Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения философской насыщенности и идейного богатства особенно отличается мудрая поэзия Оамеда Вургуна, имеющая важное эмоционально-познавательное и воспитательное значение, Будучи национальным поэтом в самом возвышенном смысле слова, он по-новому раскрыл художественные возможности азербайджанской поэзии, неисчерпаемую красоту, музыку азербайджанского языка. Чем больше он обогащал… Читать ещё >

Содержание

  • ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
  • ГЛАВА I. МИР ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКЕ
    • 1. Гушнизм классической поэзии — неиссякаемый источник
    • 2. Возвышение духовной красоты нового человека
    • 3. Отражение взаимоотношения человека и природы в философской лирике
  • ШВА П. ВОСПЕВАНИЕ ЛЮБВИ КАК ПРЕКРАСНОГО И ВОЗВЫШЕННОГО ЧУВСТВА
    • 1. Художественное постижени?? данеутверждающей силы любви в философской лирике
    • 2. Любовь как выражение идеала о современном, гармоничном человеке

Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

чески сочетая углубленные нравственные искания с художественными поисками, с высоким мастерством, добиваясь гармонического единства этического и эстетического: «Не могло не отозваться в советском искусстве и растущее внимание нашего общества к вопросам морали. Человеческие отношения на производстве и в быту, сложный внутренний мир личности, ее место на нашей неспокойной планете — все это неисчерпаемая область художественных поисков. Важно здесь, конечно, добиваться того, чтобы актуальностью темы не прикрывались серые, убогие в художественном отношении вещи. Чтобы герои произведений не замыкались в круге мелочных дед, а жили заботами своей страны, жизнью, наполненной напряженным трудом, настойчивой борьбой за торжество справедливости и добра» .

Установки съезда по литературе и искусству легли в основу работы УП съезда советских писателей, где важные задачи выдвигались и перед лирической поэзией, подчеркивалась необходимость усиления ее гражданской направленности, социальной, нравственной активности, художественного, эмоционального воздействия.

Особенно возрастает значение поэзии, как и вообще искусства социалистического реализма в связи с решениями июньского /1983г./ Пленума ЦК КПСС, в вдвинувшими задачу дальнейшего всестороннего усиления идеологической работы.

Благотворное значение повышения уровня идейно-нравственной, духовной культуры нашего современника особо подчеркнуто в речи товарища К. У. Черненко на апрельском /1984г./ Пленуш ЦК КПСС. «Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, — отметил Константин Устинович, — каж.

2. Там же, с. 62. дое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, за-кон социального прогресса" .

В свете этой высокой, благородной задачи очевидна необходимость формирования у новых поколений активного, осмысленного отношения к наследию художественной культуры, включая поэзию. С давних пор поэзия служит важным духовным фактором, способствующим самосознанию личности, пробуждающим чувство прекрасного, возвышенного, стремление к эстетическому, морально-этическому совершенствованию. В этой связи уместно вспомнить слова Гегеля, высказанные в «Лекциях по эстетике»: «Поэзия была всеобщей и распространеннейшей наставницей человеческого рода, да и остается ею поныне. Звездам, животным, растениям неведом закон их существования, человек не только тогда и существует согласно с законом своего существования, когда он знает, что такое он сам и что вркруг него: он должен знать силы, которые его направляют и руководят им. Подобное знание и дает поэзия в ее первой субстанциональной форме» .4.

Стало быть, философско-эстетическое осмысление природы поэзии, в частности, ее лирического жанра, продиктовано художественно-познавательными и практически-воспитательными потребностями общественного развития. Отскща правомерность выбора теш: «Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии» .

Лирическая поэзия, составляющая душу поэтического ис.

3. «Правда», II апреля 1984 года.

4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Эстетика. В 4-х томах, т. З, М./"Искусство", 1971, с.355−356. кусства, отличается выражением особого соотношения еубъекта и объекта в художественном постижении мара, себя в этом мире. Здесь средоточием является субъект с неповторимостью состояния его переживаний, вызванных наиболее активным эмоциональным восприятием явлений жизни и выраженных предельно концентрированно, проникновенно, В лирике объект художественного познания превращается через самосознание субъекта-поэта в факт его индивидуальной душевной деятельности, самораскрытия своей личности, своего Я. Субъективные переживания, настроения, составляющие центральную ось лирического произведения, выражают не только индивидуальность поэта как личности, но и его индивидуальное понимание изображаемого. Степень общественной значимости, эмоционально-эстетического богатства лиричеI ских настроений поэта, его рефлексии — размышлений, самосознания зависит от характера его таланта, его духовного мира. Чем дрче талант, чем богаче душевная, мировоззренческая культура поэта, тем больше перерастает в его лирике личное, особенное в общее, общественное значимое.

Неповторимая индивидуальность поэта, его самосознание, состояние его субъективных настроений, словом, его внутренний мир, внутренняя свобода — все это Гегель считал сердцевиной лирики. Размышляя о лирической поэзии, Гегель, в частности, подчеркивал: «Здесь индивид со своим внутренним представлением и чувствованием составляет средоточие целого. Поэтому целое берет свое начало в сердце и душе, точнее, в особенном настроении и ситуации поэта, так что содержание и связь особенных сторон, в которых оно развертывается, опирается не объективно на самого себя как на субстанциональное содержание или на свое внешнее явление как замкнутое внутри себя индивидуальное событие, но опирается на субъект• Однако поэтому сам индивид должен явиться поэтичным в самом себе, с богатой фантазией и полнотой чувств или же величественным и глубоким в своих восприятиях и мыслях, должен предстать как сам по себе завершенный внутренний мир, из которого удалены зависимость и цроиз-вол прозаических обстоятельств» .0.

Объективное, внешнее, вовлеченное в лирическое изображение, делается содержанием самосознания, настроений субъекта — поэта, служит выражению его жизни, жизненных позиций, отношения к миру. Отсюда и решающее значение глубины его духовной свободы и простора творческой фантазии, самзстоятельности поэтической индивидуальности для созидания художественного бытия лирического произведения. Рассматривая соотношение субъекта и объекта в лирике, Гегель подчеркивал и такую мысль: «Но чтобы лирическое произведение не попало в зависимость от внешнего повода и от заключенных в ней целей, а оставалось само по себе самостоятельным целым, существенно необходимо, чтобы поэт пользовался этим поводом только как удобным случаем для выражения самого себя, своего настроения, радостного или горестного, своего образа мыслей и взгляда на жизнь вообще. Поэтому главное условие лирической субъективности состоит в том, что поэт целиком вбирает в себя реальное содержание и превращает его в свое содержание. Ибо настоящий лирический поэт живет внутри себя, воспринимает все обстоятельства в соответствии со своей поэтической индивидуальностью, и, как бы многообразно ни сливал он свой внутренний мар с наличным миром, его условиями, судьбами и конфликтами, в изображении этого ште-риала он всегда выражает только самостоятельную жизненность.

5. Там же, с. 496. своих чувств и рассуждений" .

Многообразие проявлений жизни, проникая через творческое Я в лирику, обретает субъективную форму выражения, выявляющую своеобразие личного, национального и общественного бытия поэта. «Лирика какого-либо народа в целом, а не отдельное лирическое стихотворение может поэтому затронуть всю совокупность национальных интересов, представлений и целей. •• Поэтому из лирики не исключены всеобщие воззрения, субстанциональность миросозерцания, более глубокое постижение всеобъем7 лющих жизненных отношений» .

Это и обусловливает философскую и эстетическую природу лирики. Существует мнение, различающее любовную, философскую, гражданскую, пейзажную лирику. Разумеется, провести демаркационную линию между разновидностями лирики нельзя. Каждая ее разновидность может иметь свое философское содержание, если самосознание субъекта через особенное, индивидуальное углубляется в постижение общего, сущности жизни, человека. Традиции такой философской лирики весьма богаты в азербайджанской поэзии, штт многовековую историю.

Лирические шедевры Хакани, Низами Несими, Физули, Вагина явились неисчерпаемым источником вдохновения для последующих поколений поэтов, приобрели новое звучение и новый смысл в восприятии деятелей азербайджанской советской поэзии С. Вургуна, С. Рустама, М. Мушфика, М. Рагима, Р. Рзы, О. Сарывелли и других наследников нашей классики, обогативших в свою очередь сокровищницу художественной мысли нашего народа своими лучшими поэтическими творениями.

Там же, с. 499.

7. Там же, с. 495.

В развитии лирики также проявил себя закон преемственности, Применительно к азербайджанской поэзии эту преемственность проследить не под силу одному исследователю. Данная работа посвящена освещению философской лирики основоположников азербайджанской советской поэзии, особенно Самеда Вургуна. чья поэзия отличается мудростью, эмоциональной красотой, смысловым богатством. Конечно, вполне достойна самостоятельного рассмотрения также лирика представителей последующих поколений азербайджанских поэтов — Б. Вагабзаде, Г. Арифа, Н. Хазри, А. Асланова, АЛСюрчайлы, М. Араза, Н. Гасан-заде, Ф. Мехти, М. Исмаи~ ла и ряда других. Их своеобразное доэтичзское искусство ждет своего будущего исследователя.

Созданная азербайджанскими советскими поэтами лирика, особенно философская лирика, многогранная по своей теь/втике и идейному содержанию, характеризуется активным отношением к жизни, неразрывной связью личной судьбы субъекта — поэта с общенародной судьбой, с борьбой народа за всеобщее счастье. «Для советской лирики, — говорил Самед Вургун на II Всесоюзном съезде Советских писателей, — нет стен и перегородок. Она откликается на все, что волнует советского человека. Причем решает успех лирического стихотворения не только тематика, но и истолкование темы. По-новому истолковывая темы, издавна волновавшие поэтов, наши советские поэты пишут и о счастье народов и о счастье влюбленных, о любви к отечеству и о материнской любви, о творчестве миллионов и о творческих исканиях о самого художника». Духовное общение с такой лирикой служит и самосознанию читателя, пробуждению его социальной активности,.

8. Второй Всесоюзный съезд советских писателей. М., 1954. Стенографический отчет. /Общая ред.: М. Бажан и др./, М., «Советский писатель», 1956, с. 63. lioа содействовать подобному общению призвано научное раскрытие тех идей, чувств и мыслей, которые заложены в лучших образцах нашей лирической поэзии*.

Особое значение лирики как важнейшего компонента поэзии обусловило широкое ее изучение и способствовало накоплению значительной научной литературы, рассматривающей различные ее 9 аспекты.

9. Абдалаев Дж.М. Лирика и время /на азерб. языке/. Баку," Язы-чы, 1982; Акперов Т. е. Проблема прекрасного и азербайджанская советская поэзия. Автореф.канд.дис., Баку, 1967; Алиева И. О. Лирика Бахтияра Вагабзаде. Ашореф.канд.дисс., Баку, 1970; Араслы Г. Лирика Физули. — В кн.: Г. Араслы.Фи-зули /на азерб. языке/. Баку, Азернешр, 1958, с.112−137- Асланов A.M. Искусство и воспитание /на азерб. языке/, Баку, «Гдаджлик», .1967; Благой Д. Д. Гениальный русский лирик /ФД.Тютчев/. — В кн.: Литература и действительность. М., Гослитиздат, 1959, с.423−456- Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Лирическая поэзия. — В кн.: Г. В. Ф. Гегель. Эстетика. В 4-х томах, т. З, М., «Искусство», 1971, с. 497−537- Гинзбург Л. Я. Опыт философской лирики. — В кн.: Поэтика. Сб. статей, т.5, Л., «Академия», 1929; с. 72−104- Гинзбург Л. Я. О лирике. Изд. 2-ое, доп. М., «Советский писатель», 1974; Городецкий Б. П. Русские лирики. Историко-литературные очерки. Л., «Наука», 1974; Грехнев В. А. Болдинская лирика Пушкина /1830 год/, 2-е изд., Горький, Волго-Вятское внижное изд-во, 1980; Гулиев Дж.С. эстетические проблемы в творчестве С. Вургуна Да азерб. языке/. Баку, «Азернешр», 1966; Гу-лузаде М. Ю. Лирика Физули / на азерб. языке/. Баку, Изд-во АН Азерб. CUP, 1965; -Дадашзаде Арас. Азербайджанская лирика ХУШ века /на азерб. языке/, Баку, «Злм», 1980; Дьяконова И «Я. Лирическая поэзия Байрона. М., „Наука“, 1975; Ерешна В. И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.,» Наука" 1978; Зунделович Я. О. Этвды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971; Касумзаде Ф. Ф. Мировоззрение Физули. Автореф. докт • дис., Баку, 1966; Кедровский А. Е. философские мотивы в лирике Лермонтова. Автореф.канд.дис., М., 1965; Корман В. О. Лирика Некрасова, Изд.2-е, перераб. и доп., Ижевск," Удвд-дия", 1978; Мустафаев Д. В. Философские и этические воззрения Низама. Баку, Изд-во АН Азерб. ССР, 1962; Нрввчатов С .С. Лирика Лермонтова. Изд.2-е. to., «Художественная литература, 1970; Русская лирика XIX века. В 2-х томах, т.1. М.,Художественная литература», 1977; Куделин В. Б .Философские и этические проблемы в поэзии Юнуса Эмре. — В кн.: В.Б.Ку-делин. Поэзия Юнуса Эидэе. М., «Наука», 1980; с.26−46- Май-мин Е. А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры. «Наука», 1976; Манн Ю. В. Русская философская эстетика. /1820−1830-е годы/, М., «Искусство», 1969; Дигарев К. В. ФД. Тютчев и его время. M. fСоветский писатель", 1978;

Сквозников В. Д. Реализм лирической поэзии. М., 1975; Сквозников В. Д. Лирика Пушкина. М., «Художественная литера.

Достижения советских ученых в этом направлении содействовали лучшему осмыслению проблематики данной диссертации, ко-торая является первой работой, специально посвященной фило-софско-эстетичзскому исследованию и раыфытию эстетической природы философской лирики в азербайджанской советской поэзии. Поскольку данная проблема ранее не стала объектом особого рассмотрения, то здесь ее постановка обусловила выявление новых аспектов развития азербайджанской художественной мысли.

Основные задачи данной диссертационной работы заключаются в следующем: а/ с позиций марксистско-ленинской эстетики сашстоя-тельно обобщить накопленный богатейший многообразный художественный опыт в области философской лирики в азербайджанской советской поэзииб/ акцентировать внимание на активной идейно-эстетической природе азербайджанской советской поэзии, синтезировавшей в себе гуманистические традиции классики, общественно-историческую практику социалистической новив/ раскрыть содержание духовного богатства, воплощенного в философеко-лирическом жанре азербайджанской советской поэзиипродолжение сноски со стр.10/ тура", 1975; Coca Рафаель. Эстетические проблемы лирики. Ав-тореф.канд.дис., М., 1966; Спивак P.C. А.Блок. Философская лирика 1910;х годов. Пермь. Пермский университет,-1978; Степанов Л. Н. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. 2-е изд., М., «Художественная литера тура «, 1974; Столович Л. Н. Природа эстетической ценности, й., Политиздат, 1972; Усок И. Е. Проблема личности в лирике Лермонтова 1836-Ш4Е гг. Автореф.канд.дисс., М., 1964; Фризман Л.г. Жизнь лирического жанра, Русская элегия от Сумаркоаа до Некрасова. М., «Наука», 1973: Шпенглер 0# философия лирики. Озарь, 1923; Щемелева Л. М. О русской философской лирике XIX века.Вопросы фалософаи», 1974, № 5- Юдкевич Л. Г. Лирический герой Есенина. Казань, казанский университет, 1971; Юсифов X. Лирика Низами /на азерб. языке/, Баку, Изд-во АН Азерб. ССР, 1968.

— 12г/ концентрировать мысль вокруг социально активного утверждения поэтом красоты новой личности, возражденной свободным трудом, ее высокой гражданственности, возвышенной любви, одухотворенного восприятия природы.

Методологическую основу данной работы составляют марксистско-ленинский историзм в оценке художественных ценностей, установки ХХУ1 съезда КПСС, июньского /1983г./ и апрельского /1984г./ Пленумов ЦК по формированию личности социалистического типа. Правильной методологической ориентации исследования способствовало и осмысление достижений науки по изучению эстетических аспектов советской художественной литературы, в том числе советской поэзии.

Научная новизна диссертации. Тема «Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии» теоретически разрабатывается впервые. Соответственно впервые сформулированы проблемы, охваченные в этой теме. Вот эти проблемы, самостоятельно освещенные в диссертации- «Гуманизм классической поэзии — неиссякаемый источник» — «Возвышение духовной красоты нового человека», «Отражение взаимоотношения человека и природы в философской лирике», «Художественное постижение жизнеутверждающей силы любви в философской лирике», «Любовь как выражение идеала в современном, гармоничном человеке». Отмеченные проблемы освещаются на основе самостоятельного обобщения с позиций марксистско-ленинской эстетики многообразного художественно-поэтического штериала, изученного в течение ряда лет.

Практическая значимость результатом исследования очевидна в свете возросших требований эстетического воспитания нового человека, приобщение которого к поэзии — важный фактор его формирования. Содержащиеся в диссертации обобщения, суждения могут быть использованы при необходимости преподавателями, литературоведами, критиками для освещения природы философской лирики в азербайджанской советской поэзии.

Апробация работы* По теме диссертации опубликованы положительно воспринятые общественностью статьи, в том числе в печатных органах Союза писателей, а сама диссертация в целом была обсуждена и рекомендована к защите в отделе эстетики института философии и права АН Азербайджанской ССР и на кафедре эстетики и этики Азербайджанского государственного университета им, С. М. Кирова.

