Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование базисных деловых качеств у старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Б этой связи важное значение приобретает формирование базовых знаний, включающих обще образ овательный, политехнический, спеииальный и общекультурный компоненты, реализующиеся в нашем эксперименте в рамках специализированной программы «Школьшый менеджмент» .Организационной формой-процесса формирования базисных деловых качеств избран специализированный личностно-ориентированный курс «Строим себя… Читать ещё >

Содержание

  • Ъ’ВЩШЕ.3 — II
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗИСНЫХ. 12- 77 ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТАНПЕКЛАССШЖОВ
    • 1. 1. Сущность базисных деловых качеств личности
    • 1. 2. Состояние проблемы формирования базисных. 30- 54 деловых качеств старшеклассников в теории и практике общеобразовательной школы
    • 1. 3. Проблема методов активного обучения в скорми-. .55- 77 ровании базисных деловых качеств старшеклассников
  • ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
  • ПРОЦЕССА ЗОНДИРОВАНИЯ БАЗИСНЫХ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Формирование сппиитических базовых знании. 78- S2 старшеклассников как условие развития их базисных деловых качеств
    • 2. 2. Специфика содержания, с]орл и методов учеб-. 93- 119 ной работы по развитию базисных деловых качеств старшеклассников
    • 2. 3. Специфические формы внеурочной деятельно-. 120−143 сти по р-азвиттэ базисных деловых качеств с та ршекла сс ников

Формирование базисных деловых качеств у старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование базисных деловых качеств, которые в нашем исследовании понимаются как важнейший компонент структуры личности, является одной из актуальных и недостаточно изученных проблем педагогики. Актуальность ее во многом определяется особенностями современного этапа социально-экономического развития нашей страны, глубинными изменениями многих сфер жизни общества, что безусловно предъявляет определенные требования и к образ-звательной сфере.

Важнейшей характеристикой процессов, протекающих в настоящее время в экономике России, является распад неэффективной системы хозяйствования, складывавшейся в течение длительного периода и приведшей общество к экономической, политической и социальной стогнашш. Современная модель развития нашей страны предполагает решение стратегических задач формирования демократических общественно-государственных отношений, перехода к цивилизованной рыночной экономике. Решение этих государственных задач тесно связано не только с объективными факторами, но и с вопросами демократизации общества, формирования экономической свободы человека, его самоопределения, развития деловых качеств. Сфоршрованность этих качеств является одним из обязательных условий профессионального роста, создания стабильного финансового положения, возможности развития делового сотрудничества на партнерских, паритетных началах.

Большинство отечественных психологических исследований проблемы формирования качеств личности составляют теории личностного и деятельностного подхода, понимание становления личности через социализацию индивида с опорой на силы саморазвития (Андреева Г. М., Божович Л. И., Выготский Л. С., Давыдов В. В., Леонтьев А. Н., Петровский А. В., Платонов К. К., Рубинштейн? J8.).

В исследованиях классиков педагогики (Блонский П1.П., Задуж-ный А.С., Крупская Н. Н., Макаренко А. С., Шацкий С. Т) основополагающими факторами развития социально-значимых личностных качеств определяются: активная позиция подрастающего поколения, его включение в организаторскую деятельность, учет тенденций общественного развития,.

В научно-методической литературе советского периода накоплен богатый арсенал методов и приемов воспитания определенных сторон личности: мировоззрения (Моносзон Э.И.), общественной активности (Мальковская Т.П.), нравственных качеств (Марьенко И.С.) и другие. В реалиях того времени проблема формирования делового человека и соответствующих качеств специально не рассматривалась.

В последние годы в связи с новыми социально-экономическими условиями появилось немало публикаций — отечественных и зарубежных — по развитию менеджеризма и маркетинга (Андреев В.И., Волков И. П., Вудкок М. и Френсис Д., Макаров С. Ф., Маслоу А., Кудряшова Л. Д., Липсиц И.В.), где предпринята попытка выделения значимых деловых качеств, как ядра структуры личности современного делового человека.

Современная отечественная теория и практика подготовки специалистов решает задачу формирования деловых качеств личности в ходе организации учебной деятельности в рамках средне-спеииальных и высших учебных заведений. Однако, проблема формирования деловых качеств личности в условиях общеобразова тельной школы пока специально не исследована. В то же время, активное развитие качественного потенциала личности, по данным психологических исследований, связано с окончанием подросткового и началом юношеского возраста, поскольку это сензитивный период формирования самосознания и самопознания личности, роста ее интеллектуальных и духовных возможностей, возникновения такого личностного новообразования как самоопределение. На этой основе происходит интенсивное формирование определенных качеств личности. Данный процесс носит достаточно гибкий, подвижный характер, что допускает гармоничное слияние целенаправленного воздействия на личность извне (педагог, воспитатель) и деятельности по саморазвитию (старшеклассник). Вместе с тем, практика показала, что юноши и девушки зачастую не ставят перед собой цели формирования личностных качеств. Большинство из них не имеет целенаправленной программы саморазвития, эта работа носит эпизодический характер. Старшеклассники считают основным фактором, влияющим на формирование деловых качеств, учебу, как начальный этап подготовки к будущей профессиональной деятельности, невсегда умея продуктивно организовать внеучебное время.

В целях решения вопроса об эффективных путях форсированна базисных диховых качеств у старшеклассников изучены работы Арутюнова Ю. С., Аникеевой Н. П., Берна Э., Бабанского Ю. К., Васильевой З. И., Ведерникова И. Е., Газмана О. С., Загвязинско-го В.И., Капустиной А. Н., Новиковой Л. И., Панариной Г. П.,.

Толмачева А.А., Ккакова В. Н. и других.

Результаты теоретического анализа вышеназванных работ свидетельствуют о том, что в науке созданы определенные предпосылки для решения проблемы формирования деловых качеств личности, но специфика их развития в период школьной юности в условиях общеобразовательной школы не изучена.

Актуальность и практическая значимость проблемы формирования деловых качеств у старшеклассников, а также недостаточная ее разработанность обусловили выбор обозначенной проблемы.

Цель исследования — разработать специфическое содержание и комплекс активных методов обучения, обеспечивающих формирование базисных деловых качеств у старшеклассников в общеобразовательной школе.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — специфика процесса формирования базисных деловых качеств старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.

Б основу исследования положена следующая рабочая гипотеза — в условиях общеобразовательной школы возможно становление базисных деловых качеств старшеклассников, если будет:

— обеспечено спеш|ическое содержание обучения, адекватно отражающее задачу формирования базисных деловых качеств;

— использован комплекс методов активного обучения, сишули-*рующих мотивацию, вынужденную познавательную активность, приобретение начальных деловых умений и навыков;

— организована предпринимательская деятельность старшеклассников.

При этом будут задействованы механизмы самореализации, способствующие проявлению и закреплению базисных деловых качеств у старшеклассников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Определить сущность базисных деловых качеств и выделить показатели их сформированийсти.

2. Изучить и охарактеризовать состояние проблемы формирования базисных деловых качеств в теории и практике общеобразовательной школы.

3. Еазработать специфическое содержание, формы и методы обучения в урочной и внеурочной деятельности старшеклассников по формированию базисных деловых качеств.

Методологической основой исследования являются философско-психологические положения об общественной сущности человека, о сущности личности как продукта и регулятора деятельности, об активном начале самой личности в процессе ее формирования.

Теоретическую основу исследования составили положения о двустороннем характере процесса формирования личности, включающем развитие и саморазвитиео специфике деятельности старшеклассников в учебном процессео сущности психолого-педагогжской концепции контекстного обученияпонимание личности, как целостного образования, включающего деятельностно-волевой, эмоциональный и рациональный компоненты.

Поставленные задачи определили выбор комплекса методов исследования. Теоретический анализ социально-философской психолого-педагогической литературы позводил разложить понятие «деловые качества» на его составляющие, вскрыть их структурусинтез — воссоздать модель базисных деловых качеств. Сравнительйый метод дал возможность объяснить рассматриваемые факторы в их взаимосвязи, раскрыть сущность проблемы, систематизировать материал. С помощью классификации обоснованы подходы к определению используемых в процессе формирования базисных деловых качеств активных методов в общей системе обучения и воспитания. Методы активного обучения рассматривались нами как метода формирующего воздействия и одновременно диагностирующего средства.

В ходе эксперимента осуществлялись монографическое наблюдение, опрос педагогов, учащихся, инженерно-технических работников, предпринимателейбетзеды, анкетирование, интервьюирование, тестирование, метод экспертных оценок и самооценок, анализ продуктов жизнедеятельности учащихся, ранжирование.

Базой исследования явились школы №№ 7,49,98,102 г. Красноярска, школа № I г. Канска, школы Ш 1,3,7 г. Мирного, летний лагерь для старшеклассников «Юный педагог» при Красноярском государственном педагогическом институте. Опытно-эксперименталь-ная работа проводилась на базе общеобразовательной школы № 7 г. Красноярска. Всего в опытно-экспериментальной работе было sa-действовано 750 человек.

В проведенном исследовании можно выделить несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1990 г.) изучалась теория и практика исследуемой проблемы. На этом этапе были определены предает, цель, основные задачи и рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1991 г.) — констатирующий, включал организацию опытно-экспериментальной работы в экспериментальном и контрольном классах в соответствии с рабочей гипотезой.

На третьем этапе исследования (I99I-I992 гг.) проводился преобразующий эксперимент по формированию базисных деловыхю-честв у старшеклассников по специально разработанной программе.

Четвертый этап исследования (1993;1994 гг.) — апробация разработанной программы и методик, проверка эффективности их внедрения в практику учебно-воспитательной работы со старшеклассниками.

Пятый этап (1995 г.) — обобщение материалов исследования и оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Выявлены базисные деловые качества личности (предприимчивость, креативность, общительность, компетентность), важные в любом виде профессиональной деятельности и являющиеся основой становления современного делового человека, раскрыты показатели их сфориированности. Создана модель базисных деловых качеств, отражающая единство когнитивной (рациональный), кафг фективной (эмоциональный) и поведенческой (деятельностно-воле-вой компонент) сфер личности.

2. Разработана методика изучения состояния процесса и результата формирования базисных деловых качеств старшеклассников в теории и практике общеобразовательной школы, выявлены западающие звенья процесса и уровни сформированности данных качеств у различных групп учащихся, что возможно использовать в дифференцированном подходе к учащимся.

3. Разработаны специфические для общеобразовательной школы содержание обучения в урочной и внеуровной деятельности, комплекс активных — неимитационных и имитационных (неигровых и игровых) методов, стимулирующих развитие базисных деловых качеств.

Практическая значимость исследования".

Для практических работников учебно-воспитательных учреждений разработана программа, раскрывающая содержание, форды и методы специализированного курса по формированию базисных деловых качеств у старшеклассниковпредложены методики изучения и анализа уровней сфорлированности базисных деловых качеств юношей и девушек.

Достоверность исследования обеспечивается методологической основой — учением о сущности личности как продукта и регулятора деятельности-о роли активности личности в её развитиипривянем необходимого комплекса мет о Дбв, адекватных объекту, предмету, задачам исследования-многократной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций-реальным положительным результатом опытно-экспериментальной работы по развитию базисных деловых качеств старшеклассников, проведенных диссертантом.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на педагогических советах, родительских собраниях экспериментальной школы, заседаниях кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета. Материалы исследования апробировались на годичных собраниях педагогов-исследователей по проблеме «Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в педвузе и школе» (1990 — 1995 г. г.), методологическом семинаре по проблеме совершенствования воспитательной работы при кафедре педагогики Красноярского государственного педагогического университета (1990 — 1993 г, г.).Разработанная в ходе исследования программа оеленапрвлеиного формирования базисных деловых качеств у старшеклассников внедрена в практику учебно-воспитательной работы классов юных менеджеров в общеобразовательных школах № 7 г. Красноярска,№ 7 г. Мирногоэкономического класса школы М9 г. Красноярска, в сельской школе пос. Переясловка Рыбинского района Красноярского края. На основе материалов исследования в соавторстве с Кононенко И. О. изданы методические рекомендации «Деловой человек рождается в школе», которые используются в работе школ города и края.

На радону выносятся следующие положения:

1.Формирование базисных деловых качеств старшеклассников в условиях общеобразовательной школы преполагает содержание обучения, включающего обще образовательную, политехническую, общекультур-ную и специальную подготовку школьников. Специфика этого процесса состоит в открытости его цели, в напрвленности на решение личност-но-ориентированных задач овладения знаниями по сущности деловых качеств, на развитие способности адекватного познания и оценки своих деловых качеств и проявление их в практической деятельности.

2.Комплекс методов активного обучения <неимитационных и имитационных) задает ситуации вынужденной познавательной активности, стимулирует самостоятельность в выработке и принятии решений, положительное эмоциональное восприятие партнера, тем самым обеспечивает проявление основных признаков базисных деловых качеств.

3.Практическая предпринимательская деятельность старшеклассников в условиях общеобразовательной школы способствует формированию первичных деловых умений и навыков. При этом задействуются механизмы самореализации, закрепляющие деловые качества.

Выводыпо второй главе.

В итоге опытно-экспериментальной работы зафиксированы положительные изменеия в общей качественной и количественной характеристике сформированности базисных деловых качеств у старшеклассников.

Для общей оценки степени, сформированийсти базисных деловых качеств на заключительном этапе работы была зафиксирована динамика их развития для каждого ученика в экспериментальном и контрольном классах (таблица 14).

Количественный анализ изменений в конце эксперимента и его сравнение с подобныманализом на его начало позволяет отметить повышение уровня сформированности базисных деловых качеств у старшеклассников экспериментального класса. Здесь произошло сокращение группы учащихся с низким уровнем развития базисных деловых качествпредприимчивости — на 29,65?, компетентности — на 40,7,креативности — на 14,8 $, общительности — на 18,5 $.Возросло количество учащихся со средним и высоким уровнями развития данных качеств (таблица 15).

Сравнительная «таблица сформированности БДК старшеклассников.

53 о о щ Ж s 53 F=t S3 Ен 3 о и о со К Ен Рч СО СО Кол-во уч7| Общий уровень сформированиести.

Предприимчивое ть Компетентность Креативность Общительность.

Б С H — В С Н В С Н В 0 I Н — -1 | Контрольный ' Экспериментальный I На-чальн. 27 5 18,5 $ 8 29,6 $ 14 51,8 $ 6 22,2 $ 7 25,9 $ 14 51,8 $ 9 33,3 $ 9 33,3 $ 9 — 33,3 $ 33,3 $ Г II 40,7 $ 7. 25,9 $.

Текущий 27 5 18,5 $ 10 37,0 $ 12 44,4 $ 8 29, е$ 9 33,3 $ 10 37,0 $ 10 37,0 $ 10 37,0 $ 7 25,9 $ 15 55,5 $ 9 33,3 $ 1 i 3 II, 1 $.

Итоговый 27 9 33,3 $ 12 14,4 $ 6 22,2 $ 13 48,1 $ II 40,7 $ 3 11,1 $. 12 44,4 $ 10 37,0 $ 5 18,5 $ 18 66,6 $ 7 25, 9 $ 2 7,4 $.

На- 129 чальн. г «6 20,7 $ 9 31,0 $ 14 48,3 $ 4 13,8 $ 10 34,5 $ 15 «51,7 $ 9. 31,0 $ 8 27,6 $ 12 41,4 $ 10 34,5 $ 10 34,5 $ 9 31,0 $.

Текущий 29 6 20,7 $ II j 12 37,9 $ 141, f 8 27,6 $ II 37,9 $ 10 34,51 8 27, Ш 9 31,0 $ 12 41,4 $ 10 34,5 $ 12 41,4 $ 7. 24, 1 $.

