Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование механизма саморегулирования коммерческой деятельности на рынке медицинских услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опорным звеном новой системы отношений в здравоохранении является изменение существующей роли финансирующей стороны на роль покупателя медицинской помощи, что кардинально меняет схему взаимоотношений с медицинскими учреждениями: во-первых, рыночные отношения приходят на смену прямому административному подчинению медицинских учреждений финансирующему органу, когда договор определяет экономические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Рынок медицинских услуг как экономическая категория
    • 1. 1. Потребность в медицинских услугах и ее роль в формировании и 10 развитии рынка здравоохранения
    • 1. 2. Экономический механизм функционирования рынка 29 медицинских услуг
    • 1. 3. Экономические аспекты производства стоматологических услуг
  • Глава 2. Исследование особенностей коммерческой деятельности на 64 рынке медицинских услуг
    • 2. 1. Система управления здравоохранением в современных условиях
    • 2. 2. Экономический анализ состояния здравоохранения и рынка 74 стоматологических услуг
    • 2. 3. Анализ эффективности коммерческой деятельности 85 стоматологического центра
  • Глава 3. Методические рекомендации по саморегулированию организационно-экономического механизма деятельности стоматологических учреждений на рынке услуг
    • 3. 1. Система показателей оценки экономической эффективности 104 функционирования стоматологических учреждений
    • 3. 2. Методика анализа рентабельности стоматологических услуг
    • 3. 3. Регулирование стоматологического рынка общественными 131 организациями

Формирование механизма саморегулирования коммерческой деятельности на рынке медицинских услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшим направлением деятельности государства является охрана здоровья населения страны, которое выступая условием прогресса общества, в то же время служит интегрированным показателем уровня общественного развития.

С середины 90-х годов сформировались и укрепились негативные тенденции в состоянии здоровья населения: снизилась средняя продолжительность жизни и, соответственно, повысился уровень смертности, ухудшилось физическое развитие поколения конца 80-х начала 90-х годов, падает качество оказываемой медицинской помощи, ощущается недостаток лекарств отечественного производства, что заметно сказывается на стоимости импортных аналогов и их недоступности по этой причине для основной массы российских граждан.

Перманентные экономические трудности, переживаемые нашей страной последние 10 лет, и преимущественно бюджетное финансирование медицинской помощи внесли свою лепту, наряду с не эффективной системой организации и управления отраслью, в развал здравоохранения. Более того, сложная и неясная экономическая ситуация после августовского (1998г.) кризиса дает мало надежд на позитивные изменения в бюджетной медицине.

Необходимость кардинальных перемен в организации и экономике здравоохранения признают ведущие отечественные ученые, исследующие проблемы этой сферы: Леонтьев В. К., Лисицин Ю. П., Петраков Б. Д., Кадыров Ф. Н., Корчагин В. П. Чучалин А.Г., Шейман И. М. и др. В качестве реальной возможности обеспечить конституционное право граждан на охрану здоровья и получение гарантированного объема качественной медицинской помощи предполагается в первую очередь решать проблемы достаточного финансирования, развития современной материально-технической базы, подготовки и переподготовки кадров медицинских работников.

О проблеме финансового обеспечения охраны здоровья населения известно всем, однако, предлагаемые в специальной литературе методы ее решения в основном сводятся к обоснованию необходимости увеличения поступлений из федерального бюджета. В качестве аргумента приводятся данные о доли расходов на здравоохранение в экономически развитых странах, которая в начале 90-х годов составляла от 6,2% (Великобритания) до 12,1% (США). В России этот показатель не превышал 4%. Другое ключевое направление, и с этим нельзя не согласиться, это фонды обязательного медицинского страхования. Но реформа здравоохранения в этом направлении почти не развивалась, во всяком случае, созданы лишь ее институциональные предпосылки.

Совсем мало внимания уделяется развитию частного здравоохранения, то есть созданию необходимых предпосылок для функционирования коммерческих и некоммерческих организаций, имущество которых находится в любой форме собственности, кроме муниципальной и государственной, и которые осуществляют предпринимательскую деятельность по-оказанию медицинских услуг за соответствующее вознаграждение.

Мы далеки от мысли, что данная форма организации здравоохранения должна быть преобладающей. Но подобная организационно-экономическая модель предоставления медицинской помощи получила активное развитие в ведущих станах мира и занимает соответствующую нипгу на рынке медицинских услуг.

Таким образом, актуальность выбранной темы связана с тем, что процесс перехода к принципиально новой модели национальной экономики — рыночным отношениям, обострил проблемы социальной сферы, в том числе проблему разработки хозяйственного механизма функционирования лечебно-профилактических учреждений на формирующемся рынке медицинских услуг, которая приобрела особую значимость в сфере здравоохранения на фоне недостаточного финансирования и мало эффективной системой обязательного медицинского страхования.

Предметом исследования явилась совокупность экономических особенностей функционирования негосударственных лечебно-профилактических медицинских организаций на потребительском рынке в условиях их ориентации на коммерческую эффективность.

Объектом исследования представленной работы послужили хозрасчетные подразделения государственных стоматологических клиник, профессиональные общественные организации стоматологов, а также пациенты — потребители медицинских услуг.

Цель диссертационной работы состоит в разработке принципов и методов саморегулирования коммерческой деятельности медицинских организаций на потребительском рынке на основе системы оценочных показателей экономической эффективности и взаимодействия с профессиональными общественными объединениями.

В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

— уточнить понятие потребности в медицинских услугах как категории рыночной экономики;

— определить содержание экономической категории «рынок медицинских услуг» на основе выявления особенностей данного сегмента потребительского рынка;

— раскрыть механизм функционирования рынка медицинских услуг;

— уточнить роль и место стоматологических услуг на рынке;

— провести анализ медицинского рынка, тенденций и факторов, влияющих на его развитие в условиях становления рыночных отношений;

— изучить сложившуюся организационную структуру стоматологической службы и определить причины, сдерживающие ее развитие;

— дать оценку эффективности коммерческой деятельности стоматологического центра;

— определить систему показателей оценки экономической эффективности стоматологических услуг;

— разработать методику анализа рентабельности медицинских услуг;

— уточнить роль и сформулировать функции профессиональных общественных организаций стоматологов как инструмента регулирования рынка медицинских услуг.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования принят дедуктивный метод изучения формирования и развития экономических систем, экономические теории развития рыночных отношений, разработки отечественных и зарубежных авторов по вопросам экономики, организации и управления учреждений здравоохранения.

В работе применялись методы системного анализа механизма функционирования объекта исследования. При решении прикладных задач использовались методы сравнительного анализа, статистических группировок, графического анализа и другие методы сбора и обработки информации.

Информационной базой исследования явились Законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, статистические данные Госкомстата Российской Федерации, материалы министерства здравоохранения и медицинской промыпшенности, материалы научных конференций, а также результаты обследования отдельных медицинских учреждений.

Научная новизна диссертации заключается в разработке организационно-методического подхода к процессам саморегулирования хозяйственной деятельности медицинских организаций в условиях рыночной модели развития, заключающегося в обосновании коммерческой стратегии на основе выбора и оценки показателей экономической эффективности, а также взаимодействия с профессиональными общественными объединениями.

Основными научными результатами являются следующие:

— систематизирован и дополнен понятийный аппарат рынка медицинских услуг, уточнено понятие потребности в медицинской услуге, экономическое содержание категории «рынок медицинских услуг»;

— раскрыты роль, место и механизм функционирования рынка стоматологических услуг, формирующегося в условиях переходного периода, но развивающегося в направлении рыночной модели экономики;

— сделан вывод о тенденций и факторах, влияющих на развитие рынка медицинских услуг в целом и сегмента стоматологических услуг в частности;

— разработана система показателей оценки экономической эффективности функционирования медицинских организаций на примере стоматологических клиник;

— предложена методика анализа рентабельности стоматологических услуг;

— разработана организационно-функциональная структура профессиональных общественных объединений стоматологов как инструмента регулирования рынка медицинских услуг.

Апробация результатов диссертации проведена на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, а также на семинарах Центрального научно-исследовательского института стоматологии.

Обоснованность основных результатов диссертационного исследования подтверждается внедрением в практику работы хозрасчетного отделения Центрального научно-исследовательского института стоматологии предложенной системы показателей анализа и оценки экономического состояния подразделения и методики анализа рентабельности хозяйственной деятельности.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных рекомендаций по саморегулированию хозяйственной деятельности негосударственных лечебно-профилактических организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, на рынке медицинских услуг.

По теме диссертационного исследования опубликовано шесть печатных работ общим объемом 9,3 п.л.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение

.

Проведенное исследование и полученные результаты позволили определить основные направления саморегулирования деятельности лечебно-профилактических организаций, оказывающих медицинские услуги на потребительском рынке, и предложить механизм выбора коммерческой стратегии, опираясь на систему оценочных показателей экономической эффективности.

1. Несмотря на то, что услуги являются лишь разновидностью конкретной профессиональной деятельности и не имеют с точки зрения политэкономиче-ской интерпретации принципиальных отличий, тем не менее в здравоохранении, имеются свои экономические особенности.

Особенности услуг здравоохранения проявляются через их воплощение в самом человеке и имеют вид нематериальных услуг. Материальные услуги являются пусть и необходимым, но дополнением. Услуги здравоохранения всегда имеют индивидуальный характер, то есть предназначены конкретному человеку с его неповторимым, уникальным организмом, Потребление основной части услуг здравоохранения совпадает с их производством, что на прямую вытекает из их индивидуального характера. Услуги здравоохранения имеют сложную структуру, то есть являться результатом деятельности нескольких категорий медицинских работников, и здесь невозможно с достаточной степенью точности определить требуемую для достижения позитивного результата величину ресурсов. Наконец, полученный результат напрямую не связан с величиной затрат, а зависит в немалой степени от состояния и реакции организма на проводимое лечение.

Учитывая названные особенности медицинской услуги ее можно определить как нематериальный продукт, создаваемый коллективным трудом медицинских работников, для удовлетворения индивидуальных потребностей человека в здоровье.

2. В стране к настоящему времени созданы основные предпосылки для возникновения и формирования рынка медицинских услуг. Правомерность рассмотрения рынка медицинских услуг как самостоятельной экономической категории, подтверждают особенности его функций в системе общественного воспроизводства, которые в определенной мере совпадают с функциями, присущими рынку в целом, однако обладают и своими специфическими чертами, наличие которых обусловлено общественным назначением предоставляемых услуг, как средства удовлетворения личных и общественных потребностей, и содержанием услуг, оказываемых пациентам субъектами рынка здравоохранения.

Объективный характер введения рыночных отношений в систему здравоохранения обусловлен усилением понимания населением экономической значимости своего здоровья, активизации процессов коммерциализации здравоохранения и, соответственно, увеличения объема платных услуг, все более широким распространением в практике хозяйствования медицинских учреждений принципов маркетинга и другими обстоятельствами, порожденными рыночной экономикой.

3. Переход на принципиально новые методы и формы управления здравоохранением сохраняет и даже усиливает значимость государственного характера управления отраслью, безусловной общедоступности и бесплатности медицинской помощи для социально незащищенных слоев населения, регулярность и системность в проведении оздоровительно-профилактических мероприятий.

Данное обстоятельство вызывает необходимость не только структурно-функциональной перестройки здравоохранения, но и создание новой схемы финансирования, в которой центральное место отводится обязательному медицинскому страхованию, при сочетании двух подсистем медицинских услуг: гарантированной бесплатной и платной. Такое построение системы здравоохранения предполагает достаточно жесткое государственное регулирование системы, ориентированной на оказание медицинских услуг. В первую очередь, через правовой и финансовый контроль за деятельностью медицинских учреждений и финансирование гарантированного объема медицинской помощи.