Структура диссертации определена характером взаимно-связанных между собой вопросов, входящих в ее проблематикуона состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

— 133-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Художественно-поэтическая мысль с самых отдаленных времен служила и продолжает служить духовно-практическому освоению действительности, обогащению эстетического, идейно-нравственного мира личности. Благотворное, облагораживающее влияние поэзии на познание и воспитание человека объясняется обра зно-обобщающей силой, которую еще Аристотель по праву сближал с философией. «Поэзия философичнее истории» , — подчеркивал он, обращая, внимание на особенность поэзии в преобразовании и идеализации познанного поэтом соответственно его художественно-эстетическим замыслам. Из традиционных родов поэзии /драма, эпос, лирика/ наиболее популярным, как ищвестно, был и остается лирический жанр, включая сюда и философскую лирику. У этого жанра свои традиции, которые обогащались в ходе художественного развития человечества. Непреходящими духовными ценностями приумножила эти традиции и воеточная, в том числе азербайджанская поэзия.

Лирика таких классиков, как Низами, Несими, Физули, Вагиф и ДР"" устремлена к постижению красоты и смысла бытия, к духовному прибуждению человека. Хотя главной движущей осью вокруг которой вращалась их лирика, было воспевание любви, однако понятие «любовь» для них носило всеобьемлкщий философский смысл, то понятие служило им в утверждении, по сути своей, пантеистического мировоззрения, идеи единства бытия, духовной общности человеческого рода, возвышенности человеческой природы. Гуманистические идеалы классической поэзии были унаследованы последующими поколениями поэтов, по-новому осмыслены в условиях социализма преобразования общества на подлинно справедливых началах.

При социализме поэзия, как и все виды и жанры литературы, искусства, находит благоприятную почву для расцвета, реализации своей высокой гуманистической миссии. Это и понятно: социализм, приобщая людей к свободному труду на основе общественной собственности, искореняя всякий социальный, национальный гнет, способствует возрождению личности. Раскрытие дарований и способностей человека на почве созидания социалистической нови, возвышение человеческого достоинства — важнейший источник, доставляющий поэзии богатый материал и вдохновение. В том, как социалистическое общество, воплощающее реальней гуманизм, вызывает творческую активность, можно судить и по многообразному наследию основоположников азербайджанской советской поэзии. Отрешение отразить пафос новой жизни, активно служить ее созиданию, укреплению — важнейшая тенденция, закономерность становления, восхождения поэтической мысли в эпоху строительства социализма. Своеобразным выражением этой закономерности явилось также творчество Самеда Вургуна, Сулей-мана Рустама, Расула Рзы, Микаила Мушф&ка, Османа Сарывелли, Мамеда Рагима и других. Эти азербайджанские поэты вписали свои замечательные страницы в поэтическую летопись социалистического общества. Характерная для них гражданская активность отразилась и в созданной ими лирике, которая при всей жанровой специфике, составляет неотъемлемую часть их творчества.

С точки зрения философской насыщенности и идейного богатства особенно отличается мудрая поэзия Оамеда Вургуна, имеющая важное эмоционально-познавательное и воспитательное значение, Будучи национальным поэтом в самом возвышенном смысле слова, он по-новому раскрыл художественные возможности азербайджанской поэзии, неисчерпаемую красоту, музыку азербайджанского языка. Чем больше он обогащал национальные особенности своего творчества, чем глубже постигал народную жизнь, тем богаче проявились также его интернационализм, общечеловечность. Его творчество явилось лучшим подтверждением истины: подлинно национальное закономерно перерастает в интернациональное. Народные основы своей поэзии Самед Вургун органически синтезировал с партийной, классовой устремленностью. Уже в начальный период своего творческого пути, преодолев созерцательность и нотки пессишзма, навеянные неразделенной любовью, он посвящает себя активному служению социализму. Постижение революционного смысла философии марксизма-ленинизма, приобщение к живой практике социалистического обновления мира — главный фактор, благотворно отразившийся на его социальной активности. При этом такая активность нашла свое выражение во всех жанрах поэзии, в которых Самед Вургун творил, конечно, и в лирике тоже. Лирика поэта, как и вся его поэзия, прежде всего возвышает нового человека на долю которого выпала благородная миссия — созидание социалистического общества. Образ жизни строителя социализма по своей природе побуждает мыслить широкими, общенародными масштабами, а значит и лирика соответственно должна отличаться широтой проблематики. Поэтому мир лирического героя поразительно богат и разнообразен. Он, этот герой, постигается, прежде всего, в его свободном творческом труде, преобразующем, облагораживающем все сферы общественной жизни, возраждающем и возвышающем личность. Творческий труд, осмысленный в его физических и интеллектуальных проявлениях, по сути выступает как этическое и эстетическое понятие, как источник духовной красоты.

Лирический герой утверждает свое Я и сознанием причастность к судьбам родного народа, любимой Отчизне, готовностью к самопожертвованию ради ее счастья и блага" Его пламенный патриотизм составляет единство с искренним интернационализмом. Чувство родины у него включает в себя и глубокую любовь к родной природе, восхещение ее бесконечно многообразными красотами, несметными, неисчерпаемыми богатствами.

А это побуждает к заботливому отношению к природе, пробуждает чувство ответственности за ее защиту во имя блага нынешних и грядущих поколений.

Возвышенной нравственно-эстетической силой, цросветля-ющей и очищающей душевный мир лирического героя, служит любовь, которая, как во все времена, составляет душу поэзии. Это извечное, благородное человеческое чувство наполняется новым гуманистическим содержанием в социалистическом обществе «создающем условия для свободного развития личности, для ее счастья. Чувство любви у личности социалистического типа не обособлено от гражданского чувства, патриотизма и интернационализма, а пронизано искренней заботой о счастье всех.

Любовная лирика, как и все формы этого жанра в азербайджанской советской поэзии, возвышает духовно богатую, нравственно цельную, социально активную гармоническую личность. Эту главную цель советской поэзии с неповторимым своеобразием осуществляли Самед Вургун, Сулейман Рустам, Расул Рза, Микаил Мушфик, Осман Сарывелли, Мамед Рагим. В этом плане их художественно-эстетические достижения освоены последующими поколениями поэтов, сказавших свое новое слово в лирике, и достойных теоретического изучения.

— 137.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Тезисы о Фейербахе. К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
  2. К. К критике политической экономики. Предисловие. -К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т.13, с.5−9.
  3. К., Энгельс ф. Святое семейство. К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т.2, с.3−230.
  4. Маркс К."Энгельс Ф. Об искусстве. В двух томах, том первый, составил МихДифшиц. М., «Искусство», 1967, 584 с.
  5. К., Энгельс Ф. Об искусстве. В двух томах, том второй, составил Мих.Лифшиц. М., «Искусство», 1967, 727 с.
  6. Ф. Диалектика природы. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-ое изд., т.20, с. 343−626.
  7. ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т.21,с.23−178.
  8. В.И. Материализм и эмприокритицизм. В. И .Ленин. Полн. собр.соч., 5-е изд., т.18, с.7−384.
  9. В.И. Философские тетради. В. И. Ленин. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.29, 782 о.
  10. Ленин В. И, Задачи союзов молодежи. /Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г. В. И. Ленин. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.41,с. 298−318.
  11. В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре. В.И.
  12. Ленин. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.41, с. 462. Ленин В. И. Об идеологической работе. 2-е изд., М., Политиздат, 1969, 448 с.
  13. Официально-документальные штериалы.
  14. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, 256 с. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, 223 с. Материалы XXIX съезда КП Азербайджана. Баку, Азернешр, 1976, 180 с.
  15. Материалы XXX съезда КП Азербайджана. Баку, Азернешр, 1981,254с. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г.
  16. М., Политиздат, 1983, 80 с. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г.
  17. Газета «Правда» 14 февраля 1984 г. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г.
  18. Газета «Правда», II апреля 1984 г. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КШС от 26 апреля 1979 г., М. «Политиздат, 1979, 15 с. Черненко К. У. Избранные речи и статьи. М., Политиздат, 1981, 679 с.
  19. К.У. КПСС и права человека. 2-е изд., доп. М., АПН 1982, 296 с.
  20. Т.С. Проблема прекрасного и Азербайджанская советская поэзия. Автореф.канд.дис., Баку, 1967, 16 с,
  21. Ф. Поэзия. В кн.: Ф.Алегрия. Горизонт реализма. Перевод с испанского. М., „Прогресс“, 1974, с.165−266.
  22. И.С. Лирика Бахтияра Вагабзаде. Автореф.канд.дис., Баку, 1970, 26 с.
  23. Л. У очага поэзии. Очерк творчества Расула Гамзатова. М., „Советский писатель“, 1972, 312 с.
  24. Араз Мамед Каменный орел. Стихи. М., „Советский писатель“, 1975, III с.
  25. Араз Мамед Крылатые скалы. Стихи. Баку, „Язычы“, 1981, 202с.
  26. Аристотель. Поэтика. М., Гослитиздат, 1957, 183 с.
  27. Вл. „Это страсть сильнейшая.“ В кн.: Вл. Архипов, М. Ю. Лермонтов, поэзия познания и действия. М., Московский рабочий. 1965, с.75−98.
  28. A.M. Историко-эстетический анализ проблемы искусства и воспитания. Автореф.докт.дис., Баку, 1973, 59 с.
  29. A.M. Развитие социалистической духовной культуры взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. — В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М., „Прогресс“, 1980, с.56−60.
  30. Л.В. Песенная лирика С.Есенина, Авторе$.канд.дисс., М., 1973, 20 с.
  31. Барабаш, Юрий. Вопросы эстетики и поэтики. М."Современник», 1973, 320 с.
  32. М.М. Эстетика словестного творчества. М., «Искусство», 1969, 423 с.
  33. Баяты. Перевод с азербайджанского В.Кафарова. Баку, Азернешр, 1960, 120 с.
  34. В.Г. Идея искусства. В. Г. Белинский. Избр.соч., под редакцией Головенченко. М.-Л., Гослитиздат, 1949, с. 257−266.
  35. В.Г. Общая идея народной поэзии. В. Г. Белинский. Избр.соч., под редакцией Головенченко. М.-Л., Гослитиздат, 1949, с.286−308.
  36. В.Г. Стихотворения М.Лермонтова. В. Г. Белинский. Полн.собр.соч., т.1У, М., Изд-во АН СССР, 1954, с.479−547.