Итоговый 1—. — 29 7 21,4 $ L 12 | II 41,4 $ 37,9 $ u. — J 12 41,4 $ 10 34,5 $ 7 24,1 $ II 37,9 $ - ¦ J 10 34,5 $ и. 8 27,6 $ ——— 12 41,4 $ 1 — 12 41,4 $ — '-J 5 12,5 $.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Особенностью современного периода стало коренное изменение социально-экономического уклада нашего общества. Реалиями совремем* ности является внедрение в жизнь таких основополагающих экономических понятий, как предпринимательство, рынок, свободная конкуренция, собственность. Отражая закономерность зависимости воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов общественного развития, меняется и лицо современной школы, обеспечивая тем самым успешность адаптации личности к жизни в обществе. В связи с этим, задача формирования деловых качеств личности стала особенно актуальной. Данные качества являются обязательным условием успешности и продуктивности профессиональной деятельности, создания стабильного финансового положения, развития цивилизованных рыночных отношений.

В научной литературе имеются различные подходы к толкованию сущности деловых качеств, их содержательного аспекта. Теоретический ее анализ позволил рассматривать базисные деловые качества, как обобщенные устойчивые свойства личности, от наличия которых во многом зависит эффективность профессиональной деятельности в целом. Данные качества, в свою очередь, являются базой для дальнейшего формирования профессиональных деловых качеств," закрепленных" за определенной профессией или группой снежннхьспециальностей. Системный подход дал возможность построить модель базисных деловых качествсложного интегративного личностного образования, выражающего единство и взаимосвязь деятельностно-волевого, рационального и эмоционального компонентов развития личности, важного в любом виде профессиональной деятельности и являющегося основой становления современного делового человека. Эти качества имеют полипрофессиональную природу.

Б структуре базисных деловых качеств выделены такие составляющие, как предприимчивость, компетентность, креативность и общительность, являющиеся ядром системообразующих деловых качеств личности. Приобретая доминирующий характер, базисные деловые качества проникают в другие, ведут их за собою, положительно влияя тагам образом на развитие личности в целом. Основными признаками сформированности базисных деловых качеств старшеклассников признаны устойчивость и сила их проявления.

Б старшем школьном возрасте, в сензитивный период формирования познавательных потребностей, таких показателей «самости» личности,!®к самосознание, самопознание, самооценка., самоопределение, а также подвижности личностной структуры, ее открытости для внешних воздействий, складываются благоприятные условия для организации процесса формирования базисных деловых качеств личности. Этот процесс в целом идентичен целостному педагогическому процессу, но не тождественен ему. Спецификой процесса формирования базисных деловых качеств являетсяоткрытость его цели, направленность на решение личноетно-ориентированных задач овладения знаниями о сущности деловых качества, на развитие способности адекватного познания и оценки своих деловых качеств и проявление их в практическое деятельности.

На этапе констатирующего эксперимента у большей части старшеклассников был зафиксирован недостаточных уровень сформированности базисных деловых качеств, что свидетельствует о необходимости организации специальной работы в этом направлении^Кршле того, анализ воспитательной работы общеобразовательных школ показал, что наряду с осознанием старшеклассниками и педагогами необходимости формирования деловых качеств человека, жизнедеятельность учащихся не всегда способствует этому. Причиной в немалой степени является отсутствие психолого-педагогических программ и научно-методических ре- • комендвшй, апробированных в реальной практике. Это подтвердило наше намерение исследовать проблему формирования базисных деловых качеств старшеклассников, разработать научно-методические ре коме н-дапии и проверить их эффективность.

Изучение результатов исследований и обобщение опыта формирования деловых качеств личности позволило прийти к гипотетическому предположению, что процесс формирования базисных деловых качеств школьников будет наиболее эффективным в условиях специально организованной учебной и внеучебной деятельности с применением методов активного обучения. При этом создаются благоприятные условия для самореализации базисных деловых качеств, приобретающих устойчивый характер,.

Б этой связи важное значение приобретает формирование базовых знаний, включающих обще образ овательный, политехнический, спеииальный и общекультурный компоненты, реализующиеся в нашем эксперименте в рамках специализированной программы «Школьшый менеджмент» .Организационной формой-процесса формирования базисных деловых качеств избран специализированный личностно-ориентированный курс «Строим себя», являющийся одним из составляющих данной программы"Специфика этого курса состоит в его опоре на методы активного обучения, которые характеризуются принудительной познавательной активностью учащихся, ее длительным и устойчивым характером, наличием коллективной основы процесса обучения, самостоятельным и творческим характером принимаемых решений, высокой степенью мотиваций и эмоциональности учебной деятельности в профессиональном контексте. Применение методов активного обучения, обеспечивая переход от внешних воздействий к устойчивой внутренней активности личности, благоприятствует развитию и саморазвитию базисных деловых качеств.

На начало эксперимента в экспериментальном, и контрольном классах зафиксированы уровни (начальные) сформированности базисных деловых качеств и на этой основе выделены группы школьников с высоким, средним и низким уровнями их сформированности,.

Б соответствии с исходными данными и задачами опытно-экспериментальной работы были сформулированы и успешно реализованы основ-. ные пели и задачи спеокурса: формирование базисных деловых качеств старшеклассников, овладение и Актуализация знаний о сущности деловых качеств, развитие способности адекватного познания себя и других, обеспечение устойчивости и силы проявления данных качеств. Эти задачи реализовывались через организацию прогностической, познавательной, творческой, комглуникативной и оценочной учебной деятельности.

