Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коррекционно-развивающая работа с проблемными детьми в условиях дома ребенка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейпшх задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Человек, имеющий проблемы в интеллектуальной, физической, психической сферах рассматривается как объект особой общественной заботы и помощи. А отношение общества к таким людямстановится критерием оценки уровня его… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы коррекционнопедагогического сопровождения детей раннего возраста в домах ребёнка
    • 1. 1. Педагогические аспекты развития детей-сирот раннего возраста
    • 1. 2. Феномен депривации в формировании личности детей, воспитывающихся в доме ребёнка
    • 1. 3. Разработки и современное состояние исследований по проблеме психомоторики
  • ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития психомоторики и сенсорных процессов у детей раннего возраста в домах ребёнка
    • 2. 1. Цель, задачи, организация констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Методика обследования психомоторного развития детей раннего возраста
    • 2. 3. Методика обследования уровня познавательной активности детей раннего возраста
    • 2. 4. Анализ материалов обследования уровня познавательной активности и нервно-психического развития
  • ГЛАВА 3. Основные направления и содержание коррекционной работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей раннего возраста в условиях учреждений постоянного пребывания
    • 3. 1. Разработка методики обучающего эксперимента
    • 3. 2. Индивидуальное комплексное занятие в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста
    • 3. 3. Анализ результатов обучающего эксперимента

Коррекционно-развивающая работа с проблемными детьми в условиях дома ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы проблемы ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями входят в область наиболее актуальных. За период с 1991 г. по настоящее время наблюдается тенденция рождения детей с проблемами здоровья. Среди новорожденных 80% являются физиологически незрелыми, 70% имеют перинатальную патологию [166,168]. Эти факты привели к необходимости в государственном масштабе разработать и внедрить программу ранней помощи детям для профилактики нарушений развития и успешной адаптации в социуме. Разработана концепция и модель раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых трёх лет жизни (Е.Ф. Архипова, О. Е. Громова, О. Г. Приходько, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева и др.) Однако специальные исследования в большинстве касаются коррекционной помощи детям, воспитывающимся в семье. Дети, находящиеся в доме ребёнка, воспитание которых осуществляется в условиях депривации, требуют иного подхода. Основная часть исследований в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охватывают дошкольный и школьный периоды, в то время как увеличивается количество детей, поступающих в дома ребёнка до трёх лет.

Ранний период развития ребёнка требует обеспечения как физиологических потребностей, ухода и медицинского сопровождения, так и тесного общения со взрослым с целью снижения или сглаживания депривационных воздействий.

В домах ребёнка воспитываются дети с наличием негативной наследственности, отягощенной алкоголизмом и наркоманией, страдающих врожденной физической и неврологической патологией.

Исследования в области общей и специальной (коррекционной) педагогики и психологии дают основания утверждать, что дети раннего возраста развиваются быстрыми темпами и обладают компенсаторными возможностями преодолевать отставание в развитии при условии своевременной коррекционной помощи и поддержки (Н.М. Аксарина, Е. Ф. Архипова, В.В.

Гербова, М. И. Лисина, Е. М. Мастюкова, JI.H. Павлова, Г. В. Пантюхина, О.Г. Приходько).

Анализ современной теории и практики коррекционно-развивающей работы выявил недостаточность научно обоснованных методических рекомендаций по коррекции нарушений развития в раннем возрасте у детей, оставшихся без попечения родителей.

Противоречие между острой необходимостью целенаправленного формирования психических процессов у детей, оставшихся без попечения родителей раннего возраста для преодоления недостатков развития и недостаточной разработанностью этого вопроса в науке и практике определяет актуальность нашего исследования. Данное противоречие обусловило проблему: при каких условиях коррекционно-развивающая работа оказывает стимулирующее воздействие на развитие психических процессов у детей до трёх лет, воспитывающихся в домах ребёнка.

Научная разработанность проблемы. Основы разработки" в теоретико-методологическом и методическом плане проблемы ранней коррекционо-развивающей помощи детям с признаками поражения центральной нервной системы заложены в трудах К. А. Семёновой, Е. М. Мастюковой, JI.T. Журба и др. В работах которых показана важная роль моторного компонента в развитии детской психики. В их апробации принимали непосредственное участие Е. Ф. Архипова, И. Ю. Левченко и др. Анализ психолого-педагогических исследований позволяет рассматривать психомоторику как сложное образование, объединяющее взаимосвязанные двигательный, познавательный и эмоциональный компоненты (Н.А Бернштейн, Н. П. Вайзман, Л. Н. Галигузова, А. Валлон, В. Шерборн). Двигательные функции обеспечивают организацию различных видов восприятия как регулятора практических действий. Темпы психомоторного развития здорового ребёнка могут широко варьировать, при сохранении определённой последовательности в развитии двигательных и психических функций (Т. Бауэр, А. В. Запорожец, И. Ю. Левченко Д.Б. Эльконин, и др.).

Специальным исследованиям, посвященным вопросам изучения, воспитания и развития детей раннего возраста занималисьЕ.Т. Лильин, Р. Ж, Мухамедрахимов, Г. В. Пантюхина, К.Л. ПечораЭ.Л. Фрухт, однако их явно недостаточно. Организация коррекции психических процессов в раннем возрасте у детей сирот требует более детального рассмотрения.

Целью исследования является определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное коррекционно-педагогическое сопровождение проблемных детей раннего возраста в домах ребёнка.

Объект исследования — особенности развития детей от рождения до трёх лет с нарушенным онтогенезом в условиях дома ребёнка.

Предмет исследования — коррекционно-развивающий процесс формирования психики у проблемных детей раннего возраста в условиях дома ребёнка и пути его оптимизации.

В качествегипотезы исследования выступает предположение о том, что.

— отклоненияв развитии у детей из домов ребёнка проявляются с младенческого возраста вследствие неблагоприятного влияния перинатального поражения центральной' нервной системы и воспитания в депривационных условиях;

— симптомы дизоногенеза проявляются вариативно — разной степени выраженности в двигательной, сенсорной, довербальной (гуление, лепет), предметно-манипулятивной, эмоционально-коммуникативной сферах, зависят от возраста поступления и длительности пребывания воспитанников в доме ребёнкач '.

— профилактика и преодоление нарушений довербального и вербального развития детей из домов ребёнка будут эффективными при соблюдении психолого-педагогических условий, обеспечивающих комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение: обследование детей в раннем возрасте специалистами дома ребёнка, целью уточнения структуры дефекта, выработки адекватного медикопсихологопедагогического маршрута в выравнивании или нивелировании искажённых линий развития ребёнкаобеспечение адекватной коррекционно-педагогической помощи в организации и проведении индивидуальных занятий для детей с признаками поражения центральной нервной системыпостоянное наблюдение за ходом психомоторного развития. Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме.

2. Разработать методику диагностики особенностей развития детей, воспитывающихся в доме ребёнка с рождения, поступившим после года, после двух лет.

3. Выявить особенности нервно-психического (сенсомоторного, познавательного, речевого) развития детей различных возрастных групп в сравнении со сверстниками, воспитывающимися в семьях.

4. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия, коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории в домах ребёнка.

5,Оценить эффективность предложенных психолого-педагогических условий коррекционно-педагогического сопровождения проблемных детей раннего возраста с нарушенным онтогенезом, в доме ребёнка.

