Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного — младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее весомый результат применения в работе с детьми отдельных технологий показали такие технологии, как гимнастика для глаз, технология коммуникативной игры, фонетическая ритмика. Применение в работе с детьми технологии коммуникативной игры позволило наблюдать формирование у детей представления об искусстве человеческих взаимоотношений, обучение диалогу, дискуссии, беседеу детей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ, СБЕРЕГАЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ
    • 1. 1. Первые попытки применения различных методик оздоровления (исторический аспект)
    • 1. 2. Понятие «педагогическая технология»
    • 1. 3. Здоровьесберегающая педагогика. Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий
    • 1. 4. Здоровый ребенок в условиях дошкольного образовательного учреждения и проблемы адаптации к школьному обучению
  • Выводы к первой главе
  • Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО -МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Организация исследования. Этапы педагогического проектирования
    • 2. 2. Выбор критериев оценки качества педагогических здоровьесберегающих технологий
    • 2. 3. Классификация здоровьесберегающих педагогических технологий и оценка их результативности
    • 2. 4. Применение здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях ДОУ
    • 2. 5. Применение здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ и начальной школе
  • Коррекция остроты зрения у дошкольников
  • Работа с детьми, имеющими диагноз ОНР
  • Влияние педагогических здоровьесберегающих технологий на готовность к школьному обучению
  • Изучение процесса адаптации первоклассников
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного — младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже XX — XXI веков все чаще стали появляться публикации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательных учреждений. Специалисты обосновывают необходимость включения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольных и общеобразовательных учреждений (В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, И. В. Чупаха и др.).

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, особенно дошкольных, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и получила в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Если в двадцатом веке основные надежды на сохранение здоровья связывались с деятельностью медицинского персонала и выполнением требований санитарных правил и норм, то в разработке новой стратегии здоровья идет смещение акцента с лечебной медицины на педагогические методы сохранения здоровья детей (Е. Н. Барышников, В. С. Кукушин, Н. М, Сократов и др.).

Анализ теории и практики позволил обнаружить несоответствия между содержанием программ дошкольного воспитания, учитывающих в основном лишь физическое, нравственное, эстетическое развитие ребенка, и современным направлением в сфере образования, направленным на индивидуальное здоровье каждого ребенка, между традиционными установками на педагогический процесс образовательного учреждения и здоровьесберегающим процессом воздействия.

Тема преемственности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и начальной школы была и остается особенно актуальной, а результативность обучения в младших классах общеобразовательной школы в значительной степени определяется перспективностью работы педагогов ДОУ (М. М. Безруких, В. И. Ковалько, А. К. Колеченко и др.).

Несмотря на то, что перед педагогами стоит задача непрерывности образования, преемственность между ДОУ и школой недостаточна. Существуют две разрозненные системы образования, которые могут быть единой. Именно поэтому затруднена адаптация детей в первом классе общеобразовательной школы, а при проявлении патологической адаптации ребенок вынужден расплачиваться своим здоровьем.

В связи с этим актуальность настоящего исследования определяется объективной необходимостью решения задач сохранения здоровья детей и обеспечения их нормальной адаптации при поступлении в общеобразовательную школу путем введения в образовательный процесс педагогических здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, их адаптации к школьным нагрузкам. Это стало определяющим в выборе темы диссертационного исследования.

Объект исследования: педагогические здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия применения здоровьесберегающих педагогических технологий, связанные с особенностями перехода детей из дошкольного учреждения в образовательную школу.

