Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Русская литература XIX века в контексте художественной прозы И. А. Бунина: Проблема реминисценций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формы воспроизведения реминисценций из русской литературы XIX века в прозе И. А. Бунина различны. В одних случаях писатель цитирует дословно, в других — трансформирует тексты предшественников. Так, реминисцируя из «Руси» И. С. Никитина в «Жизни Арсеньева», писатель производит замену глаголов — «зеленеется» на «расстилается», тем самым добивается расширения художественного пространства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ФУНКЦИИ РЕМИНИСЦЕНЦИЙ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ И.А.БУНИНА
    • 1. И.А.Бунин и В.А.Жуковский
    • 2. И. А. Бунин и А. С. Грибоедов
    • 3. И. А. Бунин и А. С. Пушкин
    • 4. И.А.Бунин и поэзия «Пушкинской плеяды»
    • 5. И. А. Бунин и М.Ю.Лермонтов
    • 6. И.А.Бунин и А.В.Кольцов
    • 7. И.А.Бунин и Н. В. Гоголь
    • 8. И.А.Бунин и С.Т.Аксаков
  • ГЛАВА II. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ФУНКЦИИ РЕМИНИСЦЕНЦИЙ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ И. А. БУНИНА
    • 1. И. А. Бунин и И. С. Тургенев
    • 2. И.А.Бунин и писатели демократического направления второй половины XIX века (Н.А. Некрасов, И. С. Никитин,
  • Н. П. Огарев, П. Л. Лавров)
    • 3. И.А.Бунин и прозаики второй половины XIX века (И. А. Гончаров, Ф. М. Решетников, А. Ф. Писемский,
  • М. Е. Салтыков-Щедрин)
    • 4. И.А.Бунин и поэты тютчевской поры (А.А.Фет, Я. П. Полонский, А. К. Толстой, Козьма Прутков, А.Н.Майков)
    • 5. И.А.Бунин и С. Я. Надсон
    • 6. И.А.Бунин и Ф.М.Достоевский
    • 7. И.А.Бунин и Л.Н.Толстой
    • 8. И.А.Бунин и А.П.Чехов

Русская литература XIX века в контексте художественной прозы И. А. Бунина: Проблема реминисценций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество Ивана Алексеевича Бунина — уникальное явление отечественной художественной стилистики. Сложность и многогранность таланта писателя, оригинальность его эстетического мышления постоянно привлекают внимание исследователей. Феномен Бунина-художника, соединяющий лучшие традиции русской классики с творческой индивидуальностью мастера в новую историческую эпоху, осмысливается в литературоведении XX века в разных аспектах. Это подтверждают работы В. А. Афанасьева [48], А. К. Бабореко [55], А. А. Волкова [89], В. А. Гейдеко [97], Н. М. Кучеровского [146], 0. Н. Михайлова [171], А. А. Нинова [180], 0.В.Сливицкой [196], Л. А. Смирновой [198], ставшие основой постижения художественного мира писателя.

В трудах И. В. Алехиной [39,40], Б. Е. Бунджуловой [78], И. П. Вантенкова [85], Ю. Добровольски [103], Л. К. Долгополова [104], П. В. Забелина [114]. Л. И. Иссовой [120], Л. В. Крутиковой [140], В. Я. Линкова [151], Я. С. Марковича [164,165], Н. В. Пращерук [188], Е. В. Соколовой [202], Р. С. Спивак [204] и других исследователей, которые публиковались в 1960;1980;е годы, обозначены основные подходы в изучении творчества И. А. Бунина на уровне поэтики, а также прослеживаются традиции и новаторство в художественном наследии «последнего классика русской литературы» [2, т.1, с.48].

В аналитических исследованиях, принадлежащих представителям русской эмиграции — Г. Адамовичу [34], Ю. Айхенвальду [36], М. Алда-нову [38], Б. Зайцеву [ИЗ], Ю. Мальцеву [162]. Ф. Степуну [207], В. Ходасевичу [221], — подчеркиваются своеобразие и оригинальность бунинского таланта.

В 1990;е годы в связи с полным возвращением наследия И. А. Бунина на родину начался следующий этап в буниноведении. Появились новые работы, в которых несколько иначе осмысливается сложный творческий путь И. А. Бунина и противоречия в его мировоззрении (Л.А.Смирнова [198,201]), определяется значение Востока в его становлении как поэта (В.Е.Свет [192], П. Тартаковский [211]), рассматривается философская лирика 1910;х годов И. Бунина, А. Блока, В. Маяковского (Р.С.Спивак [205]), соотносятся творческие индивидуальности И. Бунина и А. Блока (А. А. Дякина [106]), раскрывается концепция творческой личности в прозе писателя (0. А. Бердникова [74]), оценивается творчество И. Бунина в контексте христианской культуры (Г.П.Климова [126]), выявляются литературные связи И. Бунина с предшественниками и современниками (Е.И.Конюшенко [135]).

Обращение к теме «Русская литература XIX века в контексте художественной прозы И. А. Бунина (проблема реминисценций)» обусловлено недостаточной исследованностыо природы отношений русской литературы XIX века и творчества И. А. Бунина.

Особая роль отечественной классики XIX века в контексте словесного творчества рубежа веков неоднократно подчеркивалась исследователями. В частности, Л. А. Смирнова отмечает, что «.

литература

XIX века во главе с «солнцем русской поэзии» играла равно значительную функциональную роль в художественных исканиях новой эпохи" [199, с.105]. И. А. Бунин, будучи «сыном своего времени» [198, с.19], иначе осмыслил в своих произведениях основные для русской классической литературы темы, идеи, образы, наполнив их новым содержанием.

Об особом значении «золотого века» русской литературы в жизни и творчестве писателя мы узнаем из его дневников, воспоминаний современников, об этом не однажды упоминали ученые-буниноведы.

Бунин столь явно был связан с литературой XIX века, что казался многим даже чересчур архаичным," - писал О. Н. Михайлов [173, кн.1, с. 15]. Отношение И. А. Бунина к отечественной классике во многом обусловлено «родословной линией контактов» [198, с. 12] художника (среди его предков поэты А. П. Бунина и В.А. Жуковский) и географическим положением его родовой усадьбы, неподалеку от которой были «родные места» Л. Н. Толстого (Ясная поляна), И. С. Тургенева (Спас-ское-Лутовиново), М. Ю. Лермонтова (Кропотово), а «в Орловской губернии жили Н. С. Лесков, А. А. Фет, Д. И. Писарев, М. Вовчок, Киреевские, Якушкины» [126, с.104]. Становление творческой индивидуальности художника происходило во многом благодаря героям и образам русской литературы XIX века. В «озерковский период» [198, с. 11] жизни писателя «один вид книг» давал ему «почти физическое наслаждение»: «С этими томиками я пережил все свои первые юношеские мечты, первую полную жажду писать самому, первые попытки утолить ее, сладострастие воображения» , — скажет впоследствии И. А. Бунин устами Алексея Арсеньева [3, т. 5, с.83]. «Познавать мир во времени и пространстве» [198, с.13] помогает И. А. Бунину отечественная классика.