Теоретико-методологические основы исследования составили современный подход отечественной психологии и педагогики к изучению детей раннего возраста, основывающийся на культурно-исторической теории развития психики (JI.C. Выготский) — концепция о роли и генезисе общения (М.И. Лисина) — положение о взаимодействии ребёнка и матери как психологического условия развития ребёнкаконцепция ранней диагностики и коррекции нарушений развития в детском возрасте (Е.Ф. Архипова, E.JI. Гончарова, Н. Н. Малофеев, Е. М. Мастюкова О.Г. Приходько, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Н.Д. Шматко) — концепция психического дизонтогенеза (В.В. Ковалёв, В. В. Лебединский и др.) — теория психической депривации (Дж. Боулби, И. Лангмейер, 3. Матейчик, Л. Ярроу) — теория уровневой организации построения движения Н. А. Бернштейнаположения о ведущей роли активного воспитательного воздействия взрослого в развитии ребёнкаведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка (Н.М. Аксарина, А. В. Запорожец, Н. И. Касаткина, А. Р. Лурия, Г. М. Лямина, Н. М. Щелованов, Д.Б. Эльконин) — гуманистическая концепция общей и коррекционной педагогики (В.И. Беляев, Л. П. Гурьева, Т. С. Комарова, Г. Ф. Кумарина, М. И. Мухин, И. М. Назарова, Л .Я. Олиференко, О.С. Ушакова) — общедидактические принципы педагогического наследия (Я.А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) — приоритетные положения в области специальной психологии о специфических закономерностях аномального развития (Т.А. Власова, Р. В. Лебединский, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова, и др.).

Методы исследования: Теоретический анализ литературных источников по общей и специальной (коррекционной) педагогике и психологии, физиологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, изучение опыта работы специалистов в исследуемой областисравнительный анализ данных о развитии детей раннего возраста в разных условиях их воспитания. Эмпирические методы: наблюдение, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Биографические: сбор и анализ анамнестических данных, педагогической и медицинской документации. Аналитический: количественно-качественный анализ результатов исследования.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2004;2009 гг. на базе Специализированного дома ребёнка г. Новомосковска Тульской области, Тульского областного специализированного дома ребёнка № 3, ДОУ № 17 г. Новомосковска. В экспериментальном исследовании приняли участие 122 ребёнка раннего возраста: 97 детей, воспитывающихся в домах ребёнка и 25 детей из массового детского сада.

Этапы исследования: 1.2004;2006 гг. Изучение и анализ литературных источников ПО проблеме исследованияпостановка проблемыопределение цели и задач исследованиятеоретическое обоснование и разработка методики обследования психомоторики и уровня познавательной активности детей раннего возрастапроведение констатирующего экспериментаколичественный и качественный анализ экспериментальных данных.

2. 2006;2008 гг. Разработка и реализация экспериментального обученияпроведение контрольного эксперимента.

3. 2008;2009 гг. Анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертационного исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что :

— получены новые данные об особенностях психомоторного и речевого развития детей, воспитывающихся в доме ребёнка в возрасте 1,2,3 лет;

— получены факты влияния на нервно-психическое развитие ребёнка времени поступления и длительности пребывания в учреждении;

— доказано, что от сроков пребывания ребёнка в учреждении зависит, какие из психических функций в наибольшей степени отстают в развитии;

— показано, что отставание хотя бы по одной линии развития приводит к возникновению речевых нарушений и коммуникативной недостаточностиопределены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность коррекционно-педагогического сопровождения проблемных детей раннего возраста в доме ребёнка;

— разработано обоснование комплекса коррекционно-развивающей работы в условиях специализированного дома ребёнка;

Теоретическая значимость исследования:

— получены данные, подтверждающие и дополняющие сведения об общих и специфических закономерностях развития в норме и патологии (Л.С. Выготский, В. И. Лубовский и др.) — показаны некоторые механизмы формирования нарушений сенсорных процессов и психомоторики детей с проблемами в развитии с позиций уровневой теории Н. А. Бернштейна;

— установлено, что у детей раннего возраста с депривационным синдромом имеются значительные потенциальные возможности, реализация которых при соответствующих условиях обеспечивает их психомоторное продвижение.

— выявлена специфика и динамика психического развития детей домов ребёнка в процессе их обучения;

Практическая значимость: — предложена диагностическая методика комплексного обследования детей раннего возраста в домах ребёнка;

— разработана и апробирована методика коррекционно-развивающей работы по формированию психических процессов' детей раннего возраста с проблемами, в развитии, воспитывающихся в доме ребёнка различное по продолжительности время, на основе дифференцированного подхода;

— предложенная методика может быть использована в работе с проблемными детьми раннего возраста, в системе подготовки и повышения квалификации дефектологов, воспитателей специальных и массовых дошкольных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

— у проблемных детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребёнка, недостатки развития усугубляются из-за особой социальной ситуации развития;

— сензитивные сроки формирования психических процессов воспитанников смещены;

— динамика в формировании психомоторных и сенсорных процессов у детей данной категории достигается при условиях: раннего выявления отставания в развитиивнедрения комплексных индивидуальных занятийдинамической оценке развития ребёнка, осуществляемой в эпикризные сроки;

— дети данной категории при условии целенаправленной коррекционной работы имеют потенциальные возможности компенсации дефектного развития, адаптации и интеграции в социум.

Достоверность результатов исследования обеспечивается количеством и разнообразием научных исследований, литературных источников, привлечённых для теоретического обзора проблемы исследованияопорой исследовательского процесса на теоретические и методологические положения современных достижений общей и специальной (коррекционной) педагогики и психологии, рациональным применением теоретических, эмпирических и статистических методов, адекватных целям и задачам исследования, личным участием автора на всех этапах экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в публикациях автора по проблеме коррекционно-развивающей работы в условиях дома ребёнка. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры дефектологии Педагогической академии последипломного, образования (2005;2008гг.), обсуждались на научно-практических конференциях: «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития» (г. Москва 2008 г.), «Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции речевого развития» (г. Волгоград 2008 г.), «Современные технологии психолого-педагогической реабилитации в системе работы специалистов домов ребёнка» (г. Москва 2008 г.), «Инновационные технологии в специальном образовании» (г. Москва 2009 г.).