Цель исследования: определить условия максимально эффективного применения здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном учреждении (ОУ) — сформулировать основные признаки реализации здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного — младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования. Учет определенных педагогических условий, обеспечивающих применение комплекса педагогических технологий в работе образовательного учреждения, позволит сохранить и укрепить здоровье детей, а также обеспечит нормальную адаптацию к началу школьного обучения, если:

• будут созданы условия, позволяющие сформировать в ОУ здоровьесберегающую деятельность: педагогическая деятельность будет осуществляться на основе принципов системности, непрерывности, последовательности, личностно ориентированного подхода к ребенку;

• педагогические здоровьесберегающие технологии будут индивидуально подобраны каждому ребенку в соответствии с показаниями педагогов и медицинских работников;

• будет обеспечена организация непрерывности образования, преемственности между ДОУ и общеобразовательной школой;

• будет сформирована валеологическая грамотность педагогов ОУ в области здоровьесбережения;

• будут сформированы мотивации к здоровому образу жизни и обеспечено взаимодействие между педагогам ОУ и родителями детей.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические работы о педагогических технологиях здоровьесберегающей направленности.

2. Изучить особенности условий применения педагогических здоровьесберегающих технологий.

3. Обосновать продуктивность конкретных технологий, используемых в практике работы с детьми.

4. Оценить на практике результативность комплексов здоровьесберегающих педагогических технологий применительно к данной группе детей.

5. Разработать методические рекомендации для воспитателей по применению комплекса здоровьесберегающих технологий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

• теоретические основы валеологии (И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, А. Г. Щедрина и др.);

• комплекс идей и научных положений, обусловленных концепцией сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов (С. В. Алексеев, С. М. Громбах, Э. М. Казин, В. В. Колбанов и др-);

• идеи демократизации школы и гуманизации образования (И. Ю. Алексашина, С. Л. Братченко, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Л. С. Выготский, И. А. Колесникова и др.);

• образовательные идеи ученых-медиков и педагогов XIX — XX веков (А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов и др.);

• личностно ориентированный, ненасильственный и здоровьесберегающий подход к воспитанию (Е. Н. Барышников, В. С. Кукушин, Н. М. Сократов и др.);

• концепция психолого-педагогического сопровождения, предлагающая создание в образовательном процессе системы условий, решающих задачи успешного обучения и развития его субъектов (А. К. Колеченко, М. Н. Кузнецова, Н. В. Нищева, Л. М. Шипицына и др.);

• разработки в области педагогических технологий (В. И. Ковалько, А. К. Колеченко, Г. К. Селевко, И. В. Чупаха и др.);

• разработки в области здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста: (Н. Н. Куинджи, Е. А. Алябьева, В. Г. Алямовская, М. М. Безруких, М. Н. Чистякова, С. А. Козлова и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось методами теоретического анализа педагогической и медицинской литературыанализа состояния здоровья современных дошкольников и учащихся младших классовнаблюдения, экспертизы валеологической деятельности в ОУанкетирования педагогов и родителей, тестирования, осуществления педагогического эксперимента- ' математического анализа результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 149 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с осуществлением приоритетного физического развития детейДОУ № 59 Центрального района Санкт-Петербурга, общеразвивающего вида и с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанниковсредней школы № 106 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа:

Подготовительный (2003 — 2004) — изучение литературы по исследуемой проблеме. Изучение предпосылок необходимости использования здоровьесберегающих педагогических технологий: изучение динамики заболеваемости детей-дошкольников, обоснование выбора технологий, создание необходимых условий и приобретение необходимого оборудования для решения конкретных задач. Разработка гипотезы исследования.

Начальный этап эксперимента (2004 — 2005) — работа с педагогами и родителями детейсоздание индивидуальных паспортов здоровья детейапробация методов диагностики.

Практический этап эксперимента (2005 — 2006) — апробация и внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий, выбор технологий в зависимости от индивидуального здоровья конкретного дошкольника, определение условий и признаков максимального эффективного применения здоровьесберегающих педагогических технологий.

Обобщающий этап (2006 — 2008) — оценка качества оздоровительной работы и обработка экспериментальных данных. Теоретическое осмысление результатов работы, их систематизация и обобщение.

Научная новизна. Разработаны методы отбора и оценки качества здоровьесберегающих педагогических технологий. Определены условия, при которых использование комплекса здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе детей старшего дошкольногомладшего школьного возраста позволит сформировать у ребенка необходимые качества, позволяющие адаптироваться к началу школьного обучения, а также сохранить и укрепить здоровье.

Теоретическая значимость. Обоснованы организационно-педагогические условия применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного — младшего школьного возраста. Расширено традиционное представление о влиянии здоровьесберегающей деятельности на здоровье ребенка. Показана роль педагогических здоровьесберегающих технологий, наряду с гигиеническими факторами, в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Практическая значимость. Разработаны и апробированы на практике методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении: выбор, внедрение и рациональное использование». Выделен комплекс диагностических методик оценки качества педагогических здоровьесберегающих технологий. Апробирован и скорректирован для конкретных условий авторский вариант цветной проективной методики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного — младшего школьного возраста обеспечиваются созданием и внедрением в педагогический процесс комплекса организационно-педагогических условий оздоровительной направленности.

2. Комплексное использование здоровьесберегающих педагогических технологий обеспечивает преемственность от одной ступени обучения к другой в педагогике оздоровления как целостного процесса.

3. Результативность здоровьесберегающих педагогических технологий обеспечивается спиралеобразным процессом деятельности, когда результат непрерывно отслеживается и дает основания для внесения коррекции в педагогический процесс (диагностика — прогнозпедагогические действия — диагностика — и т. д.).

4. Критериями результативности здоровьесберегающих педагогических технологий являются изменения ценностных ориентаций, I направленность потребностно-мотивационной сферы субъектов образовательного процесса на здоровый образ жизни и формирование здравотворческого поведения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные научные и практические результаты диссертации были представлены для обсуждения в виде докладов и сообщений на следующих конференциях и семинарах: «Учим и воспитываем детей быть здоровыми», СПбА11 110, май.

2005 г.- «Организация предметно-пространственной среды в ДОУ как фактор гармоничного развития дошкольника», РГГТУ им. А. И. Герцена, февраль.

2006 г.- «Здоровьесберегающие педагогические технологии: педагогический потенциал и условия реализации», СПбАППО, июнь 2006 г.- «Проблемы демографии медицины и здоровья населения России: история и современность», г. Пенза, март 2006 г.- «Здоровье детей — залог успешного воспитания!», ДК «Первомайский», Санкт-Петербург, ноябрь 2006 г.;

Готовность и адаптация ребенка к обучению в школе", СПбАППО, апрель 2007 г.- V Международный научный конгресс валеологов «Здоровье человека — 5», СПбАППО, сентябрь 2007 г.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: методологической базой исследованияадекватностью теоретических и практических методов исследования его методологической базе, целям и задачамдлительностью, системностью и систематичностью экспериментальной работыподтверждением полученных выводов данными педагогической практики образованияматематическим анализом полученных данных.

Основные положения диссертации были опубликованы в шести научных работах.

ВЫВОДЫ.

1. В современной литературе основное внимание уделяется сбережению здоровья детей в образовательных учреждениях. Содержание нашей работы составляет процесс сохранения и укрепления здоровья детей, а также формирования знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения. Термин «здоровьесберегающий» недостаточно полно раскрывает результативность используемых технологий.

2. Комплексы используемых здоровьесберегающих педагогических технологий дают многосторонний результат: оптимизация показателей индивидуального здоровья, развитие мотивационно-потребностной сферы, расширение диапазона коммуникативной и поведенческой сферы.

3. Наиболее весомый результат применения в работе с детьми отдельных технологий показали такие технологии, как гимнастика для глаз, технология коммуникативной игры, фонетическая ритмика. Применение в работе с детьми технологии коммуникативной игры позволило наблюдать формирование у детей представления об искусстве человеческих взаимоотношений, обучение диалогу, дискуссии, беседеу детей сформировывались эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людямповысилась самооценка. Фонетическая ритмика позволила с большей эффективностью вести работу по формированию грамотной речи детей. Большое влияние на коррекцию поведения ребенка и формирование адекватного отношения к окружающему миру оказали такие технологии, как сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия, психогимнастика, технология коррекции поведения.