  37. В.Н. Стихотворения Полежаева. В. Г. Белинский. Полр. собр.соч., т.УЬМ., Изд-в0 АН СССР, 1955, с.119−160.
  38. В.Г. Статьи о Пушкине. В. Г. Белинский. Полн.собр. соч., т. УП, М., Изд-во АН СССР, 1955, с.97−582.
  39. Д.Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-е изд., доп., М., «Советский писатель», 1979, 624 с.
  40. Д.Д. Мир как красота. В кн.: А. а .Фет. Вечерние огни,-1412-е изд., M., «Наука», 1979, с.495−635.
  41. Блок Александр. Педант о поэте. В кн.: Ал.Блок. Собр.соч., в восьми томах, том пятый. М.-Л., Гослитиздат, 1962, с.25−30.
  42. Буало Никола. Поэтическое искусство. М., Гослитиздат, 1957, 231 с.
  43. Буткевич 0J3. Красота /Природа. Сущность. Форма/. Л., «Художник №СР», 1979, 438 с.
  44. . Не закрывай окно. Стихи и поэмы. М., «Советский писатель», 1982, 104с.
  45. В.Я. Поэзия революционного гушнизма. В кн.: Лирика 20-х годов. Ф., «Кыргызстан», 1976, с.5−21.
  46. В.В. Проблема прекрасного. М., Гослитиздат, 1957,264с.
  47. В.В. Эстетика романтизма. М., «Искусство», 1966,4ВЗс.
  48. В.В. Прогрес в искусстве. М.,"Искусство", 1973,256с.
  49. Василев Кирилл. Любовь. Перевод с болгарского. М., «Прогресс», 1982, 384с.
  50. С. О советской поэзии. В кн.: Второй Всесоюзный съезд советских писателей. 15−26 декабря 1954 года. Стенографический отчет /Общая ред.: М. Бажан и др./ М., «Советский писатель», 1956, g.57−78.
  51. Bypi^h С. Избранные произведения. Л., «Советский писатель», 1977, 766с.
  52. Д.В. 0 лирике 30-х годов. В кн.: Лирика 30-х годов, 2-е изд., Ф. «Кнргызыстан», 1977, с.5−32.
  53. Гегель. Арабская философия. В кн.: Гегель. Сочинения, том XI. Лекции по истории философии, кн.третья. М.-Л., Соцэкгиз, 1935, с.99−106.
  54. Гегель. Прекрасное в искусстве, или идеал. В кн.: Гегель. Сочинения, т. ХП, Лекции по эстетике. кн.первая.М.""Государственное социально-экономическое изд-во", 1938, с.156−307.
  55. Гегель. Внешняя определенность идеала. В кн.: Гегель. Эстетика. В четырех томах, том первый, М., 1968, с.253−290.
  56. Гегель. Символика возвышенного. В кн.: Гегель. Эстетика. В четырех томах, том второй. М., «Искусство», 1969, с.72−87.
  57. Гегель. Речи директора гимназии 29 сентября 1809 г. В кн.: Гегель. Работы разных лет. В двух томах, т.1. М., «Мысль», 1970, с.395−410.
  58. Гегель. Лирическая поэзия. В кн.: Гегель. Эстетика. В четырех томах, том третий. М., «Искусство», 1971, с.492−537.
  59. Гегель. Из ранних произведений. 1788−1801. В кн.: Гегель. Эстетика. В четырех томах, том четвертый. М., «Искусство», 1973, с.9−48.
  60. Гегель. Иенский период 1801—1807. В кн.: Гегель. Эстетика. В четырех томах, том четвертый. М., «Искусство», 1973, с. 51−80.
  61. Л.Я. Опыт философской лирики. В кн.: Поэтика. Сборник статей, т.5, Л., «Академия», 1929, с. 72−104.
  62. Л.Я. 0 лирике" Изд.2-е, доп., М., «Советский писатель», 1974, 408 с.
  63. Н.В. Несколько слов о Пушкине. В кн.: Н. В. Гоголь. Полн.собр.соч., статьи т.УШ. Изд-во АН СССР. Л., 1952, с.50−55.
  64. Н.В. В чем же наконец, существо русской поэзии и в чем же ее особенность. В кн.: Н. В. Гоголь. Собр.соч., в шести томах, т.шестой. Избранные статьи и письма. М., Гослитиздат, 1959, с.159−203.
  65. А.Е. Вещая душа /Ф.Тютчев/. В кн.: А. Е. Горелов .Три судьбы. Л., «Советский писатель», 1980, с. 9−172.
  66. .П. Русские лирики. Историкогшиературные очерки. Л., «Наука», 1974, 160 с.
  67. М. О социалистическом реализме. В кн.: М., Горький. Собр.соч., в 30-ти томах, том 27, М., Гослитиздат, 1953, с. 5−13.
  68. М. О языке. В кн.: М.Горький. Собр.соч., в 30-ти томах, т.27, М., Гослитиздат, 1953, с.164−170.
  69. В.А. Болдинская лирика Пушкина /1830 год/, 2-е изд., Горький, Волго-Вятское книжное изд-во. 1980, 159 с.
  70. А.Д. Слово о поэзии Тютчева. М., «Наука», 1980,348с.
  71. Дадашзаде Арас. Певец жизни /Раздумья о Вагифе/. Баку, Изд-во АН Азерй, ССР, 1968, 140 с.
  72. А.И. Любовь и ирония и здравый смысл. В кн.: А. И. Дейч. Поэтический мир Генриха Гейне. М., Гослитиздат, 1963, с.37−142.
  73. Л .К. В 1910-е годы. Лирический герой Блока. «Ночные часы» и «Возмездие». В кн.: Л. К .Долгополов. Александр Блок, личность и творчество. 2-е изд. Л., «Наука», 1980, с.97−137.
  74. Л.К. Эстетика Блока. В кн.: Л. К .Долгополов. Александр Елок, личность и творчество, 2-е изд. Л., «Наука», 1980, с. 138−158.
  75. A.A. Одушевленная Вселенная, Философская лирика Бансуй.* В кн.: А. А .Долин. Японский романтизм и становление новой поэзии. М., «Наука», 1978, с.205−220.
