Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагоги общеобразовательных школ как социально-профессиональная группа в условиях модернизации социального института образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выборки. Основу эмпирической базы диссертации составили материалы проведенного автором в 2008;2009г. по самостоятельно разработанному инструментарию репрезентативного социологического исследования в государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» — с целью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию социально-профессиональной группы педагогов института общего образования
    • 1. 1. Классические, неклассические и постнеклассические подходы к анализу социально-профессиональной группы педагогов в условиях модернизации социального института общегр образования
    • 1. 2. Структура и содержание социально-профессиональных и ценностных ориентаций педагогов с позиции классической, неклассической и постнеклассической социологии
  • Глава 2. Региональные особенности формирования социально-профессиональных и ценностных ориентаций социальной группы педагогов в условиях модернизации института общего образования
    • 2. 1. Особенности формирования социально-профессиональных и ценностных ориентации социальной группы педагогов в Республике Хакасия
    • 2. 2. Специфика и содержание ценностного отношения педагогов к ученикам как к субъектам образовательного процесса

Педагоги общеобразовательных школ как социально-профессиональная группа в условиях модернизации социального института образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реформы современной России затронули все стороны жизни общества, в том числе и систему образования.

В условиях перехода от индустриального к информационному обществу общее образование становится предметом особой заботы государства. Инвестиции в общеобразовательную школу — гарантия последующего преуспевания и благоденствия страны, так как интеллектуальный потенциал — огромное национальное достояние. Интеграция современного российского общества в мировое информационно-образовательное пространствр актуализирует деятельность таких образовательных институтов, которые могли бы мобильно реагировать на потребности людей. Среди них одно их ведущих мест занимает общее образование. Не может вызывать сомнения факт важности социальных функций, выполняемых этим институтом, для социализации, развития личности.

Как было отмечено на III Всероссийском социологическом конгрессе, в настоящее время учительство оказалось в сложной противоречивой ситуации. Значительные противоречия проявляются между требованиями общества к учителю как профессионально подготовленному наставнику молодёжи, с одне>й стороны, и реальными условиями его существования, не позволяющими ему соответствовать этой роли — с другой.

Немаловажным является тот факт, что прошедший 2010 год в России был объявлен началом серьезной работы по улучшению и совершенствованию системы образования. Соответствующий указ был подписан Президентом РФ Д. А. Медведевым. В тексте документа особо отмечалось, что решение было принято для повышения социального престижа профессии учителя. Как отметил Глава государства, Год учителя, станет началом серьёзной модернизации отечественного образования и подобную работу, нужно вести рте один год.

Соответственно, в период модернизации института образования особо возрастает роль социальной группы педагогов, благодаря тому, что именно от их социально-профессиональных, ценностных и смысложизненных ориентаций зависит общая атмосфера образовательного процесса, система отношений «учитель — ученик», «учитель — учитель», «учитель — родитель», качество учебно-воспитательного процесса, формирование социальных и нравственных качеств у подрастающего поколения.

Модернизация социального института образования требует новых подходов к формированию личности педагога. Особую актуальность приобретает поиск и нахождение путей, обеспечивающих становление профессионально-ценностных ориентаций социальной группы педагогов. Субъективно практическое отношение к профессиональным нормам, ценностям выступает как познавательно действующая система, служащая опосредующим и связующим звеном между сложившимися ценностными ориентациями и деятельностью учителя.

Таким образом, реализация в диссертационном исследовании поставленной проблемы позволяет прогнозировать социальные последствия модернизации средних общеобразовательных школ. Любые реформы будут эффективны только тогда, когда учитель станет не только объектом тех или иных управляющих воздействий, но и реальным субъектом образовательногр процесса. Сами педагоги могут не только способствовать прогрессивным переменам в образовании, но и быть главным непреодолимым препятствием на пути его реформирования.

Степень научной разработанности проблемы. За последнее десятилетие было проведено большое количество исследований, посвященных изучению социально-профессиональной группы педагогов. Однако существенному продвижению в изучении качественных изменений в сознании педагогов препятствует, зачастую, недостаточная эффективность используемых социологами традиционных исследовательских средств. В свою очередь, не только обоснование применения тех или иных методик, но и, что особенно важно, интерпретация полученных данных во многом зависят от выбора исследователем научной концепции или теории. В настоящее время при социологическом изучении социальной группы педагогов практически не используются постнеклассические подходы, что, в известной мере, обедняет полученные результаты, затрудняет формулировку адекватных выводов и разработку эффективных практических рекомендаций.

В общетеоретическом плане основы исследования социального положения учителей были заложены в работах классиков социологии: П. Бурдье, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, Г. Зиммеля, К. Мангейма, Т. Парсонса, П. Сорокина, Л. Уорда и других учёных. В исследованиях содержится социологический анализ образования, рассматриваются социальные функции педагогов.

В отечественной социологии образования начало разработки вопросов, касающихся социальной группы педагогов, их социального положения, статуса, престижа, ценностных ориентаций, многочисленных личных и профессиональных проблем, относится к 20-м годам XX века. Однако уже через несколько лет исследования в данном направлении были прекращены и не возобновлялись в течение 30-ти лет. В 60-е годы большой резонанс в стране получили исследования сибирской школы социологов под руководством В. Н. Шубкина, значительное внимание уделявших проблемам престижности педагогической профессии.

В 70−80-е годы XX века количество исследований, посвященных проблемам учителей, значительно возросло, расширилась география их проведения, результаты социологических работ были отражены в трудах Л. Г. Борисовой, А. М. Гендина, Ф. Г. Зиятдиновой, В. Я. Нечаева, М. Н. Руткевича, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппова и др. Большая часть авторов акцентировала свое внимание на специфике и социокультурной роли педагогов в современном обществе.

В конце 80-х — начале 90-х годов XX века осуществляются проекты социологических исследований под руководством Г. Е. Зборовского, О. Н. Никитиной, В. С. Собкина и др. Большинство работ социологов по проблемам социальной группы педагогов данного периода представляет собой результативные социологические исследования, ориентированные на практическое внедрение. Наряду с этими исследованиями изучаются социальные процессы в педагогической среде в трудах Ф. Г. Зиятдиновой, Д. Л. Константиновского, А. М. Осипова, В. В. Тумалева и др. Комплексное изучение проблем социального развития учителей как социально-профессиональной группы прослеживается в работах Ю. Р. Вишневского,.

