Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурная детерминация эволюции малых музыкальных форм в художественной культуре нового времени

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные этапы трансформации жанра музыкального этюда связаны с историческими эпохами развития человечества. Так, в эпоху средневековья и возрождения жанр этюда под воздействием социокультурной особенности времени приобретает устойчивые условия бытования и функциональное предназначение, но специфические признаки жанра не вырабатывают своей постоянной характеристики. В эпоху классицизма… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая: Методологические аспекты исследования малых музыкальных форм в контексте художественной культуры
    • 1. 1. Комплексный подход в изучении явлений художественной культуры
    • 1. 2. Факторы культурной детерминации художественного жанра
    • 1. 3. Жанр в контексте художественной культуры
  • Глава вторая. Динамика жанра музыкального этюда в европейском культурном контексте
    • 2. 1. Генезис жанра музыкального этюда в художественной жизни европейского общества до начала XIX века
    • 2. 2. Жанр музыкального этюда в художественной культуре эпохи романтизма
    • 2. 3. Развитие жанра музыкального этюда в художественной жизни
    • XX. века

Социокультурная детерминация эволюции малых музыкальных форм в художественной культуре нового времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Искусство является центральным звеном художественной культуры общества. Оно максимально концентрирует в своих произведениях многообразие бытия человека, всех сторон его жизни.

Классификационной категорией произведений искусства являются художественные жанры, в которых деятели искусства отражают не только собственное мироощущение, но и происходящие в окружающем мире изменения. Таким образом, жанр искусства, в широком понимании термина, представляет собой «концентрированный продукт эпохи». Анализ процесса функционирования жанра искусства в контексте художественной культуры способствует выявлению внутренних закономерностей и внешних детерминант ее развития в целом. Поэтому исследование жанров искусства в контексте художественной культуры представляется актуальным.

Проблема развития, бытования и трансформации жанров, как исторически сложившихся классификационных единиц, остается одной из центральных и для искусствоведения, поскольку в искусстве именно жанры обобщают черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации, социальной группы. Не случайно уже в 80-е годы XX столетия в условиях усиливающейся интеграции социально-гуманитарных дисциплин неоднократно возникали предложения о формировании особого раздела науки, который получил бы определение «жанроведение», «генология». В настоящее время в контексте общей интегративной тенденции развития искусствоведения наиболее актуальной становится проблема выбора методологии исследования жанра.

Традиционно искусствоведческое исследование жанров акцентирует имманентные процессы их развития. Вместе с тем, на фоне указанной тенденции, изучение генезиса жанра в контексте художественной культуры позволяет значительно расширить рамки традиционного исследовательского поля и выявить взаимосвязь между формированием жанровых признаков и факторов детерминации жанров искусства. Таким образом, именно широкий культурологический подход является, на наш взгляд, наиболее адекватным задаче исследования жанровой динамики европейской музыкальной культуры.

Актуальность данного исследования обусловливается и насущной потребностью современной культурологии в совершенствовании своего категориального аппарата и методологической базы. Формирование новых методологических оснований культурологического познания способствует стимулированию научного поиска в области модификации его методов. Данное обстоятельство определило основное направление исследования — выявление тенденций, позволяющих от общих принципов бытования жанровых явлений перейти к пониманию конкретных причин их развития, обусловленных, в том числе, общекультурным и художественным контекстом их функционирования.

Степень изученности проблемы. Существующие фундаментальные научные работы по теории жанра отличаются узконаправленной тематикой. Таковыми являются в области музыкального искусства труды JI. А. Мазеля, Е. В. Назайкинского, Т. В. Поповой, В. Н. Холоповой, В. А. Цуккермана, И. В. Способина. Среди представителей литературоведения укажем имена М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, Н. Ф. Копыстянской, Н. JI. Лейдермана, Ю. М. Лотмана, Н. М. Федь, М. Б. Храпченко. В сфере изобразительного искусства в качестве основополагающих работ назовем труды М. Н. Афасижева, И. И. Цырлина и других.

Однако в конце XX века под влиянием общей тенденции интеграции знаний появляются работы, расширяющие исследовательское поле теории жанра, показывающие зависимость искусства от социокультурных особенностей общества. К числу таких работ можно отнести труды по социологии музыки Е. В. Дукова, О. В. Соколова, А. Н. Сохора («Вопросы социологии и эстетики музыки», «Эстетическая природа жанра в музыке», «Социология и музыкальная культура»), Н. А. Спектор. Социологический ракурс в исследовании искусства находим у М. Б. Глотова, М. В. Горностаевой, B.C. Жидкова и К. Б. Соколова (монография «Искусство и общество»), М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна («Теория культуры и современная наука»), В. Ф. Рябова, («Искусство как общественная потребность», «Социальная природа искусства»), Т.

B. Чередниченко («Музыка в истории культуры»). Тем не менее, несмотря на имеющиеся в различных областях знания масштабные работы, специального исследования, посвященного анализу генезиса и развития жанров искусства в контексте общей эволюции художественной культуры и социокультурной ситуации, присущей той или иной эпохе, не проводилось.

В процессе изучения материалов по теме диссертации был задействован обширный круг научных работ. В их числе изучалась литература, хотя и затрагивающая теорию жанра лишь опосредованно, но имеющая большое значение при анализе жанра в контексте художественной культуры общества. Определяющее значение для нас имели труды по вопросам истории фортепианного исполнительства А. Д. Алексеева, А. И. Николаева, М. А. Смирнова,.

C. Е. Фейнберга. К числу работ, посвященных вопросам истории музыки, отнесем труды Б. В. Асафьева («О музыке XX века», «Русская музыка XIX и начало XX века»), М. С. Друскина («История зарубежной музыки»), Ю. В. Келдыша («Очерки и исследования по истории русской музыки»), В. Д. Ко-нен («История зарубежной музыки»), Т. Н. Левой, JI. Д. Никитиной («Советская музыка. История и современность»). Необходимо отметить ценность фундаментальных положений, сформулированных при исследовании художественной культуры в культурологическом ракурсе в следующих работах: Ю. Б. Борев «Эстетика», Е. В. Волкова «Произведение искусства в мире художественной культуры», А. Я. Гуревич «Категории средневековой культуры», В. В. Журавлев «Мир художественной культуры: Философские очерки», В. П. Крутоус «Путь к прекрасному: (об эстетическом идеале)», Ю. А. Лукин «Идеология и художественная культура», С. X. Раппопорт «От художника к зрителю», Л. Н. Столович «Жизнь — творчество — человек: Функции художественной деятельности», И. Тэн «Философия искусства», Л. Г. Юлдашев «Искусство: философские проблемы исследования». Наконец, диссертационному изысканию способствовали труды JI. С. Выготского, А. Г. Маслоу, затрагивающие вопросы психологии искусства.

Несмотря на научную ценность существующих работ и наличие разнообразных подходов, следует отметить, что многие из них лишь намечают проблему исторического осмысления и теоретической систематизации «жан-роведения». Описанная тенденция послужила основанием для формирования проблемы диссертационного исследования, которая заключена в отсутствии в традиционном изучении жанра искусства анализа причинно-следственных связей между факторами, определяющими его генезис. Так, в специализированной литературе не освещен вопрос своеобразного преображения этюда из несамостоятельного жанра, некоего педагогического подспорья, «учебного пособия» в целостное и самобытное художественное явление музыкального искусства. На примере этого конкретного музыкального жанра мы и ставим проблему социокультурной детерминации процесса жанрообразования.

Объектом исследования является художественная культура Нового времени.

Предметом исследования выступают культурно-исторические условия и детерминирующие факторы трансформации малой музыкальной формы — музыкального этюда.

Цель исследования — выявить и систематизировать факторы детерминации генезиса малых музыкальных форм (на примере музыкального этюда), представив их жанрообразующими универсалиями художественной культуры Нового времени.

Цель исследования потребовала решения следующих задач:

1.Определить признаки, характеризующие малую музыкальную форму и жанр искусства.

2. Эксплицировать принципы детерминации генезиса малых музыкальных форм.

3. Очертить возможный круг жанрообразующих универсалий как систему факторов детерминации художественного жанра в контексте художественной культуры новоевропейского времени.

4. Рассмотреть социокультурные и исторические особенности эпохи во взаимосвязи с факторами детерминации малых музыкальных форм.

5. Проследить трансформацию жанра музыкального этюда в контексте основных направлений развития европейской музыкальной и художественной культуры в целом.

Методологическая основа исследования. Работа выполнена с применением элементов комплексного подхода. Во многом исследование опиралось на культурно-историческую концепцию позитивизма, основанную на установлении связей культуры и искусства с другими факторами духовной жизни общества. Рассмотрение особенностей развития художественной культуры общества и музыкальных жанров реализовывалось с помощью истори-ко-генетического и сравнительно-исторического методов исследования, включая факторный и компонентный анализ. Для изучения малых музыкальных форм «изнутри» заимствованы частные методы музыкознания. Сосредоточив исследовательские усилия на музыкальном этюде, мы использовали монографический метод, предполагающий перенос полученных результатов на другие виды искусства, в которых фигурирует жанр этюда. Применялись также методы структурно-типологического и функционального анализа материала.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены и аргументированы жанровые признаки музыкального этюда: формы воплощения, содержание, выразительные средства, которые понимаются как малая музыкальная форма с присущим ей набором функций и специфических характеристик. Исследование генезиса музыкального этюда подтвердило устойчивость ряда его свойств, одновременно продемонстрировав «открытость» этюда к синтезу и взаимодействию с другими жанрами искусства. Данное явление отражает суть всей целостной жанровой панорамы, в которой объединяются и жанры наиболее подверженные трансформации, и жанры с высокой степенью устойчивости.

2. Обоснованы различия видов музыкального этюда — инструктивный этюд, концертный этюд, художественный этюд. Представленная типология построена по функциональному признаку. Инструктивный этюд — педагогическая функцияконцертный этюд — гедонистическая (в качестве виртуозного сочинение для концертного исполнения) — художественный жанр — компенсаторная функция (в качестве художественного выражения интимных переживаний композитора).

3. Выделены основные тенденции эволюции трех разновидностей жан К ра этюда в XX веке:

1) жанр инструктивного этюда, выполняющий основную свою функцию учебного тренировочного упражнения, надежно занимает свое место в жанровой системе музыкального искусства;

2) жанр концертного этюда в современных условиях музыкальной жизни все чаще именуется конкурсным этюдом, тем самым композитор указывает на область применения произведения;

3) понятие художественного этюда в музыкальном искусстве трансформируется, и он позиционирует себя в том качестве, которое заложено в изобразительном этюде — набросок, эскиз. Такое толкование этюда обозначило широкий спектр его применения в творчестве музыкантов не только в пределах фортепианного искусства, но и в других видах музыкального искусства. Примеряя на себе некоторые черты камерных жанров, жанр художественного этюда трансформируется в другие разновидности и используется в самых неожиданных сочетаниях жанровых характеристик.

4. Интерпретированы и аргументированы принципы генезиса малых музыкальных форм в виде системы взаимосвязанных факторов детерминации: социокультурные условия эпохи, потребности общества, художественный мир творца, жанр искусства. Перечисленные составляющие системы между собой находятся в координационных связях.

5. Выявлены и проанализированы причины трансформации музыкального этюда из второстепенного жанра в самостоятельное и самобытное художественное явление музыкального искусства. В качестве объективной причинности трансформации жанра этюда выступают два фактора. Во-первых, это его изначальная неустойчивая структура, открывающая перед композитором возможности творческого поиска. Во-вторых, двойственность сферы бытования этюда, формирующая разнообразие его функционального предназначения. Жанр начинал свое становление в русле педагогики, в качестве упражнения, а позже занял одно из ведущих мест среди жанров музыкального исполнительства. В этой сфере бытования этюд под влиянием социокультурных особенностей времени приобретал различные функции, которые, в свою очередь, трансформировали и внутренние его свойства: форму воплощения, содержание и выразительные средства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Малые формы с позиции социокультурной детерминации обусловливают возможность их идентификации в различных смысловых координатах: с одной стороны, в качестве части системы художественной культуры общества, функционирующей в социокультурном пространстве-времени, с другой — в рамках внутренних процессов в сфере преобразования индивидуальных признаков того или иного жанра искусства.

2. Жанр этюда, встречающийся во всех видах искусства и имеющий сходные признаки, в музыкальном искусстве приобретает особое значение, которое выражается в разнообразии видов музыкального этюда — инструктивный этюд, концертный и художественный. Среди причин генезиса жанра следует указать такие факторы детерминации как условия бытования и функционирования. Данные факторы способствуют формированию определенного набора признаков, характеризующих ту или иную разновидность музыкального этюда, а низкая степень устойчивости жанровых признаков этюда позволяет жанру активно трансформироваться.

3. Основные этапы трансформации жанра музыкального этюда связаны с историческими эпохами развития человечества. Так, в эпоху средневековья и возрождения жанр этюда под воздействием социокультурной особенности времени приобретает устойчивые условия бытования и функциональное предназначение, но специфические признаки жанра не вырабатывают своей постоянной характеристики. В эпоху классицизма с введением четкой иерархии во все сферы общественной жизни, в мышление и мировосприятие человека, в музыкальном искусстве определилась тенденция к точному разделению жанров. За этюдом закрепился тот необходимый набор свойств, который позволил говорить о появлении малой музыкальной формы — жанра инструктивного этюда. Достижением эпохи романтизма следует считать кардинальные изменения специфических признаков музыкального этюда, из которых можно выделить три этапа развития жанра: первый этап связан с закреплением за этюдом определенных условий бытования (домашнее музицирование, учебное заведение) и педагогического функционального предназначения. Указанные факторы способствовали формированию основных жанровых признаков инструктивного этюда: форма воплощения — миниатюра, написанная преимущественно в развитой одночастной формесодержание — выражение общего динамического подъема без ярко выраженного содержательного наполнениявыразительные средства — развитие одной технической формулы, быстрый темп.

Второй этап характеризуется появлением нового условия бытования этюда — концертного зала, сформировавшего гедонистическую функцию жанра (в качестве виртуозного сочинения для концертного исполнения). Указанные изменения обогатили жанр инструктивного этюда новыми характеристиками: форма воплощения — миниатюра, написанная в трехчастной формесодержание — наличие одной эмоциональной характеристикивыразительные средства — виртуозные технические приемы, использование максимального диапазона инструмента, все это позволило говорить о появлении жанровой разновидности — концертного этюда.

Третий этап является вершиной развития жанра, в котором формируется художественный этюд, с ярко выраженной компенсаторной функцией (в качестве художественного выражения интимных переживаний композитора). Большое значение в формировании художественного этюда приобретает эпоха романтизма, когда в процесс развития малых музыкальных форм, помимо объективных детерминирующих факторов, активно включаются субъективные факторы, а именно художественный мир музыканта, определивший путь качественно нового этапа в развитии жанра. Так, наделение композитором музыкального этюда глубоким содержанием привело к формированию этюда в высокохудожественное музыкальное произведение, когда он встал в один ряд с ведущими жанрами музыкального искусства того времени и приобрел следующие жанровые признаки: форма воплощения — выход за рамки миниатюры (развернутая композиция) — содержание — эмоциональные переживания человека, отображение стихий природы, конкретизация художественных обк" разов, заложенная в программном названии произведения, внутренняя программность (картинность) — выразительные средства — «этюдность» как фактурная модель, экспрессивность музыкального языка, развитый мелодизм, многозвучная, многопластовая фактура.

4. Многостороннее исследование явления в рамках комплексного подхода предоставило возможность изучить жанр музыкального этюда во взаимосвязи с общими направлениями развития художественной культуры. Факторы социокультурной детерминации, представленные как система, выступают в качестве жанрообразующих универсалий: социокультурные условия эпохи, потребности общества, художественный мир творца, художественный жанр (жанр искусства). Предлагаемая система в онтологическом отношении рассматривается как объективная по отношению к жанру детерминирующая реальность, в эпистемологическом отношении — как логическая схема познавательных действий, призванная структурировать процесс исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется экспликацией и развитием исторической методологии, акцентирующей объективнодетерминирующие условия развития явлений культуры и искусства. Комплексное исследование малых музыкальных форм способствует разработке новых интегративных методологических подходов в культурологическом исследовании, стимулирует процесс обогащения категориального аппарата культурологии.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть полезны для исследователей различных специальностей — культурологов, историков культуры и искусства, музыковедов, социологов, педагогов, а также практикующих музыкантов-исполнителей. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах в высшей школе: «Теория и история музыкальной культуры», «Мировая художественная культура», «История музыки», «История исполнительства».

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались в ряде выступлений с докладами на научно-практических конференциях: всероссийской — «Моцарт, Танеев, Шостакович: история и современность» (Красноярск, 2006) — всероссийской — «Культурология в социальном измерении» (Кемерово, 2007) — а также на межрегиональных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2007) — «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2008) — «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2009).

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре культурологии Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Жанровая система искусства является неотъемлемой частью художественной культуры общества, которое обусловлено тем, что в музыке, литературе, живописи произведения воссоздают всевозможные стороны действительности и имеют различное функциональное предназначение. Исследование генезиса художественного жанра становится полноценным, если его изучение осуществляется в контексте художественной культуры. Художественная культура, обладая сложной внутренней структурой, представляет собой систему, анализ которой требует комплексного подхода. Исследование малых форм с позиции социокультурной детерминации обусловливает возможность их идентификации в различных смысловых координатах: с одной стороны, в качестве части системы художественной культуры общества, функционирующей в социокультурном пространстве-времени, с другой — в рамках внутренних процессов в сфере преобразования индивидуальных признаков того или иного жанра искусства.

В настоящей работе процесс бытования малой музыкальной формы представлен в виде системы жанрообразующих универсалий, основанной на факторах детерминации жанра искусства в контексте художественной культуры общества: социокультурные условия эпохи, потребности общества, художественный мир творца, жанр искусства. Представленные элементы системы находятся в координационных связях. Предлагаемая система в онтологическом отношении рассматривается как объективная по отношению к жанру детерминирующая реальность, в эпистемологическом отношении — как логическая схема познавательных действий, призванная структурировать процесс исследования.

Анализируя генезис жанра музыкального этюда в различные исторические периоды, становится очевидным, что жанр этюда активно видоизменяется из второстепенного жанра в самостоятельное и самобытное художественное явление музыкального искусства. В качестве объективной причинности трансформации жанра этюда выступают два фактора. Во-первых, это его изначальная неустойчивая жанровая характеристика, открывающая перед композитором возможности творческого поиска. Во-вторых, двойственность сферы бытования этюда, формирующая разнообразие его функционального предназначения. Жанр начинал свое становление в русле педагогики, в качестве упражнения, а позже занял одно из ведущих мест среди жанров музыкального исполнительства. В этой сфере бытования этюд под влиянием социокультурных особенностей времени приобретал различные функции, которые, в свою очередь, трансформировали и внутренние его свойства: форму воплощения, содержание и выразительные средства.