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейпшх задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Человек, имеющий проблемы в интеллектуальной, физической, психической сферах рассматривается как объект особой общественной заботы и помощи. А отношение общества к таким людямстановится критерием оценки уровня его цивилизованности и развития [106]. 1. Проблема психолого-педагогического изучения и комплексного сопровождения детей с признаками органического поражения центральной нервной системы, воспитывающихся в условиях дома ребёнка в литературных источниках представлена недостаточно. Это затрудняет разработку диагностических комплексов и индивидуальных программ сопровождения детей первых лет жизни, оставшихся без попечения родителей.2.Дети, воспитывающиеся в домах ребёнка с рождения не достигают того уровня нервно-психического развития и познавательной активности, которыми овладевают в возрасте трёх лет их сверстники, растущие в семьях. В целом, уровень, нервно-психического развития детей из домов ребёнка характеризуется как критический и низкий, а их сверстников из семей. — как средний и высокий.3. У детей раннего возраста с депривационным синдромом отмечается недостаточность ориентировочно-познавательной и сенсорно-перцептивной деятельности, низкий уровень развития коммуникативных навыков, несовершенность способов выполнения соотносящих действий, несформированность двигательного статуса по отношению к возрастным возможностям.4. Длительность воздействия условий постоянного пребывания вызывает у воспитанников домов ребёнка различные отклонения в развитии. Речевые нарушения и снижение уровня познавательной активности преобладают у детей, воспитывающихся в доме ребёнка с рождения, а у детей, поступивших в дом ребёнка после двух лет, больше проблем возникает в сенсорном развитии.5. Дифференцированный подход обеспечивает с одной стороны развитие и коррекцию отстающих линий в развитии детей, а с другой стороны использование их потенциальных возможностей в коррекционно педагогической работе.6. Для оптимизации процессов психического развития проблемных детей в доме ребёнка необходима реализация следующих педагогических условий: контроль за развитием ребёнка, раннее выявление отставания в развитииранняя* организация комплекса психолого-педагогического сопровождения ребёнкаосуществление дифференцированного и индивидуального подходаиспользование предметной и игровой деятельностивнедрение комплексных индивидуальных занятий в коррекционный процессдинамическая оценка развития ребёнка, осуществляемая в эпикризные срокитесное взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессекомпетентность специалистов в области педагогики раннего возраста.7. Применение разработанной методики, основанной на дифференцированном и комплексном подходахразвитии мотивации к активной познавательной деятельности, позволяет максимально скорригировать проблемы в развитии у детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребёнка. Обеспечивает целостность и поэтапность восприятия, возможность выбора познавательных путей, гармоничное вовлечение в процесс познания всех способностей ребёнка. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, получила в результате проведённого исследования подтверждение. Цель и задачи диссертационного исследования выполнены. Исследование раскрывает перспективы в следующих направлениях: разработка новых методик коррекции, создание интерактивной среды в доме ребёнка, обеспечивающих активизацию познавательной активности ребёнка, разработку содержания повышения квалификации педагогов, работающих в домах ребёнка. ИНДИВИДУАЛЬНАЯЛРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЁНКА. (первый год жизни) Фамилия, имя ребёнка Год рождения Заключение дефектолога_ Содержание работы.

1. Блок: Восприятие • развитие зрительного сосредоточения и слежения • развитие зрительного восприятия • развитие слухового сосредоточения • развитие слухового восприятия • развитие слухового внимания 2. Блок: ЭМОЦИИ • вызов положительных эмоций, улыбки • развитие ответных эмоционально положительных реакций' • формирование комплекса оживления • эмоциональные игры.

3. Блок: Движения руки • тренируем ладонный захват • захватывание низко висящих игрушек • удерживание и перекладывание игрушек из руки в руку • развитие манипуляций с игрушками • формирование пинцетного и щипкового захватов • формирование указательного жеста.

4. Блок: РЕЧЬ • развитие голосовых реакций • развитие гуления • стимулирование певучего гуления • вызов первых слогов лепета • стимулирование лепета • формирование реакций на вопрос Где? • формирование ответных реакций на своё имя период период —————— *™ — — — период • «. — _ i • • «• период период ——-———» —————— ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ВОСИТАННИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЁНКА. Фамилия, имя ребёнка Год рождения ____ Заключение дефектолога Содержание работы.

5. Блок: СЕНСОРИКА • Учим различать предметы 2х величин • Учим различать предметы Зх величин • Различаем предметы по форме (шар-куб) • Подбираем предметы по цвету, ориентируясь на один • Подбираем предметы 4х цветов (К, Ж, С, 3) • Учимся называть предметы 4х цветов, подбирать их по слову • Развитие целостного восприятия.

6. Блок: ИГРА • Тренируем пинцетный и щипковый захват • Учим воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия • Формирование предметной деятельности • Учим воспроизводить в игре ряд логически связных действий • Развитие орудийной деятельности • Формирование ролевой игры • Развитие внимания, памяти. • Формирование наглядно-действенного мышления.

7. Блок: ИМПРЕССИВНАЯРЕЧЬ • Учим находить знакомые игрушки • Учим понимать слово: «Дай!» • Развитие предпосылок понимания речи на материале действий с сюжетными игрушками • Учим показывать некоторые действия • Учим находить картинку, соответствующую игрушке • Показываем части тела (носик, ротик, ушки…) • Учим выполнять поручения (найди, дай…) • Расширение понятийного словаря • Работа с сюжетными картинками • Учим обобщать предметы по существенным признакам • Понимание ед. и мн.ч. сущ. • Понимание слов с суффиксом уменьшенное&trade- • Понимание вопросов: Где? Кто? Что? Кого? Чем? • Понимание «вверх-вниз», «вперёд-назад» • Работа над слуховым вниманием и фонематическим слухом.

8. Блок: ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ • Учим произносить лепетные слова • Вызываем облегчённые слова • Побуждать к употреблению глаголов • Формирование простой фразы из 2х слов • Активизация речевого общения • Артикуляционная гимнастика • Развитие направленной воздушной струн • Расширение активного словаря период •—-——— •————— период ____-—-—;

