  206. Энциклопедический социологический словарь. / Под общ. Ред. Г. В. Осипова. М., 1995. — 909 с.
  207. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Сб. Ста тей. СПБ, 1995. -335 с.
  208. А.К. Торжество ленинской теории культурной революции в Адыгее// Ученые записки АНИИ, т.Х., Майкоп, 1970−5-149 с.
Заполнить форму текущей работой