Основные этапы трансформации жанра музыкального этюда связаны с историческими эпохами развития человечества. Так, в эпоху средневековья и возрождения жанр этюда под воздействием социокультурной особенности времени приобретает устойчивые условия бытования и функциональное предназначение, но специфические признаки жанра не вырабатывают своей постоянной характеристики.

Художественный жанр

Условия бытования Функциональное предназначение Формы воплощения Содержание Выразительные средства домашнее музицирование прикладное (педагогическое упражнение) — —.

Но важным достижением эпохи возрождения можно считать закрепление за словом «этюд» некоторых смысловых-форм. Процесс формирования понимания этюда прошел три этапа — от общей характеристики сборника педагогических упражнений и синонима похожих обозначений упражнений, используемых в педагогике, но не имевших индивидуального разграничения, до обозначения музыкального произведения с более или менее определенной формой и выразительными средствами.

Достижением эпохи романтизма следует считать кардинальные изменения свойств музыкального этюда, развитие которого прошло три этапа: первый этап (конец XVIII — начало XIX века) связан с закреплением основных признаков жанра инструктивного этюда.

Жанр инструктивного этюда.

Условия бытования Функциональное предназначение Формы воплощения Содержание Выразительные средства.

— домашнее музицированиеучебное заведение прикладное (педагогическое упражнение) -миниатюра, написанная преимущественно в развитой одночастной формевыражение общего динамического подъема без ярко выраженного содержательного наполненияразвитие одной технической формулыбыстрый темп.

Второй этап (середина XIX века) характеризуется обогащением жанра инструктивного этюда новыми свойствами и появлением жанровой разновидности — концертного этюда.

Жанр концертного этюда.

Условия бытования Функциональное предназначение Формы воплощения Содержание Выразительные средства.

— домашний салонучебное заведениеконцертный залпедагогическоегедонистическое (в качестве виртуозного сочинение для концертного исполнения) индивидуализация солиста-виртуозаминиатюра, написанная преимущественно в развитой одночастной формеминиатюра, написанная в трех частной формевыражение общего динамического подъема без ярко выраженного содержательного наполненияналичие одной эмоциональной характеристикиразвитие одной технической формулыбыстрый темпвиртуозные технические приемыиспользование максимального диапазона инструмента.

Третий этап (конец XIX века-начало XX века) является вершиной развития жанра, в котором формируется художественный этюд. Именно кардинальное изменение содержательной стороны этюда, осуществило качественный скачок в генезисе жанра, который встал в один ряд с художественными жанрами музыкального искусства. Представим его в таблице:

Жанр художественного этюда.

Условия Функциональное Формы Содержание Выразительные бытования предназначение воплощения средства.

— концертный — и ндивидуализацняминиатюра, -эмоциональныевиртуозные технизал солиста-виртуоза написанная переживания ческие приемы.

— компенсаторное (в преимущестчеловекаиспользование маккачестве художественно в слож- -отображение симального диапазовенного выражения ной 3-х частстихий природы на инструмента интимных пережиной форме. -конкретизациямелодическое интований композитора) -выход за рамхудожественных нирование фактуры ки миниатюры образов, зало- -приемы высшего развернутая женная в протехнического маскомпозиция) граммном назватерства нии произведе- -«этюдность» как ния фактурная модель.

— внутренняяэкспрессивность программность музыкального языкартинность) ка,.

— развитый мелоднзм,.

— многозвучная, многопластовая фактура.

Наглядное сравнение обогащения жанровых признаков художественного этюда в творчестве композиторов-романтиков приведено в таблице (См. Приложение).

В XX веке процесс активного взаимодействия, как внутри видов искусств, так и между ним, стал основным вектором развития искусства. Эволюция музыкального этюда под влиянием общей тенденции в искусстве пошла по пути обогащения жанра свойствами других жанров. Наименее устойчивые разновидности музыкального этюда — концертный этюд и художественный этюд — подверглись активной трансформации и были поглощены жанровым многообразием музыкального искусства. Инструктивный этюд, обладая устойчивыми характеристиками, надежно занял место в жанровой системе музыкального искусства.

Как и всегда бывало в прошлом, жанры в наши дни пребывают в непрерывном изменении и развитии, так как всякое искусство — это живой процесс, особенно искусство сцены. Не вызывает сомнений, что социокультурные особенности культурных эпох оказывают большое влияние на формирование музыкального искусства. Итог такого влияния является тот факт, что сегодня категория жанра все чаще используется и за пределами традиционных видов искусства: жанры журналистики, жанры радиовещания, жанры газеты, речевые жанры в профессиональной риторике, жанры религиозного дискурса, жанры периодической печати, разговорные жанры, воздушные жанры в цирке и т. д. Тотальное распространение массовой культуры вызвало к жизни новые жанры, тесно связанные с явлением моды. Дальнейшее же существование искусства зависит от того, в какой степени оно сможет откликнуться на запросы времени, отразить интересы, надежды, тревоги современников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Д. История фортепианного искусства Текст.: учебник в 3 ч. Ч. 1−2. 2-е изд., доп. / А. Д. Алексеев. — М: Музыка, 1988. — 415 с.
  2. , А. Д. История фортепианного искусства Текст.: учебник в 3 ч. Ч. 3. / А. Д. Алексеев. М: Музыка, 1982. Ч. 3. — 286 с.
  3. , А. Д. Русская фортепианная музыка, конец XIX-начало XX века Текст. / А. Д. Алексеев. М: Наука, 1969. — 222 с.
  4. , П. В. Социальная философия Текст.: учеб. пособие / П. В. Алексеев. М: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2004. — 256 с.
  5. , Б.В. О музыке XX века Текст. / Б. В. Асафьев. Л: Музыка, 1982.-200 с.
  6. , Б. В. О симфонической и камерной музыке: Пояснения и прилож. к программам симф. и камерн. концертов Текст. / Б. В. Асафьев. Л: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1981. — 216 с.
  7. , Б. В. Русская музыка XIX и начало XX века Текст. / Б. В. Асафьев. 2-е изд. — Л: Музыка, 1979. — 344 с.
  8. , Б. В. Симфонические этюды Текст. / Б. В. Асафьев. Л: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1970. — 264 с.
  9. , Я. Ф. Философский детерминизм и научное познание Текст. / Я. Ф. Аскин. М: Мысль, 1977. — 187 с.
  10. , Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь, артистический путь, творчество, муз.-обществ. деятельность Текст.: в 2 т. Т.1. / Л. А. Баренбойм. Л: Музгиз, 1957. — 477 с.
  11. , JT. А. За пол века: Очерки, статьи, материалы Текст. / Л. А. Баренбойм. Л: Советский композитор. Ленингр. отд-ние, 1989. — 365 с.
  12. , Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. Текст. / Л. М. Баткин. М: Наука, 1989. — 272 с.
  13. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / Сост. С. Г. Бочаров- Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина- Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. 2-е изд. / М. М. Бахтин. — М: Искусство, 1986.-445 с.
  14. , М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин. М: Советская Россия, 1979. — 320 с.
  15. , В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления Текст.: Очерки: В 2 вып. Вып.1 / В. П. Бобровский. — М: Музыка, 1989.-268 с.
  16. , В. П. Функциональные основы музыкальной формы. Текст. / В. П. Бобровский. М: Музыка, 1977. — 332 с.
  17. Большая советская энциклопедия Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. -М: Советская энциклопедия, 1972. Т. 10, 1972. — 592 с.
  18. , Ю. Б. Эстетика Текст.: в 2 т. Т. 1 — 5-е изд., допол. / Ю. Б. Бореев. — Смоленск: Русич, 1997. — 576 с.
  19. , Ю. Б. Эстетика Текст.: в 2 т. Т.2 — 5-е изд., допол. / Ю. Б. Бореев. — Смоленск: Русич, 1997. — 640 с.
  20. , Б. Б. Виртуозность: история понятия / Б. Б. Бородин // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: К новому синкретизму / Под ред. Г. А. Жерновой. Кемерово: КемГУКИ, 2005. — С. 221−244.
  21. , М. В. Фортепиано Текст.: науч.-попул. очерк. 2-е изд. / М. В. Бражников. — М: Музыка, 1982. — 63 с.
  22. , В. П. Теоретические основания социальной синергетики Текст. / В. П. Бранский // Вопросы философии, 2000. № 4. — С. 112 129.
  23. , В. Н. Детство и юность Сергея Рахманинова Текст. / В. Н. Брянцева. -М: Советский композитор, 1970. 136 с.
  24. , В. Н. Фортепианные пьесы Рахманинова Текст. / В. Н. Брянцева. М: Музыка, 1966. — 205 с.
  25. , А. Уроки Листа Текст. / А. Буасье. Санкт-Петербург: Композитор, 2006. — 75 с.
  26. , Я. Культура Возрождения в Италии Текст. / Я. Буркхардт. -М: Юристъ, 1996. 561 с.
  27. , В. В. Методы науки Текст. / В. В. Быков. М: Наука, 1974. -215 с.
  28. , А. 3. Генологические проблемы художественной культуры (к методологии изучения жанра) Текст. / А. 3. Васильев // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. Сб. науч. трудов. Л: ЛГИТМиК, 1987. — С. 122−135.
  29. , А. М. Ф. Шопен Этюды ор. 25. Исполнительский и методический комментарий Текст.: учебное пособие / А. М. Войтин. — Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2005. -183 с.
  30. , Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры Текст. / Е. В. Волкова. М.: Искусство, 1988. — 240 с.
  31. , Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции Текст.: изд. 5. испр. и доп. / Л. С. Выготский / Комментарии Вяч. Вс. Иванова и И. В. Пешкова. М: Лабиринт, 1997. — 416 с.
  32. , Л. С. Психология развития как феномен культуры Текст. / Л. С. Выготский / Под редакцией М. Г. Ярошевского. Вступительная статья М. Г. Ярошевского. М: Институт практической психологии, 1996.-512 с.
  33. , JI. Е. Фортепианная музыка XX века Текст.: очерки — 2-е изд., доп. / JI. Е. Гаккель. JI: Советский композитор, 1990. — 288 с.
  34. , М. Б. Границы предмета социологии искусства Текст. / М. Б. Глотов // Социс. 1999. -№ 1. — С. 122−130.
  35. , М. В. Искусство как социологическое явление (некоторые современные концепции в западной социологии искусства) Текст. / М. В. Горностаева // Социс. 2004. — № 42. — С. 84−90.
  36. , А. Я. Категории средневековой культуры Текст.: 2-е изд., испр. и доп. / А. Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1984. — 350с.
  37. , В. Д. Искусство. Духовная культура. Философия Текст. / В. Д. Диденко. Алма-Ата: Наука, 1990. — 200 с.