период _""_—_—_ период период Учитель-дефектолог Конспект занятия № 1. Тема: «Машинка». Возраст 1 год. Цель: — научить ребёнка соотносить названия знакомых предметов с их местоположением в доступных местах- • уточнить понимание простых речевых инструкций, обращенных к ребёнку. Задачи: • развитие речеслухового и зрительного внимания при поиске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памяти, что было спрятано.• воспитание умения самостоятельно «прятать» определённый предмет в нужном месте, ориентируясь только на речевую инструкцию.(«Спрячь…») • понимание практического значения слов-действий (прятать, найти, положить, поднять), предлогов (в, за, на, под).• активизация собственной речевой активности ребёнка (договаривание фразы вместе со взрослым).Ход занятия: Занятие проводится в игровой комнате. На первом занятии всегда используется только одно место (например, подушка на ковре) и несколько экземпляров одной игрушки (машинки).Сначала малыша надо многократно «учить» прятать один предмет. В ходе игры найденный ребёнком предмет меняйте на другой такой же предмет (например, красную машинку меняйте на синюю, большую на маленькую, деревянную на пластмассовую и т. д.), и пусть ребёнок прячет этот предмет. Важно, чтобы на занятии ребёнок всё время «прятал» разные предметы, которые можно назвать одним словом."Вот машинка: би-би. Прячем машинку. Во сюда, под подушку. Где машинка? Поднимаем подушку. Машинка: би-би! Вот она!" Поощряйте ребёнка, когда оннашёл* игрушку, — погладьтепо головепохлопайте в ладоши, скажите: «Молодец!, Умница!», тем^ самым стимулируя малыша продолжать игру. «Л вот ещё машинка. Би-би! Спрячь машинку!» Желательно, чтобы каждый ребёнок спрятал на занятии 2−3 похожие игрушкиподряд. Главное,* чтобы конкретному ребёнку нравилось играть в новую игру со знакомымиигрушками. Таким образом можно не только выполнять и повторять название нового" действия* («прятать»), но и одновременно закреплять/у детей представление о том, что похожие игрушки называют одинаковым словом («Вот машинка. А> вот ещё машинка. И-ещё машинка»). Малыши многократно выполняют одно* и то же действие, потому-что им-предлагается каждый раз «другая» машинка. Попросите малыша подать все машинки: «Дай мне машинку! Где ещё машинка?». Показывая игрушки, вызывайте к ним интерес ижелание взять, стимулируйте у ребёнка повторение слов: «HalДай! Где?» Для развития эмоций целесообразно провести, игру-шуткуг «Поехали поехали» Ехали мы, ехали Влесза орехами, В ямку-бух! Раздавили сорок мух! В завершение занятия посадите в кузов машинки маленькую* куколку или мишку. Покажите, как их нужно катать. Пусть" ребёнок самостоятельно займётся с игрушками. Конспект занятия № 2 Тема: «Паровоз и машина». Возраст 2 года. Цель: — развитие слухового внимания к неречевым сигналам и Возможность их дифференциации на слух. • закрепить умение различать в речи взрослых грамматические формы единственного и множественного числа существительных. Задачи: • соотносить сигналы транспорта (паровоз, машина) • называть облегчёнными словами количество одинаковых предметов «один», «много», используя при этом жесты.• подбирать к образцу предметы двух цветов (красный, зелёный).• соотносить употребление в речи некоторых новых звукоподражаний с определёнными предметами вне дома («поезд») и действиями («гудеть»).• продолжать выработку коммуникативных навыков. Ход занятия: Мы сегодня будем играть и с машинками и с паровозиком и с другими игрушками, но сначала я хочу посмотреть, как работают твой язычок? Как ты умеешь ротик открывать? Открыл-закрыл. Ещё разочек. Губки вытянем в трубочку. Как ты целуешь? Язычок у тебя есть? Покажи мне язычок, спрячь. Ещё покажи, снова спрячь. Проверьте, различает ли малыш эти игрушки. Спросите: «Где паровоз? Где машина?» Продолжайте: «Паровоз гудит — ту-ту, машина — би-би». Спросите: «Как гудит паровоз?» «Как гудит машина?» Предложите малышу обе игрушки. Попросите катать ту игрушку, сигнал которой он слышит в данный момент. Произносите длительно: «Ту-ту-у-у-у-у». Ребёнок должен покатать паровоз. Если он затрудняется это сделать, покатайте вместе, напевая: «Ту-ту-у-у-у-у». Так же обыграйте машинку. Если ребёнок усвоил предложенные звукоподражания, можно усложнить игру: предложить два паровоза (большой и маленький). Петь звукоподражания громко (гудит большой* паровоз) и тихо (гудит маленький паровозик).Аналогично можно поиграть и с двумямашинами. Затем ребёнку предлагаются на выбор две картинки. «Где здесь поезд?1 Покажи… Это поезд?» Следующим, заданием малыш вместе со взрослым «собирает поезд»: размещает вагончики (красные и зелёные прямоугольники) соответственно' расположению колесиков разного цвета, нарисованных заранее."Вот колесики! А’вот такой же вагончик! Ставим вагончик на такие оке колесики! А? где вагончик для этих колесиков? Правильно! Этот вагончик? такого же цвета, как и эти колесики! Это наш поезд. Вот вагончик. Здесь поедет зайка. Посади зайку в, вагончик. Вот так! А" зайка позовёт с собой мишек. Посади сюда мишек. В другом? вагончике поедут куклы. Посади кукол в вагончик. Хорошо! А в последний вагончик посади зайчиков и лисичку. Х)й.

зайчики, не хотят ехать вместе с лисичкой. Посади* лисичку к куколкам. Назови, кто теперь остался сидеть, в этом вагончике?,.

(зайчики). Сколько игрушек в этом: вагоне?. (много): Лисичка^ не хочет* ехать с куклами. Тогда куда мы её посадим? (Подскажите ребёнку ответ, указывая* на нужный, вагон.) Кто едет в этом вагончике?'(зайка и мишки) Сколько мишек сидит в вагончике? (много) А сколько зайчиков? (один) Зайка можетiехать вместе с лисичкой? (Нет!) Куда мы можем пересадить зайку? (Подскажите ребёнку ответ, указывая на нужный вагон).Все игрушки рассажены. Молено отправляться в путь. Поездедет «Чух-чух-чух!» и гудит: «Ту-ту-у-у». «Пока-пока! Я уезжаю! До свидания!» Конспект занятия № 3 Тема: «Транспорт». Возраст 3 года Цель, — расширение активного и пассивного словаря. • дослушивать задание до конца и выполнять соответствующие действия- • развитие фонематического слуха- • развитие целостного восприятия. Задачи: • выполнять просьбу, состоящую из двух последовательных действий.• отвечать на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Что делает?» • соотносить «сигнальные» цвета с определёнными жизненными ситуациями_вне дома и словами, регулирующими поведение детей («Вперёд! Путь свободен!» и «Стой на месте! Двигаться нельзя!»).• стимулировать детей к самостоятельному произнесению в игре речевых команд, содержащих глаголы в побудительной форме.• получать от совместной игры удовольствие. Ход занятия: Покажите малышу сюжетную картинку «Поездка на поезде», сопровождая показ следующими словами: «Это поезд. Он едет: „чух-чух чух“. Мальчик едет на поезде. Он машет нам ручкой: „Пока-пока!“ И девочка едет на поезде. Она тоже машет ручкой: „Пока-пока! Я уезжаю! До свидания!“ Поезд едет вперёд: „чух-чух-чух“. Он гудит: „Я еду вперёд! Ту-ту! Дорогу мне!“. При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его колёса и трубу. Затем ребёнку предлагается на выбор две картинки."Где здесь поезд? Покажи!.. Это поезд?» Картинки для предъявления должны быть достаточно крупными и изображать стандартные транспортные средства. Спрячьте под нарядно украшенную коробку транспортные средства (машину, самолёт, кораблик, паровозик.) Дайте возможность ребёнку достать их из-под коробки и самостоятельно назвать. «Что оке эти игрушки умеют делать?» Взрослый выполняет действия и сопровождает речью- «Машинка — едет, самолёт — летит, кораблик — плывёт, паровозик что делает?» Отрабатываем глаголы движения. Будем строить дом, дом, Чтобы жили в нём, в нём Зайчик и кошка, и крошка-матрёшка.Повезём материалы на грузовой машине. Погрузите в-кузов кубики и кирпичики. Проводится игра «Светофор». Машина может ехать только на зелёный свет. Взрослый поднимает зелёный кружок, и машина едет: «Би-би-би!». Если показывается красныйкружок, машина останавливается. Тогда взрослый убирает красный круг и опять-поднимает зелёный. Игра продолжается. Затем малыш сам везёт на машине, выгружает истроит из кубиков домик. Можно повторить действие, построив башенку в другом месте."Машинки долго и много работали: Они у столица моя машинка даже сломалась. Помоги мне её починить."Работа с разрезными картинками из 2−3 частей с вертикальным или горизонтальным’разрезом. «Моторчикам нужен отдых и заправка, а эти игрушки ты отнесёшь ребятками в группу.» Конспект занятия № 41 Тема: «Курочка — пеструшечка» (примерный возраст 2 года) Цель: — Сформировать у ребёнка умение соотносить свои действия с простой речевой инструкцией. • стимулировать называние предметов и действий с ними в игровой ситуации. Задачи:* закрепить знания детей о домашней птице — курице- • расширить экспрессивный и импрессивный словари по теме- • обучить выполнять в игре разнообразные действия с одним предметом- • развивать мелкую моторику рук (овладеть умением собирать пальчики в щепоткууказательный жест) — • обучить детей длительному направленному выдоху. Оборудование: дидактическая игра «Сельский двор», поднос, блюдце с пшеном, птичьи перышки. Организация игры: Из игры «Сельский двор» выбраны знакомые животные и птицы (курица, петух, собака, лошадка). Предлагаем ребёнку вспомнить животных, которых он знает. Если малыш затрудняется, задаются наводящие вопросы: Кто песенку поёт: Ку-ка-ре-ку? Правильно! Петушок-золотой гребешок. Где он? Вот. А кто лает, чужих пугает? Ав-ав — собачка! А это кто? Кудах-тах-тах? Кто цыпляток водит за собой? Это курочка! Посмотри, как курочка прыгает. Покажи, как курочка прыгает. Далее показываем ребёнку, как курочка клюёт зёрнышки. Это корм (пшено). Я беру зёрнышки (в щепотку). Я кормлю курочку (поставьте игрушку на поднос и сыпьте пшено вместе с ребёнком). Курочка клюёт. Она кушает зёрнышки. Каждое действие проговаривается взрослым. Когда на подносе образуется достаточно пшена, можно пальчиками рисовать точки (жучков) и палочки (червячков).Посмотри на птичку. Вот её голова, хвостик, лапки, крылышки. Как курочка машет крылышками! Если ребёнок не может показать, возьмите его ручки и помашите ими вместе: «Полетели, полетели!» Покажи, где крылышки, хвостик, клювик. А тело у курочки покрыто перышками. Вот такими (показываете). Продемонстрируете, как перышко летит, какое оно мягкое, лёгкое. Сдуйте его с ладошки (вашей и ребёнка).Когда курочку рассмотрели, можно разучивать с ней действия: • Дай мне курочку! Поставь курочку на стол. Возьми корм из блюдечка. Положи корм на ладошку. Покорми курочку. К детям с учётом их реальных умений обращаются разные речевые инструкции. В конце занятия можно проверить знания и умения малыша. Обратите внимание ребёнка на все игрушки, присутствующие на занятии: Где здесь курочка? Покажи… Это курочка? После утвердительного ответа, не меняя предмета, с ой же интонацией спросите: Это собачка? Конспект занятия № 5 Тема: «Курочка и цыплята» (примерный возраст 3 года) Цель: — Обучить детей практически различать формы единственного и мно жественного числа существительных. Задачи:* закрепить в словаре понятия «курица, цыплята».• активизировать употребление слов «маленький-большой, один-много" — • • научить детей на слух различать частое-редкое и высокое-низкое звучаниеОборудование: сюжетная картинка «Курица с цыплятами», металлофон, кружочки красного и жёлтого цветов, фломастер, сказка «Курочка Ряба». Организация игры: Покажите' ребёнку картинку «Курочка с цыплятами». Скажите: «Это курочка. Это её детки, цыплятки. Покажи курочку. Кто это? А где цыплёнок? Покажи мне одного цыплёнка. Молодец! А теперь ещё раз покажи курочку, покажи цыплёнка. А это кто? Тоже цыплёнок? У курочки один цыплёнок или много цыплят? Правильно! Сколько цыплят у курицы? (Много.) Покажи мне всех цыплят. А теперь покажи, пожалуйста, только одного цыплёнка. Прочтите рифмовку, сопровождая её звуками металлофона. Курочка гуляла, Червячка искала, (редко ударять по металлофону) Червячка нашла, Деток позвала. Цыплятки прибежали, (часто) Червячка склевали. Спросите: «Про кого я играю?» (играйте то редко, то часто). Ребёнок показывает курочку и цыпляток, по возможности называя их. Курочка большая, а цыплята? — маленькие. Какого они цвета? Цыплятки жёлтые. А бывают красные цыплята? Красных не бывает. (Предъявляются кружки двух цветов). Давай выберем жёлтые кружочки. Они как цыплята, маленькие, круглые. Ребёнок выбирает по образцу кружочки. Чтобы фигурки были больше похожи на цыплят, к ним можно приклеить клювики. Сколько мы кружочков найти?- Много. Посмотри, что я цыплёнку нарисовала?- Глаз. И ты цыплятам нарисуй глазки.(Задача детей поставить на каждом кружочке точку.) Какие у нас цыплята получились красивые! Кто оке у них мама? Это курица! У цыплёнка мама курица. Как курочка цыпляток зовёт? Ко-ко-ко! А цыплята как отвечают?- Пи-пи-пи.В конце занятия можно прочитать малышу сказку «Курочка Ряба». По ходу чтения пусть малыш показывает бабу, деда, курочку.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Речевые и сенсорные системы и их нарушения./А.В. Абрамова, Л.И. Кириллова- под ред. Селивёрстова В.И.- М.: Владос, 2007. — 288с.
  2. М. Обратим ли эффект депривации? В кн. Лишение родительских прав: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.- С. 161 — 165.
  3. Н.М. Воспитание детей раннего возраста./Н.М. Аксарина.-М.: Медицина, 1972.-304с.
  4. Н.М. Значение и основные принципы проведения занятий с детьми раннего возрастаУН.М. Аксарина.- М.: Медгиз, 1963.' 126с.
  5. Н.М. Принципы и задачи воспитания детей раннего возраста./Н.М. Аксарина.- М.: Медгиз. 1961. 140с.
  6. Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребёнка от рождения до трёх лет./Л.И. Аксёнова, А. А. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич// Дефектология, — 2002. -№ 5-С.3−27.
  7. Актуальные проблемы задержки психического развития детей./ Под ред. К. С. Лебединской.- М.: Педагогика, 1982.- 261с.
  8. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста./ под ред. Л. С. Цветковой. -М.: Воронеж: 2001. 249с.
  9. Аркин' Е. А. Ребёнок в дошкольные годы./Е.А. Аркин,-М.:Просвещение, 1967.- 444с.
  10. Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребёнка в семье от года до зрелости./ Е. А. Аркин.- М.: Просвещение, 1957. —346с.
  11. Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста./Е.Ф. Архипова.- М. гАстрель, 2006.-222с.
  12. Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным-параличом: доречевой период./Е.Ф. Архипова.- М.:Просвещение, 1989.-79с.
  13. Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным-развитием, (ранний возраст)./Е.Р. Баенская.- М.: Теревинф, 2007.- 112с.
  14. Е.Р. Как" развивается* ваш малыш?/ Е. Р: Баенская.- М.: Просвещение, 2008. — 117с.
  15. Е.Р. Психологическая' помощь при нарушениях раннего эмоционального развития:/Е.Р. Баенская* М. М. Либлинг.- М.: Экзамен, 2004.- 128с.
  16. Е.Р. Научитесь общаться с младенцем./Е.Р. Баенская, Ю. А. Разенкова, И. А. Выродова.- М.: Просвещение, 2008. 128с.
  17. О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни./ О. В. Баженова.-М.: МГУ., 1986.-92с.
  18. А.С. Сенсорная организация движений./А.С. Батуев, — Л.: Наука, 1975. -С.23−31.
  19. Башаева Т. В'. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук./ Т. В. Башаева.-Ярославль: Академия развития, 1998. 240с.• .: 154 ¦
  20. В.В. Сиротские учреждения РоссииУВ.В. Беляков.-М.:Дом, 1993.-21с.
  21. Ю.Ю. Коррекционная помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни./ Ю. Ю. Белякова, И. А. Выродова, Е. А. Стребелева.-М.:Экзамен, 2007.-128с. .
  22. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности./ Н. А. Бернштейн.- М.: Медицина, 1966.-345с.
  23. Н.А. Физиология движений и активность./Н.А. Бернштейн.- М.: Наука, 1990.-435с.
  24. О.Бехтерева Н. Нейрофизиология мышления./ Н. Бехтерева, Ю. Рогалицын^Ю. Кропотов.-Л^: Наука, 1985.-272с., ЗГ. Борисенко M.F. Учимся слушать- и слышать. / М. Г. Борисенко, Г. А. Датешидзе, Н. А. Лукина.-СПб: Паритет, 2003. -32с.
  25. И.К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психомоторного развития./ И. К. Боровская, И. В. Ковалец.-М.: Владос, 2000: — 36с.
  26. Дж. Детям любовь и заботу. В кн. Лишение родительских прав: Хрестоматия. М.:.Просвещение, 1991, С. 144 — 154.
  27. БоулбиДж. Привязанность. /Дж. Боулби.- М. Гардарики, — 2003. -462с.
  28. Бояркова НЛО. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития./ Н. Ю. Бояркова.-М.: Гном-Пресс, 2002. 64с.
  29. Р.С. Играем все вместе!/ Р. С. Буре.- М.: Ювента- 2002. 20с.
  30. Г. А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития./ Г. А. Бутко.-Автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, — 2002 28с.
  31. Г. А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития./ Г. А. Бутко//Коррекционная педагогика.- 2006.- № 6.- С.33−57.
  32. М.И. Беседы о детской психиатрии./М.И. Буянов, — М.: Просвещение, 1986.- 208с.
  33. М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи./М.И. Буянов.- М.: Просвещение, 1988. 79с.
  34. А. Психическое развитие ребёнка./А. Валлон.-М.:Просвещение, 1967.-125с.г
  35. Г. А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития./Г.А. Вайзер // Дефектология.- 1986.-№ 4.-С 17−20.
  36. Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей./Н.П. Вайзман.- М.: Аграф, 1997. 352с.
  37. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов./Н.П. Вайзман.- М.: Педагогика, 1976. — 104с.
  38. JI.A. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. /Л.А. Венгер.-Mr. Генезис, 2001. 237с.
  39. JI.A. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет./ JI.A. Венгер.- М.: Просвещение, 1998. 161с.
  40. JI.A. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном возрасте./ JI.A. Венгер// Сборник Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М.: Просвещение, 1965. С.41−52.
  41. Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребёнка-дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений./ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 144с.
  42. Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. / Е. Н. Винарская.-М.: Просвещение, 1987. 156с.
  43. Т.А. Каждому ребёнку надлежащие условия воспитания и обучения./ Т.А. Власова// Дети с временными задержками развития.-М.: Просвещение, 1971.- С.78−92.
  44. Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). /Е.Б. Волосова:-М.:Литмед, 1999 186с.
  45. Воспитание детей-раннего возраста/ под ред. Г. М. Ляминой.- Изд.2-е, перераб. и доп. -М.гПросвещение, 1984.-433с.
  46. Л.С. Проблемы дефектологии./Л.С. Выготский.-М.-.Педагогика, 1995.-77с.
  47. Л.С. Мышление и речь./ Л. С. Выготский.-М.: Лабиринт, 1999.- 352 с.
  48. И.А. Исследование характера взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами^ в ситуации специально организованной" игрыУИ.А. Выродова // Дефектология: — 2008.- № 2.- С.45−51.
  49. П.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от- одного-года до трёх лет./П.С. Галанов.- М.: АРКТИ, 1999. 64с.
  50. Т.В. Развивающие игры" с малышами" до трёх лет./ Т. В. Галанова.- Ярославль.: Академия развития, 1996.- 35с.
  51. Л.Н. Педагогика, детей- раннего возраста./Л.Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.- М.: Владос, 2007.- 301с.
  52. Гальперин П. Я1 Методы обучения и умственного развития ребёнка./П.Я Гальперин.-М.: МГПУ, 1985. 45с.
  53. Гатанова Hi Школа раннего развития. Тесты- для детей трёх лет./ Н. Гатанова, Е. Тунина.- С.-Пб. Нева, 2003 .— 32с.
  54. А.П. Изучение психического развития аномальных детей. /А.П. Гозова, Ю. А. Кулагин, В. И" Лубовский и др. // Дефектология.- 1983.-№ 6.-С.З-16.
  55. А.Д. Основы коррекционной педагогики./А.Д.Гонеев- под ред. В. А. Сластенина.- М.: Просвещение, 1999.- 319с.
  56. Д.В. Коррекция двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития: автореф. дис. .канд.пед.наук.-СПб., 2003.-23с.
  57. Л.П. Развитие восприятия у ребёнка./ Л. П. Григорьева, М. Э. Бернард екая, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева.- М.: Школа-Пресс, 2001.- 79с.
  58. О.Е. Методика формирования начального детского лексикона./ О. Е. Громова.- М.:Сфера, 2003. 176с.
  59. О.Е. Путь к первым словам и фразам./ О. Е. Громова.- М.: Просвещение, 2008. 128с.
  60. О.Е. Логопедическое обследование детей 2−4 лет. / О. Е. Громова, Т. И. Соломатина.- М.: Сфера, 2004. — 128с.
  61. Г. В. Психопатология, детского возраста. / Г. В. Гуровец, А. Г. Московкина.- М.: Владос, 2007. -288с.
  62. Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом./ Л. А. Данилова.- Л.'.Медицина, 1977.- 96с.
  63. Р. Первые три года жизни./Р. Дарр.- М. .'Просвещение, 1986. -64с.
  64. Дети- сироты: консультирование и диагностика развития./ под ред. Е. А. Стребелевой.- М.: Полиграфсервис, 1998.- 336с.
  65. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста./ под ред. С. М. Новосёловой М.'.Просвещение, 1985.- 132с.
  66. Джонсон-Мартин Н. М. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями./ Н.М. Джонсон-Мартин, К. Г. Дженс, С. М. Аттермеер, Б.Дж. Хакер.- М.: Теревинф, 2005.-112с.
  67. В.А. Жестокое обращение с детьми и их здоровье./В.А. Доскин // Российский медицинский журнал.- 2003.- № 4.- С 14−18.
  68. И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ И. В. Дубровина.- M.:Academia, 2001.- 160с.
  69. В.П. Психолого-педагогическая диагностика. Психомоторика./ В .П. Дудьев.- М.: Владос, 2007. 288с.