4. Используемые в комплексе такие технологии, как дыхательная гимнастика, точечный самомассаж, пальчиковая гимнастика, самомассаж, включение динамических пауз на занятиях и релаксация, позволили говорить о сохранении здоровья у детей. Показатели заболеваемости детей-первоклассников в 2005 — 2006 г. снизились почти в два раза (в сравнении с контрольными группами детей).

5. Мы можем сказать об укреплении здоровья детей, что подтверждают показатели улучшения функционального состояния организма детей и их физической подготовленности. Согласно полученным данным, этому способствуют такие технологии, как технология использования физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр, стретчинг, ритмопластика, релаксация. Используемые в комплексе педагогические здоровьесберегающие технологии позволяют говорить о сохранении и укреплении здоровья у детей.

6. Исследование показало наличие преемственности в развитии дошкольников и младших школьников. (Нормальная адаптация к обучению в первом классе у 82% детей).

Заключение

.

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, особенно дошкольных, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.

Анализ литературы позволил определить педагогические технологии, наиболее востребованные в дошкольных учреждениях: если раньше в основном использовались медицинские технологии (массаж, витамины, водные процедуры, воздушные и солнечные ванны), пропагандировался детский спорт, гигиеническая организация среды, сон на воздухе, то, начиная с 1990;х годов, популярными становятся педагогические здоровьесберегающие технологиикроме того, появились технологии обучения и коррекционные технологии, что вызвано большим процентом детей с болезнями нервной системы, гиперактивных детей, нуждающихся в сопровождении психолога.

Анализ литературы и практики позволил обнаружить несоответствие между содержанием программ дошкольного воспитания, учитывающих в основном лишь физическое, нравственное, эстетическое развитие ребенка, и современным направлением в сфере дошкольного образования, направленным на индивидуальное здоровье каждого ребенка, между традиционными установками на педагогический процесс ОУ и здоровьесберегающим процессом воздействия.

Оздоровительная работа, проводимая в течение нескольких лет с детьми старшего дошкольного — младшего школьного возраста, показала видимые изменения в развитии и здоровье воспитанников.

Исследование доказало, что включение в распорядок дня ОУ здоровьесберегающих педагогических технологий при условии соблюдения принципов непрерывности, последовательности, личностно ориентированного подхода к ребенку оказывают положительное влияние на адаптационные возможности ребенка при поступлении в общеобразовательную школу.

Одним из основных требований применения комплекса здоровьесберегающих педагогических технологий было условие, при котором все технологии были подобраны к каждому ребенку индивидуально, в соответствии с показателями его индивидуального здоровья. В этой работе участвовали педагоги, специалисты и медицинские работники ОУ.

Полученные результаты исследования позволили утверждать, что внедрение комплекса здоровьесберегающих. педагогических технологий в работу с детьми-дошкольниками повлияло на мотивационную готовность к школе детей старшего дошкольного возраста, оказало влияние на положительную адаптацию в первом классе общеобразовательной школы, а также позволило говорить о сохранении и укреплении здоровья детей.

Одним из условий результативности работы с детьми явилась организация непрерывности на этапе перехода от дошкольного к школьному образованию. Учащиеся первых классов, организованных на базе дошкольного учреждения, имели лучшие показатели по исследуемым направлениям.

Необходимыми условиями успешного внедрения в практику работы ОУ здоровьесберегающих технологий является высокая валеологическая грамотность педагогов в области здоровьесбережения, а также обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ОУ и семьи в вопросах сбережения здоровья детей.

Таким образом, можно сказать, что учет определенных педагогических условий, обеспечивающих применение комплекса педагогических здоровьесберегающих технологий в работе ОУ, позволил сохранить здоровье детей, а также обеспечил нормальную адаптацию к началу школьного обучения в общеобразовательной школе, что подтвердило выдвинутую гипотезу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой. — М.: 1982. — 54 с.
  2. И. Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. СПб: СпецЛит, 2000. — 223 с.
  3. С. В. Город и окружающая среда: пособие для учителя. -СПб: Крисмаст, 1996. 61 с.
  4. Е. А. Психогимнастика в детском саду. М.: СФЕРА, 2003.-86 с.
  5. В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания. Н. Новгород:1998.- 136 с.
  6. Н. М. Раздумья о здоровье. 3-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  7. Антология педагогической мысли России 18 века / Сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1995. — 48 с.
  8. Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века. -М.: 2000. 85 с.
  9. М. В. Гигиена детей и подростков М.: Педагогика, 1977.-335 с.
  10. В. М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001.-160 с.
  11. В. Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. -Новосибирск: Наука, 1991. 54 с.
  12. А. И. Его величество ребенок, какой он есть. Караганда:1999.-360 с.
  13. Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения. — Учебно-методическое пособие. СПб: СПбАППО, 2005. 242 с.
  14. М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  15. М. М. Здоровьесберегающая школа. М.: 2004. — 240 с.
  16. М. М., Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  17. К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: 2005. -57 с.
  18. И.И. Краткое наставление с некоторыми примечаниями о воспитании физическом детей от их рождения до отрочества. — СПб.: 1766−254 с.
  19. Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольном учреждении. -М.: мозаика-синтез, 2005. 109 с.
  20. М. В. XX век Российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002.-317 с.
  21. С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу. СПб: 2003.-55 с.
  22. И. И. Валеология наука о здоровье. — М.: ФиС, 1990. -206 с.
  23. И. П. Научите детей не болеть. М.: 2004 — 254 с.
  24. К. Н. Свободное воспитание. Сборник. Составитель Л. Д. Филоненко. -М.: АПО, 1993.-312 с.
  25. А. Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5−7 лет. СПб: Образование, 1992. -86 с.
  26. Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. -М.: Просвещение, 1993.-205 с.
  27. Г. А. Логопедическая ритмика. СПб: Петербург — XXI век, 2004. — 285 с.
  28. Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 77 с.
  29. В. Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования. Гуманизация образования. Теория. Практика. — СПб: 1994. — 56 с.
  30. И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: НЦ ЭНАС, 2004. — 140 с.
  31. Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: 2001. — 303 с.
  32. Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  33. А. С. Игры, которые лечат. М.: 2001. — 32 с.
  34. И.Н. Антропологические воззрения К.Н. Вентцеля на вопросы теории свободного воспитания // Эхо: сборник статей. Выпуск № 4. Изд-во МПУ, 2000. С. 71−77.
  35. А. И. О воспитании и образовании. Сборник. Составитель В. Н. Ширяев. М.: Педагогика, 1990. — 315 с.
  36. Л. Д., Овсянкин, В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 1999. -175 с.
  37. Л. Д. Физкультура дошкольникам. Программа и программные требования. -М.: ВЛАДОС, 1999. — 142 с.
  38. В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятности и математической статистике. М.: Высшая школа, 1975.-333 с.
  39. А. А. Коллективная психотерапия. М.: 1969, — 60 с.
  40. С. М. Акцелерация развития и состояния здоровья детей и подростков. — М.: Медицина и здоровье, 1980. 178 с.
  41. С. М. Первые русские ученые медики. / Советская медицина, 1945, № 7 8.
  42. Гуманизация образования. Теория. Практика. / Под ред. Воронцовой В. Г., СПб: СПбГУПМ, 1994. — 96 с.
  43. Гун Г. Е. Современные технологии и проблемы охраны здоровья. -СПб.: ЛОИРО, 2000. 142 с.
  44. Г. Г., Янкулин В. И. Гимнастика для глаз. М.: Физкультура и спорт. 1998.
  45. В. И. Екатерина II. Наставление к воспитанию внуков. -М.: 1994.- 128 с.