  38. , В. И. Методы социологического исследования Текст.: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М: ИНФАРА, 2004. -768 с.
  39. , М. С. История зарубежной музыки Текст.: Вып.4. 4-е изд. / М. С. Друскин. -М: Музыка, 1976. — 528 с.
  40. , Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры Текст. / Е. В. Дуков. М: Классика-ХХ1, 2003. — 25б с.
  41. , Ю. К. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа над ним. Текст. / Ю. К. Евдокимова, Н. А. Симакова. М: Музыка, 1982.-252 с.
  42. , Б. С. Социальная культурология Текст.: пособие для студентов высших учебных заведений, в 2 ч. — Ч I. / Б. С. Ерасов. — М: АО «Аспект Пресс», 1994. 384 с.
  43. , А. Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике Текст.: Ч II-III / А. Ф. Еремеев. Свердловск, 1971. — 357 с.
  44. , В. С. Искусство и общество Текст. / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. Спб: Алетейя, 2005. — 592 с.
  45. , В. В. Мир художественной культуры: Философские очерки Текст. / В. В. Журавлев. М: Мысль, 1987. — 237 с.
  46. , В. В. Проблемы духовной жизни общества Текст. / В. В. Журавлев. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1972. — 144 с. 51.3акс, JL П. О культурологическом подходе к музыке Текст. / Л. П. Закс
  47. Музыка Культура — Человек. — Свердловск, 1988. — С. 9−44. 52.3ахава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера Текст.: учеб. пособие.
  48. Изд. 3-е, испр. и доп. / Б. Е. Захава. М: Просвещение, 1973. — 319 с. 53. Захаров, Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта
  49. , В. Г. Детерминизм в философии и физике Текст. / В. Г. Иванов. Л: Наука, 1974. — 180 с.
  50. , В. Н. Социология сегодня Текст. / В. Н. Иванов. М: Наука, 1989.- 175 с.
  51. , О. И. Принципы комплексного подхода в социальноiэкономических исследованиях Текст. / О. И. Иванов. Л. Наука, 1981.- 157 с.
  52. , А. А. Социальная философия Текст.: учеб. пособие / А. А. Ивин.- М: Гардарики, 2003. 336 с.
  53. , Л. Г. Социология культуры Текст.: учеб. пособие / Л. Г. Ио-нин. — М: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 280 с.
  54. , Ю. В. Социология культуры Текст.: учебник / Ю. В. Ирхин. -М: Экзамен, 2006. 526 с.
  55. , М. С. Культура философия — искусство (Диалог) Текст. / М. С. Каган, Т. В. Холостова. — М: Знание, 1988. — 64 с. 63 .Каган, М. С. Морфология искусства Текст. / М. С. Каган. JI: ИскусIство, 1972.-440 с.
  56. , М. С. Наследие JT. Фон Берталанфи и проблема применения системного подхода в сфере гуманитарного знания Текст. / М. С. Каган // Системный подход в современной науке. М: Прогресс-Традиция, 2004.-С. 53−69.
  57. , М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи Текст. / М. С. Каган. JI: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. -384 с.
  58. , М. С. Социальные функции искусства Текст. / М. С. Каган. Л: Знание, 1978.-36 с.
  59. , М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа Текст. / М. С. Кагана. М: Политиздат, 1974. — 328 с.
  60. , В. В. О духовном искусстве Текст. / В. В. Кандинский. — М: Архимед, 1992. 108 с.
  61. , Б. М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего Текст. / Б. М. Кедров. М: Мысль, 1985. — 543 с.
  62. , Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки Текст. / Ю. В. Келдыш. М: Советский композитор, 1978. — 511 с.
  63. , Л. Е. История культуры стран Европы и Америки (1870−1917) Текст.: учеб. пособие / Л. Е. Кертман. М: Высш. шк., 1987. — 304 с.
  64. Книга о музыке Текст. / Ред-сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. — М: Советский композитор, 1975. -333 с.
  65. , Е. Н. Пробуждающее образование Текст. / Е. Н. Князева // Синергетическая парадигма. М: Прогресс-Традиция, 2007. — С. 369 388.
  66. , А. А. Синергетика и творчество: универсальная модель устранения противоречий как основа новой стратегии исследований
  67. Текст. / А. А. Кобляков // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 305−323.
  68. . И. Д. Методы исторического исследования Текст. / И. Д. Ковальченко. М: Наука, 1987. — 439 с.
  69. , В. Д. История зарубежной музыки Текст.: Вып.З. — 6-е изд. / В. Д. Конен. М: Музыка, 1984. — 534 с.
  70. , О. А. Искусство и мир человека: (Искусство в формировании духовного мира человека) Текст. / О. А. Кривцун. — М: Знание, 1986. -112 с.
  71. , О. А. Эстетика Текст.: учебник / О. А. Кривцун. — М: Аспект Пресс. 1998.-430 с.
  72. , В. П. Путь к прекрасному: (об эстетическом идеале) Текст. / В. П. Крутоус. -М: Просвещение, 1989. 192 с.
  73. , JI. М. Функции музыки в генезисе западной культуры: авто-реф. дис.. канд. культурологии 24.00.01. / Л. М. Крымова. Кемерово, 2006.-23 с.
  74. Культура как предмет комплексного исследования Текст.: Сб. науч.тр. / КемГАКИ. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — Вып. 4, — 176 с.
  75. Культурология. XX век Текст.: словарь. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. — 640 с.
  76. Культурология XX век Текст.: энциклопедия. Т. 1. — СПб: Университетская книга, 1998. 447 с.
  77. Культурология XX век Текст.: энциклопедия. Т. 2. — СПб: Университетская книга, 1998. — 447 с.
  78. , О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография Текст.: в 2 кн.- Кн. 1. / О. Е. Левашева. М: Музыка, 1987. — 3 81 с.
  79. , О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография Текст.: в 2 кн.- Кн. 2. / О. Е. Левашева. М: Музыка, 1988. — 352 с.
  80. , Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи Текст. / Т. Н. Левая. М: Музыка, 1991. — 166 с.
  81. , Н. Л. Движение времени и законы жанра: Монография Текст. / Н. Л. Лейдерман. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. -256 с.
  82. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
  83. , Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года Текст.: учебник. В 2 т. — Т. 1. — 2-е изд., перераб. и доп. / Т. Н. Ливанова. — М: Музыка, 1983. — 696 с.
  84. , А. В. Природа художественного творчества Текст. / А. В. Лилов. М: Искусство, 1981. — 479 с.
  85. , М. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник Текст. / М. Н. Лисаковский. — М: Изд-во РАГС, 2002. 240 с.
