Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационные технологии в процессе становления инновационной региональной системы управления: Теоретико-методологические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим существенно возрастает значимость теоретического осмысления специфики информационного обеспечения управленческого решения, возможностей эффективного использования информационных потоков, развития новых технологий коммуникативного взаимодействия в системе государственного и муниципального управления. На сегодняшний день, когда органы государственного управления субъектов Российской… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Раздел 2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Информационные технологии в процессе становления инновационной региональной системы управления: Теоретико-методологические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс крупномасштабных преобразований, идущий в современной России, характеризуется поиском перспективных направлений ее экономического и социального развития, обоснованием факторов и условий выхода из затянувшегося кризиса. Вместе со всем обществом претерпевает радикальные преобразования и система управления. В современных условиях стало очевидным, что эффективность проведения реформ в нашей стране во многом определяется характером и качеством функционирования управленческих структур всех уровней, в том числе максимальным использованием «человеческих ресурсов» процесса управления.

В связи с этим существенно возрастает значимость теоретического осмысления специфики информационного обеспечения управленческого решения, возможностей эффективного использования информационных потоков, развития новых технологий коммуникативного взаимодействия в системе государственного и муниципального управления. На сегодняшний день, когда органы государственного управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления начинают приобретать фактическую самостоятельность, сфера их компетенции постоянно расширяется, на первое место выходят организационные и социально-экономические вопросы, увеличивается информационная нагрузка по всем направлениям управленческой деятельности, резко возрастает объем и сложность решаемых задач, а соответственно растет и потребность органов управления в эффективном информационном обеспечении. В этом смысле информационные технологии выступают составной частью социальных технологий управления в целом.

Либерализация системы общественных отношений, дополнение вертикальных информационных и социально-экономических связей горизонтальными актуализировали необходимость качественной информационной проработки управленческих решений, выводя на одно из первых мест вопросы социальной эффективности информационных технологий, повышения результативности и социальной отдачи деятельности региональных органов власти и управления на основе использования инновационных информационных технологий.

Важно и то, что сегодня усиливаются тенденции регионализации, и в этих условиях должны быть найдены механизмы, технологии и приемы, позволяющие сохранить ситуацию в управляемом режиме и в условиях серьезного материального и финансового дефицита формировать потенциал преодоления кризиса и дальнейшего социально-экономического развития российских регионов. Регионы, т. е. территориальные социумы, в правовом отношении являющиеся субъектами Российской Федерации, выступают реальным источником и местом формирования социально-экономической стабильности на основе планомерно осуществляемых позитивных управленческих программ антикризисного развития. Именно на этом уровне формируются самоорганизующиеся социальные общности, связанные непрерывным экономическим взаимодействием, единством культурных стандартов и традиций саморегулирования.

И, наконец, подчеркнем, что в кризисном обществе, страдающем от хозяйственной депрессии и экономического дефицита, политического взаимонедоверия и классовой поляризации механизмы и технологии социального управления становятся самостоятельным и эффективным внутренним ресурсом общественной системы, стремящейся к выживанию и саморазвитию. Все это и актуализирует значимость теоретико-методологического обоснования, места и роли информационных технологий в системе социального управления региональными процессами. Степень разработанности проблемы обусловлена теоретическим запаздыванием в осмыслении интенсивно протекающих процессов регионализации современного российского обществаотносительной неизученностью существа и конкретного содержания информационно-технологических аспектов управления вообще и регионального управления в частностинеисследованностью вопросов применения информационных механизмов в региональном управлении.

Проблему информационно-технологических аспектов в становлении инновационной региональной системы управления можно рассматривать по двум направлениям.

Во-первых, эта проблема изучается в рамках теории социального управления. Так, общее организационные принципы современного управления разрабатываются в исследованиях JI. Аверченко, И. Анософфа, А. Богданова, Ю. Вараксина, Д. Гвишиани, А. Гульднера, А. Пригожина, С. Янга и других. Содержание социального управления, его технологий и инновационного характера изучаются в работах Ю. Аверина, В. Афанасьева, А. Ахиезера, В. Белова, Е. Варламовой, Ю. Волкова, М. Маркова, И. Слепенкова, Н Слепцова, С. Степанова и др.

Во-вторых, данная проблема является составной частью социальной проблематики процесса информатизации общества. Она активно исследуется, начиная с 50-х гг XX века, в работах В. Г. Болдова, Л. Бриллюэна, Н. Виннера, А. Н. Ефимова, В. З. Когана, Я. В. Рейзмы, A.B. Соколова, П. А Страссмана, А. Д. Урсула, В. А. Уханова, У. Е. Хаксхолда, К. Черри.

В целом, следует заметить, что несмотря на многообразие исследований, соприкасающихся с феноменом социально-информационно-технологических аспектов управления, специальные работы, посвященные специфике проявления данного феномена на региональном уровне, практически отсутствуетмногие проблемы обозначены специалистами в области социологии управления лишь на постановочном уровнеряд вопросов и ныне носит относительно нерешенный, дискуссионный характер.

Вследствии этого оказываются не разработанными в достаточной степени методологические основания использования социальных аспектов информационных технологий в управлении на региональном уровне, прогнозирования тенденций развития и степени его влияния на эффективность управленческих процессов, усиления их инновационного характера.

Целью настоящей диссертационной работы является анализ теоретико-методологических аспектов внедрения информационных технологий в систему регионального управления с целью усиления его инновационного характера и социальной эффективности.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

— выявить основные характеристики информационного общества, в которое вступает современное человечество;

— определить место и значение информационных технологий в системе управления современного общества как неотъемлемого элемента социальных технологий;

— рассмотреть содержание современных информационных технологий управления и определить возможности их применения в регулировании социально-экономических процессов на региональном уровне;

— выявить механизм и условия формирования информационной культуры государственных и муниципальных служащих;

— описать элементы системной модели социального управления в регионе с применением информационных технологий на примере Саратовской области РФ.

Объектом исследования является инновационаая система управления на региональном уровне.

Предметом исследования выступают информационные системы управления.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили труды известных социологов (М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин), труды основоположников информатики (К. Шеннон, У. Эшби, Н. Винер). Широко использовались работы по управлению и информационным технологиям отечественных и зарубежных ученых. В процессе исследования автор использовал методы структурного, функционального и системного анализа.

В диссертации использованы статистические данные по региональному управлению, документы федеральных и региональных органов власти, материалы, собранные в рамках различных исследований, проводившихся в Саратовском государственном университете и Поволжским региональным центре новых информационных технологий, материалы периодической печати.

Научная новизна диссертационной работы заключается во всестороннем анализе и обосновании тезиса о приоритетном значении информационных технологий в региональном управлении как важнейшего внутреннего ресурса саморазвития современного общества, ценного для России в переходный период развития, когда существенную роль играют процессы регионализации.

Новизна проведенного исследования связана с тем, что в работе:

— систематизированы научные представления в области информационных технологий, обоснован их мотивационный характер воздействия на управляемые подсистемы;

— выявлены особенности, социальные противоречия, автономный характер управления региональными социально-экономическими процессамипроанализировано содержание информационных технологий управления, обоснован их потенциал и границы использования в регулировании социально-экономических процессов в регионе;

— изучен инновационный опыт социального управления региональными процессами с применением информационных технологий;

— выявлено влияние процесса развития информационной культуры на культуру управления в целом, механизмы, условия формирования информационной культуры государственных и муниципальных служащих в современных условиях;

— обобщен реальный опыт разработки и применения информационных технологий социального управления в Саратовской области РФ.

На защиту выносятся следующие положения диссертации.

1. Сложившаяся в России тенденция к централизации управления содержательно противоречит фактически сформировавшейся и действующей модели децентрализованного управления и самоуправления территориально-обособленных подразделений государства, что находит свое выражение в противоречии между центром и регионами. Это, с одной стороны, сдерживает региональное развитие, а с другойповышает объективное значение применения информационных технологий социального управления на уровне региона в условиях формирования в мире информационного общества.

2. Главной задачей современного этапа управления региональным развитием является экономическое и социальное развитие при приоритете социальных задач, что и должно обеспечить применение информационных технологий.

3. Внедрение информационных технологий в управление ведет к ослаблению административно-командного типа управления и характеризуется нелинейностью и несимметричностью взаимодействий по принципу стимул-реакция и ориентируется на реализацию социального потенциала коллектива и личности и включает три уровня (макро-, мезои микро-) воздействия на объект управления.

4. Наиболее эффективным с точки зрения современного регионального развития является инновационный комплекс информационных технологий социального управления, включающий мотивационное стимулирование и всестороннюю социальную (в том числе и организационную и правовую) поддержку программ развития предпринимательства, обеспечения занятости, строительства жилья и других социальных программ.