  46. Диагностическая работа в детском саду, или как лучше понять ребенка / Под ред. Е. А. Ничепорюк, Г. Д. Посевиной. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2005. — 280 с.
  47. В. А., Голубева Л. Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. -М.: Просвещение, 2006. 140 с.
  48. Дошкольное образование России в документах и материалах. М.: 2004. — 639 с.
  49. Дошкольное образование в Санкт-Петербурге. Аналитический отчет. СПб.: 2003. — 117 с.
  50. А. А. Открытое письмо врача учителю. — Махачкала: Дачучпедгиз, 1989. 30 с.
  51. Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. М.: РиоД, 2005. — 501 с.
  52. В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. — СПб.: Тускорорс, 2000. — 184 с.
  53. М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики. М.: ИНФРА-М, 2000. — 405 с.
  54. Г. К. Валеологические проблемы педагогической деятельности // Валеология. 1997, № 2, с. 21.
  55. А. Н. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982. — 384 с.
  56. О. В. Сказка в гостях у психолога. СПб: 2001. 152 с.
  57. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. Сборник статей и документов / Под ред. Оверчук Т. И. М.: 2004. -350 с.
  58. Здоровье школьника. Сто гигиенических правил // ж. Народное образование, 1901.-25 с.
  59. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: 2004. — 122 с.
  60. Здоровый ребенок в здоровом социуме. Научно-практический сборник инновационного опыта. Автор-составитель Чупаха И. В., Ставрополь: 1999. 156 с.
  61. Здоровье и образование. Материалы международного конгресса валеологов Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические проблемы валеологии» / Под ред Колбанова В. В. СПб: 1999. — 223 с.
  62. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии). СПб: 1998. 349 с.
  63. Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. Речь, 2003. 247 с.
  64. Д. Н. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Ленинград: Медицина, 1988. — 157 с.
  65. Т. С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровьес детства». — Киров: Обл. институт усовершенствования учителей, 1997.-78 с.
  66. Э. М., Федоров А. И., Петухов С. И. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации. // Валеология. 2002. — № 2. — с. 10 — 15.
  67. П. Ф. История русской педагогики. СПб.: 2004. — 560 с.
  68. Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6−10 лет. М.: 2001. — 33 с.
  69. В. Г. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 1999. -300 с.
  70. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. -М.: ACADEMIA, 2001.- 172 с.
  71. С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. М.: ВДАДОС, 2001.-95 с.
  72. С. А. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я Человек». — М.: ВЛАДОС, 2001. — 95 с.
  73. С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: 2000. -414 с.
  74. В. Н. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: ВАКО, 2004. — 290 с.
  75. Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. -М.: Просвещение, 1985.-42 с.
  76. Д.В. Беседы о половом воспитании. — М.: Педагогика, 1980−86 с.
  77. В. В. Валеологический практикум. СПб: 2005. — 197 с.
  78. В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб: ДЕАН, 1998 — 232 с.
  79. В. В. Формирование здоровья у детей в образовательных учреждениях // Валеология: диагностика, средства и практикаобеспечения здоровья. Сборник научных трудов. Вып. 3. -Владивосток: Дальнаука, 1996. 152 с.
  80. И. А. Основы технологической культуры педагога: научно-методическое пособие. СПб: Дрофа, 2003. — 285 с.
  81. М. Г. Практикум. Учебно-методическое пособие. -СПб.: 2006.- 104 с.
  82. М. Г. Проектирование профессиональной подготовки валеолога в условиях педагогического колледжа: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб.: 1999.-204 с.
  83. А. К. Энциклопедия педагогических технологий. -СПб: КАРО, 2004. 368 с.
  84. А. К., Летунова В. Е. (в соавторстве). Как подготовить ребенка к школе. СПб.: СПГУПМ, 1998. — 102 с.
  85. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Шипициной Л. М. СПб: 2005. — 230 с.
  86. Л. Д. Сказкотерапия для детей дошкольников и школьников младшего возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. М.: 2004. — 57с.
  87. О. А. Коррекция плоскостопия методом биологической обратной связи // Био № 3. 1999, с. 29 — 32.
  88. М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2003. — 63 с.
  89. Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. -139 с.
  90. И. Б. Здоровье стиль жизни. Современные оздоровительные процедуры в детском саду. — М.: Образовательные проекты, 2008. — 176 с.
  91. О. Е., Бакушина А. Н., Конасова Н. Ю., Неупокоева Н. И. Новое качество школьного образования: возможности современной школы. СПб: АППО, 2003 г., 153 с.
  92. П. Ф. Избранные педагогичекие сочинения. М.: Педагогика, 1988. — 398 с.
  93. Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. -М.: Медицина, 1992. 192 с.
  94. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). / Под ред. С. Г. Вершловскогою СПб.: 1996. — 220 с.
  95. М. В. О воспитании и образовании. Сборник. АПН СССР. М.: Педагогика, 1965. — 579 с.
  96. A.C. О воспитании. Сборник. /Составитель В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1990. 214 с.
  97. В.А. О значении психических влияний. — 1877. 223 с.
  98. В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Академия, 2001. — 320 с.
  99. Л. С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. Структура, содержание, перспективное планирование работы. М.: 2002. — 77 с.
  100. М. Д. Воспитание здорового ребенка. М.: АРКТИ, 2000.-106 с.
  101. М. Д. Здоровый ребенок. Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе. М.: АРКТИ, 2004. — 262 с.
  102. Ф. С. Кого и как мы растим. Ступени воспитания ребенка. Теория и практика. СПб: КАРО, 2002. — 235 с.
  103. Е. А., Левченко И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001. — 222 с.
  104. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 340 с.
  105. Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям дошкольного учреждения и школы. Методические рекомендации. НИИ материнства и детства. Иваново: 1987. — 46 с.
  106. И.И. Гигиеническое воспитание и обучение в начальных классах восьмилетней школы. Пособие для учителей I-IV классов. М.: Просвещение, 1966. — 56 с.
  107. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. -Ленинград: Музыка. 1985. 86 с.
  108. А. Г. Игротренинг. Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. СПб: 2004. — 78 с.
  109. Г. В. Охраняем и развиваем зрение. СПб: Детство-Пресс, 2002.- 125 с.
  110. Ш. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 125 с.
  111. В. И. О воспитании и наставлении детей. Прибавление к Московским ведомостям, 1783. № 2, 9, с. 12 — 33, 85 — 90.
  112. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: АИРИС ПРЕСС, 2004. — 125 с.
  113. Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении. СПб: 2006, — 163 с. 1150 единообразии исследования остроты зрения. Методические указания НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. М.: 1958. -25 с.
  114. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред. Кочетковой Л. В. М.: 2005. — 105 с.
  115. Оздоровление детей в организованных коллективах (практическое руководство) СПб: 1995. — 214 с.
  116. А. А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5−9 лет. М.: СФЕРА, 2004. — 101 с.
  117. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб: Образование, 1995. — 195 с.
  118. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Составители Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. — 32 с.
  119. В. П. Школа и качество. Выбор будущего. СПб: КАРО, 2003.-380 с.
  120. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 598 с.
  121. Педагогические технологии. Учебное пособие / Под ред. Кукушина В. С. Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. — 318 с.
  122. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников. СПб: РГПУ им. Герцена. 2000. — 18 с.
  123. Питание дошкольника / Под ред. Жук Л. Н. Минск: НООО Красико-Принт, 2003. — 62 с.
  124. Н. М. Валеологическая диагностика. // Педагогическая диагностика № 3, 2004. С. 35.
  125. В. П. Закаливание детей дошкольного возраста. Ленинград: 1983. 65 с.
  126. Практикум по валеологии. Сост. М. Г. Колесникова. СПб: СПбГУПМ, 2000. — 87 с.
  127. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. Составитель Нищева Н. В. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. — 125 с.
  128. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 205 с.
  129. А. Н. Полное собрание сочинений: В 2 т. М. — СПб.: 1907−1909.-с. 56−58.