  86. , М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики Текст. / М. Н. Лобанова. — М: Музыка, 1994. 320 с.
  87. , А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения Текст. / А. Ф. Лосев / Сост. А. А. Тахо-Годи. — М: Мысль, 1998.-750 с.
  88. , Ю. М. Об искусстве Текст. / Ю. М. Лотман. С-Петербург: «Искусство СПБ», 1998. — 704 с.
  89. , Ю. А. Идеология и художественная культура Текст. / Ю. А. Лукин. М: Искусство, 1982. — 247 с.
  90. , А. В. О музыке и музыкальном театре Текст.: в 3 томах. Т. 1. / А. В. Луначарский / Сост., текстологич. ред. Л. М. Хлебникова. Вступ. статья и науч. ред. В. Г. Кисунько. — М: Музыка, 1981.-431 с.
  91. , Л. Д. Искусство Западной Европы: Ср. века. Возрождение в Италии Текст.: 2-е изд., испр. и доп. / Л. Д. Любимов. — М: Просвещение, 1982. — 320 с.
  92. , Л. А. Анализ музыкальных произведений Текст. / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. М: Музыка, 1967. — 752 с.
  93. , Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методолог. анализ) Текст. / Э. С. Маркарян. — М: Мысль, 1983. 284 с.
  94. , А. Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу / Перевод с англ. А. М. Татлыбаевой. Вст. статья Н. Н. Акулиной. СПб: Евразия, 1999.-478 с.
  95. , А. Г. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Г. Маслоу. М: Смысл, 1999. — 425 с.
  96. , В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В. В. Медушевский. М: Музыка, 1976.-254 с.
  97. , Н. И. Музыкант-виртуоз эпохи романтизма как социокультурное явление Текст.: учеб. пособие / Н. И. Мельникова. -Магнитогорск: Магнитогорская гос. консерватория, 2005. — 70 с.
  98. , Я. Ф. Лист Текст.: изд. 2-е. расширенное и дополненное. Т. 1. / Я. Ф. Милыптейн. — М: Музыка, 1970. — 864 с.
  99. , Я. Ф. Лист Текст.: изд. 2-е. расширенное и дополненное. Т. 2. / Я. Ф. Милыптейн. — М: Музыка, 1970. — 600 с.
  100. Музыкальный словарь Гроува Текст. / Пер. с англ. Л. О. Акопя-на. М: Практика, 2001. — 1095 с.
  101. , Н. М. Социокультурная синергетика как альтернативная теория развития культуры Текст. / Н. М. Мухамеджанова // Обсерватория культуры, 2005. № 2. — С. 10−14.
  102. , Е. В. Звуковой мир музыки Текст. / Е. В. Назай-кинский. М: Музыка, 1988. — 254 с.
  103. , Е. В. Логика музыкальной композиции Текст. / Е. В. Назайкинский. М: Музыка, 1982. — 319 с.
  104. , Е. В. Стиль и жанр в музыке Текст.: учеб. пособие / Е. В. Назайкинский. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -248 с.
  105. , Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога Текст.: 4-е изд. / Г. Г. Нейгауз. — М: Музыка, 1982. — 300 с.
  106. , Л. Д. Советская музыка. История и современность Текст. / Л. Д. Никитина. М: Музыка, 1991. — 278 с.
  107. , А. А. Муцио Клементи Текст. / А. А. Николаев. М: Музыка, 1983.-93 с.
  108. , А. И. Особенности фортепианного стиля А. Н. Скрябина: На примере произведений малой формы Текст. / А. И. Николаева. М: Советский композитор, 1983. — 104 с.
  109. Новая философская энциклопедия Текст.: В 4 т. Т. 2. — М: Мысль, 2001.-634 с.
  110. , В. С. О работе над этюдами пейзажа Текст. / В. С. Оголовец. М: Профиздат, 1963. — 80 с.
  111. , М. А. Функции музыки в европейской культуре: фило-софско-антропологический аспект: автореферат дис.. д-ра филос. наук 09.00.13. / М. А. Олейник. Ростов н/Д, 2007. — 39 с.
  112. , М. Э. о взаимоотношении детерминизма и принципа причинности в физике Текст. / М. Э Омельяновский // Спонтанность и детерминизм / В. В. Казютинский, Е. А. Мамчур, Ю. В. Сачков, А. Ю. Севальников и др. М: Наука, 2006. — С. 7−15.
  113. , В. М. Прогнозирование художественной культуры: Вопросы методологии и методики Текст. / В. М. Петров. — М: Наука, 1991.-152 с.
  114. , И. Ф. Дифференциация культурных потребностей личности: социологический подход Текст.: учеб. пособие / И. Ф. Петров. -Кемерово: КемГАКИ, 2001. 111 с.
  115. , И. Ф. О деятельности и социальной детерминации культурных потребностей Текст. / И. Ф. Петров // Культура как предмет комплексного исследования: Сб. науч. тр. Кемерово: Кемеровск. гос. академия искусств и культуры, 2001. — Вып. 3. — С. 74−76.
  116. , Р. И. Камерная музыка Текст. / Р. И. Петрушан-.ская. М: Знание, 1981. — 48 с.
  117. , Т. В. О музыкальных жанрах Текст. / Т. В. Попова. М: Знание, 1981.- 128 с.
  118. , И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс / Пер с анг., общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. А. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. М: Прогресс, 1986. -432 с.
  119. Природа метода и жанра Текст.: Сб. статей / Отв. ред. Ф. 3. Ка-нунова. — Томск: Изд-во. Том. ун-та, 1989. — 236 с.
  120. Проблемы музыкального жанра Текст.: Сб. трудов, вып. 54 / Отв. ред. Т. Е. Лейе. М: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. — 165 с.
  121. , С. X. Эстетическое творчество и мир вещей Текст. / С. X. Раппопорт. М: Знание, 1987. — 64 с.
  122. , С. X. От художника к зрителю Текст. / С. X. Раппопорт. М: Советский художник, 1978. — 238 с.
  123. , В. В. А. Н. Скрябин Текст. / В. В. Рубцова. М: Музыка, 1989.-447 с.
  124. Русская художественная культура конца XIX-начала XX века (1908−1917) Текст. М: Наука, 1980. — 495 с.
  125. , В. Ф. Искусство как общественная потребность Текст. / В. Ф. Рябов. Л: Художник РСФСР, 1977. — 206 с.
  126. , В. Ф. Социальная природа искусства. К спорам о предмете искусства Текст. / В. Ф. Рябов. JI: Художник РСФСР, 1983. — 248 с.
  127. , В. В. Искусство в системе художественной культуры Текст. / В. В. Селиванов // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. Сб. науч. трудов / Отв. ред. В. Е. Гусев. — JT: ЛГИТМиК, 1987. С. 4−16.
  128. , Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения Текст.: учеб. пособие / Н. А. Симакова. М: Музыка, 1985. — 350 с.
  129. , В. И. Вопросы исполнительско-педагогического анализа этюдов и баллад Шопена Текст. / В. И. Слоним. Новосибирск: Новосибирская консерватория им. М. И. Глинки, 1987. — 35 с.
  130. , М. А. Русская фортепианная музыка: Черты своеобразия Текст. / М. А. Смирнов. М: Музыка, 1983. — 336 с.