5. Информационные технологии все шире применяются в процессе реформирования различных сфер общественной жизни, становясь неотъемлемой частью социального управления, суть которых состоит в алгоритмической разработке и организованной адресной реализации общегосударственных и региональных социальных программ, социальных стимулов, мотивирующих конкретных субъектов на заинтересованное действие.

6. Информационная культура государственного и муниципального служащего должна рассматриваться в качестве одной из разновидностей культуры управления, включающей в себя специфические правила, методы, формы и средства управленческой деятельности, а также профессиональную подготовку управленцев, у которых ныне уровень развития информационной культуры весьма невысок. Это определяется в первую очередь недостаточной информационной грамотностью персонала и ориентацией работников на традиционные методы работы с информацией. Необходим механизм формирования информационной культуры служащих региональных органов управления.

Научно-практическая значимость проведенного исследования определяется прежде всего его актуальностьюразработанные в диссертации теоретические положения дают возможность применить их не только в дальнейших исследованиях, но и в практической деятельности. Результаты данной работы могут быть использованы региональными и местными органами власти и управления, в системе повышения и квалификации управленцев, а так же при чтении общих и специальных курсов социологии, социологии управления, регионалистики, менеджменту в Вузах.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на международной конференции «Интернет. Общество. Личность» (Санкт-Петербург, 1999 г.), на Всероссийской конференции «Телематика-99» (Санкт-Петербург, 1999 г.), на ежегодных конференциях кафедр социологии и массовой коммуникации и теоретических проблем информатики и информационных технологий Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (1997;1999 гг.) и отражены в 3 опубликованных работах.

Структура работы.

Цель и основные задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили содержание работы, которая состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Эти выводы дают возможность сформулировать рекомендации теоретического и практического характера.

Рекомендации теоретического плана связаны прежде всего с необходимостью дальнейшей разработки теоретической модели инновационного управления применительно к конкретному региону с учетом специфики его социально-экономического и культурного развития и определения в этом процессе информационных технологий.

В практическом плане представляется необходимым широкое и масштабное внедрение информационно-вычислительной техники, информационных технологий, Интернета во весь управленческий процесс на уровне региона. При этом должны изучаться и по мере необходимости внедряться достижения западной управленческой теории и практики. Должна быть создана современная система формирования и повышения управленческой, в том числе и информационной, культуры.

Вполне очевидно, что данное исследование не могло исчерпать собой множество аспектов регионального инновационного социального управления и здесь нужны новые работы.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов и обобщений. В условиях переходного периода, в котором находится современное российское общество, решение задач кардинального реформирования всех сторон его жизнедеятельности во многом определяется эффективностью управления.

Кризис власти, ослабление федерального центра особо актуализирует проблему осуществления управления в регионах. От того, каким путем оно пойдет, в решающей степени зависит характер российской государственности и судьбы России.

Традиционно сложившиеся виды управления региональными процессами ныне начинают дополняться инновационными видами социального управления. В управленческие процессы все шире и эффективнее внедряются информационные технологии, что является объективным требованием современной ситуации, когда человечество начинает постепенно вступать в эру информационного общества.

Инновационное социальное управление в регионах направлено на решение злободневных проблем, прежде всего-экономических и социальных при приоритете последних, что означает прежде всего поддержку программ развития предпринимательства, обеспечения занятости, строительства жилья и других социальных программ.