Выявлены основные принципы организации системы занятий: обеспечение активности учащихся, постоянное вовлечение их в определенные действия-объективация поведения, которое переводится с-ийвулвсивно-го на объективированный уровень-принцип исследовательской позиции школьников-принцип партнерского общения и опоры на силы саморазвития личности. В связи с¦этим, определены основные признаки деятельности по саморазвитию переживание и преодоление личностью противоречия между исполнительским и побуждающим компонентами деятельностипринятие социально-значимых целей ученияовладение? редствами их достижениявнутренняя мотивация учения-стремление к творчеству и активно-преобразующее отношение к изучаемому предмету-уточнение своей самооценки и совершенствование способов саморегуляции. Опора на данные признаки задействует психолого-педагогический механиш само-• развития базисных деловых качеств личности. Признано, что динамика включенности личности в деятельность по саморазвитию определяется характером рефлексивно-оценочного отношения человека к действительности.!^ связи с этим, в качестве ведущих методов (как диагностических, так и формирующих) признаны самооцениваниеи взаимооиенива-ние уровней проявления базисных деловых качеств школьниками.

Б итгге. реализации задач спецкурса «Строим себя» зафиксирован определенный рост базисных деловых качеств. Доказательством этого служит увеличение сопряженности результатов самои взаиглооценивания, устойчивость и сила проявления базисных деловых качеств в учебной и внеучебной специально организованной деятельности у значительной части экспериментального класса. Анализ исследовательских данных по контрольным классам не показал сколько-нибудь существенных положительных сдвигов.

Закрепление и развитие базисных деловых качеств у старшеклассников предполагает их включение в специально организованную внеурочную деятельность и создание адекватных для этой цели способов ее организации. Наиболее эффективными в этом отношении могут явиться коллективно-групповые формы и методы организации внеурочной жи-знедеяетльности учащихся, обеспечивающие благоприятные условия для самореализации и адекватного развития базисных деловых качесвт. В нашем эксперименте это были проблемно-деловые игры, научно-практические конференции, активно-групповые консультации, организация собственной предпринимательской деятельности .Б итиг&е зафиксированы положительные изменения в уровнях сфо^мированности базисных деловых качеств и их реального проявления в деятельности старшеклассников экспериментального класса.

В целом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили положения рабочей гипотезы о путях и условиях формирования базисных деловых качеств у старшеклассников.

Специфическое содержание обучения, адекватно отражающее задачу формирования базисных деловых качеств, способствует их стабильному развитию.

Включение старшеклассников через различные виды методов активного обучения в прогностическую, познавателъную, кошуникатив-цую, творческую и оценочную деятельность стимулирует мотивацию, вынужденную познавательную активность, приобретение начальных деловых умений и навыков. Это способствует формированию базисных деловых качеств через принятие целевой установки на их саморазвитие.

Организация специализированной внеурочной деятельности совершенствует и закрепляет данные качества, придавая им ярко-выраженный, устойчивый характер.

При этом задейстьгуются механизмы самореализации, способствующие проявлению и закреплению базисных деловых качеств у старшек-лассников, переходу от внешних воздействий к устойчивой внутренней активности личности, что благоприятствует саморазвитию деловых качеств.

Полученные новые теоретические сведения и практические пшюнй-тельные результаты проведенного исследования позволили вынести основные положения на защиту.

Проведенное исследование открывает возможности для дальнейшего изучения эффективности использования данных наработок в деле обновления учебно-воспитательного процесса в школе и соответству ющей подготовке к этому будущих учителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. Д. Деятельность и психология личности, -И:Наука, 1980.
  2. .Г. Человек как предмет познания.-Л.:Кз-во Ленинградского ун-та, 1968,
  3. .И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. Казань: Из-во фирмы «Скам», 1992.
  4. .И. Воспитание и самовоспитание творческой лично с-ти. Казань: Из-во Казанского ун-та, 1988.б.Ацдреева Г. М. Сопиальнвя психология. М.: Из-во ЩУ, 1980.
  5. Н.П. Анализ имитационных педагогических игр//Игра в педагогическом процессе. Межвузовский сборник науч.трудов. -Новосибирск, 1989.
  6. Н.П. Воспитание игрой. М.:Просвещение, 1987.
  7. Н.П. Диагностика развития личности подростка -условие гуманизации в о с п и т, а ния//Гума ни з, а ция и демократизация учебно-воспитательного процесса в пед. вузе и школе/ Тезисы региональной конференции. Красноярск, 1992.
  8. Э.Ансофф И. Стратегическое управление. М.:Экономика, 1989.
  9. Ю.С. Методические рекомендации по классификации методов активного обучения. Киев: Ис-во КИСИ, 1984.
  10. П.Асмолов А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания// Новое педагогическое мышление. -М.:Педагогика, 1989.
  11. А.А. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. ГЛ.:Экономика, 1988.
  12. В.Г. Общество системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.
  13. Бабанский Ю. Кв Интенсификация прооесса обучения. М.: Знание, 1987.
  14. А.А. Активные методы обучения. М.:Профиздат, 1986.
  15. Н.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Автос, 1989.
  16. Э. Игры, в которые играют люди. Л.:Лениздат, 1992.
  17. П.П. Трудовая школа //Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.:Просвещение, 1956.
  18. .А. Моральные качества личности. Воронеж: Из-во Воронежского ун-та, 1974.
  19. А.А. Личность и общение:Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
  20. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- И. Просвещение, 1968.
  21. Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание.М.: Знание, 1979.
  22. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1979. — № 4.
  23. Борисова Н.В., Соловьева А. А, Игра в обучении лекторов. -'!.: Знание, 1989.
  24. Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: Дне. доктора пед.наук. С. -Петербург, 1991.
  25. М.С. Профориентаиионные игры как средство активизации психологической готовности оптантов к выбору профессии (на материале работы с учащимися политехнич.техникумов.):Дис.кан. пед.наук. ГЛ., 1988.
  26. З.И. Е&инство воспитания и обучения школьников.- Л., 1980.
  27. М.Ф. Самоорганизация и детерменизм// Современный детерменизм и законы природы. М.- 14юль, 1973.
  28. Н.Е. Т^ководство самопознанием школьников (на материале работы с учащимися 8−10 классов):Дис.кан.пед.наук. -Фрунзе, 1979.
  29. А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе// Вопросы психологии. 1987. № 15.
  30. А.А. Деловые игры как модель профессиональной деятельности // Активные методы обучения и деловые игры. Новосибирск, 1981.
  31. А.А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения. М.: Знания, 1987.
  32. А.А. Игровые фор.ш контекстного обучения. -М.: Знания.1983.
  33. А.А. Учебные деловые игры // в кн.'.Основы педагогики и психологии./Под.ред.Петровского А. В. L7.: ШУ, 1986.
  34. И.П. Психология в управлении. Л.: Лениздат, 1983.
  35. О.Н. Система разработки и применения игр в высшей школе СССР и США:сравнительный анализ: Дис.кан.пед.наук. -Алма-Ата, 1989.
  36. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. 1,1: Дело, 19 91.
  37. Вяккерев’Ф. Ф. Проблема самодвижения в материалистической диалектике.Л.: ЛГУ, 1972.3'9.Газман О. С. О понятии детской игры/ Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник науч.тр. Новосибирск, 1989.
  38. Г. В. Энциклопедия философских наук.Соч., т.1 М.: Мысль, 1974.
  39. Г. В. Наука логике .Соч., т. 5. М. :Соцэкгиз, 1937.
  40. А.М. Сошальная прогностика как наука:предмет и за дачи.(в кн.:Вопросы методологии и методики социального прогнозирования.) Красноярск, 1983,.
  41. Ю.З., Верещак Е. П. Психология трудового воспитания школьников .-Киев: Ра дяньска школа, 1987.
  42. В.И. Проблема диалектического противоречия. М.: Наука, 1972.
  43. Д.М. Решение педагогических задач в процессе проф подготовки учителя. Ярославль, 1989.
  44. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.:Педаго-гика, 1986.
  45. М.А. Процесс обучения в советкаку" школе. М.: Учпедгиз, 1960.
  46. И.В. Формирование самооценки и нравственных качеств личности как условие самовоспитания старших подростков:Дис. кан.пед.наук. М.-1976.
  47. У. Прагматизм. С.-Петербург, 1910.
  48. И.А. Психология и развитие личности. М., 1981.
  49. A.M., Суходольский Г. В. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.
  50. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.(кн. для учителя и родителей)^.: Просвещение, 1987.
  51. .И. О системе «личность»// Вопросы психологии, 1985, № 5-.
  52. И.В. Прб-блемное обучение в школе. М.: Просвещение1984.
  53. И.В. Формирование личнооти в переходный период от подросткового. к юноше скому возрасту. -М.: Пе да го гига, 1987.
  54. В.М. Проблемы Ьодготовки будущих лидеров// Гума-низашя и демократизация учебно-воспитательного процесса в педвузе и школе/ Тезисы кон. Краснаярек, 1992.
  55. Ю.Ю. Управленческие ситуации:анализ и решения. М.: Экономика, 1988.
  56. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989.
  57. В.М., Комаров В. Ф. ВВедение в управленческие имитационные игры. М.: Экономика, 1980.
