Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы реализации принципа социальной справедливости в современном пенсионном обеспечении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имеются в виду диссертации О. П. Беребиной, Ю. В. Васильева, Д. Г. Вихрова, И. Р. Маматказина, Т. К. Мироновой, В. Б. Савостьяновой, Е. В. Чупровой и др. производство каждого гражданина, претендующего на пенсию, а в случаях назначения пенсий лицам, не осуществлявшим трудовую деятельность, она должна быть в размерах, сопоставимых с прожиточным минимумомустановление такого уровня пенсионных выплат… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИДЕИ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ОБЩЕПРАВОВЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ ПРИНЦИПАХ
    • 1. 1. Социальная справедливость как философская и правовая категория
    • 1. 2. Принципы права социального обеспечения и социальная справедливость
    • 1. 3. Проявление принципа социальной справедливости в российском пенсионном законодательстве в дореформенный период
  • Глава II. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СПРАВЕДЛИВОГО ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    • 2. 1. Новеллы пенсионного законодательства с точки зрения социальной справедливости
    • 2. 2. Соответствие российского пенсионного законодательства международным правовым нормам
    • 2. 3. Сохранение и конвертация приобретенных пенсионных прав граждан с точки зрения социальной справедливости
  • Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
    • 3. 1. Проблемы учета страхового стажа и страховых платежей в системе индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных
    • 3. 2. Проблемы преобразования досрочных пенсий по старости в профессиональные пенсии
    • 3. 3. Государственные гарантии финансового обеспечения накопительной части трудовых пенсий

Проблемы реализации принципа социальной справедливости в современном пенсионном обеспечении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

На рубеже XX и XXI веков в России были задуманы и стали проводиться в жизнь экономические и социальные реформы, среди которых особое место занимает пенсионная реформа. Её значимость определяется не только тем, что она затронула интересы 38 миллионов граждан России, уже получавших пенсию, но и в ее расчете на перспективу. Последнее означает, что в конечном итоге она коснётся всех жителей страны.

С началом реформы вступило в силу новое пенсионное законодательство. Неоднозначное отношение к нему как со стороны граждан, так и со стороны учёных-специалистов в области права социального обеспечения объясняет необходимость его анализа, и в первую очередь, с точки зрения воплощения в нем идеи социальной справедливости.

Поскольку идея социальной справедливости, как правовая категория, выступает в виде общеправового и отраслевого принципов, важно проследить, как этот принцип должен проявляться в таком институте права социального обеспечения, как пенсионное обеспечение, отвечают ли этому принципу условия назначения и выплаты пенсий, правила определения их размеров, а если отвечают, то насколько полно они реализуются в процессе правоприменительной деятельности.

Актуальность темы

исследования усиливается ещё тем, что законодательная база постреформенного пенсионного обеспечения не сформировалась в полной мерев процессе законотворческой деятельности намечено рассмотреть не только проекты новых федеральных законов, но и произвести корректировку действующих правовых норм. Научные исследования в области пенсионного обеспечения могут оказать положительное влияние на развитие и совершенствование пенсионного законодательства.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить, насколько действующее пенсионное законодательство и его правоприменительная практика соответствуют интересам граждан России, обосновать предложения по совершенствованию правового регулирования пенсионного обеспечения с тем, чтобы оно отвечало идее социальной справедливости.

Для достижения указанной цели диссертантом была предпринята попытка решить следующие задачи: рассмотреть философский и правовой аспекты понятия «социальная справедливость" — выявить, насколько полно идея социальной справедливости получила разработку в юридической литературеопределить, какие из элементов принципа социальной справедливости были закреплены в дореформенном российском законодательстве о государственных пенсияхразобрать, насколько основные начала реформирования российской пенсионной системы соответствуют международно-правовым нормам, в которых социальная справедливость проявляется достаточно яснооценить новеллы действующего пенсионного законодательства с точки зрения социальной справедливостипроанализировать позиции ученых по поводу нового пенсионного законодательстваисследовать проблемы, возникшие в связи с переходом пенсионного обеспечения на страховые принципыпроанализировать юридические гарантии защиты пенсионных прав гражданосуществить анализ новых законопроектоввнести предложения по развитию и совершенствованию пенсионного законодательства. W.

Методологическая и теоретическая основы диссертационного исследования.

Методологической основой исследования являются методы общенаучного познания: законы формальной логики, анализ и синтез, метод перехода от общего к частному и др., а также специальные правовые методы: историко-правовой анализ, метод сравнительного правоведения, обобщение правоприменительной практики, социологических, экономических, статистических данных.

Научной базой исследования явились труды ученых, внесших значительный вклад в философскую и правовую науки. При изучении правовой литературы было уделено внимание работам не только специалистов в области права социального обеспечения, но и научным исследованиям по общей теории + права, а также по конституционному, трудовому, семейному, гражданскому, налоговому праву. Так, при изучении социальной справедливости, как философской категории, творческому переосмыслению в пределах темы диссертации подверглись взгляды таких философов, как Аристотель, Ф. Аквинский, К. Афинский, Ф. Бэкон, К. Маркс, Платон, Энгельс и др.

Необходимыми и важными источниками для диссертационного исследования послужили труды ученых-правоведов: С. С. Алексеева, Е. Г. Азаровой, Н. Г. Александрова, B.C. Андреева, Е. И. Астрахана, В. А. Ачаркана, К. С. Батыгина, С. Н. Братуся, Н. А. Вигдорчика, Н. П. Витрука, В. М. Дурденевского, А. Д. Зайкина, M. J1. Захарова, Р. И. Ивановой, З. А. Кондратьевой, В. В. Лазарева, Е. А. Лукашевой, Н. С. Малеина, Г. В. Мальцева, Е. Е. Мачульской, П. И. Новгородцева, В. А. Тарасовой, Э. Г. Тучковой, М. Ю. Федоровой, В. Ш. Шайхатдинова, Л. С. Явича и др.

Нормативную правовую основу диссертационного исследования составили акты Международной организации труда, Конституция РФ, Гражданский, Налоговый, Семейный, Трудовой кодексы РФ, федеральные законы, акты -4. Президента и Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты.

При написании работы автор использовал также собственный многолетний опыт правоприменительной деятельности по пенсионному обеспечению, в последние 8 лет — в качестве руководителя территориального Управления Пенсионного фонда РФ, а также опыт научной работы, приобретенный в результате участия в международных программах и семинарах, посвященных пенсионным вопросам, в рамках программ «TACIS» и NMCP (Нидерланды).

Научная новизна диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационной работы предопределяется прежде всего тем, что она является первым комплексным исследованием правовой базы пенсионной реформы и двухгодичной практики ее реализации. По близкой к данной работе тематике в последние десять лет было защищено ряд диссертаций1, однако в них подверглось анализу пенсионное законодательство, действовавшее до начала пенсионной реформы, т. е. до 2002 года. К тому же авторы этих диссертаций не рассматривали пенсионное обеспечение с точки зрения социальной справедливости.

В данной диссертации содержатся следующие новые положения, которые выносятся на защиту:

1. Общеправовой принцип социальной справедливости через отраслевые принципы или через принципы такого важного института отрасли права социального обеспечения, как пенсии, должен иметь четкие проявления в пенсионном обеспечении. Пенсионное обеспечение можно назвать справедливым, если в законодательстве закреплены следующие проявления принципа социальной справедливости: предоставление всем гражданам одинаковых возможностей в «зарабатывании» пенсионных выплатустановление пенсионного возраста с учётом медико-биологических факторов, влияния неблагоприятных условий труда на состояние здоровья занятых в них лиц, а также с учетом демографической ситуации в странесвязь пенсионного обеспечения с периодами страхования и трудовым вкладом в общественное.

1 Имеются в виду диссертации О. П. Беребиной, Ю. В. Васильева, Д. Г. Вихрова, И. Р. Маматказина, Т. К. Мироновой, В. Б. Савостьяновой, Е. В. Чупровой и др. производство каждого гражданина, претендующего на пенсию, а в случаях назначения пенсий лицам, не осуществлявшим трудовую деятельность, она должна быть в размерах, сопоставимых с прожиточным минимумомустановление такого уровня пенсионных выплат, который обеспечил бы пенсионерам достойный уровень жизниобеспечение финансирования пенсионных выплат государством, работодателем и самим работникомгарантированность со стороны государства реализации права граждан на пенсию и установленного законодательством уровня обеспеченияопределение гибкого механизма индексации пенсий, способного быстро реагировать на рост стоимости жизнидифференциация правил пенсионного обеспечения с учетом значимых для общества обстоятельствсоздание максимально удобных для граждан правил обращения за пенсией и ее назначенияответственность работодателей за неуплату (несвоевременную, неполную уплату) платежей на обязательное пенсионное страхованиемеханизм надзора и контроля за реализацией пенсионных прав граждан.

2. Дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения граждан не нарушает принципа социальной справедливости, когда она направлена на выравнивание стартовых возможностей граждан в приобретении пенсионных прав. Она допускается в целях защиты прав граждан, особо нуждающихся в социальной защите государства, а также в целях охраны здоровья населения. Не может быть оправдана дифференциация правового регулирования пенсионного обеспечения в тех случаях, когда в ее основе лежит служебное положение работающих (в частности, федеральных государственных служащих).

3. Первым законом, который за всю историю развития пенсионного законодательства в XX веке наиболее полно отвечал принципу социальной справедливости, был Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР» в его первоначальной редакции. Несмотря на то, что с учетом экономического состояния страны Государственной Думой в него неоднократно вносились изменения, которые свели на нет основанную на данном законе возможность построения в России справедливой пенсионной системы, он оказал положительное влияние на разработку новых законодательных актов о пенсионном обеспечении, вступивших в силу в период с января 2002 г.

4. В современном российском пенсионном законодательстве не отвечает принципу социальной справедливости следующее: сужение круга лиц, имеющих право на трудовые пенсии (в первую очередь это касается пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) — учет при назначении трудовых пенсий нестраховых периодов при условии, что им предшествуют или за ним следуют периоды работы и (или) иной деятельности, в период которых за работника уплачивались страховые платежи в ПФРисключение периода ухода за ребенком в возрасте до полутора лет при конвертации пенсионных прав, заработанных гражданином до января 2002 г.- большой отрыв базовых частей трудовых пенсий от прожиточного минимума, что означает несоответствие современного пенсионного законодательства Рекомендации Международной организации труда № 43- игнорирование интересов многодетных семей при определении базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидностиневключение отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в профессиональный страховой стажобязательность отчисления части страховых платежей на накопительную часть трудовых пенсийперевод в резервный фонд средств, значащихся в специальной части лицевого счета застрахованного, в случаях смерти инвалида или трудоспособного лица, не доживших до пенсионного возрастаперевод льготного пенсионного обеспечения лиц, указанных в ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в профессиональные пенсионные системыотсутствие в законодательстве четких гарантий реализации всех пенсионных прав гражданотход от максимально удобных для граждан правил обращения за назначением и перерасчетом пенсийфинансирование за счет средств федерального бюджета пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим и предоставление, по существу, им права получать две пенсии — за выслугу лет и трудовую пенсию.

5. Предложение об установлении страховых тарифов при введении профессиональных систем с учетом классов профессиональных рисков, применяемых в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

6. Тезис о необходимости установления сроков и размеров перечислений в Пенсионный фонд России взносов из федерального бюджета за нестраховые периоды общественно-полезной деятельности, учитываемых при исчислении трудовых пенсий.

7. Новая редакция статей 255 и 256 Трудового кодекса РФ, статей 2, 6, 8−9, 11, 14−16, 25, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" — статей 2, 8, 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" — статей 6, 14, 27, 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также другие предложения правового характера, направленные на устранение тех положений в пенсионном законодательстве, которые не отвечают принципу социальной справедливости.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования.

Научные результаты исследования расширяют научные представления о содержании правового принципа социальной справедливости и о его проявлении в законодательстве о пенсионном обеспечении. Они могут быть использованы при чтении лекций по дисциплине «Право социального обеспечения» и по спецкурсу «Проблемы права социального обеспечения».

Практические результаты исследования, представленные в конкретных предложениях по корректировке правовых норм и в оценке ряда законопроектов, могут быть использованы в законотворческой деятельности государственных органов.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Диссертация выполнена на кафедре права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений. Выводы и практические предложения, содержащиеся в ней, обсуждались на совместном заседании кафедры права социального обеспечения и кафедры трудового права Академии труда и социальных отношений. Кроме того они были использованы при составлении отчетов о научной деятельности в рамках программ «TACIS"1 и NMCP2.

Материалы диссертационного исследования используются автором в процессе преподавания курса «Право социального обеспечения» и спецкурса «Проблемы права социального обеспечения» в Академии труда и социальных отношений и Московском институте экономики и правапри разъяснении вопросов по пенсионному обеспечению в средствах массовой информации и проведении прямых эфиров и выступлений на телевидении.

Основные положения диссертации изложены в опубликованных автором статьях.

Структура диссертации.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и приложений. В приложениях даны статистические данные по Москве и Московской области, которые используются автором в работе для подтверждения своих выводов, указаны основные нормативные правовые акты из числа анализируемых диссертантом и научная литература.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ современного пенсионного законодательства и законодательства других отраслей права, результатов правоприменительной практики в дореформенный период и в 2002;2003 годах, представленный в настоящей работе, позволил автору обосновать свои предложения не только в отношении принятия новых нормативных правовых актов, но и по корректировке действующих правовых норм.

Ниже приводится предлагаемая автором редакция ряда статей федеральных законов.1.

1.В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предлагается:

1.1 В статье 2 изложить следующее определение трудовой пенсии: «трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата за счет страховых платежей для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также для нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца»;

1.2. В статье 2 дать следующее определение страхового стажа: «страховой стаж — суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течении которых за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерацииа также иные периоды общественно-полезной деятельности, с учетом которой в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы перечислялись из федерального бюджета»;

1.3. Иным вариантом сказанного выше (в п. 1.2) может быть дополнение статьи 6 пункта 4 следующего содержания:

4. В случаях, когда у застрахованного лица нестраховые периоды, перечисленные в пункте 1 статьи 11, превышают страховой стаж, для исчисления страховой части пенсии к сумме страховых платежей, имеющихся Обоснование нового содержания правовых норм см. на с. 45−48, 49−54, 59−60, 61−64, 68−69, 70−71, 86, 104 на лицевом счете застрахованного лица, добавляется такая же сумма из федерального бюджета";

1.4. Изложить пункт 3 статьи 8 в следующей редакции: «3. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается застрахованным лицам независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности их страхового стажа, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы»;

1.5. Дополнить пункт 3 статьи 8 вторым абзацем следующего содержания: «Лицам, ставшим инвалидами в результате несчастного случая при прохождении производственного обучения (практики) и при проведении учебных опытов (экспериментов) в период учебы, назначается трудовая пенсия по инвалидности даже при отсутствии страхового стажа, если несчастный случай произошел на территории организации, где проходила практика, или в учебном заведении»;

1.6. В пункте 4 статьи 8 исключить слова «или умышленного нанесения ущерба своему здоровью»;

1.7. Дополнить пункт 5 статьи 8 абзацем следующего содержания: «При наличии чрезвычайных обстоятельств Пенсионный фонд Российской Федерации может дать разрешение на единовременную выплату инвалиду, не достигшему пенсионного возраста, с учетом его материального положения из средств, имеющихся в специальной части его индивидуального лицевого счета, но не более 30 процентов указанных средств;

1.8. Дополнить подпункт 1 пункта 2 статьи 9 абзацем: «обучающиеся братья, сестры и внуки умершего кормильца по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше достижения ими возраста 23 лет, независимо от их трудоспособности».

Соответственно эти слова (за исключением последних трех) следует исключить из первого предложения данного подпункта пункта 2 статьи 9;

1.9. В подпункте 2 пункта 2 статьи 9 слова «возраста 18 лет» заменить на слова «возраста 16 лет», а также исключить слова «и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта»;

1.10. В пункте 9 статьи 9 исключить слова «воспитывали» и «на воспитании»;

1.11. В пункте 11 статьи 9 исключить слова «или умышленного нанесения ущерба своему здоровью»;

1.12. Подпункт 2 пункта 1 статьи 11 изложить в следующей редакции: «2) периоды получения пособия по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с травмой на производстве и профессиональным заболеванием) и пособия по беременности и родам»;

1.13. Пункт 2 статьи 11 изложить в следующей редакции: «2) периоды работы, предусмотренные подпунктом 3 и 6 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона»;

1.14. В статьях 14 и 15 дополнительно указать об увеличении базовой части пенсии на определенную сумму при наличии четверых и более членов семьи;

1.15. В пункте 6 статьи 16 последовательность получения родственниками умершего средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, привести в соответствие со статьей 1142 и статьей 1143 Гражданского кодекса РФ;

1.16. В подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 исключить слова «государственных и муниципальных»;

1.17. Часть четвертую пункта 2 статьи 30 изложить в следующей редакции:

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 2, абзац первый и второй подпункта 6, подпункт 13 пункта 1 статьи 28), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:". (дал ее по тексту статьи 28);

1.18. В части шестой пункта 2 статьи 30 наряду с абзацем первым упомянуть абзац 2 подпункта 6 и подпункт 13 пункта 1 статьи 28;

1.19. Дополнить пункт 4 статьи 30 подпунктом седьмым: «7) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности».

2. В Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предлагается:

2.1. В статье 2 изложить следующее определение пенсии: «пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная выплата для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста (из числа пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф), ставших инвалидами (из числа военнослужащих, участников Великой Отечественной войны и пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф), длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью (из числа военнослужащих и федеральных государственных служащих), семей потерявших кормильца (относящегося к военнослужащим или гражданам пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф), а также для нетрудоспособных граждан, не получающих трудовую пенсию»;

2.2. Дополнительно в подпункте 2 пункта 3 статьи 8 указать ребенка умершего в числе тех, кто имеет право на пенсию по случаю потери кормильца из числа военнослужащих), «если он (она) занят (занята) уходом за братьями, сестрами или другими детьми умершего (погибшего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет»;

2.3. В статье 11 указать, что «право на социальную пенсию имеют не только те нетрудоспособные граждане, которые не имеют право на трудовую пенсию, но и отказавшиеся от получения трудовой пенсии или не обратившиеся за ней».

3. В Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предлагается:

3.1. Дополнить пункт 6 статьи 6 абзацем следующего содержания: «В случае ликвидации страхователя Пенсионный фонд Российской Федерации уточняет сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного на основании проведенных документальных проверок»;

3.2. Дополнить статью 14 пунктом 4 следующего содержания: «4. За неуплату или неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование наступает ответственность на условиях, в порядке и размерах, предусмотренных в разделе VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» Налогового кодекса Российской Федерации.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования либо представления неполных и (или) недостоверных сведений страхователи несут ответственность в соответствие со статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

3.3. Дополнить статью 27 пунктом 4 следующего содержания: «Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

3.4. Дополнить пункт 4 статьи 28 абзацем следующего содержания: «Максимальный размер фиксированного платежа составляет 14 процентов от средней месячной заработной платы по стране».

4. Для того, чтобы правовые нормы, содержащиеся в пенсионном законодательстве, не противоречили Трудовому кодексу Российской Федерации, предлагается:

4.1. Дополнить статью 255 ТК РФ следующим абзацем: «Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам включаются в страховой стаж при назначении пенсий, в том числе в профессиональный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости»;

4.2. Часть 5 статьи 256 ТК РФ изложить в следующей редакции: «Отпуска по уходу за ребенком до достижением полутора лет засчитываются в страховой стаж (общий и специальный), а также в непрерывный стаж работы».

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Если до старости далеко — это не значит, что она не придет//Социальное обеспечение. 1995. № 8 (0, 4 п. л.).

2. Три проблемы — одно решение//Ваше право. 1999. № 30. (0, 2 п. л.).

3. Игра в одни ворота, а в проигрыше всегда пенсионеры//Наша жизнь.

1999. № 11.(0, 2 п. л.).

4. Потерянный стаж//Ваше право. 1999. № 27. (0,3 п. л.).

5. «Мертвые души"//Социальная защита. 1999. № 7. (0, 3 п. л.).

6. «Белые пятна» учета//Социальная защита. 1999. № 8. (0, 3 п. л.).

7. «О мертвых душах», долгом пути денег и многом другом" (заметки по поводу неурегулированных отношений и спорных норм)//Пенсия. 1999. № 8. (0, 3 п. л.).

8. Некоторые вопросы совершенствования пенсионного обеспечения//Тру-довое право и право социального обеспечения. М.: Проспект-Н. 2000. (0,3 п.л.).

9. Конвенции и рекомендации МОТ о пенсионном страховании. Реферативный сборник «Правовые проблемы государственного социального страхования». М.: Академия труда и социальных отношений. 2000. (0,3 п. л.).

10. Документальное обеспечение индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхова-ния//Справочник кадровика. 2000. № 3 (0,5 п. л.).

11. Трудовой стаж: исчисление и подтверждение//Справочник кадровика.

2000. № 5. 2001. № 1, 2, 3 (1 п. л.).

12. Особенности составления отчетности по пенсионному страхова-нию//Консультант. 2003. № 5 (0,3 п. л.).

13. Пенсионная реформа: новое в законодательстве и пути дальнейшего развития правовой базы пенсионного обеспечения. Лекция для студентов и слушателей Академии труда и социальных отношений (в соавт.) М. АТиСО. 2003.(3.7/1,5 п. л.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина. Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций10 декабря 1948 г.
  2. Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Ратифицирован СССР 18 сентября 1973 г.
  4. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
  5. Конвенция МОТ № 35 «О страховании по старости в промышленности» 1933 года.
  6. Конвенция МОТ № 36 «О страховании по старости в сельском хозяйстве» 1933 года.
  7. Конвенция МОТ № 37 «О страховании на случай инвалидности в промышленности» 1933 года.
  8. Конвенция МОТ № 38 «О страховании по инвалидности в сельском хозяйстве» 1933 года.
  9. Конвенция МОТ № 39 «О страховании на случай потери кормильца в промышленности» 1933 года.
  10. Конвенция МОТ № 40 «О страховании на случай потери кормильца в сельском хозяйстве» 1933 года.
  11. Рекомендация МОТ № 43 «О страховании по инвалидности, старости и по случаю потери кормильца» 1933 года.
  12. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 года.
  13. Конвенция МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» 1967 года.
  14. Рекомендация МОТ № 131 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» 1967 года.
  15. Рекомендация МОТ № 162 «О пожилых трудящихся» 1980 года.
  16. Устав Международной организации труда и Регламент Международной конференции труда 1946 года (с послед, изм. и дополн.)
  17. КОДЕКСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  18. Гражданский кодекс Российской Федерации:
  19. Часть первая от 30 ноября 1994 г. (с послед, изм. и дополн.) Часть вторая от 26 января 1996 г. (с послед, изм. и дополн.) Часть третья от 26 ноября 2001 г.
  20. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.
  21. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая от 31 июля 1998 г. (с послед, изм. и дополн.) Часть вторая от 5 августа 2000 г. (с послед, изм. и дополн.)
  22. Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 г. (утратил * силу).
  23. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. (с послед, изм. и дополн.).
  24. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (с послед, изм. и дополн.).
  25. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. (с послед, изм. и дополн.).
  26. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (с послед, изм. и дополн.).1. ЗАКОНЫ СССР.
  27. Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях в СССР».
  28. Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсионном обеспечении членов колхозов и их семей».
  29. Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  30. Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. № 1761−1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (с послед, изм. и дополн.).
  31. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520−1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с послед, изм. и дополн.).
  32. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
  33. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
  34. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с послед, изм. и дополн.).
  35. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с послед, изм. и дополн.).
  36. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с послед, изм. и дополн.).
  37. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № ПЗ-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».
  38. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с послед, изм. и дополн.).
  39. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с послед, изм. и дополн.).
  40. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с послед, изм. и дополн.)
  41. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях».
  42. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательногосоциального страхования» (с послед, изм. и дополн.)
  43. Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации».
  44. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  45. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  46. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с послед, изм. и дополн.)
  47. Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
  48. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 61-ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2002 г.».
  49. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с послед изменен, и дополн.)
  50. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
  51. Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 197-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год».
  52. Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
  53. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР.
  54. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442−1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
  55. Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР, утвержденное постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556−1.
  56. Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденный постановлением Верховного Совета
  57. РСФСР от 30 января 1991 г. № 556−1.
  58. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
  59. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122−1.
  60. Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209−1 «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области».
  61. УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  62. Указ Президента РФ от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации».
  63. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1766 «О компенсационных выплатах пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни».
  64. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».
  65. Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих».
  66. Указ Президента РФ от 14 июня 1997 г. № 573 «О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров».
  67. Указ Президента РФ от 15 апреля 2000 г. № 680 «Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера».
  68. Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управлением государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации».
  69. Указ Президента РФ от 8 февраля 2001 г. № 137 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе».
  70. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 1994 г. № 86 «О компенсационных выплатах пенсионерам».
  71. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренная Правительством РФ 7 августа 1995 г. № 790.
  72. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами».
  73. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1997 г. № 222.
  74. Инструкция о порядке введения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318.
  75. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 (с послед, изменен, и дополн.).
  76. Постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  77. Правила учета страховых взносов на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 407.
  78. Правила выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 408.
  79. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 июля 2002 г. № 537.
  80. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555.
  81. Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд России, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 652.
  82. Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 148.
  83. Правила исчисления выслуги лет, дающей право на такую доплату, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 155.
  84. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан».
  85. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р.
  86. Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2003 г. № 540 «Об утверждении Инвестиционной декларации Внешэкономбанка о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений».
  87. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. № 672 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2003 г.».
  88. ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  89. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
  90. Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденное Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190.
  91. Письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации № 1−299−17 и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЮСИ-22/ИН от 20 февраля 1992 г. «О стаже и заработке по договорам подряда и поручения».
  92. Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Минтруда России от24 июня 1994 г. № 50.
  93. Разъяснения Минтруда России «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения», утвержденные постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 августа 2000 г. № 62.
  94. Разъяснение о порядке применения п. 2 ст. 31 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденное постановлением Минтруда России от25 марта 2002 г. № 21.
  95. Постановление Минтруда России от 1 апреля 2003 г. № 15 «Об установлении тождества профессий, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подп. 1, 2, 4 и 7 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  96. Е.Г. О защите пенсионных прав. //Советское государство и право. 1979. № 2
  97. Е.Г. Когда наступила старость.//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2002. № 3.
  98. Е.Г. Трудовая пенсия: кому, сколько, за что.//Хозяйство и право. 2002. Приложение к № 8.
  99. Е.Г. Пенсионная реформа: хуже не будет?//Хозяйство и право. 2002. № 10.
  100. Е.Г. Семьи, потерявшие кормильца.//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2003. № 1.
  101. Е.Г., Козлов А. Е. Личность и социальное обеспечение в СССР. М. 1983.
  102. Е.Г., Кондратьева З. А. Постатейный комментарий к федеральному закону О трудовых пенсиях в РФ. М.: Юридическая фирма «Контракт». 2003.
  103. Ю.Александров Н. Г. Понятие источника права./Ученые труды. ВИЮН. VIII. М.: Юридическое издание. 1946.
  104. Н.Г. Советское трудовое право. М.: Госюриздат. 1954.
  105. Н.Г. Применение норм советского социалистического права. М.: Изд. МГУ. 1958.
  106. Н.Г. Сущность социалистического государства и права.1. М: «Знание». 1969.
  107. Н.Г., Пашерстник А. Е. Советское трудовое право. М.: Госюриздат. 1952.
  108. С. С. Проблемы теории права. Свердловск. 1972. Т.1.
  109. С.С. Общая теория права. М. 1982.
  110. С.С. Структура советского права. М. 1995.
  111. М. Трудности согласования интересов.//Социальная защита. Профессиональные и льготные пенсии. 2003. № 11.
  112. B.C. Материальное обеспечение граждан в СССР в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности (правовые вопросы). М.: Госюриздат. 1963.
  113. B.C. О предмете и основных принципах советского трудового права на современном этапе./Изд. Московского университета. 1964.
  114. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М. 1970.
  115. Аристотель. «Этика». СПб. 1908.
  116. Архангельский J1.M. Категории марксистской этики. М. 1963.
  117. В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии Гегеля.//Философские науки. М. 1970. № 5.
  118. Е.И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих. М.: Госюриздат. 1961.
  119. В. А. Пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. М.: Госюриздат. 1960.
  120. В.А. Обеспечение ветеранов труда СССР. М.: Изд-во «Наука». 1965.
  121. В.А. Государственные пенсии в СССР. Автореферат дисс. доктора юрид. наук. М. 1969.
  122. В.Н., Баскакова М. Е. О пенсиях для мужчин и женщин- социальные аспекты пенсионной реформы. М.: Московский философский фонд. 1998.
  123. М.Е., Баскаков В. Н., Лельчук А. Тендерные аспекты российской пенсионной системы.//Пенсионные фонды и инвестиции. 2003. № 5(11).
  124. К.С. Порядок планирования и расходования средств государственного социального страхования. М. 1972.
  125. К.С. Право социального обеспечения. Общая часть.//Учебное пособие. М. 1995.
  126. К.С. Право социального обеспечения. М.: Академия труда и социальных отношений. 1998.
  127. О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М. 1999.
  128. З.А. Проблемы справедливости в марксистко-ленинской этике. М. 1974.
  129. Ю. Фома Аквинский. М. 1975.
  130. С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М.: Госюриздат. 1963.
  131. А.П. Социализм: социальная справедливость и равенство. М. 1988.
  132. М.О., Кобзева С. И., Кондратьева З. А. Право социального обеспечения. М.: Юрист. 2001.
  133. Ф. О достоинстве и приумножении наук. Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. Сочинения в 2 томах. Калининград. 1975. т.1.
  134. В.А. Реализация принципа социальной справедливости в правовом регулировании заработной платы работающих и служащих. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М. 1989.
  135. A.M. О правовых идеях-принципах.//Советское государство и право.1975. № 3.
  136. С.Ф. Организация пенсионного страхования в Российской Федерации. Пенсионная реформа. Сборник статей. М.: Просвещение. 2002.
  137. В.В. Гражданский кодекс и суд.//Вестник ВС РФ. 1997. № 7.
  138. Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении. М. 1927.
  139. Н.В. Правовой статус личности в СССР.//Реальный социализм: теория и практика. М. 1985.
  140. Д.Г. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М. 2001.
  141. Н.Н. Социальная справедливость и формы ее выражения в праве.//Советское государство и право. 1979. № 10.
  142. Ю.В. Трудовые пенсии. Пенсионная реформа. Сборник статей. М.: Просвещение. 2002.
  143. Ю.В. Право иностранных граждан и лиц без гражданства на трудовую пенсию в Российской Федерации.//Пенсия. 2002. № 11.
  144. Вульф J1.C. Взносы это не налоги.//Пенсионное обеспечение. 1999. № 7.
  145. JI.C. Страсти по пенсионному капиталу .//Ваше право. 2003. № 3.
  146. JI.C. Потрясений не произойдет.//Социальная защита. 2003. № 1.
  147. JI.C. Порядок подтверждения страхового стажа.//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2003. № 12.
  148. В.П. Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации. Учебное пособие.//М.: Академия труда и социальных отношений. 2000.
  149. Г. Философия духа. М. Соч. 1956. т. 3.
  150. А. Справедливость как принцип социалистического права. Автореферат дисс.канд. юрид. наук. М. 1983.
  151. Л.Я. Трудовой стаж рабочих и служащих. М.: Изд. АН СССР. 1958.
  152. С.Ю. Понятийный аппарат трудового права.//Монография. Екатеринбург. Изд-во УрГЮА. 1997.
  153. Л.Г. Понятие справедливости в домарксистской общественно-политической и правовой мысли. М.: Правоведение. 1964. № 1.
  154. Л.Г. Категория справедливости в современной буржуазнойфилософии права. М.: Правоведение. 1968. № 2.
  155. Л.Г. «Природа вещей» в современной буржуазной философии права.//Советское государство и право. 1971. № 6.
  156. Л.Г.- Новиков А.Н. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Ленинград.: Наука. 1977.
  157. А.А. «Золотое правило» нравственности.//Вестник Московского Университета. Серия VIII. М.: Философия. 1972. № 4.
  158. А.А. Социальная природа нравственности. М. 1974.
  159. И.В. Правовые проблемы социального обеспечения колхозного крестьянства. Автореферат дисс. доктора юрид. наук. М. 1979.
  160. А.И. Теория государства и права. М.: Юриздат. 1948.
  161. М. «Досрочная по страховому принципу». //Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2002. № 7.
  162. Д.В. «Добросовестность (bona fides) как правовой принцип». Политико-правовые ценности и современность./Под редакцией B.C. Нерсесянца. М. 2000.
  163. В. Лекции по праву социальной культуры. М.-Л. 1929.
  164. А.Н. Основные принципы советского права социального обеспечения М.: Юриздат. 1984.
  165. Л.В. Теория социального обеспечения. М. Изд-во ВЦСПС. 1924.
  166. А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М. Изд-во Московского университета. 1974.
  167. А.Д. Советское право социального обеспечения. М.: МГУ. 1982.
  168. Т. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость. М.: Коммунист. 1986. № 13.
  169. М.Л. Вопросы общего и особенного в пенсионном обеспечении рабочих (служащих) и колхозников. Автореферат дисс.канд. юрид. наук. М. 1970.
  170. М.Л. Единая система пенсионного обеспечения в СССР: становление, функционирование и перспективы развития (правовое исследование). Автореферат дисс. доктора юрид. наук. М. 1978.
  171. М.Л., Тучкова Э. Г. К вопросу о пенсионном обеспечении трудящихся.//Советское государство и право. 1987. № 8.
  172. М.Л., Тучкова Э. Г. К новому пенсионному закону пора конструктивных решний (проект закона «О государственных пенсиях»). М.: Советское государство и право. 1989. № 12.
  173. М.Л., Тучкова Э. Г. Комментарий Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М.: БЕК. 1997.
  174. М.Л., Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и печальные результаты./ЛГосударство и право. 1998. № 3.
  175. М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России.//Учебник. М.: Издательство БЕК. 2001.
  176. М.Ю. Цели, задачи и пути реализации пенсионной реформы. Сборник статей. М.: Просвещение. 2002.
  177. М.Ю. Новой системе исполнился год.//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2003. № 2.
  178. Т.В. Проблемы правового распределения общественных фондов потребления. Дисс. доктора юрид. наук. М. 1986.
  179. Р.И. Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе: генезис, развитие и функционирование. Автореферат дисс. доктора юрид. наукМ. 1987.
  180. Р.И.- Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М.: Изд. МГУ. 1983.
  181. С.А. Социальная справедливость в трудовом законодательстве. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М. 1992.
  182. С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период: Некоторые проблемы.//Государство и право. М. 1994. № 8 9.
  183. И. Категории законности и справедливости в советском праве.//Советское право. М. 1926. № 2
  184. О.С. Структурные подразделения системы права (на материалах гражданского права). Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 14. 1968.
  185. И. Основы метафизики нравственности. Соч. в 6-ти т. М.1965. т.2.ч.1.
  186. М. Государственные бумаги доходов не обещают.//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2002. № 7.
  187. М.М. Профессиональные пенсии./Пенсионная реформа. Сборник статей. М.: Просвещение. 2002.
  188. М. Пути снижения затрат работодателей.//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2003. № 10.
  189. А.А. Правовое регулирование пенсионного обеспечения трудящихся по старости в СССР. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М. 1969.
  190. Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль. 1972.
  191. И.Я. Международное правовое регулирование труда. Международные стандарты труда.//Учебное пособие. М.: Академия труда и социальных отношений. 1995.
  192. И.Я. Международный труд. М.: Юристъ. 1997.
  193. И.Я. Трудовое право России: Историко-правовое исследование.//Учебное пособие. М.: Изд. Норма. 2001.
  194. А.Е. Социальное обеспечение в СССР (правовые основы). М.: Наука. 1981.
  195. Ю.Н., Коршунова Т. Ю., Кучма М. И., Шеломов Б. А. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации. М.: Изд-во «Экзамен». 2002.
  196. Критон. Платон. Полное собрание сочинений. М. 1968. Т. I.
  197. А.В. Механизм формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации. Автореферат дисс. канд. эконом, наук. М. 1996.
  198. А.В. Проблемы финансовой стабильности Пенсионного фонда Российской Федерации в условиях реализации пенсионной реформы./Пенсионная реформа. Сборник статей. М.: Просвещение. 2002.
  199. В.В., Липень С. В. Теория государства и права. М.: Юриздат. 1998.
  200. В.И. Теория государства и права/Под ред. Корельского В. М., Перевалова В. Д. М. 2001.
  201. Р.З. Заработная плата в СССР./Правовые исследования. М.: Наука. 1972.
  202. Д. О государственном правлении./Избранные философские произведения в 2-х томах. 1960.
  203. Е.А. Принципы социалистического права.//Советское государство и право. 1970. № 6.
  204. Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука. 1986.
  205. Ю.З. Правовые основы пенсионной реформы. Пенсионная реформа. Сборник статей. М.: Просвещение. 2002.
  206. У.Р. Пенсионный возраст.//Социальный вестник. 2003. № 3(13).
  207. Н.С. О справедливости советского права.//Советское государство и право. 1983. № 10.
  208. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М.: Норма. 1985.
  209. Г. В. Социальная справедливость и права человека в социалистическом обществе.//Советское государство и право. 1974. № 11.
  210. Г. В. Социальная справедливость и право. М. 1977.
  211. И.Р. Процедурные правоотношения, возникающие в России в связи с действием Закона о государственных пенсиях. Дисс. канд. юрид. наук. Пермь. 2000.
  212. Е.Е. Право социального обеспечения.//Уч. пособие. М., Книжный мир. 1999.
  213. Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования. Автореферат дисс. доктора юрид. наук. М. 2000.
  214. Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. М. Изд. Книжный мир. 2001.
  215. Е.Е. У каждого свой счет.//Социальная защита. 2003. № 8.
  216. Е.Е. Приостановить не значит прекратить.//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2003. № 11.
  217. Г. Трудная работа с пенсионной льготой. М.: Домашний адвокат. 2002. № 24.
  218. Г. Бои пенсионного значения.//Домашний адвокат. 2003. № 2.
  219. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: концептуальные подходы и практические действия7/ИМЭПИ РАН. М. 1999.
  220. Т.К. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования в России и перспективы его развития. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М. 1997.
  221. А.В. Советское социалистическое право, его основные принципы и система.//Советское государство и право. 1975. № 9.
  222. А. Какую систему пенсионного обеспечения выбрать: перераспределительную или накопительную?//Человек и труд. 1997. № 2.
  223. В.И. Негосударственные пенсионные фонды в новой пенсионной системе./Пенсионная реформа. Сборник статей. М.: Просвещение. 2002.
  224. В., Авдюшин Г. Пять фондов пять проблем. //Экономика и жизнь. М. 1995. № 11.
  225. Н. Право и ценности. М.: Прогресс. 1987.
  226. В. Право в системе социальной регуляции. М. 1986.
  227. B.C. Философия права. М.: Прогресс. 1997.
  228. В.И. Эффективность норм трудового права. М.: Юриздат. 1971.
  229. Н.Н. Социальная функция советского трудового права. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М. 1984.
  230. П.И. Сочинения. М.: Раритет. 1995.
  231. П.И. Два этюда. М.: Полярная звезда. 30 декабря 1905 г. № 3.
  232. А.Ф. Трудовое право России: Краткий курс. М.: Инфра-М. 2002.
  233. Общая теория права/Под ред. проф. А. С. Пиголкина. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана. 1996.
  234. Общая теория прав человека. М.: Изд.: Норма. 1996.
  235. Орлов-Карба П. Перспективы развития.//Социальная защита. Пенсионноеобеспечение. 2002. № 3.
  236. Орлов-Карба П. Альтернативные накопления.//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2003. № 8.
  237. В.Г. Становление национальной системы социального страхования в России. Автореферат дисс. доктора эконом, наук. М. 1998.
  238. Пенсионная реформа в России. Оценка специалистов/Под ред. Баскакова В. Н., Орлова А. С. М. 1999.
  239. Пенсионная реформа /Сборник статей/ Министерство труда социального развития Российской Федерации и др. М.:Просвещение. 2002.
  240. И.И. Реализация принципа социальной справедливости в сфере правового регулирования труда. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Ленинград. 1990.
  241. Д.И. Право социального обеспечения. М.: Изд-во Приор. 1999.
  242. Права человека/Под ред. Лукашевой Е. А. М.: Изд. «Норма-Инфа М». 1999.
  243. Право социального обеспечения/Под ред. К. Н. Гусова. М.: «Проспект». 2000.
  244. Реформа пенсионной системы в России. Диагностика. Стратегии и задачи. TACIS.M. 1998.
  245. Л.С. Революция сверху .//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2002. № 1.
  246. Н. Зона бедности.//Социальная защита. 2003. № 8.
  247. Д.И. Метод права социального обеспечения. Автореферат дисс. канд. юрид наук. М. 2002.
  248. В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. М.: Черноголовка. 1994.
  249. А.А. Международные договоры о социальном обеспечении в странах СНГ и Балтии.//Пенсия. 2002. № 10.
  250. Д. Как сохранить накопления?//Социальная защита. 2003. № 5.
  251. Российское трудовое право/Учебник под ред. Зайкина АД. М.: Норма. 1997.
  252. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб. 1997.
  253. М.Н. Социалистическая справедливость.//Социологические исследования. 1986. № 3.
  254. В.Б. Новация принципов пенсионного права в условиях современной пенсионной реформы в России. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Пермь. 1999.
  255. В.Б. Цели и задачи преобразований.//Пенсионное обеспечение. 2001. № 6 (56).
  256. В. Д. О старости надо думать смолоду .//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2002. № 5.
  257. В.Д. Обязательное накопление и НПФ.//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2002. № 9.
  258. М.Г. Правовое регулирование пенсионного страхования в Российской Федерации. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Пермь. 2000.
  259. В.М. Принципы советского социалистического общенародного права. М.: Правоведение. 1964.
  260. В.М. Специфические отраслевые принципы советского гражданского процессуального права.//Сборник ученых трудов. Вып.З. Свердловск. 1964.
  261. Словарь иностранных слов. М.: Изд-во Русского языка. 1983.
  262. Советское право социального обеспечения./Отв. ред. А. Д. Зайкин. М.: МГУ, 1982.
  263. А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. М.: Финансы и статистика. 2003.
  264. А.К. Прогноз развития пенсионной системы России в 2003—2005 годах.//Пенсия. М. 2002. № 7.
  265. B.C. Сочинения. В 2 т. М. 1988.
  266. Д. Алхимия финансов. М.: Инфра-М. 1996.
  267. Социализм: Социальная справедливость и равенство/Под ред. Бутенко А. П. М. 1988.
  268. Г. Справедливость./Перевод с англ. СПб. 1898.
  269. . Политический трактат./Избранные произведения. 1957.
  270. В.В. Социальная справедливость и социалистическое право. Ереван. 1987.
  271. М.С. Принципы советского социалистического права. М.: Известия. АН СССР. Отделение экономики и права. 1946.
  272. Ю.И. Справедливость как явление общественной жизни и как понятие марксисткой этики. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Томск. 1968.
  273. Сыроватская J1.Я. Трудовое право России. М.: Юрист. 1998.
  274. В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М.: Изд. МГУ. 1974.
  275. В.А. Охрана прав граждан в пенсионном обеспечении. М. 1978.
  276. В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М.: Изд. МГУ. 1994.
  277. З.Р. Советское социальное страхование. М.: Госиздат. 1925.
  278. Теория государства и права/Под ред. Матузова Н. И., Малысо А. В. М. 1997.
  279. Трудовое законодательство СССР./Сборник законов, указов и постановлений. М.: Юридическое издание. 1941.
  280. Трудовое и социальное право России.//Учебное пособие под ред. Л. Н. Анисимова. М.: Владос. МГСУ. 1999.
  281. Э.Г. Рассмотрение споров рабочих и служащих по пенсионным вопросам: XXV съезд КПСС и актуальные вопросы совершенствования законодательства о труде./ЛГруды: Т. 62. ВЮЗИ. М. 1978.
  282. Э.Г. Общие вопросы советского пенсионного права. ВЮЗИ. М. 1986.
  283. Э.Г. Дальнейшее развитие социального обеспечения на современном этапе развития трудового права и права социального обеспечения. ВЮЗИ. М. 1987.
  284. Э.Г. На повестке дня пенсионная реформа.//Человек и труд. 1988. № 8.
  285. Э.Г. Труд и социальное обеспечение пожилых граждан в СССР (правовые проблемы). Дисс. доктора юрид. наук. М. 1990.
  286. Э.Г. Новое пенсионное законодательство: война законов или борьба концепций?//Сб. научных трудов. Социальное обеспечение. М. ЦИЭТИН. 1992.
  287. Э.Г. Право социального обеспечения.//Уч.метод, пособие. М. 1995.
  288. Э.Г. Право социального обеспечения: практикум. М.: Новый юрист. 1997.
  289. К.П. К вопросу о принципах правового регулирования общественных отношений. Правоведение. 1968. № 3.
  290. А.И. Утверждение социальной справедливости закономерность развития социализма. Автореферат дисс. канд. филисоф. наук. М. 1985.
  291. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Автореферат дисс. доктора юрид. наук. Санкт-Петербург. 2003.
  292. Философская энциклопедия. Т. 5. М. 1970.
  293. Фролова Ю. Е Правовые аспекты соизмерения пенсии и заработной платы рабочих и служащих. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М. 1975.
  294. А. Пессимистические прогнозы не оправдались.//Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2003. № 9−10.
  295. С.Д. Зачем и кому нужны пенсионные льготы?//Социальное обеспечение. М. 1997. № 4.
  296. С.Д., Некрасов В., Авдюшин Г. Пять фондов пять проблем.//Экономика и жизнь. 1995. № 11.
  297. С.Д., Аниканов Е. Б., Михеев B.C. Льготные пенсии в РФ. Документы и комментарии.//НПК. «Агрохим». М. 2000.
  298. С.В., Балашов О. П. Законодательство Российской Федерации о назначении государственных пенсий при пониженном пенсионном возрасте. М.: Учебно-исследовательский центр Московской Федерации профсоюзов. 2001.
  299. Е.В. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М. 1999.
  300. В.Ш. Правовое регулирование колхозников. Автореферат, дисс.канд. юрид. наук. Свердловск. 1969.
  301. В.Ш. Теория социального обеспечения: юридический анализ. Саратов. 1982.
  302. В.Ш. Право социального обеспечения РФ.//Учебное пособие. Вып. 1. Екатеринбург. 1996.
  303. .В. Сущность советского права: Изд-во Ленинградскогоуниверситета. 1959.
  304. Ф. Анти-Дюринг./Полное собрание соч. М. Т. 20.
  305. А. Что такое справедливость.//Социальная защита. 1998. № 9.
  306. Пенсионный возраст по отдельным странам мира
  307. Источник: Eriksen Т. Pension rights for migrant workers. Report ХГП. XXI Vth General Assembly, Acapuico,-International Social Security Association, Geneva, 1992.P.31
  308. Средняя продолжительность жизни населения по отдельным странамв годах)
  309. Страна 1970 1985 Увеличение (снижение) продолжительности жизни за период с 1970 по 1985 годымужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
  310. Австралия 66,5 73,4 70,4 77,4 +3,9 +4,0
  311. Австрия 67,7 74,6 72,4 78,8 +4,7 +4,2
  312. Бельгия 67,8 74,2 70,7 77,6 +2,9 +3,4
  313. Канада 69,3 76,3 73,0 79,7 +3,7 +3,4
  314. Швейцария 70,3 76,8 73,6 80,3 +3,3 +3,5
  315. Германия 67,4 73,8 72.1 78,7 +4,7 +4,9
  316. Испания 69,7 75,0 72,5 78,6 +2,8 +3,6
  317. Финляндия 65,9 74,2 70,1 78,5 +4,9 +4,0
  318. Франция 68,4 75,9 71,3 79,4 +2,9 +3,5
  319. Великобритания 68,8 75,0 71,5 77,4 +2,7 +2,4
  320. Израиль 70,1 73,2 73,5 77,0 +3,4 +3,8
  321. Индия 50,0 49,9 55,4 55,7 +5,4 +5,8
  322. Италия 69,0 74,9 72,0 78,6 +3,0 +3,7
  323. Япония 69,3 74,7 74,2 80,5 +4,9 +5,8
  324. Мексика 60,4 64,9 65,7 72,3 +5,3 +7,4
  325. Нидерланды 71,0 76,4 73,1 79,7 +2,1 +3,3
  326. Норвегия 71,1 76,8 72,8 79,5 + 1,7 +2,7
  327. Новая Зеландия 69,1 75,2 71,0 75,8 + 1,9 + 1,6
  328. Филиппины 54,2 57,5 61,3 64,9 +7,1 +7,4
  329. Португалия 64,0 70,8 69,3 76,2 +5,3 +5,4
  330. Швеция 71,9 76,8 73,3 79,4 + 1,4 +2,6
  331. СССР 64,5 73,5 64,2 73,3 -0,3 -0,2
  332. США 67,2 74,9 71,1 78,3 +3,9 +3,4
  333. HcTOMHHieChadelat J.-F. Economic factors and the financing of social protection. Report XIX. XXIVth General Assembly, Acapuico,-International Social Security Assotiation, Geneva, P.P.26,27
  334. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕНСИОННОГО1. ОБЕСПЕЧЕНИЯза первое полугодие 2003 г. по г. Москве и Московской области
  335. Показатели декабрь 2002 г. 1 квартал 2003 г. 2 квартал 2003 г. по г. Москве по Московской области по г. Москве по Московской области по г. Москве по Московской области
  336. Всего пенсионеров, чел. 2 376 187 1 771 121 2 371 524 1 766 454 2 368 029 1 764 362
  337. Минимальная пенсия по старости, руб. 660 660 660 660 660 660
  338. Средний размер пенсий всего, руб. 1567,0 1562,5 1607,5 1595,7 1717,5 1714,6
  339. Средняя пенсия по старости, руб. 1684,6 1671,5 1724,9 1706,1 1856,1 1838,8
  340. Прожиточный минимум пенсионера, руб. 1969 1514 2140 1623 2287 1730
  341. Соотношение минимальной пенсии по старости к прожиточному минимуму, % 33,5 43,6 30,8 40,7 28,9 38,2
  342. Соотношение средней пенсии по старости к прожиточному минимуму, % 85,6 110,4 80,6 105,1 81,2 106,3
  343. Минимальный размер оплаты труда, руб. 450 450 450 450 450 450
  344. Соотношение минимальной пенсии к минимальной оплате труда, % 146,7 146,7 146,7 146,7 146,7 146,7
  345. Численность пенсионеров по видам получаемой пенсии по состоянию на 30.06.2003 г.
  346. Вид пенсии Численность пенсионеровпо г. Москве по Московской области1. А 1 21. Всего. 2 368 029 1 764 362из них: получатели двух пенсий 88 824 55 231
  347. Трудовые пенсии, 2 289 068 1 701 124 В том числе: — по старости 1 887 744 1 453 202- по инвалидности 299 423 170 942- по случаю потери кормильца 101 901 76 980
  348. Пенсии по государственному пенсионному 78 961 63 238обеспечению, в том числе:
  349. Пенсии военнослужащих и их семей, 2594 2224из них: — по инвалидности 2077 1502- по случаю потери кормильца 517 722
  350. Пенсионеры, пострадавшие в результатерадиационных или техногенных катастроф, 2657 1473из них: — по старости 1827 1329- по инвалидности 498 118- по случаю потери кормильца 332 26
  351. Пенсионеры госслужащие 10 348 1299
  352. Социальные пенсии 63 362 58 242
Заполнить форму текущей работой