Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Познавательный интерес младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При правильном педагогическом подходе окружающих людей интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей… Читать ещё >

Познавательный интерес младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из главных задач современного образования является формирование познавательных интересов учащихся, так как они выступают одним из главных показателей развития личности обучающегося. Чтобы определить психолого — педагогическую сущность формирования познавательного интереса младших школьников, рассмотрим понятия «интерес», «познавательный интерес».

В научной литературе можно увидеть различные толкования понятия «интерес». Так, С. И. Рубинштейн определил это понятие как «…сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упускать из поля своего зрения».

В. А. Крутецкий даёт следующее определение: «Интерес — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительно эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью». В. А. Крутецкий считает, что интерес носит избирательный характер и влечет за собой тенденцию обращать внимание на объекты определенного рода.

А. Н. Леонтьев, определяя сущность интереса, исходит из анализа структуры деятельности субъекта: «Интерес объективно выражается в направленности деятельности на те, или иные цели».

Д. А. Кикнадзе говорит: «Интерес — это потребность, прошедшая стадию мотивации; сознательная направленность человека на удовлетворение познавательной потребности».

По нашему мнению наиболее точным является определение М. Ф. Беляева: «Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующаяся как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности».

Проанализировав психолого — педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что интерес представляется нам как:

  • · предпочтительное направление психологических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
  • · склонность, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, приносящей удовлетворение;
  • · инициатор активности личности, под действием которого все психологические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
  • · особое избирательное отношение объектам, явлениям, процессам окружающего мира.

Одной из самых важных областей общего феномена «интерес» являются познавательные интересы, занимающие особо значимое место в школьном возрасте. Познавательный интерес — это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребёнок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний. Познавательный интерес состоит в познании окружающего мира с целью проникновения в его многообразие, выявления закономерностей и причинно — следственных связей.

Г. И. Щукина познавательный интерес определяет как «избирательную направленность личности, обращенной к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями», но считает, что интерес к познанию не характерен для младшего школьника.

В. А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение.

По мнению ряда авторов — Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева — познавательный интерес — это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Юрайт, 1999. — 243 с.

Ученые выделяют четыре условия для развития подлинно познавательного интереса:

  • 1. Ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
  • 2. Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся. Это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.
  • 3. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.
  • 4. Благоприятное общение в учебном процессе.

Сформированность познавательного интереса проявляется у учащихся от отсутствия реакции на новый неизученный ранее материал до стремления к знакомству с ним. В сфере развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте происходят серьезные изменения. Вместе с развитием увлечений детей и их деятельности интерес к познанию становится на более высокий уровень.

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. В учебном процессе он выступает в различных выражениях:

  • · очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. В этом случае учитель опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов;
  • · познавательный интерес выступает в качестве очень значимого мотива внутреннего побуждения деятельности учащегося.

Развиваются познавательные интересы в играх, в процессе посещения кружков, выставок, музеев и др. Но не стоит забывать, что формирование познавательных интересов в большей степени осуществляется в ходе учебной деятельности. Все предметы, изучаемые в школе, играют большую роль в формировании и развитии интересов к познанию. Особенно хотелось бы остановиться на уроках окружающего мира.

Курс «Окружающего мира» носит личностно — развивающий характер. В основе методики его преподавания лежит проблемно — поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. В ходе уроков обучающиеся ведут наблюдения природы, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, выходят на экскурсии. На уроках окружающего мира проводятся дидактические и ролевые игры. Всё это способствует формированию интереса к урокам, а, следовательно, и развитию познавательных интересов.

Таким образом, формирование познавательных интересов младших школьников осуществляется в процессе обучения, посещения всевозможных выставок, учреждений дополнительного образования, в общении со сверстниками и взрослыми.

Формирование познавательных интересов и активизация личности — процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Познавательная активность показывает определённый интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать разные способы действия к получению знаний, расширению кругозора.

По характеру познавательной деятельности субъекта условно выделяются уровни активности:

  • · репродуктивно — подражательная активность, при которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека;
  • · поисково — исполнительная активность, обеспечивающая большую степень самостоятельности за счёт осмысления поставленной задачи и поиска средств ее решения;
  • · творческая активность представляет собой высокий уровень, поскольку сама задача может ставиться школьником, а пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкую динамическую привычку познавательного интереса. Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности. При этом ребенку хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Таким образом, формирование познавательных интересов является важнейшим компонентом учебного процесса. Познавательный интерес представляет собой потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования познавательных интересов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой