Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Русская идея в отечественной культуре XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-пятых, оформление русской идеи в отечественной музыкальной культуре произошло в XIX веке. Если в XVIII веке можно было наблюдать постепенное высвобождение музыки из-под влияния церкви, то в XIX веке стремительно утверждалась независимость искусства. Основным вектором развития становилось осмысление жизни через искусство, служение самому искусству и человеку. Многие композиторы желали приблизить… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Русская идея: истоки и смысл
    • 1. Сущность, структура и эволюция русской идеи
    • 2. Отечественные мыслители XIX века о русской идее
  • Глава 2. Явление русской идеи в отечественной культуре XIX века
    • 1. Реализация русской идеи в общественно-педагогической мысли XIX века
    • 2. Отображение русской идеи в изобразительном искусстве XIX века
    • 3. Мотивы русской идеи в музыкальной культуре XIX века
    • 4. Иллюстрации русской идеи в художественной литературе XIX века

Русская идея в отечественной культуре XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Диссертационная работа посвящена русской идее в контексте отечественной культуры XIX века, анализу ее роли в философской, общественно-педагогической мысли, музыкальной культуре, изобразительном искусстве, художественной литературе XIX столетия.

Тема «русской идеи» является одной из центральных тем в русской философии на протяжении всего периода ее развития и, несомненно, остается предметом дискуссий на современном этапе развития отечественной мысли. Своеобразие исторической судьбы России, ее миссия и призвание в мире, русская нация, ее религиозные идеалы и нравственные ценности, роль интеллигенции, ее отношение к государству и народу, — все эти философско-исторические вопросы сосредоточились в обсуждении сущности русской идеи.

Процессы поиска духовности, переоценки национальной самобытности являются важным этапом истории для большинства стран. Будучи представлением о собственной истории, русская идея демонстрирует множество взаимосвязанных аспектов. Прежде всего, она отвечает на вопрос об идентичности русского этноса, особенно во времена кризисов и перемен, когда идентичность подвергается угрозе. Но русская идея не исчерпывает этим своей значимости, выступая в периоды стабильного развития квинтэссенцией существующих ценностей — этнических, исторических, социальных, культурных и религиозных.

Славянофилы недаром считали русскую идею воплощением русской ментальности, особого рода духовности, поскольку она указывает на характерные, уникальные черты русского народа, отличающие его от других народов (прежде всего от народов «Запада»). Таким образом, воплощая собой принцип нации, ее сокровенные чаяния, русская идея является основой национальной идеологии, своеобразной политической программой и одновременно наиболее явным выражением мечтаний и надежд на будущее России, на ее особую, неповторимую судьбу и роль в мировой истории.

Актуальность обращения к теме исследования обоснована следующими положениями:

Во-первых, русская идея не сводится к какому-либо универсальному определению, эта проблема принадлежит к числу основных проблем русской национальной мыслиосмысление судьбы России, ее исторического и культурного наследия, возникнув вместе с русской культурой, прекратится лишь с исчезновением этой культуры;

Во-вторых, проблема русской идеи актуализируется в тех обществах, в которых осуществляется активный поиск новых исторических путей, происходит смена парадигм общественного сознания, в процессе которой остаются неясными идейные основополагающие ценностипостижение русской идеи и применение ее как идеологической основы для возрождения национального самосознания и культуры нашего государства необходимо на настоящем этапе развития российского общества;

В-третьих, в настоящее время, когда Россия не имеет четко обозначенной национальной идеи, появляется огромное количество идей и учений псевдонационалистического толка, ведущие к росту национальной и этносоциальной нетерпимостиобращение к данной теме позволило бы выявить доминанты слагаемых русской идеи, ее сущностную характеристику;

В-четвертых, анализ социальных, политических и культурных сторон жизни российского общества XIX века в аспекте русской идеи позволит современным исследователям определить приоритеты дальнейших путей развития и формирования современной России.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является анализ русской идеи в отечественной культуре XIX века.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

— выявить сущность, определить структуру и проследить эволюцию русской идеи в общественной мысли России указанного периода;

— проанализировать труды отечественных мыслителей XIX века, содержащие заметки и соображения о русской идеи;

— выявить суждения о русской идее в общественно-педагогической мысли XIX века;

— дать анализ изобразительного искусства отечественных живописцев XIX века в контексте русской идеи;

— определить мотивы русской идеи в отечественной музыкальной культуре XIX века посредством анализа музыкальной жизни России и творчества известных русских композиторов XIX века;

— показать иллюстрацию русской идеи в художественной литературе XIX века.

Объектом исследования является отечественная культура XIX века.

В качестве предмета диссертационного исследования рассматривается русская идея в отечественной культуре XIX века, многообразие ее определений и интерпретаций.

Гипотеза исследования. Анализ отечественной культуры XIX века позволяет предположить, что русская идея нашла отражение в отечественной культуре, прежде всего, в философии, в литературе, в системе образования, в живописи, в музыке.

Степень научной разработанности проблемы. Философские аспекты русской идеи поднимались в трудах К. С. Аксакова, H.A. Бердяева, Н. Я. Данилевского, Ф. М. Достоевского, Н. О. Лосского, В. Ф. Одоевского, B.C. Соловьева, П. Я. Чаадаева.

Из современных исследователей следует отметить H.A. Бенедиктова, Б. Бессонова, B.C. Библера, О. В. Вольтера, В. Гидиринского, A.B. Гулыгу, Б. В. Емельянова, В. К. Кантора, Я. В. Карасева, М. А. Маслина, В. М. Межуева, А.

Муронова, М. П. Мчедлова, Г. В. Осипова, В. И. Полищука, JI.B. Полякова, В. Россмана, В. Н. Сагатовского, В. Ю. Черных, А. Хеллемана, В. Хеллемана Р. И. Щукину, А. Л. Янова.

Культурологические и искусствоведческие аспекты русской идеи поднимаются в научных трудах, статьях, переписках Б. В. Асафьева, А. Н. Бенуа, Л. Г. Березовой, A.C. Даргомыжского, А. Дружинина, Г. К. Леонтьевой, А. Н. Мокрицкого, М. В. Нестерова, Л. И. Новиковой, Н. В. Петровой, Н. И. Пирогова, Л. А. Рапацкой, И. Е. Репина, А. Н. Серова, Л. С. Третьяковой, К. Д. Ушинского, A.A. Федоров-Давыдова, И.В. М. А. Шевчук, Шишкина, М. И. Яковкиной.

Методологическими основами исследования являются общенаучные принципы объективности, историзма, целостности, конкретности. В работе использовался гипотетико-дедуктивный метод, историко-философский подход (при анализе философских работ отечественных мыслителей), компаративистский метод (при сравнении различных аспектов проявления русской идеи), культурно-исторический метод (при анализе отечественной культуры в контексте исторического развития). В диссертации применяется метод системного анализа, определяющий логическую организацию исследования. Также в работе использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.

К научной новизне исследования необходимо отнести следующее:

— выявлена сущность, определена структура и прослежена эволюция русской идеи;

— показана многозначность трактовок русской идеи в работах отечественных мыслителей;

— определена русская идея в педагогических концепциях и учениях XIX века;

— впервые дан анализ изобразительных произведений отечественных живописцев XIX века в контексте русской идеи;

— впервые определены мотивы русской идеи в отечественной музыкальной культуре XIX века посредством анализа музыкальной жизни России и творчества известных русских композиторов XIX века;

— показана иллюстрация русской идеи в художественной литературе XIX века.

Несмотря на то, что тема русской идеи неоднократно поднималась в трудах многих отечественных мыслителей XIX века и был проведен глубокий ее философский анализ, тем не менее, фундаментальных культурологических исследований русской идеи не проводилось. Личный вклад автора заключается в том, что практически впервые предпринято комплексное исследование русской идеи в контексте культурологии.

Практическая значимость исследования. Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавательской деятельности в качестве раздела лекционного курса по истории русской философии и русской культуры. Они могут послужить основой дальнейших научных исследований. Кроме того, они могут быть использованы как материал для проведения консультаций и составления соответствующих методических пособий.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования изложены автором в 12 публикациях. Положения диссертации обсуждались на методических и методологических семинарах кафедры теории и истории культуры Нижневартовского государственного педагогического института. Отдельные положения были изложены автором на I Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (г. Нижневартовск, 2003 г.), II Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (г. Нижневартовск, 2004 г.), ежегодной конференции-семинаре молодых ученых «Науки о культуре — шаг в XXI век» (г. Москва, 2003 г.), межвузовской очнозаочной научно-практической конференции «Искусство в современном мире» (г. Нижневартовск, 2004 г.), V открытой окружной конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (г. Сургут, 2004 г.), межвузовской очно-заочной научно-практической конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (г. Нижневартовск, 2005 г.).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры Нижневартовского государственного педагогического института 17 мая 2005 года.

Положения, выносимые на защиту.

1. Русская идея — национальная идея, которая вырабатывалась на основе признания уникальности Российской цивилизации, ее особой роли в мировой культуре, посредством роста национального самосознания и патриотизма. Эволюция русской идеи началась в эпоху Средневековья с литературного памятника XI века «Слово о законе и благодати» Иллариона. Благодаря «Слову» утвердилась идея об особом призвании Руси в семье христианских народов, а теория Филофея «Москва — третий Рим» подтвердила богоизбранность русского народа и его веру в объединяющую силу. В эпоху Просвещения идея Москвы как третьего Рима утратила свой объединяющий смысл, ее место занял идеал Великой России. На его обоснование и была ориентирована отечественная историческая наука XVIII века.

2. В XIX веке русская идея получила импульс в своем развитии благодаря Отечественной войне 1812 года и восстанию декабристов. Эти социально-политические события привели к появлению философических писем П. Я. Чаадаева, к разделению русских мыслителей на западников и славянофилов. Именно в полемике между ними русская идея оформилась концептуально и стала «отправной точкой» в дискуссиях последующих поколений.

3. Оформление русской образовательной идеи произошло в середине XIX века. В общественно-педагогической мысли русская идея наиболее ярко проявилась в педагогических концепциях С. С. Уварова, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, С. А. Рачинского и других, и была основана на самодержавии, православии, народности, чувстве уважения к родному языку, литературе, краеведению, народным обычаям и традициям. Это было направлено на воспитание человека-гражданина, истинного патриота своей страны, носителя и выразителя русской идеи.

4. В изобразительном искусстве русская идея получила свое воплощение в полотнах художников народно-бытового, исторического жанров, и жанра сказачно-былинного эпоса. Обращение к истории русского народа, к его фольклору было не случайным, так как только через реальное историческое событие прошлого, воспроизведенного на полотне, художники могли передать основные черты характера русского человека, его национальное своеобразие, национальную гордость, патриотизм, одним словом, русскую идею.

5. В отечественной музыкальной культуре XIX века русская идея нашла свое воплощение в национальном гимне, русском романсе, русских операх сказачно-былинного жанра, в русских операх на национально-историческую тематику. Русская идея проявилась в музыкальных произведениях русских композиторов, основанных на национально — культурной самобытности. И эту самобытность они видели в былинах, сказках, легендах.

6. Русская идея широко представлена в художественной литературе русских писателей и поэтов XIX века, и была основана на национальном самосознании и патриотизме. Писатели и поэты обращались к теме Родины, русской природы, русского народа, к его повседневной культуре, его героизму. Писатели стремились выявить характерные черты русского народа, — все это говорило о том, что писатели, сквозь призму жизни простого человека и его мироощущения, стремились показать русскую идею.

Структура и объем диссертации

обусловлены последовательностью разрешения основных задач и целей исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографии. Общий объем диссертационного исследования — 147 страниц машинописного текста.

Заключение

.

Таким образом, в диссертационном исследовании проведен анализ русской идеи в отечественной культуре XIX века на примере философии, системы образования, живописи, музыки, литературы Решены следующие исследовательские задачи:

Во-первых, установлено, что русская идея представляет собой многостороннее явление в отечественной культуре, которое не сводится к какому-либо одному определению. В настоящее время большинство исследователей, как правило, акцентируют свое внимание на каком-нибудь отдельном аспекте ее проявления. Это позволяет глубже понять сущность русской идеи и не исключает возможность дальнейшей ее интерпретации.

В научной литературе устоялось мнение о том, что эволюция русской идеи началась в эпоху Средневековья. Благодаря литературному памятнику XI века «Слово о законе и благодати», утвердилась идея об особом призвании Руси в семье христианских народов. Позднее, теория «Москватретий Рим» подтвердила богоизбранность русского народа и его веру в объединяющую силу. В эпоху Просвещения идея Москвы как третьего Рима утратила свой объединяющий смысл, и ее место занял идеал Великой России.

Во-вторых, в первой половине XIX века социальные, экономические и политические события дали толчок в развитии русской идеи. В первую очередь, это было связано с полемикой западников и славянофилов. Именно они положили начало культурному диалогу, побудившему во многом пересмотреть традиционную философско-мировоззренческую проблематику, и по-новому поставить вопросы о единстве и множественности народов и культур России и Запада, о преемственности традиций и поколений, о монолитности философского познания и методологии.

Неповторимый вклад в развитие русской идеи внес П. Я. Чаадаев (17 941 856), его критический анализ отечественной культуры, определивший дальнейшую логику развития русской идеи. Философ попытался объяснить смысл исторического процесса, определить роль отдельных стран, в частности, России, в судьбах всего человечества. Он одним из первых русских мыслителей вышел на проблему осознания национального своеобразия России не с узких и местнических позиций, а с позиций глобальных, всемирных. Передовая часть русской интеллигенции обратила свой взгляд на Россию и круг ее проблем, и это привело к возникновению противостояния по вопросу «Восток — Запад», «Россия — Европа».

Не меньшее значение имеет философское наследие Н. Я. Данилевского (1822−1855). Он обосновал своеобразие славянской культуры и внес, тем самым, весомый вклад в отечественную историософскую мысль. В его теории культурно — исторических типов речь идет не столько о миссии России, сколько о признании в ней особого культурного типа. Его теория придала русской идее совершенно новый геополитический смысл, потеснивший ее прежнее — религиозное измерение.

Первым, кто задал «новую логику» развития русской идеи, отметив, что русская идея — идея наднациональная был, Ф. М. Достоевский (1821−1881). Он интерпретировал ее как задание, обращенное и к Европе, и к России в принципиально новом модусе русской идеи, разворачивающейся из плоскости «Россия-Европа» в плоскость «человек — всечеловечество». Его трактовка русской идеи менее всего связана с национальным и этноплеменным противостоянием, знаменуя собой новый этап в осмыслении ее содержания.

В контексте теории всеединства B.C. Соловьев (1953;1900) первый заговорил о русской идее как об особой философской концепции, в которой Россия, как и любая страна мира, имеет свой смысл существования, свою миссию. Но смысл существования наций лежит не в них самих, он входит в смысл человечества. Русская идея Соловьева — это определенный аспект христианства, лишенный национального самолюбования и этноцентризма.

Русская идея и долг России заключается в осуществлении социальной Троицы — органического единства церкви, государства и общества. Сущность самой идеи, в представлении Соловьева, совпадает с христианским преображением жизни, с построением ее на началах истины, добра и красоты.

По мнению H.A. Бердяева, русская идея — это понимание смысла истории, судьбы и назначения России, ее места в мировом историческом процессе, ее миссии и призвания в мировой культуреэто русская нация, ее вековые идеалы и нравственные ценностиэто идея братства людей и народов.

В-третьих, общественно-педагогическая мысль России XIX века была представлена разнообразными педагогическими концепциями и подходами, которые стремились определить русскую образовательную идею. Учитывая, что в первой половине XIX века еще сильно было влияние западных педагогических идеи, только с середины XIX века политика Российского правительства в сфере образования стала ориентироваться на поиск и развитие отечественных педагогических идей. Многие педагоги предлагали свои варианты педагогической русской идеи. Но устоявшаяся триада Уварова: «самодержавие, православие, народность» весьма точно отражала глубинные, традиционно сложившиеся основы русской жизни и самосознания. В дальнейшем, в ходе дискуссий и реформ русская образовательная идея получила свое концептуальное оформление. Она должна была быть основана на народности, чувстве уважения к родному языку, литературе, краеведению. Все это было направлено на воспитание человека-гражданина, истинного патриота своей страны, носителя и выразителя русской идеи.

В-четвертых, на протяжении XIX века в художественной культуре весьма актуальной являлась тема народа, его бытия, исторических судеб. Это было обусловлено целым рядом социально-экономических и политических причин и событий в российском обществе. Художники в своих произведениях старались показать притягательность и красоту народных обычаев, нравов и поэзии. Они верили в народ, в его национальную самобытность, невероятный запас нравственных сил, благородный и глубокий ум, они хотели понять душу русского человека. Для этого они обращались к истории русского народа, к его фольклору. Так как, только через реальное историческое событие прошлого, воспроизведенного на полотне, художники могли передать основные черты характера русского человека, его национальное своеобразие, национальную гордость, патриотизм, одним словом, русскую идею. Таким образом, русская идея получила свое воплощение в полотнах художников народно-бытового, исторического жанров и жанра сказочно-былинного эпоса.

В-пятых, оформление русской идеи в отечественной музыкальной культуре произошло в XIX веке. Если в XVIII веке можно было наблюдать постепенное высвобождение музыки из-под влияния церкви, то в XIX веке стремительно утверждалась независимость искусства. Основным вектором развития становилось осмысление жизни через искусство, служение самому искусству и человеку. Многие композиторы желали приблизить к народу свое творчество, старались в своих произведениях не быть похожими на иностранные образцы. В стремлении создать свою национальную музыку проявилось осознание самобытности русской культуры и русского народа, поиск путей развития музыкальной культуры и жизни России, а, следовательно, и поиск русской идеи.

В отечественной музыкальной культуре XIX века русская идея нашла свое воплощение в национальном гимне, русском романсе, русских операх сказачно-былинного жанра (на основе сбора и изучения народного фольклора) — в русских операх на национально-историческую тематику (на основе усиления народнических позиций). Одним словом, русская идея проявилась в музыкальных произведениях русских композиторов, основанных на национально — культурной самобытности. И эту самобытность они видели в былинах, сказках, легендах.

В-шестых, установлено, что русская идея была широко представлена в художественной литературе отечественных писателей и поэтов XIX века, и была основана на национальном самосознании и патриотизме. Обращение к теме Родины, народа, к его повседневной культуре, его героизму в период военных действий, выявлению характерных черт русского человека — все это свидетельствует о том, что они, сквозь призму жизни простого человека и его мироощущения, стремились показать русскую идею.

В данном исследовании был предпринят культурологический анализ русской идеи XIX века. За последние десять лет интерес к русской идее, к ее истории заметно усилился. Это выражается в появлении большого количества научных публикаций в периодических изданиях, в средствах массовой информации. Современные исследователи стремятся учитывать опыт прошлого, с целью определить приоритеты дальнейших путей развития и формирования современной России.

Одни авторы видят суть русской идеи в специфике решения различных проблем российской истории, российского менталитетадругие понимают ее как обоснование особой роли России в судьбах человечестватретьи выводят особую роль из специфики ее истории и геополитического положениячетвертые трактуют русскую идею как национальную, универсальнуюпятые связывают ее с определенными социальными идеалами и устремлениямишестые рассматривают русскую идею как очередной миф.

На наш взгляд, важность этой темы видится в возможности исследования процессов становления открытого гражданского общества в России, когда продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, религиозными и политическими установками может быть достигнуто только на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия, что и предполагает национальная идея.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.С. О русском воззрении /Аксаков К.С. // Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей /Сост. Е. А. Васильев. — М., 2002.-С. 143- 154.
  2. , В.В. Национальная идея и проблема русских регионов /Амелин В.В. // Социологические исследования. 1997. № 5. — С. 131 — 135.
  3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. — М.: Педагогика, 1987. 559 с.
  4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX века. М.: Педагогика, 1990. — 605 с.
  5. , В.А. Сакральный Космос Руси Изначальной: мифология, философия, символизм. /Апрелева В.А./ 4.1. Истоки Руси в контексте философии культуры. Гл. 9−17. СПб., «Инфо-да», 2004 224 с.
  6. , Г. Ш. Национальная идея как феномен российской политической культуры: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Ставрополь., 2000. -19 с.
  7. , Ю.В. Русские (этносоциологические очерки). / Аратюнян Ю. В. / М.: Наука, 1992. 464 с.
  8. , Б.В. Избранные труды. / Асафьев Б. В. / М., 1954. В 5-ти томах. Т.З. 335 с.
  9. , A.C. Россия: критика исторического опыта. /Ахиезер A.C./ Кн. 1−3. М., 1991.-234 с.
  10. , E.B. «Русская идея» в эсхатологической перспективе /Барабанов Е.В. // Вопросы философии. -1990. № 8. С. 62 — 74.
  11. , В.А. Русское национальное самосознание: философско-исторический очерк. /Баринов В.А./Омск, 2001. 218 с.
  12. , H.A. Римский-Корсаков: Монография. /Барсова H.A./ 2-е изд. Л.: Музыка, 1989. 88 с.
  13. , Э.Я. Русская идея и Американская мечта. /Баталов Э.Я. / М., 2001.-70 с.
  14. , В. Г. Письмо В.П. Боткину, 8 сент. 1841. /Белинский В.Г./ // Собр. соч.: В 9 т. Т.9. М., 1982. 482с.
  15. , В.Г. Полн. собр. соч./ Белинский В.Г./ М., 1955. Т. 7. -286 с.
  16. , H.A., Макарычев, С.П., Шаталин, E.H. Русская идея. Очерк развития отечественной философии. / Бенедиктов, H.A., Макарычев, С.П., Шаталин, Е. Н / Н. Новгород.: ННГУ, 1993. — 130 с.
  17. , H.A. Русская идея: Очерк развития отечественной философской мысли. /Бенедиктов H.A./ Н. Новгород, 1993. 167 с.
  18. Бену а, А. Н. История русской живописи в XIX веке /Бену, а А.Н./ Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. М.: Республика, 1999. -448 с.
  19. , H.A. Русская идея. Судьба России./Бердяев H.A./ М.: «Изд-во В. Шевчук», 2000. — 544 с.
  20. , H.A. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. /Бердяев H.A./- М.: «Сварог и К», 1997. 416 с.
  21. , Л.Г. Берлякова, Н.П. / Березовая, Л.Г. Берлякова, Н.П./ История русской культуры. В 2-х ч. 4.1М.: Владос, 2002. 400 с.
  22. , Б. Русская идея: мифы и реальность. /Бессонов Б./ М., 1994.-189 с.
  23. , B.C. Национальная русская идея? Русская речь. Опыт культурологического предположения /Библер B.C. // Октябрь. 1993. № 2. -С. 155- 162.
  24. , В.Х., Кумыков, A.M. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины XX века. /Болотков В.Х., Кумыков A.M. /- М.: «Гелиос АРВ», 2002. 480с.
  25. , Н., Валентай, С., Пугачев, Б. Национальная доктрина России (проблемы и перспективы) /Бугай Н., Валентай С., Пугачев Б./ // Российские вести. 1994. 13 апреля.
  26. , А. По поводу «русской идеи» в русской философии /Валицкий А. //Вопросы философии. 1994. № 1. — С. 68 — 73.
  27. , В.В. / Ванчугов В.В./ Очерк истории философии «самобытно-русской». М.: РИЦ Пилигрим, 1994. 408 с.
  28. , А. Вокруг «русской идеи» /Василенко А. // Молодая гвардия. 1998. № 7−8. — С. 258 — 261.
  29. , А.И. Российская нация: национально-политические проблемы XX века и общенациональная русская идея. /Вдовин А.И./ М.: Либрис, 1995.-247 с.
  30. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Новости, 1990.-216 с.
  31. , А.И. О национальной государственной идее России. Стратегические этюды. /Владимиров А.И./ Москва Новосибирск, 2000. -288 с.
  32. , О.В. Русская идея: история и смысл (концепция H.A. Бердяева): Автореф. дис.. канд. филос. наук. Краснодар., 2002. 27 с.
  33. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России: Сборник научных трудов. /АПН СССР, НИИ общ. Педагогики АПН СССР, М., 1978.-102 с.
  34. , Н.К. Русская философия и религиозное сознание /Гаврюшин Н.К. // Вопросы философии. 1994. № 1. — С. 65 — 68.
  35. , В. Русская идея: история и современность /Гидиринский В.// Молодая гвардия. 1998. № 7−8.- С. 233 — 258.
  36. Глазкова, Н.Д. H.A. Римский Корсаков. /Глазкова Н.Д./ - М.: «Советская Россия», 1974. — 122 с.
  37. Глинка в воспоминаниях современников / Под общ. ред. A.A. Орловой. М.: Музгиз, 1955. 431 с.
  38. , Н.В. Собр. сочинений в 9 т. /Гоголь Н.В. / Сост. и коммент. В. А, Воропаева, И. А. Виноградова. М., 1994. Т.6. 356 с.
  39. , Г. Л. Мусоргский и фольклор. /Головинский Г. Л./ М.: Музыка, 1994.-220 с.
  40. , Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского./Гончаров Н.К./ М.: Педагогика, 1974. — 272 с.
  41. , Е.М. Композиторы «Могучей кучки». /Гордеева Е.М./ -М.: «Советская Россия», 1960. 174 с.
  42. , Б. Поиск русской национальной идентичности /Гройс Б. // Вопросы философии. 1992. № 1. — С. 52 — 61.
  43. , A.B. Русская идея и ее творцы. /Гулыга A.B./- М.: Эксмо, 2003.-448 с.
  44. , A.B. Русская идея как постсовременная проблема /Гулыга A.B. // Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е. А. Васильев. М.: Айрис — пресс, 2002. С. 5 — 25.
  45. , Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо Романскому. /Данилевский Н. Я. / М.: Книга, 1991. — 574с.
  46. , A.C. и его окружение. Избр. письма / Под ред. М. С. Пекелиса. М.: Музыка, 1966. Вып. 1. — 495 с.
  47. , В.М. Современная интеллигенция и русская национальная идея. /Демин В.М./ М.: Русская Правда, 2003. 240 с.
  48. , Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 25./Достоевский Ф.М./ Л.: Наука, 1983. — 472 с.
  49. , А. Воспоминания о русском художнике П.А. Федотове. /Дружинин А./ М., 1918. 116 с.
  50. , Б.В. Петрунина, Т.А. Русская идея и возрождение России (Критика) /Емельянов Б.В., Петрунина Т. А. // Педагогика. 2000. № 5. — С. 104 — 106.
  51. , А.Б. Народность как современность /Есин А.Б. // Филологические науки. 1999. № 5. С. 13 — 22.
  52. , В.Н. Пушкин и русская идея /Захаров В.Н. // Север. -1998. № 6.-С. 112−117.
  53. , В.В. История русской философии. /Зеньковский В.В./ В 2-х т. Т.1. Ростов- на- Дону: «Феникс», 1999. 544 с.
  54. , Н.М., Исаев, И.А. История политических и правовых учений России XI XX вв. /Золотухина Н.М., Исаев И.А./ М.: Юрист, 1995.-378 с.
  55. , Л. «Могучая кучка»: Краткий очерк. /Зорина Л./ М.: Музыка, 1999. 104 с.
  56. , Е.Ю. Возвращение к «русской идее»: кризис идентичности и национальная история /Зубкова Е.Ю. // Отечественная история. 1999. № 5. — С. 4 — 28.
  57. , Г. А. Современная русская идея и государство. /Зюганов Г. А./М., 1995.-181 с.
  58. , И.И. О православном характере русской религиозной философии /Иванова И.И. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2003. № 1. — С. 44−55.
  59. , А. Русская философия истории: романтический консерватизм /Игнатов А. // Вопросы философии. 1999. № 11. — С. 102 -122.
  60. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М.: Госполитиздат, 1951. В 3-х томах. Т. 2. — 567 с.
  61. , М.В. Слова и смыслы. По уставу судьбы: русская идея /Ильин М.В. // Полис. 1996. № 4. С. 106 -114.
  62. История русского изобразительного искусства в 2-х томах. Т.1. / Под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. М.: «Изобразительное искусство», 1979. 362 с.
  63. История русской живописи /Автор, сост. Е. А. Конькова. М.: Вече, 2002.-512 с.
  64. , М.С. Музыка в мире искусств. /Каган М.С./ СПб.: VI, 1996. -232 с.
  65. , В. Русская идея перед лицом времени. /КАнашкин В./ Краснодар, 1995. 288 с.
  66. , А.И. История русской музыки. /Кандинский А.И./ Т.1. От древнейших времен до середины XIX в. М.: Музыка, 1980. 623 с.
  67. , В.К. Западничество как проблема «русского пути» /Кантор В.К. // Вопросы философии. 1993. № 4. — С. 24 — 35.
  68. , В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» /Кантор В.К. // Вопросы философии. 1994. № 5. — С. 27 — 47.
  69. , Я.В. Русская идея: Символ и смысл /Карасев Я.В. // Вопросы философии. 1992. № 8. — С. 92 — 105.
  70. , JI.A. Проблема социального идеал в российской культуре второй половины XIX века /Керн JI.A. / Науч. ред. профф. Б. В. Емельянов. Екатеринбург.: УрГУ, 2000. — 111 с.
  71. , И.В. В ответ A.C. Хомякову /Кириевский И.В. // Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е. А. Васильев. М.: Айрис-пресс, 2002. — С. 130 — 143.
  72. , С. Русская идея в постмодернистском пространстве /Клишина С. // Россия XXI век. 1998. № 1 — 2. — С. 143 — 156.
  73. , В.О. Курс русской истории. /Ключевский В.О. / Соч. в 9 т. Т.1. М.: Мысль, 1987. 430 с.
  74. , В.А. Русская идея и возрождение России. /Кобылянский В.А. /Иркутск, 1997. 115 с.
  75. , И.В. Введение в историю русской культуры. /Кондаков И.В. /М.: Аспект Пресс, 1997. 687 с.
  76. , И. М.А. Балакирев: Жизнь и творчество в письмах и документах. /Кунин И./ М.: Советский композитор, 1967. 142 с.
  77. , А. Пантеизм и монотеизм /Кураев А. // Вопросы философии. 1996. № 6. С. 35 — 53.
  78. , A.A. Русская идея /Лебедев A.A. // Полис. 1995. № 2. -С. 119−129.
  79. , И.И. 1860−1910. Альбом. / Вступ. статья Федорова-Давыдова A.A. СПб.: Аврора, 2001.-159 с.
  80. , И .Я. Культурология. /Левяш И.Я. /М., 1998. 544 с.
  81. , Г. К. Питомцы муз. Книга о русских зодчих, ваятелей и живописцев первой половины XIX века. /Леонтьева Г. К./ Л.: Искусство, 1968.-158 с.
  82. , Н.С. Собр. соч. В 11 т. /Лесков Н.С./ М., 1958. — Т.Н. — 585 с.
  83. , Н.О. История русской философии. /Лосский Н.О./ М.: Сварог и К, 2000. — 496 с.
  84. , Н.О. Характер русского народа. /Лосский Н.О./ М.: Ключ, В 2-х книгах. Кн. 2. 1990. 90 с.
  85. , В.А. Отечественная философия истории в контексте русской идеи. /Малинин В.А. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. -1994. С. 3 — 8.
  86. , Н.Г. В.И. Суриков. /Машковцев Н.Г./ М., Л., 1960. -135 с.
  87. Медведева, И.А. A.C. Даргомыжский. /Медведева И.А./ М.: Музыка, 1989. 190 с.
  88. , В.М. О национальной идее /Межуев В.М. // Вопросы философии. -1997. № 12. С. 3 -15.
  89. , П.Н. Очерки по истории русской культуры. /Милюков П.Н. /М., 1988.-327 с.
  90. , В.И. Русская идея и современная Россия: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1993. 24 с.
  91. , А. Н. Воспоминания А.Г. Венецианова и его учеников /Мокрицкий А.Н. //А.Г. Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Сост. вступ. статья A.B. Корниковой. Л.: Искусство, 1980. -391 с.
  92. Молева, Н. М, Белютин, Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. /Молева Н.М., Белютин Э.М./ М., 1990. 584 с.
  93. , A.A. Русская идея: проблемы, суждения /Муронов A.A. // Вестник Моск. Ун-та. Серия 18, соц-я и полит-я. 1998. № 3. — С. 104 -111.
  94. , М.П. Российская цивилизация. /Мчедлов М.П./ М.: Академический проект, 2003. 656 с.
  95. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX 90-ые гг. XX вв.). / Под ред. З. И. Раквина. — М., 1997. — 256 с.
  96. , H.A. Сочинения в 3-х т. /Некрасов H.A./ Т.З. М., 1953. -486 с.
  97. , М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. /Нестеров М.В./ М.: Искусство, 1959. 399 с.
  98. , Ф.Ф. Связь времен: опыт исторической публицистики. -/Нестеров Ф.Ф./ М.: Молодая гвардия, 1987. 239 с.
  99. , В.А. Достоевский: православие и русская идея /Нкитин В.А. // Социологические исследования. 1990. № 3. — С. 125 — 131.
  100. , Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории. /Новикова Л.И., Сиземская И.Н./ М.: Аспект-пресс, 1999. 399 с.
  101. , Н.Ф. Этнос и государственность. /Новосадов Н.Ф./ Сургут, 2000.-211 с.
  102. , C.B. Русские и европейцы. Поиски русской национальной идентичности у Ф. М. Достоевского /Оболенская C.B. // Одиссей. Человек в истории. 1998. № 3. С. 33−37.
  103. , В.Ф. Русские ночи. /Одоевский В.Ф./ М.: Худ. лит., 1981.-365 с.
  104. , Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия /Осипов Г. В. // Вопросы философии. 1997. № 10. — С. 3 — 13.
  105. , A.B. Избранные статьи, воспоминания. /Оссовский
  106. A.B./ JL: Советский композитор, 1961. — 400 с.
  107. , А.П. Мессианство русской культуры. /Петров А.П./ Екатеринбург, 1999. 84 с.
  108. , Н.В. Парадигма национальной идеи в историко-философском контексте российской действительности XIX века. /Петрова Н.В./ Ижевск, 1999. 163 с.
  109. , Н.И. Избранные педагогические сочинения /Пирогов Н.И. / Сост., автор всупит. статьи А. Н. Алексюк. М.: Педагогика, 1985. -496 с.
  110. , В.М. Русская идея. /Пискунов В.М./ М.: Искусство, 1995.-539 с.
  111. , В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX века. /Познанский В.В./ М.: Просвещение, 1970. 496 с.
  112. , В.И. Мировая и отечественная культура. /Полищук
  113. B.И./ В 2-х ч. Ч. 2. Нижневартовск Екатеринбург, 1993. — 256 с.
  114. , JI. Логика «русской идеи» /Поляков Л. // Общественные науки и современность. 1992. № 3. — С. 70 — 85.
  115. Л. Логика «русской идеи» // Общественные науки и современность. -1992. № 4. С. 158 — 166.
  116. , Л. Логика «русской идеи» /Поляков Л. // Общественные науки и современность. 1992. № 5. — С. 123 — 134.
  117. , Л.В. Вечный спор и современные проблемы /Поляков Л. // Вопросы философии. 1995. № 2. — С. 71 — 75.
  118. , Г. Г. Русское искусство XIX века. /Поспелов Г. Г./ М.: Искусство. 288 с.
  119. , В .Я. Сказка. Эпос. Песня./Пропп В.Я./ М., 2001. 368 с.
  120. , A.B. Русская идея и современная Россия: кризис и перспективы развития /Разин A.B. // Философские науки. 2001. № 4. — С. 49 — 59.
  121. , JI.A. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века». /Рапацкая Л.Я. / М.: Владос, 2001. 384 с.
  122. Рацкая, Ц.С. H.A. Римский-Корсаков. /Рацкая Ц.С./ Монография 2-е изд. М.: Музыка, 1997. 112 с.
  123. , С.А. Сельская школа. /Рачинский С.А. / Составитель, комментарий Л. Ю. Стрелкова. М.: Педагогика, 1991. — 175 с.
  124. , И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. /Репин И.Е./ М.: Искусство, 1952. 408 с.
  125. , А. М.И. Глинка: Альбом. /Розанов А./ М.: Музыка, 1987.-175 с.
