Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Хозяйственная этика Иоанна Златоуста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Олицетворяя собой идеал пастырского служения, Златоуст в заботе о материальных интересах неимущих стремился к развитию их нравственного самосознания. Дискредитируя обаяние богатства в глазах тех, кому оно недоступно, Златоуст всячески стремился возвысить бедность. И это соответствовало его убеждениям в преимуществе бедности перед богатством. Веру в высокую ценность простой, чуждой излишеств жизни… Читать ещё >

Содержание

  • Общая характеристика работы
  • Глава.
  • ИоаннЗлатоуст как моралист
    • 1. Иоанн Златоуст: этапы творческого становления
    • 2. Иоанн Златоуст и JI. Н. Толстой в их воззрениях на этику хозяйства
  • Глава.
  • Социально-этическое учение Иоанна Златоуста
  • 1. Хозяйственная этика Иоанна Златоуста
    • 2. Отцы церкви и Иоанн Златоуст. Аналитика хозяйственной этики

Хозяйственная этика Иоанна Златоуста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Решение комплекса сложных задач социального развития, вставших перед современной Россией, несовершенство социального и экономического устройства заставляют искать способы преобразования социальных реалий. Противоречивость социальных изменений в России начала нового века обусловливают потребность в четких этических ориентирах, и в том числе этизации сферы хозяйствования и экономики. Сложившаяся ныне неблагоприятная ситуация в российской экономике оправдывает необходимость формирования у российских деятелей бизнеса и предпринимателей представлений о хозяйственной этике. В соответствии с нынешней системой ценностей неадекватно распределяются приоритеты в культурной жизни и общественном сознании, переориентируя человека на поиск выгоды, бесконечного материального обогащения, следствием чего оказывается признание духовного совершенства в качестве почти пустой метафоры. Обогащение, на что в свое время указывал Иоанн Златоуст и другие отцы церкви, становится «соблазном», порождающим жестокость и взаимную вражду (то, что в современной ситуации — конкуренция, то есть по сути, отношение к «ближнему своему» как к непременному сопернику возведено в культ.

Церковь напоминает людям, что экономическая деятельность является нравственно и религиозно оправданной только в том случае, если результаты человеческого труда предназначены не только себе и своим близким, но и для обеспечения всеобщего блага. Православная этика постулирует важный принцип: хозяйственная жизнь должна основываться на нравственных критериях. Реализация данного принципа предполагает получение ответов на следующие вопросы: может ли быть жизнеспособной экономика, построенная на этических принципах?

Возможно ли применение этических категорий к экономическим отношениям?

Россия дореволюционная была богата традициями купеческой и деловой этики, порушенными и утерянными в годы безвременья. Обращение к традиционным ценностям православия, в том числе представленным и идеями Иоанна Златоуста способствует возрождению как духовных ценностей православия, так и, как следствие, гуманизации материально-экономической сферы новой России.

Степень разработанности проблемы.

Проблема интенсификации действия этических регулятивов в хозяйственно-экономической жизни в современной культуре выражена достаточно широко прежде всего в связи с необходимостью применения гуманистического критерия в сфере бизнеса и предпринимательства. Этика бизнеса активно разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных ученых (Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов «Этика бизнеса» 2000 г., А. Рих «Хозяйственная этика» 1996 г., А. Сен «Об этике в экономике» 1996 г., К. Хоман, Ф. Бломе-Дрез «Экономическая и предпринимательская этика» 2001 г и др).

Однако современная традиция, исследующая вопросы этизации экономики мало принимает во внимание религиозный компонент. В числе наиболее известных мыслителей XX века, в трудах которых указанный компонент присутствует, следует указать М. Вебера, Ж. Маритена, представителей философии русского космизма (в его религиозной версии), П. Рикёра, религиозных экзистенциалистов (Г. Марсель), А. Швейцера. В работах данных философов рассматривается как аспект влияния христианской этики на формирование современной системы хозяйствования (М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма», «История христианства»), так и обратное воздействие — изменениерелигиозно-этических структур общественного сознания, самого религиозного субъекта, под влиянием социально-экономических процессов (Ж. Маритен «Интегральный гуманизм», «Крестьянин с Гаронны» и др).

С религиозной точки зрения, экономический феномен собственности рассматривается в ракурсе глобальной человеческой деятельности по «освоению» и «присвоению» предметного мира, т. е как его субъективизация (Г. Марсель, космисты) в противовес научному объективизирующему рационализму.

Проблема синтеза этического и экономического начал, христианского обоснования хозяйственной жизни и правового обоснования факта хозяйственной жизни имеет глубокие исторические корни в русской религиозной философии и культуре (например, полемика «иосифлян» и нестяжателей, восходящая к XV веку).

В XVIII столетии к проблеме собственности и владения в связи с потребностью разработки «естественного"(юридического) права — обращаются С. Е. Десницкий, Я. П. Козельский, просветители Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин.

Право собственности в социально-политическом аспекте становится предметом анализа у П. П. Лаврова, И. А. Ильина, C.JI. Франка, Б. Н. Чичерина и др. (В европейской мысли данная проблематика рассматривается в концепции «экономического» человека, теории политической экономии Д. Рикардо, А. Смита, представителей марксистской философии неомарксистской социологии).

Христианская позиция осмысления экономической деятельности получила отражение в трудах С. Н. Булгакова («Философия хозяйства»), П. И. Новгородцева («Право на достойное человеческое существование»), В. С. Соловьёва («Оправдание добра»), В. Ф. Эрна («Христианское отношение к собственности») и др.

Хозяйственная жизнь, согласно воззрениям перечисленных философов, является атрибутом глобального творческого процесса обустройства материального мира и духовного совершенствования самого человека. В этой связи особо подчеркивается духовный аспект хозяйствования, раскрывающийся через свободное отношение к имуществу и владению, т. е свободу от «любостяжания» и собственности, что делает интерес к экономическим занятиям религиозно оправданным.

Констатация несовместимости жажды материальных благ и желания благодати характерна для абсолютного большинства отечественных религиозных философов, в равной степени как и аскетическая идея нестяжания и признания необходимости сверхэкономического (духовного) регулирования хозяйственной жизни. Православная философская мысль в данном случае является продолжением традиций, сформированных учениями Иоанна Златоуста и других отцов церкви. Несмотря на потребности социокультурной ситуации, пока еще остается серьезный пробел в области исследования хозяйственной этики отцов церкви вообще, и этики Иоанна Златоуста в частности. Время написания трудов, посвященных этико-религиозному анализу хозяйственной этики Иоанна Златоуста приходится на 1906 — 1911 г. г.

В некоторых аспектах хозяйственная этика Иоанна Златоуста фрагментарно представлена В. И. Экземплярским в труде «Учение древней Церкви о собственности и милостыне», изданном в 1910 г.

В исследовании И. Зейпеля «Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви» проведено сопоставление хозяйственной этики Иоанна Златоуста с хозяйственно-этическими воззрениями отцов церкви.

И.В. Попов в «Богословском вестнике» за 1907 год в работе «Святитель Иоанн Златоуст и его враги» проанализировал жизненные и нравственные коллизии, коими столь богата судьба святителя. И В. Поповым также был разработан методологический подход, позволяющий воспринять взгляды Златоуста относительно обладания собственностью в их целостности. В частности, он предложил рассматривать положения святого отца, касающиеся собственности и богатства в определенном порядке: а) идеальные имущественные отношенияб) рекомендуемые Златоустом способы осуществления идеала в реальной действительности- % в) критика действительных имущественных отношенийг) забота.

Златоуста о развитии нравственного самосознания неимущих.

Подобная методология в рассмотрении творческого наследия Иоанна Златоуста позволила И. В. Попову изыскать определенную систему в религиозно-этических взглядах святителя.

В «Богословском вестнике» за 1907 год Н. Кудрявцевым была % опубликована работа «Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал», где рассмотрены ключевые религиозно-этические категории святого отца в применении к хозяйственной этике.

Г. Флоровский в труде «Восточные отцы церкви» в ряду отцов церкви отвел отдельную главу описанию жизненного пути и взглядов Иоанна Златоуста.

Указанными работами почти полностью исчерпывается перечень научных работ, посвященных воззрениям Иоанна Златоуста.

Цель исследования — реконструкция системы хозяйственной этики Златоуста в контексте православной моралистической традиции.

Задачи исследования:

• - рассмотрение становление Иоанна Златоуста как моралиста, в частности, на материале сопоставления его этической позиции с позицией JI.H. Толстого. систематизация учения Иоанна Златоуста о добродетелях и пороках, исследование учения Иоанна Златоуста о роли имущественного и социального положения индивида в процессе реализации возможностей духовного совершенствования. А* - сравнительный анализ хозяйственной этики Иоанна Златоуста и хозяйственной этики отцов церкви.

Методология диссертационного исследования:

Поскольку реконструкция хозяйственной этики Иоанна Златоуста производится с ретроспективных позиций с использованием сравнительного анализа его учения и идей других моралистов и христианских писателей (подводящих к необходимости синтеза синхронического и диахронического аспектов) в основание исследования положен историко-компаративный метод.

При рассмотрении материала, связанного с проблемами Щ собственности, имущественного владения и неравенства, также привлечены психологический и социально-философский методы, что объясняется потребностью более широкого определения и анализа религиозной регуляции межличностного общения в сфере хозяйственной жизни. щ Новизна диссертационного исследования выражена в следующем:

— на материале сопоставления воззрений Иоанна Златоуста с идеями Л. Н. Толстого и отцов церкви выявлены структурообразующие категории его этического учения.

— систематизировано учение Иоанна Златоуста в отношении понимания им природы собственности, власти, путей индивидуального нравственного совершенствования.

— на основе анализа нравственных положений учения Иоанна Златоуста реконструирована система его хозяйственной этики.

Положения, выносимые на защиту:

— хозяйственная этика Иоанна Златоуста представляет собой пример исторического универсализма в решении проблем гармонизации духовного и материального аспектов человеческого бытия.

— позитивная сторона хозяйственной этики Иоанна Златоуста состоит не в положении, пропагандирующем сознательный отказ от материального благ, «добровольную бедность»,(что в наше время не только мало приемлемо в социальном отношении, но едва ли эффективно и в перспективе нравственного совершенствования), но в духовно-этической совокупности христианских идеалов нестяжания, справедливости, любви и милосердияприсутствие которых в качестве координирующих принципов хозяйственной деятельности делает религиозно оправданным не только интерес к ней, но и оправдывает сам факт материального благополучия.

— основание хозяйственной деятельности, согласно учению Иоанна Златоуста, выстраивается на безусловном признании приоритета духовного над материальным, в соответствии с постулатом: истинная бедность есть недостаток добродетели, а истинное богатство — вечная жизнь. Отсюда следует убеждение в важности и необходимости принципов милосердия и справедливости как регуляторов процесса социально-экономического сотрудничества индивидов.

• Возвращение России к православным религиозно-этическим ценностям обращает нас к вопросу о соответствии учения и духа православия развитию экономики. Ю. Ю. Петрунин и В. К. Борисов, анализируя приоритеты в российской этике бизнеса, считают ошибочным мнение об отрицательном отношении христианской веры к богатству, к различным способам его достижения, к имуществу, вообще к активности в ^ земной жизни и к ее устроению. Рутинным обоснованием для подобного ложного толкования используют слова Евангелия о том, «как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие», призывы Христа продать свое имение и раздать его нищим, а также евангельское увещевание не копить себе сокровищ на Земле, где моль истребляет и где воры крадут.

Православие, как и христианство в целом, находит высший смысл щ жизни человека в искании Царства Божия. В соответствии с подобным пониманием земного предназначения человека блага сами по себе не могут рассматриваться как достойная цель человеческого существования. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит?» — вопрошает Евангелие (Мф. 16, 26). Однако если земные блага не могут быть последней целью человеческой жизни, то это вовсе не отменяет их использования. Христианское учение не находит зла в самой * природе вещей. Зло есть лишь следствие греховной, злой воли и заключается не в вещах, а в извращенном, неправильном пользовании ими. Все получает свой смысл, если принимается не как цель, а как средство для достижения единственной высшей цели жизни. В том случае, когда стремление к прибыли, к земным благам становится самоцелью, определяющей все действия человека, проистекает роковой излом человеческой психики, «сдвиг мотива на цель». Следствием ^ замещения высшей человеческой цели промежуточным результатом является рабское поклонение человека вещам. и.

Предостережение о пагубности подобного пути является лейтмотивом творений святых отцов, и в частности в творений Иоанна Златоуста.

Предваряет наше диссертационное исследование описание жизненного пути Иоанна Златоуста. Анализ очерка В. И. Экземплярского «Граф JI. Н. Толстой и святитель Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых» дает нам возможность сравнить взгляды двух великих моралистов. Несмотря на полторы тысячи лет, отделяющих JI. Н. Толстого от Златоуста, их рассмотрению подлежит один и тот же, центральный для христианской совести, вопрос о жизни по вере Христовой. В. И. Экземплярский находит конгениальными двух великих мыслителей. Их совокупное мнение состоит в том, что Евангельский идеал является истинно жизненным, а заповеди Нагорной проповеди реально осуществимыми. Вся жизнь человеческая должна проистекать в устремлении к христианскому идеалу.