A. М. Гендина, А. В. Меренкова, А. М. Осипова, В. С. Собкина,.

B. В. Тумалева.

Престиж профессии, в том числе педагогической, изучался в работах В. Г. Вершловского, Ф. Г. Зиятдиновой, Д. Л. Константиновского, М. X. Титмы, В. В. Тумалева, Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкина и др.

Проблемы инновационных изменений регионального образования глубоко анализировали М. М. Акулич, А. М. Воронин, В. В. Гаврилюк, Г. А. Котельников, В. В. Мельник, Т. X. Ованесова, Г. Ф. Шафранов-Куцев. Ими отмечено, что современное образование выступает источником и катализатором инноваций в обществе в целом.

Проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование», осуществляемого в нашей стране в последние годы, и оценка его результативности нашли отражение в исследованиях М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги и др.

Анализ литературы в области исследования феномена ценности, ценностных ориентаций, ценностного сознания и т. д. показал, что изучение категории «ценность» до сих пор является проблемой, поскольку отсутствуют единый подход и единая трактовка данного понятия.

Проблема исследования социально-профессиональных и ценностных ориентаций личности представлена в работах отечественных социологов, философов и психологов: М. М. Акулич, М. И. Бобневой, С. И. Григорьева,.

A. И. Донцова, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, И. С. Кона,.

B. Ф. Левичевой, Н. А. Матвеевой, А. Л. Маршак, В. Т. Лисовского, Д. Д. Невирко, В. Г. Немировского, Н. Ф. Наумовой, В. В. Ольшанского,.

A. А. Ручки, Л. Г. Скульмовской, В. А. Ядова и др.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на существование большого количества трудов, посвященных исследованию социально-профессиональных и ценностных ориентаций личности педагога, в большинстве своём в них доминирует сугубо рациональная модель личности педагога, лишённая аффективной, бессознательной сферы. Вместе с тем, отдельные аспекты социального бессознательного рассматриваются, в основном, в свете неклассических и постнеклассических подходов.

B. В. Васильковой, В. В. Мельник (синергетика), С. И. Григорьевым (теория жизненных сил, неовитализм), А. А. Давыдовым (системный подход в социологии, анализ квантового уровня социальной реальности), В. Г. Немировским (синергетика, диатропика, универсумный подход), 3. В. Сикевич (символический подход). Существенное внимание принципу дополнительности, как общенаучному подходу было уделено в трудах Н. Бора, позже, применительно к социологии, в трудах Ж. Т. Тощенко, В. Г. Немировского, Д. Д. Невирко, А. В. Тимошенко и др.

Проблема исследования. Социально-профессиональная группа педагогов общеобразовательных школ в условиях модернизации социального института образования обретает особую значимость в социологическом, социоэкономическом, социокультурном российских контекстах. Первостепенно, это связано с неоднозначностью трактовок понятия «педагогй как социально-профессиональная группа» в социологической литературе. Также региональное социологическое исследование социальной деятельности педагогов как социально-профессиональной группы в условиях модернизации института общего образования всегда имеет свою специфику, соответствующую или контрастирующую с общероссийской.

Цель диссертационного исследования — осуществить теоретико-социологический и эмпирический анализ социальной деятельности педагогов общеобразовательных школ как социально-профессиональной группы в условиях модернизации института общего образования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать классические, неклассические и постнеклассические подходы к анализу социально-профессиональной группы педагогов в институте общего образования.

2. Изучить структуру и содержание социально-профессиональных и ценностных ориентаций педагогов с позиции классической, неклассической и постнеклассической социологии.

3. На основе эмпирических данных выявить специфику социально-профессиональных и ценностных ориентаций педагогов как социальной группы, выделить на их основе социальные типы личности педагогов.

4. Изучить содержание мировоззренческих и смысл ожизненных ориентаций педагогов с целью установления степени их соответствия современным ориентирам модернизационных процессов в российском социуме, определяющих целевые установки общего образования.

5. Выявить особенности взаимодействия педагогов общеобразовательных школ с другими социальными субъектами образовательного процесса.

Объект научного исследования — социально-профессиональная группа педагогов общеобразовательных школ.

Предмет диссертационного исследования — социально-профессиональные и ценностные ориентации педагогов общеобразовательных школ в условиях модернизации социального института образования.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась из нескольких типов источников. Использованы фактологические данные, собранные, обработанные, прокомментированные и введённые в научный оборот соискателем, и материалы, содержащиеся в монографических исследованиях отечественных и зарубежных учёных. Использовались традиционные теоретико-познавательные методы: анализ научной литературы и синтез общенаучных положений по проблеме исследования, применялись также индукция, дедукция и др.

Практическая реализация поставленных задач осуществлялась посредством применения таких методов, как статистический и качественный анализ документальных источников, анкетный опрос, ассоциативный эксперимент, контент-анализ.

Кроме того, в диссертации были применены методы вторичного социологического анализа, использованы материалы социологических исследований, проведенных различными авторами в других регионах Российской Федерации (данные анкетирования «Реформа системы образования», 2005 г. (N=517) — Хабаровский край) — данные мониторингового социологического исследования, направленного на выявление особенностей отношения учителей общеобразовательных школ к различным аспектам реформирования образования 1992;2007 гг., Центр социологии образования РАО, г. Москва).

Нормативно-документальные источники: Федеральный закон «Об образовании» (1992 г.), Национальная доктрина образования в РФ (2000 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 'г. (2001 г.), Типовое положение об общеобразовательном учреждении РФ (2001 г.), Концепция профильного обучения (2003 г.).

Выборки. Основу эмпирической базы диссертации составили материалы проведенного автором в 2008;2009г. по самостоятельно разработанному инструментарию репрезентативного социологического исследования в государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" — с целью изучения социально-профессиональных и ценностных ориентаций социальной группы педагогов в условиях модернизации института общего образования в современной России. Для формирования выборочной совокупности использовался метод гнездовой выборки, предполагающий в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а групп слушателей с последующим сплошным опросом. Репрезентативность данной выборки определяется достаточной однородностью тендерного, социально-демографического состава, идентичностью профессии, социальной ролью (N=1333) — исследование было проведено методом анкетного опроса.

Также был проведён ассоциативный эксперимент «представления педагогов об обществе реальном и идеальном" — «представления педагогов об ученике реальном и идеальном». Полученные данные обрабатывались в два этапа:

1. На первом этапе вырабатывался ряд категорий, характеризующих исследуемые признаки аутентичных суждений.

2. На втором этапе анализируемое содержание классифицировалось в соответствии с этими предзаданными категориями, во-первых,-с учётом рангового места (по убывающей) и, во-вторых, по семантическому сходству.

Во всех указанных исследованиях выборка была репрезентативной по полу, возрасту, стажу профессиональной деятельности.

Обработка и анализ собранных данных проведены с использованием специализированного статистического пакета обработки социологической информации SPSS (17-я версия). Анализ данных включал изучение линейных распределений, осмысление параметров таблиц сопряжённости, сравнение средних значений переменных, факторный и корреляционный анализ.

В рамках настоящего диссертационного исследования осуществлялась проверка и/или опровержение следующих гипотез:

1. Социально-профессиональные и ценностные ориентации начинающих педагогов отличаются от социально-профессиональных и ценностных ориентации учителей, имеющих опыт педагогической деятельности, как в содержательном аспекте, так и по степени сформированности.

2. В институте общего образования могут быть определены социальные типы личности педагогов, специфика которых определяется содержанием их социально-профессиональных и ценностных ориентаций.

3. В условиях модернизации института общего образования у современных педагогов существует тенденция формирования амбивалентных ценностных ориентаций.

4. Мировоззренческие ориентации современных педагогов не всегда соответствуют современным ориентирам, определяющим целевые установки модернизации общего образования.

Методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные разработки отечественных и зарубежных учёных, занимающихся исследованием социальной группы педагогов. В рассматриваемом ракурсе выделены концептуальные теоретические подходы: М. Вебера, Д. Дыои, Р. Дрибина, К. Мангейма, Т. Парсонса, Э. Пейна, П. Сорокина и др. Главные положения работы опираются на труды видных отечественных социологов (JI. А. Беляевой, JI. Г. Борисовой, В. В. Гаврилюк, А. М. Гендина, А. Т. Здравомыслова, Д. JI. Константиновского, В. С. Собкина, Ж. Т. Тощенко, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппова, А. Г. Харчева, Г. Ф. Шафранова-Куцева, В. Н. Шубкина и др.).

При анализе проблемы исследования ценностных ориентаций личности, диссертант опирался на труды М. Акулич, М. Бобневой, В. Василенко, С. Днепрова, А. Здравомыслова, Ф. Знанецкого, М. Когана, И. Кона, Н. Лапина, В. Левичевой, А. Маршак, Д. Невирко, В. Немировского, В. Ольшанского, М. Титмы, У. Томаса, В. Тугаринова, В. Ядова и др.

При подготовке методологической основы исследования основополагающими для нас были работы отечественных авторов И. Ф. Девятко, Г. Г. Татаровой, В. А. Ядова и др.

Большое значение в диссертационной работе придавалось единству анализа и синтеза, исторического и логического, целого и части, всесторонности рассмотрения поставленных проблем и взаимосвязи их с другими проблемами.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования определялись комплексным применением теоретических разработок социологических исследований, репрезентативных эмпирических методов исследованиясопоставлением эмпирических социологических и статистических данных, как авторских, так и полученных российскими учёными. •.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы. Тема диссертации соответствует пунктам: 3 (элементы социально-стратификационной структуры), 11 (социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе), 14 (изменение социального статуса и деформация российской интеллигенции, ее профессиональная дифференциация) и 21 (роль социальных институтов в трансформации социальной структуры общества) паспорту специальности.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлена структура ценностных ориентаций педагогов общеобразовательных школ, особенность которых заключается в выраженной направленности педагогов на узкопрофессиональные аспекты работы, в ущерб собственно педагогическим воспитательным аспектам. В работе проанализирован комплекс профессиональных ориентаций педагогов общеобразовательных школ через их взаимосвязь с ценностными и жизненными ориентациями;

— установлена тенденция формирования амбивалентных социально-профессиональных и ценностных ориентаций у социальной группы педагогов в условиях модернизации института общего образования. В результате авторских социологических исследований выявлены социальные типологии педагогов в зависимости от их ценностных ориентаций;

— выявлена трёхуровневая структура кадрового состава института общего образования с точки зрения методологии принципа минимального универсумапроанализированы особенности системы отношений «педагог — социум" — «педагог — ученик" — выявлено ценностное отношение педагогов к субъектам образовательного процесса, которое характеризуется разнонаправленностью, неоднородностью, что осложняет их взаимодействие;

— вскрыт комплекс социальных проблем, возникающих у педагогов общеобразовательных школ, среди них: низкий престиж педагогической профессии, который связан, прежде всего, с нерешённостью социально-экономических, бытовых проблем как в сознании социума, так и в сознании самих педагогов, феминизация и стагнация педагогических кадров, низкая оплата труда и т. д.;

— в ходе социологического анализа эмпирических данных выявлено содержание мировоззренческой направленности педагогов и определена степень их соответствия современным ориентирам, определяющим целевые установки общего образования.

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту:

1. Методологическая модель минимального универсума позволяет определить структуру социальной группы педагогов института общего образования. В соответствии с данным методологическим подходом, в социальном институте образования выделяются три уровня (информационный, функционально-организационный, вещественно-энергетический). На каждом из них существуют полярные элементы — подсистемы с противоположными функциями: развития, адаптации к изменяющимся условиям среды (инструментальные) и сохранения, поддержания внутреннего равновесия системы (экспрессивные), репрезентированные определёнными представителями социальной группы педагогов. •.

2. В условиях реформирования института общего образования в социальной группе педагогов формируются три социальных типа личности: романтик, созидатель, конформист. В качестве ведущего типа личности выделяется созидатель-романтик, который по мере увеличения педагогического стажа трансформируется в созидателя — конформиста. Принадлежность педагогов к типам личности, созидатель-романтик, созидатель-конформист, способствует эффективной реализации основных направлений инновационных процессов в образовании. Тем самым, ценностные ориентации педагогов влияют на процесс модернизации образования.

3. Социальная группа педагогов в условиях модернизации института общего образования не обладает единой чёткой системой ценностных ориентаций, которая характеризуется противоречивостью и амбивалентностью. Результаты диссертационного исследования свидетельствуют о сохранении симбиоза различных направленностей в структуре ценностных ориентаций социальной группы педагогов в процессе модернизации современного института общего образования.

4. Одной из специфических особенностей социальной группы педагогов, которые проявляются в процессе модернизации социального института образования, являются глубокие противоречия в восприятии ими образа реального и идеального ученика, в оценке наиболее значимых качеств учителя. Эти противоречия свидетельствуют о личностно-профессиональной деструкции определённой части представителей социальной группы педагогов, которая обусловлена многими факторами: противоречивыми социально-культурными и нравственными процессами в нашей стране, не всегда оправданными инновациями в системе общего образования, низкой оплатой педагогического труда и т. д.

5. Мировоззренческие ценностные ориентации педагогов характеризуются преобладанием ориентаций на материальный достаток, обладание, комфорт, развлечения. Вместе с тем, при достаточно высокой ранговой ценности комфортной, престижной жизни, выявлена низкая ранговая направленность на карьерный рост, нравственное самосовершенствование.

Теоретическая значимость работы обусловлена элементами её новизны и заключается в следующем: основные результаты и выводы диссертационного исследования способствуют расширению границ научного знания относительно состояния проблемы социально-профессиональных и ценностных ориентаций педагогов в условиях модернизации института общего образования в современной России, выявляют наиболее значимые социально-профессиональные и ценностные ориентации социальной группы педагогов, которые позволяют более успешно планировать и осуществлять реформы общего образования. Полученные результаты могут быть использованы на уровне государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления и руководителями образовательных учреждений при планировании структурных преобразований института образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученная нами социологическая информация может стать основой для проведения дальнейших теоретических и прикладных исследований. Результаты исследования могут найти плодотворное применение в материалах учебных курсов: «Социология образования», «Социология молодёжи», «Гендерные аспекты образования», «Социология социальной структуры», при построении программ профессиональной подготовки и переподготовки работников социального института образования.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования изложены в 10-ти научных публикациях по теме исследования, в том числе в двух статьях в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов кандидатских диссертаций. Основные положения, выводы и результаты исследования докладывались на пяти научных конференциях. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры социологии Института педагогики и социологии ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем текста диссертации составляет 155 страниц.

Список использованных источников

включает 196 наименований работ, в том числе 8 на английском языке.

Заключение

.

Итоги нашей работы дают основание сделать выводы о некоторых тенденциях в структуре социально-профессиональных ценностных ориентаций у социальной группы педагогов, работающих в институте общего образования Республики Хакасия.

В период кардинальной трансформации системы образования специфика ценностных ориентаций социальной группы педагогов института общего образования определяется объективными факторами более чем десятилетнего периода государственного и общественного реформирования.

В данной диссертационной работе нами предлагается определение понятия педагогов как особой социальной группы в современном обществе, которой принадлежит ведущая роль в институте общего образования. От личности педагога, его мировоззренческой направленности, ценностных ориентаций зависит успех подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни.

В качестве одного из новых методологических подходов к анализу социальной роли педагогов в институте общего образования нами предлагается диатропическая модель минимального универсума, которая может быть успешно применена для выделения трёхуровневой структуры кадрового состава института общего образования. На каждом из уровней существуют полярные элементы — подсистемы с противоположными функциями: развития, адаптации к изменяющимся условиям среды (инструментальные) и сохранения, поддержания внутреннего равновесия системы (экспрессивные), представленные определёнными представителями социальной группы педагогов. Несмотря на наличие всех трёх уровней кадрового состава педагогов в социальном институте образования, они не в полной мере выполняют вышеназванные функции. Данная особенность социальной группы педагогов в известной мере позволяет объяснить трудности, с которыми сталкивается социальный институт образования в процессе модернизации.

В данной работе ценностные ориентации рассматриваются с точки зрения постнеклассического подхода, в частности методологического принципа минимального универсума, соответственно выделена семиуровневая ценностная структура. Исследования показали, что современный социум затрудняет процесс формирования ценностных ориентаций у педагогов. Большинство педагогов находятся на втором иерархическом уровне развития ценностных ориентаций (из семи уровней, возможных в соответствии с методологическим принципом минимального универсума), специфика которого отражает ориентацию на «обладание» (Э. Фромм), а не на бытие.

Социологическое исследование фиксирует в ценностных предпочтениях с? педагогов: значимость индивидуальных ориентаций, отдых и развлечения, красивая и комфортная жизнь, благополучие своей семьи.

Выявлена структура ценностных ориентаций педагогов общеобразовательных школ, особенность которых заключается в выраженной направленности педагогов на узкопрофессиональные аспекты работы, в ущерб собственно педагогическим воспитательным аспектам.

Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что среди факторов формирования ценностных ориентаций у педагогов значимым признается педагогический стаж. Так, у педагогов, проработавших в системе образования от одного до пяти лет, преобладающими являются потребности в общении, созидании, в безопасности, деятельности, свободе. Педагоги, имеющие педагогический стаж от шести до пятнадцати лет, стремятся к переживанию потребностей в общении, эстетических чувствах, созидании.

Педагоги, проработавшие в системе образования от шестнадцати до тридцати лет, отдают предпочтения: деятельности, любовным переживаниям, безопасности, общению.

У педагогов, имеющих педагогический стаж от тридцати одного до сорока пяти лет, преобладающими являются: общение, эстетические переживания, созидание.

