Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальный механизм корпоративного управления в современном обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенствование корпоративного поведения в Российской Федерации — важнейшая мера, необходимая для увеличения притока инвестиций во все отрасли российской экономики как из источников внутри страны, так и от зарубежных инвесторов. Одним из способов такого совершенствования выступает введение определенных стандартов, установленных на основе анализа наилучшей практики корпоративного поведения… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Социологические подходы к анализу корпоративного менеджмента
  • Раздел 2. Корпоративная этика как социальный фактор управления
  • Раздел 3. Корпоративная собственность в фокусе отношений управления

Социальный механизм корпоративного управления в современном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях важнейшее место в социологическом анализе развития транзитивного российского социума занимают управленческие процессы. Бюрократическая рационализация, выступая универсальным свойством всех индустриальных обществ, предопределяет быстрое расширение функциональной дифференциации и структурное усложнение социетальных систем. Такие процессы можно интерпретировать как тенденцию развития производственных систем к формам, характеризующимся более высоким уровнем организованной координации и контроля над всеми видами социальных взаимодействий, что означает увеличение власти корпораций в современном обществе. Благодаря этому процессу, в ходе социальных трансформаций менеджеры, получив власть в организациях, обеспечили себе возможность стать доминирующей социальной группой в современном социуме.

Развитие современного менеджмента характеризуется ростом политического доминирования корпоративных элит во всех секторах социальной структуры над такими подчиненными группами, как мелкие собственники, рядовые работники или простые граждане. Современная бюрократия не только участвует в управлении предприятиями, но и занята государственным управлением, опосредуя социальный контекст эффективности корпоративного управления. Политическая динамика корпоративного менеджмента тесно связана с распространением акционерного капитала, с эволюцией института собственности как механизма корпоративного управления.

Актуальность социологического анализа механизма корпоративного управления определяется, кроме того, и тем, что трансформация отношений управления в России в начале 1990;х гг. не привела к созданию эффективного института частной собственности в промышленном секторе. Приватизация предприятий осуществлялась в специфической социокультурной среде, в которой формирующаяся группа мелких акционеров — работников предприятий — была настроена в целом антирыночно и была не готова вступить в эффективное управление капиталом, а государство в целом не сумело создать ин-ституциальную среду, обеспечивающую акционерам защиту и систему гарантий. В таком контексте происходила маргинализация мелких собственников. Стабилизация экономической системы, борьба с коррупцией и принятие новых законов создает новые социальные условия, в которых миноритарные акционеры обретают дополнительные ресурсы, повышающие их возможность влиять на политику акционерных обществ.

Корпоративное управление становится новым фактором профессионализации управленческих кадров и развития предприятий современной России. Корпоративная этика и корпоративная собственность требуют своего рассмотрения в системе механизмов управления с позиций социологического анализа. В проблемном поле социологического исследования корпоративного управления актуализируется концептуализация управленческого процесса как особого типа социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами и основывающегося на институциальных механизмах менеджмента организаций, с одной стороны, и социальных результатах принимаемых управленческих решений, с другой стороны.

Степень разработанности проблемы. Концептуальные основы исследования корпоративного управления представлены, прежде всего, трудами классиков социологии организаций и менеджмента (М.Вебер, Ф. Тайлор, Р. Дэвис, А. Файоль, О. Шелтон). Для анализа проблематики корпоративного управления необходимо привлечь социологическое объяснение особенностей функционирования сложных бюрократических систем. Теоретический обзор эволюции социального контекста менеджмента проводят зарубежные (М.Буравой, Г. Браверман, М. Восленский, М. Джилас, Х. Хартман) и отечественные (А.Кравченко, С. Фролов, В. Радаев, П. Романов, В. Щербина) социологи, чьи работы позволяют заострить проблемный характер таких явлений, как управление и собственность, корпоративная культура, власть, рациональность.

Классическая теория административного процесса рассматривает управление как выполнение предприятием заранее поставленных целей посредством рационального использования человеческих и материальных ресурсов (Ф.Тайлор, А. Файоль). Положения тейлоризма послужили отправным пунктом для поиска дальнейших путей рационализации управления организацией. Рационализация понимается в классической социологии управления как тенденция социального изменения, посредством которой традиционные или магические основания действия уступают место техническим, основанным на калькуляции или научных принципах (М.Вебер). Последователи научного менеджмента (А.Файоль, Л. Гулик, Л. Урвик) разрабатывают принципы административной управленческой деятельности. Ориентируясь на эффективность, школа научного менеджмента сосредоточена на планировании, исполнении и точной оценке для достижения намеченных целей: работы В. Архипова, Л. Карася, Е.Кибалова. Переосмысление классического менеджмента в перспективных направлениях анализа управления качеством, стратегического менеджмента, эффективности управленческой деятельности осуществляется в трудах таких современных теоретиков, как О. Виханский, Н. Галаенко, В. Грачев, В. Лысиков, Ф. Русинов, В. Ефремов, Л.Фиглин.

Исследования роли организационного поведения в управлении продемонстрировали неадекватность одних лишь рациональных мотиваций, поскольку человек не всегда реагирует на экономические стимулы. Социальные коды, конвенции и традиции, образующие культуру организации, поощряют лояльность среди сотрудников даже в ущерб личной выгоде (Б.Тернер, Х. Шварц). На сегодняшний момент данное направление выступает одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся в международной перспективе и исследованиях практик менеджмента и трудовых отношений на российских предприятиях переходного периода: Э. Кортес, Х. Тавернер, Х. Гасир, Д. Коултер, Р. Гордеев, П. Романов, С.Щербина.

Системный подход к анализу общественных институтов представлен теоретическими работами Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, Н.Лумана.

Данный подход представляет методологически важную опору в исследовании менеджмента, позволяя выделить комплекс механизмов в различных подсистемах корпоративного управления. Социологическая перспектива анализа управления как системы задает вектор осмысления социальных отношений в терминах солидарностей (А.П.Прохоров), функций организационной культуры (С.Щербина). Исследователи связывают корпоративную культуру и такой элемент системы управления, как связи с общественностью (У.Чукаева), что теоретически восходит к трактовке проблематики доверия и социального капитала предприятий и организаций в трудах Дж. Коулмана, Ф. Фуку ямы, Н. Евдокимовой-Динелло, О. Базалеева, Ф. Карасева, А.Павлова. Различные виды внутрифирменного капитала и способы его формирования рассматривают Ю. Быченко, О. Базалеев, О. Лаврова, А.Яновский. Некоторые авторы представляют способы управления как непосредственные компоненты культуры предприятия (Е.Комаров), другие полагают организационную культуру средством управления (М.Магура), в свою очередь, выделяя внутри нее ключевые элементы (М.Сухорукова). Целый ряд авторов присоединяются к мнению о том, что культура — это условие или средство достижения эффективности (П.Шихерев). Авторы выделяют организационную и дезорганиза-ционную (Е.Комаров), сильную и слабую (Э.Шейн), мужественную и женственную (Г.Хофштеде, Е. Данилова) и другие ее типы.

Корпоративная культура выступает как интегрирующий элемент системы управления предприятием в работах Э. Кортеса, Х. Тавернера, Х.Гасира. Близкую перспективу представляют работы по бизнес-этике (Ю.Петрунина, В.К. Борисов), которые затрагивают имидж и этикет делового человека (И.Алехина, В. Бенедиктова), вопросы деловых отношений и деловой этики (Р. Ботавина) и напрямую выходят на вопросы культуры предпринимательской деятельности (А.Балбеко, Г. Балбеко), организационной (В.Веснин), корпоративной культуры (В.Козлов, А. Козлова), культуры управления персоналом (Ю.Палеха). Кодекс поведения современного руководителя — предмет обсуждения в работах О. Шушляпина, миссия организации и лояльность персонала — в публикациях Т.Соломанидиной. От изучения к изменению корпоративной культуры осуществляется рефлексивный переход в работах консультантов по управлению (О.Алехина, Ю. Романова, О. Староверов). При этом анализируется стратегическая роль РЯ в системе антикризисного управления организацией (В.Синяев), представлены передовые технологии коммуникации (О.Ро), коучинга (Д.Шматко) и кадровых перестановок (И.Каганец) в контексте развития корпоративной культуры.

Неослабевающий интерес ученых к эволюции управления, особенно к так называемой менеджерской революции, стимулировал развитие взаимосвязанных теорий, оценивающих положение и функции менеджмента в современном обществе (Дж. Бернхэм, Дж. Гэлбрайт). Теория «революции менеджеров» получила широкую известность и оказала влияние на многих современных исследователей (Дж.Бернхем), однако подверглась критике за несоответствие многим эмпирическим фактам (М.Джилас, М. Восленский). Причины появления и природа широкомасштабной промышленной бюрократии выступает объектом анализа большинства организационных исследований (Д.Клаусон, А. Марглин, П. Томпсон, Д. Мак-Хью, Э. Чендлер).

Возникновение менеджмента исторически тесно связано с развитием индустриального капитализма в Новое время (М.Вебер). Именно протестантская среда превратила собственность в морально оправданный инструмент эффективности материального производства, и именно в этом состояла историческая новизна промышленного капитализма. Исследователи менеджмента как социального класса опираются на такие критерии социальных групп, как владение собственностью и квалификацией (Д.Локвуд). Необходимость существования менеджмента обусловлена существованием двух основных «факторов» производственной деятельности, включая конфликт труда с собственностью и необходимость управления ресурсами, предназначенными для первичной производственной деятельности. В этих условиях менеджмент должен демонстрировать способность регулировать внутренние противоречия и достигать консенсуса в организации (К.Харрис).

В обсуждении социально-исторических оснований современного менеджмента невозможно обойти вниманием концепцию административного управления и бюрократии (М.Вебер, Д. Клаусон). Политическую бюрократию изучает М.Масловский. Первоначально бюрократические структуры создавались для разработки «рационального» и эффективного администрирования. В той же степени, в какой определенные свойства бюрократической модели делают ее эффективной, эти же свойства имеют свою обратную — дисфункциональную — сторону. Патологические проявления бюрократии можно связать с применяющимся в социологии понятием «бюрократизм», относящемся к групповой монополии управляющих на функции управления и средства власти (Д.Битэм, П. Блау, М. Крозье, Л. Коузер, Р. Мертон, В.Г.Смольков). Г. Браверман одним из первых выдвинул гипотезу о том, что бюрократическая организация труда является вторичной для широкомасштабных организаций. Для этого автора более существенным фактором, определяющим их структуру, является производство капиталистических социальных связей.

Ранние работы о менеджменте и частной собственности (А.Берле, Дж. Минз) внесли вклад в создание теории собственности как элемента института управления. Об отношениях собственности и контроля следует упомянуть важные работы Г. Бравермана, Э. О. Райта. В собственности владельцев капитала — не только средства производства, но знания и время (Тейлор), а также труд (Г.Браверман). Проблемы собственности в аспектах неформальных отношений, механизмов репутации и доверия, так называемой культуры контрактных отношений поднимают Д. Дирмейер, С. Льюис, Д. Норт, О. Уильямсон, Т. Фрай, Дж.Эриксон. Дилеммы властных отношений между корпорациями и правительством обсуждает Б.Уэйнгаст. Ф. Фукуяма видит эффект гражданских ассоциаций в развитии общества доверия, а А. Селигмен утверждает, что именно качество этих ассоциаций, их моральные принципы составляют суть успеха предпринимательства.

Современные исследования проблемы корпоративного управления представлены трудами А. Радыгина, С. Хорошева, Р. М. Энтова, которые рассматривают механизмы внешнего и внутреннего регулирования корпораций, отталкиваясь от проблематики реформы собственности, детально разбирают институциальные вопросы развития корпоративного сектора, уделяя внимание проблеме собственности в контексте общественного доверия, контроля и власти. Сравнение с американскими корпорациями позволяет выявить направления совершенствования управления акционерными обществами: исследования В. И. Шеина, А. В. Жуплева, А. А. Володина. М. Дерябина выделяют две модели корпоративного управления и контроля: англо-американская (где безусловным приоритетом являются права акционеров, контроль через рынок капиталов) и модель банковского контроля (когда крупные банки представлены не только в наблюдательных советах и в управляющих органах компаний, но и играют определяющую роль).

О развитии рынка сбережений и финансовом поведении населения России в 1990;2000;х гг. пишут Е. Бояркина, И. Дискин, М. Красильникова, М. Малышева, С. Николаенко, В. Радаев, Н. Римашевская. Проблема доверия населения различным экономическим факторам и инвестиционные стратегии россиян оказываются в фокусе регулярных социологических опросов общественного мнения, проводимых такими известными исследовательскими группами, как ВЦИОМ, ФОМ, РОМИР и АРПИ. А. Радыгин и Р. Энтов анализируют роль приватизации для формирования модели корпоративного управления, основные тенденции формирования корпоративного законодательства в странах с переходной экономикой. Исследования корпоративного управления в постсоциалистических странах интересуют отечественных и зарубежных исследователей (Ф.Бонкер, Х.-Дж.Вагенер, У. Ч. Грэй, С. Дьянков, С. Истрин, С. Клэйссенз, С. Кларк, Г. Поль, А. Рапацинский, И. Розенбаум, Р. Роуз, Р. Фридман, Дж. Эрл). Теория корпоративного управления и ее практические иллюстрации представлены в работах Дж. Мура, Р. Монкса, Н. Миноу, Дж. Тироле, О. Харта, О. Уильямсона, Р.Эриксона.

Понятие корпоративного менеджмента в России и США анализируют А. Володин, М. Дерябина, А. Жуплев, В. Шеин,. Управление качеством как компонент системы корпоративного менеджмента представляют в своих публикациях А. Ахмин, М. Афанасьев, Д. Васильев, Д.Гасюк. А. Клепач, П. Крючкова, П. Кузнецов, Л. Фиглин, А. Фоминых, В. Швандар изучают особенности и возможности оптимизации корпоративного управления во второй половине 1990;х гг. Эффективность управления акционерными обществами в сравнительной перспективе анализирует А. С. Генкин, привлекая опыт Западной Европы и российскую практику. Вопросы приватизации и управления в условиях реструктуризации российской промышленности выступают предметом исследований С. Алашеева, В. Добродея, И. Гримади, П. Кузнецова, С. Кларка, И. Козиной, А. Муравьева, Ю. Перевалова, А. Радыгина П.Романова, В.Тамбовцева. Различные аспекты поведения домохозяйств, в частности, в контексте отношения к акционерной собственности исследуют Т. Богомолова, В. Тапилина, А.Черняков.