Вторая глава нашего диссертационного исследования представляет собой раскрытие социально-этического учения Иоанна Златоуста и посвящена пониманию святым отцом сущности добродетелей и пороков применительно к различным видам социального неравенства. Религиозно-нравственный анализ различных категорий социального неравенства не оставляет у святого отца сомнений в их индифферентности. Способность различных видов социального неравенства к порождению добродетели или порока, по мнению Златоуста, зависит от приложения к ним моральной воли индивидуума. Как великий моралист, Златоуст признает абстрактную возможность для человека, независимо от воздействия внешних условий, достичь высокой степени нравственности. Однако, при всем при том, бедность и зависимое положение служат по мнению Иоанна препятствием нравственному развитию, создавая почву для моральных девиаций. Высокое духовное развитие в данных условиях является скорее исключением, чем правилом. А посему, пауперизации общества не способствует развитию добродетели. Святой отец видит своей задачей не развитие общества вообще, а достижение нравственного здоровья отдельными его членами. Поскольку Иоанн Златоуст выступает как проповедник религиозно-нравственных начал, он апеллирует к совести каждой отдельной личности. И в этом ИВ. Попов и Г. Флоровский усматривают особый индивидуализм Златоуста. В гомилиях и проповедях святого отца заложены только основные руководящие принципы, а свободной инициативе личности предоставлен широкий простор.

Следующий параграф второй части нашей диссертации посвящен исследованию предназначения собственности и богатства в понимании Златоуста. Собственность исследуется святыми отцами с позиций нравственности. Негативное отношение отцов церкви к богатству подробно раскрыто в работах В. И. Экземплярского, И. В Попова, И. Зейпеля и многих других авторов. Мы можем говорить об экстраполяции отрицательной нравственной оценки богатства вообще на частную собственность. Идеи Златоуста о богатстве составляют сложную совокупность, адекватное рассмотрение которой возможно при применении методологии, предложенной И. В. Поповым. Он предлагает определенный порядок в рассмотрении идей Златоуста относительно собственности и богатства: а) идеальные имущественные отношенияб) рекомендуемые Златоустом способы осуществления идеала в реальной действительностив) критика действительных имущественных отношенийг) забота Златоуста о развитии нравственного самосознания неимущих.

Исходя из учения Златоуста, идеальное христианское общество исключает имущественное неравенство. Отличительной чертой христианского общества является любовь, связывающая между собою всех его членов. Генеральным признаком наличия в обществе христианской любви является, по мнению святого отца, отсутствие соответствующей дифференциации благ.

Рекомендуемыми Златоустом способами разрешения имущественного неравенства являются добровольный коммунизм или же отказ от части имущества в пользу бедных. Библейским основанием для проповеди коммунистического пользования имуществом святому отцу служил пример Иерусалимской церкви апостольского времени.

И. В. Попов констатирует аморфность хозяйственно-этические воззрений Златоуста об имуществе. Разрешение вопроса об имуществе находится в прямой зависимости от чуткости индивидуальной совести его владельцев. Допуская абстрактную возможность происхождения богатства от Бога, Златоуст с сомнением относится к эмпирическому богатству и в своем убеждении о неправедности приобретенного богатства он остается непоколебим.

Олицетворяя собой идеал пастырского служения, Златоуст в заботе о материальных интересах неимущих стремился к развитию их нравственного самосознания. Дискредитируя обаяние богатства в глазах тех, кому оно недоступно, Златоуст всячески стремился возвысить бедность. И это соответствовало его убеждениям в преимуществе бедности перед богатством. Веру в высокую ценность простой, чуждой излишеств жизни Златоуст доказал личным примером, добровольно отказавшись от богатства и роскоши. Златоуст приходит к мысли, что неимущие выполняют в обществе функцию спасения, они подобны врачам, исцеляющим больное общество. Златоуст убеждал неимущих добровольно принять свой жребий в качестве жертвы, приносимой для достижения счастья другими. Осознание неимущими своей общественной пользы дает им возможность подняться до нравственных высот. По мнению Иоанна, существует только одна истинная бедность — недостаток добродетели — и только одно истинное богатство — вечная жизнь. Быть истинно богатым или бедным есть проблема человеческого выбора, человеческой воли.

Златоуст утверждает особую ценность милосердия, считая милосердие Божественным атрибутом. Проявление милосердия сближает человека с Богом. Милосердие проявляется в первую очередь в виде милостыни, рассматривающейся святым отцом в качестве предельного или идеального случая христианского милосердия. По мнению Иоанна, в милостыне находит свое воплощение любовь в ее христианском понимании.