Для Бунина-художника характерна «небывалая насыщенность», «плотность текста» [198, с.29]. Этому еще в большей мере способствуют реминисценции из русской литературы XIX века, которые помогают «расставить» необходимые акценты и уловить отношение писателя к изображаемому. В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Е. А. Боратынский1, Н. М. Языков, М. Ю. Лермонтов, А. В. Кольцов, Н. В. Го.

1 Нам представляется достаточно убедительной статья В. Е. Андреева [42], поэтому в работе используется написание фамилии поэта через букву «о» голь, С. Т. Аксаков, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, И. С. Никитин, Н. П. Огарев, П. Л. Лавров, И. С. Гончаров, Ф. М. Решетников, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. К. Толстой, Козьма Прутков, А. Н. Майков, С. Я. Надсон, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов — вот далеко не полный перечень поэтов и прозаиков XIX века, произведения которых называются, цитируются или воспроизводятся в какой-либо другой форме на страницах бунинских произведений, становясь художественными центрами или превращаясь в культурные символы. В связи с этим весьма точной представляется мысль Т. В. Марченко о том, что «в бунинском восприятии литература не была чем-то отдельным от подлинной жизни.» [166, с.8]. Писатель не только продолжил традиции отечественного искусства, но и переосмыслил их в контексте современности.

До настоящего времени взаимодействие бунинского творчества с русской литературой XIX века изучалось на уровне художественных истоков и исканий, традиций и новаторства, истории личных отношений и стиля, подтекста и комментариев. Проблема «И. А. Бунин и А.С.Пушкин» рассматривалась в работах И. В. Алехиной [40], А. К. Ба-бореко [52], Л. А. Смирновой [199], М. П. Цебоевой [222]- «И. А. Бунин и Е. А. Боратынский» — Г. П. Климовой [127, 130]- «И. А. Бунин и Н.В.Гоголь» — Н. И. Волынской [90]- «И. А. Бунин и С.Т.Аксаков» -Г.П.Климовой [128]- «И. А. Бунин и Н.А.Некрасов» — В. Н. Афанасьевым [47], Г. П. Климовой [129], Т. Д. Фроловой [220]- «И. А. Бунин и И.С.Никитин» — А. К. Бабореко [50,54], «И. А. Бунин и М.Е.Салтыков-Щедрин» — М. Минокиным [169]- «И. А. Бунин и Ф.И.Тютчев» И. В. Петровой [ИШ- «И. А. Бунин и И.С.Тургенев» — Г. Б. Курляндской [144], 0.В.Сливицкой [195], Н. В. Тимохиной [214], «И. А. Бунин и Ф.М.Достоевский» — Е. И. Конюшенко [134], В. Ш. Кривоноса [137,138],.

Ю.М.Лотмана [155], 0. В. Сливицкой [197], А. А. Станюты [206], В. А. Туниманова [216]- «И. А. Бунин и Л. Н. Толстой» — А. К. Бабореко [51, 57], Е. И. Конюшенко [135], С. Крыжицкого [140], Н. М. Кучеровс-кого [145], В. Я. Линкова [151], В. И. Положенцева [185], Р. С. Спивак [204]- «И. А. Бунин и А.П.Чехов» — И. В. Алехиной [39], А. К. Бабореко [62,63], Т. М. Бонами [76], И. Газер [93], В. А. Гейдеко [97], Е. И. Конюшенко [135], Л. В. Крутиковой [139], В. Я. Лакшина [148], Л. В. Никулина [178], Э. В. Полоцкой [186]. Исследования Т. Г. Динесман [102], Я. С. Марковича [164,165] посвящены традициям русской классической литературы в бунинской лирике.

Однако, несмотря на большое количество научных разработок, раскрывающих соотношение художественных миров И. А. Бунина и отечественных писателей прошлого столетия, проблема реминисценций из русской литературы XIX века не являлась предметом специального рассмотрения не только в исследовании диссертационного жанра, но и в научных работах малой формы. Исключение составляют статья И. В. Алехиной [40] о роли пушкинских реминисценций в ранней прозе Бунина, а также несколько упоминаний о существовании этого явления в некоторых из названных трудов.

Исследование подобного плана особенно актуально в настоящее время (на рубеже XX—XXI вв.еков), отличающееся неустойчивостью и противоречивостью окружающего мира, повышенной тревожностью и катастрофичностью бытия, когда наиболее значим интерес к вечному, непреходящему, подлинно ценному и прекрасному. Эта мысль представляете? справедливой как в отношении к русской литературе XIX века, так и к творчеству И. А. Бунина, о «подлинности» таланта которого писал Ф. Степун еще в первой половине XX века: «. подлинен тот человек, и прежде всего тот художник, для которого истина — не отвлеченно стоящая над ним идея, а кровь и плоть его духовно-душевно-телесного существа» [207, т.3, с.6]. И. А. Бунин в своем творчестве обозначил связи вечных истин с современной ему действительностью конца XIX — первой половины XX века. На рубеже XX—XXI вв.еков возникла необходимость выявить их и по-новому осмыслить русскую классику XIX века в контексте художественной прозы И. А. Бунина на реминисцентном уровне, тем самым показать устойчивость вечных истин в искусстве и в жизни.

Научная новизна диссертации обусловлена прежде всего недостаточной полнотой исследования заинтересовавшей нас области творчества И. А. Бунина. Впервые предпринимается попытка проанализировать, определить типы и функции реминисценций из русской литературы XIX века в художественной прозе писателя. До сих пор этот аспект бунинского творчества привлекал внимание на уровне констатации факта лишь авторов примечаний и комментариев к собраниям сочинений и однотомникам, которые указывали либо название произведения, откуда реминисцируются строки или имена персонажей, либо фамилию поэта или прозаика, кому оно принадлежит. Среди авторов примечаний и комментариев девятитомного [2] и шеститомного [3] собраний сочинений как выдающиеся буниноведы — А. К. Бабореко, Л. В. Крутикова, 0. Н. Михайлов, 0.В. Сливицкая, так и филологи, которые изучали особенности литературы конца XIX — начала XX века в целом, — П. Л. Вячеславов, В. С. Гречанинова, Л. В. Котляр, Н. М. Любимов, А. С. Мясников, А. А. Саакянц, В. М. Смирин, В. Г. Титова. Ноне комментарии, а тексты служат основой нашей работы: произведения И. А. Бунина и русская классика XIX века. Поэтому некоторые обозначенные реминисценции выделены впервые: отсылки к ним в комментариях девятитомного и шеститомного собраний сочинений отсутству.