Таким образом, перспективным является такое направление анализа, в котором проводится исследование социальных механизмов корпоративного управления системы управленческого воздействия на общество, социальные группы и организации, на сознание и поведение людей. Институциальный уровень корпоративного управления может быть представлен как особый вид социального взаимодействия, детерминируемый целым рядом факторов и опосредующий отношения и поведение индивидов в организациях. Социальные механизмы корпоративного менеджмента должны анализироваться в социокультурном и социально-политическом контексте, с учетом мотивов и ориентации субъектов управленческих процессов.

Цель исследования — анализ особенностей корпоративного управления как системы властных отношений в современном обществе. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:

• рассмотреть основные социологические подходы к анализу управления, уточнение основных понятий социологического анализа механизмов корпоративного менеджмента, раскрыть социальную сущность и содержание власти корпораций в современном обществе, показать социальный контекст эффективности корпоративного управления;

• обобщить существующие в отечественной и зарубежной социологии методологические подходы к изучению корпоративной этики как социального механизма управления, рассмотреть отношения собственности в системе корпоративного поведения;

• применить социологический подход к определению институциального контекста собственности в качестве предмета отношений управления, аргументировать корпоративное поведение в качестве фактора управленияпроанализировать социокультурный контекст отношений собственности как фактор эффективности корпоративного управления;

• проанализировать воздействие отношений собственности на трансформацию механизмов управления организациями и предприятиямиоценить динамику представлений населения о возможностях управления акционерной собственностьювыявить факторы, влияющие на поведение собственниковрассмотреть проблематику акционерной собственности в аспекте корпоративного управленияобсудить актуальные проблемы корпоративного управления в аспектах контроля, конфликтов и институциальных факторов эффективности.

Объект исследования — феномен корпоративного управления. Предмет исследования — особенности корпоративного управления в современном обществе. Эмпирическую базу исследования составили опубликованные данные Государственного комитета по статистике, результаты исследований и вторичный анализ данных, проектов, осуществленных крупными отечественными социологическими центрами, мониторинговыми и опросными организациями Циркон, ВЦИОМ-А, ВЦИОМ, АРПИ, ФОМ, Форис и Росбизнесконсалтинг, проведенных в 1999;2003 гг. и доступных в открытой печати и архивах этих учреждений и результаты авторских кейс — стади акционерных обществ.

Гипотеза исследования. Факторы, обусловившие управленческое поведение миноритарных владельцев акционерного капитала, а также рост их числа и активности, включают отношения доверия к корпорации, мотивы и образцы инвестиционного поведения, доступность и прозрачность информации, что в свою очередь определяется стратегиями менеджмента корпорации.

Теоретические и методологические основы исследования представлены основными социологическими подходами к анализу управления корпорацией как сложной иерархической системой, представленными в трудах М. Вебера, Г. Бравермана, М. Буравого, М. Восленского, М. Джиласа, концепциями административного управления и бюрократии (М.Вебер, Д. Клаусон, П. Романов, М. Масловский), власти корпораций в современном обществе (Дж.Бернхем), системной теорией Н. Лумана, позволяющей выявить комплекс механизмов в различных подсистемах корпоративного управленияидеями Д. Норта, А. Селигмена, Ф. Фукуямы о механизмах репутации и доверия, культуры контрактных отношенийразработками факторов внешнего и внутреннего регулирования корпораций в контексте общественного доверия, контроля и власти, представленными в трудах А. Радыгина, В. Тамбовцева, Р. Энтоваподходами к анализу стратегий поведения домохозяйств в исследованиях современных отечественных социологов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач социологического анализа корпоративного управления в современном обществе. Новизна работы представлена в следующих позициях:

• рассмотрены основные социологические подходы к анализу управления, уточнены основные понятия социологического анализа механизмов корпоративного менеджмента, раскрыты социальная сущность и содержание власти корпораций в современном обществеочерчен социальный контекст эффективности корпоративного управления;

• обобщены существующие в отечественной и зарубежной социологии методологические подходы к изучению корпоративной этики как социального механизма управлениястандарты корпоративного поведения проанализированы с позиций их роли в управленииприменен социологический подход к определению институциального контекста собственности в качестве предмета отношений управления, рассмотрены отношения собственности в системе корпоративного поведения;

• проанализировано воздействие отношений собственности на трансформацию механизмов управления организациями и предприятиямирассмотрена динамика представлений населения о возможностях управления акционерной собственностьювыявлены факторы, влияющие на поведение собственниковрассмотрена проблематика акционерной собственности в аспекте корпоративного управленияобсуждены актуальные проблемы корпоративного управления в аспектах контроля, конфликтов и институциальных факторов эффективности.

В ходе проведения теоретического и прикладного социологического исследования получены следующие основные результаты, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:

1. Социальным механизмом корпоративного управления выступает система технологий, которое обеспечивает взаимодействие различных социальных установлений, образцов поведения, социальных структур, норм, институтов, посредством которых обеспечиваются коммуникации внутренних подсистем корпорации и внешней среды. По способам легитимации механизмов корпоративного управления можно выделить отношения в рамках иерархической структуры, ценности, нормы, правила поведения и традиции в организации, а также внешнюю среду корпорации, формирующую структурные условия корпоративного менеджмента.

2. В качестве системных элементов механизма корпоративного управления выступают уровни и структуры внутри организации, отношения власти в аспектах подчинения и достижения консенсуса, способы воспроизводства капиталистических отношений, способы достижения эффективности. Собственность входит в систему механизмов корпоративного менеджмента, наряду с отношениями иерархического подчинения, социокультурными нормами организационного и рыночного поведения. Корпоративная этика, как одна из социальных технологий управления выступает прагматичным элементом стратегии профессионализации бизнеса.

3. Совершенствование корпоративного поведения в Российской Федерации направлено на увеличение притока инвестиций как из источников внутри страны, так и из-за рубежа.

Введение

определенных стандартов, применимых к хозяйственным обществам всех видов, но в наибольшей степени важных для акционерных обществ, где часто имеет место отделение собственности от управления, и наиболее вероятно возникновение конфликтов, связанных с корпоративным поведением, позволяет защитить интересы всех акционеров, независимо от размера пакета акций, которым они владеют.

4. Кодексы корпоративного поведения и корпоративной этики отражают ответственность предприятия перед акционерами, основаны на этических нормах, которые, наряду с законодательством, формируют политику корпоративного поведения предприятия, базирующуюся на учете интересов акционеров и руководства корпорации, что способствует укреплению не только позиций самой корпорации и увеличению ее прибыли, но и развитию рынка услуг, рынка труда, отраслей индустрии и удовлетворению потребительского спроса населения.

5. Движение в направлении создания корпоративных этических кодексов содержит механизмы создания прозрачных и ясных форм представления данных о состоянии корпоративных средств. Эффективные права собственников начинают действовать в позитивной социокультурной среде обусловленной, в том числе, формированием системы рационально сформулированных и очевидных для всех акторов правил и норм. Отсутствие такой среды в настоящее время является сдерживающим механизмом для привлечения массы мелких акционеров, способных оказывать влияние на инвестиционную среду в стране.

6. Исследования показывают увеличение инвестиционного потенциала населения, связанного с повышением объема индивидуальных накоплений в различных формах. Однако, в настоящее время накопления не стали инвестиционным ресурсом управления, в силу как объективных, так и субъективных факторов. Объективными факторами является незащищенность института частной собственности, интересов и прав мелких акционеров на рынке акций со стороны государства. К субъективным факторам относится социокультурный контекст постсоветского общества, ограничивающий привлекательность акций в качестве стратегии социальной инновации и повышения благосостояния.

7. Динамика представлений населения о возможностях управления акционерной собственностью и тех факторах, которые влияют на поведение акционеров, обусловливает активность и властные ресурсы собственников. Население выступает в качестве субъектов управления, которые постепенно становятся реальной силой, влияющей на жизнь корпораций при помощи таких механизмов, как собрания вкладчиков, судебные процессы между акционерами и менеджерами, инвестиционное поведение и выбор.

Заключение

.

Подведем итоги нашего диссертационного исследования. Развитие современного менеджмента характеризуется ростом политического доминирования корпоративных элит во всех секторах общества над такими подчиненными группами, как частные собственники, рядовые рабочие или простые граждане. Такое объяснение основывается на предположении о том, что бюрократическая рационализация является универсальным свойством всех индустриальных обществ. При этом быстрое расширение функциональной дифференциации и структурное усложнение таких обществ можно интерпретировать как тенденцию производства к организованной координации и контролю над всеми формами социальных взаимодействий. Благодаря этому процессу, менеджеры, получив власть в организациях, обеспечили себе возможность стать доминирующей социальной группой в современных индустриальных обществах.

Политическая динамика менеджмента тесно связана с эволюцией института собственности, распространением акционерного капитала. Акции оказались раздроблены также среди большого количества частных лиц, в инвестиционных и пенсионных фондах, акционерных банках. Важный смысл этого процесса состоит в радикальном изменении собственности как социально-экономического феномена. Управление и власть отделились от собственности и стали играть новую роль в современном капиталистическом обществе. Управление как функция организации трудового процесса трансформировалось в менеджмент, приобретая по ходу дела черты особого рода деятельности, осуществляемого в капиталистических условиях определенной социальной группой. Современная бюрократия в государствах с новой социальной структурой благодаря различным формам контроля, используя методы, заимствованные из современной промышленности и науки, участвуют не только в управлении предприятиями, но и занята государственным управлением.

Корпоративное управление становится новым фактором профессионализации управленческих кадров и развития предприятий современной России. Социальный механизм корпоративного управления — это система процедур, технологий, которая определяет порядок регулирования исследуемых процессов, это взаимодействие различных социальных установлений, образцов поведения, социальных структур, норм, институтов, посредством которых обеспечивается управление корпорацией как социальной системой. Раскрывая социальный механизм корпоративного управления, мы отвечаем на вопрос, под влиянием каких общественных сил и в результате взаимодействия каких социальных акторов складывается тип властных отношений и вырабатываются способы достижения эффективности.

По типу применяемых ресурсов социальные механизмы корпоративного управления можно подразделить на организационно-правовые, социально-политические, социально-экономические и социокультурные. Организационно-правовые механизмы корпоративного управления включают систему положений о властных полномочиях управляющих органов компании, процессы развития организационно-правовых основ взаимодействия акторов различных уровней системы корпоративого управления — подразделений, руководителей, общественных организаций, акционеров, систему норм и санкций, обеспечивающих рациональную систему корпоративного менеджмента.

Социально-политические механизмы корпоративного управления образуют систему взаимодействия между различными группами интересов, организационными структурами в целях достижения властных преимуществ в процессе принятия решений о распределении ресурсов различного рода: символических, материальных, информационныхподразумевают выявление факторов и границ социального консенсуса как условия конструктивного взаимодействия топ-менеджеров с ключевыми акционерами, представителями органов власти и местного сообщества, потребителями и работникамивключают общую оценку состояния корпорации как политической системы, а также оценку положения корпорации в политической системе общества как фактора стабильности всех организационных структурсоздание альтернативных сценариев развития ситуаций в корпорацииразработку системы индикаторов, выявление катализаторов социально-политической напряженности как внутри корпорации, так и в системе социально-политических отношенийсоздание и эксплуатацию надежной системы обратной связи, позволяющей получать информации об управляемом объектепрогноз развития корпорации с учетом социально-политической ситуации и взаимодействий различных акторов внутри и вовне корпорации.

К социально-экономическим механизмам корпоративного управления относятся процессы формирования акционерного капитала и менеджмент акционерной собственности, который, в свою очередь, предполагает изучение инвестиционного потенциала корпорации, факторов инвестиционного поведения населенияопределение структуры инвестиционных потоковразработку программы социально-экономического развития корпорации как части бизнес-стратегии, включая оценку социально-экономической ситуации, разработки краткосрочных и долгосрочных планов мероприятий по развитию человеческого капитала корпорации и повышению социального капитала корпорации в аспектах доверия у населения, властей и партнеров по бизнесуосуществление социально-экономического аудита в корпорацииразвитие социальной сферы предприятий корпорации, включая программы отдыха, оздоровленияразработку единой методологии по созданию и оценке бизнес-планов.

Символические ресурсы задействованы в социокультурных механизмах корпоративного управления, которые предполагают развитие эффективной корпоративной культуры средствами корпоративных кодексов, тренингов, социальных аудитов. К социокультурным механизмам корпоративного управления следует отнести систему паблик рилейшнз. Необходимо отметить, что все указанные выше механизмы корпоративного управления представляют собой подсистемы, от успешного взаимодействия которых зависит эффективность управления в целом. Например, развитие корпоративной культуры нередко бывает неразрывно связано с организационно-правовыми реформами корпорации, когда меняется корпоративная структура или принимается решение об этическом кодексе с участием юридических комиссий самой корпорации, профсоюзов и общественных правозащитных организаций.

Можно говорить о трех принципиально различных типах механизмов корпоративного управления, которые соответствуют разным факторам его легитимизации и имеют социальную природу. Во-первых, это характер упорядоченности отношений в организации, представляющей иерархическую структуру. В качестве системных элементов механизма корпоративного управления при этом выступают уровни и структуры внутри организации, отношения власти в аспектах подчинения и достижения консенсуса, способы воспроизводства капиталистических отношений, способы достижения эффективности. В этом случае одним из механизмов управления следует рассматривать рациональную власть бюрократии. Во-вторых, это те ценности, нормы, правила поведения и традиции, которые складываются в ходе долговременных трудовых отношений в организации и внедряются менеджментом в процессе управления. В-третьих, это внешняя среда корпорации, включающая политическую и экономическую системы общества и представляющая структурные условия корпоративного управления, в которых большую роль играют природа отношений собственности и социальный капитал корпорации, механизмы партнерства.

Корпоративная этика выступает в качестве социальной технологии управления, которое представляет собой систему взаимоотношений между акционерами, советом директоров и правлением, определенные уставом, регламентом и официальной политикой компании, а также принципом главенства права. Корпоративное поведение влияет на экономические показатели деятельности хозяйственных обществ и на их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста. С одной стороны, корпоративное управление касается внутренних отношений между советом директоров и акционерами, с другой стороны, его эффективность невозможна без учета такого параметра, как качество производимой продукции или услуг. Деловая культура — это столько нормы и ценности, относящиеся к внешнему виду работников и неформальным отношениям на предприятии, сколько система правил и ценностных ориентиров, сообразно которым охраняется или присваивается собственность, осуществляется получение и распределение прибыли.

Кодексы корпоративного поведения, Комитеты по этике способствует соблюдению корпорацией этических норм и построению доверительных отношений в обществе, отражая социальную ответственность организации, в частности, за соблюдение стандартов качества продукции, норм экологической безопасности, а также осознание организацией необходимости разработки и внедрения новых технологий, улучшения условий труда. Кроме того, Правила этики должны препятствовать использованию служебного положения сотрудниками общества во вред корпорации и третьим лицам, в том числе путем незаконного использования конфиденциальной и инсайдерской информации. Правила этики формулируются для того, чтобы отразить основные социальные ценности корпорации, в том числе честность, взаимоуважение, справедливость, а также такие принципы коммерческой деятельности, как прибыльность, удовлетворение потребностей клиентов, высокое качество продукции, охрана здоровья работников, безопасность и эффективность труда. Корпоративная этика в отличие от универсальной обусловлена особенностями деятельности и ценностями данной организации, а также исторически сложившимися стереотипами поведения в данной организации.

Собственность входит в систему механизмов корпоративного менеджмента, наряду с отношениями иерархического подчинения, социокультурными нормами организационного и рыночного поведения.

Кодексы корпоративного поведения и корпоративной этики отражают ответственность предприятия перед акционерами, в них используются такие понятия, как информационная открытость, подотчетность, права и обязательства, миссия, качество продукции и услуг. Такие корпоративные кодексы основаны на этических нормах, которые, наряду с законодательством, формируют политику корпоративного поведения общества, базирующуюся на учете интересов акционеров и руководства корпорации, что способствует укреплению не только позиций самой корпорации и увеличению ее прибыли, но и развитию рынка услуг, рынка труда, отраслей индустрии и удовлетворению потребительского спроса населения.

Корпоративная этика и социальная ответственность выступают прагматичными элементами стратегии профессионализации бизнеса. Приоритетными целями бизнеса в социальном контексте является обеспечение устойчивого развития и повышения своей рыночной привлекательности. Социальная функция в данном случае минимально реализуется за счет, в частности, создания материальных и нематериальных ценностей, сохранения или увеличения количества рабочих мест, добросовестной деловой практики в рамках предписанных законом обязательств. Этические нормы корпоративного поведения формируют устойчивые стереотипы поведения, общие для всех участников корпоративных отношений. Следование этическим нормам не только является моральным императивом, но и помогает обществу избежать рисков, поддерживает долгосрочный экономический рост и способствует осуществлению успешной предпринимательской деятельности.

Совершенствование корпоративного поведения в Российской Федерации — важнейшая мера, необходимая для увеличения притока инвестиций во все отрасли российской экономики как из источников внутри страны, так и от зарубежных инвесторов. Одним из способов такого совершенствования выступает введение определенных стандартов, установленных на основе анализа наилучшей практики корпоративного поведения. Стандарты корпоративного поведения применимы к хозяйственным обществам всех видов, но в наибольшей степени они важны для акционерных обществ. Это обусловлено тем обстоятельством, что именно в акционерных обществах, где часто имеет место отделение собственности от управления, наиболее вероятно возникновение конфликтов, связанных с корпоративным поведением. Целью применения стандартов корпоративного поведения является защита интересов всех акционеров, независимо от размера пакета акций, которым они владеют. Чем более высокого уровня защиты интересов акционеров удастся достичь, тем на большие инвестиции смогут рассчитывать российские акционерные общества, что окажет положительное влияние на российскую экономику в целом. Корпоративное поведение должно обеспечивать высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка.

Технологии корпоративного управления особенно важны для крупных предприятий и организаций. В корпоративном управлении особенно повышается роль информационных технологий, которые задействуются на этапах выбора, разработки и внедрения управленческих процессов. Особенности управления корпорациями включают формирование и деятельность директоров, комитетов и комиссий, исполнительных органов и менеджмента.

Складывающаяся в России система корпоративного управления определяется как инсайдерская, ключевым признаком которой является внутренний контроль, понимаемый как сосредоточение прав контроля в руках менеджеров и превалирование их интересов при определении корпоративной стратегии. Причем менеджерам для осуществления контроля не обязательно иметь контрольный пакет акций, достаточно иметь доступ к реальному управлению. Хотя современное российское законодательство о хозяйственных обществах имеет относительно короткий срок развития, в нем уже нашло отражение большинство общепризнанных принципов корпоративного поведения. Вместе с тем, практика реализации этих принципов и традиции корпоративного поведения еще только формируются. Основные проблемы корпоративного поведения связаны не столько с аспектами законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений.

В современных условиях разработка кодексов корпоративной этики имеет функциональный характер в аспекте профессионализации менеджмента и социально-экономического развития. Распад советской системы ценностей, традиционных механизмов управления и деловой культуры создал тот вакуум в условиях которого оказалось невозможно построение прочных внутри и меж корпоративных сетей. Такие сети являются основой экономической системы и они основываются на коллективном доверии к соответствующим экономическим институтам, организационным формам, торговым маркам. Движение в направлении создания корпоративных этических кодексов содержит механизмы создания прозрачных и ясных форм представления данных о состоянии корпоративных финансов. Без такой прозрачности и других фиксированных, проговоренных и, главное, действующих этических норм интерес к микро и макроинвестициям в экономику не превратится в России в долговременную устойчивую тенденцию. Эффективные права собственников начинают действовать в позитивной социокультурной, среде обусловленной, в том числе, формированием системы рационально сформулированных и очевидных для всех игроков — независимо от их экономического веса — правил и норм. Как мы показали, отсутствие такой среды в настоящее время является сдерживающим механизмом для привлечения массы мелких акционеров, способных уже оказывать влияние на инвестиционную среду в стране.

Процесс корпоративного управления в условиях общества переходного периода характеризуется многочисленными рисками как для индивидуальных акционеров-миноритариев, так и для акционерных обществ. Акционерный капитал индивидуальных акционеров может быть девальвирован со стороны корпораций, утрачен в результате экономической и политической нестабильности, криминальных действий менеджеров и крупных акционеров. Социальный эффект этого типа рисков выражается в динамике состояния экономических прав гражданина Российской Федерации. С другой стороны, акционерные общества уязвимы для шантажа и неправомерных действий со стороны миноритарных акционеров (или со стороны тех групп интересов, которые скрываются за их спиной) по причине лазеек в российском законодательстве. Этот тип рисков оказывает серьезное влияние на экономику, занятость как отдельного региона, так и России в целом.

Исследования показывают увеличение инвестиционного потенциала населения, связанного с повышением объема индивидуальных накоплений в различных формах. Однако, в настоящее время накопления не стали инвестиционным ресурсом, в силу как объективных, так и субъективных факторов. Объективными факторами является незащищенность института частной собственности, интересов и прав мелких акционеров на рынке акций со стороны государства, отсутствием системы гарантий эффективного управления и контроля над собственностью. Важнейшим субъективным фактором является социально-культурный контекст постсоветского общества, ограничивающий привлекательность акций в качестве стратегии социальной инновации и повышения благосостояния.

Трансформация отношений управления в России в начале 1990;х не привела к созданию эффективного института частной собственности в промышленном секторе. Приватизация предприятий осуществлялась в специфической социокультурной среде, в которой формирующаяся группа мелких акционеров — работников предприятий — была настроена в целом антирыноч-но и была не готова вступить в эффективное управление капиталом, а государство в целом не сумело создать институциальную среду, обеспечивающую акционерам защиту и систему гарантий.

В процессе постваучерной приватизации произошло перераспределение акций от мелких акционеров в направлении к менеджерам и внешним собственником. Условия переходного периода сформировали специфическую среду, в которой институт собственности может стать эффективным только тогда, когда он подкреплен социальным капиталом собственников (менеджеров) или укоренен в системе неформальных сетей бизнес-государственный аппарат. В таком контексте маргинализация мелких акционеров становится закономерным явлением. Стабилизация экономической системы, борьба с коррупцией и принятий новых законов создает новые социальные условия, в которых миноритарные акционеры обретают дополнительные ресурсы, повышающие их возможность влиять на политику акционерных обществ.

Принятие новых государственных регуляций, в том числе закона «Об акционерных обществах» в 2002 г. расширяет права мелких акционеров и закрепляет де факто новый социальный контракт между собственностью и управлением, в рамках которого акционеры имеют большие права и несут больше ответственности за определение стратегии развития акционерных обществ. Сложившаяся ситуация характеризуется более высоким уровнем зрелости института частной собственности, когда широкие слои общества в значительной степени освободились от коммунитарных предрассудков советского периода и нуждаются в стабильности и государственных гарантиях своих прав. В это же время аппарат управления предприятиями проявляет заинтересованность в новых инвестициях, а значит стремится повысить привлекательность акционерных обществ для акционеров, готовых разместить свои накопления в промышленность. Это значит, что рост взаимного интереса должен быть подкреплен увеличением доверия в социально-экономической среде между основными акторами, активностью государственной политики по обеспечению стабильности, охране прав собственности, ясных и рационализированных правил хозяйственной деятельности. Тем самым, в концепции управленческого процесса как особого типа социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами, проявляется роль ин-ституциального контекста социального механизма собственности.

Анализируя особенности корпоративного управления на институциональном уровне, можно рассматривать корпоративный менеджмент как особый вид социального взаимодействия, подразумевающего отношения по поводу собственности, формирующиеся на основе внешних факторов легитимации, включая законодательные регламенты поведения, и социокультурных нормативов, базирующихся на обязательствах и институтах, внушающих доверие. Отношения собственности, сложившиеся в процессе приватизации, воздействовали на трансформацию механизмов управления организациями и предприятиями. Динамика представлений населения о возможностях управления акционерной собственностью и тех факторах, которые влияют на поведение собственников (в том числе мелких собственников, так называемых «миноритариев») на рынке акций обусловливает активность и властные ресурсы владельцев акций. Эти представления и это поведение следует рассматривать частью управленческой деятельности и инвестиционной деятельностью индивидов. Речь идет об инвестиционной активности населения в аспекте динамики управления собственностью, что позволяет по-новому взглянуть на проблему акционерной собственности в аспекте корпоративного управления, рассматривая ее не только в контексте функционирования крупных институциальных акторов, но в связи с действиями многочисленных владельцев небольших накоплений. Поведение так называемых «мелких вкладчиков» можно проинтерпретировать как непрямой менеджмент акционерными обществами, заключающийся не только в акте инвестирования денежных средств, но и в различных способах воздействия на бизнес-стратегию компаний.

Факторы, определяющие управленческое поведение миноритарных владельцев акционерного капитала, а также рост их числа и активности, включают отношения доверия к корпорации, мотивы и образцы инвестиционного поведения, доступность и прозрачность информации, что в свою очередь определяется стратегиями менеджмента корпорации. С одной стороны, решение об инвестировании определяется целым рядом факторов — культурных, экономических, политических и социальных, в том числе обусловленных динамикой доходов населения, социальными настроениями относительно как общей экономической и политической ситуации, так и семейного бюджета, доверие к финансовым институтам и инструментам. С другой стороны, необходимо учитывать такой аспект инвестиционного поведения, как контроль за собственностью, в значительной степени осуществляемый наемными менеджерами.

Население здесь рассматривается в качестве акторов управления, которые нередко становятся реальной силой, влияющей на жизнь корпораций при помощи таких механизмов, как собрания вкладчиков, судебные процессы между акционерами и менеджерами, инвестиционное поведение и выбор. Чем более активны и профессиональны акционеры в качестве собственников, принимающих участие в управлении корпорацией, тем более комплексным становится механизм управления акционерным обществом, а способы влияния на менеджеров со стороны акционеров, сверху вниз — более изощренными.