  58. И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей старшего школьного возраста: Дис. кан1. пед.наук. МИНСК, 1990.
  59. Жуков Ю. М-. Школа делового общения для менеджеров. М.~: Знание, 1989.
  60. Т.А. К вопросу о разработке проблемы «процесс воспитания» и освещение её в курсах педагогики (в кн.:Проблемы комплексного подхода к процессу воспитания.) — М.:Педагогика, 1980.
  61. B.C. Менеджментгпроблемы, программа, решение. -Л.: Лениздат, 1990.
  62. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического об-щения.Учебное пособие. Грозный: Чеч.-Инг.гос.ун-т, 1973.
  63. А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности: Дис.кан.псилологич.наук. Ленинград, 1985.
  64. Кита ев Н. Н. Групповые экспертные оценки. М.: Знание, 1975.
  65. М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика, 1986. Л6.
  66. Кон И. С. Общение и самосознание// Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л., 1970.
  67. Кон И. С. Психология ранней юности (кн.для учителя). М.: Просвещение, 1989.
  68. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: -Наука, 1 1975.
  69. Т.Е. Актуальные проблемы нравственного воспитакия.-Ы., 1981,
  70. И.Б. Деловые игры как средство развития познавательных и профессиональных интересов студентов педагогического вуза:Дис.кан.пед.наук. М., 1990.
  71. А.И. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания(на материале работы с учащимися 5−8 кл.):Автореф.дис.доктора пед. наук. Л., 1967.
  72. А.А. Формирование ответственности и творческого отношения подростков к деятельности: Дис.канд.пед.наук. Ле-нинград, 1990.
  73. Ю.Д. Мир-деловой игры (опыт обучения руководителей). М.: Экономика, 1980.
  74. Д.Д. Каким быть руководителю.Психология управленческой деятельности. Л. :Лениздат, 1986.
  75. Н.Б. Производство как педагогическая система// Психология и управление. Л.- Л1У, Х983.
  76. Н.В. Проблема отбора и профессиональной подготовки студентов в вузе. Ленинград: Знание, 1970.
  77. Н.В. Формирование педагогической напрвленности у студентов в процессе учебной работы// Ученые записки ЛГУ. -Л., 1967.
  78. Ю.Н. Мышление учителя:личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика, 1990.
  79. В.Г. Развитие профессиональных качеств инженера-педагога у студентов технического вуза: Дис.канд.пед.наук. -Ленинград, 1989.
  80. В.О. Методология педагогики:какая она сегодня?// Сов.педагогика. 1990.,$ 6.
  81. З.И. Диагностические возможности ролевых игр старших подростков// Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник науч.тр. Новосибирск, 1989.
  82. А.Е. Воспитание творческой активности у учащихся в ШУ: Дис. доктора пед.наук. Казань, 1989.
  83. Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способности:Автореф. дис. доктор® псилол.наук.-М., 1970.
  84. А.А. Педагогическое общение. М.:3нание, 1979.
  85. А.А. Проблемы развития психики. 3-е изд. -. М.: Изд-во Моек. ун-та, 1972.
  86. А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989.
  87. И.Б. Секреты умелого руководителя. М. Экономика, 1991.
  88. B.C. Формирование профессиональных деловых качеств у учащихся техникумов: Дис.канд.пед.наук. Киев, 1990.
  89. А.С. Мои педагогические воззрения// Собр.соч. в 79. М.: АПН СССР, 1968.
  90. С.Ф. Менеджер за работой. М.:Молодая гвардия, 1989.
  91. А.Т. Воспитание инженера -педагога. М.:В.Щ., 1986.
  92. И. С., Угла не кий Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: ЛГУ, 1975.
  93. ЮО.Маньков B.C., Собровина О. И. Профессиональные квчества современного руководителя. М.: Знание, 1987.
  94. Ю1.Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств (на материале подготовки инженеров-психологов) :Дис.докт.пед.наук. Ленинград, 1982.
  95. Ю2.Махлах Е. С. О методе изучения качеств личности школьника // Советская педагогика, 1965.ЩО.
  96. ЮЗ.Махмутов М. И. Организация профессиональной ориентации в школе: Книга для учителей. М.: Педагогика, 1977.
  97. Ю4.Мнаиаканян Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1991.
  98. Юб.Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников: КН. для классных руководителей. 2-е изд.доп.и перераб. — М.: Просвещение, 1981.
  99. Надира швили Ш. А. Методы исследования харе гетера личности // Вопр.психологии. 1978.№ 1.
  100. В.И. О движещих силах научного творчества: Дис. канд.философск.наук. М., 1971.
  101. Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978.109 .fiyp га лиева Г. К. Психолого-педагогические основы системы оенностного ориентирования личности: Автореф.дис.доктора пед. наук. Алма-Ата, 1993.
  102. Q.Орлов А. В. Изучение психологических предпосылок развития склонностей к профессиональной трудовой деятельности (на материалы ПТУ): Дис.кавд.психологич.наук. М.-1978.
  103. Ю.М. Восхождение к индивидуалъносги:Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  104. Ю.М. Самопознание характера // Беседы психолога со старшеклассниками. М.: Просвещение, 1987.
  105. П4.0снипкий А. К. Саморегуляиия деятельности школьника и формирование активной личности. М.:-Знание, 1986.
  106. Пб.Остриков Н. М. Психологические аспекты формирования личности молодоро рабочего и его подготовленности к производственно! деятельности.(в кн. Совершенствование пропесса обучения рабочей молодежи.) М.: ВШ, 1982.
  107. Пб.Панарина Г. П. Роль активных методов обучения в формирован нии у будущих учителей готовности к воспитательной деятельности: Сборник науч.трудов. Ярославль, 1982.
  108. П7.Парошина P.А. Формирование коммуникативности у старшеклас-сников: Дис.канд.пед.наук. Красноярск, 1991.
  109. П8.Пашинский A.M. Производительный' труд как средство воспитания у старшеклассников готовности к трудовой деятельности в сельскохозяйственном производстве: Дис.канд.пед.наук. Киев, 1986.
  110. Педагогика:Учеб.пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Баба некого Ю.К. 2-е изд., доп. и перераб. — M. Y Просвещение, 1988.