Научная новизна исследования заключается еще и в том, что в работе предметом рассмотрения являются реминисценции в прозаических жанрах. Традиционно проблема реминисценций находилась в поле зрения исследователей поэзии. Они изучались в творчестве А. Ахматовой, А. Блока, 0. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова и некоторых других авторов. Об этом свидетельствуют работы как отечественных ученых (Г.Левинтон [149,150], З. Г. Минц [170], О. Н. Скляров [194], Р. Д. Тименчик [212,213], Т. В. Цивьян [223], И. Г. Ямпольский [233] и др.), так и зарубежных (X.Баран [67], Б. М. Гаспаров [96], А. К. Жолковский [110], К. Тарановский, 0. Ронен и др.). Реминисценции в прозе — явление недостаточно изученное и нуждающееся в осмыслении.

Интерес научной мысли к реминисценции возникает в XX веке. Первоначально этот термин был предложен сербским ученым В. Урбан-чичем в 1907 году и в переводе с позднелатинского реминисценция (reminiscentia) означает «воспоминание», «припоминание» [238, с.338−339]. В течение нашего столетия осмысление этого явления происходит в различных отраслях научного знания — в психологии, лингвистике, литературоведении.

По мнению психолога В. У. Аткинсона, «ничто из того, что когда-либо произвело впечатление на наш разум, не исчезает из нашей памяти», оно только «погружается во тьму и существует за предела.

1 В нашей работе с текстами произведений И. А. Бунина мы пользуемся только девятитомным [21 и шеститомным собраниями сочинений [3]. Ссылки на комментарии и примечания в исследовании даются в скобках рядом с реминисцируемыми элементами. ми сознания, откуда, однако, может быть вызвано обратно посредством действия воли или сочетания мыслей, смотря по условиям отдельного случая" [45,с.17]. Наблюдения психологов показали, что реминисценция особенно «проявляется» в работе с материалом, оказывающим на человека «эмоциональное воздействие». Именно таким «материалом» является, в первую очередь, литература, а также музыка, живопись и другие виды искусства.

В лингвистической науке реминисценции рассматриваются как часть языка, его «строительные элементы» (А.Е.Супрун [209]), на которые падает «коннотативная» нагрузка. А. Е. Супруном выявлен механизм появления реминисценций в производимом тексте, заключающийся в том" что «говорящий или пишущий вспоминает в процессе производства нового текста какую-то ситуацию, выражение из старого текста и в том или ином виде включает ее в новый текст» [209, с.4], прослежен путь развития этого явления от библейских текстов до современной литературы и определен корпус их основных источников.

В литературоведении появление проблемы реминисценции обусловлено обращением исследователей к изучению подтекста и контактов между текстами и восходит к проблеме «чужого слова», поставленной М. М. Бахтиным в 1920;х годах [69]. Однако до настоящего времени нет однозначности в истолковании этого понятия. В «Литературной энциклопедии» (1929;1939 гг.) реминисценция определяется как термин для обозначения моментов «бессознательного подражания» [236,с.609], в «Поэтическом словаре» А. П. Квятковского (1966 г.) -как «намеренное или невольное воспроизведение поэтом знакомой фразовой, образной конструкции» или «ритмико-синтаксического хода» из другого произведения [234,с.238]. В «Краткой литературной.

— И энциклопедии" (1971;1979 гг.) реминисценция также отождествляется с «бессознательным заимствованием» [235, с. 254]. «Литературный энциклопедический словарь» (1987) отчасти повторяет определение, предложенное «Поэтическим словарем» А. П. Квятковского, одновременно разграничивая бессознательную реминисценцию и осознанную установку автора на заимствование [237,с.322]. В «Энциклопедическом словаре юного литературоведа» (1988) реминисценция трактуется как воспроизведение фрагмента чужого текста на любом уровне (сюжетном, образном, цитатном, метрическом), а также рассматривается функциональный аспект этого явления" [242, с.258].

Анализ трактовок реминисценции и исследований, связанных с этой проблемой (работы М. М. Бахтина [68−71], Л. П. Дядечко [105], Г. Левинтона [149,150], Ю. М. Лотмана [157,158,160], З. Г. Минц [170], О. Н. Склярова [194], Е. Н. Строгановой [208], Р. Д. Тименчика [213], Т. В. Цивьян [223], И. Г. Ямпольского [233] и некоторых других авторов), показал, что с течением времени понятие реминисценции «расширяется» и в последнее время применяется к разным формам литературной преемственности. Если в первом издании «Литературной энциклопедии» (1929;1939 гг.) реминисценция трактуется как «бессознательное подражание», то в 1990;х годах это понятие включает в себя очень широкий спектр явлений (О.Н.Скляров реминисценциями считает подражания, стилизации, эпиграфы, аллюзии, перифразы, травестии, совпадения, параллели и т. д.).

В нашем исследовании под реминисценцией понимается осознанное художественное обращение к существовавшему тексту, которое узнается и выражается как на внетекстовом, так и на лексическом уровнях. Реминисценции можно классифицировать следующим образом: цитаты или их пересказ, принимающие иногда трудно узнаваемый видназвания произведений, часто употребляющиеся в значении художественных центровимена персонажей, превращающиеся в символысобытия, служащие изобразительными средствамизаимствования, в которых сохраняется сюжетная схема, расстановка героев, их черты и характеры, неуловимо измененные автором. Особо следует выделить «реминисцентные гнезда» (соединения нескольких реминисценций одновременно) и «полигенетические реминисценции» (отсылка не к одному, а ряду авторов)1. В диссертации раскрываются различные способы взаимодействия прозы И. А. Бунина с русской классикой XIX века, основанные на принципах прямого продолжения, усвоения и художественной полемики, «контрапункта» (т.е. противопоставления).

Цель работы — определить роль русской литературы XIX века в художественной прозе И. А. Бунина на реминисцентном уровне. Отсюда вытекают следующие задачи:

1.Определить типы реминисценций из русской литературы XIX века в контексте прозаических произведений И. А. Бунина и раскрыть их идейно-эстетическую значимость;

2.Установить функциональное значение реминисцируемых элементов в бунинских произведениях;

3. Систематизировать и обобщить в хронологической последовательности связи И. А. Бунина с русской литературой XIX века в избранном аспекте.

Материалом для настоящего исследования послужила проза И. А. Бунина, дневники и письма писателя, воспоминания современников. Обращение к проблеме реминисценций из русской литературы XIX.

1 0 явлении «полигенетичности» подробнее в работах В. М. Жирмунского [107] и З. Г. Минц [1701. века именно в прозаических произведениях писателя обусловливается исследовательским интересом автора диссертации и, как правило, объективным характером выражения реминисцируемых элементов в прозе, в отличие от поэзии. Изучение реминисценций из отечественной классики в поэтическом творчестве И. А. Бунина является темой самостоятельного исследования.