Распространение культуры акционирования, с одной стороны, влечет за собой технологии корпоративного менеджмента, с другой стороны, распространение в обществе рационалистских практик менеджмента своих финансов, в том числе, повышение интереса к приобретению навыков, чтобы влиять на жизнь корпораций при помощи перераспределения инвестиций. С увеличением числа акционеров в обществе повышается интерес среди населения к новым знаниям, профессионализации в управлении своими портфелями инвестиций, получения возможностей влиять на стратегии корпораций при помощи своих миноритарных ресурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Есть ли в России рынок ценных бумаг? // Рынок ценных бумаг. 2001 № 23. С. 27
  2. И. Имидж и этикет делового человека. М.: изд-во «Энн», 1996.
  3. В. Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления. № 5. 1996. С.113−116
  4. М., Кузнецов П., Фоминых А. Корпоративное управление глазами директората (по материалам обследований 1994−1996 гг.) // Вопросы экономики, № 5, 1997. С. 84−101.
  5. A.M., Гасюк Д. П. Основы управления качеством продукции. М.: Союз, 2002. 192 с.
  6. A.M., Балбеко Г. С. Культура предпринимательской деятельности// Социально-гуманитарные знания. № 5,2001.С.221−223.
  7. A.M., Балбеко Г. С. Культура предпринимательской деятельности// Социально-гуманитарные знания. № 4,2001.С. 192−202.
  8. Д. Бюрократия // Социологический журнал, № 7, 1997. С. 167−171.
  9. Т.Ю., Тапилина B.C. Финансовое поведение домохозяйств: сбережение, инвестирование, кредитование, страхование. Новосибирск, 1999.
  10. Р.Н. Этика деловых отношений. М.: «Финансы и статистика», 2001.
  11. Е.В., Казаков Е. А. Инвестиционное поведение населения в ситуации преобразования инвестиционных институтов // Вопросы социологии, № 8, 1998.
  12. Е.В., Малышева М. В. Развитие рынка сбережений и финансовое поведение населения России в 1994−97 гг. // Вопросы социологии. № 8, 1998. С.22−38.
  13. К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества//THESIS, 1993, вып. 3. С.51−72
  14. П. Социальное пространство и символическая власть/ZTHESIS, 1993, вып. 2. С.137−150.
  15. В культуре России очень много магического //Управление персоналом. № 11, 2000.С.9−13.
  16. Д. Корпоративное управление в России: есть ли шанс для улучшений? М. Институт корпоративного права и управления. 2000
  17. В.И. О деловой этике и этикете. М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
  18. В.Р. Организационная культура// Социально-гуманитарные знания. № 3,2001. С. 184−200.
  19. О.С. Управленческая парадигма XXI века. Менеджмент. № 4. 1996. С.24−26- Ефремов B.C. Ревизия сущности стратегического планирования // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. 1997. С.3−11
  20. Владение акциями компаний и корпоративное управление в Российской Федерации. Отчет об исследованиях. М.: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, 1996. С. 20−21
  21. A.C. Эффективный траст. Опыт Западной Европы и российская практика. М., АЛЬПИНА, 1999
  22. .Н. Особенности методологии изучения российского менеджмента//Менеджмент. № 2, 1996. С.34−35
  23. М. Теория управления в США и России: сравнительный анализ // Менеджмент. № 4. 1996. С. 13−18
  24. Р.В. Кросс-культурные проблемы международного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. № 1. 1998. С.3−24
  25. М. Корпоративное управление в переходной экономике // Общественные науки и современность. № 5. С. 39−46
  26. Э., Мизла Т. Управленческие информационные системы // Проблемы теории и практики управления. № 1. 1996. С.66−71
  27. Евдокимова-Динелло Н. П. Капитал и российские банкиры // Соци-ол.исслед. № 2. 2000
  28. B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC // Менеджмент в России и за рубежом. № 1. 1998. С.117−130
  29. И., Алексеев О., Коноваленко Д., Леоненко Д. Использование механизма муниципальных займов для привлечения денежных средств населения в местные бюджеты. Итоговый доклад по результатам аналитического исследования. Москва: Циркон, 2000.
  30. Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социологические исследования. № 8, 2002. С. 3−16
  31. Т.И., Шабанова М. А. Социальные механизмы трансформации неправовых практик // Общественные науки и современность. N 5, 2001. С.5−24
  32. Д.Х., Красильникова М. Д., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Москва, ВЦИОМ, 1999, № 6 (26), с. 36−41.
  33. И. Кадровая пирамида: каким образом произвести бесконфликтное перераспределение персонала// Бизнес. № 42, 1996.
  34. М. Роль управленческих информационных систем при переходе от управления по функциям к управлению по процессам // Менеджмент. № 4. 1996. С.93−101
  35. Ф.Г. Социальный капитал соседских сообществ / Науч. ред. И. Е. Кокарев. М.: Прометей, 2001
  36. Е.Б. Стратегический подход к принятию крупномасштабных хозяйственных решений // Менеджмент. № 3. 1996. С. 37 43
  37. А., П.Кузнецов, П.Крючкова (1996): «Корпоративное управление в России в 1995—1996 гг.» В: Вопросы экономики, № 12, с. 73−87.
  38. Кодексы корпоративного управления. LIN.RU Вебсайт по корпоративному праву и управлению http://wwrw.lin.ru/
  39. Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989. С. 152
  40. В.В., Козлова A.A. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса // Управление персоналом. № 11, 2000. С.35−38.
  41. Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия // Управление персоналом. № 11, 2000. С.28−33.
  42. Корпоративное управление в России http://www.corpgov.ru/
  43. Э.К., Тавернер X.J1., Гасир Х.Л. Г. Корпоративная культура как интегрирующий элемент управления предприятием // Социальные и гуманитарные науки, серия «Экономика». № 4. 1996. С.141−144
  44. Д. Культурные различия и управления // Проблемы теории и практики управления. № 3. 1997. С.87−90
  45. А.И. Прикладная социология и менеджмент. М.: Изд-во Московского ун-та, 1995. С.165−176
  46. М. Личные сбережения населения // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. № 2, 1999. С.34−39.
  47. М. Склонность к сбережениям и потреблению // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Москва, ВЦИОМ, 2000, № 3, с. 25−30.
  48. .В. и др. Проблемы собственности и управления в процессах реструктуризации промышленных предприятий России. Аналитический доклад. Бюро экономического анализа. Москва, 2000.
  49. Культура как предмет исследования («Круглый стол» в Московской высшей школе социальных и экономических наук // Управление персоналом. № 11, 2000. С. 19−24.
  50. A.C. Комитет территориального общественного самоуправления звено логистической системы города // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках. Саратов: «Волжский сад», 1999. С.66−71
  51. О.В. Управление бизнес-образованием в современных условиях (по итогам социологических исследований). Саратов: СГТУ, 2001.
  52. О.В. Бизнес-образование. Социологические аспекты. Саратов: СГТУ, 2000.
  53. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998
  54. Н. Понятие риска // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. N 5, 1994. С. 135−160
  55. Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / Под. ред. А. О. Бороноева. СПб: Санкт-Петербургский госуниверситет, 1994. С. 25−42
  56. М.И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений // Управление персоналом. № 1, 2002. С.24−29.
  57. О.В. Советы директоров законодательство и практика // Корпоративное
  58. Р. К. Эффект Матфея в науке, И: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // THESIS, 1993, вып. 3. С. 256−276
  59. Е. Акционерные пираньи // Российская Федерация сегодня, № 7, 2002. С. 22−38.
  60. С.А. Личные сбережения населения // Экономический журнал ВШЭ. Т.2. № 4, 1998. С.500−507.
  61. Д.К. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS, 1993, вып. 2. С.69−90.
  62. А. Домашние хозяйства в переходной экономике: типы и особенности поведения на рынке // Вопросы экономики, № 12, 1998.
  63. А.Д. Корпоративные конфликты и корпоративные отношения // Рынок ценных бумаг, № 12, 2002. С.35−44.
  64. А.Д. Корпоративные конфликты и корпоративные отношения.
  65. А.Д. Как не дать скупить компанию // Директор info, № 41, 2002.
  66. А.И. Социально-управленческие аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства // Личность и свобода. Саратов: Изд-во Сара-товск. пединститута СГУ, 2000
  67. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS, 1993, вып. 2. С.94−122.
  68. Ю., Гримади И., Добродей В. Влияет ли приватизация на деятельность предприятий // Вопросы экономики, 1999, № 6. С. 76−89.
  69. Ю.Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. М.: «Дело», 2001
  70. А.П. Солидарность подчиненных на предприятиях при различных режимах управления// Социс. № 12, 2002. С.92−99.
  71. В.В. О сбережениях и сберегательных мотивах российского населения // Вопросы социологии. № 8, 1998. С.39−54.
  72. А. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России // Вопросы экономики, № 6, 1999. С.54−75.
  73. А. Внешние механизмы корпоративного управления и их особенности в России. В: Вопросы экономики, 1999, № 8, с.80−98.
  74. А. Государственное регулирование в корпоративном секторе // Журналъ для акционеровъ. № 7, 1999, с. 14−19.
  75. А., Гутник В., Мальгинов Г. Структура акционерного капитала и корпоративный контроль: контрреволюция управляющих? // Вопросы экономики. № 10, С.47−69.
  76. А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М.: Институт экономики переходного периода, 1999.
  77. А., Энтов Р., Мальгинов Г. и др. Трансформация отношений собственности: сравнительный анализ российских регионов и общие проблемы становления новой системы прав собственности в России. М., ИЭПП, 2001
  78. А.Д., Энтов P.M. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и актуальные направления реформ. М.: Институт экономики переходного периода, 2001
  79. Дж. Современные социологические теории. СПб: Питер, 2002.
  80. Ро О.С. передовые технологии коммуникации и организация // Социс. № 3, 2001.С.64−73.
  81. Роль информации на российском рынке индивидуальных сбережений // под ред. С. Б. Авдашевой. М: ГУ- ВШЭ, 1998.
  82. П.В. Социальная антропология организаций. Саратов: СГТУ, 1999
  83. П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организаций в современном обществе. Саратов: СГТУ, 2000.
  84. П.В. Формальные организации и неформальные отношения: кейс-стади практик управления в современной России. Саратов: СГУ, 2000
  85. Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим?! // Управление персоналом. № 11, 2000. с.25−27.
  86. Ф., Галаенко Н. Социально-экономические основы эффективного менеджмента // Консультант директора. № 3. 1996. С.33−37
  87. Ф., Грачев В. Основы российского менеджмента и модель современного менеджера // Консультант директора. № 14. 1997. С.9−18
  88. Сбережения населения Российской Федерации. Аналитический доклад / Научные руководители И. Е. Дискин, Н. М. Римашевская. М.: ООО Фирма «Инфограф», 1997.
  89. А. Проблема доверия. М.: Идея-пресс, 2002.
  90. В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. М: «ФИЛИНЪ», 1997
  91. В. Стратегии РЯ в системе антикризисного управления организацией// Маркетинг. № 2, 2003. С.86−93.
  92. Е. Напрямую общаться выгоднее // Российская газета, 2001. 25 декабря. С. 7.
  93. Н. Социология. М.: Феникс, 1994
  94. В.Г. Бюрократизм // Социол.исслед. № 2, 1999. С.40−44
  95. Т. Миссия организации // Управление персоналом. № 3, 2002. С.18−20.
  96. Т. Организационная культура компании и лояльность персонала// Управление персоналом. № 4, 2003. С.54−56.
  97. Т. Организационная культура компании и лояльность персонала// Управление персоналом. № 5, 2003. С.55−56.
  98. Т. Организационная культура компании и лояльность персонала// Управление персоналом. № 6, 2003. С.60−62.
  99. Социальные технологии. Словарь. М.-Белгород: Луч «Центр социальных технологий», 1995.
  100. О., Алехина О. «Обучающийся» подход к развитию культуры организации // Управление персоналом. № 7, 2001. С.54−57.
  101. Р. Принципы корпоративного управления ОЭСР: будут ли они работать в России. Тезисы доклада, семинар ФКЦБ, НАУФОР. 1999
  102. М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом. № 11, 2000. С.39−44
  103. B.JI. Собственность и эффективность // Общественные науки и современность. № 4, 2002. С.30−38.
  104. Тил Т. Человеческая сторона менеджмента // Социальные и гуманитарные науки, серия «Экономика». № 4, 1997. С. 127−129
  105. М. Существует ли инвестиционный потенциал сбережений населения России // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. № 3, 1997. С.30−31.
  106. Ф. Великий разрыв. М.: Изд-во Аст, 2003.
  107. С. Реформа собственности// Журналъ для акционеров, 1998, № 2, с. 44−46.
  108. К. Информационная логистика и менеджмент потока работ // Проблемы теории и практики управления. № 5. 1997. С. 101−106
  109. A.A. Собственность и собственники, результаты фокус-группы от 23.03.2001 // База данных исследований ФОМ http://bd.fom.ru/ (обращение 22.12.2003)
  110. У.А. Корпоративная культура и паблик рилейшнз (PR) в промышленных организациях //Социс. № 8, 2000. С.74- 78.112.1Пвандар В. А Стандартизация и управление качеством продукции. М.: ЮНИТИ, 2000. 487 с.
  111. ПЗ.Шеин В. И., Жуплев A.B., Володин A.A. Корпоративный менеджмент. Опыт России и США. Москва: Дело, 2000
  112. П.Н. Деловая культура-это культура получения и распределения прибыли // Управление персоналом. № 11, 2000. С.14−17.
  113. Д. Значение коучинга для организации// Управление персоналом. № 7,2002. С.23−24.
  114. O.A. Кодекс поведения современного руководителя// Персонал. № 4, 1995.
  115. С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования. № 7.1996. С.47−55
  116. Ю. Социальные нормы и экономическая теория //THESIS, 1993, вып. 3. С.75−91.
  117. Е. Дамоклов меч национализации// Финансовая Россия, 2000, № 24
  118. В. Ф. Акционерные общества достоинства и недостатки // Журнал для акционеров. 2000. № 11. С. 7, 9
  119. А. Предпринимательская деятельность и кадровый капитал// Маркетинг. № 1, 2000.С.100−112.
  120. Aghion P., Tirole J. Formal and Real Authority in Organizations. «Journal of Political Economy» Vol.105, 1997. P. 1−29
  121. Arrow K.J. Gifts and Exchanges. In: Philosophy and Public Affairs. Summer, 1 (4). P. 343−362
  122. Berle A.A., G.C. Means The Modern Corporation and Private Property. New York: Macmillan. 1932
  123. Clarke S. The Enterprise in the Era of Transition // «The Russian Enterprise in the Era of Transition. Case Studies» Ed. by S.Clarke. E.Elgar. 1996.
  124. Coase R.H. The problem of social costs. Journal of Law and Economics, 1960, Vol. 3, № l.P. 1−44
  125. Demsetz H., Lehn K. The Structure of Corporate Ownership: Causes and Consequences // Journal of Political Economy, 93. P. 1155−1177.
  126. J., Estrin S. «Worker Ownership in Transition». The World Bank Central European University Conference. 1994
  127. Earle J., S. Estrin (1997): After Voucher Privatization: The Structure of Corporate Ownership in Russian Manufacturing Industry, SITE Working paper 120, Stockholm Institute of Transition Economics.
  128. Ericson R. Restructuring in Transition: Concept and Measurement. Comparative Economic Studies, № 40, 1998. P. 103−108.
  129. Frydman R, Gray Ch.W., Hessel M., Rapaczynski A. Private Ownership and Corporate Performance: Some Lessons from Transition Economies. The World Bank. Washington D.С. Working paper № 1830. September 1997.
  130. Frydman Roman, Cheryl W. Gray, Andrzej Rapaczynski, eds. «Corporate Governance in Central Europe and Russia». Vol. 1: Banks, Funds and Foreign Investors. Budapest, London and New York: Central European University Press. 1996
  131. Monks R., Minow N. Corporate Governance. Blackwell. 1995
  132. Pohl G., Anderson R.E., Classens S., Djankov S. Privatization and Restructuring in Central and Eastern Europe. World Bank Technical Paper. № 368, 1997
  133. Rosenbaum E., Bonker F., Wagener H.-J., Eds. Privatisation, Corporate Governance and the Emergence of Markets. London. MacMillan, Basingstoke, 1999
  134. Warneryd K.-E. The Psychology of Saving. Edward Elgar, 1999.
  135. Between State and Market: mass privatization in transition economies. Ed. by Ira W. Liberman, Stilpon S. Nestor, Rai M. World Bank OECD, 1997
  136. Статистические материалы Социально-экономическое положение России. Бюллетень Госкомстата РФ:1996−2000гг.
  137. Экономический журнал Высшей школы экономики. Статистический раздел.1997−2000 гг.
  138. Результаты социологических опросов Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Бюллетень «Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения». 1993−2000гг.
  139. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Информация о результатах опросов общественного мнения в июле 1997 и июне 1998 гг.
  140. Агентство региональных политических исследований (АРПИ). Информация об опросе общественного мнения, март 2000 г.
  141. Исследовательский центр РОМИР. Информация об опросе общественного мнения, февраль 2001 г.
Заполнить форму текущей работой