  70. Дунайкин M. JL Нейропсихологический анализ нарушений^ развития младенцев с перинатальным поражением мозга./M.JI. Дунайкин// Дефектология .-2008. -№ 2.- С.52−59.
  71. Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционного развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. /Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева// Дефектология.- 1999. -№ 6.- С.25−34.
  72. О.И. Школьные проблемы глазами врача: Книга для педагогов, детских психологов, логопедов, воспитателей и родителей. / О. И. Ефимов.-СПб: ДИЛЯ, 2007.- 144с.
  73. М. После трёх уже поздно./М. Ибука.- М.: РУССЛИТ, 1991.-96с.
  74. Е.П. Психомоторная организация человека./Е.П. Ильин.- С-Пб.:Питер, 2003.- 342с.
  75. Д.Н. Психическое недоразвитие детей./Д.Н. Исаев.-М. .'Медицина, 1982.-224с.
  76. Е.К. О развитии речи у детей первых двух лет жизни./ Е. К. Каверина.- М. Просвещение, 1950.- 121с.
  77. К.И. Ребёнок от рождения до двух лет./ К. И. Камышанова.- Ярославль: Академия холдинг, 2002.-240с.
  78. Н.И. Очерки развития высшей нервной деятельности у детей раннего возраста./ Н. И. Касаткин.- М.: Медгиз, 1951. — 116с.
  79. А.Л. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии./ А. Л. Катаева, Е. А. Стребелева.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 224с.
  80. М.Ю. Развитие движений руки ребёнка первого полугодия./М.Ю. Кистяковская//Вопросы психологии.- 1962.- № 2.- С. 69−82.
  81. Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей 1−2 года жизни с нарушениями двигательного развития: дис.. канд. пед. наук. -М., 2003.-225с.
  82. Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3−4 лет./Е.В. Колесникова.- М.:Ювента, 2002.- 96с.
  83. Е.В. Раз словечко, два — словечко./ Е. В. Колесникова.-М.: Ювента, 2003. — 64с.
  84. И.М. Игры и занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим • с детьми первого года жизни./ И.М. Кононова//Дидактика игры и занятия с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1985.- 164с.
  85. И.М. Роль двигательной активности в речевом развитии детей раннего возраста./ И. М. Кононова.// Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М., 1983.-С. 18−21.
  86. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическими поражениями ЦНС в группах кратковременного пребывания. / под ред.Е. А. Стребелевой М.:Просвещение, 2003.- 187с.
  87. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет.- М.: Просвещение, 2001- 253с. 4
  88. В.И. Психическая депривация в раннем возрасте./ В. И. Лангеймейер, 3. Матейчик.- Прага, 1984.-С.5−19, 26−40.
  89. К.С. Задержка психического развития и её причины./ К. С. Лебединская // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей.- М.: Просвещение, 1985 С.29−37.
  90. В.В. Нарушения психического развития у детей. / В. В. Лебединский.-М.:Московский университет, 1985 67с.
  91. И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./ И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько.-М.: Академия, 2001.-119с.
  92. И.Ю. Патопсихология: теория и практика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. Ю. Левченко. М.: Академия, 2004. — 231с .
  93. И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселёва. М.: Книголюб, 2007.-189с.
  94. И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Басилова и др.- под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2005. — 320с .
  95. И.Ю. Психологическое изучение детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста: монография. М.:РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008.- 138с.
  96. А.Н. Восстановление движений./ А. Н. Леоньев, А. В. Запорожец.- М.: Медгиз, 1945 .-75с.
  97. А.Н. Очерки психологии детей./ А. Н. Леонтьев.-М.:Педгиз, 1950.-321с.
  98. Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы./ Д. Лешли.- М.: Просвещение, 1991. 223с.
  99. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей./ В. И. Лубовский.- М.: Педагогика, 1989.-145с.
  100. В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития./ В.И. Лубовский// Дефектология.- 1972.- № 4.- С. 10−16.
  101. В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития./ В.И. Лубовский// Дефектология.-1995.- № 1.-С. 18−20.
  102. А.Р. Речь и развитие психических процессов./ А. Р. Лурия, Ф. А. Юдович.- М.-АПН, 1956.- 94с.
  103. А.Р. О регулирующей роли речи в формировании произвольных движений./ А.Р. Лурия// Журнал высшей нервной деятельности им. Академика И. П. Павлова, 1956.-вып.5.-С.55−59.
  104. М. Раннее воспитание личности. Психология в детском возрасте./ М. Майерхофер.- Цюрих, 1971.- 310с.
  105. И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии./ И. И. Мамайчук.- С-Пб.:Питер, 2003.- 206с.
  106. И.И. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом./ И. И. Мамайчук, З. П. Манухина.// Детские церебральные параличи.- Л.: НИИ им. Г. И. Турнера.- 1974.-99с.
  107. Е.М. Лечебная педагогика (ранний возраст и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии./ Е. М. Мастюкова.-М.: ВЛАДОС, 1977. 304с.
  108. Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция./ Е. М. Мастюкова.- М.: Просвещение, 1992.-118с.
  109. Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова.- М.: Просвещение, 2009.-160с.
  110. Методы изучения и диагностики психического развития ребёнка, под ред. Н. И. Непомнящей М.: Просвещение, 1975.-97с.
  111. В.М. Основы олигофренопедагогики./ В. М. Мозговой, ИМ. Яковлева, А.А. Ерёмина- М.: Академия ИЦ, 2008.- 220с.
  112. М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики./ М. Монтессори.-М.: Астрель., 2005.- 272с.
  113. Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам./ Е. И. Морозова.- М.:Энас, 2005.- 56с.
  114. JI.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей > с задержкой психического развития:/ Л. Г. Мустаева.- М.:АРКТИ, 2005. — 52с.
  115. Р.Ж. Изменение социального окружения-в домах ребёнка: программа раннего вмешательства./ Р. Ж. Мухамедрахимов, О. И. Пальмов и др. //-Дефектология, 2003.-№ 4.- С.44−53.
  116. М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского / М. И: Мухин.' М: РАО, 1994. — 184 с.
  117. B.C. Психологическая^ помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа:/ B.C. Мухина // Вопросы психологии, 1989: — №-1.- С. 34−39.
  118. Неретина' Т. Г. Специальная.* педагогика и коррекционная психология:/, Т. Г. Неретина.- Mi: ФЛИНТА МПСИ, 2008. 376с.
  119. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.-Mi: Феникс, 2008. 349с.
  120. Никандров В: В: Психомоторика./ В. А. Никандров.- М.:Речь, 2004,-102с.
  121. Новиковская> О. А. Логопедическая грамматика для детей 2−4 лет./ О. А. Новиковская.- С.-П.: Диля, 2004.- 64с.1391 Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком./ С. Ньюмен.- М.: Теревинф, 2007.-240с.
  122. Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте:/ Р. В. Овчарова.- М.: Архангельск, 1995. 89с.
  123. Н.И. Методы массовой оценки моторики у детей и подростков./ Н. И. Озерецкий.- М.: Медгиз, 1929: — 117с.
  124. Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одарённости детей./ Н. И. Озерецкий.- Орехово-Зуево, 1923, — 98с.
  125. Л.Я. Социально-педагогическая, поддержка детства./ Л .Я. Олифиренко.- Ml: Народное образование, 2002.- 218с.
  126. ОлифиренкоЛ.Я. Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений./ Л. Я. Олифиренко, Е. Е. Чепурных, Т. И. Шульга, А. В. Быков.- М.: Полиграф сервис, 2001.-320с.
  127. В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья./ В. Н. Ослон.- М.: Генезис, 2006.-368с.
  128. Основы специальной дошкольной психологии. Под ред. В. И. Селиверстова.- М.: Владос, 2007.-288с.
  129. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста./ сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович С.-Пб.:Питер, 2003.- 287с.
  130. Л.Н. Раннее детство. Развитие речи и мышления./ Л. Н. Павлова.- М.: Мозаика-синтез, 2004.- 165с.
  131. Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром./ Л. Н. Павлова.- М.:Просвещение, 1987.- 224с.
  132. М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития.: сб. статей/ М. С. Певзнер под ред. Власовой Т.Н.- М.: АПН РСФСР, 1983.- 176с.
  133. Педагогика раннего возраста. Уч. пособие. М.: Академия, 1998.-278с.V
  134. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. Психофизиологические исследования./ Л. И. Переслени.-М.:Наука, 1984.-160с.
  135. В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трёх лет./В.А. Петрова.-М.: Просвещение, 1970.- 136с.
  136. K.JI. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева.-М.:Владос, 2002.- 71с.
  137. К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста./ К. Л. Печора, В. М. Сотникова.- М.: Владоос, 2001.-112с.
  138. К.Л. Проблемное руководство играми детей второго-третьего года жизни. / К. Л. Печора, О. Г. Ширванова, В. А. Перунова.// Дошкольное воспитание.- 2005.- № 4.- С.11- 14.
  139. Э. Современные формы проявления госпитализма. В кн. Лишение родительских прав: Хрестоматия./ Э.Пиклер. М.: Просвещение, 1991.- С. 186- 193.
  140. Э.Г. Сенсорные способности малыша./ Э. Г. Пилюгина.-М.: Просвещение, 1996.- 134с.
  141. Л.В. Дети-сироты как объект науки. / Л. В. Плаксина,-Сыктывкар: Книга, 2002.- 156с.
  142. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: учебно-метод. пособие / авт.-сост. А.В. Хаустов- под ред. Т. В. Волосовец, Е. И. Кутеповой. — М.:Пресса, 2007. -35с.
  143. О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни./ О. Г. Приходько, Т. Ю. Моисеева.- М.: Экзамен, 2003.-96с.
  144. О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни./ О. Г. Приходько.-М.: КАРО, 2006.-112с.
  145. Психическое развитие воспитанников детского дома./ под ред. Дубровиной И. В., Рузской А.Г.- М.-.Педагогика, 1990.-243с.
  146. Психологическая диагностика: учебное пособие./ под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. — 368с.
  147. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего идошкольного возраста, /под ред. Стребелевой Б.А.- М.: Экзамен, 2005. -345с.
  148. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка./ под ред. JI.M. Шипицыной./ М.: Владос, 2007.-112с.
  149. Психологические особенности детей из домов ребёнка. (Информационное письмо)./ под ред. Лильина Е.Т./ М.: Академия, 1999.-415с.
  150. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / под ред. И. В. Дубровиной./М.: Академия, 1999. 137с.170.* Пути коррекции психического развития детей" из домов ребёнка: /под ред. Лильина Е.Т.- М.: Владос, 1999.- 366с.
  151. Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома1 ребёнка. Методические рекомендации:/ Ю. А. Разенкова:// Дефектология.- 1998. № 1.- С. 45−52, № 2.-G. 38- 44.
  152. Ю.А. Изучение представлений воспитателей- о младенцах-сиротах с отставанием в психомоторном развитии./ Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян, И: А. Выродова.// Дефектология.- 2007. № 5.-С.67−74.
  153. Ю.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем./ Ю. А. Разенкова, Е. Р. Баенская, И. А. Выродова.- М.:Полиграфсервис, 2002.-132с.
  154. И.Ю. Игры- с детьми младенческого возраста./ И. Ю. Разенкова, — М.: Школьная пресса, 2000.-160с.
  155. А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях./ А. В. Роготнева.- М.: Владос, 2007.- 285с.
  156. Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии детей./ Т. В. Розанова.//Дефектология.- 1995.-№ 1.-С. 16−21.
  157. Розенгард-Пупко Г. И. Формирование речи у детей раннего возраста. М.: ПЕДГИЗ, 1963'.- 277с.
  158. Руководство по раннему обучению.- С-Пб.:Нева, 1995.-120с.
  159. Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога./ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.-М.:Аркти, 2003. 208с.
  160. А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте./ А. В. Семенович.- М. гАкадемия, 2002−232с.
  161. Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста./ Н. В. Серебрякова.-С-Пб.:Питер, 2005.-124с.
  162. Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста./ Н. В. Серебрякова.- С-Пб.: КАРО, 2005.- 64с.
  163. И.М. Избранные произведения./ И. М. Сеченов Т.1. Физиология и психология./М.: Академия наук СССР, 1952.-772с.
  164. JI.K. Организационно-педагогические условия деятельности детских домов на современном этапе. Дис. .канд. пед. наук.- М., 2001.- 161с.
  165. А.П. Психокоррекция личности и поведения дошкольников с нарушениями интеллекта в детском доме./ А.П. Силенко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.- № 3.- С.60−63.
  166. Смирнова И.'А. Наш особенный ребёнок./ И. А. Смирнова.- С-Пб.: Каро, 2006.- 176с.
  167. К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации. / К. В. Солоед.- Автореферат дис. .канд. псих. наук. М., 1997 -23с.
  168. Современные технологии реабилитации в педиатрии, /под ред. Лильина Е.Т./ М.: Медицина, 2000.- 556с.
  169. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. Курган: Шадрин ПО «Исеть», 1997.- 123с.
  170. Специальная дошкольная педагогика. Уч. пособие /Е.А. Стребелева, А. А. Венгер и др.- М.: Академия, 2001.- 312с.
  171. Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическими поражениями центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания./ Е. А. Стребелева.- М.: Экзамен, 2004.-128с.
  172. Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями./ Е. А. Стребелева.- М.:Экзамен, 2006.- 160с.
  173. Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии./ Е. А. Стребелева.- М.: ВЛАДОС, 2004.-184с.
  174. Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста./ Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина.- М.: ВЛАДОС. 2008.- 143с.
  175. Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья./ Е. А. Стребелева. // Дефектология. -2003. № 3.-С.74.-80.
  176. М.В. Педагогические условия социальной адаптации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, дис.. канд. пед. наук. М., 2005. 162с.
  177. Тонкова-Ямпольская Р. В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка./ Р.В. Тонкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт, Л. Г. Голубева и др.- М.:Просвещение, 1989. 314с.
  178. К.Л. Особенности развития детей в раннем возрасте и задачи воспитания./ К. Л. Печора.- М.: Минздрав СССР, 1981. 12с.
  179. И.А. Изучение общих психолого-педагогических установок и профессиональных качеств воспитателей детских домов. / И. А. Ткачёва // Дефектология.- 2008.- № 3.- С. 68−73.
  180. Т.М. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности./ Т. М. Уманская.- М.: Владос, 2007. — 220с.
  181. , М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии" детей: учебное пособие / М. Н. Фишман. -М.:Экзамен, 2006. 75с .
  182. С.В. Развитие предметных действий ребёнка./ С. В. Фонарёва.- М.: Просвещение, 1968.- 23с.
  183. Э.Л. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной" системы. / Э. Л. Фрухт, Р.В. Тонкова-Ямпольская //Дефектология.- 2003. № 3.
  184. И.А. Психология детей с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения./ И. А. Фурманов.- М.: Владос, 2007. 320с.
  185. И.А. Психология депривационного ребёнка. / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова.-М.: Владос, 2007. 319с.
  186. Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей./ Л. С. Цветкова.- М.: Педагогическое общество России, 2002. — 96с.
  187. А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. / А. А. Цыганок, А. Л. Виноградова.- М.: Теревинф, 2005.- 72с.
  188. В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста./ В. Штрасмайер: — М.:Академия, 2002.-240с.
  189. Т.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи./ Т. И. Шульга, Л. Я. Олифиренко. гМ-:ИПКПРНО Моск.обл., 1997.-130с-
  190. Щелованов Н. М: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. / Н. М. Щелованов.-4е изд.- М.: Знание, 1960.-30с.
  191. Щелованов Н. М- Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет./ Н. М. Щелованов.- М.:Медгиз, 1969.- 97с.
  192. Д.Б. Избранные психологические труды./ Д. Б. Эльконин.-М-: Педагогика- 1989. -560с.
  193. Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет)./ Д. Б. Эльконин.-М.: Учпедгиз, 1960. -328с.
  194. Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1−3 года). / Е. А. Янушко.- М.:Мозаика-синтез, 2007.-56с.
Заполнить форму текущей работой