Завершает диссертационное исследование сравнительный анализ хозяйственной этики отцов церкви и Иоанна Златоуста. Хозяйственная этика раннехристианских мыслителей устремляет весь свой интерес не на собственность как таковую, а на внутренней мир и поведение владельцев собственности. Согласно Иоанну Златоусту, истинное богатство заключается именно в отсутствии самого желания быть богатым. И здесь мы вправе говорить об особой психологии самоограничения, постулируемой святым отцом в качестве христианского идеала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрение хозяйственной этики Иоанна Златоуста в качестве объекта диссертационного исследования позволяет увидеть ее укорененность во взглядах его предшественников и современников, Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского и других.

Христианская хозяйственная этика была определенным образом детерминирована эсхатологической атмосферой первых веков христианства. Эсхатологизм Иоанна Златоуста обнаруживал себя в проповедях, призывавших к осознанию бессмысленности обладания и накопления земных ценностей и благ перед неизбежностью конца света.

Эсхатология и этика выступали у отцов церкви в неразрывном единстве. Таким образом, церковь представала не только религиозным, но и религиозно-нравственным сообществом.

Поскольку отцы церкви выступали в качестве носителей христианской системы ценностей и поведения, то все проблемы, связанные с социальной и экономической жизнью вписаны в общий контекст христианского этического учения.

Важной составляющей нравственной проповеди Иоанна Златоуста, как и многих отцов церкви, являлось рассмотрение проблемы собственности и богатства. В своих проповедях и гомилиях он пытался внести ясность в разрешение вопросов о сущности временных земных благ и о достойном их употреблении.

Обращение к литературному наследию Иоанна Златоуста выявляет тот факт, что в его хозяйственной этике на первом плане оказываются человеческие мысли, чувства и поступки, связанные с богатством или бедностью.

Формула Тертуллиана «И то, что кажется нашим, на самом деле чужое. поскольку все — Божие"1 может служить в качестве инварианта, свойственного взглядам отцов церкви на проблемы собственности и богатства.

Исходя из святоотеческого учения, недопустимо эгоистически пользоваться избытком благ в ущерб ближнему или стремится завладеть всеми благами. Отсюда — призыв Иоанна Златоуста к милосердию и милостыне, подражая в этом верховному подателю всех благ — Богу.

Помимо утверждения необходимости милосердия, учение Златоуста содержит дифференциацию «благ истинных» и «благ ложных», «собственности истинной» и «собственности ложной». Святой отец призывал христиан к приобретению истинной собственности и истинных сокровищ. Его хозяйственная этика строится как этика господства духовного начала над материальным.

Хозяйственная этика Иоанна Златоуста не утратила своей актуальности и ныне. Его призыв к внутренней духовной свободе от излишней привязанности к собственности и благам все так же необходим.

Задача состоит в привнесении подлинного христианского отношения к собственности и богатству в современную хозяйственную жизнь.

1 Ориген. Пятая гомилия на Левит. 2. // Цитируется по Клеман О. Истоки. Богословие Отцов древней Церкви. С. 78.

Опираясь на исследование В. И. Экземплярского, в нашей диссертации мы констатируем факт совпадения взглядов двух великих моралистов, Jl. Н. Толстого и Иоанна Златоуста на применимость Евангельского нравственного учения к реалиям жизни.