Инновационные социальные технологии управления предполагают наличие определенного уровня информационной культуры служащих государственных и муниципальных органов. Она выступает составной частью управленческой культуры и важным фактором обеспечения высокой эффективности управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ -М., 1993.
  2. В.Г., Маслова О. М. Методы сбора социологической информации: Методическое пособие М., 1985.
  3. A.M. Компьютеризация научного познания: ее особенности и границы// Будем ли жить во «всемирной деревне»?: Сб. науч. тр. РАН, Ин-т философии М., 1993.
  4. В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
  5. К. Измерения. Понятия, теории, проблемы М., 1987.
  6. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога-М.: Педагогика, 1988.
  7. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений/ Рос. АН. Ин-т социол М.: Наука, 1993.
  8. С.Д., Гурвич Ф. Г. Невосполнимый ресурс (о факторе времени в науке и технике).- М.: Наука, 1986.
  9. С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы М — Наука, 1990.
  10. Л. Размышления о науке и религии в стихах и прозе// Наука и жизнь 1989 — № 10.
  11. Л. По тропам науки.-М., 1962.
  12. С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, Свердловск. 1991.
  13. Е.В. Социология и информатика основы и направления взаимосвязи: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук/ СГУ- Саратов, 1997.
  14. Е.В., Дыльнов Г. В., Сытник A.A., Организация образовательного процесса в системе новых информационных технологий// Теоретические проблемы информатики и ее приложений 1997-Вып. 1.
  15. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.-М., 1989.
  16. И.А. Равноценны ли альтернативы?// Социологические исследования 1988-№ 2.
  17. Ван дер Меер Т. Ю., Сельцер Р. Активный и самостоятельный процесс учебы// Инновационная деятельность в образовании: Международный междисциплинарный научно-практический журнал 1994- № 3.
  18. Н.П. Информатизация общества как феномен культуры// Информатика и культура: Сб. науч. тр-Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.
  19. М. Избранные произведения. М. Прогресс.
  20. М. Образ общества. М. Юрист. 1994.
  21. Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум/Пер, с англ. под ред. A. JI. Горелика. М.: Радио и связь, 1982.
  22. О.Н. Социальные аспекты информатизации общества// Информатизация общества М., 1992.
  23. Ю.Г., Лубский А. В., Мостовая И. В., Предвечный Г. П., Харитонов Е. М. Стратегия деятельности администрации в ситуации неопределенности (методологические проблемы регионального управления). //Инновационные подходы в науке. Ростов-на-Дону. 1995.
  24. Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998.
  25. A.B., Галицкий A.B., Рябко С. Д. Безопасность в Internet: проблема решена// Сети 1995.
  26. Г. Т. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов. Автореф. докт. дис. Уфа. 1997.
  27. Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке М.: Педагогика, 1991.
  28. E.H. Инновационные процессы в высшей школе России в условиях переходной экономики: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук/ СГУ- Саратов, 1997.
  29. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы М., 1987.
  30. ЯЗ. Логика мифа М.: Наука, 1987.
  31. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Социальная роль информатики-М., 1987.
  32. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации М.: Наука, 1984.
  33. JI.H. Древняя Русь и Великая Степь М.: Товарищество Клышников, Комаров и К0, 1992.
  34. В.В., Мельникова Н. И. и др. Информационные технологии и ресурсы глобальных сетей. Часть I. Основы работы локальных и глобальных сетей/ Под ред. проф. A.A. Сытника Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1996.
  35. Р. С., Полунов Ю. JI. От абака до компьютера. М.: Знание, 1981.
  36. Д. Экономические теории и цели общества М., 1976.
  37. Н. С. Теоретические и методические основы разработки технологий социального управления. Автореф. докт. дис. М., 1994. С. 4.
  38. Г. М. Наука о науке Киев: Наук, думка, 1989.
  39. Добров Г. М.,. Коренной А. А Наука: информация и управление (Информационные проблемы управления наукой).-М.: Сов. Радио, 1977.
  40. В., Коваленко Г. Руководитель корпорации новый социально-психологический тип личности // Российский экономический журнал. 1994. № 12.
  41. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М&bdquo- 1992.
  42. А.П. Глобалистика: введение в глобальные проблемы человечества. //Комитет по высш. шк., Новосибирск, гос. ун-т.- Новосибирск, 1992 Вып 2.: Лекции по темам 2−5.
  43. А.П. Научный потенциал Сибири: к вопросу о программе исследований// Проблемы развития научно-образовательного потенциала: Сб. ст./АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987.
  44. В. С., Макаревич В. Н. Социоинженорная деятельность, социальное проектирование, социальная технология. М., 1989.
  45. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. Наука. 1991.
  46. Э. Социология: е. предмет, метод, предназначение. М. Канон. 1995.
  47. Л. Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами. Автореф. докт. дис. М., 1993.
  48. О.В. Роль социальной информации и математических методов в выработке управленческих решений.// Научное управление обществом: Сб. статей-М.: Мысль1969.-Вып. 3.
  49. Информационные технологии в процессе социально-экономического развития общества. Часть I.:// Под ред. проф. А. Сытника.- Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1998.
  50. Г. В., Ефимова Г. М., Мельникова Н.И и др. Информационные технологии в процессе социально-экономического развития общества. Часть II.:// Под ред. проф. A.A. Сытника Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1998.
  51. Д.М. Интеграция высшей школы России в мировую вузовскую структуру// Вуз и рынок. Кн.1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России.- М., 1992.
  52. А. К. Внедрение социальных технологии в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М. 1980.
  53. JI.B., Каминская В. Х., Костарева Н. Е., Суковский У. А. Программный тренажер по управлению движением подводной лодки на базе персональной ЭВМ//Информационная технология и компьютерное обучение в высшей школе: Сб. науч. тр.-Рига-1991.
  54. В.П. Гуманитарные проблемы информатики. Круглый стол «Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации"//Вопр. Философии 1987-№ 9.
  55. Э. А. Социология XX века. Ростов-на-Дону, 1996.
  56. В. Деловая стратегия (концепция, содержание, символика). М., 1991.
  57. В. В. Корпорации США в борьбе за внешние рынки сбыта М.: Наука, 1981.
  58. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта-М.: Наука, 1987.
  59. С., Уразметов В. Internet. Среда обитания информационного общества- Протвино: Российский Центр Физико-технической информатики, 1995.
  60. В.З. Человек в потоке информации Новосибирск: Наука, 1981.
  61. H.H. Будем ли мы жить во «всемирной деревне»?// Будем ли жить во «всемирной деревне»?: Сб. науч. тр./РАН, Ин-т философии-М., 1993.
  62. К.К. Актуальные процессы социальной информатики// Социальная информатика 93: Сб. науч. тр.- М., 1993.
  63. Компьютер в образовании: Краткий библиографический указатель- Томск, 1991- 76 с.
  64. Концепция развития единой системы непрерывного образования.-М., 1988.
  65. Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России (Постановление Госкомвуза РФ от 31.05.95., № 6).
  66. И. Д., Штомпель JI. А., Штомпель О. М. Человек и общество (Философия). Словарь-справочник. Ростов-на1. Дону, 1996.
  67. С.А. Формирование информационной культуры государственных- й муниципальных служащих. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. соц. наук. Волгоград. 1999.
  68. В.В. Горизонты XX века.-М.: Молодая гвардия, 1973.
  69. В.В., Гончаренко А.Н. XXI век в зеркале футурологии-М.: Мысль, 1987.
  70. Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ).-М.: Прогресс, 1970.
  71. Кун Т. Структура научных революций М.: Прогресс, 1977.
  72. И.С. Интеллектуальные системы, информация и семиотический универсум// Информатика и культура: Сб. науч. тр.-Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.
  73. К. Кто нынче шпионит?// Сети 1995.
  74. С.А., Миленин С. А. Кризис Российской науки и пути выхода из него// Социологические исследования. № 3. 1996.
  75. В., Швецов А. Приоритеты региональной политики. Депрессивные территории и механизмы их санации // Российский экономический журнал. 1995. № 1.
  76. Я. Вопрос как инструмент социологического исследования// Социологические исследования 1990-№ 1.
  77. Э. Теория культуры н современная наука: логико-методологическии анализ. М., 1983.
  78. М. Технология и эффективность социального управления. 1982.
  79. И. Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М., 1995.
  80. Н.И. Киберпространство terra incognita// Теоретические проблемы информатики: Сб. науч. тр.- Саратов.: ГосУНЦ «Колледж», 1997.-Вып. 1.