4. Внедрение рыночных отношений в деятельность здравоохранения нашло проявление в ряде принципиально новых характерных чертах этой сферы. Главные из них:

— новый экономический статус медицинской организации, обладающей признаками хозяйствующего субъекта;

— расширение усиливающимися темпами платности медицинских услуг;

— изменение места и роли медицинских работников в системе экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности лечебно-профилактических фирм.

5. Опорным звеном новой системы отношений в здравоохранении является изменение существующей роли финансирующей стороны на роль покупателя медицинской помощи, что кардинально меняет схему взаимоотношений с медицинскими учреждениями: во-первых, рыночные отношения приходят на смену прямому административному подчинению медицинских учреждений финансирующему органу, когда договор определяет экономические параметры медицинской помощи — объем, цену, качество, ответственность сторонво-вторых, практически реализуется характерная черта, присущая рыночному способу ведения хозяйства, когда покупатель имеет право свободного выбора товара, в нашем случае медицинской услугив-третьих, покупатель услуг здравоохранения оплачивает конкретные конечные результаты деятельности медицинского учреждения, что предполагает, помимо прочего, резкое расширение информационного обеспечения сделки.

6. Стоматология — особая отрасль здравоохранения, которая принимает непосредственное участие в создании совокупного общественного продукта, производя одновременно и услуги и товары. Специфика оказываемых услуг и производимого материального продукта предопределила относительную самостоятельность данной сферы здравоохранения и круг экономических проблем, связанных с ее развитием в условиях построения рыночных отношений, как общего, присущего всем отраслям здравоохранения, характера, так и свойственных только данному сегменту рынка медицинских услуг.

Задача государственного регулирования развития стоматологии сводится, в основном, к обеспечению доступности качественных услуг для всех социальных групп населения. Принцип остаточного финансирования здравоохранения создал предпосылки для постоянного сокращения объема стоматологической помощи, оказываемой бесплатно. Доступ к качественной стоматологии, использующей современные сложные и дорогостоящие технологии, для большинства населения страны возможен лишь на платной основе, что объясняется не только высокой стоимостью труда высококлассных специалистов, но и большими затратами на современные материалы, применяемые при лечении.

7. Изучение современного экономико-организационного состояния стоматологии позволило выявить ряд общих проблем, имеющих определяющее значение для выбора направления развития и формирования стратегии коммерческой деятельности отдельными лечебными учреждениями. Среди них отметим:

— активное расширение сегмента негосударственной стоматологии, обусловленное возрастающим платежеспособным спросом на рынке стоматологических услуг на фоне сокращения государственного финансирования медицинских учреждений, в том числе и рассматриваемого профиля;

— противоречивую позицию руководителей региональных органов здравоохранения по отношению к развитию негосударственной медицины и, как следствие, существенные различия в ее значимости в оказании стоматологической помощи в территориальном аспекте;

— несомненное присутствие и постепенное усиление конкурентной борьбы за привлечение потребителя медицинских услуг между стоматологическими организациями различных форм собственности, что в целом ведет к улучшению качества обслуживания, включая стремление лечебных учреждений шире использовать современные технологии и материалы.

8. Система показателей, отражающих результаты коммерческой деятельности лечебно-оздоровительных учреждений, должна отвечать ряду требований:

— включать минимально-достаточные группы взаимосвязанных показателей, представляющих основные направления внутреннего и внешнего воздействия на конечный результат;

— содержать внутригрупповые показатели, которые количественно измеряемы и корреспондируются с существующей на момент анализа системой учета;

— обеспечивать количественную оценку степени достижения цели/целей медицинского учреждения, что позволит вносить необходимые коррективы в его коммерческую стратегию.

Новизна разработки системы показателей анализа и планирования хозяйственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, определяется возможностью самостоятельно определять свою хозяйственную стратегию, адекватную складывающейся на каждый конкретный момент времени конъюнктуре потребительского рынка, в условиях ограниченного регулирующего воздействия государственных и муниципальных органов.

— j.

Использование предложенной системы показателей создает необходимые предпосылки для экономически эффективного функционирования медицинского учреждения на потребительском рынке, учитывая как внутренний потенциал учреждения, так и направление и степень воздействия внешних факторов, характерных для рыночной модели экономического развития.

Деление расходов на постоянные и переменные дает возможность использовать в анализе новый для медицинских коммерческих структур показатель — маржинальный доход, что позволяет установить функциональную математическую зависимость между прибылью, количеством оказанных услуг и их себестоимостью, определение такой зависимости можно использовать для моделирования уровня прибыли под влиянием названных факторов.

9. Важнейшим фактором, определяющим размер выручки и, соответственно, прибыли является цена услуги. В коммерческой стоматологии на уровень цен оказывают влияние многие факторы, среди которых определяющими выступают качество услуг и уровень обслуживания. Поскольку стоматологические клиники цены на услуги устанавливают самостоятельно, очевидный интерес имеет анализ влияния цены услуги на выручку и прибыль, но в первую очередь на параметры точки критического объема производства услуг.

Себестоимость услуг и желательная рентабельность учреждения служат при этом ориентирами для установления цен, поскольку, на наш взгляд, цены должны устанавливаться, особенно на таком рынке стоматологических услуг как московский, в зависимости от складывающейся конъюнктуры и других факторов, но не затратным методом, в основе которого лежит расчет себестоимости услуг.

10. Предлагаемая методика расчета рентабельности авансированного капитала, которая включает в качестве составных элементов расчет рентабельности реализации услуг и оборачиваемости капитала, предусматривает нахождение не только рентабельности авансированного капитала, но и количественную оценку ключевых причин, обусловивших возможные изменения показателя.

11. В коммерческих стоматологических клиниках анализ расхода основных материалов играет важную роль в формировании доходов, поскольку позволяет свести к минимуму потери в первую очередь от обслуживания не зарегистрированных клиентов. Вместе с тем, большое значение имеет анализ изменения цен на материалы, напрямую связанный с экономией или перерасходом оборотных средств. Трудоемкость подобного рода расчетов, обусловленная широкой номенклатурой используемых материалов, значительным перечнем предоставляемых услуг и разработанных стандартов, резко снижается при наличии компьютерного учета в клинике и соответствующих программ. Алгоритм подобных расчетов представлен.

12. Целесообразность организации общественных объединений юридических и физических лиц, чьи профессиональные интересы связаны с стоматологией, вызвана необходимостью координации усилий медиков по созданию стоматологической службы, отвечающей стандартам развитых стран, стремлением оказать реальную помощь участникам объединений в ведении предпринимательской деятельности. В число приоритетных задач профессиональных объединений стоматологов входит выявление и сближения интересов представителей «спроса» и «предложения», защищая, с одной стороны, права хозяйствующих субъектов — членов организации, а, с другой — права пациентов на получение качественных стоматологических услуг по разумным ценам.

Под целью функционирования негосударственной некоммерческой профессиональной организации стоматологов мы понимаем улучшение здоровья населения через повышение уровня стоматологического обслуживания, в том числе посредством регулирующего воздействия на стоматологический рынок через создание предпосылок последовательного формирования и поддержания рыночной среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абель Смит Б. Международные исследования расходов на здравоохранение и его значение для планирования здравоохранения -М., 1996. — 146 с.
  2. С.Ю. Эволюция рыночных отношений в России. СПб.: Изд-во СПб. ун-та эконом, и финансов, 1994. — 144 с.
  3. А.И. Защита прав застрахованных // Медицинский вестник. -1997, № 19. С. 9−11.
  4. А.В. Оценка стоимости условной единицы трудоемкости в стоматологии // Стоматология. 1996, № 1.
  5. С.Г., Павлов Б. А., Рубан В. П. Вопросы экономики при переходе к системе медицинского страхования//Сб. стат. Клинич. б-ца 119, ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов М., 1992. С. 21−28.
  6. A.M., Жильцов Е. Н., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: РАУ, 1993.
  7. А.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. -М.: Финансы и статистика, 1995. 240 с.
  8. М.О. Экономические затраты лечебного учреждения // Врач. 1995, № 9. С. 38−39.
  9. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: «Ось-89», 1997. — 336 с.
  10. .И. Рынок и здравоохранение // Экономика здравоохранения. -1996, № 2. С. 5−7.
  11. И. Вагнер В. Д., Леонтьев В. К. Уровни принятия и исполнения решений и их роль в организации стоматологической службы// Стоматология. 1998, № 4.
  12. В.Д., Леонтьев В. К. Пути совершенствования стоматологической помощи по мнению врачей-стоматологов//Стоматология. Спец. выпуск. Материалы IV съезда стоматологической ассоциации России. 15−19 сентября 1998 года.
  13. Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность.-М.: ИНФРА-М, 1997. 400 с.
  14. Введение в рыночную экономику / Под ред. А .Я. Лифшица, И. Н. Никулиной. М.: Высш. ппс., 1995. — 446 с.
  15. И.И., Кулагина Э. Н., Квасов С. Е. Экономическая реформа и использование экономических методов управления в здравоохранении. Нижего-род. мед. ин-тим. С. М. Кирова. -Ниж.Новгород, 1991. 68 с.
  16. В.В. Этапы развития платных услуг в Российской Федерации // Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине: (Материалы клнф., 26−27 мая 1992 г.). СПб., 1992. — 168 с.
  17. А.И. Управление здравоохранением на уровне региона в условиях рыночных отношений // Здравоохранение Рос. Федерации, 1993, № 5. С.3−4.
  18. Р.А., Мальцев В. Н., Михайлов Н. Г. К вопросу о платной медицинской помощи // Сов. здравоохранение. 1991, № 11. С. 17−20.
  19. Дж. К. Экономическая теория и цели общества. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979. -403 с.
  20. Г. Н., Шиленко Ю. В., Леонтьев В. К. Система гарантий качества в здравоохранении //Экономика здравоохранения. № 2/26,1998.
  21. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 1994. — 240 с.
  22. Ф.Г. Учреждения здравоохранения в условиях рынка // Пробл. соц. гигиены и история медицины. 1995, № 2. С. 49−51.
  23. А.Я., Веселов Н. Г., Орел В. И., Петриков В. И. Здравоохранение Ленинградской области на пути к рыночным отношениям // Здравоохранение Российской Федерации. 1993, № 3.
  24. И.Н. Реформа первичного звена // Медицинский вестник. 1996, № 8. С. 6−7.
  25. Л. Ейрет Оценка финансовой деятельности лечебных учреждений для проведения анализа экономической политики // Экономика здравоохранения,-1996, № 4. С. 35−41.
  26. М. Принцип реформы: деньги следуют за пациентом // Медицинский вестник. 1997, № 20. С. 5−6.
  27. Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, Изд-во МГУ, 1997. — 784 с.
  28. С.А. К методологии исследования стоимости и цены медицинских услуг // Здравоохранение Российской Федерации. 1995, № 3.
  29. С.А. Механизм функционирования общественной и частной медицины // Здравоохранение Российской Федерации. 1995, № 6. С.8−12.
  30. Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г.
  31. Здоровье населения и реформирование системы здравоохранения: Тез. докл. науч.-практ. конф./Под ред. И. Г. Низамова. Казань, 1996. — 224 с.
  32. Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности. Российское Федеральное собрание. Парламент РФ. Аналитический вестник. Вып. 12. Серия: Актуальные проблемы социально-экономического развития России. -М., 1997.
  33. А.Н. Реформы, которых заждались // Медицинский вестник. -1997, № 19. С. 4−5.
  34. Л.Е., Шейман И. М. Оплата медицинской помощи в условиях медицинского страхования: зарубежный опыт и практические рекомендации. -Кемерово: ИнСЭПС, 1993.
  35. Ф.И., Петриков И. П. Медико-экономические проблемы здравоохранения на современном этапе. СПб.: Ривьера, 1995. 347 с.
  36. Т.В., Толстов С. Н. Социально-экономические закономерности потребления медицинских услуг в семьях различных демографических типов // Бюл. НИИ социал. гигиены, экономики и упр. здравоохранением им. Н. А. Семашко. 1994, № 3. С. 113−118.
  37. А.В. Формирование региональной системы управления здравоохранением в условиях рынка. Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. экон. наук. Н.-Новгород, 1996. 16 с.
  38. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / И. М. Шейман, Л. И. Якобсон, JT.C. Демидова и др. М: Наука, 1995. — 156 с.
  39. Концептуальная модель управления эффективностью и качеством медицинского обслуживания в многопрофильном лечебном учреждении // Компьютеризация в медицине: Межвуз. сб. науч. труд. Воронеж, 1994. С. 126−129.
  40. Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации // Медицинский вестник. 1996, № 18.
  41. В.П. Состояние финансирования здравоохранения // Экономика здравоохранения. 1997, № 6. С. 9−10.
  42. В.П. Стоимость национального «груза болезней» в России в 19 931 997 гг.//Здравоохранение. 1998. № 6.
  43. В.П., Найговзина Н. Б. Организационно-экономические аспекты реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Экономика здравоохранения. 1998. № 8,9.
  44. А.И. Малое стоматологическое предприятие практика в Германии//Стоматология, 1997. № 2.
  45. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. 736 с.
  46. Н. Анализ состояния финансирования здравоохранения // Экономика здравоохранения. 1996, № 4. С. 14−20.
  47. М.М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / Под ред. Э. А. Нечаева, Е. Н. Жильцова. М.: Медицина, 1994. — 304 с.
  48. М.М., Баранов В. В. Финансовый менеджмент в здравоохранении России. -М: Медицина, 1995. 272 с.
  49. Н.Б. Экономические вопросы функционирования частных стоматологических структур (на примере западных стран). -М.: Агентство Ин-формбанк, 1998. 140 с.
  50. Н.Б. О некоторых особенностях функционирования рынка медицинских услуг// Стоматология для всех. 1998. № 4.
  51. Н.Б. Экономическая эффективность стоматологического учреждения//Экономика здравоохранения. 1999. № 1.
  52. В.З., Корюкин В. Г., Морозов В. П. Организационно-правовые формы экономической деятельности учреждений здравоохранения. СПб, 1994. — 256 с.
  53. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996. — XV+ 589 с.
  54. А.А., Лисицын Ю. П. Новые подходы в моделировании взаимоотношений различных субъектов здравоохранения в условиях рыночной экономики переходного периода // Экономика здравоохранения. 1996, № 5. С. 514.
  55. В.К., Голухов Г. Н., Шиленко Ю. В. Система гарантий качества в здравоохранении//Экономика здравоохранения, 1998, № 2/26.
  56. В.К. Стоматологическая служба России и перспективы ее развития в новых условиях хозяйствования//Стоматология. 1997, № 2.
  57. В.К., Садовский В. В., Боровский Е. В. Верить ли це-нам//Стоматология для всех. International Dental Review. 1997, № 1.
  58. Ю.П. Концепция «человеческого капитала»: медико-экономический аспект//Экономика здравоохранения. 1998. № 2/26.