По их мнению, именно в согласии с Евангельским учением и должна устраиваться как личная, так и общественная жизнь. Осуществление подобного проекта является путем к построению на земле Царства Божьего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 1,2 Издание второе. Санкт-Петербург Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии 1898 г. СМП «Житомир-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА». Издание 2002
  2. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа
  3. Константинопольского, в русском переводе, тт. I-XII. С.-Петербург. Издание С -Петербургской Духовной Академии. 1894−1911.
  4. И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия.: Юристь 2002
  5. Т.А. Прикладная этика: учебное пособие. М.:Изд-во РУДИ. 2004
  6. А.Г. Повседневная жизнь первых христиан. М., Молодая гвардия. Палимпсест. 2003
  7. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Пути христианской жизни. М., 1998
  8. Аренд X Vita Aktiva, или о деятельной жизни. М., 2000
  9. Архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1992.
  10. А.Д. Любовь Божественная: опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной. М., 1880
  11. Н. Русская философия собственности // Философия неравенства. СПб., 1993
  12. Н. Русская философия собственности // Философия неравенства. СПб., 1993
  13. Н.А. О назначении человека. М. 1993
  14. Л. История христианских доктрин. СПб «Библия для всех» 2001
  15. С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность //Соч., 1993. T. V
  16. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука. 1990
  17. С.Н. Христианский социализм. Новосибирск. 1991
  18. С. Н. Православие. М., ООО «Издательство ACT», 2003
  19. В.В. 2000 лет христианской культуры. Т.1. Раннее христианство. Византия. М.: СПб., 1999
  20. Л. Об истинном и ложном благе: о свободе воли. М.: Наука. 1989
  21. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. В 2-х томах. Нижний Новгород. Издание братства во имя святого отца князя Александра Невского, 1996.
  22. Василий Великий. «К обогащающимся». Творения, часть IV, М., 1993.
  23. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М. 1990.
  24. М. Хозяйственная этика мировых религий. Социология религии. // Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994
  25. .В. Этика преображенного Эроса М.: Республика, 1994
  26. М. Н., Петрунин Ю. Ю. Трудно ли богатому войти в Царствие Небесное, или Православие и рынок // Наука и религия. 1993. № 2
  27. Н.Н. Православие по его существу. СПб, 1914
  28. P.M. Психология веры. СПб.: Издательство «Речь», 2004
  29. Григорий Богослов. О любви к бедным. Творения, т.1, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
  30. Н.Д. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Решма.: Свет Православия, 1998.
  31. . А. А. Апресян Р.Г. Этика. М. 2000
  32. А.А. Великие моралисты.-М. 1995
  33. Ю. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика)
  34. Вопросы философии. 1994. -№ 2
  35. Й. Введение в христианскую этику СПб.: Мирт, 2001
  36. Де Джорж Р. Т. Деловая этика, в 2-х томах. Издательская группа «Прогресс» СПб- Москва. 2001
  37. Н.Г. О высшем благе, или О верховной цели . нравственной деятельности. СПб., 1886
  38. Добротолюбие /Составитель Кукушкин Л. С. М.: ООО «Издательство ACT» 2001
  39. С. Аскетизм по православно-христианскому учению(этико-богословское исследование) М.: «Паломник» 1996
  40. И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913.
  41. В. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека., М. 1994
  42. В. Буржуа.- М., 1994
  43. И.А. Путь духовного обновления. М., ООО «Издательство ACT». 2003
  44. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика. 1993
  45. Илларион (Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999
  46. Иоанн (Экономцев), игумен. Православие как первооснова и оправдание русской культуры. М., 1998
  47. История этических учений: Учебник / Под ред А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003
  48. Л.П. Святые отцы и учителя Церкви. М. 1994
  49. Крестный путь Иоанна Златоуста. Автор-составитель О. В. Орлова. М., Адрес-Пресс. 2002
  50. Н. Кудрявцев Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал // Богословский вестник № 2 1907
  51. Г. Великие христианские мыслители. СПб., 2000
  52. М.И. Труд и бизнес в зеркале религий. М.: Издательский дом «Новый век» 1998.
  53. М. И. Деятельный без принуждения(трудовая этика в разных измерениях). М.: «Издательский Дом» «НОВЫЙ ВЕК», 2002
  54. А.П. Духовенство древней вселенской церкви от времен апостольских до X века. Спб., 1997
  55. П.В. Введение в христианское нравственное богословие // Христианское Чтение. 1909. Январь-февраль
  56. Т. Христианские мыслители. СПб., 1997
  57. В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  58. К.М. Тертуллиан и его творения. М., 1982
  59. Макарий (Булгаков), митрополит. Введение в православное богословие. М., 1994
  60. Макарий (Булгаков), митрополит. Православное догматическое богословие. СПб., 1895
  61. А. Религия, ценности и высшие переживания. М., 1982
  62. Мейендорф И, протопресвитер. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2000
  63. Мейендорф И, протопресвитер. Православие в современном мире. М., 1997
  64. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. К эффективной и справедливой экономике // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. № 1(22) 2003
  65. Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы X XVbb. М.: Молодая гвардия, 2002
  66. А. В. Первые четыре века христианства. СПб. 1998
  67. Р. Бизнес и Евангелие. Познань. 1994
  68. .В. Введение в христианскую психологию. М., 1994
  69. М.А. Из системы христианского нравоучения. Киев. 1896
  70. М.А. Нравственное богословие, или Христианское учение о нравственности. Киев, 1892
  71. Ю.М. Теория хозяйства. Учебник для вузов. В 3-х т. -М. 1995 1998.
  72. Ю.М. Время философии хозяйства. М.: Изд-во «Экономисты) 2003
  73. Р.А. Христианские корни современного права. М.: Издательство НОРМА, 2002
  74. Ю. Ю. Борисов В.К. Этика бизнеса. М.: Дело. 2000
  75. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад. 1994
  76. П.П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века с введением истории подвижничества вообще и христианского в частности до III века включительно. Казань. 1899
  77. П.П. Идея спасения как основной принцип христианского вероучения. Казань. 1911
  78. И.В. Попов Св. Иоанн Златоуст и его враги // Богословский вестник № 12 1907
  79. И.В. Естественный нравственный закон. Сергиев Посад, 1897
  80. М.Э. История христианской церкви(до разделения церквей 1054). Киев, 1991
  81. Протоиерей Иоанн Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. Фонд «Христианская жизнь» Клин. 2001
  82. Протоиерей Иоанн Мейендорф Православие и современный мир (лекции и статьи) Минск. 1995
  83. А.В. Этика: история и теория. Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект, 2002
  84. А. Б. Первоисточники по истории христианства. Античные критики христианства. М.- Политиздат, 1990
  85. Раннее христианство: в 2-х т. ООО. «Издательство ACT» Харьков «Фолио» 2001
  86. Э. История первых веков христианства: Жизнь Иисуса. Апостолы. М., 1991
  87. Рих А. Хозяйственная этика Посев 1996
  88. Российская деловая культура: история, традиции, практика. М., Дело. 1998
  89. Русская философия собственности (ХУ11 XX вв.) — СПб., 1993
  90. А.И. Основы философии экономики: Учебное пособие. ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  91. Сборник поучений Святых отцов и опытных делателей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.
  92. И. Первые христиане и Римская империя. М. «Вече» 2003
  93. Святитель Иоанн Златоуст и его враги. И. Попов. // Богословский вестник № 12. 1907.
  94. Сергий (Страгородский), митрополит. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творения свято-отеческих. М., 1991
  95. Сен. А. Об этике и экономике., М. 1996
  96. Собственность как нравственно-правовая проблема в идеологии христианского средневековья (до Фомы Аквинского) О. Ф. Кудрявцев // Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М.: Наука, 1988
  97. П.Ф., протоиерей. Записки по нравственному богословию: в 3 т. СПб. 1860
  98. Столяров А. А Свобода воли как проблема европейского морального сознания. Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина М.- 1999
  99. А.А. Патрология и патристика. М.: Канон, 2001.
  100. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., «Прогресс», 1994
  101. Л.Н. Религия и нравственность //Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула, 1989
  102. Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал. Н. Кудрявцев. // Богословский вестник 1907. № 12 с. 787 797
  103. Э.А. Этика бизнеса., Экономика. 1998
  104. Г. Восточные отцы церкви. М., ООО «Издательство ACT».
  105. Франк Л. С Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. Париж. 1949
  106. Л.С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
  107. Д. Этика бизнеса. М., 2002
  108. К. Экономическая и предпринимательская этика.// Политическая и экономическая этика // Политическая и экономическая этика: Учебное пособие. ФАИР ПРЕСС, 2001
  109. С. К феноменологии аскезы. М. 1998
  110. Христианская этика: систематические очерки мировоззрения Л. Н. Толстого (Составитель В. Ф. Булгаков. М., 1919
  111. Христианские начала экономической этики. Сборник материалов международной интернет-конференции. Редакторы К. Костюк и др. Москва 2000.
  112. П.Н. Этические принципы ведения дел в России /под общей редакцией С.А. смирновыа. М., Финансы и статистика. 1999
  113. Шпидлик Фома. Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение «Паолине» Москва. 2000
  114. В.И. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910.
  115. В. И. Гр JI.H. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых. Киев. Сборник. 1911.
  116. И. Л., протопресвитер Православно-христианское учение о нравственности М., 1887
  117. А. Богатство и бедность: поэзия и проза денег.,-Аграф, 1999
  118. Barth, Karl. Der Christ in der Gesellschaft, in: Anfange der dialektischen Theologie, Teil I, hg. von Jtirgen Moltmann, 2., um einen Anhang erw. Aufl., Miinchen: Chr. Kaiser Verlag 1996.
  119. Boulding, Kenneth E. Okonomie als eine Moralwissenschaft* in: Seminar: Politische Okonomie. Zur Kritik der herrschendeen Nationalokokonomie, hg. Von Winfried Vogt, Frankfurt a.M.: Suhrkamp Verlag 1973.
  120. Brunner, Emil. Das Gebot und die Ordnungen. Entwurf einer protestantisch- theologischen Ethik (1932), 4., unverand. Aufl., mit einer Einleitung von Rudolf Wehrli, Zurich: Theologischer Verlag 1978.
  121. Christliche Wirtschaftsethik vor neuen Aufgaben. Festgabe fur Arthur Rich zum siebzigsten Geburstag, hg. von Theodor Strohm, Zurich: Theologischer Verlag 1980.
  122. Ethik und Wirtschaftswissenschaft, hg. von Georges Enderle, Berlin: Duncker & Humboldt 1985 (Schriften des Vereins fur Sozialpolitik, N. F: Band 147)
  123. Goppelt, Leonhard. Prinzipien neutestamentlicher und systematischer Sozialethik heute, in: Die Verantwortung der Kirche in der
  124. Gesellschaft, hg. von Jorg Baur, Leonhard Goppelt und Georg Kretschmar, Stuttgart: Calwer Verlag 1973.
  125. Handbuch der christlichen Ethik (HCE), hg. von Anselm Hertz, Wilhelm Korff, Trutz Rendtorff, Hermann Ringeling, 3. Bande, Freiburg, Basel, Wien: Herder Verlag Giitersloh: Gutesloher Verlagshaus Gerd Mohn (Bd. 1 und 2,2 Aufl.) 1979 (Bd. 3 9) 1982.
  126. Haring, Bernhard. Das Gesetz Christi. Moraltheologie, darstellt fur Priester und Laien, Band III, 7., verb. Aufl., Freiburg i. Br: Erich Wewel Verlag 1963.
  127. Honecker, Martin. Kozept einer sozialethischen Theorie. Grundfragen evangelischer Sozialethik, Tubingen: J.C.B.Mohr (Pauo Siebeck) 1971.
  128. Horst, Friedrich. Der Mensch als Ebenbild Gottes, in: Ders., Gottes Recht. Gesammelte Studien zum Recht im Alten Testament, hg. von Hans Walter Wolff, Munchen: Chr. Kaiser Verlag 1961.
  129. Korff, Wilhelm. Orientierungslinien einer Wirtschaftsethik, in: Gerfried W. Hunold und Wilhelm Korff (Hg.). Die Welt fur morgen. Ethische Herausforderungen im Anspruch der Zukunft, Munchen: Kosel- Verlag 1986.
  130. Kung, Hans. Christ sein, Munchen: R. Riper Verlag 1974.
  131. Kutter, Hermann Sie miissen! Ein offenes Wort an die christliche Gesellschaft, Zurich: Verlag Miiller 1904.
  132. Locher, Gottfried W. Der Eingentumsbegriff als Problem evangelischer Theologie, 2., erw. Aufl., Zurich- Stuttgart: Zwingli Verlag 1962(Studien zur Dogmengeschichte und systematischen Theologie- 5).
  133. Miiller -Armack, Alfred. Religion und Wirtschafi. Geistesgeschichtliche Hintergrunge unserer europaischen Lebensform, Stuttgart: W. Kohlhammer Verlag 1959.
  134. Munby, Denis Lawrence. Christ und Wirtschafi, Giitersloh: Gutesloher Verlagshaus Gerd Mohn 1962.
  135. Rechtenwald, Horst Claus. Okonomische und christliche Ethik. MiBverstandnisse trotz zahlreicher Gemeinsamkeiten, in: NZZ, Nr.48, 27/28.2.1998.
  136. Rich, Arthur. Die Bedeutung der Eschatologie ftir den chrictlichen Glauben, Zurich: Zwingli Verlag 1954. Ebenfalls in: Ders, Aufrisse. Vorarbeiten zum sozialethischen Denken, Zurich: Zwingli Verlag 1970.
  137. Sauter, Gehard. Was heiBt «christologische Begriindung» christlichen Handelns heute? in: EvTh, 35 Jg. 1975.
  138. Schillebeeckx, Edward. Christus und die Christen. Die Geschichte einer neuen Lebenspraxis, Freiburg, Basel, Wien: Herder 1977.
  139. Schrage, Wolfgang. Ethik des Neuen Testaments, Gottingen: Vandernhoeck & Ruprecht 1982.
  140. Schrey, Heinz- Horst. Einfuhrung in die evangelische Soziallehre, Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft 1973.
  141. Schulze, Hans. Theologische Sozialethik. Grundlegung. Methodik. Programmatik, Gutersloh: Gutersloher Verlagshaus Gerd Mohn 1979.
  142. Spigel, Yorick. Hinwegzunehmen die Last der Beladenden. Einfuhrung in die Sozialethik, Miinchen: Chr. Kaiser Verlag 1979.
  143. Wiebering, Joachim. Handeln aus Glauben. Grundriss der theologischen Ethik, Berlin: Evangelische Verlaganstalt 1981.
  144. Wunsch, Georg. Evangelische Wirtschaftsethik, Tiibungen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck) 1927.
Заполнить форму текущей работой