  81. Г. Планирование последствий непланируемой деятельности в области научной коммуникации// Коммуникации в современной науке. М., 1976.
  82. М.С. Информационная потребность как психологическая проблема// НТИ- Сер. 1 1987 — № 4.
  83. Е.З. Система научных коммуникаций// Социологические проблемы науки: Научное издание М.: Наука, 1974.
  84. А.Д., Леонова Н. М. Непрерывное разноуровневое образование, но основе использования телекоммуникационных технологий// Тезисы докладов V Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика-96».- С.-Петербург.
  85. H.H. Математика в социальных науках// В кн. Математические методы в социальных исследованиях1. М.: Наука, 1981.
  86. H.H. Мировое сообщество и судьба России. М.: Изд-воМНЭПУ, 1997.
  87. H.H. Человек и ноосфера М.: Мол. гвардия, 1990.
  88. H.H. Математика в социальных науках// Математические методы в социологических исследовании М.: Наука. 1981.
  89. М. Опыты. М, 1958. Т. I-II.
  90. Е. В. Региональное самосознание как мотивацион-ный фактор в системе государственного управления. // Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. Выпуск 2. Ростов-на-Дону, 1998.
  91. JI. Техника и природа человека// Новая технократическая волна на Западе М.: Прогресс, 1986.
  92. В.В., Суслаков Б. А. Составление расписания учебных занятий с использованием компьютера// Социальная информатика 93: Сб. науч. тр.- М., 1993.
  93. H.H. Сущность высшего образования и развитие информационных технологий// Информационная технология в университетском образовании: Сб. Статей.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  94. Общая социология. Учебное пособие для студентов-социологов/ Под. ред. проф. Г. В. Дыльнова Саратов: изд-во СГУ, 1998.
  95. А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование М.: Наука, 1998.
  96. Пере1удов Ф. И. Системная деятельность и образование// Информационная технология в университетском образовании: Сб. статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  97. Э. За пределами роста М.: Прогресс, 1988.
  98. Т.Д., Пустовойтов В. И. Проблемы формирования технологически однородного учебного процесса// Информационная технология в университетском образовании: Сб. статей-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  99. A.B., Пименова И. Н. Биология человека в вопросах и ответах: Рабочая книга для учащихся шк., абитуриентов, учителей биологии. Саратов: ИЦ «Добротея»: ГП «Сара-товтелефильм», 1997.
  100. Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание М., 1970.
  101. С.Д. В поисках педагогической инноватики М., 1993.
  102. Г., Годстайн Б. Информационная технология -миллионные прибыли/ Пер. с англ.-М.: Экономика, 1990.
  103. К. Логика и рост научного знания М., 1983.
  104. Д. Дж. Сола. Коммуникации в современной науке. М., 1976.
  105. А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия.-М., 1989.
  106. А. О науке.- М., 1983.
  107. А.И. Анатомия научного знания М.: Политиздат, 1969.
  108. А.И. Наш путь к информационному обществу//
  109. Компьютерная революция и информатизация общества М.: Философское общество СССР, 1990.
  110. А.И. Философия компьютерной революции М.: Политиздат, 1991.
  111. Д.Н., Лебедев А.И. World Wide Web Всемирная Информационная Паутина в сети Internet. Издание второе, переработанное и дополненное — М.: Химический факультет МГУ, 1997.
  112. Э. Коммуникации в организациях М.: Экономика, 1980.
  113. . Общество и образование М — Прогресс, 1989.
  114. Н.Г. Знак и символ в обучении М.: Из-во Моск. ун-та, 1988.
  115. . Инновация как средство экономического развития-М.: Прогресс, 1990.
  116. A.B. Куда ж нам плыть?//Химия и жизнь М.: Наука.- 1991.-№ 2.
  117. И.А. Компьютеризация социально-инженерной деятельности.- 1995-№ 12.
  118. О.Д. Сотворение техносферы: Проблемное осмысление истории техники-М.: SvR-Аргус, 1994.
  119. О.М. Языковые барьеры в науке и проблема качества подготовки специалистов// Социология высшей школы: Межвузовский сборник научных трудов Горький. 1986.
  120. Н. Социология.- М.: Феникс, 1994.
  121. .Я., Цехановский В. В. Методологические проблемы компьютерной поддержки учебного процесса//Тезисы докладов V Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика 96"-С.-Петербург.
  122. Социальное управление. Словарь-справочник. Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М., 1994.
  123. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров-4-изд М.: Сов. энциклопедия, 1989.
  124. Сорокин П. Social Mobility, New York, 1927.
  125. П. Человек. Цивилизация. Общество. М. Политиздат. 1992.
  126. П. Главные тенденции нашего времени. М. Наука. 1997.
  127. Социология труда: Учебник/ Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В.В. Щербины-М.: Изд-во Моск. ун-та., 1993.
  128. М. Средневековые университеты М. Типо-литогр. Высочайше утвер. Т-во И. Н. Кушнеревъ и К0, 1898.
  129. JI.B. Технократизм: социокультурный феномен.1. М.:Б.И., 1992.
  130. JI.B. Технократизм: социокультурный феномен-М: Б.и., 1992.
  131. А.П. Информация и человек М.: Сов. Россия, 1980.
  132. JI. М. Социально-технологически!1! подход к формированию личностных качеств специалиста. Автореф. канд. дне. Белгород. 1997.
  133. Н.Ф. Методика составления обучающих программ.- М.: Изд-во МГУ, 1980.
  134. A.A., Родионов A.A. Основы информатики системного проектирования объектов новойтехники-Киев : Наук. Думка, 1991.
  135. Г. И. «Компьютеризация» как социальная проблема новая техника в пределах техницистского мышления//ФРГ глазами западногерманских социологов: Техника — интеллектуалы — культура: Научное издание — М.: Наука, 1989.
  136. Ю.В., Авдеева Т. Т. Развитие местных экономик как часть региональной стратегии администрации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Региональная политика в современной России». Краснодар. 1996.
  137. В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманиторология). М., 1992.
  138. М.Э. Микроэлектроника: Революция в обучении// Перспективы Женева, 1985 — № 4.
  139. Д., Якобсон Т. В преддверии философии, М.: Наука, 1984.
  140. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику-М. 1990.
  141. А.Д. Проблема информатизации в современной нау-ке.-М.: Наука, 1975.
  142. Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления М.: Изд-во МГУ, 1996.
  143. Д. Мировая динамика.-М.: Наука, 1978.
  144. В.А., Шевченко Д. А. Новые информационные технологии в социологических исследованиях// Социологические исследования 1991- № 11.
  145. М.Ш. Информатизация общества и проблемы истории науки и техники// Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля.-М., 1993.
  146. В. Холодный ядерный синтез год спустя// Наука и жизнь.- 1990.-№ 3.
  147. А.А. Национальная система массовой коммуникации этнополитические аспекты// Социологический исследования-1996.-12.
  148. Т.Н. Проблемы отбора содержания общеобразовательного учебного курса по информатике// Информатика. ЭВМ в образовании: Сб. науч. тр.-Рига, 1991.
  149. В.Н. Программа социологического исследования: Учебно-методическое пособие-М., 1997.
  150. Т. Феномен человека М.: Прогресс, 1965.
  151. Ф.Э., Харчева В. Г. Социальные проблемы вузовской науки// Социологические исследования 1996-№ 6.
  152. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. От осознания парадигмы к образовательной практике// Высшее образование в России 1995.-№ 3.
  153. Н.Р. Общие основы педагогической инновати-ки: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.-М., 1991.
  154. И.М. Математика и культура// Информатика и культура: Сб. науч. тр.-Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.
  155. Г. А. Потенциал высшей школы// Наука и жизнь-1986.-№ 9.
  156. В.А. Социологическое исследование: Методология. Программы. Методы. Изд-во Самар. Ун-та. 1995.
  157. Р. Язык и бессознательное М.: Гнозис, 1996.
  158. П. Социология и. социальная практика. М., 1985
  159. Bartthes R. S/Z.- New York: Hill and Wang, 1976.
  160. Bevilacqua A. F. Hypertext: Behind the Hype// American Libraries.- 1989(Feb).
  161. Bobay, Julie and others Library Services for Remote Users with LINKWAY.- Reference Services Review.- 1990.-№ 18(3).
  162. Bolter J. D. Turing’s man: Western culture in the computer age1.: Duckwotth, 1984.
  163. Bolter J. D. Writing Space: The Computer, Hypertext, and the History of Writing Earlbaum Associates, 1991.
  164. Branscomp A. Law and Culture in the Information Society// The Information Society 1986- V. 3.-№ 4.
  165. Bush V. As We May Think// Atlantic Monthly.- 1945 (Jul).
  166. Cambell R. Through the Grapevine: Hypermedia at Work in the Classroom// American Libraries 1989 (March).
  167. Cooper D.J., Zmud R.W. Information technology implementation research: a technological diffusion approach// Management Science- № 36(2).
  168. Denning P.J. A New Paradigm for Science American Scientist- 1987 — № 75(November-December).