  126. , Н.С. Национальная идея как императив разума /Розов Н.С. // Вопросы философии. 1997. № 10. — С. 13 — 29.
  127. , В. Платон как зеркало русской идеи /Россман В. // Вопросы философии. 2005. № 4. — С. 38 — 50.
  128. Русская идея. / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — 496 с.
  129. Русская идея: в кругу писателей и мыслителей Русского зарубежья: В 2-х томах. М.: Искусство, 1994. 539 с.
  130. Русская нация и русская идея: история и современность. Тез. докл. 4.1. Материалы межрегион, науч.- практ. конф. Оренбург.: Димур, 1996.-210 с.
  131. Русская нация и русская идея: история и современность. Тез. докл. 4.2. Материалы межрегион, науч.- практ. конф. Оренбург.: Димур, 1996.-100 с.
  132. , O.A. Гуманитарно-культурологические аспекты формирования русского национального самосознания (первая половина XIX века): Автореф. дис.. канд. культурологии. СПб., 1997. 24 с.
  133. , В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? /Сагатовский В.Н./ СПб., 1994. 217 с.
  134. , Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. /Сарабьянов Д.В./ М.: «Советский художник», 1980. 262 с.
  135. , JI.A. Место русской культуры среди мировых культур: приглашение к размышлению /Седов JI.A. // Полис. 1994. № 4. С. 97 -110.
  136. , А.Н. «Русалка» опера Даргомыжского. Избранные статьи. /Серов А.Н./ М., Л., 1950. — 278 с.
  137. Сибирь в геополитическом пространстве XXI века. Новосибирск, Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. 234 с.
  138. , B.C. Русская идея в мировоззрении Ф.М. Достоевского. /Сизов B.C./ Киров, 1998. 167 с.
  139. , Т.А., Подчиненов, A.B. Русская идея как художественный феномен: /Снегирева Т.А., Подчиненов A.B. /Екатеринбург: Урал. Ун-т, 2001. 104 с.
  140. , B.C. Русская идея /Соловьев B.C. // Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е. А. Васильев. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 227 — 257.
  141. , В.В. Статьи о музыке. /Стасов В.В./ М., 1977. В 5-ти томах. Т.З. 355 с.
  142. , H.H. Жизнь и труды Н.Я. Данилевского /Страхов H.H. // Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо Романскому. М., 1991. С. 5 — 30.
  143. , A.M. В.Ф. Одоевский. /Ступель А. М/ JL: Музыка, 1985.- 94 с.
  144. , В. Что есть Россия? /Тишков В.// Вопросы философии. -1995. № 2.-С. 3- 18.
  145. , В.А. Русская идея в контексте национальной идеи /Тихонова В.А. // Вестник МГУКИ. 2004. №З.С. 26−31.
  146. Томашевский, Б.В. A.C. Пушкин. /Томашевский Б.В./ М.-Л., 1961.-575с.
  147. , JI.C. Русская музыка XIX века. /Третьякова JI.C./ М.: Просвещение, 1976. 207 с.
  148. , Е.С. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление: Социально-философские очерки. /Троицкий Е.С./ М.: Сов. Россия, 1989.-272 с.
  149. , К.Д. Собрание сочинений в 6-ти томах. /Ушинский К.Д./Т. 2.-М., 1988.-494 с.
  150. , А.И. Против течений. Н. С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем. /Фаресов А.И./ СПб., 1994.- 420 с.
  151. Федоров-Давыдов, A.A. Русский пейзаж XVIII начала XX века. /Федоров-Давыдов A.A./ М.: Советский художник, 1986. — 304 с.
  152. Филофей. Послание о неблагоприятных днях и числах. /Философей // Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е. А. Васильев. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 25 — 32.
  153. , А., Хеллеман, В. Русская идея: философские размышления /Хеллеман А., Хеллеман В. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2003. № 1. — С. 86 — 101.
  154. , A.C. О старом и новом /Хомяков A.C. // Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е. А. Васильев. М.: Айрис — пресс, 2002. С. 112 — 130.
  155. , П.Я. Сочинения. /Чаадаев П.Я. / Сост. В. Ю. Проскурина. М.: Правда, 1989. — 656 с.
  156. , П.И. Музыкальные фельетоны и заметки. /Чайковский П.И. /М., 1896. 306 с.
  157. , В.Ю. Аксиология истории и русская идея /Черных В. Ю // Философия и общество. 1999. № 3. — С. 76 — 94.
  158. , И.И. Переписка. Дневник. Современники о художнике./Шишкин И.И. /Сост, всуп. статья, примеч. H.H. Шуваловой, JL: Искусство, 1984. 478 с.
  159. , Г. Сочинения. /Шпет Г./ М.: Правда, 1989. 602 с.
  160. , В. Европа и душа Востока /Шубарт В. // Общественные науки и современность. 1993. № 4. — С. 167 — 177.
  161. , Р.И. Национальная идея как предмет социально-философского анализа: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Пермь., 2002. -20 с.
  162. , A.B. Русская народная духовная культура. /Юдин A.B./ М.: Высшая школа, 1999. 331 с.
  163. , М.И. История русской культуры: XIX век. /Яковкина М.И./ СПб.: Лань, 2002. 576 с.
  164. , А.Л. Русская идея и 2000 год /Янов А.Л. // Нева. 1990. № 10.-С. 151 — 176.
  165. , Р.Г. Поиск народной идеи /Яновский Р.Г. // Социологические исследования. 1997. № 5. — С. 15−21.
Заполнить форму текущей работой