  130. Радуга здоровья. Программа оздоровления дошкольников методами арт-терапии и натуртерапии. СПб: 2006. — 78 с.
  131. А. А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. М.: 2003.
  132. Т. И. Федорова Н. И., Никифорова О. А. Формирование системного здоровьесберегающего подхода к укреплению и развитию детей дошкольного возраста // Валеология. 2004. -№ 4.
  133. М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М., 2000.-253 с.
  134. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1991. -256 с.
  135. Т. С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе // Начальная школа № 8, 2004, с. 13−18.
  136. Н. Ю., Кузнецова И. В. Как сохранить и укрепить здоровье детей. -М.: 2004. 147 с.
  137. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушения осанки детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях. М.: 1983. — 45 с.
  138. В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. -М.: 1997.-340 с.
  139. А. JI. Обучение детей с учетом психофизиологии. — М.: 2001.-26 с.
  140. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В. А. Миржериков, под ред. П. И. Пидкасистого. М.: СФЕРА, 2004 г., 440 с.
  141. A.A. Открытый урок здоровья. ЗАО Изд. Дом Питер, 2005.- 160 с.
  142. Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1973. 238 с.
  143. Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. М.: АРКТИ, 2003. — 269 с.
  144. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Под ред. Сократова Н. В М.: 2005. — 220 с.
  145. Н. В. Технология оздоровления детей средствами и методами дополнительного образования. Научно-практический журнал «Валеология», № 4, 2004.
  146. М. Я. Книга о здоровье детей. М.: Медицина, 1986. -86 с.
  147. JI. Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. СПб: 2004. — 190 с.
  148. Татарникова JL Г., СимошинаЛ. В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. -СПб: 2002. 200 с.
  149. Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: Сфера, 2005. — 166 с.
  150. Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль: 1997. — 175 с.
  151. Е. Е., Опутникова В. П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. СПб.: РЕЧЬ, 2005. — 102 с.
  152. К. К. Занимательная физкультура для дошкольников. -М.: 2003.-57 с.
  153. Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников. -Ярославль: Академия развития, 1998. — 222 с.
  154. С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму: влияние специальных физических упражнений на эффективноеформирование графических навыков. Методическое пособие. — СПб: Детство-пресс, 2001. 91 с.
  155. В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: ИЧП ХАРДФОРД, 1996. — 32 с.
  156. Целевая комплексная программа «Дифференцированная диспансеризация, психокоррекция и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. — СПб: 1995. 97 с.
  157. Т. В. Управление развитием образовательного учреждения. М.: Творческий Центр, 2005 г., 302 с.
  158. M. Н. Психогимнастика. ВЛАДОС, 1995. — 157 с.
  159. И. В., Пужаева Е. 3., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.: 2006. — 399 с.
  160. В. Н. Занятия по физической культуре в детском саду. Обучение и творчество. Минск: 2001. — 62 с.
  161. В. Н., Ермак H. Н. Физкультурные праздники в детском саду. М.: Просвещение, 2000. — 92 с.
  162. И. К. Валеологическая программа физического воспитания для детей дошкольного возраста. Нижний Новгород: 1996.- 135 с.
  163. О. С., Решетнева Г. А. Путь к здоровью. Программа по валеологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста (4−5 лет). Хабаровск: ДВГАФК, 1999. — 78 с. I
  164. А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
  165. Эстетотерапия и саногенез / Под ред. Шаркайте А. Ю. Вильнюс: 1988.-69 с.
  166. Е. Г., Степанова Г. Б, Денисова E.H. Педагогическая диагностика в детском саду. — М.: Просвещение, 2002. 142 с.
  167. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. — 239 с.
  168. Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД, 2002. — 110 с.
  169. Brindis С. Health policy reform and comprehensive school health education: the need for an effective partnership // J. Sch. Health. -1993. Jan 63 (l)p. 33−37.
  170. Slack P. The healthy school child / Community Health. Edited by J. Clark, J. Henderson. Churchill Livingstone. New York: 1983. p. 157−162.
Заполнить форму текущей работой