Методологическую основу работы составили исследования отечественных литературоведов А. Н. Веселовского, В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, посвященные проблемам внутритекстовых и межтекстовых связей, статьи и монографии А. К. Бабореко, 0. Н. Михайлова, А. А. Нинова, Л. А. Смирновой, Г. П. Климовой и других ученых-буниноведов.

Методы исследования включают принципы сравнительно-исторического, содержательно-структурного, историко-генетического, ис-торико-функционального анализа художественного текста. Материал излагается в хронологической последовательности.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реминисценции из русской литературы XIX века в художественной прозе И. А. Бунина занимают значительное место и играют важную роль в формировании оригинальной творческой индивидуальности художника. Своеобразие диалога Бунина-творца с отечественной классикой обусловлено особенностями его мировосприятия. Включение в контекст прозаического творчества «отсылок» к «золотому» веку, насыщение его именами писателей и литературных героев, названиями произведений, дословными и не совсем точными цитатами из поэзии и прозы предшествующего столетия помогает Бунину расширить художественное пространство текстов, сделать более емкими образы, наполнив их новыми смыслами и ассоциациями, дополнительно раскрывает идейно-эмоциональную ауру произведений, создавая атмосферу консонанса или диссонанса, предопределяет дальнейшее развитие сюжета.

Русская литература первой половины XIX века находилась «.в числе того самого важного, из чего образовался С.> «жизненный состав» [3,т.5,с.34] И. А. Бунина. Осознание искусства как «ступени к лучшему миру» и своего призвания к «поэзии души и жизни» произошло у будущего писателя благодаря внутреннему ощущению «кровной принадлежности» к поэтам пушкинской поры и проявилось в желании «стать «вторым Пушкиным или Лермонтовым», Жуковским, Баратынским» 1 [3, т. 5, с. 82].

Полемическое осмысление русской литературы второй половины XIX века, которое, однако, не было декларативным, обозначило по.

1 Написание фамилии приводится по тексту И. А. Бунина. зиции Бунина-творца и Бунина-человека. Писатель выражал свое отношение к общественным проблемам, апеллируя к творчеству Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, П. Л. Лаврова, Ф. М. Решетникова. Глубокое внутреннее осознание себя русским и неразрывности своей связи с Россией, ее историей, народом обращали взоры художника к произведениям И. С. Никитина, Н. П. Огарева, А. Н. Майкова. Восприятие окружающего мира в единении человека и природы реализовалось в перекличке И. А. Бунина с поэзией А. А. Фета и Я. П. Полонского. Раскрытие русской классикой прошлого столетия сущности вневременного преломилось в контексте бунинской прозы через произведения А. К. Толстого, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова в соответствии с поисками идеалов в отечественном искусстве рубежа веков и особенностями таланта и миропонимания Бунина-художника.

Рассмотрение взаимодействия прозаического творчества И. А. Бунина с русской литературой XIX века, анализ дневников писателя показали, что оценки одних поэтов и прозаиков почти не изменялись. Имена В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Е. А. Боратынского, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова вызывали восхищение Бунина-художника на протяжении всей жизни. В отношении к Н. В. Гоголю и Ф. М. Достоевскому чувствуется полемичность определений. Восторженное восприятие отмечается в подходе к поэзии С. Я. Надсона в период творческого становления и «холодность» к нему в зрелые годы. Отношения И. А. Бунина к М.Е.Салтыкову-Щедрину отличались постоянством (существуют свидетельства неприятия Писателем его гротеска). Тургеневское творчество воспринималось неоднозначно: писатель восхищался его ранними произведениями, а «позднего» Тургенева не принимал. В произведениях И. А. Бунина соединились «городская линия», представленная С. Я. Надсоном, и «крестьянская» (деревенская), обозначенная поэзией А. В. Кольцова и И. С. Никитина, так как в творчестве писателя реализовались оба подхода к изображению мира и человека.

Реминисценции из русской литературы XIX века выступают в сю-жетоопределяющей, идейной, характерологической функциях. Иногда встречаются смыслообразующие «вкрапления». В ряде случаев отмечается соединение нескольких функций реминисценций одновременно.

В функционировании реминисцируемых элементов обозначились основные тенденции бунинского мировоззрения и мирочувствования. Бунин-художник показал нерасторжимость связей человека и природы в созвучии с поэзией Е. А. Боратынского, А. В. Кольцова, А. А. Фета, Я. П. Полонскогоизобразил русский национальный характер (Алексей Арсеньев, Ольга Мещерская) как соединение разнонаправленных импульсов, аккумулирующих основные образы русской литературы XIX века (В.А.Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого) и реально существовавших людейраскрыл общечеловеческое в понимании жизни, смерти, памяти, преломив через творчество писателей-предшественниковреализовал концепцию единства «славянской души» вне зависимости от сословной принадлежности («Суходол»).

В функциях реминисценций из произведений В. А. Жуковского, Е. А. Боратынского, М. Ю. Лермонтова, Я. П. Полонского проявилась романтическая направленность творчества реалиста-Бунина, способность художника находиться в постоянном поиске.

Формы воспроизведения реминисценций из русской литературы XIX века в прозе И. А. Бунина различны. В одних случаях писатель цитирует дословно, в других — трансформирует тексты предшественников. Так, реминисцируя из «Руси» И. С. Никитина в «Жизни Арсеньева», писатель производит замену глаголов — «зеленеется» на «расстилается», тем самым добивается расширения художественного пространства и подчеркивает необъятность просторов великой России. В «Холодной осени» И. А. Бунин достигает усиления «зрительного эффекта» и омрачает картину, изменяя фетовскую строку: вместо «дремлющих сосен» употребляет «чернеющих сосен». Ассоциативная трансформация стихотворения Я. П. Полонского «Качка в бурю» в рассказе «Конец» (1921) объясняется фактами биографии Бунина-художника (у Полонского — «море темное», «кипит» — у Бунина — «море Черное», «шумит»), связанными с воспоминаниями об отъезде из России в 1920 году. В «Митиной любви» (1924) тургеневские строки из «Призвания» преображаются Буниным почти до самостоятельного варианта и усиливают лирическое звучание произведения. Творческая интерпретация текстов русской литературы XIX века обусловлена оригинальностью Бунина-художника.

В прозаических произведениях писателя встречается такое явление как «полигенетическая реминисценция», которая открывает целую «эстафету перекличек» (А.Н.Майков — Н. В. Гоголь — А.С.Пушкин).

Особый интерес представляют в бунинских текстах соединения нескольких реминисценций («реминисцентные гнезда»), которые объединяют нескольких авторов и разные темы в единое целое (к примеру, в «Жизни Арсеньева» отсылки к А. С. Пушкину («Нереида»), Е. А. Боратынскому («Водопад») усиливают акценты в освещении тем природы. Родины, любви).

Однако в прозе И. А. Бунина встречаются «реминисцентные гнезда», построенные по диссонансному принципу. Некрасовская реминисценция «Бывали хуже времена, но не было подлей» (поэма «Юбиляры и триумфаторы») и майковская — «Чем ночь темней, тем ярче звезды» стихотворение «Не говори, что нет спасенья.») в «Архивном деле» (1914) помогают раскрыть сложность и противоречивость сознания рубежа веков: ощущение катастрофичности бытия и стремление к идеалу. Если некрасовская реминисценция наполняет рассказ нотами безысходности, настроениями грусти, то майковская, наоборот, подчеркивает, что «самая густая тьма — предрассветная», а «чем глубже скорбь, тем ближе Бог» .

Специфично обращение И. А. Бунина к различным авторам в одном тексте при подтверждении какой-либо собственной мысли. Реминисценции звучат в унисон между собой и авторским суждением, сохраняя свою неповторимость и дополняя друг друга (например, раскрытие темы «памяти-следа» в «Надписях» отсылает одновременно к Н. В. Гоголю, Н. П. Огареву и А.П.Чехову).

Хронологическая систематизация материала в данном исследовании показала, что в прозе И. А. Бунина количество реминисценций из русской литературы XIX века постепенно увеличивается: с единичных «вкраплений» в раннем творчестве и до более частых обращений в эмиграционный период. Реминисцентность из классики прошлого столетия особенно ярко проявилась в романе «Жизнь Арсеньева» и заметно начала уменьшаться в цикле «Темные аллеи» .

Проблема использования реминисценций не является принципиально новой для отечественного словесного искусства. В XIX веке критик Н. Н. Страхов неоднозначно высказывался по поводу многочисленных заимствований из русской и зарубежной литературы в творчестве А. С. Пушкина. Однако, если Пушкин «подводит черту» под XVIII веком и закладывает основы реализма в русской литературе, опираясь на наследие предшественников, то Бунин в своих произведениях синтезирует достижения и открытия XIX века, развивая традиции пушкинской эпохи в русле поисков и духовных запросов рубежа веков. В порубежную эпоху классика способствует расширению историко-культурного контекста произведений, подчеркивает изменение выражения авторской позиции и ориентацию писателей на подсознание, помогает разобраться в окружающей действительности нового времени.

Реминисценция как художественный прием бунинской поэтики раскрывает глубины внутреннего мира художника, выявляет «генетические» связи его творчества с русской литературой XIX века, определившей путь Бунина-творца в качественно новой исторической ситуации, обозначает точки соприкосновения с современниками-модернистами, при внешнем их неприятии. Справедливое замечание С. А. Венгерова о том, что «. писатели одного хронологического поколения всегда <.> интересуются одним и тем же, но только подходят' к предмету своих стремлений с разных сторон» [190, т.1, с.6], необходимо конкретизировать следующим образом: вопрос об отношении к культурному наследию XIX века был актуальным не только для реалистов, но и для писателей нереалистической ориентации. Символисты и акмеисты декларативно подчеркивали «пафос преемственности», футуристы выказывали полемический настрой, а Бунин, не принимая всяких «измов», соединил в едином русле оба обозначенных подхода к «золотому веку» отечественной классики: в одних случаях «вкрапления» помогали подчеркнуть, усилить ту или иную мысль, в других, наоборот, — выразить ее чуждость авторской концепции миропонимания.

Реминисценции из русской литературы XIX века в бунинском творчестве являются одной из доминант, на которой строится отношение писателя к многообразию окружающего мира и выражается понимание художником невозможности гармонии в реальной жизни. «Отсылки» к словесному искусству предшествующего столетия подчеркивают своеобразие стиля И. А. Бунина, оттеняют его художническую и человеческую позицию, свидетельствуют о вневременной сущности духовных ценностей, сохранение которых и определяет самосознание нации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Собрание сочинений: В 11 т. — Берлин: Петрополис. 1934−1936.
  2. И.А. Собрание сочинений: В 9 т. — М.: Худож. лит., 1965−1967.
  3. И.А. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Худож. лит., 1987−1988.
  4. И.А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Моск. рабочий. 1993−1997. — Т.1−5.
  5. Художествекнъю произведения других авторов
  6. СТ. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. — М.: Худож. лит.' 1986. — 575 с.
  7. Баратьнский Е.А.^ Полное собрание стихотворений. — Л.: Сов.писатель. 1989. — 464 с.
  8. Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. — М.: Русская книга. 1994. — Т. 1−6.
  9. И.А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Худож. лит. 1952−1955. — Т.5. 6. Э. Грибоедов А. С. Сочинения. — М.: Худож. лит., 1988. — 751 с.
  10. Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. — Л.: Наука. 1973- 1980. -Т.6.21. И. Жуковский В. А. Сочинения. В 3 т. Т. 2. — М.: Худож. лит. 1980. — 496 с. .^ Написание фамилии автора приводится по изданию.
  11. А.В. Сочинения. В 2 т. Т. 1. — М.: Сов. Россия, 1961. — 360 с.
  12. П.Л. Новая песня //Русская поэзия XIX — начала XX в. — М.: Худож.лит. 1987 — 436−437. Н. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. — М.:Худож.лит. 1983−1984. -Т.1−4.
  13. А. Н. Полное собрание сочинений: В 4 т. — СПб: Изд-во А. Ф. Маркса, 1901. — Т. 1.2.
  14. Я. Полное собрание стихотворений. — М.-Л.: Сов. писатель, 1962. — 508 с. П. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т.-Л.: Наука, 1981−1985. — Т. 1,4,5.
  15. И.О. Сочинения. — М.:Худож. лит., 1980. — 717 с.
  16. Н.П. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1956.' - 920 с.
  17. А.Ф. Собрание сочинений: В 5 т. — М.: Худож. лит. 1982−1984. — Т. 1−5.
  18. Я.П. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 1. — М.: Худож. лит., 1986. — 496 с.
  19. Прутков Козьма. Полное собрание сочинений. — М.-Л.: Сов. писатель, 1965. — 480 с.
  20. А.С. Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Худож. лит., 1974−1978. — Т.1−5.
  21. Ф.М. Подлиповцы. — М.-Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1961. — 230 с.
  22. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений: В 20 т.- М.:Худож. лит., 1965−1977. -Т.8,13.
  23. А.К. Собрание сочинений: В 4 т. — М.: Худож. лит., — 229 1963−1964. — Т. 1,4.
  24. Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. — М.-Л.: Гослитиздат, 1928−1958. — Т.34,67.
  25. Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. — М.: Худож. лит., 1978−1985. — Т.3−7.
  26. И.О. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960−1968. — Т. 1,7.
  27. Фет А. А. Стихотворения. — М.: Худож. лит., 1970. — 560 с.
  28. А.П. Собрание сочинений: В 12 т. — М.: Худож. лит., 1954−1957. — Т. 1.8.
  29. Н.М. Стихотворения. — М.: Сов. Россия, 1978.-288 с.
  30. Н.Я. И.А.Бунин как художник //Новая жизнь. — 1915. — N 9−10. — 161−168.
  31. Г. В. Бунин. Воспоминания //Знамя. — 1988. — N 4. — 178−191.
  32. D.И. Силуэты русских писателей. — М.: Республика, 1994. — 591 с.
  33. И.В. А.П.Чехов и И.А.Бунин. Функции подтекста: Автореф. дис.канд.филол.наук. — М., 1989. — 18 с.
  34. В.Е. О начертании фамилии поэта. Еще раз о букве «О» //Венок Боратынскому: Материалы 1 и 2 Российских науч. чтений «Е. А. Боратынский и русская культура». — Мичуринск. 1994. 32−37.
  35. Анненков П, В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. — м.:Современник, 1984. — 476 с.
  36. В. Ф. Чтение как труд и творчество //Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики: Сб.ст. — М.: Искусство. 1968. -С.55−70.
  37. В. У. Воспитание памяти. Наука о наблюдении, памяти и воспоминании. — СПб: Ван Тайль Дап1ельса, 1906. — 156 с.
  38. В. И. И.А.Бунин. — М.: Знание. 1970. — 48 с.
  39. В.Н. И. А.Бунин. Очерк творчества. — М.:Просвещение. 1966. — 384 с.
  40. А. К. Бунин о Никитине //Подъем. — 1957. — N 1.- 231 -С. 165−168.
  41. А.К. Бунин о Толстом //Яснополянский сб.: Ст. и материалы. Год 1960-й. — Тула. 1960. — 129−146.
  42. А. К. Бунин — читатель Пушкина //Альманах библиофила. -М.:Книга, 1983. — Вып. 19. — С. 116−134.
  43. А. К.Дороги и звоны: Воспоминания, письма. — М.: Моск.рабочий. 1993. — 211 с.
  44. А.К. И.А.Бунин и И.С.Никитин //"Я Руси сын!.." К 150-летию со дня рождения И.С.Никитина: Сб. ст. — Воронеж. 1974.-С.148−158.
  45. А.К. И.А.Бунин: Материалы для биографии (с 1870 по 1917). — М.: Худож.лит., 1967. — 304 с.
  46. А. К. И. А. Бунин о Л. Н. Толстом (по его письмам и воспоминаниям современников) //Проблемы реализма. — Вологда, 1979. — Вып.б. — 165−178.
  47. А. К. Из переписки И. А. Бунина //Новый мир. — 1956. — N 10. — 197−211.
  48. А.К. Новое о Бунине //Проблемы реализма. — Вологда. 1980. — Вып.7. -С.171−174.
  49. Бабореко А. К. Осенняя клюква //Новый мир. — 1980. — N 1. — 263−269.
  50. А.К. Поэзия и правда Бунина. Дневники, воспоминания и письма современников // Подъем. -1980.- N 1.- 136−142.
  51. И. Дооктябрьская проза И. А. Бунина: Автореф. дис.канд. филол. наук. — Киев, 1963. — 16 с.
  52. А. В. Из разговоров с Буниным: Записная книжка //Нева. — 1993. — N 8. — 293−308.
  53. М. М. Из предыстории романного слова //Уч. зап. Мордовского ун-та. — Саранск, 1967. — N 61. — 3−24.
  54. М. М. . Н. Волошинов) Марксизм и философия языка. — Л.:Прибой. 1929. — 188 с.
  55. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Сов. писатель. 1963. — 363 с.
  56. М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках //Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство. 1986. — 297−325.
  57. Н. Курсив мой. — Мюнхен, 1972
  58. Бердникова 0.А. Концепция творческой личности в прозе И. А. Бунина: Автореф.дис.канд.филол.наук. — Воронеж. 1992. — 18 с.
  59. Бобров Заимствования и влияния. Попытка методологизации вопроса //Печать и революция. — 1922.- N 8. — 72−92. — 233