  76. Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., «Наука», 1975, 168 с.
  77. В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л., «Наука», 1978, 184 с.
  78. Г. Л. Искусство как творчество. М.,"Искусство", 1972, с. 184.
  79. В.М. Байрон и Пушкин. Избранные труды. Л.,"Наука", 1978, 424 с.
  80. Л.А. Процесс эстетического отражения. М.,"Искусство", 1969, 174 с.
  81. Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971,167с.
  82. С.Н. Мастерство М.ЮЛермонтова /Лирика 1837−1841/. Автореф.канд.дис., М., 1963, 19 с.
  83. Ш. Ю. Философия Махмуда Шабустари. Баку, «Элм», 1976 169с.
  84. Ф.Ф. Мировоззрение Физули. Автореф, докт.дис., Баку, 1966, 108 с.
  85. А.Е. Философские мотивы в лирике Лермонтова, Авто-ре§.канд.дис., М, 1965, 16 с.
  86. Киященко Ы, И. Сущность прекрасного, М., «Мо&лодая гвардия», 1977, 192с.
  87. Корман В, 0, Лирика Некрасова, Изд.2-е, переработанное и дополненное, Ижевск, «Удмурдия», 1978, 300 с.
  88. С. О Есенине и его поэзии. В кн.: Сергей Есенин. «Золотой посев». Лирика, поэмы. М., Воениздат, 1976, с.5−22.
  89. Л .В. Поэтика Александра Блока. Изд-во московского университета, 1973, 230 с.
  90. И.Т. В огне и холоде тревог /трагедия человека в лирике 1906−1914 годов/. В кн.: И. Т, Крук. Поэзия Александра Блока. М., «Просвещение», 1970, с.87−136.
  91. В.Б. философские и этические проблемы в поэзии Юнуса Эщ>е. В кн.: В. Б. Куделин. Поэзия Юнуса Эмре. М.,"Наука", 1980, с.26−46.
  92. В.Б. Основные аспекты лирики Юнуса Эмре. В кн.: В. Б. Куделин. Поэзия Юнуса Эмре. М., «Наука», 1980, с.47−67.
  93. Кулиев Кайсын. Два голоса. В кн.: К.Кулиев. Так растет и дерево. М., «Современник», 1975, с.20−29.
  94. Кулиев Кайсын. Перечитывая Фета. В кн.: КЛСулиев. Так растет и дерево. М., «Современник», 1975, с.77−86.
  95. С.Н. Поэтическое в искусстве. М.,"Искусство".1966, 176с.
  96. Лирика китайских классиков. Вступительная статья ОЛ.Фишмана.-146Л." Дениздат, 1962, 183с.
  97. Е.А. 0 субъективном начале в романтической лирике Пушкина. -В кн.: Искусство слова. М., «Наука», 1973, с.81−89.
  98. Е.А. Философская поэзия Пушкина и любомудры. В кн.: Е. А. Маймин. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры. М.,"Наука", 1976, с.107−143.
  99. Е.А. Философская лирика Тютчева. В кн.: Е. А. Маймин. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры. М.,"Наука", 1976, с.143−187.
  100. P.A. Социально-политические и этические воззрения Мухаммеда Физули. Автореф.канд.дис., Баку, 1963, 18 с.
  101. Ю.В. Русская философская эстетика. /1820−1830-е годы/. М." «Искусство», 1969, 304с.
  102. Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., «Наука», 1976,376с.
  103. A.M. Поэтический мир Есенина. М., «Советский писатель», 1972, 312с.
  104. Ал. Поэтический мир Блока. В кн.: В мире Блока «Сборник статей. М., „Советский писатель“, 1980, с.135−165.
  105. Г. П. Творчество А.С.Пушкина, в 1830-е годы./1830−1833/. Л., „Худож.лит-ра“, 1974, 334с.
  106. Д.В. философские и этические воззрения Низами.Баку, Изд-во АН Азерб. ССР, 1962, 156 с.
  107. Д.В. Мир идей Низами и современность. Автореф.докт. дис., Баку, 1967, 49 с.
  108. Н. Али Сардар Джафри и его поэзия. Ташкент, Изд-во „Фан“ „Узбекской ССР, 1969, 137 с.
  109. М. Звени, тар. Стихотворения и поэмы. Баку, „Язычы“, 1981, 261с.
  110. Народная поэзия Азербайджана. Л., „Советский писатель“, 1978, 447с.
  111. B.C. Поэзия и судьба. М.,"Советский пи са те ль“, 1983, 368с.
  112. Несими. Лирика. Баку, „Язычы“, 1981, 89 с.
  113. Низами Гянджеви. Лирика. Баку, „Язычы“, 1979, 57с.
  114. Низами Гянджеви. Лирика. Баку, „Язычы“, 1981, 139с.
  115. М.Ф. Искусство и капитализм. М.""Искусство», 1979, 343с.
  116. И.В. Творчество Ф.И.Тютчева 1850-х начало 1870-х годов. Автореф.канд.дис., М., 1963, 20 с.
  117. К.В. Поэтическое наследие Тютчева. В кн.: Ф. И .Тютчев. Лирика. М., «Наука», 1966, с.273−213.
  118. К.В. Лирик-мыслитель-художник. В кн.: К. В. Пигарев. Ф. И. Тютчев и его время. М.,"Советский писатель", 1978,333с.
  119. Ф. Маяковский и лирика эпохи. В кн.: Маяковский и современность. Сборник статей. М., «Современник», 1977, с. 248−289.
  120. Поэтика. Сборник статей, т.1., Л.,"Академия", 1926, 164с.
  121. Поэтический строй русской лирики. Л., «Наука», 1973, 352с.
  122. Природа и функции эстетического. М., «Искусство», 1968, 288с.
  123. Пушкин AJ3. Баратынский. в кн.: А. С. Пушкин. Полн.собр.соч., в 13-ти томах, т. И, М., АН СССР, 1949, с.185−187.
  124. С. Избранное. Стихи. Баку, «Гянджлик», 1978, 368с.
  125. Сарывелли 0. Фиалки. Стихи. Баку, «Язычы», 1982, 175 с.
  126. Н. Россия у Александра Блока и поэтическая традиция Некрасова. В кн.: В мире Блока. Сборник статей. М., «Советский писатель», 1980, с, 85−114.
  127. В.Д. Реализм лирической поэзии. М.,"Наука", 1975, 368с.
  128. И.Ф. Прекрасное в человеке. Лениздат, 1962,190с.
  129. Coca Рафаель. Эстетические проблемы лирики. Автореф.канд.дис., 1. M. f 1966, 22c.
  130. P.C. А.Блок. Философская лирика 1910-х годов. Пермь,
  131. Пермский университет, 1978, П2с. Степанов НЛ. Лирика Пушкина. Очерки и этвды. 2-е изд. М.,
  132. Искусство", 1969, 351с. Столович Л. Ы. Природа эстетической ценности. М., Политиздат, 1972, 272 с.
  133. А.Е. 0 Тютчеве. В кн.: Ф. И. Тютчев. Избранная лирика.
  134. Кемерово, Кемеровское книжное издательство, 1979, с.3−14. Тимофеев Л. 0 гуманизме в творчестве Блока. В кн.: В мире Блока. Сборник статей. М., «Советский писатель» 1980 с. Hö-rn.
  135. Наука", 1969, 424с. Усок И. Е. Проблема личности в лирике Лермонтова I836-I84I гг.
  136. Автореф.канд.дисс., М., 1964, 19с. Физули. Лирика. Баку, «Язычы», 1981, 71 с. Филипьев Ю. А. Сигнал эстетической информации. М.,"Наука", 1971, П2с.
  137. Л.А. Тютчев и античность. В кн.: Античность и современность.М., «Наука», 1972, с.444−456. Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма. Л."Наука", 1971, 294с.
  138. Л.Г. Творческий путь.Баратынского /1800−1844/. М., «Наука», 1966, 142с.
  139. Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумзр-кова до Некрасова. «Наука», 1973, 167с.
  140. Хагани. Лирика. Баку, «Язычы», 1982, 285с.
  141. В. Анализ красоты. Л.-М., «Искусство», 1958, 339с.
  142. Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. М., Гослитиздат, 1955,221с.
  143. М.А. 0 художественной целостности лирики Ф.И.Тютчева. В кн.: Лирическая и эпическая поэзия XIX века, сборник научных трудов. Л., 1976, с.52−62.
  144. A.B. Движения мысли в лирике Фета. В кн.: Искусство слова. М., «Наука», 1973, с.239−246.
  145. Е.В. эстетические проблемы дагестанской поэзии. Автореф. канд.дисс., М., 1971, 32с.
  146. С.А. Чешская поэзия XX века. 20−30 годы. М.,"Наука", 1973, 464с.
  147. В.П. Гармония как эстетическая категория. М.,"Наука", 1973, 256 с.
  148. К. Бенедиктов, Некрасов, Фет. В кн.: Поэтика, сборник статей, т.5, Л., «Академия», 1929, с.105−134.
  149. Шпенглер 0. Философия лирики. Озарь, 1923, 15 с.
  150. И.В. Поэзия Гая Валерия Катула. Типология художественного мышления и образ человека. М., «Наука», 1977, 260 с.
  151. Ч.М. Сэмэд Вуррун поетикасы. Бакы,"Кэнчлик", 1976, 160 с.
  152. Абдуллаэ’ев Ч. М. Лирика вэ заман. Бакы, «Ja3H4H», 1982, 179 с. Араелы h. Физулинин лирикасы. Бах.: Ьэмид Араслы. Фтзули. Бакы, Азэрбадчан Ушаг вэ Кэнчлэр Эдэбизэаты нэпцндзаты. 1958, с.112−137.
  153. A.M. Инчэсэнэт вэ тэрбизэ. Бакы, «Кэнчлик», 1967, 191 с. Вуррун Сэмэд. Эсэрлэри. YI чилдцэ, I ч. Ше"рлэр /1924−1937/.
  154. Бакы, Азерб. ССР ЕА нэшриздаты, I960, 330 с. Вуррун Сэмэд. Эсэрлэри. YI чилдцэ, II ч. Ше"рлэр /1938−1956/.
  155. Бакы, Азэрб. ССР ЕА нэшриозаты, I960, 374 с. Вуррун Сэмэд. Эсэрлэри. YI чилдцэ, Y ч. Мэгалэлэр /1925−1946чы иллэр/. Бакы, «Елм», 1972, 426 с. Вуррун Сэмэд. Эсэрлэри. YI чилдцэ, YI ч. Мэгалэлэр /1947−1956/.
  156. Бакы, «Елм», 1972, 462 с. Гарамэммэдпи J.A. Бэдии характер вэ образ анладышларынын нис-бэти. Азэрб. ССР ЕА-нын хэбэрлэри. Тарих, фэлсэфэ вэ йггуг серидасы. Бакы, 1980, № 3, с. II4-I22.
  157. Ф.Ф. «Гэм нарваны» захуд зулмэтдэ нур. /Фузулинин дунзакеруплг/. Бакы, Азэрнэшр, 360 с.
  158. Гул и о ев Ч.С. С. Вуррун зарадычылырында естетика мэсэлэлэри. Бакы, Азэрнэшр, 1966, 171 с.
  159. М.Л. Фузулинин лирикасы. Бакы, Азэрб. ССР ЕА нэшрвда-ты, 1965, 476 с.
  160. Гурбанов Б.-0. Естетика алэминэ сэзайэт. Бакы, «Кэнчлик», 1977, 70 с.
  161. Дадашзадэ Араз. ХПП эср Aзэpбajчaн лирикасы. Бакы, «Епм», 1980, 228 с.
  162. Х.Ь. Низаминин лирикасы. Бакы, Азерб. ССР ЕА «эшризза-ты, 1968, 272 с.
  163. Л.А. Бэдии характер анлазышына дайр. С. М. Киров ады-на АДУ-нун елми эсэрлэри. Тарих вэ фэлсэфэ серизасы. Бакы, 1972, № 7, с. 68−73.
  164. Кечэрли Фиридун 693. Ьэгиги кезэллик вэ Ьэрэкэтсиз нэфсимиз. -Бах.: Ф.Кечэрли. Сечилмиш эсэрлэри. Бакы, Азэрб. ССР ЕА нэш-риззаты, 1963, с.218−228.
  165. МеЬди Ь. Эдэбиззат вэ сэнэт мэсэлэлэри. Бакы, Азэрнэшр, 1958, 612 с.
  166. МеЬди Ь. Сэмэд Вуррун. Бах.: Сэмэд Вуррун. Эсэрлэри. У1 чилд-дэ, I ч. Бакы, Азэрб. ССР ЕА нэшриззаты, 1960, с.5−31.
Заполнить форму текущей работой