  131. , М. А. Фортепианные произведения композиторов «Могучей кучки» Текст. / М. А. Смирнов. М: Музыка, 1971. — 115 с.
  132. Современная западная философия Текст.: словарь / Сост. В. С Малахов, В. П. Филатов. М: Политиздат, 1991. — 414 с.
  133. , К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процесс распространения и освоения художественных ценностей Текст. / К. Б. Соколов. М: Наука, 1990. — 244 с.
  134. , О. В. К проблеме типологии музыкальных жанров Текст. / О. В. Соколов // Проблемы музыки XX века. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1977. С. 12−58.
  135. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. А. Сорокин / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М: Политиздат, 1992. 543 с.
  136. , А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки Текст.: в 3 т. Т. 1. / А. Н. Сохор. — Л: Сов. композитор, 1980.— 295 с.
  137. , А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки Текст.: в 3 т. Т. 2. / А. Н. Сохор. — Л: Сов. композитор, 1981. — 295 с.
  138. , А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки Текст.: в 3 т. Т. 3. / А. Н. Сохор. — JI: Сов. композитор, 1983. -304 с.
  139. , А. Н. О методологии научного познания искусства Текст. / А. Н. Сохор // Методологические проблемы современного искусствознания / отв. ред. А. Н. Сохор. Л: ЛГИТМиК, 1975. — Вып. 1. — С. 719.
  140. , А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке Текст. / А. Н. Сохор. М: Музыка, 1968. — 103 с.
  141. , А. Н. Социология и музыкальная культура Текст. / А. Н. Сохор. М: Советский композитор, 1975. — 201 с.
  142. , Н. А. Фортепианная прелюдия в России: конец XIX-начало XX века Текст. / Н. А. Спектор. — М: Музыка, 1991. — 78 с.
  143. , В. С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) Текст. / В. С. Степин // Вопросы философии, 2004. № 3. — С. 37−43.
  144. , Л. Н. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности Текст. / Л. Н. Столович. — М: Политиздат, 1985.-415 с.
  145. Субкультуры и этносы в художественной жизни // Художественная жизнь современного общества Текст.: в 4-х т. / Отв. ред. К. Б. Соколов. СПб: Изд. «Дмитрий Буланин», 1996. — Т. 1. — 337 с.
  146. , Г. Д. Культурологический подход к искусству Текст. / Г. Д. Суворова, Ю. М. Шор // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. Сб. науч. Трудов / Отв. ред. В. Е. Гусев. Л: ЛГИТМиК, 1987. — С. 17−26.
  147. , Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов Текст. / Е. Я. Суриц. М: Искусство, 1979. — 360 с.
  148. , Н. А. Карл Черни и его этюды Текст. / Н. А. Терен-тьева. Л: Музыка, 1978. — 56 с.
  149. Тэн, И. Философия искусства Текст. / И. Тэн / Подгот к изд., общ.ред. и послесл. А. М. Микиши- вступ. ст. П. С. Гуревича. М: Республика, 1996. -315 с.
  150. , Ю. Н. Музыкальная форма Текст. / Ю. Н. Тюлин. М: Музыка, 1974.-359 с.
  151. , Б. А. Поэтика композиции Текст. / Б. А. Успенский.- М: Искусство, 1970. 224 с.
  152. , Б. А. Семиотика искусства Текст. / Б. А. Успенский.- М: школа «Языки русской культуры», 1995. — 360 с.
  153. , Н. М. Жанры в меняющемся мире Текст. / Н. М. Федь. -М: Сов. Россия, 1989. 544 с.
  154. , С. Е. Пианизм как искусство Текст. / С. Е. Фенберг. -М: Классика-ХХ1, 2001. 340 с.
  155. Философский словарь Текст. / Под. ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М: Политиздат, 1991. — 560 с.
  156. Философский энциклопедический словарь Текст. — М: ИНФРА-М, 1997.-576 с.
  157. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личность) Текст. / Ю. У.
  158. Фохт-Бабушкин. М: Знание, 1982. — 112 с. i *
  159. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления Текст. / Ю. У. Фохт-Бабушкин. М: Наука, 1986.-238 с.
  160. , О. М. Поэтика сюжета и жанра Текст. / О. М. Фрейденберг / Подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н. В. Брагинской. М: Изд. «Лабиринт», 1997. -448 с.
  161. , Г. Синергетика как мост между естественными и социальными науками Текст. / Г. Хакен // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. — М: Прогресс-Традиция, 2003.-С. 106−123.
  162. Хёйзинга, И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня Текст. / Й. г
  163. Хёйзинга / Пер. с нидерл. Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. — 464 с.
  164. , В. Н. Музыка как вид искусства Текст.: учеб. пособие. в 2 ч. / В. Н. Холопова / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. -М: Б. и., 1990. 138 с.
  165. , В. Н. Формы музыкальных произведений Текст. / В. Н. Холопова. СПб: Лань, 1999. — 496 с.
  166. , В. А. Анализ музыкальных форм. Простые формы Текст. / В. А. Цуккерман. М: Музыка, 1980. — 296 с.
  167. , Г. М. Исполнитель и техника Текст.: учеб. пособие / Г. I
  168. М. Цыпин. М: Издательский центр «Академия», 1999. — 192 с.
  169. , Г. М. Шопен и русская пианистическая традиция Текст. / Г. М. Цыпин. М: Музыка, 1990. — 96 с.
  170. , И. И. Жанры изобразительного искусства Текст. / И. И. Цырлин. М: Советский художник, 1962. — 72 с.
  171. , Т. В. Музыка в истории культуры Текст. / Т. В. Чередниченко. — Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. — Т. 2. — 173 с.
  172. , Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке Текст. / Т. Ю. Чернова. М: Музыка, 1984. — 144 с.
  173. , В. П. Гармония как эстетическая категория Текст. / В. П. Шестакова. М: Наука, 1973. — 256 с.
  174. Школа изобразительного искусства Текст.: учеб пособие. — 3-е изд., испр. и доп. М: Изобразительное искусство, 1986. — 176 с.
  175. , О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ Текст. / О. Ф. Шульпяков. — JI: Музыка, 1986. — 128 с.
  176. Эстетика Текст.: словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М: Политиздат, 1989. — 447 с.
  177. , Б. Г. Методологический анализ как направление изучения науки Текст. / Б. Г. Юдин. М: Наука, 1986. — 261 с.
  178. , Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. Текст. / Э. Г. Юдин. М: Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.
  179. , JI. Г. Искусство: философские проблемы исследования Текст. / JI. Г. Юлдашев / Предисл. и общ. ред. М. Ф. Овсянникова. -М: Мысль, 1981.-247 с.
Заполнить форму текущей работой