С увеличением педагогического стажа происходит переориентация в ценностной структуре: у педагогов более важными становятся потребности^ созидании и конформизме, менее значимыми потребности в деятельности и свободе.

На основании полученных данных мы приходим к заключению о том, что в настоящее время преобладают три основных социальных типа личности педагогов, работающих в институте общего образования: созидатель, повелитель, конформист. Первоначально в структуре аффективных элементов ориентаций на ценностные переживания выделяется в качестве ведущего социального типа личности «созидатель-романтик», который с увеличением трудового стажа трансформируется в «созидателя-конформиста». -у.

В результате анализа степени удовлетворённости педагогов различными сторонами профессиональной деятельности было установлено, что педагоги удовлетворены значимостью профессии для окружающих, возможностью повышения квалификации, возможностью творчества в процессе работы, также взаимоотношениями с коллегами. Не удовлетворены заработной оплатой, престижностью профессии, санитарно-гигиеническими условиями труда.

Анализ представлений современных педагогов о своём желаемом будущем показал, что с увеличением педагогического стажа происходит изменение ориентаций: более значимыми для педагогов становятся духовное развитие, нравственное самосовершенствование.

У социальной группы педагогов, работающих в институте общего образования, выделяются четыре смысложизненные концепции: культурно-игровая, теологическая, социально-творческая, гедонистическая. Анализ динамики представлений современных педагогов о своем желаемом будущем показал, что на различных уровнях массового сознания устойчиво выделяется две ориентации: на бытие и обладание. В ряде случаев последняя является преобладающей.

У социальной группы педагогов в условиях модернизации института общего образования не существует единой чёткой системы ценностных ориентаций, она характеризуется противоречивостью и амбивалентностью. Результаты диссертационного исследования свидетельствуют о сохранении симбиоза различных направленностей в структуре ценностных ориентаций у социальной группы педагогов в процессе модернизации института общего образования.

Гипотеза о том, что мировоззренческие ориентации современных педагогов не соответствуют современным ориентирам, определяющим целевые установки общего образования, подтвердилась, для мировоззренческих ценностных ориентации педагогов характерно преобладание ориентаций на материальный достаток, обладание, комфорт, развлечения. В то же время некоторые аспекты остаются не вполне определенными. Так, при достаточной высокой ранговой ценности комфортной, престижной жизни, низкая ранговая направленность на карьерный рост, нравственное самосовершенствование.

Данные проведённого нами исследования свидетельствуют о глубоких противоречиях в восприятии педагогами образа реального и идеального ученика, в оценке наиболее значимых качеств учителя. Существующий идеальный (требуемый) образ ученика обусловлен узкопрофессиональным подходом к педагогической деятельности, он не учитывает социокультурные аспекты.

Ценностные установки лишь в большей или меньшей степениадекватная реакция на происходящие изменения в обществе, опирающиеся на собственные представления о значимости тех или иных ценностных ориентаций, их роли в самореализации личности.

Руководителям института общего образования следует учитывать, что ценности, потребности подвержены изменениям. Изменения могут происходить как по мере развития личности, так и под влиянием внешних условий, зависящих от — складывающейся производственной ситуации в организацииот ситуации в образовательных системах республики, города, регионаот социально-политической и экономической ситуации в стране. Это определяет подход к управлению как базовый для осуществления мотивации трудового поведения социальной группы педагогов.

Таким образом, постнеклассический подход к социологическому изучению специфики формирования ценностных ориентаций социальной группы педагогов является плодотворным методологическим средством для углублённого изучения тенденций изменения структуры социально-профессиональных и ценностных ориентаций в условиях модернизации института общего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Р. Несколько философских штрихов к новой научной картине мира URL: //vAVw.roerich.com/aipe/russian/filstrh.htm поступила 29.09.2000 г. (дата обращения 01.12.2009)
  2. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.-304 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.: МОДЭК, 1999. — 224 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: МПСИ, 1991. — 229 с.
  5. Е. М., Верхоправская, Ю. Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. 2006. — № 4. — С. 37−46.
  6. М. М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление. 2005.- № 5(38).-С. 50−57.
  7. М. М. Глобализация и образование // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии.- 2006.-№ 4.-С.25−35
  8. В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 5/-С. 63−70.
  9. . Г. О проблемах современного человекознания. Москва: Наука, 1977.-344 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  11. П.Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
  12. А. В. Материалистические / постматериалистическиеценности, в России // Социологические исследования. 1994. — № 11. -0. 73−81.
  13. Г. К. Элитное образование в зеркале социологии // Власть. 2004. — № 9. — С.43−67.
  14. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы / Отв. ред. A.B. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. — 446 с.
  15. С. Проблемы образования и стратегия власти в современной России // Власть.- 2005.- № 7. С.20−25.
  16. Т.С. Психосемантические методы в социологии // Социология: методология, методы, математические модели. 1993/94. — № 3−4. — С.55−64
  17. В. X. Социальные иллюзии: опыт анализа // Социологические исследования. 2001. — № 5.-С. 110−116.
  18. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование как особая категория подхода к проблемам будущего. М.: Прогресс, 1970. — 234 с.
  19. А. В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций //Электронный социологический журнал «Кредо».- 2000 № 3. URL GST 21,200. www. credo, (дата обращения 01.03.2007)
  20. В. Ю. Роль образования в процессе социализации студенческой молодежи в постсоветской России: Автореф. канд. соц. наук. -М., 2004.-24с.
  21. Бор П. Избр. науч. тр. в 2-х т. Т. 1. — М.: Наука, 1971. С. 584.23 .Борисова Л. Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60−90-х гг.).- Новосибирск 1993.-189с.
  22. И. А. Социально-экономические противоречия медицинского труда // «Социально-экономическое состояние России: пути выхода изкризиса», СПб.: Институт бизнеса и права, 2009. URL: http://www.ibl.ru/konf/140 509/48.html (дата обращения 01.02.2011)
  23. М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология Х1Х-начала XX веков. М, 1996. — 523с.
  24. М. Избранное. Образ общества. М.: Наука, 1994. — 702 с.
  25. Ю. Р. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области // Университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 2(13). С. 74−80.
  26. В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (подколенный подход) // Социологические исследования. 2002. — № 1. — С. 96−105.
  27. А. М., Сергеев М. И. Региональные особенности ценностных ориентации учащихся, родителей и учителей // Образование в Сибири. -Томск, 1996. № 1.- С.35−47.
  28. Э. Современность и самоидентичность // Реферативный журнал. Сер. 11. — 1994. — № 2. — С. 14−20.
  29. З.Т. Социальная стратификация российского общества. -СПб.: Издательство «Летний сад», 2003.-345с.
  30. Голенкова 3. Т. Динамика социоструктурной трансформации в России //Социологические исследования 1998. — № 10. — С. 61- 69.
  31. А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитательная концепция профориентации М.: Педагогика, 1979. * -160с.
  32. Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. -260с.
  33. А. А. О соотношении ориентации на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентации личности // Тез. докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977.
  34. М. К. Российское общество в условиях трансформации: мифыи реальность (социологический анализ), 1992−2002 М.: РОССПЭН, 2003. -511с.
  35. М. К., Шереги Ф. Э. Национальный проект «Образование»: оценки экспертов и позиция населения. М.: ЦСП, 2008. -464 с.
  36. Э. Я и его другой // Личность. Культура. Общество. 2000. Вып. З.С. 169−184.
  37. С. И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул, 2001. — 230 с.
  38. С. И., Гуслякова Л. Г. Социология в подготовке и деятельности специалистов по социальной работе в России: Учеб. пособие. Барнаул, 2001. — 141 с.
  39. С. И., Субетто А. И. Основы неклассической социологии.М.: РУСАКИ, 2000. 208 с.
  40. С. И. Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул: Изд-во АРНЦ, СО РАО, 2000−158с.
  41. С. И., Растов Ю. Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. М.: Педагогическое общество России, 2002. 256 с.
  42. В. С. Культура педагогического общения.- М.: Просвещение, 1990.-144 с.
  43. Я. Ценностная ориентация личности //Психология личности в социалистическом обществе. Активное развитие личности. М.: Наука, 1989.-183с.
  44. Г. А., Скульмовская Л. Г. Ценностные и смысложизненные ориентации молодежи 1Л1Ь:Ьйр://1тр18г.еёип8к.шЛпёех.рЬр.
  45. В. А., Мельник В. В., Ромашкина Г. Ф. Социологи создают портрет регионов // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 146 147.
  46. А. А. Теоретико-методологические и методические проблемы измерения фундаментальных ценностей в сфере трудовой деятельности: Автореф. канд. филос. наук. / М., 1989. 22 с.
  47. Дж. У. Причины и следствия неудач модернизации в России. Социокультурный анализ. // Социологические исследования. -2006. -№ 1 С. 20−30.
  48. Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социологические исследования. 2005. — № 2. — С. 80−87.
  49. Г. Г. Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания: (Социально-психологическое исследование) / РАН. Ин-т мировой экономики и международных отношений. М., 1998.- 134 с.
  50. Динамика ценностей населения реформируемой России / под ред. Н. И. Лапина. М., 1996. — 224 с.
  51. С. А. Педагогическое сознание: теория и технологии формирования у будущих учителей // Международный научный педагогический интернет журнал с библиотекой депозитарием. Образование исследование в мире.1Л1Ь: www.oim.ru (дата обращения 01.02.2008)
  52. О. Г. Ценность.- Философская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1970. — Т. 5. С.462- 463.
  53. Н. И., Давыденко, В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра. // Социологические исследования.- 1997- № 7.-С.143−149.
  54. И. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие 4-е изд.- СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
  55. Э. О Разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.-572 с.
  56. Закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе.
  57. Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2004. — № 5. -С. 5−15.
  58. Т. И. Социентальная трансформация российского общества. Деятельностно- структурная концепция. М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации: Дело, 2002. — 556 с. 145
  59. Т. И. Социокультурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. — № 8. — С. 3−11.
  60. Т. И. Человеческий потенциал в современном трансформирующемся процессе // Общественные науки и современность -2005 № 4 С. 13−25
  61. И. И. Между реальным и идеальным. На какие ценности ориентируется учитель //Директор школы-1998.№ 1-С. 17−27.
  62. М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997. — 205 с.
  63. Кластерный и факторный анализ в портфельном инвестировании ТЛИ: / http://www.dea-analysis.ru/clustering-7.htm (дата обращения 01.09.2009)
  64. О. Б. Построение теории на основе качественных данных //Социологические исследования.- 2000.- № 10.-С.92−101.
  65. Т. В. Семантика фразеологизмов с названиями животных в современном русском языке. -Изд-во МГУ. М., 2003, с. 59.
  66. У. Л. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории // Современная социологическая теория. -М.Д961.-С. 43−57.
  67. М. С., Горшков В. Ю. Жизненные ценности учителей школ г. Ярославля//Педагогический вестник 2005-№ 9.-С.23 -45
  68. Д. Л. Размышления о социологии образования //Социологические исследования 2008. № 7.- С.117−124.
  69. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2001 г. № 1756-р.//Российская газета" Спецвыпуск «Образование и карьера» № 5, 122 (43) от 3 марта 2010 г.
  70. С. А. Социология. Парадигмы через призму социологического воображения. М.: МГИМО ун-т, 2002. — 403 с.
  71. С. А. Толерантность общественного сознания: кросскультурный анализ российских и американских ценностей. URL: http://polit.spb.ru:8101/art.php
  72. С. А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь/Под ред. С. А. Кравченко. М.: РУССО, 2002. — 523 с.
  73. Краткий психологический словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М.<�Г. Ярошевского М.: Политиздат, 1985.-431с.
  74. Кризис ценностей или динамика ценностных ориентации. института социально-политических исследований (ИСПИ РАН) URL: http:// www.ispr.ru. (дата обращения 23.03.2002)
  75. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях.- М.: Изд-во ИФ РАН, 1994.-245 с.
  76. О. К. Гражданское общество и массовое сознание: Несколько социологических фактов: Учебное пособие. С.-Петерб. гос. ун-т.-СПб., 2000.-71с
  77. Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России. //Социологические исследования. 2003. — № 6. — С. 78−87.
  78. Н. И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н. И. Лапин. М., 1991. — 31с.
  79. Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. — № 3. — С. 14−24.
  80. Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 19 932 000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. — 574с.
  81. В.Ф. Гуманитарная интеллигенция: основания корпоративной идентичности //Социологические исследования. 2001.- № 2. -С. 57−61.
  82. Д. А. Методика изучения ценностных ориентации.- М.: Наука, 1992. 17 с.
  83. Д. А. Психология смысла: Автореф. д-ра психол. наук. -М., 1999.-40 с.
  84. Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. -Серия. Психология. 1996. — № 4. — С. 35−45.
  85. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. — 430 с.
  86. Н. А. Инерционность системы образования в Россини (теория, методология и опыт социологического исследования): монография, — Барнаул: БГПУ, 2005.-263с.
  87. В. Л. Педагогическое образование в России: проблемы и тенденции развития. // Педагогика.- 2005.-№ 6 -С.3−9.
  88. В. В. Глобальные тенденции и особенности модернизации высшего профессионального образования в России// Университетское управление. 2005.-№ 5(38).-С. 58−63.
  89. О. Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии: Учеб. пособие.- М.: «Академия», 2003.- С. 140.
  90. А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. 143 с.
  91. Р. Социальная структура и аномия./Социология преступности. М.: Прогресс, 1966. — С. 299−313.
  92. Министерство образования РФ Приказ о Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 29 декабря 2001 г. URL: N 1756-phttp://edu.rin.ru/html/775.html
  93. Л. И. Социология культуры: Учеб. пособие. М.: Ф АИР-ПРЕСС, 1999.-c.170.
  94. Модернизация российского образования: документы и материалы / под ред. Э. Д. Днепрова. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 332 с.
  95. Н. М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре URL: http//bank.orenipk.ru/Text/tl3204.htm/ (дата обращения 10.09.2003.)
  96. Навстречу VII «Харчевским чтениям»: «Судьбы и перспективы эмпирической социологии» //Социологические исследования 2005-№ 10.- С.3−21. URL: http://www.isras.ru/socis20079.html (дата обращения 17.07.2006)
  97. А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.: Учеб. пособие.2-изд., испр. и доп.-СПб.:Речь, 2006−3 92с.
  98. Национальная доктрина об образовании в РФ URL: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrinl.htm (дата обращения 25.05.2003).
  99. Д. Д. Основы универсумной теории социализации человека: Учеб. пособие. Красноярск, 2004. — 53 с.
  100. В. Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеклассической социологии. // Социологические исследования -2006. -№ 2, — С.13−19
  101. В. Г. Базовые ценности в массовом сознании: ценностные переживания, смысл жизни и отношение к смерти, грех как социальный феномен: Курс лекций. Красноярск, 2002. — 60 с.
  102. В. Г. Невирко Д. Д. /монография. Социология человека: от классических к постнеклассическим подходам.- Сибирский юридический институт МВД России. -Красноярск. 2006.-396с.
  103. В. Г. Российский кризис в зеркале постнеклассической социологии.-М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 200 с.
  104. В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев: Политиздат Украины, 1990. — 223 с.
  105. В. Г. Тайные организации в контексте социальных изменений. Постнеклассический подход: монография.- Красноярск: РИО КрасГУ, 2006.-273с.
  106. В. Г. Универсумный подход к динамике социальных систем: анализ и прогнозирование.-Минск: БГУ, 2003. 175 с.
  107. В. Г., Невирко Д. Д., Гришаев С. В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. Пособие. М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 200^, 557с.
  108. В. Г., Невирко, Д. Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы: Учеб. пособие. Красноярск: Горница, 1998. -255 с.151
  109. В. Я. Социология образования. -М.: МГУ, 1992.-199с.
  110. Новая политика Н, А Интернет журнал URL: http: www.novopol.ru/text 80596html. (дата обращения 27.05.2003)
  111. Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты / Отв. ред. В. Н. Шубкин. М.: ИС РАН, 1994.-282с.
  112. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») // Социологические исследования. 2003. — № 5. — С. 89−100.
  113. Общероссийский опрос населения 11−12 ноября 2006 года (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов) URL: //[email protected] http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smiint.
  114. Д. В. Психология масс.- СПб.: Питер, 2001. 363 с.
  115. Д. В. Трансформация человеческого сознания: (от мегамашины тоталитаризма к демократическому обществу) // Полис. -М., 1991.-JVo3.-C. 53−66.
  116. В. Б. Личность и её социальные ценности: Учеб. пособие, — 1−2 т./ Т. 1. М.: Мысль, 1965. — С. 30−49.
  117. А. М., Тумалев В. В. Современная социология образования: Учеб. пособие/Серия «Aima mater». Ростов н/Д: «Феникс», 2005−320с.
  118. А. М., Тумалев В. В. Социология образования в России: проблемы и перспективы //Социологические исследования. -2004.- № 7 -С. 120−126.
  119. M. М. Социология согласия Тюмень: Изд-во Тюменского гос. университета, 2000. 208 с. / М. М. Охотникова // Монография -2000 URL: http://dlib.eastview.com/browse/doc/1 967 044
  120. JT. А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения // Социология: 4M. 2007. — URL: http://www.isras.ru/files/File/4M/24/Pautova.pdf
  121. Г. А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования // Социологические исследования. 2005. -№ 10. — С. 42−27.
  122. Прикладная социология: Учеб. пособие /Под ред. Ю. С. Колесникова. Серия «Учебники Феникса». — Ростов на- Дону: «Феникс», 2001.-320с.
  123. Рабочая книга социолога / общ. ред. Г. В. Осипова. — М.: Эдиториал УРСС, 2003.-480 с.
  124. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Издат. Группа «НОРМА — ИНФРА-М», 1999. — 665с.
  125. Россия в зеркале реформ: Хрестоматия по социологии современного российского общества/ Российский независимый, институт социологии и национальных проблем- Под общ. ред. М. К. Горшкова, А. Ю. Чепуренко, Ф. Э. Шереги. —М., 1995. — 216 с.
  126. JI. Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. -1996.- № 6.- С.23−35.
  127. М. Н. Образованность в постсоветской России: противоречивость процесса///Социологические исследования.- 2007-№ 12.- С. 13−21.
  128. М. Н. Общественные потребности, система образования, молодежь. -М.: Политиздат, 1988. 222 с.
  129. Сикевич 3. В. Социологическое исследование: практическое руководство. -СПб.: ПИТЕР, 2005.-250с.
  130. Сикевич 3. В., Крокинская О. К., Поссель Ю. А. Социальное бессознательное. СПб.: Питер, 2005. — 267с.
  131. , И. А., Ефремов, О. Ю. Управление персоналом.- Серия «Университетский учебник». СПб, 2000. 399с.
  132. В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика URL: Режим доступа: www.krotov.info/libj3ec/shso/7 lslasl .html.
  133. П. А. Человек. Цивилизация. Общество /Общая ред., составление и предисловие А. Ю. Согомонова. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 534с.
  134. Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов.- отв. ред. Л. Я. Рубина. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1991. — 120 с.
  135. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Институт социологии РАН, 1998. — 696 с.
  136. Социология образования перед новыми вызовами («Круглый стол»). М.-Омск.//РАН «Социологические исследования», Ом.гос.ун-т, 2003.С.71−86
  137. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.- 2003 г. URL: // www/шsword.com.uaCoциoлoгия: Энциклопедия — М.: Книжный дом, 2003. -312с.
  138. Г. Синтетическая философия / Пер. с анг. Киев: Ника-Центр, 1997.-512с.
  139. Л. А. Социальная символика России // Социологические исследования. 1998. — № 7. — С.90 — 100.
  140. Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2004. — 368с.
  141. А. И. Разум и Анти-Разум. СПб.: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. — 148с.
  142. А. И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. М.: Исследоват. центр, 1994. — 168с.
  143. А. И. Социальная Ноосферная квалиметрия в системе Неклассической социологии // Академия Тринитаризма URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/00 16/00 lb/161 323 .htm (дата обращения 20.10.2006)
  144. Э. Б. Первобытная культура / Пер. с анг. М.: Политиздат, 1989. — 573с.
  145. Г. Г. Методология анализа данных в социологии / Учебник для вузов. — M.: NOTA BENE, 1999. — 224 с. URL: http://society.polbu.ru/tatarovasociology/ch36ii.html
  146. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И.Додонов).-Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 132−134
  147. А. В. Принцип дополнительности как методологическая основа анализа социальных различий в обществе: По материалам социологических исследований образа жизни населения Красноярского Края: Автореф. канд. соц. наук: Красноярк, 1993. -23с.
  148. У., Знанецкий Ф., Методологические заметки//Американская социологическая мысль. Тексты /Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.-С. 357.
  149. . Т. Парадоксальный человек М.: Гардарики, 2001. — 398 с.
  150. О. Эра смещения власти Электронная библиотека по философии (ТТИ ЮФУ в г. Таганроге) URL: http://filosof.historic.ru
  151. В. Н. Проблема классичности и неклассичности социологии//Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей. — Барнаул, 2004.-С.24−25.
  152. В. Н., Борисова, JI. Г. Социально-педагогические проблемыучительского труда.- M.: Знание, 1975. с. 126.
  153. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х //Курлов В. Ф. Тумалев В. В. и др. под ред. Смирновой Е. Э. СПб: изд-во ГУПМ 1995−224с
  154. Ф. Р. Школа и социальное развитие общества.- М.: Педагогика, 1990, — с. 151.
  155. С. Смысл жизни. URL: http://azbyka. ru/veraineverie/osmyslezhizni/FrankSmysl2g-all.shtml.
  156. В. Человек в поисках смысла.-М.:Прогресс,-1990−367с.
  157. Целостность социальных систем / Под ред. А. А. Давыдова. М.: ИС, 1991.-93 с.
  158. Ценности массового сознания в СССР и США (Некоторые результаты сравнительного советско-американского исследования) / Сост. Кизиченко Ю. В. М.: Институт социологии РАН, 1989. — 69 с.
  159. Шафранов-Куцев Г. Ф. Экономические аспекты развития дистанционного образования // Университетское управление. 2006.- № 6(46). — С. 79−84.
  160. Шафранов-Куцев Г. Ф. Социология: курс лекций с мультимедиа сопровождением: Учеб. Пособие.-Логос, 2008 г. 368 с.
  161. К. Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982. С. 108−115.
  162. Ф. Э. Социология образования: Прикладные исследования. -М.: Академия.- 2001.-463с.
  163. Этимологический словарь под ред. Н. М. Шанского.- М.-1989.-345с.
  164. Л. Г. Теории ценности в социологии: вчера и сегодня // Социологические исследования. 2001. № 8. — С. 146−151.
  165. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное.- СПб.: ACT, 1997.-538 с.
  166. В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М.: Наука, 1979. — 304 с.
  167. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С. 20−31.
  168. В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Саратов, 1998. — 595 с.
  169. М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.-203с. ,
  170. Barbalet J.M. Social Emotions: Confidence, Trust and Loyalty //International Journal of Sociology and Social Policy. Hull, 1996. Vol. 16, 9/10. P. 75−96.
  171. Braud W., Anderson M. Transpersonal research methods for the social sciences: Honoring human experience. Thousand Oaks, С A, SAGE Publications, Inc., 1998. 321 p.
  172. Garfmkel H. Studies of ethnomethodology. Englewood Cliffs, N.Y. Prentice-Hall, 1967.
  173. G. Н. Mind, self and society. From the standpoint of a behaviors. Chicago. Chicago University Press, 1934. p.543.
  174. Rokeach M. The nature of human values. The Free Press. N.Y., L., 1973.p.344
  175. Schwartz S. H. Universale in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical test in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 25. 1992.
  176. J. Т., Lindskold S. Social psychology. Interdependence, interaction and influence. N.Y. London — Sindey — Toronto, John Wiley and Sons Inc., 1976. 160.
Заполнить форму текущей работой