  111. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. Кочетова А. И. Минск: Нар .а света, 1987.
  112. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Каирова И. А. -М.: Сов. энциклопедия, 1966, т.3.
  113. И.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений у будущих учителей: Автореф.Дис.канд. пед.наук. Л., 1984.
  114. Л.А. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, I981.
  115. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982.
  116. А.Г. Психология развивающейся личности. Ы.: Педагогика, 1987.
  117. .А. Деловые игрыгразработка, организация, проведение^ М.: НПО. Профиздат, 1991.
  118. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 197−2.
  119. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  120. .К. Деловые игры и активные методы обучения в высшей школе. Тбилиси, 1984.
  121. В.Б. Воспитание деловых качеств у школьников. В помощь лектору. М.: Знание, 1988.
  122. М.М., Вулъф Б. З. Педагогические ситуаши. -М.: Педагогика, 1988.
  123. Психология.Словарь/ Под общей ред. Петровского А. В. -2-е изд.испр.и допол. М.: Политиздат, 1990.
  124. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-вшспитательном пропессе: Автореф.дис.доктора пед.наук. Л., 1991.
  125. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973.
  126. В.И. Игровые занятия в строительном вузе. -Киев, 1985.
  127. З.И. Сошально-периептивный эталон личности преподавателя вуза:Дис.канд.псилолог.наук. М., 1983.
  128. Сафин В.Ф. .Новиков Г. П. Психологический аспект самоопределения личности// Психологический журнал. 1984.$ 4.
  129. Н.М. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.
  130. А.М. Методы активного обучения. М.: ВШ, 1991.
  131. A.M. Методы- обучения хозяйственных руководителей. М.:Экономика, 1986.142'.Спирина Л. Ф., Степанский M.A. Анализ учебно~воспитатель-ных ситуаций и решений педагогических задач. Ярославль, 1974.
  132. А.А. К проблеме деловых игр в обучении студентов педагогического института // Сборник тезисов краевой конференции /Демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Красноярск, 1991.
  133. Социальная психология /Под ред. Кузьмина Е. С, СеменоваВ.Е. Л. :Изд-во Ленинградского ун-та, 1979.'
  134. Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов: Сб.научн.трудов. Вып.42. — Ярославль, 1975. .
  135. А.Г. Сознание и самосознание. М.:Политиздат, 1972.
  136. В.В. Самосознание личности. М.:Изд-во Моск. ун/ та, 1983.148.15!расов В. К. Отбор и подготовка менеджеров. Л. :Изд"во Машиностр., 1989.
  137. ТолмачеБ А.А. Психолого-педагогический тренинг как средство гуманизаииип педагогической деятельности учителя /Демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе/сб. тезисов крае-вой конференции. Красноярск, 1991.
  138. А.П. Исследование взаимопонимания в условиях групповой взаимосвязанной деятельности // Психология возрастных коллективов. М., 1978.151 .Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. МД966.
  139. А.И. Вещи, свойства и отношения. Ы.: АН СССР, 1963
  140. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Шс ль, 1978.
  141. Т.А. Психология развития подростка // Сов. педагогика Д991.
  142. А.У. Принцип деятельности в исследовании межличнос ного восприятия // Вопр.психологии. 1980-'ЛЗ.
  143. А.П. Использование активных методов обученияв формировании управленческих навыков студентов // Проблемы управ ления культурным строительством. Л., 1980.
  144. В.Б. Деловые игры в учебном процессе: учебное пособие Челябинск.политехнич.ин-та. Челябинск, 1983.
  145. Е.А. Организация проведения деловых игр. М.: В.Ш., 1991.
  146. Ц8ен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1985.
  147. И.И. О психологических основах самовоспитания // Психология формирования и развития личности. М., 1981.163Лорная Н. М. Дидактические ишташонно-моделируюшие игры в современной школе и педагогике США: Лис. канд.пед.наук. Киев, 1989.
  148. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981.
  149. В.Д. Психология .производственных отношений (сис темный подход). Ярославль, 1976.
  150. Тбб.Шапкий С. Т. Советская школа, её теория и практика // Пед. соч.:в 4-х т. М.: Просвещение, 1964. — Т. З
  151. М.И. Диагностика и логика в воспитательном процессе // Вопросы диагностики в воспитании учащихся. Вьш .2. Красноярск, 1981.
  152. М.И. Основные напрвления обновления учебно-воспита тельного процесса на основе гуманизации/ Сб. тезисов региональной, конф. Красноярск, 1992.
  153. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.:Педагогика, 1982.
  154. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагоги ка, 199 Г.
  155. О.В. О некоторых воспитательных аспектах самостоятельной познавательной деятельности студентов / Сб. тезисов регион конф, Красноярск, 1992.
  156. Г. Организаиионно-деятелъностные игры как новая форда организации коллективной мыследеятельности //Методы исследования, диагностики и развития трудовых коллективов. М.: МНИПУ, 1983.
  157. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вор.психологии. 1971. Л 4.
  158. Д.Б. Проблемы психологии детской игры. М., 1963
  159. Эльконин.Д. Б. Психология игры. М.:Педагогика, 1978.
  160. В.Н. Организация процесса развития .'объективные закономерности, познание и управление. Саратов, 1986.
  161. В.Н. Проблемно-деловые игры как метод управления общественным развитием, Саратов, 1989.
  162. П.М. К характеристике опенок качеств личностии её жизненных установок старшими школьниками // Вопр.психологии. 1975. Д 6.
  163. Н.Д. Некоторые методические аспекты сопиаль-но-психологического тренинга. В кн.: Психология познавательной деятельности. — М.:ЭЗнания, 1978.
  164. Яиенко Т.С.-Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей.¦- Киев: ВИЩА школа, 1987.
Заполнить форму текущей работой