  60. Т. М. И. А. Бунин и А. П. Чехов //Уч. зап. Владимир, гос. пед. ин-та им. П.И.Лебедева-Полянского. — Владимир. 1958. -Вып.4. — 231−249.
  61. Т. М.Художественная проза И. А. Бунина (1887−1904). — Владимир, 1962. — 108 с.
  62. .Е. Стилевые особенности прозы И.А.Бунина: Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1972 — 18 с.
  63. И.А. «Лишь слову жизнь дана…» — М.: Сов. Россия, 1990. — 368 с.
  64. И.А. Окаянные дни. — М.:Современник, 1991.- 255 с.
  65. Бунинский сборник: IfeiTepHa™ науч. конф. — Орел. 1974.- 367 с.
  66. Г. А. Русский реализм конца XIX века. — Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. — 168 с. Вб. Вантенков И. П. Бунин-повествователь.- Минск, 1974.- 160 с.
  67. А. Н. Историческая поэтика. — М.: Высш. шк., 1989. — 404 с.
  68. А.А. Проза Ивана Бунина. — М.: Моск. рабочий, 1969. — 448 с.
  69. Н.И. И.А.Бунин и Н. В. Гоголь (о некоторых pea- 234 -листических традициях в творчестве И.А. Бунина) //Проблемы реализма. — Вологда, 1976.- Вып.3. — 123−164.
  70. Л. Психология искусства. — М.:Педагогика. 1987. — 344 с.
  71. П. А. Языков и Гоголь // Вяземский П. А. Соч.: В 2 т. — М.: Худож. лит. 1982. — Т.2. — 162−188.
  72. И. Дооктябрьская проза И.А.Бунина (1887−1910): Ав- тореф.дис.канд.филол.наук. -Львов, 1963. — 17с.
  73. И. Об истоках творчества И. А. Бунина //Зб1рник ро- б1т acniрантов ф1лолог1чного та 1сторичного факультет! в. — Льв1в: Льв1вский державний ун-т 1 м 1 В. Франко, 1963. — 20−38.
  74. В.А. А.Чехов и Ив.Бунин. — М.: Сов. писатель. 1987.- 368 с.
  75. Гоголь в воспоминаниях современников. — М.: Гос. изд-во. худож. лит., 1952. — 719 с.
  76. А.А. Три судьбы. Ф.Тютчев. А. Сухово-Кобылин. И.Бунин. — Л.:Сов.писатель. 1980. — 275−623.
  77. Е.П. Пушкин и А.Шенье (две заметки к теме) //Временник Пушкинской комиссии. — Л.: Наука, 1988. — Вып.22. -С.98−108.
  78. В.М. Драма Александра Блока «Роза и крест». — Л.:Изд-во Ленингр. ун-та. 1964. — 105 с.
  79. ЖОЛКОВСКИЙ А. К. «Легкое дыхание» Бунина-Выготского семьдесят лет спустя //Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. — М.: Наука. 1994. — 103−120.
  80. В.А. Воспоминания //Жуковский В. А. Поли. собр. соч. В 12 т. Т.Н. — СПб., 1902. — 144 с.
  81. . К. Бунин: Очерк // Наше наследие. — 1990. — N 3.- 90−91. — 236
  82. П.В. Художественный стиль в прозе И.А.Бунина о деревне: Автореф. дис. канд.филол.наук. — Томск. 1966. — 18 с.
  83. Н. «Познать тоску всех стран и всех времен». И. А. Бунин (от Лермонтова до Леонида Андреева) //"Они питали мою музу…": Книги в жизни и творчестве писателей /Сост. А.Розанова. — М.: Книга, 1986. — С. 154−173.
  84. И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. — М.: Скифы. 1991. — С. 25−78.
  85. В.П. Алмазный мой венец //Катаев В. П. Собр.соч.: В 10 т. — М.: Худож.лит. 1984. — Т. 7. — 7−226.
  86. В. П. Трава забвенья //Катаев В. П. Собр.соч.: В 10 т. — М.: Худож.лит. 1984. — Т. 6. — 245−444.
  87. В. Русский реализм начала XX века. — М.: Наука. 1975. — 114−143. 237 —
  88. Г. П. Мировое значение творчества Ивана Алексеевича Бунина // Бунин и русская культура: Межвуз. сб. науч.тр. -Елец. 1995. — 126−134.
  89. Г. П. Творчество М.М.Пришвина и И. А. Бунина в контексте христианской культуры: Дис. д-ра. филол. наук. — М. 1993. -412 с.
  90. Г. П. Темы и мотивы поэзии Е. А. Боратынского в творчестве И. А. Бунина //Венок Боратынскому: Материалы 1 и 2 Российских науч. чтений «Е. А. Боратынский и русская культура». — Мичуринск. 1994. -С.74−77.
  91. Г. П. Типологические связи творчества С Т . Аксакова и И. А. Бунина // Т. Аксаков и славянская культура: Тез. докл.юбил.конф. — Уфа. 1991. — 87−89.
  92. Г. П. Типологические схождения в творчестве Н.А.Некрасова и И. А. Бунина (поэтика и стиль) // IV Некрасовские чтения. — Ярославль, 1989. — 39−40.
  93. Г. П. Христианский смысл образов запустения в творчестве Е. А. Боратынского и И. А. Бунина //Венок Боратынскому: Материалы 1 и 2 Российских науч. чтений «Е. А. Боратынский и русская культура». -Мичуринск. 1994. -С.163−165.
  94. Г. П. Художественный мир И. А. Бунина: Монография.- М.:Прометей. 1991. — 100 с.
  95. А. Крылатые строки русской поэзии: Очерки истории. — М.: Современник. 1989. — 480 с.
  96. Ю.И. Москва-Париж: Очерки о русской эмиграции: Профили и силуэты. — М.: Известия, 1991. — 384 с.
  97. Е.И. Достоевский в художественном сознании И.Бунина-читателя // Проблема метода и жанра. — Томск. 1991. -- 238 Вып.17. — 183−189.
  98. Корман Б.0. Изучение текста художественного произведения. — В 2 ч. — М.: Просвещение. 1972−1974. — Ч.1 — 110 с. 4.2. -125 с.
  99. В.Ш. Бунин и Достоевский //И.А.Бунин и русская культура: Тез. межвуз. науч.конф. — Елец. 1990. — 42−43.
  100. В.Ш. О «Петербургском» рассказе И.А.Бунина // И. А. Бунин и русская культура: Межвуз. сб. науч. тр. — Елец. 1995.- 157−166.
  101. Крыжицкий Толстой и Бунин //Записки русской академической группы в США. — Нью-Йорк, 1978. — Т.XI. — 128−137.
  102. Кудрявкин Боратынский и Гоголь //Венок Боратынскому: Материалы 1 и 2 Российских науч. чтений «Е. А. Боратынский и русская культура. — Мичуринск. 1994. — 65−67.
  103. С. Е.А.Боратынский и И. С. Тургенев // Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX — начала XX в.: Межвуз. сб. науч. тр. — М.: МОПИ им. Н. К. Крупской. 1991. -С.43−50.
  104. Г. Н. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. — М.:Моск. рабочий. 1995. — 410 с.
  105. Г. Б. Бунин и Тургенев // Творчество И. С. Тургенева. Проблемы метода и мировоззрения: Сб.ст. — Орел. 1991. -- 239 67−85.
  106. Н.М. Бунин и его проза (1887−1917). — Тула: Приок.кн. изд-во, 1980. — 319 с.
  107. ЛИНК0 В В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И.Бунина. — М.:Изд-во Моск. ун-та. 1989. — 176 с.
  108. Д.С. „Темные аллеи“ (о символике названия рассказа И.А.Бунина) //Звезда. — 1981. — N 3. — 182−184.
  109. Ю.М. Два устных рассказа Бунина (к проблеме „Бунин и Достоевский“) //Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Таллинн: Александра. 1993. — Т. 3. — 172−184.
  110. Ю.М. К построению теории взаимодействия культур //Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Таллинн: Александра. 1993. — Т. 1. — 110−121. — 240 —
  111. Ю.М. Роман А.С.Пушкина „Евгений Онегин“ //Пушкин.- СПб.: Искусство СПб, 1995. — 393−762.
  112. Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Таллинн: Александра. 1992. — Т.1. -С.191−199.
  113. Ю.М. Структура художественного текста. — М.:Искусство. 1970. — 383 с.
  114. Ю.М. Текст в тексте //Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Таллинн: Александра. 1992. — Т. 1. — 148−160.
  115. Малахов В. Бунин и Тютчев //Подъем. — 1979. — N 5. — 147−149.
  116. Ю. Иван Бунин: 1870−1953. — Франкфурт-на-Майне: Посев. 1994.-432с.
  117. Мандельштам 0.Э. Письмо о русской поэзии //Соч.: В 2 т.- М.:Худож. лит. 1990. — Т. 2. — 263−266.
  118. Я.С. Ранняя поэзия И.А.Бунина //Вестник общественных наук. — 1972. — N 1. — 19−32.
  119. Я.С. Традиционное и новаторское в поэзии И.А. Бунина (1883−1913): Автореф.дис.канд.филол. наук. -М., 1977. -15 с.
  120. .С. Поэты пушкинского круга. Введение //История русской поэзии: В 2 т. — Л.:Наука, 1968. — Т. 1. — 315−320.
  121. Минц 3.Г. Функция реминисценций в поэтике А.Блока. //Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. — 1973. — Вып.308. — 387−417.
  122. О.Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерк творчества. — Л.:Наука. 1967. — 174 с.
  123. Московская газета. — 1912. — N 217. — 22 окт.
  124. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. — М.: Сов. писатель. 1989. — 512 с.
  125. В.В. Чудесный призрак: Бунин-художник. Минск: Полымя. 1990. — 239 с.
  126. Н. А. Композиционно-речевая организация романа И.А. Бунина „Жизнь Арсеньева“ //Образно-языковая структура прозы И. А. Бунина: Сб.ст. — Елец. 1992. — 16−33.
  127. А.А. М.Горький и Ив.Бунин. История отношений. Проблемы творчества: Монография.- Л.: Сов.писатель. 1984.- 560 с.
  128. Одесские новости. — 1914. — 18 июня.
  129. И. На берегах Сены. — М.:Худож.лит. 1989. — 333 с. — 242 —
  130. К.Г. Иван Бунин //Паустовский К. Г. Собр.соч.: В 9 т. — М.: Худож.лит., 1982. — Т.3. — 326−340.
  131. В.И. Л.Н.Толстой и И. А. Бунин //Толстовский сб. — Тула: Тульский гос.пед.ин-т, 1978. — 89−95.
  132. А.А. Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976. — 616 с.
  133. Н.В. Художественная концепция национального в прозе И.А. Бунина 1909−1913 годов: Автореф.дис.канд.филол.наук. -Свердловск. 1989. — 18 с.
  134. А.С. в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 1. — М.:Худож. лит. 1974. — Т.1. — 542 с.
  135. Н.А. Проза И.Бунина. — Душанбе. 1975. — 88 с.
  136. В.Е. Поэзия И.Бунина и Восток: Автореф.дис.канд.филол. наук. — Баку. 1991. — 18 с.
  137. О.Н. В.Маяковский и И. Северянин: Историко-культурные реминисценции в контексте ранней поэзии: Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1994. — 24 с.
  138. О.В. Бунин и Тургенев („Грамматика любви“ и — 243 „Бригадир“. Опыт сравнительного анализа) // Проблемы реализма. -Вологда. 1980. — Вып.7. — 78−89.
  139. Сливицкая 0.В. Проза И. А. Бунина 1914−1917 годов: Авто- реф. дис. канд.филол.наук. — Харьков, 1969. — 17 с.
  140. Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество.- М.: Просвещение. 1991. — 192 с.
  141. Л. А. Реализм Ивана Бунина. — М.: МОПИ им. Н. К. Крупской. 1984. — 93 с.
  142. author>Смирнова Л. А. »… Уловил напев родной души…" (Мотивы русской классической поэзии в ранней лирике И.А. Бунина) // Русская поэзия XIX века и ее отношения с прозой: Межвуз. сб. науч.тр. -М.: МОПИ им. Н. К. Крупской. 1990. — С. 114−122.
  143. Е.В. О характере реализма Бунина-прозаика дооктябрьского периода: Автореф.дис.канд.филол.наук. -Минск. 1975. -18 с.
  144. Р.С. И.А.Бунин и Л. Н. Толстой (Наблюдения над соотношением художественных стилей): Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1967. — 17 с.
  145. Р.С. Русская философская лирика 1910-х годов (И.Бунин, А. Блок, В. Маяковский): Автореф.дис.д-ра. филол. наук. -Екатеринбург, 1992. — 35 с.
  146. Е.Н. «Чужое слово» в творческом процессе (диалог М.Е. Салтыкова-Щедрина с современниками и предшественниками): Автореф. дис. д-ра. филол.наук. — Тверь, 1996. — 31 с.
  147. А.Е. Текстовые реминисценции как часть языка (Докл. на VIII Междунар. конгр. МАПРЯЛ). — Минск: Изд-во Белорус, ун-та. 1994. — 7 с.
  148. Д. При свете культуры //Летопись. — 1916. — N 1. — 275−299.
  149. П. Русские поэты и Восток. Бунин. Хлебников. Есенин: Статьи. — Ташкент, 1986. — 256 с.
  150. Р.Д. Текст в тексте у акмеистов //Уч. зап.Тарт. гос. ун-та. — 1981. — Вып.567. — 65−67.
  151. Р.Д. «Чужое слово» у Ахматовой //Русская речь.- 1986. — N 3. — 33−36.
  152. Н.В. Бунин и Тургенев (К вопросу об идейных и творческих исканиях Бунина в начале 1900 годов) //Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им В. И. Ленина. — М., 1968. — Т.288. — 331−355.
  153. .В. Пушкин: Работы разных лет. — М.: Книга, 1990. — 672 с.
  154. Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. — М.: Сов. писатель, 1965. — 301 с.
  155. Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы: В 3 т. /Под ред. М.Грин. -Франкфурт-на-Майне: Посев, 1977−1984. -Т.1−3.
  156. А. Последний лирический цикл Пушкина //Временник Пушкинской комиссии. 1981. — Л.:Наука, 1985. — 62−63.
  157. Т.Д. Некрасов в восприятии Бунина //Уч.зап.Казан, гос.пед.ин-та. — Казань, 1972. — Вып.107. — 3−16.
  158. Т.В. Заметки к дешифровке «Поэмы без героя» //Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. — 1971. — Вып.284. — 255−277.
  159. Л.А. Пушкин и его окружение. -Л.: Наука, 1975. — 520 с.
  160. М.П. Объ А.П.Чеховь // Памяти А. П. Чехова. — М., 1906. — 43−58.
  161. К.И. Смерть, красота и любовь в творчестве И.А.Бунина //Нива. — 1914. — N 49. — 947−950- N 50.- 967−969.
  162. Г. Покрывало Изиды. — М. .1909. — 217 с.
  163. В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. — М.: Сов. писатель. 1961. — 667 с.
  164. P.O. Работы по поэтике. — М.:Прогресс, 1987. — 464 с.
  165. И.Г. О двух реминисценциях у Блока //Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. — 1988. — Вып. 813. — 71−73.
  166. КВЯТКОВСКИЙ А. П. Поэтический словарь. — М.:Сов. энцикл., 1966. — 376 с.
  167. Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского. М.Г.Яро- шевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  168. М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т.З./Под ред. Б. А. Ларина. — М.:Прогресс, 1987. — 832 с.
  169. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 82 т. Т.XXVI. Резонансъ и резонаторы — Роза ди-Тиволи. — СПб. 1899. -364 с.
Заполнить форму текущей работой