  59. Т.Н. Планирование финансовых результатов деятельности лечебно-профилактического учреждения // Проблемы организации работы поликлиники в условиях правовой реформы учреждений здравоохранения. -М., 1992. С. 8−10.
  60. К.Р., Брю С.Я. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т.2. М.: Республика, 1992. — 398 с.
  61. Н.Г. Финансовая среда учреждения здравоохранения // Экономика здравоохранения. -1996, № 2. С. 16−20.
  62. С. А. Маркетинг как условие организации добровольного медицинского страхования//Здравоохранение. 1997. № 7.
  63. А. Принципы экономической науки / Пер. с англ. в 3-х т. М.: Прогресс, 1993. — 726 с.
  64. Медицинское страхование // Сб. норматив но-методических материшюв. В 5 томах. Под общ. ред. И. Н. Денисова. М., 1991. Т. 1.
  65. Медицинское страхование. М.: Наука, 1994. — 312 с.
  66. С.М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Междунар. отношения, 1996. — 368 с.
  67. А.Ю., Рожков А. Г. Экономика здравоохранения. Омск., ИПК «Омич», 1995. — 208 с.
  68. Обоснование и разработка структуры национальной стратегии «Здоровье для всех россиян"/ Ю. М. Комаров, В. В. Антонюк, С. П. Ермаков и др. -М., 1996.-96 с.
  69. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: Промо-Медиа.1995. 608с.
  70. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ.- М.: «Экономика», «Дело», 1992. 510 с.
  71. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 1997.-749 с.
  72. .Н., Шишкин С. Н., Якобсон Л. И. Приватизация в социально-культурной сфере: проблемы и возможные формы // Вопросы экономики. -1996, № 4.
  73. В.И., Шамшурина Н. Г. Показатели эффективности коммерческой деятельности учреждений здравоохранения// Здравоохранение, 1997, № 7. С. 107−113.
  74. Сборник нормативных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность и налогообложение учреждений здравоохранения. М.: Претор, 1995.- 339 с.
  75. А.В., Чернов А. Ю. Медицинское страхование. М.: Финстатин-форм, 1993. -142 с.
  76. В.Ю. Научные основы развития обязательного медицинского страхования в процессе реформирования здравоохранения. Автореф. дис. д-ра мед. наук. -М&bdquo- 1996. 48 с.
  77. А.И. Коммерческая медицина: право на выбор // Врачеб. дело. -1993, № 10. С. 107−110.
  78. Р.Б. Экономические проблемы в национальной системе здравоохранения Соединенных Штатов Америки // Пробл. соц. гигиены и история медицины. -1994, № 2. С. 39−44.
  79. Стоматология для всех/ Internationa! Dental Review, 1998, № 2(3). С. 57.
  80. Теоретические проблемы здоровья и здравоохранения в условиях НТР: Сб.науч.тр. М., 1988. С. 6.
  81. Фармацевтический рынок: особенности, проблемы и перспективы /Д.В. Рей-харт, В. А. Сухинина, Ю. В. Шиленко. М.: Славянский диалог, 1995. — 304 с.
  82. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Изд-во Дело, 1993. -829 с.
  83. Д. Формирование новой модели здравоохранения // Врач. -1993, № 9. С. 2−3.
  84. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. -М., 1998.
  85. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. -М.: ИН-ФРА-М, 1996. 176 с.
  86. В.Т. Организация стоматологической службы в Швеции// Новое в стоматологии. 1998, № 7.
  87. В.О. Структурные преобразования в здравоохранении. -М.: Рарогъ, 1997.- 147 с.
  88. О.П. Об итогах организационных экспериментов в здравоохранении //Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко. -1994. -Вып. 3. С. 7−11.
  89. О.П., Овчаров В. К., Нечаев B.C. К концепции развития здравоохранения Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. -1995, № 1. С. 3−11.
  90. Экономика и управление здравоохранением /Под ред. Ю. П. Лисицина. -Можайск, 1993. 288 с.
  91. Экономика здравоохранения / Под ред. проф. В. З. Кучеренко. -М., 1996. -144 с.
  92. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении / Под ред. В. З. Кучеренко. М., 1994. 204 с.
  93. СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО ЦНИИС ЗА 1996 г. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА КОЛЛЕКТИВОВ П О ПЛАТНЫЙ УСЛУГАМ
Заполнить форму текущей работой