  169. Derrida J. Wtiting and Difference Chicago: Chicago, 1981.
  170. Engelbart D. A Conceptual Framework for Augmentation of Man’s Intellect.- 1963.
  171. Fidel R. Individual variability in on line searching behavior// Proceeding 48th ASIS Aun. Meeting.- Las Vegas (Oct. 20−24), 1985.
  172. Franklin C. Hypertext Defined and Applied// Online-1989 (May).
  173. Geoghegan W.H. What ever happened to instructional technol-ogy//22nd Annual Conference of the International Business Schools Computing -Baltimore-1994.
  174. Gibson W. Neuromancer New York: Ace, 1984.
  175. Gill S.S. Information society and 21 -st centuiy // Mainstream. -New Delhi, 1986.
  176. Gregorian V. Information Technology, Scholarship and the Humanities// Leonardo № 27(2).
  177. Hardison O.B. Disappearing Through the Skylight: Culture and Technology in the Twentieth Century Penguin Press, 1989.
  178. Kernen A. The Death of Literature.- Yale, 1990.
  179. Kling R. Computerization and Controversy. San Diego: Academic Press, 1996.
  180. Kling R. Organizational Analysis in Computer Science// The Information Society.- 1993.-№ 9(2). (Mar-May).
  181. Landow G. Hypertext Baltimore: John Hopkins, 1992.
  182. Li Xia. And Nancy B. Crane. Electronic Style: A Guide to Citing Electronic Information Westport, CT: Meckler, 1993.
  183. Marchionini G. Hypermedia and Learning: Freedom and Chaos//Educational Technology 1988 (November).
  184. Masuda J. The Information on Society as Post-Industrial Society, 1980.
  185. McClelland B. Hypertext and Online. A Lot That’s Familiar// Online.- 1989(Jan).
  186. McLuhan M. The Medium is the Massage.- New York: Bantam, 1967.
  187. McLuhan M. Understanding Media: The Extension of Man-New York: New American Library, 1964.
  188. McLuhan M., Powers B. The Global Village Oxford: Oxford, 1989.
  189. Moore G.A. Crossing the Chasm: Marketing and Selling Technology to Mainstream Customers-New York: Harper Business, 1991.
  190. Nelson T. The Hypertext// World Documentation Federation-1965.
  191. Nesbit K., Bette B. BRS/LINKS to the Future: Online Hypertext Is Born// Online.-l 990(May).
  192. Nyce J. M., Paul K. Innovation, Pragmatics, and Technological Co
  193. O’Brien J. Gender on (the) line: an erasable institution?// Communities in Cyberspace Bercley: University of California Press, 1997.
  194. Oettinger A. Information resources: Knowledge and power in the 21st century// Science.- 1980.- vol. 209.
  195. Okerson A. The Electronic Journal: What, Whence, and When?.-The Public-Accses Computer System Review 1991- №(2)1.
  196. R. (1996). Internet: village planetaire ou tour de Babel. Available WWW: info.fundp.ac.be/~bvb/Petrella.html.
  197. Poster M. Derrida and Electronic Writing// Mode of Information: Poststructuralism and Social Context Chicago: The University of Chicago Press, 1994.
  198. Proulx M., Campell B. The Professional Practices of Faculty and the Diffusion of Computer Technologies in University Teaching// Electronic Journal of Sociology-1997.-№ 3. Available WWW: http://olym97.html
  199. Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier Ma: Addison-Wesley Pub. Co, 1994.
  200. Roders E.M. Diffusion of innovations, 3rd Edition New York: The Free Press, 1983.
  201. Salkind N. J. The Big Mac Book, second edition.- Carmel: Que Corporation 1991.
  202. Samuelson P., Glushko R., Intellectual Property rights for digital library and hypertext publising systems: An analysis of Xanadu// ACM Conference on Hypertext 1991.
  203. Sclove R.E. Democracy and Technology New York: Guilford Press.- 1995.
  204. Slouka M. War of the Worlds: Cyberspace and HighTech Assault on Reality.-N.Y.: Basic Books.- 1995.
  205. Sorting S. A Barthes Reader.- New York: Hill and Wang, 1992.
  206. Stone A. R. Will the Real Body Please Stand Up?: Boundary Stories about Virtual Cultures// Cyberspace/ed. M. BenediktCambridge: MIT Press, 1991.
  207. Toffler A. The Third Wave.-N.Y., 1980.
  208. Turkle S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet-New York: Simon & Schuster, 1995.
  209. Wellman B., Gulia M. Net surfers don’t ride alone: virtual communities as communities// Communities in Cyberspace-Berkley: University of California Press, 1997.
  210. Williams R. Communication as Culture: Essays on and Society.1. N.Y., 1984.
  211. Wright K. Trends in Communications: The Road to the Global Village// Scientific American № 262(3)(March).
Заполнить форму текущей работой