Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ролевая концепция в социологии личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исполнение личностью той или иной роли в жизни меняет личность, ибо выполнение роли — это определенный отрезок, этап социализации личности, в ходе которой происходит интериоризация (от лат. interior — внутренний), т. е. глубокое внутреннее усвоение и освоение норм, процессов жизнедеятельности, определяемых содержанием социальных ролей, возлагаемых на индивида, как субъекта общественных отношений… Читать ещё >

Ролевая концепция в социологии личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Суть ролевой концепцию личности заключается в том, что в ее рамках личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом (интериоризованных) или вынужденно выполняемых (неинтериоризованных) социальных функций и образцов поведения — ролей, обусловленных социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе. Очевидно, что в любом обществе объективно существуют ролевые требования в рамках социально-культурных предписаний, связанных с социальной позицией личности и направленных на поддержание этих требований системой общественных и групповых санкций.

Социальная роль — это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Или, говоря другими словами, совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенный социальный статус. Содержанием данных требований являются различные предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения, которое должно отвечать требованиям, предъявляемым ролью к субъекту общественных отношений. Например, если вы сегодня являетесь студентом колледжа, техникума и т. п., то в соответствии с уставом колледжа от вас ожидают неукоснительного выполнения роли студента, требования, предписания и пожелания которой зафиксированы в упомянутом уставе. Для успешного или неуспешного выполнения этой роли существует система санкций поощрительного либо наказательного характера.

Роли являются конкретным (нормативно одобряемым) способом поведения, обязательным для индивидов. Другими словами, роль студента колледжа — это конкретный общественно одобряемый способ поведения, обязательный для студента колледжа. В этом плане роль студента колледжа (техникума, лицея и т. п.) становится решающей характеристикой его личности на данный момент времени, при этом выполнение студентом своей роли в колледже не ведет к утрате его личностных качеств.

Исполнение личностью той или иной роли в жизни меняет личность, ибо выполнение роли — это определенный отрезок, этап социализации личности, в ходе которой происходит интериоризация (от лат. interior — внутренний), т. е. глубокое внутреннее усвоение и освоение норм, процессов жизнедеятельности, определяемых содержанием социальных ролей, возлагаемых на индивида, как субъекта общественных отношений. По сути дела, возникает процесс, который основатель ролевой концепции американский философ, социолог и социальный психолог Джордж Герберт Мид (1863−1931) назвал «социальной интеграцией», или «социальным взаимодействием». В ходе этого взаимодействия личность, «приняв роль другого», делает своими внутренними позициями позиции людей, с которыми личность общается по разным основаниям (совместной работы, учебы, отдыха и т. п.). Опираясь на понятие зеркального «Я» , предложенное американским социологом Чарльзом Кули (1864−1929), Мид включил «Я» («Я сам, как Я есть») в непрерывное взаимодействие с «Мы», которое представляет позиции социальной группы (например, студенческой), обобщенного «другого». Через восприятие роли в игре и «воображаемые репетиции», личность внутренне усваивает и осваивает ценности группы в качестве своих собственных, разумеется, если личность разделяет эти ценности, поскольку в ходе усвоения роли сам процесс усвоения накладывается на установки, убеждения, ценностные ориентации, принципы, имеющиеся «в багаже» личности. Общество, не имея возможности учесть многообразие личностных параметров, навязывает личности социальные роли, исходя из господствующих общественных установок и убеждений. Их принятие или непринятие личностью всегда зависит от ее внутреннего мира, состояние которого так или иначе влияет на реальное поведение личности. Таким образом, социальная активность личности в любом обществе не только не отрицается ролевой теорией, но предполагается ею.

Нормативная структура ролей

В зависимости от характера требований, заключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние подразделяются по меньшей мере на три категории: нормы должного (обязательного), желательного и возможного поведения.

  • • Соблюдение обязательных нормативных требований социальной роли обеспечивается наиболее серьезными санкциями негативного характера, воплощенными чаще всего в законах или иных предписаниях юридического характера.
  • • Нормы ролей, выражающие желательное с точки зрения общества поведение, обеспечивается чаще всего негативными санкциями внеправового характера (скажем, несоблюдение устава колледжа влечет исключение из него).
  • • Ролевые нормативы, формулирующие возможное поведение, напротив, обеспечиваются прежде всего позитивными санкциями (например, помощь тем, кто в ней нуждается, влечет повышение престижа, одобрение и т. п.).

В нормативной структуре роли могут быть выделены четыре конструктивных элемента:

  • описание (того типа поведения, которое требуется от лица в данной роли);
  • предписание (требование в связи с подобным поведением);
  • оценка (случаев выполнения или невыполнения предписаний роли);
  • санкция (благоприятные либо неблагоприятные социальные последствия действия в рамках требований социальной роли).

Наконец, роли могут быть специфичными (например, роль посла по особым поручениям) и распространенными (роль отца, матери, преподавателя, врача, государственного деятеля и т. д.).

Исполнение роли — это форма социального обучения людей в процессе групповых действий, где они исполняют широкий диапазон социальных ролей, включая и те, к которым личность первоначально испытывает мало симпатий. В число последних входит, например, роль исполнителя. Однако без исполнителей не могла бы функционировать ни одна социальная структура, и в этой связи необходимо формировать осознанное отношение к любым ролям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой